расположен близ пос. Боголюбово Суздальского р-на Владимирской обл.; шедевр владимиро-суздальского зодчества XII в., известнейшая постройка Сев.-Вост. Руси домонг. эпохи. Традиционно считается 1-м храмом на Руси, посвященным празднику Покрова Пресв. Богородицы (Воронин. 1958. С. 70; см. ст. Покров Пресвятой Богородицы, праздник).
Церковь построена в период расцвета Владимиро-Суздальского княжества, при блгв. кн. Андрее Юрьевиче Боголюбском. Очевидно, именно она подразумевалась под одной из 2 церквей в честь Пресв. Богородицы, упомянутых в 1-й Новгородской летописи (НПЛ. С. 467). Поздние источники содержат сведения, на основании которых можно предположить более точную датировку. В несохранившейся рукописи Жития кн. блгв. Андрея Боголюбского (1701) сообщалось, что церковь была возведена князем в один строительный сезон («единым летом») в память о сыне Изяславе, умершем осенью 1165 г., после победоносного похода против волжских булгар (Доброхотов. 1852. С. 70). Владимирский летописец XVI в. указывает строительство храма под 1158 г. вместе с сообщением об основании Боголюбова и о строительстве ц. Рождества Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 30. С. 68). Обе поздние летописи упоминают существование при церкви на Нерли мон-ря и приписывают его основание кн. Андрею Боголюбскому.
По документам известно, что в 70-х гг. XVII в. мон-рь получил крупные пожалования. В это время в храме проводились ремонтные работы, после к-рых он был заново освящен в 1673 г. В описи мон-ря 1764 г. помимо древнего каменного храма упоминаются деревянные Трехсвятительская ц. (1761), настоятельские и братские кельи, подсобные помещения, ограда со св. вратами и с шатровой колокольней. Монастырь был упразднен в 1764 г., а храм отдан в распоряжение Боголюбовской сельской ц. В 1784 г. настоятель Борисоглебского монастыря получил разрешение разобрать храм на Нерли для использования строительного материала, однако эти работы не были начаты из-за недостатка средств. С нач. XIX в. по 1923 г. существовал скит Боголюбовского Рождественского мон-ря. Исследование церкви было начато в 1859-1860 гг. Ф. Г. Солнцевым, ремонт производил Н. А. Артлебен. В кон. XIX в. осуществлена частичная реставрация. Масштабные археологические раскопки, позволившие выполнить реконструкцию храма, проведены в 1954-1955 гг. Н. Н. Ворониным. Церковь преимущественно сохранила первоначальные архитектурные формы (среди поздних переделок - луковичная глава, в 1803 скрывшая первоначальное шлемовидное покрытие).
Чрезвычайно живописно сочетание архитектуры храма и его пейзажного окружения, что превратило его в самый узнаваемый памятник древнерус. зодчества и в то же время позволило специалистам интерпретировать как «пространственную икону» (Гладкая. 2014). Церковь возведена на месте впадения р. Нерли в р. Клязьму (в наст. время русла рек изменили свое положение, храм остался на берегу старицы), на водном пути из Ростова и Суздаля во Владимир, на искусственном холме, созданном на заливном лугу. Холм возведен для того, чтобы поднять церковь над уровнем весенних паводков, и представляет собой уникальное для древнерус. зодчества инженерное решение. Под стенами храма были возведены белокаменные основания на бутовом фундаменте, промежутки на всю высоту заполнены глинистым грунтом. Т. о., общая глубина подземной части храма составляет ок. 5,3 м. Холм был вымощен каменными плитами с желобами для отвода воды, что превратило его в своеобразный «постамент» для миниатюрной церкви.
Небольшой по сравнению с др. постройками кн. Андрея Боголюбского храм - крестово-купольный, одноглавый, 4-столпный, с 3 апсидами. Его план близок к квадрату, но слегка вытянут по оси «запад - восток» (общий размер - 13,5×10,3 м, высота от пола до купола - 20,8 м, размер подкупольного пространства - 3,1×3,4 м). С 3 сторон храм окружали галереи (ширина ок. 2,5 м, не сохр., обнаружены в ходе археологических исследований; вероятно, были разобраны в 70-х гг. XVII в.). Галереи были пристроены к уже готовым фасадам и повредили их отделку. Об одновременности строительства храма и галерей свидетельствуют их одинаковые подземные основания. В юго-зап. части галерей размещалась лестница, ведущая на хоры, занимающие зап. часть внутреннего пространства церкви.
В интерьере крещатые в плане столбы с профилированным цоколем слегка сужаются кверху, что создает впечатление устремленности ввысь. На внутренних стенах им соответствуют лопатки, на фасадах - сложные пучковые пилястры с полуколонками по центру. В углах здания, где сходятся пилястры соседних фасадов, 3/4-ные колонки выдвинуты по диагонали от здания. Их основания оформлены характерными для памятников владимиро-суздальского зодчества этого периода «когтями». По вертикали фасады разделены пополам архитектурно-колончатым поясом, выше его в каждом членении стены расположено по окну с многоуступчатой профилировкой откосов (в зап. членении юж. стены вместо окна находится дверь, ведущая на хоры). Аналогичный пояс проходит по верху апсид, но через каждые 2-3 арочки колонка заменена вертикальной тягой, к-рая спускается до самого цоколя. Восемь окон вытянутого барабана обрамлены тонкими колонками с капителями, выше их проходит декоративный пояс из городчатых треугольников, поребрика, желоба и полукруглых ниш. Двери с севера, запада и юга обрамляют перспективные порталы. По сторонам зап. входа расположены дополнительные 2 окна для освещения пространства под хорами.
Белокаменные рельефы на фасадах храма не просто служат их украшением, но и организуют композицию стен наравне с архитектурными деталями. В тимпанах центральных закомар северного, западного и южного фасадов помещены одинаковые композиции: образ благословляющего царя Давида на престоле, по бокам от него - изображения львов и голубей; ярусом ниже - жен. маски; еще ниже, по сторонам окон,- лежащие львы. В тимпанах боковых закомар - грифоны, несущие лань. Резьбой украшены основания полуколонн аркатурного пояса, капители и архивольты порталов. В интерьере резные изображения львов помещены в пятах подпружных арок. Близ храма Н. А. Артлебеном было найдено уникальное для древнерус. пластики изображение льва в круглой скульптуре (не сохр., см.: Воронин. 1961. С. 294. Ил. 148). Возможно, изначально скульптура размещалась у опор аркад галерей или по сторонам порталов (Иоаннисян. 2015. С. 108).
Церковь была расписана фресками, поновленными в царствование Михаила Феодоровича. Росписи были утрачены в 1877 г. в результате грубого ремонта, проведенного в церкви без ведома исследователей и архитекторов. Согласно описанию и зарисовкам Ф. Г. Солнцева, в куполе находилось изображение Христа Пантократора, архангелов и серафимов, в барабане - медальоны с образами 12 апостолов, ниже, в простенках окон,- ростовые фигуры, вероятно пророков. В ходе реставрационных работ нач. 80-х гг. XX в. в куполе были обнаружены графья и остатки красочного слоя.
Несмотря на архитектурное сходство построек, возведенных артелью кн. Андрея Боголюбского, ц. Покрова на Нерли выделяется из общего ряда миниатюрным размером, стройностью пропорций, утонченностью форм, четкостью фасадных членений и вертикализмом композиции. Зодчие храма работали в рамках характерной для древнерус. зодчества типологии, связанной с визант. архитектурной традицией, но с использованием деталей, заимствованных из арсенала форм романской архитектуры. Происхождение строительной артели, как и поиск архитектурных прототипов храма в романском зодчестве, является актуальным предметом исследований. Н. Н. Воронин, В. Н. Лазарев, А. И. Комеч связывали боголюбскую артель с сообщением В. Н. Татищева о мастерах с нем. земель, присланных князю дружественным имп. Фридрихом Барбароссой. О. М. Иоаннисян, Вл. В. Седов находят близкие архитектурные аналоги в храмах Сев. Италии (разгрузочные арки в кладке массива стен), областей Ломбардия и Эмилия-Романья, и в частности в соборе г. Модены (прием размещения диагональной 3/4-ной колонки на углах здания). Близкий по формам аркатурно-колончатый пояс украшает фасады кафедрального собора в Ферраре, а основания колонн, оформленные «когтями», имеются в кафедральном соборе в Граведоне. Артель могла быть многосоставной, включать рус. зодчего, определявшего основную композицию правосл. храма, и западноевроп. мастеров из разных стран, работавших в интернациональном варианте романики (Там же. С. 118; Седов. 2017).