Василий Григорьевич (9.12.1864 или 1869, с. Косара Каменской вол. Чигиринского у. Киевской губ., ныне Косари Каменского р-на Черкасской обл., Украина - 1928 или позже), педагог, критик, регент, церковный композитор, издатель. Род. в семье священника, окончил Черкасское ДУ и КДС. Брал частные уроки музыки у Л. Д. Малашкина, Н. А. Тутковского, Е. А. Рыба. В 1887-1891 гг. учился в КДА (канд. дис.: Сальвиан, пресвитер Массилийский, и его сочинения, 1891; изд.: К., 1893). Будучи регентом хора академии, в 1888-1891 гг. исполнял также обязанности библиотекаря муз. фондов (переписывал и проверял партитуры). Позднее уже как издатель предоставлял в распоряжение хора новые (в т. ч. собственные) сочинения. В этот период он написал «Милость мира», «Честнейшую херувим», ектению (почти все произведения П., в т. ч. названные, хранятся в фонде хора КДА). Параллельно с учебой в КДА преподавал основное и нравственное богословие, а также пение в КДС. В 1891/92 уч. г. состоял профессором-стипендиатом при КДА. В 1893 г., после возвращения из Астраханской ДС, где преподавал гомилетику, снова получил назначение в КДС как учитель основного и нравственного богословия, с 1908 г. преподавал также дидактику, церковное пение и франц. язык.
В 90-х гг. XIX в. П. начал работать в ж. «Руководство для сельских пастырей» как автор, критик и редактор. Занимался популяризацией достижений церковномуз. творчества, разъяснением особенностей церковного пения. Издал значительное количество произведений авторов классического периода (в т. ч. в своей редакции, с адаптацией сложной муз. техники для любительских хоров) и современников (в т. ч. А. А. Кошица и К. Г. Стеценко), а также переложений старинных напевов.
Особое внимание П. уделял изучению киевской церковнопевч. традиции, развивавшейся во взаимовлиянии монастырской (наряду с Киево-Печерской лаврой он выделял значение Братского мон-ря) и соборной практик (см., напр., в ст.: О личности и церковно-музыкальном творчестве А. Л. Веделя // РукСП. 1901. Т. 3. Прил. С. 177). Он находил признаки этой традиции и в источниках из др. регионов (напр., из Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни).
П. сосредоточился на изучении творчества композиторов, связанных с Украиной. Его работы о А. Л. Веделе, Д. С. Бортнянском и П. И. Чайковском повлияли на формирование историко-стилевой ветви литургического музыковедения. Своим докладом о Веделе П. не только внес заметный вклад в изучение истоков, контекста и значения творчества композитора, но и способствовал привлечению внимания исследователей к певч. традиции КДА. В стилистических особенностях творчества Веделя П. проследил проявления национального мышления. В изучении наследия Бортнянского он предложил дифференцировать критерии стилистики произведений в соответствии с ведущими жанрами разных периодов творчества композитора (наиболее высоко он оценил его переложения). Как критик рецензировал произведения мн. совр. композиторов (прот. Д. В. Аллеманова, Д. М. Яичкова, А. И. Рубца, В. С. Орлова и др.) и работы молодых ученых (протоиереев В. М. Металлова и М. А. Лисицына). Значительное внимание уделял вопросам церковнопевческой (в т. ч. регентской) практики и специального образования.
Исследовательские предпочтения П. отразились в его композиторском творчестве, в к-ром представлены авторские сочинения, переложения старинных напевов и редакции произведений др. авторов (напр., «Мати милосерда» и «Похвалу принесу» свт. Димитрия (Ростовского)). П. издал наиболее полное к нач. ХХ в. авторское собрание песнопений всенощной. П. использовал стилистические приемы, доступные любительским хорам и хорам среднего уровня: значительная часть его произведений написана для 3-голосного состава, напев размещен преимущественно во 2-м голосе (особенно это типично для переложений). К характерным для региональной церковнопевческой традиции фактурно-тембральным приемам принадлежат: пение с канонархом («Да исправится молитва моя» из цикла «Песнопения на Литургии Преждеосвященных Даров»), соединение разных типов распевов («Отче наш» и причастен «Вкусите и видите»), терцово-секстовые вторы, подголосочность (вкрапление «комплементарного» голосоведения позволяет преодолевать «немецкий» тип простой прозрачной фактуры с унифицированной ритмической вертикалью), ладовая переменность при тяготении к диатоничности, балансирование между псалмодированием и разными типами вокализации, гибкость партий с частичной мелодизацией даже нижнего голоса. Прот. М. Лисицын характеризует лучшие произведения П. (в частности, сб. «Пение на часах во Святую Четыредесятницу», Блаженны 6-го гласа, «Да исправится молитва моя» и «Вкусите и видите» киевского распева, Ектении и «Ныне силы», «Отче наш» 2-го гласа) как «сделанные умелою рукою - стильно и более или менее доступно» (Лисицын. Обзор. 1902. С. 264). Однако сохранение типа распевности в этих произведениях усложняет их исполнение среднестатистическими хорами. Существенно проще техника 22 переложений мелодий из публикаций «Богогласника» (Почаев, 1825; Львов, 1886), переизданных Училищным советом при Синоде. Будучи одним из первых композиторов, обратившихся к этому материалу, П., по оценке рецензента, удалось достичь «изящной, полной жизненности и вместе с тем простой гармонии», соответствующей красоте напевов (П. К. 1901). Творчество П., доступное для непрофессиональных исполнителей, легкое для восприятия и усвоения, существенно обогатило репертуар любительских хоров и одновременно способствовало подъему общего уровня богослужебно-певч. культуры.
В 1921-1923 гг. П. преподавал в Музыкально-драматическом ин-те им. Н. В. Лысенко. С 1922 г. член Всеукраинского музыкального об-ва им. Н. Д. Леонтовича, в котором с июля 1922 по июнь 1924 г. работал директором б-ки. В 1924 г. был делегатом совещания научного комитета консерватории по вопросам основания Центрального библиотечного бюро музыкальной научной литературы. В 1924-1926 гг. библиотекарь и зав. отделом, с 1928 г. научный сотрудник Всенародной б-ки Украины при Всеукраинской АН в Киеве. Информация о более поздних годах жизни и деятельности П. не найдена.