[Лат. Otto] (ок. 1065 - 30.06.1139, Бамберг, мон-рь Михельсберг), св. Римско-католической Церкви (пам. 30 июня), епископ Бамбергский, католич. миссионер в балт. Поморье и креститель («апостол») слав. племени поморян.
Сведения о жизни и деятельности О. представлены в разнообразных источниках. В составленной вскоре после смерти святого записи в поминальной книге аббатства Михельсберг в Бамберге О. был представлен «отцом бедных», «апостолом поморян», основателем монашеских обителей; текст сопровождался изображением епископа (Bamberg. Staatsbibl. Msc. Lit. 144. Fol. 84v; Das Nekrolog. 2004. S. 244). К кон. XI - 1-й пол. XII в. относится «Рассказ о благочестивых деяниях епископа Бамбергского Оттона» (Relatio de piis operibus Ottonis episcopi Bambergensis). «Рассказ о благочестивых деяниях...» лег в основу 3 Житий. Первое Житие составлено, вероятно, между 1140 и 1146 гг. в зависимом от Бамберга монастыре Прюфенинг, недалеко от Регенсбурга (C. Хаарлендер предлагает более позднюю датировку - после 1151/52 - Haarländer. 2000. S. 529-531; см. также: Demm. 1970. S. 11-15; Idem. 1976; Petersohn. 1971). Сочинение анонимное, но, по мнению исследователей, его автором мог быть библиотекарь мон-ря и хранитель архива мон-ря Прюфенинга Вольфгер (Petersohn. 1980. S. 8-10; Die Prüfeninger Vita. 1999. S. 17-20). Житие разделено на 3 книги; в 1-й книге, основывавшейся по большей части на письменных источниках, рассказывается о юности и епископском служении О., во 2-й и в 3-й книгах, опиравшихся на устные рассказы современников, в центре внимания агиографа находятся миссионерские поездки епископа в Поморье 1124/25 и 1128 гг. При составлении Жития автор опирался на «Рассказ о благочестивых деяниях...», папские грамоты, выданные епископу, и хронику аббатства, а также, вероятно, на несохранившийся письменный отчет о поездке в Поморье в 1124/25 г. и рассказы одного из очевидцев, близко знакомого с ситуацией в Польше в сер. 20-х - 40-х гг. XII в. (издатель Жития Ю. Петерсон предполагает, что им мог быть Адальберт, епископ Поморья (1140-1163/64, с 1143 также архиепископ Гамбургский и Бременский) - Die Prüfeninger Vita. 1999. S. 6-8). Автор Жития задумывал свое произведение как историописание и заботился о критериях правдивости (ne quis estimet fabulosa, quę scribimus, ea tantum, quę vel ipsi pro certo cognovimus vel quę a notis religiosisque personis nobis sunt comperta, narramus - Ibid. S. 6, 48). Тем не менее назидательный аспект в повествовании превалирует над историческим (Petersohn. 1980. S. 8; Idem. 2010. S. 332-334) и, хотя в Житии, составленном в мон-ре Прюфенинг, содержится много ценных сведений о культуре и истории Поморья, в тексте мало сведений о жизни О. (Berschin. 2001. S. 461). Агиограф, имевший, по-видимому, хорошее образование, цитировал отрывки из Свящ. Писания (прежде всего из 1-й и 2-й Моисеевых книг, Книги Судей, Книги Царств и Псалтири), привлекал труды Гая Юлия Саллюстия, Сульпиция Севера (Житие св. Мартина, письма, диалоги), письма блж. Иеронима Стридонского, сочинения свт. Григория I Великого , Боэция , Кассиодора, св. Григория Турского , Венанция Фортуната, соч. «Жизнь Карла Великого» Эйнхарда, т. н. Древнейшее Житие Адальберта, бенедиктинский устав, литургические тексты и др. А. Хофмайстер отметил в памятнике регулярное применение правила ритмизированной прозы (Die Prüfeninger Vita. 1924. S. XX-XXI, XXIX). Рукописная традиция Жития из Прюфенинга насчитывает 4 списка кон. XII-XV в., все они представляют собой рукописи из Большого Австрийского легендария (Magnum Legendarium Austriacum), в состав к-рого Житие было включено ок. 1190 г. (Die Prüfeninger Vita. 1924. S. X-XVIII; Idem. 1999. S. 21-25).
Второе Житие О. составил мон. Эбон († 1163) из аббатства Михельсберг (позднее этот текст лег в основу материалов по канонизации епископа - Berschin. 2001. S. 462). Житие датируется периодом между 1151 и 1159 гг. (причем вероятнее началом, чем концом этого периода - Petersohn. 1980. S. 9; Haarländer. 2000. S. 531-533); иногда исследователи называют датой создания Жития 1155 г. (Dengler-Schreiber. 1979. S. 8; Berschin. 2001. S. 461). Агиограф, хотя и использовал Житие из Прюфенинга в своем повествовании сделал больший акцент на деятельности О. как покровителя церквей, монастырей и приютов для больных и нуждающихся, а также на его миссионерском служении (Petersohn. 1980. S. 9-11). Мон. Эбон дополнил сведения, взятые из Жития из Прюфенинга, новыми данными. В качестве источников он привлекал «Рассказ о благочестивых деяниях...», письма О., книги о компутистике Хаймона Бамбергского († 1139), грамоты, а также анналы и поминальные книги из архива аббатства Михельсберг (Ebonis Vita. 1869. S. 580-584 (к изд. Ф. Яффе см. рец.: Петров. 1883. Ч. 227. № 6. С. 205-239); Ebonis Vita. 1969. S. XV-XVI). В Житии, составленном мон. Эбоном, содержатся описания топографии Щецина, Волина, Каммина. Агиографа отличает внимание к материальной культуре поморских славян и к др. наблюдениям миссионеров (Ebonis Vita. 1969. S. XIII-XV). Лит. образцами для Эбона послужили помимо Библии, Жития св. Мартина письма Сульпиция Севера, сочинения античных авторов - Саллюстия, Тита Ливия, Цезаря, Вергилия, а также творения отцов Церкви: Оригена, блж. Иеронима Стридонского, свт. Григория I Великого, свт. Григория Богослова. Житие авторства мон. Эбона сохранилось в 14 рукописях XIII-XVII вв., к-рые, однако, не содержат полного текста; полностью текст Жития был реконструирован лишь в XIX-XX вв. (Ibid. S. XXII-XXIII).
Третье по хронологии Житие было создано также в аббатстве Михельсберг мон. Гербордом († 1168), бывш. каноником и главой соборной школы в Регенсбурге, выполнявшим обязанности схоластика (преподавателя) в аббатстве Михельсберг. Для своего агиографического сочинения он выбрал форму диалога, в котором помимо самого автора участвовали 2 близких к О. человека: его бывш. ученик и секретарь еп. Тимон († 1162), приор монастыря Михельсберг, и свящ. Зефрид Младший († 1169 или 1162), капеллан и спутник О. в миссионерских поездках в Поморье. Вероятно, в основу произведения была положена реальная беседа, состоявшаяся в школе мон-ря в 20-ю годовщину смерти О. (30 июня 1159); текст Жития составлен Гербордом немного позднее (Haarländer. 2000. S. 533). Агиограф отошел от структуры предыдущих Житий и поместил в 1-ю книгу описание характера и достоинств епископа, во 2-й книге рассказал о его миссионерских поездках в Поморье, в 3-й изложил жизнь О. до рукоположения во епископа Бамбергского. Примером для агиографа стали «Диалоги» Сульпиция Севера, посвященные св. Мартину (Liman. 1975. S. 24, 75, 146). Форма диалога позволила Герборду продемонстрировать свое знание диалектической философии и раннего схоластического богословия, а также включить в сочинение географические, исторические и филологические экскурсы, сделав это по тем дидактическим правилам, которые относятся к изложению материала и риторике (Petersohn. 1980. S. 12). Полный благоговейного почтения к О., Герборд тем не менее иронизирует над спутниками епископа, а нек-рые отрывки из диалога можно даже счесть критикой современных агиографу церковных и монастырских порядков (Ibid. S. 13-15). Помимо данных из архива и Житий О. Герборд опирался также на сведения, полученные им от разных людей, о политической ситуации в Центр. и Вост. Европе в 1-й пол. XII в. В лит. отношении агиографическое произведение Герборда не только следует классической традиции предыдущих Житий О. (цитаты из Свящ. Писания, трудов Вергилия, Саллюстия, Сульпиция Севера и др.) и использует их как источники, но и привлекает новые образы и выражения, в первую очередь из сочинения Цицерона «Об обязанностях», а также из богослужебных книг. В диалоге также заметно влияние новых схоластических сочинений XI-XII вв. Текст Герборда сохранился более чем в 13 рукописях XIII-XV вв., в т. ч. в 2 полных списках: Monac. Clm 23582 и Clm 23846. Все 3 Жития О. составлены не для офиц. канонизации: они были адресованы слушателям и читателям, которые уже почитали епископа и хотели знать больше о его жизни (Haarländer. 2000. S. 111-112).
В этом же ключе одновременно с Житиями была написана прославляющая О. поэма из 34 строф - «Заслуги благочестивого Оттона» (Commendatio pii Ottonis; подробнее см.: Petersohn. 1988. S. 212-220). С ней принято связывать настенную живопись в церкви монастыря Прюфенинг, построенной между 1110 и 1130 гг.: изображение епископа, с паллием и посохом, рядом с государем в короне. Связь между изображением и автором поэмы осознавалась уже современниками и отразилась в сюжете о чудесном видении Генриха из Прюфенинга (Idem. 2010. S. 334-335). В рукописи 1165 г. из мон-ря Прюфенинг - Glossarium Salomonis (Monac. Clm 13002) - сохранилось изображение О., а в др. рукописи (ок. 1200) из того же монастыря (Monac. Clm 13087) содержится целый комплекс текстов, свидетельствующих о почитании О.: сокращенная редакция Жития авторства Герборда, «Заслуги...» и др. (Petersohn. 2010. S. 335-338).
Для канонизации О. большое значение имели не только Жития (в частности, Житие авторства мон. Эбона в сокращенной редакции - т. н. Ebo coartatus), но и сообщение о чудесах; после канонизации оно вошло в комплекс материалов, собранных в 1190/91 г. Оттоном II, епископом Бамбергским (1177-1196), и Вольфрамом II, аббатом Михельсберга (1172-1201) (изд.: Miracula et elevatio. 1856; см.: Petersohn. 1980. S. 17-19; Haarländer. 2000. S. 113-114). Вскоре после канонизации (возможно, уже в 1189) был составлен т. н. Anonymus Canisii - переработанное Житие авторства Герборда, к-рое получило известность по имени 1-го издателя Генриха Канизия († 1610) (Petersohn. 1980. S. 19). Временем после 1201 г. датируется и создание еще одной версии описания чудес святого. В позднее средневековье получили распространение эпитомы Житий, предназначенные для чтения в рамках литургического цикла, и собрание чудес (Ibid. S. 20-22). В частности, в XIV в. были известны чтения об О. в бревиариях из Бамберга и Каммина. Во 2-й пол. XV в. бамбергским францисканцем Конрадом Бишоффером составлены 2 Жития О. на нем. языке, основанные на текстах монахов Эбона и Герборда (см.: Die deutsche Otto-Vita. 1982. S. 7-10; Südekum. 1989. S. 189-196). Составителем еще 2 Житий О. на немецком языке (1487 и 1499) был настоятель аббатства Михельсберг Андреас. Важные сведения о жизни О. представлены в ряде королевских дипломов, епископских и монастырских грамот, относящихся ко времени его епископата.
Значительную ценность для биографии О. представляет его переписка, вошедшая в знаменитый Кодекс Удальрика - собрание грамот, писем и стихотворных произведений, составленное в 1125-1134 гг. Удальриком, кустодом бамбергского собора. В его составе - 5 писем, написанных О., адресованные ему послания и др. материалы (Codex Udalrici. 2017; также см.: Ziegler. 1982. S. 116). Важные сведения об О. сообщает «Хроника» (Chronicon) за 1101-1125 гг. Эккехарда из Ауры, лично знакомого со святым.
Происхождение О. довольно долго считалось в историографии достаточно заурядным, и лишь в исследованиях, проведенных во 2-й пол. XX в., была доказана его принадлежность по материнской линии к высшей швабской знати (Klebel. 1954. S. 144, 161-163, 187; Petersohn. 1980. S. 25-27). Его отец, Оттон, происходил из знатного швабского рода, а мать, Адельгейда (Адельхайд) (ок. 1045 - после 1094), приходилась родной сестрой швабскому герц. Фридриху I фон Бюрену († 1105) - мужу дочери имп. Генриха IV Агнессе (ок. 1072-1143) и соответственно родоначальнику династии Штауфенов. Знатным происхождением и близостью к имп. двору объясняется назначение О. капелланом сестры Генриха IV - Юдит, когда та выходила замуж за польск. кн. Владислава I Германа (ок. 1088). Молодой капеллан был хорошо образован, специально для своей службы выучил славянский язык. В Польше он снискал не только славу, но и значительное богатство; впосл. на эти деньги О. построил приют для паломников в Вюрцбурге (Ebbonis Vita. 1856. P. 824). Вернувшись из Польши, он стал каноником в Регенсбурге и находился на службе у аббатисы Нидермюнстера Юдит. В период между 1097 и 1102 гг. О. был назначен (вероятно, в соответствии с его собственным желанием) доверенным лицом имп. Генриха IV (auriculario suo) на строительстве кафедрального собора в Шпайере: О. руководил строительными работами и следил за организацией труда и расходами артели, ранее заподозренной в растрате (подробнее см.: Giese. 1989). Вскоре после возвращения в Бамберг он был назначен придворным капелланом и канцлером, но находился на этом посту недолго. В это время О. уже бесспорно принадлежал к ближайшему кругу доверенных лиц императора, и Генрих IV принял решение возвести его на епископскую кафедру Бамберга (Ebbonis Vita. 1856. P. 827; Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 885). 25 дек. 1102 г., на Рождество Христово, в Майнце в присутствии представителей Бамберга - клириков и светских лиц, император провел церемонию инвеституры О. как епископа Бамберга. Первый документ, подписанный О. в новом сане, вероятно в самом нач. 1103 г.,- грамота о дарении, сделанном Генрихом IV Прюмскому мон-рю (Die Urkunden Heinrichs IV. 1952. S. 647-650. N 476). В свой диоцез О. прибыл в кон. янв.- нач. февр. 1103 г.; по преданию, в холодный февральский день епископ смиренно вошел в город босым (впосл. из-за этого он страдал от подагры - Ebbonis Vita. 1856. P. 828-829). Епископ активно участвовал в политической жизни империи: присутствовал на важнейших собраниях в свите имп. Генриха IV, принимал участие в военных походах. Тем не менее основной задачей О. было добиться от папы Римского Пасхалия II (1099-1118) епископского рукоположения. Это желание О. подтверждает его переписка с Римской курией, предварявшая поездку епископа в Рим (Ibid. P. 829-830; Herbordi Dialogus. 1868. P. 151-155; Сodex Udalrici. 2017. S. 416-422. N 250-251, 254). Особую настойчивость О. можно, по-видимому, объяснить двойственным положением Бамбергской кафедры: с одной стороны, она подчинялась непосредственно папе Римскому (и епископ Бамберга имел право носить паллий подобно архиепископу), с др. стороны, Бамбергское епископство числилось в составе Майнцской митрополии.
На Рождество Христово в 1105 г. епископ находился еще в свите императора в Майнце, но вскоре выехал в Италию и 3 мая достиг Рима. 13 мая 1106 г. в Ананьи Пасхалий II рукоположил О. во епископа (Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 885). Позднее кор. Генрих V (1106-1125, император с 1111) неоднократно использовал дипломатические таланты и влияние О. для переговоров с Папским престолом. Так, в мае 1107 г. состоялась поездка О. в Мец и Шалон-сюр-Марн вместе с многоопытным дипломатом Бруно, архиепископом Трирским (1102-1124), и Эрлунгом, епископом Вюрцбургским (1105-1121), а также канцлером Адальбертом († 1137, архиепископ Майнцский в 1111-1137) к папе Пасхалию II, находившемуся тогда на Соборе в Труа. Целями посольства были подготовка встречи Генриха V и понтифика, а также обсуждение вопроса о церковной инвеституре О. В частично сохранившейся переписке Генриха V с О. заметно влияние епископа на дела империи. О. принимал участие в подготовке имп. коронации Генриха V в Риме в 1111 г. 15 апр. того же года, после заключения договора в Понте-Маммоло, О. получил от папы Пасхалия II буллу о подтверждении епископского сана и права ношения паллия (Geschichte des Bistums Bamberg. 1888. S. 79-81).
Важнейшими направлениями деятельности О. как епископа были укрепление экономического положения своего диоцеза и восстановление строгой церковной дисциплины в монастырях и церквах. При О. перестроен кафедральный собор Бамберга, сильно пострадавший во время пожара 1081 г. В 1109 г. кор. Генрих V передал соборному капитулу монастырь Остерхофен, который ок. 1128 г. О. преобразовал в обитель премонстрантов (Ziegler. 1982. S. 91-92; см.: Lickleder. 1989). Заботясь об исправлении монашеских обычаев одного из крупнейших мон-рей Бамбергского еп-ства - аббатства Михельсберг, О. на 5 лет отправил монаха этой обители (и своего бывш. канцлера) Вольфрама в аббатство Хирзау - важный центр монашеской реформы - для изучения нового монашеского устава. В 1112 г. епископ способствовал избранию Вольфрама настоятелем Михельсберга. Вероятно, Вольфрам привез в б-ку мон-ря рукопись «Обычаев Хирзау» (Consuetudines Hirsaugienses - Bamberg. Staatsbibl. Msc. lit. 152; см.: Dengler-Schreiber. 1979. S. 32-33). Позднее, после пожара 3 янв. 1117 г., в Михельсберге по инициативе О. зодчим Рихольфомом была перестроена по образцу Хирзау главная монастырская церковь, освященная 1 сент. 1121 г. (Dengler-Schreiber. 1979. S. 7-8). О. способствовал реформированию и др. мон-рей в своем епископстве (гл. обр. по уставам бенедиктинцев и цистерцианцев).
В числе обителей, основанных О., была Аура (Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 886; Herbordi Dialogus. 1868. P. 11-12); в 1108 г. ее аббатом был поставлен монах из Тегернзе Эккехард, также связанный с аббатством Михельсберг (позднее он продолжил бамбергскую «Хронику» Фрутольфа - Dengler-Schreiber. 1979. S. 8). В 1109 г. близ Регенсбурга О. основал аббатство Прюфенинг (в Житии О. упоминается, что на месте буд. мон-ря епископу было видение - Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 886; также см.: Ziegler. 1982. S. 86-88; Haarländer. 2000. S. 189. Anm. 151), освятил мон-рь св. Иакова в Бамберге и передал ему обширные земельные владения (25 июля 1109) (см.: Ziegler. 1982. S. 89-90, 115). Позднее О. были основаны Мадельхартесторф (1109), Райнсдорф (1109/10), Мюнхаурах, Михельфельд (1119), монахи которых соблюдали «обычаи» (consuetudines) Хирзау. В 1121 г. епископ совместно с пфальцграфом Оттоном фон Виттельсбахом основал монастырь Энсдорф в В. Пфальце. О. заложил аббатства Хайльсбронн (1132), Мюнхсмюнстер (основано в VIII в., восстановлено в 1132/33), Лангхайм (1132/33), Бибург, Виндберг (премонстранты), Альдерсбах (августинцы-регулярные каноники), Асбах и др. (см.: Mistele. 1989). Приобретенные по ходатайству О. церковное имущество и земли были подтверждены папскими грамотами (Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 887-889). Епископ старался привлекать в школы известных своей ученостью преподавателей, в т. ч. из дальних стран (Ibid. P. 889). Всего О. основал или реформировал ок. 30 церковных учреждений - мон-рей, приютов для бедных и т. д., мн. обители при нем были обновлены и украшены.
Авторы Житий отмечают выдающиеся организаторские способности О., его описывают как одного из наиболее деятельных церковных строителей XI-XII вв. (Haarländer. 2000. S. 193-199, 207, 219). В грамотах О. представлен щедрым дарителем, покровителем и защитником мон-рей, считавшим своим долгом охранять их от вмешательств мирской знати (Laudage. 1993. S. 462). Однако, выступая посредником в конфликтах, О. нередко преследовал собственные церковно-политические интересы, стремился к увеличению епископских владений (Ibid. S. 466). В 1127 г. кустод кафедрального собора в Бамберге Удальрих сделал для О. подробное описание соборной сокровищницы; среди ценных вещей перечислены 119 книг, в т. ч. богато украшенные (Hoffmann. 1995. S. 84-86).
О. оставался верным сторонником императора и одним из наиболее авторитетных иерархов Церкви империи, даже несмотря на временное отстранение от должности 28 июля 1118 г. архиепископом Майнцским Адальбертом из-за спора об инвеституре. Бамбергский епископ во многом содействовал разрешению спора об инвеституре, подпись О. стоит на Вормсском конкордате (MGH. Leg. Const. T. 1. P. 159-161). Особое значение имеют миссионерские поездки О. в 1124/25 и 1128 гг. с целью христианизации балт. славян - поморян и лютичей, живших на территории Северной Польши и Германии по юж. побережью Балтийского м. В 1-й трети XII в. эти земли были завоеваны польск. кн. Болеславом III Кривоустым (1102-1138), однако большая часть их населения еще придерживалась языческих верований, лишь отдельные местные князья и их подданные к 20-м гг. XII в. приняли крещение (Petersohn. 1979. S. 213-220). О. понимал сложность христианизации (opus arduum) в этом регионе и для решения этой задачи привлекал значительные ресурсы своего еп-ства. Сведения о миссионерской поездке епископа и о тщательной подготовке к ней известны из рассказа Зефрида Младшего - монаха из Михельсберга и капеллана О. (подробнее см.: Ziegler. 1982. S. 146-148; Berschin. 2001. S. 464). В мае 1124 г. О. выступил из Бамберга и направился сначала в Прагу, а затем в столицу Польши - Гнезно. В сопровождении переводчика - придворного капеллана Адальберта, выделенного епископу польским кн. Болеславом III Кривоустым, О. достиг земель поморян. На границе его встретил местный герцог, крестившийся во время пребывания в плену в Саксонии. В Поморье О. вступил через Зантох, затем прибыл в Пириц, где крестил мн. местных жителей (Ebbonis Vita. 1856. P. 847; Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 891). В Каммине, местопребывании герцога, О. провел лето 1124 г. Затем он отправился в один из крупнейших городов региона - Волин, но вынужден был его покинуть из-за угроз язычников (Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 891-892; Die Prüfeninger Vita. 1999. S. 75-80). После подобных угроз и в Щецине в дело вмешался польский князь: при его поддержке язычеcкие идолы в городе были повержены, воздвигнуты 2 христ. церкви, а часть поморян приняла крещение. Статуя языческого бога Триглава из щецинского храма была отправлена в Рим в качестве трофея (Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 894; см.: Petersohn. 1979. S. 217-221). В 1-й пол. дек. 1124 г. О. отправился водным путем в Гридиц на о-ве Узедом и, крестив его жителей, вернулся в Щецин (Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 894-895). После этого он повторно посетил Волин, а затем, заехав в Каммин, двинулся на восток в Кольберг и Белгард. В нач. февр. 1125 г. епископ через Гнезно, Прагу и Михельфельд вернулся в Бамберг (Juritsch. 1889. S. 264-286; Petersohn. 1979. S. 218). По сообщениям источников, успех миссии был бесспорным: добровольно крестились много тысяч жителей Поморья, были повергнуты языческие идолы и воздвигнуты христ. храмы (Ekkehardi Chronicon. 1844. S. 263; Ebbonis Vita. 1856. P. 856-858; в Житии, составленном в мон-ре Прюфенинг, приводится письмо О. с рассказом о крещении поморян - Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 896-897). За время миссии в Поморье были построены и освящены по меньшей мере 11 церквей (Petersohn. 1979. S. 225-247). Впрочем, вскоре часть населения вернулась к язычеству, а христ. Бог стал почитаться поморянами как одно из божеств их пантеона (Die Prüfeninger Vita. 1999. S. 119-120; Ebbonis Vita. 1856. P. 858-859; Herbordi Dialogus. 1868. P. 130).
Во 2-й миссионерской поездке в 1128 г., осуществленной О. по договоренности с кор. Лотарем II (1125-1137, император с 1133) и Вартиславом I († 1135 или 1148), князем Поморья, епископ Бамбергский побывал на землях лютичей по р. Пене, подчинявшихся герцогу Померании. Кроме этого О. планировал восстановить и укрепить христианство на землях к востоку от Одера. Однако политическая обстановка, в к-рой почти 70-летнему епископу пришлось заниматься миссионерской деятельностью, была сложной. Как попрание своих митрополичьих прав воспринял миссию О. в этом регионе архиепископ Магдебурга католич. св. Норберт (основатель ордена премонстрантов) (см.: Horstkötter. 1989). В пути O. оказывали помощь не только польск. князь, но и подданные нем. кор. Лотаря III (1125-1137), в частности маркграф Лужицы Альбрехт Медведь (Ebbonis Vita. 1856. P. 861-862). Покинув в апр. 1128 г. Бамберг, О. проехал через Мерзебург и в мае встретился с архиеп. Норбертом в Магдебурге, а затем вступил на землю лютичей в районе Деммина. Оттуда он незамедлительно отправился на восток, к о-ву Узедом, где тогда проходило большое собрание местной знати, и обратил в христианство мн. лютичей (Petersohn. 1979. S. 221-222). В июне-авг. епископ посетил Вольгаст и Гюцков западнее острова, где разрушил языческие храмы, а затем участвовал в 2 собраниях знати в Щецине и Волине (Ebbonis Vita. 1856. P. 871-872, 900). После миссионерской работы в сент.-нояб. в Каммине, где он также встретился с герцогом Померанским Вартиславом I (Petersohn. 1972. S. 8), О. через Пириц и Гнезно вернулся в Бамберг (Juritsch. 1889. S. 323-350). Не исключено, что контакты О. с Вартиславом, не желавшим присягать на верность Лотарю III, вызвали неудовольствие короля и он ускорил возвращение епископа на родину (Petersohn. 1979. S. 223). Тем не менее результаты 2-й миссии О. были весомыми. Они прослеживаются и по принесенному им как в Бамберг, так и в Поморье из польской и чешской областей почитанию сщмч. Адальберта (Войтеха) и др. святых; вполне возможно, что перед 1-й поездкой на земли балт. славян О. получил из Гнезно или Праги мощи сщмч. Адальберта (Ibid. S. 225, 250-253). Были воздвигнуты по меньшей мере еще 3 церкви. Как подчеркивает агиограф, и во 2-й раз христианизация славян совершалась без насилия: так, О. освятил ореховое дерево у одного из почитаемых язычниками источников Щецина и жители города перестали приносить ему жертвы (Ebbonis Vita. 1856. P. 873). После возвращения из Поморья О. помог разрешить спор о старшинстве между архиепископами Магдебурга и Гнезно (подробнее см.: Petersohn. 1979. S. 270-277).
В 30-х гг. XII в. О. неоднократно выступал посредником в конфликтах между имп. Лотарем II и Штауфенами. В марте 1135 г. епископ сыграл важную роль в примирении своего кузена, герц. Фридриха II Швабского (1105-1147), с имп. Лотарем II в споре о наследстве Салиев, а в 1138 г. способствовал признанию другого кузена, Конрада III, герц. Франконии (1116-1138), наследником герц. Фридриха II (в 1138, после смерти Лотаря II, Штауфены способствовали избранию Конрада III королем Германии).
В последние годы жизни О. тяжело болел. Мон. Эбон писал о резком ухудшении здоровья епископа на хофтаге в Магдебурге 26 мая 1135 г. Монахи аббатства Михельсберг, в частности приор Элленхард, молились о здоровье епископа, и им было видение о его выздоровлении (Dengler-Schreiber. 1979. S. 40). 3 июля 1139 г. епископ был погребен в соответствии со своим желанием перед главным алтарем в хоре монастырской церкви Михельсберга.
Почитание О. зародилось в аббатстве Михельсберг благодаря тому уважению, к-рым епископ пользовался при жизни, особенно в монашеской общине (Herbordi Dialogus. 1868. P. 40; ср. также: Haarländer. 2000. S. 122). Вероятно, еще при жизни О. появились его изображения (Dengler-Schreiber. 1979. S. 23). Аббат Германн (1123-1147) издал постановление о том, что после кончины епископа надлежит еженедельно служить по нему поминальную мессу с Пс 24 и особой молитвой, а также ежедневно жертвовать бедным полагавшуюся монаху порцию еды (refectio pauperum) (Petersohn. 1989. S. 42). Вскоре после смерти епископа были составлены его Жития. В 1159 г. Герборд засвидетельствовал ежегодное почитание О. у могилы святого в день его памяти, однако официально его канонизация стала возможной только после примирения императора с Папским престолом при папе Клименте III (1187-1191). Это произошло 10 авг. 1189 г. на хофтаге имп. Генриха VI (1191-1197) в Вюрцбурге в форме делегированной канонизации (Idem. 1980. S. 18). Канонизации предшествовала большая работа, проведенная епископом Бамбергским Оттоном II (1177-1196) и аббатом Михельсберга Вольфрамом II (1172-1201). При подготовке документов для канонизационного процесса большое внимание уделялось миссионерской деятельности О. в Поморье. Вольфрам лично совершил поездку в Поморье, заручившись поддержкой местной знати и епископа Каммина. При подготовке прошения о канонизации был приведен главный довод, что О. был апостолом поморян (впервые этот статус О. отмечен в записи из поминальной книги аббатства Михельсберг и в Житии авторства мон. Эбона - Idem. 1979. S. 464-465; Idem. 1989. S. 47-48). В субботу 30 сент. 1189 г., на следующий день после праздника арх. Михаила, мощи О. были торжественно подняты и помещены (вероятно, выставлены в раке) для поклонения верующих в хоре монастырской церкви. Позднее, очевидно зимой-весной 1190/91 г., сведения о подготовке к канонизации, чудесах и перенесении мощей были собраны и переработаны анонимом в соч. «Miracula et elevatio S. Ottonis» (также см.: Idem. 1989. S. 36. Anm. 1).
В средние века почитание О. было распространено прежде всего в епископстве Бамберг и в мон-рях в Юж. Германии и Австрии, воздвигнутых при участии епископа (см.: Machilek. 1989). Кон. XIII - нач. XV в. датируются скульптурные изображения О. у его гробницы в монастырской церкви в Бамберге (Suckale. 1989). В 1802 г. аббатство Михельсберг было закрыто; бывший монастырский храм ныне приписан к соборному приходу Бамберга. В крипте бывшей монастырской церкви сохранилась гробница О., она является объектом паломничества.
В средние века память О. отмечалась в день его смерти - 30 июня и в день перенесения мощей - 30 сент. (с 1189). В Римский Мартиролог его память была внесена под 2 июля; в совр. редакции Римского Мартиролога память указана под 30 июня. В Бамбергском архиеп-стве поминовение О. совершается 30 сент. В кон. XII в. стараниями аббата Михельсберга Вольфрама литургическое почитание О. распространилось в Камминском еп-стве в Померании (Petersohn. 1979. S. 466-468; Urban. 1989. S. 61). В Каммине память О. отмечалась 1 окт., в XIV в. растущее почитание епископа привело к тому, что торжества длились и всю последующую неделю (Petersohn. 1972. S. 38-39). Важным центром почитания О. в Поморье на протяжении XIII в. была ц. св. Иакова в Щецине (Idem. 1979. S. 468).
О. как покровитель и заступник верующих часто появляется во мн. легендах, сохранившихся в исторических сочинениях из Померании (Roth. 1989). Широко отмечались юбилейные праздники в честь христианизации Поморья в 1625, 1724, 1824, 1874, 1924, 1928, 1974 и 1978 гг. (Urban. 1989. S. 62-65). В эпоху Просвещения почитание О. в Бамберге оставалось значительным: имя епископа было увековечено в городской топографии в 1750 и 1885 гг. (несколько других инициатив были отклонены городским магистратом). С эпохи средних веков О. наряду с имп. Генрихом II и имп. Кунигундой считается покровителем Бамбергского епископства (с 1821 архиепископства). В 1889 г., в рамках празднования 700-летия канонизации О., при поддержке американо-швейцар. теолога О. Зардетти была отреставрирована ц. арх. Михаила, организованы торжества в честь святого (Zink. 1989). 850-й юбилейный год со дня кончины епископа и 800-летие его канонизации в 1989 г. торжественно отметили католич. общины ФРГ, ГДР и Польши (см. сб.: Der heilige Otto. 1989).