(XV в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Каменский, игум. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского мон-ря. В «Книге глаголемой Описание о российских святых» упоминается «преподобный Петр иже бысть на Устье». В агиографических справочниках этого пустынника, жившего нек-рое время в устье р. Кубены, отождествляют с игуменом П., почитавшимся в Спасо-Каменном мон-ре. Н. П. Барсуков различал этих 2 святых (см.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 431, 456). Память «Петра чюдотворца Каменскаго монастыря» отмечена под 9 окт. (БАН. Дружин. № 131. Л. 34) и 1 февр. (Дружин. № 736. Л. 37; № 131. Л. 118 об.) в т. н. Полном месяцеслове 10-х гг. XIX в. выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина. В записи под 1 февр. содержится год преставления святого: 1500-й. О состоявшейся к XIX в. канонизации П. свидетельствует «Слово при вступлении на паству Вологодскую» свт. Иннокентия (Борисова), произнесенное им в вологодском Софийском соборе. Представляя слушателям свою обширную епархию, прославленную подвигами святых, владыка сказал: «Посмотрю ли на Север? Тут, среди волн на скале каменной, вижу несокрушимее всех скал и камней раку святаго благовернаго князя Иоасафа, преподобных Петра и Василия» (Иннокентий [Борисов], архиеп. Херсонский и Таврический. Соч.: В 6 т. СПб., 1908. Т. 2. С. 322-323).
Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова).
Единственное известное в наст. время изображение святого имеется на иконе «Собор преподобных отцов Спасо-Каменного монастыря», созданной в Москве в кон. 2000-х гг. (Спасо-Каменный мон-рь). Святые представлены в 2 регистрах по сторонам окруженной водами Кубенского оз. островной обители, в верхней части композиции - «Преображение Господне» в соответствии с посвящением главного храма. Образ П. помещен в нижнем регистре крайним слева, рядом с фигурой прп. Иоасафа Каменского (пару с противоположной стороны составляют преподобные Кассиан «игумен» и Дионисий Глушицкий). П.- средовек с короткой, узкой на конце бородой с проседью, изображен вполоборота к центру, в монашеской одежде (охристая ряса, темно-вишневая мантия и сине-зеленая схима), на голове округлый куколь со спускающимися на грудь воскрилиями, руки скрыты под мантией. Именующая надпись расположена на нимбе святого: «Св. Петръ чд.».