ПИТИРИМ
Том LVI, С. 574-577
опубликовано: 24 июня 2024г.

ПИТИРИМ

(Свиридов Петр Петрович; 21.12.1887, с. Пахатный Угол Тамбовского у. и губ.- 10.08.1963, Москва), митр. Крутицкий и Коломенский. Из крестьянской семьи. В 1903 г. окончил 2-классную церковноприходскую школу в родном селе, служил учителем в школах грамоты в Тамбовском у. В 1904 г. поступил в Иоанно-Богословскую церковно-учительскую школу в с. Новоалександровка Козловского у. Тамбовской губ. По окончании церковно-учительской школы в 1907 г. назначен учителем 2-классной церковноприходской школы в с. Турки Балашовского у. Саратовской губ. В 1909 г. переведен в 2-классную церковноприходскую школу в с. Козловка Борисоглебского у. Тамбовской губ. (ныне Терновского р-на Воронежской обл.). В 1912 г. рукоположен во диакона к храму с. Широкого Саратовского у. В 1913 г. поступил в 4-й класс Саратовской ДС. По окончании семинарии в 1915 г. рукоположен во иерея и назначен заведующим 2-классной церковноприходской школой в с. Аряш Петровского у. Саратовской губ. После 1918 г. служил на разных приходах в Поволжье. Был возведен в сан протоиерея, овдовел.

Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий и Коломенский. Фотография. Нач. 60-х гг. ХХ в.Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий и Коломенский. Фотография. Нач. 60-х гг. ХХ в.

К 1938 г. прот. П. Свиридов оставался настоятелем Никольского храма с. Томылова Кузоватовского р-на Куйбышевской (ныне Ульяновской) обл.- одной из немногих еще не закрытых церквей Куйбышевской епархии. Согласно сведениям митр. Мануила (Лемешевского), в Страстную пятницу (22 апр.) настоятель внезапно выехал из Томылова перед вечерней службой, когда уже была вынесена плащаница, оставив в большом недоумении собравшихся у церкви многочисленных прихожан и паломников (в связи с чем в последние годы многие верующие отзывались о нем как о «том, который плащаницу бросил») (Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 459-460). Причина столь поспешного отъезда из Томылова, по словам митр. Мануила, была в том, что прот. П. Свиридов, «боясь упустить удобный момент», хотел как можно быстрее оформить регистрационные документы и возглавить новый, Покровский приход в Куйбышеве (ныне Самара). Именно в это время храм в честь Покрова Пресв. Богородицы, единственный оставшийся к тому времени действующим в Куйбышеве, перешел от обновленцев к православной общине.

Став настоятелем Покровского храма, прот. П. Свиридов вопреки желанию прихожан оставил в штате обновленческого протодиакона, не поминал за богослужением никого из правосл. иерархов и в ответ на прямые вопросы о церковной ориентации употреблял выражение «смешанная» (среди местных верующих ее называли «свиридовской»). В отсутствие в Куйбышеве правящего архиерея (архиеп. Ириней (Шульмин) был арестован со всем городским клиром в окт. 1937) верующие обратились с жалобой в Московскую Патриархию. Летом 1939 г. прот. П. Свиридов был вызван в Москву и принес покаяние патриаршему местоблюстителю митр. Сергию (Страгородскому; с 1943 патриарх Московский и всея Руси), после чего был утвержден настоятелем куйбышевского Покровского храма. Однако паства по-прежнему не доверяла ему, отчего среди верующих возникли нестроения. В окт. 1939 г. по просьбам прихожан и для оздоровления церковной жизни в епархии (к-рая в то время фактически состояла из одной Покровской ц.) митр. Сергий определил на штатное место настоятеля куйбышевского храма пребывавшего на покое Астраханского архиеп. Андрея (Комарова). С приездом архиеп. Андрея нестроения в приходе прекратились. Во время пребывания архиеп. Андрея под арестом в июле-сент. 1941 г. прот. П. Свиридов, видимо, вернулся к настоятельству.

25 сент. 1941 г. архиеп. Андрей был назначен архиепископом Куйбышевским и Сызранским, а Покровский храм стал кафедральным собором епархии. 9 дек. того же года митр. Сергий издал указ о переводе архиеп. Андрея на Саратовскую кафедру. На место Куйбышевского архиерея был определен прот. П. Свиридов. Вскоре он принял монашеский постриг с именем Питирим. Архиеп. Андрей выступал решительно против кандидатуры П., оценивая его как человека, «вредного для Церкви» (Галкин. 2008. С. 61). Были против и прихожане Покровского храма, высказывавшие свое мнение прибывшему в Куйбышев Киевскому митр. Николаю (Ярушевичу). Митр. Николай, к-рый, по мнению митр. Мануила (Лемешевского), покровительствовал П. и содействовал его возведению во епископа, в ответ на протест верующих выразил уверенность, что «иеромонах Питирим осознал свои ошибки и раскаялся в грехах, так что сугубая благодать будет им принята во очищение старых грехов и возрождение новой жизни» (Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 461). 25 дек. 1941 г. митр. Николай вместе с архиеп. Андреем и прибывшим на неск. дней в Куйбышев Горьковским архиеп. Сергием (Гришиным) хиротонисал П. в Покровском соборе во епископа Куйбышевского. Это была 1-я архиерейская хиротония за время Великой Отечественной войны и 1-е за неск. лет поставление архиерея для рус. епархии, поэтому митр. Сергий придавал этому событию особое значение (тем более что оно происходило на католич. Рождество в Куйбышеве, куда были эвакуированы часть высших советских учреждений и иностранные представительства).

Фактически П. не управлял самостоятельно Куйбышевской епархией, т. к. в это время в Куйбышеве продолжали пребывать и митр. Мануил, и архиеп. Андрей (его назначение на Саратовскую кафедру было номинальным, т. к. в Саратовской обл. не было ни одного действующего храма). 10 янв. 1942 г. митр. Сергий издал определение о назначении П. епископом Калужским с предписанием в целях упорядочения церковной жизни безотлагательно направиться в свой кафедральный город, откуда только 30 дек. 1941 г. были изгнаны нем. оккупанты. В первые месяцы после освобождения на территории Калужской епархии были вновь закрыты мн. правосл. храмы, открытые во время оккупации: так, в сер. янв. 1942 г. в Калуге был закрыт открытый в нояб. 1941 г. Никольский храм на Козинке (вновь открыт в 1945). Единственным действующим в Калуге храмом оставался Георгиевский кафедральный собор. Всего к нач. 1943 г. в Калужской епархии насчитывалось 19 действующих храмов. Местные партийные власти и органы гос. безопасности негативно отнеслись к инициативе П. оказывать благотворительную помощь размещенному в Калуге военному госпиталю. По договоренности П. с командованием госпиталя калужский Георгиевский приход организовал сбор средств и подарков для раненых, церковный хор устраивал в госпитале концерты рус. народных и советских песен. В связи с этим руководством местного отдела НКГБ в нач. 1943 г. были приняты меры «к недопущению впредь попыток со стороны церковников входить в непосредственные сношения с командованием госпиталей и раненых под видом шефства» (ПЭ. Т. 29. С. 594). С марта 1943 г. П. также временно управлял Воронежской епархией (до 13 марта 1944), до этого он по поручению митр. Сергия побывал в Воронеже вскоре после его освобождения в янв. 1943 г.

14 июля 1943 г. П. был назначен епископом Курским «с безотлагательным отбытием к новому месту служения ввиду особых условий Курской епархии». За время нем. оккупации, длившейся с нояб. 1941 по февр. 1943 г., количество правосл. храмов и молитвенных зданий на территории Курской обл. увеличилось с 3 до 282. С 1942 г. вновь стал действующим курский Троицкий жен. мон-рь. Рост числа правосл. приходов продолжился и после освобождения Курской обл. К концу войны в епархии действовало уже 249 храмов и 69 молитвенных зданий (всего 318 приходов), штатное духовенство епархии составляли 319 священников и 23 диакона. Под рук. П. в епархии успешно осуществлялся сбор средств в помощь армии и на нужды обороны (к 1 янв. 1945 было собрано более 4,6 млн р.). П. взял на себя шефство над эвакогоспиталем в Курске, организовал его подготовку к зиме 1944/45 г., за что получил благодарность от военно-медицинского командования. Однако многочисленные попытки П. вернуть Церкви основные здания Троицкого мон-ря в Курске, в т. ч. для размещения там архиерейской резиденции (епископ проживал на съемной квартире), не имели успеха, несмотря на положительное решение Совета по делам Русской Православной Церкви; после войны Троицкий мон-рь был вновь закрыт местными властями (Письма патр. Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2009. Т. 1. С. 216-118). П. был участником Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 8 сентября 1943 г., избравшего митр. Сергия (Страгородского) патриархом Московским и всея Руси, и Поместного Собора 1945 г., избравшего по кончине патриарха Сергия на Патриарший престол митр. Алексия (Симанского, см. Алексий I, патриарх). В февр. 1945 г. П. был возведен в сан архиепископа. Повторно временно управлял Воронежской епархией в мае-сент. 1945 г.

13 янв. 1947 г. П. назначен архиепископом Минским и Белорусским. К этому времени в Белоруссии происходило массовое закрытие возрожденных в военные годы приходов. К февр. 1947 г. в Минской епархии, территория к-рой совпадала с территорией Минской обл., действовало 39 приходов (в 1946 - 45), штат духовенства составляли 35 священников и 7 диаконов. Тем не менее трудами П. в течение 1947 г. количество приходов увеличилось до 45, т. к. ввиду угрозы закрытия властями часовен архиепископ дал распоряжение об их регистрации как самостоятельных общин. Также была зарегистрирована как приходская домовая крестовая церковь в архиерейском доме в Минске. В том же году действовавшие в Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре богословско-пастырские курсы были преобразованы в Минскую ДС. В 1948 г. местные власти стали отменять регистрацию храмов во временных или в нецерковных помещениях. Всего было закрыто 10 храмов и молитвенных домов, но П. удалось добиться, чтобы приходам 2 закрытых церквей передали здания прежде упраздненных храмов. Тогда же власти закрыли 6 молитвенных домов, действовавших в Минской обл. без офиц. регистрации. Власти требовали от П. увольнения клириков, находившихся на должностях благочинных во время оккупации, однако архиерей либо не исполнял эти требования, либо переводил священников на др. приходы.

Помимо Минской епархии П. с 13 дек. 1949 по 17 марта 1950 г. также временно управлял Гродненской и Брестской епархией. 1 февр. 1951 г., после увольнения на покой Гродненского еп. Сергия (Ларина; впосл. архиепископ), вновь назначен управляющим Гродненской и Брестской епархией. С 15 нояб. 1952 г., после перевода на др. кафедру Пинского еп. Паисия (Образцова), П. также управлял Пинской и Полесской епархией. Фактически Гродненско-Брестская и Пинско-Полесская епархии вошли в состав Минской епархии, охватывавшей теперь всю территорию Белорусской ССР. К тому времени в Белоруссии действовало 985 приходов, но их число постепенно сокращалось (в 1957 - 968 приходов). В 1954-1956 гг. П. вопреки противодействию уполномоченных Совета по делам РПЦ заботился об устройстве на приходы реабилитированных клириков, возвращавшихся из мест заключения. В 1956 г. был открыт новый учебный корпус в Минской ДС.

25 февр. 1949 г. П. награжден правом ношения креста на клобуке. 4 февр. 1955 г. возведен в сан митрополита. Возглавлял делегации РПЦ во время офиц. визитов в Великобританию в июле 1955 г., в Болгарию и Югославию в сент.-окт. 1957 г., на 9-й Ламбетской конференции в Лондоне в июне 1958 г.

С 1958 г. по инициативе Н. С. Хрущёва по всей стране началась масштабная антицерковная кампания. В Белоруссии это выразилось в ужесточении условий существования монастырей, в создании препятствий для набора учащихся в Минскую ДС, в увеличении налоговых выплат с приходов, в запрете на ремонт зданий церквей; с 1959 г. власти приступили к массовому закрытию храмов. 21 апр. 1959 г. П. был назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским и постоянным членом Синода. 28 авг. 1960 г. стал председателем новоучрежденной Комиссии по межхристианским связям при Синоде. Возглавлял делегацию РПЦ на 3-й Христианской мирной конференции в Праге 6-9 сент. 1960 г., выступил на конференции с докладом, в к-ром беспрецедентно резко критиковал «реакционную политику Ватикана» и нек-рых протестант. деятелей. По словам архиеп. Василия (Кривошеина), П. также занимал крайнюю позицию в переговорах с К-польским Патриархатом в отношении юрисдикции рус. мон-рей на Афоне, что дало основание архиеп. Василию упрекнуть его в незнании дипломатии и в упрямстве по этому вопросу, к-рые могли повредить рус. афонскому монашеству (Василий (Кривошеин), архиеп. Воспоминания. Письма. Н. Новг., 1998. С. 216).

19 сент. 1960 г. П. был назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, сменив на кафедре уволенного на покой за противодействие властям митр. Николая (Ярушевича). По мнению современников, причиной этого назначения было желание советского руководства видеть на одном из важнейших церковных постов кроткого и послушного им человека. В начале своего пребывания на Крутицкой кафедре П. пытался предотвратить закрытие храмов в Московской обл.: в приходы, где властями были сняты штатные священнослужители, он посылал заштатных клириков, желающих вернуться к службе. Однако уполномоченный Совета по делам РПЦ по Москве и Московской обл. А. А. Трушин указал П., что власти «не находят нужным... поддерживать деятельность этих церквей», после чего Крутицкий митрополит был вынужден уступить давлению властей. В отчете за 1961 г. Трушин уже сообщал, что П. «правильно занял в этом вопросе свою позицию и не допускает никаких действий, направленных вразрез нового Положения об управлении Церкви». Если митр. Николаю до конца своего пребывания на Крутицкой кафедре удавалось не допускать закрытия церквей, то при П. в Московской обл. властями было лишено регистрации и закрыто: в 1960 г.- 4 храма, в 1961 г.- 12, в 1962 г.- 8, в 1963 г.- 6 храмов. Грубые нарушения при закрытии храмов после многочисленных жалоб верующих вызвали реакцию центральных гос. органов. Постановлением Совета министров СССР от 27 июля 1963 г. «Об административных закрытиях церквей в Московской области» решения местных властей были признаны «грубым администрированием» и подлежали отмене. Со своей стороны П. обращался через Патриархию к центральному руководству Совета по делам РПЦ в связи с закрытием конкретных приходов. Так, в дек. 1962 г. П. пытался опротестовать ликвидацию прихода в г. Чехове Московской обл., при этом он обращал внимание властей на то, что «в течение этого года на центральной магистрали движения иностранных делегаций на юг уже закрыто два храма (с. Молоди и г. Серпухов). Новое закрытие храма может вызвать нежелательные последствия» (Письма патр. Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2010. Т. 2. С. 390-391).

Скончался 10 авг. 1963 г. Отпевание 12 авг. в Успенском храме закрытого в то время Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря возглавил Ленинградский митр. Пимен (Извеков; впосл. патриарх Московский и всея Руси). Похоронен в ограде Преображенского храма в загородной патриаршей резиденции в Переделкине (ныне в черте Москвы).

Соч.: Хвала тебе, священная Москва! // Правда о религии в России. М., 1942. С. 163-174; Докладная записка в Моск. Патриархию [о зверствах гитлеровцев в Калужской епархии] // Там же. С. 357-373; Церковный и патриотический долг // ЖМП. 1950. № 8. С. 22-23; Слово, произнесенное 10 июля 1955 г. в рус. патриаршем храме Успения Пресв. Богородицы в Лондоне по случаю пребывания в Англии делегатов РПЦ // ВРЗЕПЭ. 1955. № 24. С. 294-295; Интервью, данное корр. Гос. Комитета по радиовещанию и телевидению 10 сент. 1961 г. // ЖМП. 1961. № 10. С. 27-28; Рождественское приветствие христианам Англии // Там же. 1963. № 1. С. 51-52.
Лит.: К назначению высокопреосв. Питирима митрополитом Крутицким и Коломенским // ЖМП. 1960. № 11. С. 9-10; 20-летие архипастырского служения // Там же. 1962. № 2. С. 13-15; Киприан (Зернов), архиеп. Высокопреосв. Питирим, митр. Крутицкий и Коломенский: (Некр.) // Там же. 1963. № 9. С. 21-25; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 456-462; Голубцов С., протодиак. Церковная Московия в 1935-1965 гг. // ЦИВ. 2004. № 11. С. 4-71; Галкин А. К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г. // ВЦИ. 2008. № 2(10). С. 57-118.
Д. Н. Н.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
  • АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский