ПАРФЕНИЙ
Том LIV, С. 644-647
опубликовано: 29 декабря 2023г.

ПАРФЕНИЙ

Парфений (Попов), архиеп. Иркутский и Нерченский. Фотография. 60-е гг. XIX в.Парфений (Попов), архиеп. Иркутский и Нерченский. Фотография. 60-е гг. XIX в.(Попов Петр Тихонович; 1811, Задонский у. Воронежской губ.- 21.01.1873, Иркутск), архиеп. Иркутский и Нерчинский. Род. в семье священника. В 1831 г. окончил Воронежскую ДС, в 1835 г.- КДА (со степенью магистра богословия) и был направлен в Орловскую ДС учителем в должности профессора математики и физики (по др. данным - математики и греч. языка). 13 окт. 1836 г. в г. Ельце Орловской губ. был рукоположен во иерея к Воскресенской ц. В 1838 г. занимал должность присутствующего в Елецком духовном правлении. 1 окт. 1840 г. был удостоен сана протоиерея елецкого Вознесенского собора (1745), исполнял обязанности благочинного елецких церквей. В 1841 г. состоял также сотрудником епархиального попечительства о бедных духовного звания. В том же году прот. Петр овдовел и 16 нояб. 1841 г. принял постриг с именем Парфений. В янв. 1842 г. был назначен ректором Орловского ДУ и учителем высшего отд-ния уч-ща, затем - инспектором Орловской ДС и профессором богословия. C 6 дек. 1842 по нояб. 1844 г. в сане игумена исполнял обязанности управляющего Оптиным болховским во имя Святой Троицы и в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырем до приезда в обитель архим. Макария (Глухарёва), назначенного в июне 1844 г. настоятелем. 20 апр. 1844 г. П. получил должность ректора Орловской ДС, 20 мая того же года возведен в сан архимандрита. С окт. 1845 г. П.- ректор Харьковской ДС, настоятель харьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, благочинный епархиальных обителей. С 12 апр. 1848 г.- ректор Херсонской ДС, настоятель одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, благочинный епархиальных мон-рей. Острым умом и обширными познаниями как в богословских, так и в светских науках заслужил уважение свт. Иннокентия (Борисова) на Харьковской и на Херсонской кафедрах. По отзывам сослуживцев, П. был «одним из лучших, если не самым лучшим ректором», его отличали «неутомимая деятельность, точное вникание во все подробности управления» (Некр. 1873. С. 71). 22 февр. 1852 г. П. возглавил КазДА, с кон. 1852/53 уч. г.- ординарный профессор.

14 марта 1854 г. в С.-Петербурге П. был хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. 25 июня прибыл в Томск. В первую очередь он озаботился открытием новых приходов и строительством храмов. По данным отчета обер-прокурора Синода Д. А. Толстого за 1873 г., если в 1854 г. в епархии было 316 церквей, то в 1860 г.- уже 533 церкви (Заслуги. 1875. С. 288). В 1858 г. в Томске усердием П. была возведена и освящена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, построенная по подобию Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве. Для этой часовни епископ заказал в Москве список с Иверского образа. Томская Иверская часовня стала святыней города - его «духовными вратами», а Иверская икона - Томской Градодержательницей. По свидетельству томского краеведа К. Н. Евтропова, «кроме ежедневного служения молебнов в часовне и ношения святой иконы по домам, поднятия ее в дни особых торжеств» П. «успел в свое время привить томичам благочестивый обычай, который строго соблюдался в Москве с 1669 года: при въезде в город и выезде из него - обязательно помолиться в Иверской часовне». Сам П. также перед поездками и при возвращении в город всегда молился перед чтимой иконой.

В связи с открытием новых приходов и со строительством храмов Томская епархия испытывала нужду в священнослужителях, поэтому по ходатайству П. 7 дек. 1857 г. последовало Высочайшее повеление об учреждении Томской ДС. 21 сент. 1858 г. при торжественном открытии семинарии П. отслужил литургию в кафедральном Благовещенском соборе, а затем возглавил крестный ход. Преосвященный благословил семинарию иконой свт. Иннокентия (Кульчицкого), написанной на доске с гробницы святого. На должность ректора был назначен проф. КазДА архим. Вениамин (Благонравов), буд. преемник П. на Иркутской кафедре. Учебный процесс состоял из 3 двухгодичных курсов: высшего (богословского), среднего (философского) и низшего (словесности). В учебном плане значилось 32 учебных предмета. В 1-й год обучения ректор архим. Вениамин преподавал догматическое богословие и гомилетику, инспектор иером. Владимир (Петров) - Свящ. Писание на высшем и среднем отд-ниях, а также логику и евр. язык. Член правления семинарии И. П. Домский преподавал словесность и историю. Первый выпуск состоялся в 1860 г. Архиерей не переставал заботиться о семинарии до конца жизни, перед кончиной пожертвовал Томской ДС свою б-ку.

Много архипастырских забот П. проявлял об Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 г. архим. прп. Макарием (Глухарёвым). Ко времени приезда на Томскую кафедру П. общее число сотрудников Алтайской миссии составляло всего 18 чел. при ежегодном «скудном окладе их содержания» - 541 р. 41 к. Своим ходатайством перед Синодом епископ добился существенного увеличения штата и средств на содержание миссии. В результате уже в 1858 г. в миссии трудились 18 священников, 12 монахов и 4 псаломщика, а на ее содержание выделялось 5500 р. в год. Все это позволило открыть миссионерские станы, построить церкви и молитвенные дома, школы для новокрещеных алтайцев, учредить больницы, богадельни и т. д.

В янв. 1859 г. П. обратился в Синод с представлением о разделении обширной Томской епархии на две и об устройстве самостоятельной Енисейской епархии. Однако сделано это было уже после того, как епископ покинул Томск,- 25 мая 1861 г.

13 сент. 1860 г. П. возглавил Иркутскую и Нерчинскую кафедру. 31 марта 1863 г. возведен в сан архиепископа. В Иркутск прибыл 21 дек. 1860 г., 1-е служение совершил 25 дек. Проявил себя как активный храмостроитель, миссионер и проповедник. «Видя повсюду холодность сибиряков к богослужению по причине редкости и отдаленности храмов», он «энергически принялся за постройку церквей» (Отчет... за 1872 г. 1874. № 9. С. 62). За 12-летний период управления П. епархией были построены или перестроены с новым освящением 162 церкви, что составило более половины всех храмов епархии, а также более 100 часовен и молитвенных домов. Архиерей освятил 33 церкви, в т. ч. 1 окт. 1863 г.- домовую архиерейскую Покровскую ц., 29 февр. 1864 г.- домовую ц. арх. Михаила в корпусе Иркутского ДУ, 27 июля 1870 г.- отремонтированный иркутский кафедральный Богоявленский собор, 5 окт. 1872 г.- заново построенный Вознесенский собор в иркутском в честь Вознесения Господня (Иннокентиевском) мужском монастыре.

При П. в короткий срок было отремонтировано «столетием разрушавшееся» здание Иркутского ДУ. Архиерей регулярно посещал семинарию и уч-ще, присутствовал на уроках, а также принимал в своих покоях учеников уч-ща «и уделял часто вечерние часы на уроки их», предписывал священникам училищных приходов преподавать Закон Божий «по обязанности пастырской безмездно» (Епархиальные распоряжения // Иркутские ЕВ. 1869. № 6. С. 37; Отчет... за 1872 г. 1874. С. 63).

Согласно представлению П. и по его программе указом Синода от 23 окт. 1862 г. было разрешено издание «Иркутских епархиальных ведомостей». Первый номер вышел 1 янв. 1863 г. На основании Положения о приходских попечительствах 1864 г. при П. в епархии учреждались церковноприходские попечительства, устраивались б-ки, открывались школы грамотности. Действовали Братство взаимного вспоможения заштатным и сиротствующим Иркутской епархии (с 1 апр. 1867), Иркутское попечительство о бедных духовного звания. При церквах проводился сбор пожертвований на распространение в империи Православия между язычниками, на улучшение быта паломников в Палестине, в пользу Гроба Господня, на восстановление Православия на Кавказе, на построение и возобновление церквей и школ зап. губерний, на помощь афонскому Пантелеимонову мон-рю и др. цели. Современники П. отмечали его талант администратора. «В управлении консисторском он не нуждался в чужих указаниях, а сам всему давал ход и направление» (Отчет... за 1872 г. 1874. С. 62).

Поездки для обозрения епархии П. часто совершал на лошадях или на лодках. Одну из первых поездок предпринял в июле-авг. 1863 г. по Московскому и Ангарскому трактам, преодолев 1700 верст и обозрев в 6 благочиннических округах более 50 церквей. В каждом селе он посещал храмы и дома священников, проводил ревизии «по части богослужения, назидания церковного и домашнего, управления нравственного и религиозного, на какой предмет священниками велись записи», лично экзаменовал диаконов и причетников (Из записей. 1863. № 46. С. 760; Отчет... за 1872 г. 1874. С. 62).

В 1861 г. в целях усиления миссионерской деятельности среди забайкальских бурят было учреждено Селенгинское викариатство Иркутской епархии, положившее начало Забайкальской духовной миссии. Первым Селенгинским епископом и начальником миссии назначен архим. Вениамин (Благонравов). С 1869 г. еп. Селенгинским был Мартиниан (Муратовский; † 1898). Местопребыванием викария определен Посольский в честь Преображения Господня монастырь на юж. берегу Байкала.

В Иркутской епархии кроме Забайкальской миссии существовала миссия Иркутская, к к-рой «относилось число язычников не менее забайкальской (около 100 тыс. душ) и вдвое более, нежели на всем Алтае». П. ежегодно предпринимал «продолжительные и трудные путешествия по огромным пространствам», «давал наставления и указания миссионерам, избирал места для устройства миссионерских станов», общался с инородцами, «между которыми скоро приобрел общую известность и столь глубокое уважение, что принять св. крещение от рук преосвященного считалось между ними величайшею честью, какой искали настойчиво» (Иркутская духовная миссия. 1870. № 30. С. 221; Заслуги. 1875. С. 290). Особое внимание П. обратил на Тункинский край, куда еще в XVII в. из Тибета «был занесен буддизм». Архиерей посещал тункинских бурят неск. раз в год: «Один, с миссионером и проводником, на верховой лошади, по болотам и топям пробирался он из улуса в улус с проповедью слова Божия. В неурожайные годы, которые в Тунке повторялись периодически, на средства, ему одному ведомые, он доставлял голодающим хлеб. Скоро буряты полюбили своего проповедника и на призыв его ко крещению потекли сотнями» (Из отчета о состоянии и деятельности Иркутской духовной миссии за 1890 г. // ЦВед. 1892. № 9. С. 337).

С учреждением Православного миссионерского об-ва стараниями П. в Иркутской епархии в 1866 г. образовались Забайкальское и Иркутское отд-ния об-ва, в 1870 г.- Иркутский комитет Православного миссионерского об-ва. В распоряжение Иркутского комитета П. оставил ок. 8 тыс. р. для «крайних нужд местных миссий» (Кр. очерк. 1873. № 40. С. 635). В целом Иркутская миссия, до П. «существовавшая больше по имени, чем на деле, состоя из двух-трех лиц, имевших кроме того еще другие обязанности», к 1873 г. имела 22 миссионерских стана с церквами, домами для миссионеров и учащихся. За 12 лет в миссии было построено 10 храмов и 2 молитвенных дома, обращено в Православие почти 8 тыс. представителей коренного населения. Еще более 2,5 тыс. чел. за этот же период было крещено в Забайкальской духовной миссии. П. принимал участие в работе созданного в 1863 г. Комитета по переводу учебных книг на бурят. язык. В 1864 г. он представил в Синод составленный учителем Н. С. Болдоновым Русско-бурятский букварь, к-рый по поручению Синода был напечатан в 1865 г. в С.-Петербурге. В память трудов П. указом Синода один из устроенных им станов - Койморский стан Тункинского ведомства - стал называться Парфениевским, а в Иркутской ДС были учреждены особые стипендии - «с тем, чтобы стипендиаты, по окончании образования, прослужили положенное число лет на миссионерском поприще» (Отчет о состоянии... за 1872 г. 1874. № 9. С. 62; Заслуги. 1875. С. 291-292).

П. часто служил в храмах Иркутской епархии (каждый вторник «неотложно, кроме препятствий в осеннее и весеннее время от реки Ангары»), бывал в Вознесенском мон-ре и читал акафист свт. Иннокентию перед его мощами. 22 апр. 1869 г. в семинарской церкви П. отслужил литургию на греч. языке. Весной 1868 г., направляясь в Москву, Иркутск посетил свт. Иннокентий (Вениаминов), назначенный митрополитом Московским. Вместе с ним прибыл еп. Вениамин (Благонравов), вскоре определенный Синодом на Камчатскую кафедру. 24 марта, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в кладбищенской Входоиерусалимской ц. состоялось торжественное богослужение собора иерархов: митр. Иннокентия, архиеп. Парфения и еп. Вениамина. 25 марта, в праздник Благовещения, они совершили литургии в Благовещенской ц., в к-рой за 47 лет перед этим митр. Иннокентий начинал священническое служение, а также 17 апр.- в кафедральном соборе Иркутска.

Проповеди П. отличались «силою убедительности, художественным построением и тщательною отделкою»; архиерей проповедовал «в духе Златоустого и много терпел за эти проповеди нареканий» (Последние дни жизни // Иркутские ЕВ. 1873. С. 81): его слова не ограничивались кругом догматических истин, но затрагивали актуальные вопросы общественной жизни и порой носили острый, полемический характер. Показательно его слово о цирке. «Апостол Павел открывает нам, что тварь стенает о том, что человек покорил ее суете; она стенает и мучится доселе, ожидая, когда она освобождена будет от рабства тлению (Рим 8, 19-22). Но можно ли неразумнее покорить эту тварь суете, как ее покоряют в представлениях цирка? Неужели не тяжело душе, понимающей такое состояние животных, смотреть на представления нашего цирка? И в этом находят удовольствие, и этим забавляются?» (Архиепископ Иркутский. Цирк. 1869. С. 8). Отдельным сборником поучения П. не выходили, но перед смертью он завещал напечатать свои труды для бесплатной раздачи желающим и оставил для этого средства. Каждое воскресенье после богослужения в домовой Покровской ц. архиепископ проводил беседы, привлекавшие множество горожан. Последняя беседа, проведенная в воскресенье 7 янв. 1873 г., была о послании Иисусом Христом апостолов на проповедь и о необходимости проповедования слова Божия среди бурят.

По словам современников, в б-ке П. находились «все новейшие сочинения по части богословия, даже на языках французском и немецком (коими покойный владел хорошо)» (Последние дни жизни // Иркутские ЕВ. 1873. № 6. С. 80). Обладая даром гимнографа, П. составил акафист свт. Иннокентию Иркутскому. Однако незадолго до этого уже был разрешен к печати др. акафист свт. Иннокентию, и потому Синод 29 марта 1862 г., не найдя нужным иметь в употреблении еще один акафист, определил, «не подвергая цензурному рассмотрению», вернуть его архиерею. Текст акафиста, составленный П., был тем не менее напечатан (Иркутские ЕВ. Приб. 1864. № 6), а в 1897 г. разрешен Синодом к распространению. 9 янв. 1873 г. П. в последний раз служил литургию и молебен с акафистом свт. Иннокентию перед его мощами в Вознесенском мон-ре.

Награжден: в 1846 г.- орденом св. Анны 2-й степени, в 1849 г.- орденом св. Владимира 3-й степени, в 1856 г.- орденом св. Анны 1-й степени, в 1859 г.- орденом св. Владимира 2-й степени большого креста, в 1868 г.- алмазным знаком ордена св. блгв. кн. Александра Невского.

П. похоронен в Вознесенском соборе Вознесенского мон-ря. Придел, в к-ром погребено его тело, 24 февр. 1873 г. был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 30-х гг. XX в. собор был снесен, могила П. утрачена. Высокую оценку просветительной деятельности П. дал митр. Нестор (Анисимов), отметив: «Время иркутских архипастырей Нила и Парфения является в истории Сибири последней величественной жатвой тех государственных плодов, которыми так щедро дарила всю державу Сибирь» («Свет Христов просвещает всех!». 2000. С. 509).

Соч.: Наставление, сказанное 20 мая 1862 г. при рукоположении архим. Вениамина во еп. Селенгинского // Иркутские ЕВ. 1863. № 1. С. 10-13; Память праведного (Иннокентия) с Похвалами // Иркутские ЕВ. Приб. 1864. № 6. С. 91-106; А. П. Нищие и милостыня // Там же. 1866. № 51. С. 571-588; Иркутская духовная миссия в 1867 г. М., 1868; Иркутская духовная миссия в 1868 г. // Иркутские ЕВ. 1869. № 27-39; Цирк и его представления в Иркутске // Иркутские ЕВ. Приб. 1869. № 1. С. 1-11; Иркутская Духовная миссия в 1869 г. // Иркутские ЕВ. 1870. № 31-41; Иркутская духовная миссия с 1861 по 1870 г.: Отношение миссии к миссионерскому обществу // Там же. № 30. С. 218-224; Иркутская духовная миссия в 1870 г. // Там же. № 24-30; Посвящение сестер милосердия // Иркутские ЕВ. Приб. 1871. № 42. С. 745-753; Речь по случаю преобразования семинарии и училищ Иркутской епархии // Там же. 1871. № 29. С. 585-591; Слово, сказанное в Кяхтинской Воскресенской ц. 30 сент. 1872 г. // Иркутские ЕВ. Приб. 1874. № 10. С. 121-126; Слово, сказанное в Покровской Трехсвятительской ц. 1 окт. 1872 г. // Там же. № 11. С. 133-140; Слово, сказанное 29 сент. 1872 г. при освящении в Троицкосавском соборе придела в честь Божией Матери «Споручницы грешных» // Там же. 1874. № 9. С. 103-109; Сведения об Иркутском отделении миссии за 1866 г. // Тр. православных миссий Вост. Сибири. Иркутск, 1883. Т. 1: (1862-1867). С. 250-316; Об Иркутской духовной миссии: (Извлеч. из епарх. отчета за 1871 г.) // Там же. 1884. Т. 2: (1868-1872). С. 448-461; Речь к преосв. Мартиниану, новопоставленному еп. Селенгинскому, 2-му начальнику Забайкальской духовной миссии // Там же. С. 1-6.
Лит.: С. Из записей, веденных при обозрении Иркутской епархии в 1863 г. // Иркутские ЕВ. 1863. Приб. № 46. С. 757-763; № 47. С. 778-787; Большаков Д. Кр. очерк православного миссионерства по Иркутской епархии с 1861 по 1873 гг. // Там же. 1873. № 40. С. 631-636; Грозин П., свящ. Речь при отпетии высокопреосв. архиеп. Парфения // Там же. № 9. С. 133-135; Гурий (Буртасовский), иером. Речь, сказанная на погребении в Бозе почившего архиеп. Иркутского Парфения 25 янв. 1873 г. // Там же. С. 129-132; Записка о ходе болезни и последних распоряжениях в Бозе почившего высокопреосв. Парфения... // Там же. № 7. С. 85-102; М. Л. Мои воспоминания о высокопреосв. Парфении // Там же. № 31. С. 519-526; он же. Памяти высокопреосв. Парфения // Там же. № 26. С. 459-461; Некр.: Архиепископ Парфений // Херсонские ЕВ. Приб. № 4. С. 70-71; Последние дни жизни высокопреосв. Парфения, архиеп. Иркутского и Нерчинского // Изв. по Казанской епархии. № 8. С. 237-244; Последние дни жизни высокопреосв. Парфения, архиеп. Иркутского и Нерчинского, кончина его и погребение // Иркутские ЕВ. Приб. № 5. С. 49-63; № 6. С. 67-83; № 8. С. 107-118; Шергин Г., свящ. Речь над гробом почившего архипастыря пред ирмосом: «Волною морскою» // Там же. № 9. С. 125-128; В. Е. И. Два случая из архипастырской практики преосв. архиеп. Парфения // Там же. 1874. № 4. С. 56-58; Карташев В., прот. Памятник в Бозе почившему 21 янв. 1873 г. высокопреосв. Парфению, архиеп. Иркутскому и Нерчинскому // Там же. № 3. С. 35-42; № 4. С. 51-55; Ковригин Т. Восп. о преосв. Парфении, бывш. еп. Томском... // Там же. С. 42-47; Отчет о состоянии Иркутской епархии за 1872 г.: (С характеристикой деятельности почившего архиеп. Парфения) // Там же. № 9. С. 61-63; Заслуги преосв. Иркутского Парфения // Там же. 1875. № 21. С. 287-292; Сулоцкий А. И. Тобольские и Томские архипастыри, или Кр. история Тобольской и Томской иерархии. Омск, 1881. С. 22; Соколов Н., прот., Пивоваров Б. Кр. очерк истории Иркутской епархии // ЖМП. 1977. № 12. С. 58-65; Нестор (Анисимов), митр. Православие в Сибири // «Свет Христов просвещает всех!»: Сб. трудов выдающихся миссионеров РПЦ. Новосиб., 2000. С. 460-526; Пивоваров Б., прот. Алтайская Духовная Миссия // ПЭ. Т. 2. С. 43-49; Ростислав Девятов, архиеп. Томский и Асиновский. Предыстория создания и начало становления Томской ДС // Духовное образование в Сибири: История и современность: Мат-лы конф. Томск, 2010. С. 13-44; Крючкова Т. А. и др. Иркутская и Ангарская епархия // ПЭ. 2011. Т. 26. С. 492-502.
Прот. Борис Пивоваров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский