[Параклит; греч. Παρακλητική; церковнослав. ], одна из 2 древнейших форм или частей (наряду со стихирокафизматарием) правосл. богослужебной кн. Октоих, содержащая преимущественно гимнографические каноны 8 гласов для служб седмичного круга. Ее название связано с определением нек-рых будничных канонов - παρακλητικός (молебный), однако эта книга часто включала и воскресные каноны, а в греч. традиции и др. многострофные песнопения - блаженны и степенны. В некоторых ранних рукописях «молебными» назывались не только каноны, но и стихиры (они же могут называться «подобными» - Sinait. gr. 824, сер. IX в.; 781+782, X в.; 785+795, XII в.; по-видимому, самые ранние из этих стихир посвящены Пресв. Богородице; см.: Крашенинникова. 2006. С. 319).
Наименование, состав и структура ранних визант. сборников этого типа не были устойчивыми. По всей вероятности, П. выделился из раннего греч. Тропология, сложившегося в VII в. (в соответствующем ему груз. Иадгари 965 г. Sinait. gеorg. 34 некоторые песнопения, распределенные по посвящениям на определенные дни недели, носят название «саведребелни» - «молебные песнопения»; см.: Хевсуриани. 1984. С. 145-146; Крашенинникова. 2006. С. 301, 328), поэтому сборники, аналогичные П. по содержанию, могли называться Тропологиями (напр.: Sinait. gr. 777, XI в., в надписании упом. и молебные каноны), Октоихами (напр.: Crypt. Δ. γ. XIV, кон. X - нач. XI в.,- «Новый Октоих» прп. Иосифа Песнописца) или не иметь названия (напр., сборник кон. VIII - нач. IX в. с жанровой организацией Sinait. gr. 1593 + Lond. Brit. Lib. 26113 + Cantabr. Add. 1879.3 + Sinait. gr. 776); для ряда списков названия не могут быть определены из-за утраты первых листов (напр., палимпсест Sinait. gr. 794, 992 г.; Crypt. Δ. γ. VI, кон. XI в.). Мн. рукописи имеют 2-частную композицию: сборник стихир и седальнов и сборник канонов (Sinait. gr. 1593 + 776; 779, X в.; 780, X-XI вв.; 778, 790, оба - XI в.; 795, XII в.).
И. Е. Лозовая предложила классификацию визант. П., разделив их на 4 типа по количеству канонов в будни в каждом из 8 гласовых циклов: I. 1 канон на каждый день (Sinait. gr. 794; Crypt. Δ. γ. XIV; в ркп. Sinait. gr. 776, как правило, на каждую тему будничных дней помещен канон только одного гласа); II. 1 канон с соединением в нем в отдельные дни тропарей 2 канонов под общим ирмосом (Sinait. gr. 777); III. 2 канона (Crypt. Δ. γ. VI; Sinait. gr. 779, в субботу - 3 канона; Sinait. gr. 781-782, X в., в среду 1 канон - молебный Пресв. Богородице, такие же каноны есть в четверг, пятницу, субботу и воскресенье (один из 2 дополнительных, всего на этот день их помещено 4)); IV. 3 канона (Sinait. gr. 778, XI в., в субботу - 2 канона) (Лозовая. 2009. С. 37). В тех списках, в к-рых на каждый день помещено неск. канонов, последние выписывались, как правило, отдельно (напр., Sinait. gr. 779), но иногда - вместе, по порядку песней (напр., Crypt. Δ. γ. VI). Воскресный и крестовоскресный каноны обычно обозначались не этими названиями (оба - воскресные), а по принадлежности к ирмосам, с к-рыми они были выписаны, причем крестовоскресный канон нередко предшествовал воскресному.
Состав канонов П. отражает стадии развития и региональные особенности этой книги: постепенное вытеснение более ранних произведений палестинских гимнографов (святителей Андрея Критского и Германа I, патриарха К-польского) более поздними палестинскими же (преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, исп. Феофана Начертанного, еп. Никейского) и студийскими (прежде всего Иосифа Песнописца), а также смену жанрового принципа деления литургическим. В целом по составу можно выделить следующие типы визант. П.: к-польский (наиболее типичный список - Sinait. gr. 794), палестинский (Sinait. gr. 776) и южноиталийский (группа рукописей из мон-ря Гроттаферрата - Crypt. Δ. γ. XIV, VI, частично совпадающая как со студийскими рукописями, так и с полными иерусалимскими Октоихами) (Лозовая. 2009. С. 55).
Греч. П., как правило, не нотировались, поскольку их тексты распевались по моделям, помещавшимся в др. книгах - Ирмологии и Стихираре. В целом у авторов будничных канонов П.- преимущественно гимнографов IX в.- преобладает тенденция использовать в каждом из гласов в качестве моделей для распевания ирмосы одного последования, чаще всего - воскресного канона Иоанна, реже - Космы. Противоположная тенденция - разнообразить каноны седмицы распевами на разные последования ирмосов - присутствует в «Новом Октоихе» Иосифа Песнописца (Crypt. Δ. γ. XIV). В XII в. в греч. мире распространилась форма иерусалимского (т. н. новосавваитского) Октоиха, в к-рой были объединены в литургическом порядке песнопения, записывавшиеся ранее в разных видах сборников, включая П.
В Др. Руси в период действия Студийского устава использовалась кн. «Параклит» - одна из 2 частей Октоиха, содержащая каноны (2-я часть - Октоих изборный - включала седальны и стихиры на 8 гласов, а также в ряде случаев песни троичны и ексапостиларии). Изучены 17 древнерус. списков П. XII - нач. XV в., к-рые по числу входящих в них канонов можно отнести к 3 типам: полному (3 списка) - 2 канона в будни и 3 канона в воскресенье; краткому (3 списка) - 1 канон в будни и 2 канона - в воскресенье; смешанному (11 списков) - 1 канон с тропарями из 2 канонов в будни и 2 канона в воскресенье. Наибольшее распространение П. с соединением 2 канонов под одной рубрикой можно объяснить следованием развитому 2-канонному типу визант. певч. книг в условиях господства ранней версии Студийского устава, предполагавшей использование только одного канона. По выбору седмичных памятей (к-рый в целом совпадает в славянских П., Шестодневе и Октоихе изборном) указанные типы можно разделить на подтипы: 1-й - на 2, 2-й - на 5, 3-й - на 2 (всего 9 подтипов). По выбору текстов для той или иной памяти древнерус. списки можно разделить на 3 группы с условными названиями, указывающими на происхождение разновидностей П.: «византийскую» (РГАДА. Тип. № 79, 1-я треть XV в.; 82; ГИМ. Син. № 840, 1-я треть XV в.; № 838, 1386 г.; РНБ. Соф. № 127, кон. XIII - нач. XIV в.; РГБ. Муз. № 364, 1343 г.; Вол. № 2, кон. XIV - нач. XV в.), «болгарскую» (РНБ. Соф. № 125, нач. XV в.; № 128, XIV в.; ГИМ. Син. № 538, 1-я пол. XV в.) и «древнерусскую», т. е. смешанную (РГАДА. Тип. № 73, XV в.; № 78, кон. XIV- нач. XV в.; № 80, 2-я пол. XII в.; № 81, XV в.; № 83, кон. XIV - нач. XV в.; ГИМ. Син. № 837, 1369 г.) (Лозовая. 2009. С. 75-82). Два древнейших древнерус. П. сохранились лишь фрагментарно: в Национальном музее во Львове им. митр. Андрея Шептицкого (Q. 404/31333, нач. XII в., 3 листа) и в Российской государственной б-ке (Ф. 178. № 11074, 2-я пол. XII в., 1 лист). Особенностью П. (как и Шестодневов) было наличие особых циклов кратких припевов по 9-й песни канона, к-рые назывались похвалами и имели двойное посвящение - Пресв. Богородице и теме седмичной памяти (Крашенинникова. 2006. С. 366-367). В древнерус. Студийско-Алексиевском уставе упоминания о П. известны только по поздним спискам (ГИМ. Син. № 333, 1398 г.; № 905, XV в.). Ряд канонов апостолам Петру и Павлу, св. Иоанну Предтече, Пресв. Богородице, помещенных в древнерусских (РНБ. Соф. № 125, 128), болгарских (нижний слой палимпсеста Vat. Barber. gr. 388, XIII-XIV вв.) и сербских (РНБ. Q. п. I. 54, кон. XIII - нач. XIV в.; ГИМ. Увар. № 521, нач. XIV в.) П., написан свт. Климентом Охридским († 916), имя к-рого содержится в акростихах 8-й и 9-й песней. Нек-рые особенности текстов этих канонов позволяют предположить, что формирование 1-й редакции слав. П. завершилось в Болгарии к 895-896 гг. Вероятно, именно эта редакция П. и др. разновидностей Октоиха распространилась в Др. Руси вскоре после ее Крещения, в Болгарии же - в X - 2-й трети XI в. Впосл. П. испытал влияние греч. студийской практики, и ряд песнопений свт. Климента был вытеснен канонами прп. Иосифа Песнописца (Крашенинникова. 2006. С. 379-382).
Из древнерус. списков только один П. (РГАДА. Тип. № 80) содержит раннюю знаменную нотацию в ирмосах и тропарях, что свидетельствует о певч. исполнении в древнерус. богослужебной практике канонов седмичного круга целиком. Совпадение типа разлиновки в данном П. и в Минеях из собора Св. Софии в Вел. Новгороде (ГИМ. Син. № 159-168), а также принадлежность почерка этого списка к одной писцовой школе с почерками указанных Миней и Студийского устава (ГИМ. Син. № 330) позволяют предположить, что этот П. происходит из новгородского архиепископского скриптория и содержит косвенные данные о певч. школе этого собора (Лозовая. 2009. С. 11, 15, 112).
С XV в. в греч. традиции название Παρακλητική относится исключительно к полному Октоиху; южнослав. списки этого типа книги также могут называться П. (напр., серб. ркп. ГИМ. Хлуд. № 131, XV в.); в восточнослав. традиции в это же время на смену П. и др. разновидностям Октоиха пришел полный Октоих.