[лат. Otto] (23.11.912, Валльхаузен, Саксония - 7.05.973, Мемлебен, Тюрингия), герм. король (с 936), итал. король (с 951), император Свящ. Римской империи (с 962); из Саксонской династии (др. названия: династия Людольфингов, династия Оттонов). Основные сведения о правлении О. содержатся в дипломатических источниках, а также в трудах Лиутпранда Кремонского «Антаподосис» (Antapodosis, 958-962), «История Оттона» (Historia Ottonis, 964) и «Донесение о посольстве в Константинополь» (Relatio de legatione Constinapolitana, 969), в сочинении Видукинда Корвейского «Деяния саксов в 3 книгах» (Rerum Gestarum Saxonicarum libri III, 967/8-973), в продолжении «Хроники» Регинона Прюмского авторства архиеп. Адальберта Магдебургского (Continuatio Reginonis, 966-968), в соч. «Деяния Оттона» (Gesta Ottonis, 965-967/8) - исторической поэме Гросвиты, канониссы мон-ря Гандерсхайм (еп-ство Хильдесхайм, Н. Саксония), в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018). Важными свидетельствами по церковно-политической истории этого периода являются агиографические сочинения: составленное Руотгером Кёльнским Житие св. Бруно, архиепископа Кёльнского (967-969), младшего брата О., Житие св. Матильды, матери О. (ок. 973-983, автор неизвестен).
О.- сын Генриха I Птицелова, герцога Саксонии (912-919, герм. король в 919-936), от 2-го брака с Матильдой († 968), дочерью гр. Дитриха из рода герц. Видукинда Саксонского. Получил имя в честь деда, саксонского герц. Оттона Сиятельного († 912). Тангмар († 938), сын Генриха I от 1-го брака, был отстранен от наследования. У О. были младшие братья: Генрих († 955) и Бруно († 965, с 953 архиепископ Кёльнский) и сестры: Герберга († 968/9) и Гедвига (Хадвиг) († 965). Государи из Саксонской династии отказались от применявшейся Каролингами практики раздела власти и земель между сыновьями: в 929 г. кор. Генрих I назначил О. единственным наследником Восточнофранкского королевства (это наименование герм. земель в составе Каролингской империи сохр. при Саксонской династии, королевский титул Генриха I и О.- «король восточных франков» (rex Francorum Orientalium)). В 929/30 г. О. женился на Эдит († 946), дочери англ. кор. Эдуарда Старшего (899/901-924). От этого брака родились сын Людольф (ок. 930-957) и дочь Лиутгарда (931-953). У О. был незаконнорожденный старший сын Вильгельм (929-968) от пленной знатной славянки.
Согласно свидетельству Видукинда Корвейского (ок. 925 - после 973), О. был коронован после смерти Генриха I, в 936 г., в Ахене, однако более вероятно, что коронация состоялась еще при жизни отца, в 930 г., в Майнце (см., напр.: Keller. 1995).
Первые годы правления прошли в борьбе с внешними врагами и в противостоянии представителям герм. знати, оспаривавшим его право на престол. В 936 г. О. направил саксон. военачальника Германа Биллунга († 973) в поход против восставшего слав. племени ротарей, благодаря чему удалось одержать верх и восстановить влияние герм. короля в регионе. Вскоре на землях, захваченных у полабских славян, О. создал 2 маркграфства, ставшие форпостом для дальнейшего распространения влияния герм. государя на восток: Герман Биллунг в 936 г. получил территории в нижнем течении Эльбы (впосл. именовались маркой Биллунгов), а др. представитель саксон. знати, Геро Железный († 965), в 937 г. стал маркграфом Восточной марки в среднем течении Эльбы и на р. Зале. К 940 г. О. подчинил себе слав. земли вплоть до Одера.
С началом правления О. набеги на герм. земли возобновили венгры. В 937 г. они напали на Франконию, в 938 г.- на Саксонию, но оба раза их натиск удалось отразить. В 943 г. близ г. Вельс крупную победу над венграми одержали войска герц. Бертольда Баварского († 947), после чего набеги на нек-рое время прекратились.
В 938-939 гг. против О. выступили его старший брат Тангмар, младший брат Генрих, Эберхард, герцог Франконии (918-939), и Гизельберт, герцог Лотарингии (925 или 928-939). Тангмар был убит в 938 г., Эберхард и Гизельберт погибли в 939 г. Генрих сначала бежал ко двору западнофранк. кор. Людовика IV Заморского (936-954), но потом вернулся в Германию и примирился с братом, к-рый передал под его управление Лотарингию. В 941 г. Генрих поднял новый мятеж и организовал покушение на О. в Кведлинбурге. После подавления мятежа Генриха поместили под арест в Ингельхайме (ныне Ингельхайм-ам-Райн); герцогом Лотарингии по распоряжению О. стал Оттон I († 944), граф Вердена. После его смерти герцогство Лотарингское получил женатый на его дочери Конрад Рыжий († 955), граф Вормсгау и Шпайергау (во Франконии), к-рый, овдовев, в 947 г. женился на Лиутгарде, дочери О.
На Лотарингию претендовал и западнофранк. кор. Людовик IV, однако после того как в 940 г. войска О. вторглись во Францию и Бургундию, государям пришлось примириться друг с другом. Позднее герм. король выступил арбитром в конфликте Людовика IV с Гуго Великим, маркизом Нейстрии (922-956) и герцогом франков (936-956). С обоими участниками конфликта О. был связан родственными отношениями: его сестра Герберга, овдовев, вышла замуж за кор. Людовика IV, а др. сестра, Гедвига, была супругой герц. Гуго Великого. В 946 г., когда возобновилось вооруженное противостояние кор. Людовика IV и герц. Гуго Великого, О. вместе с королем Бургундии Конрадом I Тихим (937-993) поддержал Людовика IV. Их войска разгромили армию герц. Гуго Великого.
К нач. 50-х гг. X в. О. упрочил свою власть в Восточнофранкском королевстве; во главе всех герцогств, входивших в него, стояли представители Саксонской династии. В 947 г. О. примирился с мятежным братом Генрихом и поставил его герцогом Баварии. Генрих проявил себя хорошим правителем, в 949-950 гг. он успешно противостоял набегам венгров. В 949 г. умер герцог Швабии Герман, и Швабское герцогство получил сын О.- Людольф, женатый на единственной дочери герц. Германа.
Восстановление политической стабильности в германских владениях и успех в противостоянии правителям Западнофранкского королевства способствовали появлению у О. новых политических амбиций, связанных с господством над итальянскими землями и обретением имп. титула. В начале правления германский король предпочитал не вмешиваться в итальянскую политику. Когда в 941 г. маркграф Беренгар Иврейский (923/4-964, король Италии с 950) из-за конфликта с Гуго (Уго) Арльским, королем Италии (926-945), бежал в Восточнофранкское королевство и обратился за помощью к О., тот не оказал маркграфу военной поддержки. В 945 г. Беренгар вернулся в Сев. Италию, одержал верх в конфликте и стал фактическим правителем Италии при юном сыне Гуго, кор. Лотаре II (945-950), а после его смерти (подозревали, что Лотарь II был отравлен) - королем (как Беренгар II) совместно со своим сыном Адальбертом.
Заняв трон, Беренгар II с целью упрочить свое положение хотел женить Адальберта на св. Адельгейде (ок. 931-999), вдове кор. Лотаря II. Она противилась этому браку, Беренгар II держал ее в заточении, однако Адельгейде удалось бежать и обратиться за помощью к О. Это стало предлогом для 1-го итал. похода: в 951 г. О. вторгся в Италию, разгромил Беренгара II, обвенчался в Павии с Адельгейдой и получил титул короля Италии. О королевской коронации в источниках не упоминается, однако начиная с окт. 951 г. в документах О. именовался «королем франков и лангобардов» или «франков и италийцев» (rex Francorum et Langobardorum, rex Francorum et Italicorum). В Рим был направлен архиеп. Фридрих Майнцский (937-954) для переговоров с папой Агапитом II (946-955) о возможности имп. коронации О. Однако папа Римский, находившийся под давлением светского правителя Рима Альберика II (932-954), отказался короновать герм. короля.
В 952 г. О. торжественно возвратился в свои владения с новой супругой. От брака с Адельгейдой у О. было 4 детей: старшие сыновья Генрих (952-954) и Бруно (953), умершие в младенчестве, буд. имп. Оттон II (955-983) и дочь Матильда (955-999), ставшая впосл. аббатисой Кведлинбурга.
В Восточнофранкское королевство прибыл и Беренгар II. В Аугсбурге 7 авг. 952 г. бывш. противники заключили соглашение, по к-рому Беренгар получил прощение, присягнул на верность О. и вместе с сыном принял в управление Италию (без маркграфства Вероны и территории бывш. Фриульской марки) как феодальное держание под сюзеренитетом О. Верона и Аквилея были отторгнуты от Италии и присоединены к Баварии.
Расширение владений герц. Генриха Баварского вызвало недовольство швабского герц. Людольфа и лотарингского герц. Конрада Рыжего. Конфликт между братом О., с одной стороны, и его сыном и зятем - с другой, в 953-954 гг. перерос в военное выступление герц. Людольфа и герц. Конрада Рыжего против короля. Одновременно против герц. Конрада Рыжего выступили недовольные им представители лотарингской знати под рук. Регинара (Ренье) III († 973), графа Геннегау (Эно). О. одержал победу и затем примирился с восставшими, но лишил их большей части владений. Герцогом Швабии стал Бурхард († 973) - потомок прежнего швабского герцогского рода, а герцогом Лотарингии - брат О., Бруно (с 953 архиепископ Кёльна).
В 954 г. в Восточнофранкское королевство вновь вторглись венгры. О. удалось одержать решающую победу над ними в битве на р. Лех (10 авг. 955) и положить конец венг. вторжениям. Одновременно произошли крупные выступления славян. В 954 г. маркграф Герман Биллунг победил западнослав. племя укрян. В следующем году вспыхнуло более масштабное восстание, инициированное племянниками маркграфа - Вихманом († 967) и Экбертом († 994), к-рые выступали в союзе с ободритскими (бодричскими) князьями Стойгневом († 955) и Наконом († 965/7) и представителями др. слав. племен. 16 окт. 955 г. в сражении на р. Раксе армия О. разгромила противников, кн. Стойгнев был убит, Вихману и Экберту удалось бежать, а кн. Након покорился О., вероятно, принял христианство и в дальнейшем оставался союзником короля, поддерживал мир на вост. границе.
Гр. Регинар III, к-рому после свержения герц. Конрада Рыжего не удалось получить власть над Лотарингией, в 956 г. попытался захватить часть лотарингских владений сестры О.- Герберги. Ее сын, западнофранк. кор. Лотарь (954-986), предпринял успешный поход на столицу Геннегау - г. Монс; взяв в плен жену и сыновей гр. Регинара III, он добился возвращения захваченных земель. После еще одной попытки мятежа кор. Лотарь совместно с архиеп. Бруно Кёльнским выдал графа О. В 958 г. Регинар III был выслан в Богемию, где вскоре умер. Графство Геннегау разделили на 2 части - графство Монс и маркграфство Валансьен.
В 959 г. произошло новое крупное выступление лотарингской знати, недовольной правлением архиеп. Бруно Кёльнского. После подавления мятежа герц-ство было разделено на Верхнюю и Нижнюю Лотарингию, во главе к-рых встали вице-герцоги, верные архиепископу; сам Бруно до конца жизни сохранил титул герцога Лотарингии.
Сложными оставались отношения О. с Беренгаром II, который не соблюдал принятые им вассальные обязательства. В 956 г. герм. король направил в Италию войска во главе с сыном Людольфом. Первоначально поход был успешным, однако в 957 г. Людольф скоропостижно скончался от лихорадки. В 960 г. папа Римский Иоанн XII (955-964), а также архиепископ Миланский Вальперт (953-970) и Отберт (Оберто) I, пфальцграф Италии (953-960, 962-975), обратились к О. с просьбой вновь выступить против Беренгара II. Это стало поводом для 2-го итал. похода (961-965). В 961 г., перед тем как отправиться в Италию, О. инициировал избрание и коронацию в качестве соправителя своего наследника Оттона II. Совместное правление отца с сыном или сыновьями было распространено в Византийской империи, практиковалось оно и в разных частях бывш. Каролингской империи, в т. ч. королями Италии - Гуго Арльским и Лотарем II, Беренгаром II и Адальбертом. Однако О. сделал соправителем сына, к-рому исполнилось только 6 лет, тогда как ранее у Людольфингов был обычай утверждать статус наследника по достижении совершеннолетия (как, напр., в случаях самого О. и его старшего сына Людольфа). Вероятно, на это решение оказала влияние Адельгейда, 1-м супругом к-рой был кор. Лотарь II, ставший соправителем отца в столь же юном возрасте, как и Оттон II (Laudage. 2001. S. 270-272). Коронация была проведена в Ахене. Фактическими правителями при Оттоне II были поставлены его дядя и брат - архиепископы Бруно Кёльнский и Вильгельм Майнцский.
Войска О., прибыв в Италию осенью 961 г., не встретили серьезного сопротивления: Беренгар II укрылся в крепости Сан-Лео на севере Италии, а Адальберт бежал на юг Франции, где в крепости Фраксинет (ныне Ла-Гард-Френе) обосновались мусульмане, а оттуда - на Корсику. В кон. янв. король прибыл в Рим. 2 февр. 962 г., на праздник Сретения Господня, папа Римский Иоанн XII совершил имп. коронацию О. и Адельгейды (О. именовался «императором римлян и франков» (imperator Romanorum et Francorum)). В ходе церемонии римляне принесли клятву не оказывать поддержку Беренгару II и Адальберту. Однако после того как О. с войском ушел на север Италии, чтобы завершить осаду крепости Сан-Лео, папа и рим. знать вступили в переговоры с Адальбертом о его возвращении; вскоре после этого его торжественно встретили в Риме. Тогда же папа Римский попытался заключить направленные против О. союзы с византийцами и венграми. Послы были перехвачены императором, после чего О. направил в Рим собственное посольство, однако его приняли недружественно.
В кон. окт. 963 г. О. вернулся в Рим и вновь установил в городе свою власть. Папа Иоанн XII и кор. Адальберт бежали. По инициативе императора был проведен Собор, заочно осудивший и низложивший Иоанна XII, вместо него на Папский престол избран Лев VIII (963-965). В янв. 964 г., после того как О. покинул Рим, противники императора провели др. Собор, который признал избрание Льва VIII незаконным. Поскольку Иоанн XII к тому времени скончался, был избран новый папа - Бенедикт V (22 мая - 23 июня 964). Лев VIII бежал из Рима за поддержкой к императору. Прибыв снова в Рим, О. инициировал еще один Собор, к-рый низложил Бенедикта V и восстановил в правах папу Римского Льва VIII. Затем, захватив крепость Сан-Лео, О. отправил Беренгара II с супругой Виллой под арест в Бамберг, где бывш. король Италии умер 6 авг. 966 г.; его вдова до конца жизни находилась в мон-ре. Адальберт вместе с братом, маркграфом Гвидо Иврейским (ок. 940-965), вновь выступил против О. В 965 г. их войска были разбиты герц. Бурхардом Швабским - Гвидо погиб, а Адальберт бежал.
В 963 г. маркграф Геро Железный подавил крупное выступление слав. племен в Н. Лужице, а также, впервые вступив в столкновение с польск. кн. Мешко I († 992), добился от него уплаты дани и союзничества.
Зимой 965 г. О. вернулся в свои герм. владения. 2 февр. в Вормсе была торжественно отпразднована годовщина его имп. коронации. В июне он прибыл в Кёльн, в собравшемся там совете из высших представителей знати (хофтаге) приняли участие его мать Матильда, сестра Герберга и ее сын, западнофранк. кор. Лотарь. Тогда же состоялось обручение кор. Лотаря с Эммой (948/50 - после 988), дочерью имп. Адельгейды от 1-го брака.
После смерти папы Льва VIII из Рима к О. приехали послы с просьбой восстановить на Папском престоле свергнутого Бенедикта V, однако к тому времени он уже скончался. О. послал в Рим своих представителей - епископов Лиутпранда Кремонского и Отгара Шпайерского. 1 окт. 965 г. в присутствии послов императора и по его указанию был избран новый папа Римский - Иоанн XIII (965-972). Однако в дек. произошло выступление рим. знати, папу взяли в плен и сначала поместили в замок Св. ангела, а затем отправили в заточение в Кампанию. Летом 966 г. понтифику удалось бежать и укрыться в Капуе под защитой кн. Пандульфа I († 981). Папа обратился к императору за помощью, что стало поводом для 3-го итал. похода О. (966-972). 14 нояб. 966 г. папа Иоанн XIII торжественно вернулся в Рим, месяц спустя в город прибыл О. Мятежники были осуждены, останки скончавшихся к тому времени зачинщиков выступления - гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана - выкопали и выбросили за городские стены, др. участников восстания подвергли казням, заточениям или ссылкам.
В следующем году в Италию прибыл Оттон II, и на Рождество, 25 дек. 967 г., в Риме папа Иоанн XIII короновал его императором-соправителем отца.
О. пытался распространить свое влияние на Юж. Италию; за господство в этом регионе боролись византийцы, сарацины и правители лангобардских княжеств. Князь Капуи и Беневенто Пандульф I был вознагражден императором за союзничество: при поддержке О. в 967 г. он занял вакантный престол герц-ства Сполето. В 968 г. О. совершил военный поход в Апулию и Калабрию, его поддержал Пандульф I вместе с младшим братом и соправителем Ландульфом III (961-968/9). Они осадили Бари - ключевой стратегический центр византийцев в регионе, но взять город, защищенный не только сухопутными силами, но и флотом, им не удавалось.
В 968 г. за помощью к византийскому имп. Никифору II Фоке (963-969) обратился Адальберт, не оставлявший попыток вернуть власть над Италией. Византийский император дал ему войска, командование которыми было поручено брату Адальберта - Конраду. Однако тот предпочел сохранить верность О., за что в 970 г. получил от германского императора власть над Иврейской маркой. Адальберту пришлось отказаться от своих притязаний и бежать в Бургундию, где он провел остаток жизни.
С июня по окт. 968 г. в К-поле находилось посольство О. во главе с еп. Лиутпрандом Кремонским. Целью миссии было добиться брака между Оттоном II и порфирородной дочерью покойного визант. имп. Романа II (959-963), что позволило бы О. претендовать на Юж. Италию в качестве «приданого». Византийцы, считавшие притязания О. на титул императора необоснованными, приняли посольство враждебно: держали послов в заключении и подвергали унижениям. Достигнуть соглашения не удалось. К тому же в 969 г. в сражении при Бовино византийцы разбили войска герц. Пандульфа I, взяли герцога в плен и заключили его в тюрьму в К-поле. Разрешение конфликта с Византией стало возможным лишь после свержения имп. Никифора II и восшествия на престол визант. имп. Иоанна I Цимисхия (969-976). В 971 г. в К-поль было отправлено новое посольство от О. под рук. архиеп. Геро Кёльнского (969-976), к-рому удалось добиться примирения и освобождения Пандульфа I из плена, а также получить согласие на брак Оттона II с визант. принцессой Феофано († 991); по нек-рым сведениям, она была племянницей Иоанна I Цимисхия. 14 апр. 972 г. в Риме состоялась их свадьба, Феофано была коронована как императрица.
В том же году О. вместе с сыном и его женой вернулся в Восточнофранкское королевство. С 968 г., когда не стало архиеп. Вильгельма Майнцского и Матильды - матери О., к-рые в его отсутствие фактически правили на герм. землях как наместники, во владениях к северу от Альп назрел политический кризис. За время продолжительного отсутствия императора росло недовольство и, по-видимому, начались выступления против правящей династии. Впосл. хронист Титмар Мерзебургский сообщал о том, что на королевский статус претендовал герц. Герман Биллунг (Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon. 1935. P. 74). После возвращения О. мятежи прекратились.
На Пасху, 23 марта 973 г., в Кведлинбурге император провел хофтаг, на к-ром присутствовали дат. кор. Харальд I Синезубый (ок. 958 - ок. 987), польск. кн. Мешко I, оставивший в качестве заложника при имп. дворе своего сына Болеслава (см. Болеслав I Храбрый), чеш. кн. Болеслав II (967 или 972 - 999), послы из Византии, Италии (Рима, Ломбардии, Беневенто), Венгрии, Болгарии, Руси, а также представители церковной и светской герм. знати. Кведлинбургский хофтаг исследователи рассматривают как апогей правления О., демонстрацию международного влияния герм. императора после урегулирования отношений с Византией, разрешения конфликтов в Италии, распространения влияния на слав. землях и в Скандинавии.
О. был погребен в Магдебурге, в соборе св. Маврикия. Власть после его кончины сохранил соправитель и наследник Оттон II.
Систему взаимоотношений светской власти с католич. духовенством, сложившуюся при Каролингах, а затем в измененной форме возродившуюся при О. и подразумевавшую включенность Церкви в политическую систему и ее подчинение светским властителям, нем. историки кон. XIX - 1-й пол. ХХ в. обозначали как имперскую Церковь (Reichskirche). Согласно этой концепции, государь вовлекал в дела гос. управления церковных иерархов (епископов и аббатов), опирался на их поддержку в конфликтах со светской знатью. Получая от правителя земли и привилегии, те в свою очередь были обязаны нести «королевскую службу» (servitium regis). Совр. исследователи считают спорными мн. положения данной концепции: существование строго выстроенной системы отношений короля или императора и духовенства, четкое противопоставление светской знати и католич. прелатов, полный контроль государя над избранием высших церковных иерархов и т. д. Хотя термин «имперская Церковь» реже употребляется в научной лит-ре, историки применяют его, признавая, что церковная политика О. сыграла важную роль в консолидации Восточнофранкского королевства и Свящ. Римской империи, отмечая необходимость учитывать многообразие форм взаимодействия государя и Церкви (напр., см.: Huschner. 2006; Groth. 2007).
В системе имперской Церкви центральное место занимала придворная королевская капелла, которую к сер. 40-х гг. X в. возглавляли 4 архиепископа: Фридрих Майнцский, Вигфрид Кёльнский (924-953), Руотберт (Роберт) Трирский (931-956) и Герольд Зальцбургский (939-955) (подробнее см.: Fleckenstein. 1966). Король осуществлял власть в сотрудничестве с аристократическими родами, однако не все знатные семьи его поддерживали. Церковные иерархи, принадлежавшие к враждебным О. знатным родам, оказывали ему сопротивление. В частности, столь влиятельный прелат, как архиеп. Фридрих Майнцский, участвовал в направленных против О. выступлениях в 938-939 гг. и в 941 г., за что его дважды помещали под арест в мон-ри, но оба раза он сохранял свою кафедру и, принеся покаяние, вскоре получал свободу. В 951 г., во время 1-го итал. похода О., архиепископ Майнцский был отправлен к папе Римскому Агапиту II для переговоров о возможности имп. коронации О. После неудачи переговоров отношения между королем и архиепископом стали еще более напряженными, чем ранее. В 953-954 гг., во время выступления швабского герц. Людольфа и лотарингского герц. Конрада Рыжего, архиеп. Фридрих Майнцский вновь поддержал мятежников, как и архиеп. Герольд Зальцбургский. Фридрих Майнцский в очередной раз получил прощение, а Герольд Зальцбургский в 955 г. был схвачен, ослеплен, низложен и отправлен в ссылку.
Период 953-954 гг. стал рубежом в церковной политике О. Столкнувшись с сопротивлением прелатов, король стал назначать на важные церковные должности своих родственников и верных ему клириков, прежде всего состоявших в придворной капелле. В 953 г., после смерти архиепископа Кёльнского Вигфрида, на его место был назначен младший брат О.- Бруно. После кончины архиеп. Фридриха (954) Майнцскую кафедру занял внебрачный сын короля - Вильгельм. Т. о., во главе 2 из 3 главных архиеп-ств Восточнофранкского королевства были поставлены ближайшие родственники государя. С 954 г. архиеп. Бруно Кёльнский стал единственным архикапелланом придворной капеллы (Трирский архиепископ не упоминался в документах на данной должности с 950, архиепископы Фридрих Майнцский и Герольд Зальцбургский были лишены ее из-за конфликта с О.). После смерти Бруно Кёльнского (965) архикапелланом стал Майнцский архиеп. Вильгельм, внебрачный сын О.; впосл. продолжительное время должность архикапеллана оставалась закрепленной именно за Майнцскими архиепископами.
С 50-х гг. X в. О. все больше использовал Церковь как опору своей власти в гос-ве. О. даровал епископским кафедрам и имперским монастырям обширные земельные владения и широкие привилегии. Епископские города и мон-ри часто служили местами остановок государя и его двора во время разъездов, на церковных иерархов возлагались обязанности организовывать постой и обеспечивать гостей провизией. Епископы и аббаты были обязаны предоставлять определенное количество воинов для войска О. Клирики исполняли дипломатические миссии, сопровождали короля в военных походах, работали в канцелярии.
Архиеп. Бруно Кёльнский и в церковной, и в гос. сфере поддерживал политику своего брата - короля и императора. Бруно совмещал сан архиепископа Кёльна и статус герцога Лотарингии, должности архикапеллана и архиканцлера, внес большой личный вклад в укрепление влияния Саксонской династии на лотарингских землях как при помощи военной силы и дипломатии, так и за счет поддержки монастырской реформы, подготовки клириков, получавших образование в соборной школе Кёльна и затем пополнявших придворную капеллу и королевскую канцелярию, а также назначавшихся на ключевые церковные должности в Лотарингии и за ее пределами. Среди учеников и последователей архиеп. Бруно Кёльнского были: Вигрид, еп. Верденский (959 или 962 - 983), Эбрахар, еп. Льежский (959-971), Герхард, еп. Туля (963-994), а также кузен архиеп. Бруно, один из главных сподвижников О. и затем Оттона II - Дитрих, еп. Мецский (965-984). Придворная капелла и канцелярия в период, когда их возглавлял архиеп. Бруно Кёльнский, значительно расширились и получили новые функции, став центрами, координировавшими политическую и церковную деятельность правителей из Саксонской династии (Schieffer. 1989).
Архиеп. Бруно Кёльнский оказал поддержку О. в 953-954 гг., во время мятежа швабского герц. Людольфа и лотарингского герц. Конрада Рыжего, а затем был посредником при их примирении. В 955 г. вместе с герц. Генрихом Баварским архиепископ Кёльнский был советником О. при разработке плана создания Магдебургского архиеп-ства. Во время 2-го итал. похода О. архиепископы Бруно Кёльнский и Вильгельм Майнцский правили на герм. землях как наместники императора при малолетнем Оттоне II и способствовали сохранению политической стабильности в отсутствие О.
В правление О. был дан новый импульс развитию мон-рей. Самостоятельным центром монашеской реформы стало аббатство Горце близ Меца. Как и клюнийская реформа, реформа Горце предполагала возвращение монахов к строгому соблюдению Устава св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский), сосредоточенности на внутренней созерцательной жизни. С 30-х гг. Х в. реформированный устав аббатства Горце стал распространяться в Лотарингии, а затем и на др. землях (в т. ч. вокруг Меца, Трира, Майнца, в аббатствах Ставло-Мальмеди, Жамблу, Эхтернах, Лорш, Санкт-Галлен, Райхенау и др.). Реформу активно поддержал еп. Адальберон Мецский (929-962), к-рый в 939 г. принял участие в выступлении против О., но уже в 940 г. примирился с ним и впосл. пользовался его покровительством и оставался верным союзником. Реформаторскому движению Горце способствовал и архиеп. Бруно Кёльнский. В то время как клюнийская реформа предполагала стремление мон-рей к независимости от светских правителей и подчинение аббатству Клюни как главному центру, обители, реформированные в духе Горце, не были включены в подобную централизованную сеть. Эти мон-ри нередко оказывались вовлечены в политику О. Так, напр., Иоанн из Горце (аббат в 967-973) в 953 г. возглавил посольство в Кордову, ко двору халифа Абд ар-Рахмана III (891-961).
Важными составляющими символической репрезентации власти государя были нововведения в литургической сфере, касавшиеся образа короля и императора как христ. властителя. Майнцский коронационный чин, входивший в Римско-германский понтификал (его создание датируется периодом между 950 и 963/4), по-видимому, отображал реальную практику эпохи О. В формулах, которые в Майнцском чине предписывалось произносить в ходе коронационной церемонии, государь неоднократно сравнивался с Христом и прямо уподоблялся Ему, именовался «typus Christi». Перед помазанием и коронацией король вместе с сопровождавшими его епископами и священниками крестообразно простирался перед алтарем, что сближало коронационную церемонию властителя с обрядом принятия духовного сана. В формулах, произносимых, согласно Майнцскому чину, при вручении королю инсигний, подчеркивался прежде всего долг властителя выступать в качестве защитника Церкви (Schramm. 1935).
До походов О. в Италию на протяжении более чем полувека папы Римские находились в зависимом положении от светских властителей Италии и рим. патрицианских семейств. Папский престол фактически находился под контролем представителей знатного рим. рода Феофилактов. На Папский престол возводились их ставленники, любовники и сыновья. Распространить свое влияние на Римскую кафедру стремились также король Италии Беренгар II и его сын Адальберт.
Во время 2-го похода в Италию О., прибыв в Рим с войсками по призыву папы Иоанна XII и получив имп. корону, установил основные принципы взаимоотношений с Папским престолом, которые сохранялись и при его преемниках из Саксонской династии - вплоть до начала самостоятельного правления Оттона III (995-1002). На имп. коронации О. принес клятву соблюдать и защищать интересы Римской Церкви (в обмен на обещания помощи со стороны папы и рим. знати). После коронации в Риме прошел Собор, на к-ром 13 февр. папе Римскому была дарована т. н. Оттоновская привилегия (Privilegium Ottonianum), составленная по образцу аналогичных документов Каролингской эпохи - грамоты 817 г. (Ludovicianum) имп. Людовика Благочестивого (814-840) и Римского уложения 824 г. (Constitutio romana или Lotharianum) имп. Лотаря I (823-855).
Оттоновская привилегия не признавала Константинова дара, но подтверждала границы Папской области, утвержденные при Каролингах. Фактически же значительная часть этих территорий была подконтрольна византийцам, арабам или светским феодалам, пользовавшимся значительной самостоятельностью. Реальным влиянием папа Римский мог обладать лишь в Центр. Италии. Вторая часть документа - положения, регулировавшие взаимоотношения папы и императора,- возможно, была добавлена уже позднее, в ходе конфликта О. с Иоанном XII в 963-964 гг. В ней формально закреплялась свобода канонического избрания папы без вмешательства императора, но с обязательной клятвой понтифика соблюдать соглашения с императором и не поддерживать его противников. Тем не менее под давлением О. на Папский престол были избраны его ставленники - Лев VIII и Иоанн XIII, низложены оказавший поддержку противникам императора Иоанн XII и избранный римлянами антипапа Бенедикт V.
Военные успехи на сев. и вост. рубежах королевства позволили О. создать ряд новых епископств, ставших базой для деятельности христ. миссионеров. На славянских землях в 946 г. основана епископская кафедра в Бранденбурге, в 949 г.- в Хафельберге. В 948 г. папа Римский Агапит II утвердил за Адальдагом, архиеп. Гамбургским (937-988), право рукополагать епископов в Дании и на др. сканд. землях. В том же году были основаны епископские кафедры в Шлезвиге, Рибе и Орхусе. В 959 г. прибыло посольство киевской св. равноап. кнг. Ольги (Елены) († 969), просившей прислать на Русь епископа и священников. В 961 г. в Киев была отправлена миссия во главе с Адальбертом († 981, с 968 архиепископ Магдебургский), прежде состоявшим в королевской канцелярии и перед отправкой посольства рукоположенным во епископа Руси. Миссия потерпела неудачу, мн. миссионеры погибли. Еп. Адальберту удалось спастись бегством.
Желая проводить активную миссионерскую деятельность на вост. землях империи и подчеркнуть значение Магдебурга как политического центра Саксонии, О. решил основать в этом городе архиепископскую кафедру. Король получил согласие папы Римского Агапита II, но ему воспротивился архиеп. Вильгельм Майнцский, к-рый отказался дать разрешение на переподчинение Магдебургу еп-ств Хафельберг и Бранденбург, входивших в его церковную провинцию. На Римском Соборе, состоявшемся после имп. коронации О., папа Иоанн XII поддержал идею создания нового архиеп-ства, но на этот раз против этого решительно выступил Бернхард, еп. Хальберштадта (926-968), к-рый, согласно новому плану перераспределения земель, должен был выделить для Магдебургского архиеп-ства часть своей епархии.
На синоде в Равенне в апр. 967 г. папа Иоанн XIII вновь подтвердил согласие Папского престола на создание Магдебургского архиеп-ства, но лишь в окт. 968 г., после кончины еп. Бернхарда Хальберштадтского и архиеп. Вильгельма Майнцского, новое архиепископство получило офиц. оформление. Первым архиепископом Магдебургским был поставлен Адальберт, возглавлявший ранее неудачную миссию в Киев. На том же синоде в Равенне при участии О. и папы Римского Иоанна XIII были учреждены 3 новых еп-ства на востоке герм. земель - в Майсене, Мерзебурге и Цайце, подчиненные вместе с Бранденбургом и Хафельбергом архиепископу Магдебургскому.
О. инициировал или поддержал ряд изменений в административно-территориальном устройстве Церкви в различных регионах Италии. В 966 г. папа Иоанн XIII присвоил епископской кафедре Капуи статус архиепископской. В 969 г. в ранг архиеп-ства было возведено еп-ство Беневенто. В 967 г. на Соборе в Риме по просьбе послов из Венеции император подтвердил права и привилегии патриарха Градо, соперничавшего с патриархом Аквилеи за права митрополита для церковной области Венето. В 969 г. на Соборе в Милане территория разоренного арабами еп-ства Альба была присоединена к диоцезу Асти.
Благодаря политике О. существенно расширилась сфера влияния Римской Церкви на слав. землях и в Скандинавии, велась миссионерская работа. С 963 г. христ. миссии отправлялись на польск. земли. Ок. 965 г. принял крещение дат. кор. Харальд I Синезубый. 14 апр. 966 г. был крещен польск. кн. Мешко I. В 968 г. папа Иоанн XIII учредил 1-ю польскую епископскую кафедру в Познани, подчиненную Магдебургскому архиеп-ству.
С 60-х гг. X в. чеш. кн. Болеслав I (935-967 или 972) обсуждал с папой Римским Иоанном XIII возможность создания 1-го чеш. епископства. При сыне Болеслава I - Болеславе II - с согласия О. и Регенсбургского еп. Вольфганга (972-994), к чьей юрисдикции до тех пор относилась Чехия, было основано Пражское еп-ство (973). В его состав вошли Богемия и Моравия, а также Силезия, М. Польша и червенские земли.
Для христианизации славян архиеп. Адальдаг Гамбургский инициировал создание Ольденбургского епископства в Гольштейне, подчиненного Бременскому архиепископу. Наиболее вероятной датой основания Ольденбургского епископства считается 972 г. (по др. версиям, 968 или даже 950).
Венг. кн. Геза (972-997), решив принять крещение, обратился к О. с просьбой прислать христ. миссионеров. Император отправил в Венгрию мон. Бруно из Санкт-Галлена, рукоположенного для этого во епископа. Присутствие обращенных в христианство правителей Дании, Польши, Чехии, а также венгерских послов на хофтаге в Кведлинбурге (973) красноречиво свидетельствовало об успехах миссионерской политики императора.
При О. в его владениях к северу от Альп помимо прежних церковных образовательных и культурных центров, унаследовавших каролингскую традицию (таких как аббатства Лорш, Фульда, Корвей и др.), развиваются новые центры, формируется традиция «оттоновской» культуры. Начало нового культурного подъема, т. н. Оттоновского возрождения, принято относить к 50-м гг. Х в.
Главными образовательными центрами для духовенства в эпоху О. были уже не школы при мон-рях, как во времена Каролингов, а соборные школы в крупных городах - центрах архиепископств и епископств. Важнейшими из них на западе герм. земель стали школы в Кёльне и Трире, на юге - в Вюрцбурге, на востоке - в Магдебурге. Хальберштадтская соборная школа, основанная в IX в., из-за близости к Магдебургу утратила свое влияние, хотя и пережила новый подъем при еп. Хильдеварде (968-996), выходце из мон-ря Санкт-Галлен. Соборные школы поддерживали тесные связи с королевским, а затем имп. двором, готовили буд. церковных иерархов, к-рые впосл. входили в состав придворной капеллы, служили в королевской канцелярии, получали должности епископов и аббатов.
Важную роль играла школа при королевской (имп.) капелле. В развитии школы активное участие принял архиеп. Бруно Кёльнский. Однако в отличие от школы эпохи Каролингов она была ориентирована не на широкое, всестороннее образование, знакомившее с высшими достижениями науки того времени, а на передачу прикладных, практических навыков, к-рые были необходимы для работы в королевской канцелярии и для др. задач, связанных с кругом обязанностей клирика (Fleckenstein. 1989. S. 176-188).
В период правления О. церковными писателями было создано множество выдающихся богословских, агиографических и историографических произведений. Наиболее значимые авторы, находившиеся при дворе О. в период до 60-х гг. X в., получили образование за пределами герм. земель. Так, богослов Ратгер († 974), происходивший из Льежа, в 931 г. по инициативе короля Италии Гуго Арльского был назначен епископом Вероны, но после 948 г. из-за конфликтов с итал. знатью ему пришлось искать убежище при дворе О. Там Ратгер занимался преподаванием и стал наставником Бруно Кёльнского. Впосл. О. назначил Ратгера епископом Льежа (953-955) и Вероны (962-968). Лит. наследие Ратгера включает более 50 произведений, среди к-рых проповеди, Житие св. Донатиана, епископа г. Ремы (ныне Реймс, Франция) (361-389), Житие св. Урсмара, аббата мон-ря Лоб (ок. 680-713), а также соч. «Шесть книг предисловий, или Агонистик» (Praeloquiorum libri VI vel Agonisticum) - серия диалогов-наставлений, адресованных представителям различных сословий, и написанное в форме исповеди «Извлечение из исповедного собеседования» (Excerptum ex dialogo confessionali).
Лиутпранд Кремонский также начал карьеру при дворе королей Италии Гуго Арльского и Беренгара II, но в нач. 50-х гг. X в. перешел на службу к О., исполнял его дипломатические поручения (в т. ч. вел переговоры с Папским престолом и К-полем), в 962 г. был поставлен на епископскую кафедру Кремоны. Помимо исторических сочинений Лиутпранда («Антаподосис», «История Оттона» и «Донесение о посольстве в Константинополь») сохранилась также проповедь, написанная им предположительно при дворе О. в Германии,- «Пасхальная гомилия» (Homelia Paschalis), уникальный для этого периода и данного региона пример антииудейской полемики.
С 60-х гг. Х в. исторические сочинения, прославлявшие правителей Саксонской династии, создавали авторы, тесно связанные именно с герм. землями: Адальберт (родом из Лотарингии), пользовавшийся покровительством архиеп. Вильгельма Майнцского и впосл. ставший 1-м архиепископом Магдебургским, монах аббатства Корвей Видукинд и канонисса мон-ря Гандерсхайм Гросвита, происходившие из высшей саксон. знати. Историческое сочинение Видукинда Корвейского было посвящено дочери О.- Матильде, а инициатором создания поэмы Гросвиты «Деяния Оттона» стала Герберга, племянница императора, дочь герц. Генриха Баварского, впосл. аббатиса Гандерсхайма.
Хотя все авторы эпохи О. были связаны с Церковью, в их произведениях внимание уделялось гл. обр. политике и дипломатии, военным предприятиям, а церковная история отходила на 2-й план. Однако для всех сочинений общими являются мотив Божией помощи в утверждении на престоле Саксонской династии и создание образа О. как благочестивого христ. государя. Так, в «Антаподосисе» Лиутпранда Кремонского Божественное вмешательство проявляется непосредственно - в чудесной победе О. над восставшими герцогами, в сочинении Видукинда Корвейского воля Господа, напротив, реализуется прежде всего в выборе, сделанном знатью королевства, а в «Деяниях Оттона» мон. Гросвиты подчеркивается, что особое благоволение Господа О. снискал благодаря благочестивой супруге Адельгейде.
В сочинениях авторов Оттоновского возрождения заметно влияние не только христ. традиции, но и античного наследия. Особенно широк круг цитируемых античных авторов в сочинениях Лиутпранда Кремонского. Гросвита помимо «Деяний Оттона» и истории своей обители «Начала Гандерсхаймского монастыря» (Primordia coenobii Gandershemensis) создала 8 коротких поэм и 6 драматических произведений. Их сюжеты связаны либо с историями благочестивых дев - мучениц первых веков христианства, либо с судьбами грешниц, приходивших к покаянию.
Близким по характеру к историческим сочинениям Оттоновского возрождения является и Житие Бруно Кёльнского, написанное Руотгером, клириком из окружения архиепископа. Наряду с духовными свершениями Бруно в Житии описана и его роль в утверждении политического могущества Саксонской династии, представлены совместные усилия церковной и светской властей по установлению мира в герм. владениях О.
К правлению О. относится начало нового расцвета искусства книжной миниатюры, достигшего пика уже при его наследниках. Древнейшая иллюстрированная рукопись оттоновской эпохи - Кодекс Геро, созданный для архиеп. Геро Кёльнского в мон-ре Райхенау. Рукопись Евангелия содержит миниатюры со сценами передачи кодекса писцом заказчику-архиепископу, а затем архиеп. Геро Кёльнским - ап. Петру, изображения евангелистов, Христа во Славе и жен-мироносиц у Гроба Господня. Кодекс Геро - пример использования образцов эпохи Каролингов в книжной миниатюре оттоновского времени: изображения Христа и евангелистов, очевидно, восходят к миниатюрам из Лоршского Евангелия (ок. 810), а в орнаментальных мотивах заметно влияние предшествующей санкт-галленской традиции. В то же время имеются и новые своеобразные черты: большая монументальность фигур и более условная манера изображения.
В церковной архитектуре эпохи О. также прослеживалось каролингское и отчасти визант. влияние, но проявлялся и ряд особенностей. Церкви этой эпохи представляли собой, как правило, базилики с мощными стенами и небольшими окнами, массивным зап. фасадом, напоминавшим крепостные сооружения - вестверк. Из Италии на герм. земли привозили мощи святых, в честь которых освящали новые храмы (напр., вмч. Пантелеимона в Кёльне, св. Кириака в Гернроде). Иногда при строительстве использовались сполии (напр., античные колонны для кафедрального собора в Магдебурге).
Самым масштабным архитектурным памятником, созданным в правление О., был, по-видимому, кафедральный собор в г. Магдебурге (сгорел в нач. XIII в.). Еще в 937 г. О. основал в Магдебурге мон-рь св. Маврикия (в 946 там похоронена 1-я жена короля - Эдит); в 50-х гг. Х в., после того как было принято решение об основании Магдебургского архиепископства, начались работы по перестройке монастырской церкви в кафедральный собор. В 973 г. собор стал местом упокоения О.
Наиболее значительные из сохранившихся памятников церковной архитектуры этого времени создавались по инициативе близких сподвижников государя (предполагалось, что эти церкви и мон-ри станут местами их погребения и посмертного поминовения). Церковь жен. секулярного капитула св. Кириака в Гернроде (Саксония) основана в 959 г. маркграфом Геро Железным в память о его скоропостижно скончавшихся сыновьях. Первой аббатисой новой обители была вдова одного из них - Хедвига (939-1014), вероятно, племянница кор. Матильды, матери О. Мон-рь быстро превратился в один из самых влиятельных во владениях О. Местом упокоения и особого почитания архиеп. Бруно Кёльнского стал основанный им мон-рь вмч. Пантелеимона за городскими стенами Кёльна. По инициативе архиепископа был заново отстроен Кёльнский кафедральный собор, основаны мон-ри св. ап. Андрея и св. Мартина.