ПАЛА Д'ОРО
Том LIV, С. 264-265
опубликовано: 23 ноября 2023г.

ПАЛА Д'ОРО

Пала д’Оро (базилика Сан-Марко в Венеции)Пала д’Оро (базилика Сан-Марко в Венеции) [Итал. Pala d'Oro, букв.- «золотая доска»], «Золотой алтарь», передняя сторона престола (алтаря) - антепендиум в базилике Сан-Марко в Венеции; ныне находится над престолом (обычно развернут в сторону алтаря). Представляет собой группу собранных в единое смысловое целое изображений на христ. сюжеты; размеры - 350×210 см. Считается, что П. д'О. украшают 137 эмалей, 526 жемчужин, 330 гранатов, 320 изумрудов, 255 сапфиров, 183 аметиста, 75 рубинов, 175 агатов, 34 топаза, 16 сердоликов и 13 яшм. Центр верхней части занимает квадрифолий с образом арх. Михаила в лоратном одеянии, с лабарумом в руке, на к-ром написано Трисвятое («ΑΓΙΟΣ ΑΓΙΟΣ ΑΓΙΟΣ»); по его сторонам - по 3 сцены двунадесятых праздников в полукруглых арочных обрамлениях: слева - «Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие во ад» и «Распятие»; справа - «Вознесение», «Сошествие Св. Духа на апостолов» и «Успение Пресв. Богородицы». В центре нижней части в медальоне представлен восседающий на престоле Христос Пантократор; вокруг Него - 4 евангелиста, пишущие Евангелия; над образом Христа - Этимасия, а по ее сторонам - силы небесные: 2 херувима и 2 ангела, за ними с каждой стороны - по 6 архангелов с кадилами (только на 4 эмалевых пластинках написаны имена), поклоняющихся Иисусу Христу и Этимасии. Под рядом ангелов - апостолы, их фронтальные в рост фигуры помещены под готические арочные обрамления; в руках у них кодексы, причем апостолы Андрей и Павел изображены с кодексом в левой и со свитком в правой руке, ап. Петр - со свернутым свитком. Под образом Христа Пантократора размещается изображение Божией Матери «Оранта», по Ее сторонам - визант. имп. Ирина (надпись: «ειρηνη σεβεστατη αυγουστη») и дож Орделаффо Фальер (1102-1117), заказчик П. д.'О. У ученых нет единства мнений об идентификации императрицы: имя Ирина носили супруга имп. Алексея I Комнина (1081-1118), в правление к-рого связи между Византией и Венецией были наиболее крепкими (в это время была изготовлена в К-поле П. д.'О.), супруга его сына имп. Иоанна II (1118-1143), а также супруга имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Некоторые полагают, что на месте эмали с дожем некогда находилось изображение визант. императора и общая структура этой 3-фигурной композиции напоминала мозаику в юж. галерее собора Св. Софии в К-поле (1118-1122), на к-рой по сторонам Божией Матери - имп. Иоанн II Комнин и Ирина Венгерская; другие считают, что фигура дожа была там изначально, но, вероятно, в нач. XIII в., чтобы подчеркнуть значимость этого персонажа, его решили представить с нимбом и сделали новое изображение его головы, меньшего размера (Buckton, Osborne. 2000). Было высказано также предположение, что донаторских портретов по сторонам от образа Божией Матери первоначально было 4, 2 из них располагались на тех местах, к-рые занимают надписи XIV в.: ближе к центру - имп. Алексей I Комнин и его супруга Ирина, а за ними - сын и соправитель Алексея, Иоанн II, и дож Фальер (Luigi-Pomorišac. 1966).

В нижнем ряду под образами апостолов помещены изображения 12 пророков с развернутыми свитками в руках. Эта часть П. д.'О. окружена с 3 сторон 27 маленькими квадратными панно, на к-рых представлены сверху сцены на евангельские сюжеты («Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Тайная вечеря», «Распятие», «Сошествие во ад», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Уверение Фомы», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа на апостолов») и фигуры 6 диаконов, по сторонам - сцены из Жития ап. Марка.

Христос Вседержитель. Фрагмент Пала д’Оро (базилика Сан-Марко в Венеции)Христос Вседержитель. Фрагмент Пала д’Оро (базилика Сан-Марко в Венеции)До создания П. д.'О. 1-й антепендиум (в зап. традиции ретабль) базилики Сан-Марко, сделанный из серебра и золота, был заказан дожем Пьетро I Орсеоло (976-978) «на собственные средства», как следует из Хроники Иоанна Диакона. Возможно, нек-рые из маленьких эмалевых медальонов, украшающих П. д.'О., были взяты из антепендиума Орсеоло (предположительно несколько из тех 38, что располагаются на обрамлении П. д.'О.: напр., геральдические изображения грифонов, змей, правителя с соколом, символического древа с павлинами по сторонам). Они отличаются особой тонкостью линий и деликатностью обработки стеклянной массы. Но они также могли быть сняты с др. предметов (потиров, дискосов, окладов икон и проч.), составлявших часть трофеев венецианцев во время 4-го крестового похода.

В 1105 г. дож Фальер решил отремонтировать антепендиум базилики Сан-Марко или скорее заказать в Византии новый, еще более роскошный. К этому времени, по-видимому, относятся образы 4 евангелистов, созданные, как считает С. Беттини, венецианскими мастерами, возможно, учившимися у греков. Перегородки в этих эмалях толще и грубее, рисунок кажется неуверенным и несколько небрежным (Bettini. 1984. P. 46). К 1105 г. в состав антепендиума могли входить и выполненные к-польскими мастерами изображения Божией Матери, имп. Ирины и дожа Фальера и, вероятно, еще 2 представителей династии Комнинов.

В 1209 г., при доже Пьетро Дзиани (1205-1229) и прокураторе Анджело Фальере, П. д.'О. дополнили произведениями, захваченными при разграблении К-поля участниками 4-го крестового похода. Большинство из них, по-видимому, происходило из мон-ря Пантократора, с 1204 г. принадлежавшего венецианцам, отдельные предметы - из храма Св. Софии, где вскоре после захвата города крестоносцами венецианец Томмазо Морозини (1204-1211) стал 1-м лат. патриархом. Факт принадлежности большинства эмалей монастырю Пантократора был признан имп. Иоанном VIII Палеологом и патриархом Иосифом II, посетившими в 1438 г. Венецию по пути на Ферраро-Флорентийский Собор. Вероятно, все крупные эмалевые панно (с изображениями арх. Михаила, 6 праздников, Христа Пантократора, архангелов, апостолов и пророков) были привезены из визант. столицы после ее завоевания в 1204 г. Беттини высказал предположение о том, что некогда они принадлежали темплону погребальной капеллы имп. Мануила I и его супруги Ирины, располагавшейся между центральной и южной церквами мон-ря Пантократора; большая часть сохранившихся в П. д.'О. изображений могла входить в состав композиции «Деисус» (Ibid. P. 52-56). Нек-рые из этих эмалей он сравнивает по стилю с визант. живописью 2-й пол. XII в., в частности со «стилем Нерези». Примерно к этому же времени относятся панно с евангельскими сценами и композиции на сюжеты из жития ап. Марка. Они обнаруживают связь с мозаиками на те же сюжеты в наосе базилики Сан-Марко, однако их манера исполнения напоминает стиль миниатюр рукописей, вышедших из скриптория Монтекассино, также испытавших влияние позднекомниновского искусства (Ibid. P. 48). Было высказано предположение, что верхняя часть П. д.'О. с образом арх. Михаила и 6 сценами праздников появилась в 1209 г. Тогда же или вскоре после этого над алтарем был воздвигнут мраморный киворий (Klein. 2010. P. 198).

В 1343 г., после избрания дожем Андреа Дандоло (1343-1354), антепендиум в основном приобрел совр. облик. Работа была начата мастером Дж. Бонинсенья, оставившим запись в нижней части П. д.'О., и продолжена в его либо в др. мастерской. Скорее всего именно к тому времени относятся готические элементы декора алтаря. Тогда же в него были вмонтированы многочисленные драгоценные камни, жемчуг и эмали из прежних антепендиумов, а также новые, созданные уже венецианскими эмальерами. В правление Дандоло в мастерской худож. Паоло Венециано была создана т. н. pala feriale - будничный антепендиум, закрывавший П. д.'О.; с тех пор верующие могли видеть одно из главных сокровищ Сан-Марко лишь в дни больших церковных праздников.

Впосл. П. д.'О. много раз реставрировали: в 1374 г., при прокураторах Микеле Морозини и Пьетро Корнаро, добавили еще драгоценных камней и жемчуга; в 1399 г. после попытки ограбления имело место небольшое реставрационное вмешательство; в 1522, 1575 и 1589 гг. снова добавляли жемчуг; в 1614, 1647, 1720, 1731 и 1780 гг. чистили; значительная реставрация была предпринята между 1836 и 1847 гг. Однако структура П. д.'О. осталась практически неизменной с XIV в.

Лит.: Luigi-Pomorišac J., de. Les émaux byzantins de la Pala d'oro de l'église de Saint-Marc à Venise. Zürich, 1966; Demus O. Zur Pala d'Oro // JÖBG. 1967. Bd. 16. S. 263-279; Wessel K. Die byzantinische Emailkunst vom 5. bis 13. Jh. Recklinghausen, 1967. S. 133-155; Bettini S. Venice, Pala d'Oro, and Constantinople // Le Trésor de S. Marco de Venise. Mil., 1984. P. 35-64; Perocco G. Histoire de trésor of S. Marc // Ibid. P. 65-69; La Pala d'oro / Ed. H. R. Hahnloser e. a. Venezia, 1994; Polacco R. La Pala d'oro di S. Marco dalla sua edizione bizantina a quella gotica // Storia dell'arte marciana: Sculture, tesoro, arazzi. Venezia, 1997. P. 368-379; Buckton D., Osborne J. The Enamel of Doge Ordelaffo Falier on the Pala d'Oro in Venice // Gesta. N. Y., 2000. Vol. 39. N 1. P. 43-49; Belting H. Dandolo's Dreams: Venetian State Art and Byzantium // Byzantium: Faith and Power. New Haven, 2006. P. 138-153; Klein H. A. Refashioning Byzantium in Venice, ca. 1200-1400 // San Marco, Byzantium, and the Myths of Venice / Ed. H. Maguire, R. S. Nelson. Wash., 2010. P. 193-226.
И. А. Орецкая
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА одно из наименований Папского престола; праздник в календаре Римско-католической Церкви; реликвия, которая хранится в базилике св. Петра в Риме
  • МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко