[Англ. Penn] Уильям (14.10. 1644, Лондон - 30.07.1718, Раскум, графство Беркшир), англ. квакер, основатель колонии Пенсильвания (ныне штат США). Старший сын адмирала Уильяма Пенна (1621-1670), служившего О. Кромвелю, а после его смерти - кор. Карлу II. Благодаря военной карьере отца П., принимавшего участие в завоевании Ирландии, захвате Ямайки и англо-голл. войне 1665-1667 гг., семья стала обладательницей крупного состояния (адмирал был одним из кредиторов королевской семьи, получил рыцарское звание в 1660). В 1660-1662 гг. П. обучался в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, но был исключен за радикальные пуританские взгляды. В 1663-1664 гг. обучался в гугенотской академии в Сомюре (Франция), где учил теологию у М. Амиро. В авг. 1664 г. П. вернулся в Лондон, где изучал право в Линкольнсинн. В начале англо-голл. войны принимал участие в военных действиях и в апр. 1665 г. в качестве курьера доставил Карлу II донесение отца о морском сражении с голландцами при банке Ганфлит. В 1666 г. отец отправил П., так и не получившего юридического образования, в Ирландию управлять семейным замком Шангарри. В окт. того же года П. участвовал в подавлении бунта англ. гарнизона в замке Каррикфергус, за что получил чин капитана. В 1667 г. под впечатлением от проповедей Томаса Лоу вступил в Об-во друзей (квакеров), приняв «истинную веру Сердца и Света Святого». После этого П. уже не мог следовать обычным для дворянина путем, выбрав военную, политическую службу или карьеру государственного служащего. Для вступления в любую офиц. должность необходимо было поклясться на Библии и принести присягу королю, что для квакера было невозможно, так же как носить оружие и пользоваться им, употреблять местоимение «Вы» и обнажать голову в знак уважения перед кем-либо (включая короля). После возвращения в Лондон в 1668 г. П. начал активно писать и публиковать памфлеты и трактаты, содержащие апологию квакерства и критику его противников, а также продолжал проповедническую и миссионерскую деятельность в Ирландии и в странах континентальной Европы. В кон. 60-х гг. XVII в. численность квакеров Англии и Уэльса достигла 40 тыс. чел. и, несмотря на репрессии (15 тыс. чел. прошли через тюремное заключение), постоянно росла. П. наряду с Дж. Фоксом и Р. Баркли в этот период стал одним из самых известных деятелей квакерского движения. В 1668 г. он опубликовал апологию квакерства - пафлет «Истинно благородным: принцам, священникам и людям» (Truth Exalted: To Princes, Priests and People), в к-ром назвал квакеров единственной истинно-христ. общиной в Англии и выступил с критикой католиков, англикан и пуритан. В том же году за памфлет «Потрясение того, что построено на фундаменте из песка» (The Sandy Foundation Shaken, 1668), в к-ром власти увидели отрицание Св. Троицы, П. был заключен в Тауэр (дек. 1668 - июль 1669). Позднее он отмечал, что выступал не против Отца, Сына и Св. Духа, а против использования термина «Троица», т. к. его нет в тексте Библии. В тюрьме П. написал одну из своих самых известных работ - «Если нет креста, то нет и венца» (No Cross, No Crown, 1669), где говорится о том, что каждый, надеющийся на «небесный венец», должен нести крест. Поступать правильно и претерпевать за это наказание - единственный путь к вечному посмертному блаженству, которое одно только и важно. Этот путь, как и сам крест, есть путь духовный - добровольное подчинение души воле Бога, как она проявляется через Свет Христа в сознании людей. В июле 1670 г. У. Мид и П. были арестованы за проповедь на улице, однако в сент. присяжные во главе с Э. Бушелом вопреки сильнейшему давлению властей признали его невиновным. Судья обвинил присяжных в неуважении к суду, приказал их арестовать и отправить в тюрьму. Через неск. дней главный судья Дж. Воган решил, что судья не может обвинить присяжных в вынесении «неправильного» приговора. Это стало важным прецедентом, который помог сформировать концепцию независимого суда присяжных в англ. и амер. правосудии (т. н. Bushel's Case). В 1671 г. П. снова был арестован и провел неск. месяцев в тюрьме Ньюгейт. После освобождения он покинул Англию и проповедовал в Германии и Голландии. После возвращения в 1672 г. женился на Джулии Марии Спрингет, к-рая родила ему в браке 8 детей (четверо умерли в раннем детстве). В этот период в квакерской среде началась дискуссия о том, является ли переезд в Новый Свет бегством от «креста» или «божиим делом», возможностью устроить жизнь согласно Божиим заветам. В 1675 г. группа квакеров приобрела землю в Нью-Джерси и П. стал их доверенным лицом. В 1676 г. он вошел в состав арбитражной коллегии, которая рассмотрела конфликт между собственниками колонии Нью-Джерси в Сев. Америке и присудила квакерам половину - Зап. Джерси. В нач. 1677 г. П. составил хартию, определившую устройство этой колонии: «Концессии Западного Джерси» (West Jersey Concessions). Весной 1680 г. он обратился к кор. Карлу II с просьбой вернуть долги его семье не деньгами, а пожалованием земель в Сев. Америке. В новой колонии квакеры, страдающие от претеснений в Англии и Уэльсе, смогут принести доход и славу королевству, а также доказать свою лояльность к короне, т. к. они такие же протестанты, как и большинство британцев.
28 февр. 1681 г. кор. Карл II в порядке покрытия долга правительства семье Пенн (траты на королевские нужды) выдал П. хартию на территорию севернее колонии Мэриленд. Новая колония была названа в честь У. Пенна - Старшего - Пенсильвания (лат.- «Лесная [страна] Пенна»), хотя сам П. выбрал для нее название Нов. Уэльс. По хартии, которая действовала до 1776 г., П., именуемый в документах У. Пенн - Младший, и его наследники назначались губернаторами колонии и собственниками всех ее земель. Весной 1681 г. П. опубликовал соч. «Небольшое описание провинции Пенсильвания», в к-ром дал краткое описание земель (основываясь на отчетах путешественников) и пригласил всех христиан вне зависимости от национальности и конфессиональной принадлежности поселиться в своей колонии для ведения хозяйства, мирной и добродетельной жизни. Текст сочинения был переведен на нем. и нидерланд. языки, распространялись также прокламации, приглашающие в новую колонию. Прежде всего П. хотел предоставить возможность переселиться на новые земли трудолюбивым крестьянам, умелым ремесленникам, талантливым ученым без средств к существованию, младшим сыновьям дворянских семей. Пенсильвания должна была стать местом для «святого эксперимента» по созданию «Нового Ханаана». В июле 1681 г. в соч. «Условия и уступки» П. описал взаимные обязательства владельцев и покупателей земли, установил нормы для торговцев (конфискация в пользу колонии в случае обмана, обвеса или плохого качества товара), а также обязал колонистов не наносить вреда индейцам. Будущее политическое устройство Пенсильвании П. описал в т. н. Хартии свобод Пенна, датированной 25 апр. 1682 г. Документ состоит из преамбулы и 24 статей. В преамбуле говорится о том, что Карл II даровал Пенну Пенсильванию, а он дарует «всем фрименам, поселенцам и торговцам» свободы и описанные ниже блага. Власть губернатор будет делить с фрименами, которые изберут 2 представительных органа: Провинциальный совет и Генеральную ассамблею. Все фримены должны собраться в месте, которое будет указано позднее, и избрать из своей среды 72 чел., которые «наиболее известны своей мудростью, добродетелью и способностями». Они образовали Провинциальный совет (Provincial Council). Губернатор или его заместитель - председатель совета по должности имел в нем 3 голоса. Совет готовил все законы, контролировал финансовую деятельность губернатора и осуществляемые им назначения. Но законы могут вступить в силу только после одобрения их Генеральной ассамблеей. Впервые прибыв в Америку 27 окт. 1682 г., П. официально утвердил предложенное землемерами место будущей столицы колонии - г. Филадельфии. 4-7 дек. 1682 г. П. созвал 1-ю выборную ассамблею колонии и представил на ее утверждение пакет законов - «Форму правления Пенсильвании», которая состояла из отдельного теологическо-политического «Предисловия», 40 «Законов, согласных с законами Англии» и собственно «Формы правления». Теологическая преамбула гласила: в начале мира, сразу после сотворения, люди выполняли волю Бога и повиновались Его законам без всякого принуждения. Однако затем люди начали творить зло, и тогда, чтобы удерживать их от злодеяний, были учреждены власти и приняты законы. Цитируя ап. Павла (Рим 13. 1-2), утверждавшего, что власть от Бога, П. комментировал: следов., право, по которому живет гос-во, является божественным. Это право нужно для 2 целей: во-первых, чтобы устрашать злодеев; во-вторых, чтобы поощрять тех, кто делают добро. Эта 2-я цель дает государству перспективу существования столь же длительного, как и существование добрых людей. Если в государстве правят законы и если народ хоть в какой-то мере причастен к созданию этих законов - государство благополучно, и в таком случае все равно, какая форма правления: монархия, аристократия или демократия. Если же эти условия не соблюдаются, то такое государство есть тирания, олигархия или пребывает в состоянии смуты. «Государства, как часы, приводятся в движение импульсами, которые им придают люди; и поскольку государства создаются и приводятся в действие людьми, ими же они могут быть и разрушены… Предоставьте людям быть добрыми, и государство не сможет быть плохим. Поэтому то самое, что создает хорошую конституцию, должно и поддерживать ее существование, а именно - мудрые и доблестные люди». 15 из 40 «Законов, согласных с законами Англии» охарактеризованы как «фундаментальные для управления этой провинцией и территориями». Их можно было отменить только с согласия губернатора и 6 или 7 фрименов в совете и ассамблее. Первым в перечне этих 15 фундаментальных законов значится Закон о свободе совести. Он гарантировал религ. терпимость по отношению ко всякому, кто «будет исповедовать и признавать, что Единый Всемогущий Бог есть Творец, Вседержитель и Правитель Вселенной». На время отсутствия губернатора власть в колонии переходила к его заместителям - неквакерам. Напр., в 1688-1690 гг. Пенсильванией управлял конгрегационалист Дж. Блэкуэлл, в 1695-1699 гг.- англиканин У. Маркхем, в 1701-1703 гг.- пресвитерианин Э. Хамилтон. Заместители также занимались вопросами обороны и внутренней безопасности, т. к. квакеры этого делать не могли из-за запретов на принесение присяги и на участие в насильственных действиях. Отношения с индейцами-делаварами П. урегулировал т. н. Великим договором 1683 г., введя запрет на покупку колонистами земель у индейцев без одобрения властей. Запрет в целом соблюдался, что обеспечило мирную жизнь на протяжении 70 лет.
Рождение «Нового Ханаана», так хорошо продуманного в теории, на практике проходило очень тяжело. Колонисты испытывали трудности со снабжением продовольствием, особенно зимой, когда замерзали реки. Бедные переселенцы часто жили в землянках и пещерах, были вынуждены наниматься в услужение к богатым. Не получила развития инициатива по созданию централизованного Вольного об-ва торговцев - квакерской торговой монополии. Начались незаконные захваты земель бедняками и борьба за власть среди богатых колонистов. 18 авг. 1684 г. П. отправился в Англию, чтобы защитить колонию от территориальных притязаний со стороны семьи Балтимор, к-рой принадлежала колония Мэриленд. В Англии, снискав симпатии нового кор. Якова II, П. добился освобождения из тюрем ок. 1300 квакеров, многие из к-рых затем эмигрировали в Пенсильванию. После «Славной революции» 1688-1689 гг. П. трижды (по др. источникам, четырежды) подвергался аресту из-за близости к свергнутому Якову II. В 1690-1693 гг. он находился в Англии полулегально. 21 окт. 1692 г. кор. Вильгельм III аннулировал его губернаторские полномочия и ввел в Пенсильвании королевское правление, однако следственная комиссия сняла с П. обвинение в измене, и 9 авг. 1694 г. король и кор. Мария восстановили его полномочия. П. пытался познакомиться с царем Петром I Алексеевичем, к-рый, изучая в ходе Великого посольства морские науки, жил при верфях в Дептфорде близ Лондона и 3 апр. 1698 г. посетил богослужение квакеров. Однако встреча не состоялась, и П. отправил царю письмо (от 18 апр. 1698), ответа на к-рое не получил. 30 нояб. 1699 г. П. вернулся в Пенсильванию и почти 2 года улаживал конфликты, возникшие в его отсутствие. Он был разочарован тем, что увидел в колонии: политическая борьба становилась все более ожесточенной и в ней побеждали его противники, имущественное расслоение только усиливалось, право голоса свободных колонистов ограничивалось имущественным цензом и цензом оседлости, процветали пиратство и контрабанда. Фактически власть над Пенсильванией перешла от П. к ассамблее. 28 окт. 1701 г., перед окончательным отъездом в Англию, П. утвердил Хартию Пенсильвании, заменившую действовавшие ранее Хартию свобод Пена 1682 г., «Форму правления Пенсильвании» 1682 г., «Форму правления Пенсильвании и Делавэра» 1683 г. По Хартии 1701 г., П., как собственник и губернатор, гарантировал жителям колонии - всем, кто верят в единого Бога Творца,- свободу вероисповедания, а всем христианам - право на участие в управлении Пенсильванией. Статус землевладельца и должность губернатора оставались, согласно королевской Хартии 1681 г., наследственными. Однако по Хартии 1701 г. на губернатора было возложено обязательство действовать в соответствии с законами, утвержденными однопалатной ассамблеей колонии. Члены ассамблеи избирались населением графств, входивших в состав Пенсильвании. Эти нормы действовали в колонии до начала Войны за независимость в Сев. Америке 1775-1783 гг. Три графства Делавэра, население к-рых составляли неквакеры, получили право, оставаясь под властью губернатора Пенсильвании, учредить свою легислатуру и принимать свои законы; они отделились от Пенсильвании в 1703 г.
На протяжении всех лет своего правления П. защищал интересы Пенсильвании перед короной и соседними колониями. Он тратил на нужды колонии значительные личные средства, не получая от владения никакого дохода, не взыскивал с единоверцев долги и недоимки и в результате в 1708 г. на 11 месяцев попал в Лондоне в долговую тюрьму. В 1712 г. здоровье П. стало резко ухудшаться, он перенес в течение года 3 апоплексических удара и потерял способность двигаться. Через 6 лет он скончался.