[Груз. ოთხთა ეკლესია; тур. Dörtkilise], исторический муж. мон-рь (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен у подножия горы на треугольной площадке, образуемой р. Отхтаэклесиисцкали и ее правым притоком, в груз. исторической пров. Имиер-Тао (Юж. Тао), на правом берегу р. Чорох (в 7 км от совр. с. Дёрткилисе, иль Артвин, Турция). Ныне эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ.
Название мон-ря (букв. с груз. и с тур. языков - Четыре церкви), согласно преданиям местных грузин, связано с тем, что О. был построен 4-м после мон-рей Ишхани, Ошки и Хахули. О. впервые упоминается в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (1042-1044), составленном прп. Георгием Святогорцем. Согласно источнику, О. был основан до 965 г.- очевидно, в кон. 50-х - нач. 60-х гг. X в. В кон. 60-х гг. X в. сюда пришел прп. Иоанн Святогорец и от известных в то время местных старцев Моисея и Геласия принял постриг. Чуть позже здесь подвизались прп. Иоанн (Грдзелисдзе) и оставивший Ниноцминдскую кафедру свт. Арсений Ниноцминдский (Георгий Мтацмидели. 1967. С. 42-44; Idem. 2009. P. 55-56). Монастырские здания были построены между 961 и 978 гг. На это указывают надписи асомтаврули («И(и)с(ус) Х(ристос), в(озвеличь) Да(вида)») на антефиксах, вставленных между облицовочными камнями (сев. неф и юж. пастофорий кафоликона, вост. часть сев. стены интерьера семинарии): в них Давид III не назван Куропалатом (в 961 он стал полновластным правителем Имиер-Тао, в 978 получил титул куропалата). Ок. 980 г. Давид III возобновил храм (надпись на фронтоне вост. фасада: Такаишвили. 1952. С. 83-84; КГН. 1980. Т. 1. С. 288; Джобадзе. 2007. С. 185, 195, 200-201). По мнению нек-рых исследователей, Давид III изображен в алтарной части кафоликона: над входом в диаконник сохранились фрагменты полуфигуры овеянного ореолом венценосца, в надписях над входом в жертвенник и около алтарной триумфальной арки читается имя Давид (Схиртладзе. 2009. С. 27-29). Еще 2 ктиторские надписи сохранились в эпиграфике фасадов кафоликона. В надписи (асомтаврули, смешанное с нусхури) на зап. фасаде прочитываются имена неких Баадура и Гаиане; в надписи вост. части юж. стены упоминается эристав эриставов Хурси (возможно, великий эристав Хурси, погибший в 1021 и часто упоминавшийся в источниках) (Такаишвили. 1952. С. 85-86; Схиртладзе. 2009. С. 24-27). В 9-строчной надписи на сев. фасаде церкви, расположенной к западу от кафоликона, указано, что церковь была построена в 984 г. свт. Арсением Ниноцминдским (Baumgartner. 1996. S. 536-541; Схиртладзе. 2009. С. 31-33).
В источниках О. называют «прославленной лаврой», имевшей многочисленную братию (Георгий Мтацмидели. 1967. С. 42, 56; Idem. 2009. P. 56, 64). О значении О. для духовной жизни Грузии свидетельствует изображение О. и церкви Бана на стенной росписи монастыря Ошки (30-е гг. XI в., зап. стена юж. рукава). В монастыре функционировала лит. школа. Несмотря на то что рукописи, созданные в О., не сохранились, очевидно, что школа О. имела обширные связи с др. груз. центрами в стране и за границей. Напр., в приписках XIV-XV вв. к Малому Номоканону 1031 г. из мон-ря Хора (НЦРГ. A 96) вслед за поминовением визант. императоров и ктиторов афонского груз. Иверского монастыря содержится прошение о молитве за деканоза О. «грешника Авгароза Мамацелисшвили» (Л. 182 об.) (Схиртладзе. 2009. С. 34-35).
Очевидно, к XV в. О. перешел во владение дома груз. князей Кавкасидзе (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245; Корпус груз. ист. док-тов. 2016. С. 193). С завоеванием Тао-Кларджети турками (сер. XVI в.) О. пришел в упадок. Сравнительно хорошая сохранность кафоликона объясняется тем, что местные жители относились к этой церкви с суеверным страхом и не селились около нее.
Включает кафоликон, 2-этажную церковь, трапезную, 2-нефное зальное помещение (семинария и скрипторий) и др. постройки. Близ комплекса расположены 3 малые церкви.
Кафоликон О. - крупная 3-нефная базилика (ок. 29×16,5 м, высота 15 м), идентичная кафоликону монастыря Пархали. Ее нефы разделены 5 парами крестообразных столбов и перекрыты цилиндрическими сводами. Центральный неф выделяется размером и с востока завершается подковообразной апсидой; боковые нефы - прямоугольными помещениями без апсид. В зап. части центрального нефа устроены хоры, опирающиеся на 2 узкие колонны, встроенные в пространство центрального нефа. Предполагается, что хоры были соединены мостом из легких конструкций с монастырскими зданиями, расположенными к западу от церкви. Существовала ли лестница внутри церкви, неизвестно.
Вдоль стен апсиды было установлено 2-ступенчатое сиденье (Такаишвили. 1952. С. 84). На высоте 50 см от пола в стене апсиды устроены небольшие квадратные ниши с кирпичными арками, более крупная арочная ниша расположена в центре апсиды, под окном: предположительно здесь было место для настоятеля, так же как и в др. церквах Тао (напр., Пархали, Хахули). Под алтарем может находиться крипта (фрагментарно выявлена в процессе раскопок кладоискателей). Пространство алтаря до 1-й пары колонн поднято относительно уровня пола, вдоль солеи тянется орнамент в виде пальметт, к-рый был популярен в регионе с кон. X в. (Ени-Рабат, Ошки, Ишхани, Урта, Акчакале на оз. Чилдыр). В алтарных столбах с зап. стороны высечены большие полукруглые арочные ниши для икон, украшенные плетеным карнизом и завершенные треугольным фронтоном. Монументальные ниши для икон рядом с апсидой характерны для тао-кларджетской церковной архитектуры (напр., храмы Арсенисеули и Хахули в Тао, Чала и Урта в Эрушети и т. д.). Среди сохранившегося в интерьере декора - высеченная из камня голова овна.
Фасады церкви облицованы хорошо точенным желтоватым камнем с безупречно прямой кладкой и украшены аркатурой, соответствующей внутренней структуре здания. Простые растительные и геометрические орнаменты обрамляют окна. В неск. местах высечены рельефные кресты. В середине обрамления боковых окон и дуг вост. фасада камни, выложенные радиальными лучами, окрашены красной и синей краской - так же как и на др. памятниках Тао (напр., Ошки, Хахули, Ишхани и др.).
Строительные слои, архитектурные формы и эпиграфика указывают на 2 основных периода постройки базилики, осуществленной разными архитекторами. По мнению груз. историка прав. Евфимия Такаишвили, 1-я церковь была построена в IX в. (кладка кирпичом и рваным камнем), облицовка точеным камнем была осуществлена ко 2-й пол. X в. (Такаишвили. 1952. С. 84-86); Н. и Ж. М. Тьерри определяют работы по строительству рубежом IX и X вв., по облицовке - 961 г., началом царствования Давида III. Строительство всей церкви ученые датировали 978 г. (Беридзе. 1981. С. 163-164), 950 г. (Закарая. 1992. С. 127-128), 983-1001 гг. (Вирсаладзе. 2007. С. 17-22). В. Джобадзе строительство и роспись церкви датирует сер. 961-965 г., а переделку - сер. 978-1001 г. (Djobadze. 1992. P. 169); Б. Баумгартнер - 940-950 гг. и периодом между 973/7-1000 гг. (Baumgartner. 1996. S. 536-541). По мнению З. Схиртладзе, в 60-х гг. X в. был построен кафоликон О., сразу же после него - кафоликон Пархали (кон. 60-х - нач. 70-х гг. X в.), окончательный облик кафоликона О. сложился в 80-х гг. X в. (Схиртладзе. 2009. С. 22-24). Перестройки заметны как в интерьере, так и в экстерьере церкви. На 1-м строительном этапе были возведены остов базилики в технике opus mixtum и 4 пары столбов, построены, а затем расширены хоры, облицованы вост. и зап. фасады. На следующем этапе пара алтарных столбов перемещена ближе к алтарю, церковь надстроена в высоту, украшены поперечные фасады. Несомненно, базилика О. приняла свой окончательный вид в период строительства Пархали (до 973) или непосредственно при участии зодчего Пархали в 80-90-х гг. X в. Это соответствует времени деятельности Давида III, когда ушедшая из О. братия обосновалась на Афоне и имела интенсивную духовную и просветительскую связь с мон-рями Тао. Результатом этого тесного контакта стала необходимость реорганизации алтарного пространства кафоликона О., т. к. к-польский устав требовал непосредственной связи алтаря с жертвенником, что было необходимо для проведения литургии.
Фресковая живопись сохранилась в алтаре, конхе и на предапсидной стене базилики. В апсиде алтаря расположены 5 регистров росписи. В верхнем регистре в овальной мандорле изображен Спаситель, над Ним - сегмент лазурного неба и Св. Дух в виде голубя, фланкированный сонмом ангелов. Ниже, в узком регистре, изображен также сонм ангелов (по 10 с каждой стороны церкви). В центре 3-го регистра - Богоматерь Оранта с предстоящими ангелами, со св. Иоанном Предтечей и с апостолами (?). Живопись 4-го регистра сохранилась лучше, здесь изображены пророки и отцы Церкви (Схиртладзе. 2009. С. 49-65). В откосах окон - прор. Моисей и прав. Мелхиседек. В арке окна, в круглой раме, оформленной растительным орнаментом, на фоне лазурного неба изображена фронтальная полуфигура венценосной жены с моделью храма О. в руках. Ученые атрибутировали ее как ктитора церкви, равноап. Нину, или как Софию Премудрость Божию. Однако З. Схиртладзе, прочитавший сопровождающую изображение надпись асомтаврули как «Сиони», предположил, что это аллегорическая фигура Матери-Церкви. Кроме того, венец жены выполнен в форме базилики, а рядом с О. изображен Сиони (Там же. С. 65-68). В области арки окна вписаны рога изобилия. Идентичная схема украшения окна была и в росписи церкви Пархали (выявлена после изучения архивных фотографий) (Zakharova, Mal'tseva. 2017. С. 685). Нижний регистр содержит сцены «Благовещение Пресв. Богородицы», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово» и «Сретение Господне» (последние 2 сцены почти утрачены) (Схиртладзе. 2009. С. 72, 78), «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Жены-мироносицы у Гроба Господня» и «Явление Спасителя женам-мироносицам» (Там же. С. 78-81). Иконографическая программа росписи является отголоском идей, сформировавшихся после периода иконоборчества в Византии, однако в соответствии с архитектурными формами храма она размещена в апсиде, а не во всем храме (Там же. С. 87-91). Прямые и твердые фигуры удлиненных пропорций в свободном движении, с утонченными жестами, подчеркнутое значение линии, многотональная разработка форм и легкая ритмичность, виртуозный мазок живописи ликов с незаметным чередованием теней ставят живопись О. в ряд лучших образцов и указывают на высокую образованность и творческую гибкость мастеров-создателей.
С юго-востока от кафоликона находится полуразрушенная 2-этажная церковь, выстроенная, очевидно, одновременно с его основной частью (до 965). Первый этаж, частично подземный, выложен из рваного камня, на 2-м этаже расположена церковь, построенная в технике opus mixtum и перекрытая цилиндрическим сводом. По сторонам апсиды находятся узкие и длинные пастофории. Здание семинарии и скриптория соединено поздней пристройкой. По архитектурным формам оно близко к трапезной Ошки. Строительство предположительно относится к 60-м гг. X в., когда вслед. увеличения числа братии, очевидно, возникла необходимость возведения просторных помещений.
За монастырским оврагом, на вост. склоне стоит зальная церковь 2-й пол. X в. В 90 м от мон-ря на горе расположены 2 зальные церкви 2-й пол. X в. Они известны под названием Арсенисеули, т. к. на одной из них на вертикальной плите на юж. фасаде сохранилась надпись прп. Арсения Икалтойского с указанием даты постройки - 984 г. (Baumgartner. 1996. S. 548-552; Схиртладзе. 2009. С. 31-32). По композиции оба храма сходны с 2-этажной церковью О. В 2 км от О., вверх по реке, с правой стороны, находятся развалины купольной церкви типа тетраконх, к-рая известна под названием Мухлджигилиси (Такаишвили. 1952. С. 89).