[серб. Петар Коришки] (XII-XIII вв.), прп. (пам. 29 июня), серб. пустынножитель. Согласно Житию, П. род. в с. Немиры обл. Хвосно (вероятно, с. Уньемир близ г. Печ, Косово и Метохия) в благочестивой семье. В юности загорелся желанием вести отшельническую жизнь, но по просьбе родителей оставался с ними до их смерти. После намеревался выдать замуж младшую сестру и уйти в мон-рь, но она пожелала стать отшельницей вместе с ним. Принял монашество у старца в ц. апостолов Петра и Павла, расположенной «выше села». Вместе с сестрой он сменил несколько мест, желая скрыть свою добродетельную жизнь от приходящих к ним «ближних» и «сродных». Но впосл., когда сестра спала, он ее покинул, предав в руки Господа, считая, что вместе с ней ему будет сложнее угодить Богу. Оказавшись одна, сестра испугалась, что не сможет сама спастись, и пыталась найти брата. Отчаявшись, она попросила Господа забрать у нее жизнь и вскоре скончалась. Узнав о ее смерти, П. К. возблагодарил Господа. Он поселился в естественной пещере на склоне труднодоступной горы Кориша (около с. Кориша близ г. Призрен, Косово и Метохия). Много лет он прожил в полном уединении среди дикой природы, подвергаясь бесовским искушениям и мучениям. Часто бесы являлись ему в виде сестры, упрекая, что он бросил ее в пустыне на съедение диким зверям. Но благодаря упорной борьбе он преодолел бесовские напасти. В последние годы жизни к нему пришли иноки, желавшие научиться постнической жизни. Предчувствуя приближение смерти, он решил их принять и поселил в соседней пещере. Он попросил их принести клинок, к-рым высек себе гроб в пещере. Вскоре, причастившись и дав последнее напутствие братии, он преставился.
Агиографические и гимнографические произведения, созданные в честь П. К., не сообщают сведений о годах его жизни. Но на основании их текстологического анализа можно предположить, что преподобный скончался в первые десятилетия XIII в. (Шпадиjер. 2014).
У гроба святого стали совершаться чудеса. Вскоре его мощи были обретены нетленными и положены в той же пещере. Позже его главу отнесли в К-поль, а неск. частиц мощей (от руки и стопы) - в некие др. места. Пещера, в к-рой он подвизался, возможно, еще при жизни была расписана и т. о. преобразована из жилого в богослужебное помещение. Впосл. этот храм назвали в честь его основателя. Серб. кор. Милутин (1282-1321) передал ц. П. К. афонскому мон-рю Хиландар: кроме самой церкви во владение входила земля на 3 окрестных горах (Ђурић В. Наjстариjи живопис испоснице пустиножитеља Петра Коришког // ЗРВИ. 1958. Бр. 5. С. 173-174). В нач. XIV в. в Коришу с Афона по поручению «брата» Григория прибыл иером. Феодосий Хиландарец, чтобы расспросить помнивших пустынника монахов и составить в память о подвижнике Житие и службу - его миссию связывают с офиц. включением святого в число серб. святых. Мощам П. К. поклонялся и серб. царь Стефан IV Душан († 1355) с царицей Еленой (см. Евгения, прп.). В кон. XIV в. Коришский мон-рь являлся важной обителью киновитского типа, был обнесен стенами. В 1572 г., вероятно из-за угрозы османского разорения, мощи святого перенесли в подобный пещерный мон-рь Црна-Река, расположенный чуть севернее, где они пребывают доныне. Коришская обитель после 1760 г. опустела; сохранились пещера и руины зданий. Помимо г. Печ и мон-ря Црна-Река почитание П. К. распространилось в Косово и Метохии и достигло мон-ря Хиландар.
Пространное Житие П. К., составленное иером. Феодосием Хиландарцем, является 2-м произведением этого автора. Текст сохранился в 8 списках 1-й четв. XV-XIX в. со множеством разночтений, возникших при копировании переписчиками (среди к-рых были такие известные книжники, как Владислав Грамматик и Христофор Рачанин). Произведение относится к пустынническим Житиям и составлено по образцу Жития прп. Антония Великого, написанного свт. Афанасием I Великим, еп. Александрийским. Это Житие занимает исключительное положение в древнесерб. лит-ре в силу яркого психологизма повествования и композиции, не вполне соответствующей агиографической схеме. Большая часть текста посвящена описанию борьбы святого с бесами и психологическому анализу восприятия подвижником своего подвига и переживаний по поводу покинутой сестры. Известно также в 2 списках XVI-XVII вв. и проложное Житие П. К.
В честь П. К. составлены 3 службы на 29 июня (день апостолов Петра и Павла). Самая ранняя сохранилась в сб. «Сербляк» 3-й четв. XVI в. из мон-ря Хиландар (Ath. Chil. 479. Л. 73а - 88б) с указанием о переносе дня празднования с 29 на 27 июня (из-за празднования апостолам Петру и Павлу), а также в списке 1769 г. (Ath. Chil. 799). В ней были выявлены текстологические параллели со слав. переводом службы прп. Антонию Великому и со службой прп. Симеону Мироточивому, к-рая была составлена свт. Саввой I, архиеп. Сербским († 1237), и является 1-м серб. гимнографическим произведением. Отличается от более поздних серб. агиографических произведений, что может указывать на ее создание вскоре после кончины П. К. одним из его последователей (Шпадиjер. 2014). Впосл., вероятно, иером. Феодосий привез текст службы в Хиландар, в архиве к-рого она представлена в неск. списках (Она же. 2015. С. 79).
Вторая служба была составлена иером. Феодосием Хиландарцем согласно Иерусалимскому уставу (с малой и великой вечерней и утреней), сохранилась в списке 1668 г. (Хорватия. Цавтат. Музей Б. Богишича. 11б; Mošin V. Izveštaj o radu na uređenju Bogišićeva arhiva u Cavtatu // Ljetopis HAZU. Zagred, 1954. Knj. 59. S. 16-40).
Позднее была составлена совместная служба П. К. и апостолам Петру и Павлу, к-рая является компиляцией и основана на службе иером. Феодосия Хиландарца. Ее текст фрагментарно сохранился в Коришском помяннике 70-80-х гг. XVI в. (САНУ. 123).