[Лат. praemonstratenses; франц. prémontrés; офиц. название - орден регулярных каноников премонстрантов; лат. candidus et canonicus ordo praemonstratensis; OPraem; др. наименования - норбертины, белые каноники], католич. орден регулярных (уставных) каноников. Ядром ордена П. стало аббатство Премонтре (лат. Praemonstratus, или Pratum monstratum; ныне деп. Эна, Франция), основанное в 1120 г. католич. св. Норбертом Ксантенским († 1134) при поддержке Варфоломея, еп. Лана (1113-1151). Св. Норберт взял за основу Августина устав, обычный для регулярных каноников, но при этом ориентировался также на образ жизни и духовные практики монахов ордена цистерцианцев. Он проповедовал аскетизм (в т. ч. усиленные посты и полный отказ от мяса) и апостольскую бедность. По примеру цистерцианцев св. Норберт выбрал для П. облачение из белой (неокрашенной) шерсти, символизировавшее соединение священнослужения и покаянной жизни. Основатель П., прославившийся как талантливый проповедник, к его мнению прислушивались мн. представители фламандской и нем. знати. Поэтому на 1-м этапе важным путем расширения влияния новой общины стала передача П. имений и «частных» церквей, принадлежавших знатным семьям. Мон-рь Флореф (ныне на территории Бельгии) основан в 1121 г. на месте церкви, подаренной графом Намюра Готфридом I и его женой. Ок. 1122 г. католич. св. Готфрид, граф Каппенберга († 1127), и его жена Ютта передали замок Каппенберг (ныне близ г. Зельм, земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия) св. Норберту, чтобы он основал там муж. и жен. мон-ри, и сами принесли обеты в новых обителях. Брат Готфрида, Отто, основал мон-ри во Фарларе (близ г. Косфельд, земля Сев. Рейн - Вестфалия; ок. 1122) и в Ильбенштадте (ныне в г. Ниддаталь, земля Гессен; 1123). В 1124 г. св. Норберт приехал в Антверпен по приглашению препозита местной коллегиальной ц. св. Михаила для борьбы с последователями ереси Танхельма (убитого в 1115) (об этой ереси см.: Epistola Traiectensis Ecclesiae ad Fridericum episcopum Coloniensem de Tanchelmo seductore (1112-1114) // PL. 170. Col. 1312-1316). После успешной проповеди св. Норберт получил прозвание Антверпенский апостол, а ц. св. Михаила была преобразована в аббатство П. Влияние П. распространялось также вокруг Премонтре, в диоцезах Лана и Суасона. В 1122 г. к П. присоединилась община каноников в Кюиси (ныне Кюиси-э-Жени, деп. Эна). В 1124 г. св. Норберт стал служить в ц. св. Мартина в Лане. Ок. 1125 г. основан мон-рь в Вивьере (ныне деп. Эна), в 1153 г. переведенный в Вальсери (ныне Кёвр-э-Вальсери, деп. Эна). Обители во Флорефе, в Кюиси и Лане наряду с аббатством Премонтре считались первенствующими в ордене П.
28 июня 1124 г. папские легаты кард. Пьетро Пьерлеони (антипапа Анаклет II в 1130-1138) и Григорий санкционировали создание нового ордена. Папа Римский Гонорий II (1124-1130) подтвердил это решение буллой «Apostolicae disciplinae» от 16 февр. 1126 г. (Jaffé. RPR. N 7244; PL. 166. Col. 1249-1251). В том же году 18 июля св. Норберт был избран на архиепископскую кафедру Магдебурга. В 1128 г. он назначил аббатом Премонтре своего ученика, католич. блж. Гуго из Фос-ла-Виль († ок. 1164; оставил пост аббата в 1161). С деятельностью Гуго из Фос-ла-Виль связано оформление структур ордена. Были приняты первые статуты (в 1128/29, по другой версии - между 1131 и 1134), в значительной степени повторявшие цистерцианские. Статуты предусматривали ежегодный созыв генерального капитула, на котором должны были присутствовать настоятели всех мон-рей (в 1143 папа Римский Целестин II (1143-1144) запретил епископам препятствовать поездкам аббатов на генеральный капитул). Капитул собирался в аббатстве Премонтре на праздник св. Дионисия (9 окт.). Папа Римский Иннокентий II (1130-1143) буллой «Sacra vestri ordinis» от 12 апр. 1131 г. провозгласил аббатство Премонтре материнской обителью ордена П., а «обычаи» этого аббатства обязательными для всех членов ордена. Новая редакция статутов обнародована на капитуле 1154 г. (утверждена 3 янв. 1155 папой Римским Адрианом IV (1154-1159)). Первоначально, в соответствии с наставлениями св. Норберта, все мон-ри П. были двойными (мужскими и женскими). Монахини должны были жить в строгом затворе и помимо участия в богослужениях обеспечивать быт каноников (в частности, заниматься шитьем, починкой одежды и стиркой). Несмотря на принятое капитулом 1137 г. решение, что муж. и жен. конвенты должны находиться друг от друга на расстоянии не менее 1 лиги (ок. 3-4 км), во мн. случаях двойные мон-ри сохранялись до XIII в., а в некоторых регионах (напр., во Фризии) - до эпохи Реформации. Первоначально в мон-рях П. подвизалось большое количество братьев-мирян (см. Конверсы), занятых сельскохозяйственными работами, а также выполнявших роль слуг. В XIII в. их число значительно уменьшилось, к XIV в. большинство земельных владений стали сдавать в аренду, так что надобность в братьях-мирянах отпала. При этом в самих мон-рях жило большое число слуг-мирян.
В XII - 1-й пол. XIII в. орден П. распространился почти по всей территории католич. мира. Как правило, П. приглашали в свои владения и предоставляли им средства местные аристократы или епископы. В большинстве случаев мон-ри П., в соответствии с наставлениями св. Норберта, возникали на некотором отдалении от городов. Главными центрами деятельности ордена оставались сев. и вост. районы Французского королевства (Шампань, Пикардия, Артуа и др.), Фландрия, Н. Лотарингия. Помимо первенствующих мон-рей (в Премонтре, Лане, Флорефе, Кюиси, Антверпене) в этом регионе уже к кон. 30-х гг. XII в. был основан целый ряд обителей, впоследствии сыгравших важную роль в жизни ордена: Бон-Эсперанс (ныне коммуна Эстин, Бельгия; 1127), Гримберген (ныне пригород Брюсселя; 1128), Парк (близ Лувена; 1129), Мариенверд (ныне пров. Гелдерланд, Нидерланды; 1129), Тонгерло (ныне на территории г. Вестерло, Бельгия; 1130), Брен (ныне деп. Эна, Франция; 1130), Теруан (ныне деп. Па-де-Кале, Франция; 1131), Лик (ныне деп. Па-де-Кале, Франция; 1132), Викуань (ныне деп. Нор, Франция; 1132), Берне (ныне пров. Сев. Брабант, Нидерланды; 1134), Авербоде (ныне пров. Фламандский Брабант, Бельгия; ок. 1135), Постел (ныне на территории коммуны Мол, Бельгия; ок. 1138) и др.
Обители П. возникали и в соседних регионах. Во Фризии 1-й мон-рь Мариенгарде (близ дер. Халлюм, ныне пров. Фрисландия, Нидерланды) основал в 1163 г. католич. св. Фредерик Халлюмский († 1175), приходский священник, ставший каноником в мон-ре Мариенверд. Особенностью распространения П. в этом регионе было то, что обители основывали не представители знати, а местные религ. общины, присоединявшиеся к ордену. В В. Лотарингии возникли мон-ри Рьеваль (ок. 1124), Сент-Круа в Меце (до 1130), Бельваль (до 1130), Сен-Поль в Вердене (до 1135) и др. В В. Бургундии центром распространения ордена стало аббатство Леонна (Кюарнен) близ оз. Жу (ныне кантон Во, Швейцария; основано в 1126 как бенедиктинское, не позднее 1134 передано П.). Вероятно, П. туда пригласил местный сеньор Эбальд I де Грансон, брат еп. Варфоломея Ланского, покровителя св. Норберта. Неск. позднее П. появились в Нормандии и зап. регионе: наиболее крупными обителями были Этуаль (ныне Отон, деп. Луар и Шер, Франция; 1130), Ла-Люсерн (ныне деп. Манш, Франция; 1143), Арден (ныне в г. Сен-Жермен-ла-Бланш-Эрб, деп. Кальвадос, Франция; 1144), Сийи (ныне Сийи-ан-Гуфферн, деп. Орн, Франция; 1151), Фалез (ныне деп. Кальвадос; 1159), Льё-Дьё (ныне в г. Жар-сюр-Мер, деп. Вандея, Франция; 1197). В 80-х гг. XII в. возник единственный в Бретани мон-рь П.- Бопор (ныне деп. Кот-д'Армор, Франция).
В центральных областях Франции и на юге присутствие П. было менее заметным, в Провансе мон-рей этого ордена не было вовсе. В Центр. Франции распространение П. было связано с деятельностью католич. св. Гильберта († 1152), рыцаря, вступившего в орден П. и ок. 1150 г. основавшего мон-рь в Нёффонтене (ныне Сен-Дидье-ла-Форе, деп. Алье). Крупнейшей дочерней обителью монастыря в Нёффонтене стало аббатство св. Андрея близ Клермона (ныне Клермон-Ферран; ок. 1169; традиция, относящая основание к 1149, скорее всего ошибочна). На юге Франции важным центром П. стало аббатство Ла-Каз-Дьё (ныне деп. Жер). Его основали ок. 1135 г. каноники из Лана, приглашенные местным рыцарем Бернардом де Тронсаном и Вильгельмом II, архиеп. Оша (1126-1170), для борьбы с ересью петробрусиан. Среди дочерних обителей аббатства Ла-Каз-Дьё были Комблонг (ныне деп. Арьеж; 1131 или 1138), Сен-Жан-де-ла-Кастель (ныне деп. Ланды; 40-е гг. XII в.), Артус (ныне деп. Ланды; ок. 1160).
В 1166 г. каноники из Ла-Каз-Дьё по приглашению Эрменголя VII, графа Урхеля (1154-1184), приехали в Каталонию, где основали приорат (с 80-х гг. XII в. аббатство) Бельпуч, ставший центром ордена П. в королевстве Арагон. В 1230 г., после завоевания Мальорки, каноники из Бельпуча основали там приорат Арта. В 1210 г. аббатству Ла-Каз-Дьё передали во владение также бывш. бенедиктинский мон-рь Урдакс в Наварре. Независимо от этого шло распространение ордена П. в центральной и зап. частях Пиренейского п-ова. В 40-х гг. XII в. юноши из знатных кастильских родов Санчо Ансурес и Доминго Гомес приехали во Францию и вступили в мон-рь П. в Лане. Нек-рое время спустя они вернулись на родину, где родственница Санчо Ансуреса, Майор Перес, выделила им земельный участок. Приехавшие каноники из Ла-Каз-Дьё основали там мон-рь Санта-Мария-де-Ретуэрта (близ Вальядолида, 1146). Первым аббатом этого мон-ря стал Санчо Ансурес. Одновременно с этим Доминго Гомес основал др. общину П.- на «Святой горе» близ Осмы. Ок. 1150-1154 гг. Альфонсо VII, король Леона (1126-1157) и Кастилии (1127-1157), построил для этой общины новый монастырь в Ла-Виде (ныне Ла-Вид-и-Барриос). Этот же монарх основал мон-ри Ибеас-де-Хуаррос (1151), Агилар (основан в 1152 в Эррера-де-Писуэрга, в 1169 перенесен на новое место), Альба-де-Тормес (ок. 1154), Сан-Пелайо-де-Серрато (близ Паленсии; между 1145 и 1159). Его сын, Фернандо II, король Леона (1157-1188), основал аббатство Сьюдад-Родриго (1165-1168), его внук, Альфонсо VIII, король Кастилии (1158-1214),- монастырь Санта-Крус-де-Монсон (1176, в 1627 переведен в Вальядолид). В 1178 г. П. из Кастилии и Гаскони получили от папы Римского разрешение не приезжать на генеральный капитул, а собирать свой собственный в Ретуэрте.
В 1143 г. каноники из фламандского мон-ря Лик приехали в Англию по приглашению линкольнширского рыцаря Петра из Гоксхилла, к-рый основал мон-рь Ньюхаус в своем замке. Ньюхаус стал материнской обителью для мон-рей Алник (в Нортумберленде; 1147), Уэлбек (в Ноттингемшире; 1153), Крокстон (в Стаффордшире; 1159-1162) и др. К сер. XIII в. в Англии насчитывалось ок. 30 обителей П., большинство были небогатыми, располагались в отдалении от крупных городов.
В 80-х гг. XII в. франц. каноники из Амьена по приглашению Риса ап Грифида, правителя королевства Дехейбарт, приехали в Уэльс, где был основан мон-рь Талли (близ Кармартена). Английские П. из Алника ок. 1150 г. основали на юге Шотландии монастырь Драйборо (близ Берика-апон-Туид). Между 1148 и 1154 гг. Фергус, лорд Галлоуэя, пригласил в свои владения каноников из Премонтре, которые основали монастырь Соулсит. В 70-х гг. XII в. каноникам из Соулсита передали собор Уитхорна (см. в ст. Ниниан). В Ирландии англо-нормандский барон Джон де Курси, захвативший Ольстер, ок. 1180 г. основал мон-рь П. рядом со своим замком Каррикфергус (в Ольстере), пригласив каноников из Драйборо. Независимо от этого в нач. XIII в. в Коннахт по приглашению местного правителя (вероятно, Катала Кробдерга) и при поддержке архиеп. Феликса О Руане (1201-1225) прибыли каноники из континентальной Европы. Они основали мон-рь близ собора в Туаме. Позднее, ок. 1220 г., Кларе Мак Малин, архидиакон собора в Элфине, основал мон-рь П. на месте древней церкви на острове на оз. Лох-Ке (Лох-Кей, Коннахт, ныне графство Роскоммон). Ок. 1228 г. в эту обитель перешло большинство монахов из соседнего цистерцианского аббатства Бойл. Лох-Ке был крупнейшим мон-рем П. в Ирландии. Впоследствии в Коннахте возникли еще 3 общины П.
На герм. землях наибольшее распространение П. получили в Вестфалии, Гессене и на прирейнских территориях. Крупнейшим аббатством П. стал Штайнфельд (ныне на территории Кёльна). Первоначально это была община регулярных каноников (создана в 1097 на месте жен. мон-ря), к-рая ок. 1138 г. присоединилась к ордену П. Статус «имперских монастырей» (см. ст. Имперская церковь) имели Вадгассен (ныне земля Саар, Германия; основан в 1135 канониками из Премонтре, приглашенными Гизелой, графиней Саарбрюккена, и Альбероном де Монтрёем, архиеп. Трира (1132-1152); был 2-м по значению нем. мон-рем П. после Штайнфельда) и Арнштайн (ныне земля Рейнланд-Пфальц; основан в 1139 канониками из Магдебурга на территории замка, подаренного Людвигом III, графом Арнштайна). В ряде случаев П. передавали бывш. бенедиктинские мон-ри, в т. ч. в 1248 г.- старинное аббатство Лорш (ныне земля Гессен; основан в сер. VIII в.). Статус «имперских монастырей» имели также неск. общин П. в Швабии. Каноники из Премонтре приехали туда в сер. 20-х гг. XII в. и основали Мёнхсрот (ныне Рот-ан-дер-Рот; 1126) и Урсберг (1126-1128). Позднее возникли аббатства Роггенбург (1126), Вайсенау (1145), Мархталь (ныне Обермархталь; 1175) и Шуссенрид (1183). Из Урсберга распространение ордена шло на баварских землях, где возникли мон-ри Нойштифт во Фрайзинге (1141-1142; основан еп. Оттоном Фрайзингским (1138-1158)), Остерхофен близ Пассау (ок. 1128; преобразован из бенедиктинского мон-ря по инициативе католич. св. Оттона, еп. Бамберга (1102-1139)) и другие. Каноники из Мёнхсрота приехали в Тироль, где ок. 1138 г. по инициативе Регинберта, еп. Бриксена (1125-1139), им передали бенедиктинский мон-рь Вильтен (ныне район Инсбрука).
Др. важным регионом распространения ордена в Свящ. Римской империи стала Саксония, что связано с избранием св. Норберта архиепископом Магдебургским (1126). В 1131 г. при поддержке архиепископа было основано аббатство Готтесгнабен (ныне на территории г. Кальбе, земля Саксония-Анхальт), в том же году св. Норберт получил папское разрешение создать общину П. при кафедральном капитуле Магдебурга. К П. перешли кафедральные соборы Хафельберга (ныне земля Саксония-Анхальт; 1144) и Бранденбурга (ныне Бранденбург-ан-дер-Хафель; 1161). П. составили кафедральный капитул новой кафедры Ратцебурга (ныне земля Шлезвиг-Гольштейн; ок. 1154), основанной за землях ободритов, захваченных Генрихом Львом, герцогом Саксонии (1142-1180) и Баварии (1156-1180). Между 1139 и 1146 гг. П. передали старинный мон-рь Кведлинбург.
Во 2-й пол. XII-XIII в. немецкие П. принимали участие в миссионерской деятельности в Балтийском регионе. Ок. 1150 г. по приглашению Ратибора I, герц. Померании (1135-1156), каноники из Хафельберга основали на о-ве Узедом (Зап. Померания) аббатство Гробе (вскоре разрушено, восстановлено в 1177, в 1184 перенесено на новое место, с 1309 - в Пудаглу). Позднее в Померании были основаны еще неск. мон-рей. В нач. XIII в. из Померании П. приехали в Ливонию. С 1211 г. до 70-х гг. XIV в. община П. составляла кафедральный капитул Риги. Саксонские П. пользовались фактической автономией от остальных П., их главой был препозит кафедрального капитула Магдебурга. Они отличались от всего ордена порядком богослужений и облачениями (эти отличия объяснялись традициями магдебургского капитула).
Распространение ордена шло также в странах Сев. и Центр. Европы. Ок. 1155 г. по приглашению Эскиля, архиеп. Лунда (1138-1177), П. прибыли в Датское королевство. Первые мон-ри П. были основаны в Эведе (близ Лунда) и Томмерупе (оба в Сконе, ныне Швеция), они считались дочерними обителями аббатства Премонтре. В 1176 г. каноникам из Штайнфельда передали кафедральный капитул Бёрглума в Сев. Ютландии. В последнее десятилетие XII в. они основали дочернюю обитель в Тёнсберге (Норвегия). В 1-й пол. XIII в. Хакон IV, король Норвегии (1217-1263), основал мон-рь П. в Драгсмарке (ныне лён Бохуслен, Швеция).
Между 1126 и 1140 гг. по приглашению воеводы Петра Власта П. из Франции (вероятно, из Лана) приехали в Польшу. Был основан монастырь в Косьцельна-Веси (близ Калиша), между 1180 и 1193 гг. его перенесли в Бреславль (ныне Вроцлав). Неск. позже (ок. 1149) каноники из пражского Страговского мон-ря основали общину в Бжеско (с 1279 в Нове-Бжеско, с XV в. в Хебдуве). Этот мон-рь стал центром польск. округа; к кон. средневековья в нем насчитывалось более 10 мон-рей П. (большинство - женские).
В Чешское королевство П. пригласил Генрих (Индржих) Здик, еп. Оломоуца (1126-1150), к-рый познакомился с деятельностью ордена во время поездки на Св. землю (1137-1138). В 1140-1143 гг. при поддержке еп. Генриха и чеш. кн. Владислава II (1140-1172, с 1158 король) каноники из Штайнфельда основали Страговский мон-рь (др. название - «Гора Сион»; ныне район Праги), ставший одним из главных центров ордена. Ок. 1145 г. было основано аббатство в Литомишле (с 1343 центр диоцеза; в 1425 разорено гуситами, официально упразднено в 1554). В 1149 г. П. передали бенедиктинское аббатство Желив. Важными церковными центрами в Богемии стали монастыри Милевско (1184-1187) и Тепла (близ Хеба; 1193), в Моравии - Лука (ныне на территории г. Зноймо; 1190).
Во 2-й пол. XII в. П. из Франции и Лотарингии основали несколько мон-рей в Венгерском королевстве: в Надьвараде (ныне Орадя, Румыния; между 1162 и 1172), Бозоке (ныне Бзовик, Словакия; 70-е гг. XII в., преобразован из бенедиктинского аббатства), Гарабе (ок. 1171), Надьоласе (ныне Манджелос, Сербия; ок. 1179-1181, к 1297 преобразован в бенедиктинское аббатство) и др. Новые обители открывались на протяжении всего XIII в. (в общей сложности более 30).
В Италии орден П. не получил большого распространения, хотя уже в 1133 г. П. передали бенедиктинский мон-рь в Тоди (Умбрия). В дальнейшем мон-ри П. возникали гл. обр. в Сицилийском королевстве: в Барлетте (1149), Бриндизи (1180), Граттери (на о-ве Сицилия; не позднее 1182) и Камероте (1194). В XIII в. папы Римские передали П. ряд древних бенедиктинских мон-рей, пришедших в упадок: святых Кирика и Иулитты в Мичильяно (близ Риети; 1215), святых Севера и Мартирия в Орвието (1126), святых Бонифация (Вонифатия) и Алексия на Авентине в Риме (1231).
Общины П. возникли также во владениях крестоносцев на Ближ. Востоке. В 1136 г. папа Римский Иннокентий II отправил на Св. землю в качестве проповедников группу каноников из Флорефа во главе с Амальриком. Там при поддержке Вильгельма I, лат. патриарха Иерусалимского (1130-1145), фламандца по происхождению, в 1137/38 г. они основали мон-рь прор. Аввакума близ Рамлы. В 1141 г. к северо-востоку от Иерусалима был основан мон-рь св. Самуила (ныне Неби-Самуэль). Это место, где, по преданию, был похоронен прор. Самуил, иерусалимский кор. Балдуин II подарил католич. св. Бернарду Клервоскому, а тот в свою очередь передал П. После разгрома крестоносцев эмиром Салах-ад-Дином (Саладином) в битве при Хаттине (1187) часть каноников обоих мон-рей были убиты мусульманами, остальные перебрались в Акру (ныне Акко, Израиль) и на Кипр, где ок. 1189 г. кор. Амальрик (Амори) де Лузиньян передал им мон-рь Белапаис (уничтожен после захвата острова турками в 1571). В Акре община П. сохранялась до взятия города мусульманами (1291). В XIII в. неск. общин П. существовали также на территории Латинской Романии: мон-ри св. Николая близ К-поля, Калаврита (близ Патр) и Гермокастрон (близ Фив).
В период расцвета ордена, к сер. XIII в., действовало ок. 500 обителей П. С кон. XII в. они начали объединяться в округа (лат. circaria; впервые упом. в статутах 1174 г.). Буллой папы Римского Александра III (1159-1181) «In Apostolicae Sedis specula» от 27 апр. 1177 г. был закреплен статус аббата Премонтре как главы ордена, подтверждены его права (в т. ч. право проводить визитации всех мон-рей и при необходимости выносить дисциплинарные санкции), а также принят регулярный созыв генерального капитула, по образцу ордена цистерцианцев. В 1188 г. папа Климент III разрешил передавать под упр. П. приходские церкви. В связи с быстрым ростом ордена личная визитация монастырей аббатом Премонтре стала невозможна, поэтому в каждом округе назначались особые должностные лица (лат. circatores; по 2 на округ), совершавшие визитации. На практике между отдельными округами сохранялись значительные различия, в т. ч. в сфере богослужения. Для их преодоления в XIII-XIV вв. генеральными капитулами были изданы 2 литургических сборника (т. н. Usus I и Usus II). В их основе лежал галло-рим. обряд, заметно было влияние богослужебных традиций монашеских орденов (особенно цистерцианцев).
П. активно занимались благотворительной деятельностью, при монастырях имелись странноприимные дворы (госпитали) и больницы. Много внимания П. уделяли образованию духовенства, создавали школы (согласно статутам 1154 г., школы должны были действовать при каждом конвенте), ряд мон-рей являлись крупными центрами книжного дела (иллюминированная Флорефская Библия, 50-60-е гг. XII в., и др.). К ордену П. принадлежали католич. богословы Ансельм, еп. Хафельберга (1129-1155) и архиеп. Равенны (1155-1158), Захария Хризополитан (XII в.), Филипп из Арвена († 1183), Адам из Драйборо (Адам Скот; ок. 1140 - ок. 1212), писатель-мистик католич. св. Герман Иосиф († 1241), хронисты Роберт Осерский († 1212), Бурхард Урсбергский († 1230/31) и Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), папа Римский Григорий VIII (окт.-дек. 1187). В 1252 г. была создана коллегия П. в Парижском ун-те.
C кон. XIII в. П., подобно многим др. католич. орденам и религ. конгрегациям, вступили в период кризиса. Это было связано как с внутренними процессами (ослабление церковной дисциплины относительно личного имущества, питания и др.), так и с внешними событиями. Коммуникацию между округами ордена затрудняли военные конфликты (Столетняя война (1337-1453) и др.), церковные расколы (особенно схизма в католической Церкви (1378-1417)). В XV в. мн. мон-ри на территории Чешского королевства были разорены гуситами. В 1409 г. антипапа Александр V, избранный Пизанским Собором 1409 г. (см. в ст. Пизанские Соборы), по просьбе Пьера III д'Эрми, аббата Премонтре (1392-1423), исключил все мон-ри ордена из юрисдикции диоцезальных епископов (впосл. это решение папы Римские подтверждали в 1476, 1578, 1598, 1615). Изданные в 1505 г. новые статуты закрепили мн. послабления, существовавшие ранее на практике.
Тяжелым событием для ордена стала Реформация. На протяжении XVI в. прекратили существование мон-ри на Британских о-вах, в Скандинавских странах, Балтийском регионе, сев. и вост. частях Германии. Во Фризии каноники Адриан Янсен и Жак (Иаков) Лакуп в числе др. католич. священнослужителей были убиты в 1572 г. гёзами-кальвинистами (в 1867 канонизированы Римско-католической Церковью как горкумские мученики; подробнее см. в ст. Нидерланды). Большинство монастырей в Венгерском королевстве были разорены турками-османами. Значительной проблемой стала также практика передачи мон-рей в комменду. Она затронула в т. ч. и аббатство Премонтре (в 1533-1572), что парализовало управление орденом. Среди противников практики комменды был Никола Псом, аббат мон-ря Сен-Поль в Вердене (1546-1548) и князь-епископ Вердена (1548-1575),- один из видных участников Тридентского Собора (1545-1563).
Реформирование ордена началось при Жане Депрюэ, аббате Премонтре в 1572-1596 гг., богослове, участнике коллоквиума с протестантами в Пуаси (1561). Он восстановил регулярный созыв генерального капитула (собирался 7 раз в 1574-1586), лично проводил визитации орденских мон-рей. В 1568 г. П. вошли в число духовных орденов, которым папской буллой «Quod a nobis» от 9 июля 1568 г. разрешалось иметь собственный Бревиарий. В 1578 г. был опубликован общий для ордена Миссал. Начиная с XVII в. в литургических книгах П. отразилось движение в сторону тридентского богослужения. Важным успехом Депрюэ стала офиц. канонизация Норберта Ксантенского (1582), а позднее и др. деятелей начального этапа истории ордена. Папа Римский Бенедикт XIII (1724-1730) утвердил почитание некоторых П.: в 1725 г.- Гильберта из Нёффонтена и Лудольфа, еп. Ратцебурга (1236-1250), в 1728 г.- Готфрида Каппенбергского, Фредерика Халлюмского, Эвермода, еп. Ратцебурга (1154-1178), Исфрида, еп. Ратцебурга (1179-1204), Сиарда из Мариенгарде († 1230). Деспрюэ пытался добиться перенесения мощей св. Норберта из лютеран. Магдебурга в Страговский мон-рь в Праге, но это удалось сделать лишь в 1626-1627 гг., во время Тридцатилетней войны (1618-1648). Реформы продолжились и при преемниках Депрюэ - Франсуа де Лонпре (1596-1613) и Пьере Госсе (1613-1635). Для подготовки квалифицированных кадров в ордене в 1618 г. была открыта коллегия св. Норберта в Риме (ликвидирована в 1812). Также были созданы коллегии при ун-тах Саламанки (1568), Лувена (1571), Кёльна (1615), Праги (1628), восстановлена коллегия П. при Парижском ун-те, пришедшая в упадок в XV в. В 1623-1662 гг. действовала также коллегия П. в Дуэ. В 1630 г. были приняты новые статуты, действовавшие до ХХ в. В них, в частности, подчеркивалось, что П. (в отличие от монахов) не должны полностью покидать мир, для них характерно сочетание созерцательной и активной (проповедничество, приходское служение) жизни.
Видным деятелем реформы в ордене был также Серве де Лерюэльс (1560-1631), каноник мон-ря Сен-Поль в Вердене. В 1596 или 1597 г. он был назначен генеральным викарием ордена, проводил визитации мон-рей П. на территории Свящ. Римской империи. В 1617 г. из-за разногласий с аббатом Премонтре, П. Госсе, Лерюэльс добился от папы Римского Павла V (1605-1621) разрешения на создание конгрегации «древней строгости» (antiqui rigoris), ее центром стал мон-рь Сент-Мари-Мажёр, основанный в 1608 г. при ун-те, находившемся под управлением иезуитов в лотарингском г. Понт-а-Мусон (ныне деп. Мёрт и Мозель, Франция). В 1620 г. аббат П. Госсе предоставил конгрегации автономию. Впосл. к ней присоединилось более 20 мон-рей (гл. обр. в Лотарингии и Нормандии).
В испанских мон-рях П. в качестве борьбы с коммендой с 30-х гг. XVI в. возникла практика выбора настоятеля не пожизненно, а на срок в 3 года. Это стало одной из причин нарастания противоречий (с 1573) между испанскими П. и аббатами Премонтре, закончившихся в 1598-1600 гг. расколом ордена. В 1624 г. испан. П. создали собственную семинарию в Мадриде.
С кон. XVII в. распространение получили объединения братьев-мирян, при этом их историю возводили к Теобальду (Тибо) Великому (1093-1152), графу Блуа и Шампани, которого св. Норберт в 1122 г. отказался принять в мон-рь, убедив вместо этого вести благочестивую жизнь в миру. В 1751 г. «третий орден» П. был официально утвержден папой Римским Бенедиктом XIV (1740-1758). В 1923 г. папа Римский Пий XI (1922-1939) объявил «третий орден» П. древнейшим в Римско-католической Церкви. Среди известных П. Нового времени были франц. художники братья Ресту - Эсташ (1655-1743) и Жак (ок. 1650 - ок. 1701), нем. проповедник и драматург Себастьян Зайлер (1714-1777), естествоиспытатели Иоганн Цан (1641-1707) и Прокоп Дивиш (Вацлав Дивишек; 1698-1765).
Новый кризис орден пережил в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. В результате политики иозефинизма в 80-х гг. XVIII в. были закрыты мн. мон-ри П. во владениях Габсбургов. После разделов Речи Посполитой (1772-1795) почти все мон-ри П., оказавшиеся на территории Российской империи, были закрыты в 1819 г. В прусской части все мон-ри были упразднены в 1810-1838 гг., на землях, присоединенных к Австрийской империи, сохранились лишь жен. обители Звежинец (в Кракове) и Имбрамовице. Французская революция 1789-1799 гг. привела к упразднению мон-рей П. во Франции (к 1791). Член ордена П., пресв. Пьер Адриен Тулорж (1757-1793), тайно служивший в Нормандии в 1792-1793 гг., был казнен революционными властями (в 2012 беатифицирован как мученик за веру). В 1796-1804 гг. были секуляризированы большинство мон-рей в Нидерландах и на герм. землях. В Испании монастыри П. были закрыты либеральным правительством в 1835 г. Пост главы ордена оставался вакантными после смерти последнего аббата Премонтре - Жана-Батиста л'Экюи (1834).
Возрождение ордена началось в Нидерландах, где П. служили в ряде приходов, а также сохранялось преемство аббатов Берне (с 1629 до кон. XVIII в. их резиденция находилась в Вилворде, близ Брюсселя, позднее - в Хесвейке). В 1824 г. король Нидерландов Виллем I (1815-1840) официально подтвердил деятельность аббатства, хотя реальное возрождение общинной жизни произошло лишь в 1847 г. После отделения Бельгии от Нидерландов (1830) принятое там религ. законодательство позволило возродить в 1834-1847 гг. ряд мон-рей: Авербоде, Гримберген, Парк, Постел, Тонгерло.
В 1858 г. бывш. монах-траппист Эдмон Бульбон основал на месте мон-ря августинцев в Фриголе близ Тараскона (ныне деп. Буш-дю-Рон, Франция) общину, в к-рой стремился возродить идеалы и нормы жизни первых П. (с 1869 аббатство, в 1898 перешло под юрисдикцию генерального настоятеля ордена П.). В 1859 г. каноники из Гримбергена возродили мон-рь в Монде в Нормандии. По инициативе Жозефа Кристиана Эрнеста Бурре, еп. Родеза (1871-1896, с 1893 кардинал), в Конке был основан приорат П. (1873), в ведение к-рого передали один из главных средневек. паломнических центров Франции - мон-рь Сент-Фуа. После принятия антиклерикальных законов в 1903 г. французские П. уехали в Бельгию, вернулись в 20-х гг. XX в.
Попытка возродить централизованные органы управления орденом была предпринята в 1869 г., однако избранный генеральным настоятелем Иероним Йозеф Цайдлер (1790-1870), аббат Страговского мон-ря, скончался до того, как был утвержден в должности папой Римским. Лишь в 1883 г. следующий генеральный капитул, собравшийся в Вене, избрал главой ордена Зикмунда Антонина Стари (1829-1905), также аббата Страговского мон-ря. В 1897 г. должность генерального настоятеля ордена П. была отделена от управления к.-л. мон-рем; резиденцией главы ордена стал Рим.
С кон. XIX в. П. начали создавать общины за пределами Европы (в США, Канаде, Бразилии и др.). В 20-х гг. XX в. орден возобновил деятельность в Германии. Первыми были открыты мон-ри в Баварии - Шпайнсхарт (1921) и Виндберг (1923). После установления социалистических режимов в Венгрии и Чехословакии мон-ри П. в этих странах были закрыты (1950), возрождены после 1989 г.
По состоянию на 2020 г. мужская ветвь ордена разделена на 7 округов: английский (по 8 общин в США и Индии, 2 - в Великобритании, по 1 - в Ирландии, Австралии, ЮАР), богемский (4 общины в Чехии, 2 - в Словакии), брабантский (6 общин во фламандской части Бельгии, 3 - в Нидерландах, по 1 в Чили и Дании), венгерский (2 общины в Венгрии, 1 - в Румынии), немецкий (5 общин в Германии, 3 - в Австрии), португальский (8 общин в Бразилии, 1 - в Австрии) и французский (4 общины во Франции, по 1 - в валлонской части Бельгии, Канаде и Демократической Республике Конго). Жен. ветвь ордена представлена в Словакии (5 общин), США, Чехии (3 общины), Испании, Польше, Нидерландах (по 2 общины), Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Швейцарии, Венгрии, Бразилии (по 1 общине). Финансирование общин в основном осуществляется за счет действующих при них учреждений и предприятий: школ, ферм, лесных хозяйств, типографий, сыроварен и др. Бельг. аббатства (в т. ч. Нотр-Дам-де-Леф в Динане, Тонгерло, Гримберген), известные со средних веков как центры пивоварения, получают средства от использования их названий в совр. марках пива. В ордене состоят ок. 1200 каноников (в т. ч. ок. 900 священников) и ок. 200 канонисс. П. издают ж. «Analecta Praemonstratensia» (с 1925; в Тонгерло, позднее в Авербоде) и серию «Bibliotheca analectorum praemonstratensium» (с 1957).