РОМАН ДИАКОН И ВАРУЛ ОТРОК
Том LX, С. 123-125
опубликовано: 4 апреля 2025г.

РОМАН ДИАКОН И ВАРУЛ ОТРОК

Содержание

[Греч. ῾Ρωμανός ὁ διάκονος κα τὸ νήπιον; лат. Romanus monachus et Barulas puer] († 303), мученики Антиохийские (пам. 18 нояб.). Церковный историк Евсевий, еп. Кесарийский († 339/40), сообщает о Р. д. во 2-й гл. соч. «О палестинских мучениках». В краткой редакции этого сочинения говорится, что мученик происходил из Палестины, служил диаконом и экзорцистом в окрестностях Кесарии, но пострадал в Антиохии. Однажды он стал свидетелем «уничтожения церквей» (τῇ τῶν ἐκκλησιῶν καθαιρέσει). На его глазах толпы мужей, жен и детей собирались принести жертвы идолам. Р. д. обратился к ним с обличительной речью. За свою дерзость диакон был арестован и приговорен к сожжению. Однако по приказу императора мученика не казнили, а урезали ему язык и бросили в темницу, где он находился долгое время. По случаю 20-летия правления императора была объявлена амнистия всем узникам, кроме христиан. Р. д. был растянут на дыбе и задушен в тюрьме (Euseb. De mart. Palaest. P. 124-125). В сир. пространной редакции «О палестинских мучениках» указано имя императора - Диоклетиан (284-305) и говорится, что Р. д. пытался отвратить от поклонения идолам отпавших от веры христиан и добровольно предстал перед судьей. После того как мученика лишили языка, он продолжал проповедовать Христа.

В дальнейшем агиографическая традиция Р. д. получила довольно широкое развитие как на Востоке, так и на Западе. Известно Похвальное слово Р. д., составленное свт. Иоанном Златоустом (CPG, N 4353; BHG, N 1601; изд.: Ioan. Chrysost. Laudatio I sancti martyris Romani // PG. 50. Col. 605-612). В целом святитель следует за повествованием еп. Евсевия: причиной мученичества Р. д. стало его ревностное желание вселить мужество в павших духом единоверцев. Новым персонажем является лишь безымянный врач, к-рый урезал язык мученика. Второе Похвальное слово Р. д. (CPG, N 4510; BHG, N 1602; изд.: Ioan. Chrysost. De sancto martyre Romano // PG. 50. Col. 611-618), приписываемое свт. Иоанну, по мнению исследователей, является более поздней компиляцией (Delehaye. 1932. P. 277).

Арест Романа диакона. Миниатюра из «Кармины» Пруденция. Ок. 900 г. (Bern. Burgerbibliothek. 264. Fol. 139)Арест Романа диакона. Миниатюра из «Кармины» Пруденция. Ок. 900 г. (Bern. Burgerbibliothek. 264. Fol. 139)

Также Р. д. упомянут в гомилии «На Воскресение» Евсевия Эмесского († ок. 359), автором к-рой долгое время считали Евсевия, еп. Кесарийского (Euseb. De Resurrectione // PG. 24. Col. 1097-1100). Здесь подробно описано, как пытали мученика, а также вводятся др. дополнительные детали: напр., пламя было потушено дождем и градом, врач, отрезавший язык, оказался христианином, испугавшимся гонений. Он забрал себе язык Р. д. как реликвию, к-рая должна была оберегать его и принести ему прощение за проявленную слабость.

До нач. V в. было создано пространное греч. Мученичество Р. д., известное в 2 редакциях, одна из к-рых (BHG, N 1600y) издана И. Делеэ (Delehaye. 1932. P. 249-260), другая (BHG, N 1600z) не опубликована и сохранилась в единственной рукописи XIII в. (Patm. 187. Fol. 78v - 95). В данном источнике не указано, что святой род. в Палестине и служил диаконом, а говорится, что он был наследственным cенатором (πατρόβουλος). Р. д. арестовали за попытку помешать судье (эпарху) Асклепиаду войти в языческий храм. Большая часть текста посвящена диалогу между Р. д. и Асклепиадом: мученик доказывал превосходство Истинного Бога над идолами при многочисленных свидетелях, среди к-рых был и некий отрок. Асклепиад позвал его, чтобы он подтвердил могущество языческих богов. Но вместо этого мальчик объявил себя христианином. Асклепиад приказал нещадно бить ребенка в присутствии его матери. Затем мальчика вывели за городские стены и обезглавили; мать с честью похоронила сына. В Мученичестве говорится, что костер, на котором собирались сжечь Р. д., потух от внезапно начавшегося ливня. Врача, отсекшего мученику язык, звали Аристон. Р. д. был задушен в темнице по приказу Максимиана, соправителя имп. Диоклетиана. Несмотря на появление неск. имен, отсутствующих в изначальном сказании еп. Евсевия Кесарийского, отрок в этом тексте остается безымянным.

Бичевание отрока Варула. Миниатюра из «Кармины» Пруденция. Ок. 900 г. (Bern. Burgerbibliothek. 264. Fol. 139)Бичевание отрока Варула. Миниатюра из «Кармины» Пруденция. Ок. 900 г. (Bern. Burgerbibliothek. 264. Fol. 139)

Р. д. также упомянут в 3 гомилиях Севира, еп. Антиохийского († 538), произнесенных в Антиохии, в церкви, посвященной Р. д. Гомилия № 1 сохранилась в переводе на коптский язык; в ней из-за ошибки переписчика указано, что святому отрубили голову (изд.: Porcher E. La première homélie Cathédrale de Sévère d'Antioche // ROC. 1914. T. 19. N 1. P. 69-74; N 2. P. 135-142); 2 др. гомилии (№ 35, 80) известны на сир. языке; гомилия № 35 не издана; в гомилии № 80 говорится, что пламя было потушено молитвой, а не дождем (изд.: Bière M. Les homélies cathédrales de Sévère d'Antioche: Homélies LXXVIII à LXXXIII // PO. 1927. T. 20. Fasc. 2. P. 324-345).

Лат. агиографическая традиция представлена неск. редакциями Мученичества Р. д. (BHL, N 7298-7304), выполненными на основе греч. оригинала. Особенности лат. версий заключаются в том, что в нек-рых из них Р. д. назван монахом; безымянный в вост. традиции отрок получил имя Варул или крайне редко - Феодул (Delehaye. 1932. P. 261-270); повествование заканчивается описанием казни мч. Исихия. Т. о. Мученичество посвящено не одному святому - Р. д., а группе мучеников. На основе того, что в визант. Синаксарях под 4 марта и 10 мая содержатся сказания о мч. Исихии Антиохийском (пам. 10 мая; пам. греч. 2 марта), в целом сходные с лат. вариантом, Делеэ предположил, что лат. Мученичество Р. д. могло иметь в основе несохранившуюся греч. версию, в к-рой присутствовали и В. о., и мч. Исихий (Ibid. P. 281). Впоследствии эта традиция нашла отражение в зап. «исторических» Мартирологах IX в., в к-рых 3 мученика поминаются вместе под 18 нояб. Ж. М. Соже предположил, что имя Варул - искаженный вариант имени Варлаам, под к-рым также известен Антиохийский мученик, пострадавший при имп. Диоклетиане (см. ст. Варлаам, мч. Антиохийский (пам. 19 нояб.)).

Лат. христ. поэт Пруденций († после 405) написал стихотворение «Святого мученика Романа речи против язычников» (BHL, N 7297), включенное в цикл «Перистефанон». Это произведение содержит 1140 строк, в него вошли диалог между мучеником и судьей, а также эпизод с безымянным отроком, что говорит об ориентации поэта на греч. источники (Prudent. Perist. 10).

Греч. Мученичество было переведено на армянский (BHO, N 1028), одна из лат. версий - на сир. язык (Nau F. Résumé de monographies syriaques. IV: Histoire de Romanus et de l'enfant qui fut martyrisé avec lui // ROC. 1915/1917. T. 20. P. 13-15).

Почитание

Согласно еп. Евсевию Кесарийскому, Р. д. пострадал 17 нояб.- в один день с мучениками Закхеем и Алфеем. В Сирийском Мартирологе 411 г. память Р. д. помещена под 18 нояб. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Ed. F. Nau. P., 1912 (1915). P. 23. (PO; T. 10. Fasc. 1)), и под этим же числом она вошла во все более поздние восточные и западные церковные календари. В Иеронимовом Мартирологе Р. д. поминается под 17 нояб. вместе с Алфеем и Закхеем; местом их мученической кончины указана Кесария (MartHieron. Comment. P. 605), под 18 нояб. здесь обозначена память пострадавших в Антиохии Р. д., В. о. и Исихия (Ibid. P. 606). Кроме того, под 15 февр. в Иеронимовом Мартирологе содержится память дружины мучеников Иосипа (Иосифа), Зинона (диак.), Аполлона, Феба, Романа, Зосима, Варала, Зока (пресв.), Руфина, в которую были включены Р. д. и В. о. (под именем Варал); имя Зок, по предположению Делеэ, может быть искажением имени Исихий (Ibid. P. 98). В Мартирологах свт. Адона, еп. Вьеннского, и Узуарда под 18 нояб. содержатся 2 отдельных сказания: одно - о Р. д. и В. о., другое - о мч. Исихии, все они пострадали при имп. Диоклетиане (MartAdon. P. 385-386; MartUsuard. P. 343). Стихотворное переложение Мученичества Р. д. было включено в X в. Флодоардом Реймсским в поэму «Победы Христа в Антиохии» (PL. 135. Col. 565-566). В XIII в. Винцентий из Бове составил краткое сказание о Р. д. и В. о. и поместил его в энциклопедический свод «Зерцало истории» (Vincent. Bellovac. Spec. hist. XIII 17-18). Подобного рода сказание о Р. д. и безымянном отроке в XIV в. вошло в «Перечень святых» еп. Петра Наталиса (Petr. Natal. CatSS. X 75). В Римском Мартирологе Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) под 18 нояб. Р. д. и В. о. также поминаются отдельно от мч. Исихия. Согласно краткой заметке, они пострадали при имп. Максимиане Галерии (MartRom. Comment. P. 531). В совр. редакции Римского Мартиролога императором, при к-ром были казнены мученики, назван Диоклетиан (MartRom (Vat.). P. 596).

В Синаксаре К-польской ц. (сер. X в.) и ряде др. визант. Синаксарей под 18 нояб. содержатся 2 сказания о Р. д. Первое посвящено Р. д. и безымянному отроку и составлено на основе греч. Мученичества. В нем говорится, что святой был задушен в темнице при имп. Максимиане за то, что помешал эпарху войти в языческий храм и сказал, что христиане превосходят тех, кто поклоняются идолам и живут неблагочестиво. Второе сказание относится только к Р. д. и является кратким пересказом сообщения еп. Евсевия Кесарийского. Особый акцент сделан на том, что Р. д. добровольно предстал перед судьей. В Василия II Минологии (1-я четв. XI в.) под 18 нояб. содержится лишь сказание о Р. д. и безымянном отроке, без указания места их кончины (PG. 117. Col. 165-168). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца воспроизводятся 2 сказания о Р. д. (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 132-134). Т. о., вероятно, на каком-то этапе произошло «раздвоение» мученика.

В К-поле, в квартале Элевиха близ ворот св. Романа (ныне Топкапы), была ц., посвященная Р. д.; эти ворота стали одним из главных направлений штурма К-поля во время его взятия турками-османами в 1453 г. (см.: Иванов. 2011. С. 543). Псевдо-Кодин приводит легендарные сведения о том, что церковь была основана имп. равноап. Еленой, к-рая поместила в ней принесенные из Иерусалима мощи прор. Даниила и др. пророков, а также вмч. Никиты Готфского. С большой вероятностью строительство ц. во имя Р. д. не связано с имп. Еленой, а мощи вмч. Никиты были перенесены туда не ранее X-XI вв. (Marković. 2008. С. 24). Церковь была полностью отреставрирована при имп. Василии I Македонянине (867-886). Возможно, об этом храме идет речь в сочинении имп. Константина VII Багрянородного «О церемониях» (сер. X в.), согласно к-рому в Неделю ваий сюда направлялось церемониальное шествие во главе с префектом города (Const. Porphyr. De cerem. Vol. 1. P. 79). Рус. паломник свт. Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиеп. Новгородский, побывавший в К-поле в 1200 и ок. 1208/09 г., видел мощи Р. д., прор. Даниила и вмч. Никиты (Книга Паломник. С. 27, 58, 86). Др. рус. паломники XIII-XV вв. в основном оставили свидетельства о почитании в ц. во имя Р. д. мощей прор. Даниила (согласно анонимному паломнику XV в., в честь пророка именовалась и сама церковь, а мощи мч. Романа он считал мощами прп. Романа Сладкопевца). В 1400-1401 гг. храм упоминается в 2 постановлениях патриарха К-польского Матфея I. В церкви отмечали 4 синаксиса: в честь ее освящения (28 окт.), во имя вмч. Никиты (15 сент.), Р. д. (18 нояб.) и прор. Аввакума (2 дек.) (Janin. Églises et monastères. P. 448-449) (подробнее см. в ст. Константинополь).

В слав. Прологе краткой редакции, переведенном с греч. языка в кон. XI или нач. XII в., под 18 нояб. имеется краткая заметка о Р. д. и не названном по имени отроке, составленная на основе сказания из Минология имп. Василия II (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 366-369). В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., приводится сказание, близкое к заметке из Синаксаря К-польской ц. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 66). Впосл. сказания о Р. д. и безымянном отроке (в переводе «младенец») были включены в ВМЧ митр. Макария под 18 и 19 нояб. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 191-193 [1-я паг.]). Свт. Димитрий Ростовский на основе зап. источников добавил в повествование о Р. д. имя отрока (ЖСв. Нояб. С. 488-491).

Ист.: SynCP. Col. 235-236, 966-967; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 183-185; MartHieron. Comment. P. 604-605. Not. 1-8; SynAlex. Vol. 2. P. 329; Delehaye H. S. Romain martyr d'Antioche // AnBoll. 1932. T. 50. P. 241-284; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 3. Σ. 201-203 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. 2011. Т. 2. С. 235-237).
Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 5. P. 206-213, 669-672; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 473-475; Sauget J.-M. Romano e Barula // BiblSS. 1968. T. 11. Col. 338-342; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 410; Marković M. St. Niketas the Goth and St. Niketas of Nikomedeia: Apropos Depictions of St. Niketas the Martyr on Medieval Crosses // ЗЛУ. 2008. Бр. 36. С. 19-42; Иванов С. А. В поисках Константинополя. М., 2011.
О. Н. Афиногенова,А. Н. Крюкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также