РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ
Том LX, С. 117-123
опубликовано: 17 апреля 2025г.

РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ

Содержание

(Между 1239/40 и 1249 - 3 февр. 1285, Углич), блгв. кн. Угличский (1261-1285) (пам. 3 февр., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Из Рюриковичей; 2-й сын Угличского блгв. кн. Владимира (Димитрия) Константиновича и кнг. Евдокии Ингваревны, младший брат угличского кн. Андрея Владимировича, племянник Ростовского кн. мч. Василия (Василька) Константиновича и ярославского кн. Всеволода (Иоанна) Константиновича, правнук Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и блгв. вел. кнг. Марии Шварновны.

Биография

Основные сведения о Р. В. сохранились в древнерус. летописях и его Житии. Поздние и недостоверные факты о биографии Р. В. нашли отражение в списках XVIII-XIX вв. позднего Угличского летописца, в к-ром были зафиксированы местные предания о святом. В этом источнике Р. В. были приписаны нек-рые биографические сведения, включая основание г. Романова, относящиеся к его дальнему родственнику - ярославскому удельному кн. Роману Васильевичу (? - после 1375/80), внуку ярославского св. блгв. кн. Давида Феодоровича. При этом размеры и состав владений Р. В. в Угличском летописце соответствуют реалиям не XIII в., а времени существования в нач. 80-х гг. XV в. удела кн. Андрея Васильевича Горяя Большого.

Точный год и место рождения Р. В. неизвестны. Однако то обстоятельство, что он и его старший брат кн. Андрей Владимирович не попали в список князей Сев.-Вост. Руси 1238 г., переживших монг. нашествие (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 469, 521), дает основание сделать вывод, что братья родились несколько позже. Р. В. мог быть наречен в память о своем дяде, рязанском кн. Романе Ингваревиче, к-рый погиб в нач. янв. 1238 г. в битве с монголами под Коломной. В поздней агиографии утверждается, что святым покровителем Р. В. был прп. Роман Сладкопевец, а день его памяти может быть связан с тем, что буд. правитель Углича был крещен незадолго или вскоре после 1 окт. (РГБ. Ф. 304/I. № 628. Л. 88-88 об.).

После смерти отца во Владимире зимой 1249/50 г. малолетние братья остались на попечении своей матери. Во время отпевания и похорон в Угличе блгв. кн. Владимира Константиновича члены его семьи, включая Р. В., должны были получить благословение у еп. Ростовского свт. Кирилла II (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 472). После 1250 г. могло состояться знакомство угличских князей с митр. Киевским свт. Кириллом II, к-рый нередко проживал во Владимире и неоднократно служил с Ростовским еп. Кириллом II. Первая совместная встреча архиереев и членов семьи Р. В. во главе с кнг. Евдокией Ингваревной могла состояться уже в 1251 г., когда митр. Киевский свт. Кирилл II и еп. Ростовский свт. Кирилл II посещали Новгород, где поставили на местную кафедру архиеп. Далмата (Там же. Т. 3. С. 80, 304). Путь из Владимира-на-Клязьме в этот город проходил через Углич, расположенный на р. Волге.

В 1257 г. монг. чиновниками было проведено первое «число» (перепись) в Угличском княжестве, а его правители стали платить «выход» (дань) в Орду. В 1261 г., после смерти старшего брата и его похорон в Спасо-Преображенском соборе, Р. В. начал свое самостоятельное правление. Отсутствие в летописях упоминаний о поездках Р. В. в Орду вместе с др. рус. князьями свидетельствует о том, что отношения с ханским двором были прерогативой его старших двоюродных братьев - ростовских князей Бориса Васильевича и Глеба Васильевича.

В 1277 г. Р. В. мог быть в числе неназванных летописцем по имени рус. князей («инии князи мнози»), к-рые по приказу ордынского хана Менгу-Тимура участвовали в его военном походе на ясский г. Дедяков, находившийся на Сев. Кавказе (Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. СПб., 20022. С. 334). К этому времени могли обостриться отношения между Р. В. и новым ростовским блгв. кн. Глебом Васильевичем. Несмотря на близкое родство, 31 июля 1278 г. правитель Углича не оказался в числе приглашенных князей на свадьбу в Ярославль, где в Успенском соборе Ростовский еп. св. Игнатий венчал двоюродного племянника Р. В., белозерского кн. Михаила Глебовича, и дочь от 1-го брака блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича Чёрного. Зимой 1278/79 г. в Угличе во время эпидемии скончалась мать Р. В.- кнг. Евдокия («Овдотья») Ингваревна (Там же. С. 335-336).

Летописцы не отмечают характер отношений Р. В. и его двоюродного племянника, ростовского кн. Димитрия Борисовича (1278-1294), к-рый неоднократно враждовал со своим родным братом Константином и белозерским кн. Михаилом Глебовичем, лишая их волостей и доходов. Невовлеченность Р. В. в княжеские усобицы наглядно показывают события 1281-1282 гг., когда ордынские изгонные рати обошли стороной его богатые владения.

По данным Ростовской владычной летописи 1419 г., Р. В. скончался в 1283 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 526). Однако большинство др. источников относят его смерть к 1285 г. (Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 246; Т. 6. Вып. 1. Стб. 360; Т. 7. С. 178; Т. 23. С. 93; Т. 24. С. 105; Т. 25. С. 156; Т. 30. С. 97). Р. В. был похоронен рядом с отцом и братом в угличском Спасо-Преображенском соборе. В 1286 г. владения бездетного князя разделили между собой ростовские князья Димитрий и Константин Борисовичи.

Поздний Угличский летописец отмечает, что Р. В. был женат на неизвестной по происхождению кнг. Александре. Однако ранние источники эту информацию не подтверждают.

Почитание

Р. В. поминался на панихидах в ряде храмов Ростовской епархии как представитель местной династии князей. В 1486/87 г. во время земляных работ перед строительством каменного здания Спасо-Преображенского собора, задуманного угличским, можайским и звенигородским кн. Андреем Васильевичем Горяем Большим, впервые были обнаружены нетленные мощи Р. В. Это событие свидетельствует о местном почитании Р. В. (Сосновцева Е. Г. О почитании кн. Андрея Васильевича Большого в Угличе и создании его жития // Slovĕne. М., 2015. Т. 4. № 1. С. 497). В 1491 г., во время большого пожара в Угличе, они не пострадали, но, видимо, память об их местонахождении была утрачена.

Определенное внимание почитанию Р. В. уделяла монашеская братия Троице-Сергиева мон-ря, многочисленные владения к-рого с XV в. находились на территории Угличского у.

В 1595 г. в Угличе во время расчистки старого церковного места произошло повторное обретение мощей Р. В. По данным Нового летописца, «обретоша мощи его», к-рые «многими леты землею покровенны быша нетленны». От «многоцелебных мощей» Р. В. были «многие чюдеса», а люди «различными многими недуги исцелеваху». Поэтому через некоторое время мощи блгв. князя вновь «внесоша» в Спасо-Преображенский собор, где их «положиша… в раку» (ПСРЛ. Т. 14. С. 24, 48).

В апр.-июне 1605 г. комиссия во главе с Казанским и Свияжским митрополитом сщмч. Ермогеном по распоряжению патриарха Московского и всея Руси свт. Иова произвела повторное освидетельствование мощей Р. В. В. О. Ключевский вопреки данным Нового летописца полагал, что их обретение и перенос в храм произошли в течение одного года, т. е. в 1605 г., т. к. с 3 февр. началась письменная фиксация чудес Р. В. (Ключевский. Древнерусские жития. С. 316). Однако исследователь не обратил внимание на сведения Описи архива Посольского приказа 1627 г. Этот источник отмечает, что из Углича сщмч. Ермоген, симоновский архим. Иона и богородицкий протопоп Пантелеимон свою «отписку… о чюдесех благоверного князя Романа Углецкого и о свидетельстве их и о мощех ево» адресовали уже не царю Борису Феодоровичу Годунову или его сыну царевичу Феодору Борисовичу Годунову, а самозванцу Лжедмитрию I (Опись архива Посольского приказа 1977. С. 318-319). Т. о. выясняется, что письменная фиксация чудес от мощей Р. В. началась ранее повторного их освидетельствования.

Авторами написанного в 1605 г. княжеского Жития стали известные рус. агиографы - московский дворянин С. Р. Алферьев, а также переяславский инок Сергий, к-рые выполнили свою работу по благословению патриарха Московского и всея Руси свт. Иова (РГБ. Ф. 304/I. № 628. Л. 88-88 об.). Они сочинили повесть о Р. В., а для службы агиографами были «сотворены стихиры и каноны» (Ключевский. Древнерусские жития. С. 316; Солодкин. 1992. С. 76).

В 1609 г., во время разгрома города, угличский Спасо-Преображенский собор был сожжен польско-литов. интервентами и тушинцами. Гробница и мощи Р. В. сильно пострадали. Согласно традиц. мнению исследователей, не подтвержденному свидетельством источников, в это время ранний список княжеского Жития с чудесами и служба святому сгорели (Солодкин. 1992. С. 76). Поэтому служба Р. В. и описание его чудес сохранились частично (за 2-12 марта 1605). Древнейшие их тексты, а также списки повести о житии Р. В. (напр.: РГБ. Ф. 304/I. № 628. Л. 88; Ф. 310. № 363) относятся к XVII в.- к эпохе после Смутного времени (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 467; Ключевский. Древнерусские жития. С. 316. Примеч. 2).

После ухода захватчиков останки княжеских мощей были найдены, помещены в ковчег и положены в придел храма, посвященного Р. В. (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 187).

Блгв. кн. Роман Угличский, преподобные кнг. Васса Нижегородская и вел. кнг. Евдокия Московская. Фрагмент иконы «Все святые российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. Мастерская В. М. Пешехонова (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге)Блгв. кн. Роман Угличский, преподобные кнг. Васса Нижегородская и вел. кнг. Евдокия Московская. Фрагмент иконы «Все святые российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. Мастерская В. М. Пешехонова (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге)

Ок. 1630 г. 2 писцами Троице-Сергиева мон-ря был переписан Трефологий рус. святым. В его неполный состав было включено «Преставление святаго благовернаго князя Романа Владимеровича Углецкаго, новаго чюдотворца». В киноварном заголовке ошибочно утверждалось, что годом смерти Р. В. был 1282-й, а не 1285-й (из-за утраты кириллической буквы «Г»). Такая ошибка писца, к-рый по почерку отождествляется с известным рус. агиографом троицким иером. Германом (Тулуповым), свидетельствует о том, что этому тексту предшествовал его более ранний список, возможно относящийся к Смутному времени. Днем памяти Р. В. в заголовке указано 1 окт., в этот день совершалась память прп. Романа Сладкопевца («певца кондакорева») (РГБ. Ф. 304/I. № 628. Л. 88-88 об.).

Не исключено, что еще до осени 1610 г. троицкий список повести о преставлении Р. В. непосредственно мог попасть от С. Р. Алферьева в руки иером. Германа (Тулупова). Оба агиографа происходили из военно-служилых семей, владевших землями в Старицком у. Самым тесным образом они были связаны со старицким в честь Успения Пресвятой Богородицы мужским монастырем, пострижеником и настоятелем к-рого ранее был патриарх свт. Иов. Личные отношения иером. Германа (Тулупова) и представителей рода Алферьевых-Нащокиных также подтверждаются тем, что в XVI - сер. XVII в. последние неоднократно выступали как вкладчики Троице-Сергиева мон-ря. Кроме того, у посещавшего обитель С. Р. Алферьева прослеживается и личный мотив, побудивший агиографа заняться написанием повести о житии Р. В. Его родная сестра Наталья (в монашестве Анастасия) († 1598/99) была женой кн. Ивана Федоровича Бахтеярова-Ростовского, прямой предок к-рого был двоюродным братом Р. В. 20 февр. 1599 г. братья С. Р. и В. Р. Алферьевы сделали вклад 100 р. в Троице-Сергиев мон-рь на помин души своей сестры (ВКТСМ. С. 56, 116). Т. о., возможность личного знакомства и передача в период между 1605 и 1610 гг. С. Р. Алферьевым списка повести о житии Р. В. в руки иером. Германа (Тулупова) весьма вероятна.

Ранняя Служба и Повесть о чудесах - остатки большого сочинения, включавшего текст Жития, пропавшего после разорения поляками, тогда как известное в ряде списков XVIII-XIX вв. Житие Р. В. было написано заново в кон. XVII или даже в XVIII в. (Каган. 1992). Это Житие Р. В. известно в составе сборников XVIII-XIX вв., в т. ч. посвященных исключительно угличским святым (Димитрию, Паисию, Кассиану), а также в старообрядческих рукописях. Согласно легенде, зафиксированной в этом Житии, открытые князем Андреем Васильевичем Большим мощи не были освидетельствованы, т. к. кн. Андрей был сведен с княжения своим братом, вел. кн. Иоанном III Васильевичем. Когда преемник князя Андрея, сын Иоанна III Дмитрий, захотел открыть гроб Р. В., Р. В. наказал его, лишив княжества. Рассказ об обретении мощей кн. Р. В. в кон. XVI в. в Житии связан с историей царевича Димитрия. Согласно Житию, после захвата Углича поляками мощи князя были выброшены из раки и сожжены, а после освобождения Углича на том месте, где лежали кости, по ночам стоял столб света. Жители собрали кости в сосуд и хранили до тех пор, пока явившийся Р. В. не повелел отнести их в соборную церковь (вероятно, что последняя публикация, по списку угличского старовера-книжника Г. Д. Серебренникова (Тихомерова) (1745-1827): Житие и жизнь святого и благоверного князя Романа Владимировича Угличского нового чудотворца / Угличское родословно-краевед. об-во им. Ф. К. Кисселя; подгот. к изд.: И. В. Сагнак. Углич; Рыбинск, 2012).

В сер. 50-х гг. XVII в. в «Месяцеслове» троицкого келаря Симона (Азарьина) дважды ошибочно было отмечено под 4 февр. «преставление святаго благовернаго князя Романа Углецкаго, в лето 6793» (РГБ. Ф. 173/I. № 201. Л. 311), а под 24 февр.- «преставление благовернаго великаго князя Романа Углецкаго» (Там же. Л. 312).

О Р. В. говорится как о 9-м благоверном князе в «Книги глаголемой Описание о российских святых» в списках XVIII в. (Описание о российских святых. С. 193; Барсуков. Источники агиографии. С. VI).

В минеях под 3 февр. изданы 2 службы Р. В., одна из них происходит из угличского Спасо-Преображенского собора, вторая - авторства Симеона Олферьева и инока Сергия (Минея (МП). Февр. С. 95-133). Остатки мощей в нач. XX в. находились в Преображенском храме, в приделе во имя Р. В., с 1930 г. мощи находились в Угличском музее и только в 1989 г. были возвращены Церкви. Частицы мощей Р. В. находятся во мн. храмах Угличского благочиния, в т. ч. в угличском храме св. царевича Димитиря «на поле», а также в др. реликвариях (Журавлева И. А., Моршакова Е. А. Ковчеги-мощевики Благовещенского собора // Христ. реликвии в Московском Кремле / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. № 36. С. 134-136). Р. В. чтили старообрядцы Углича и Выги: в святцах Ф. П. Бабушкина нач. XIX в. Р. В. указан под 3 февр. и 23 июля (Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина // Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 510, 535).

Канонизация Р. В. была подтверждена 10 марта 1964 г. после включения его имени в Собор Ростово-Ярославских святых по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) и Синода РПЦ.

Ист.: Повесть о чудесах св. блгв. кн. Романа, Угличского чудотворца. Ярославль, 1874; Житие св. и блгв. кн. Романа Владимировича, Угличского чудотворца. Ярославль, 1890; Угличский летописец (по списку Археогр. Комис. № 18) // Тр. ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 90-94; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3; Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 10. С. 137; Т. 14. С. 24, 48; Т. 15. Вып. 1.; Т. 18, 23-25; РИИР. Вып. 2. С. 13, 96; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 318-319; Угличский летописец / Ред.: А. А. Севастьянова. Ярославль, 1996 (по указ.).
Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 235; Киссель Ф. Х. История г. Углича. Ярославль, 1844. Углич, 19942; Указ. к СИСПРЦ. СПб., 1862. М., 1990р. С. 204-205; Филарет (Гумилевский). РСв. Февр. Чернигов, 1862. С. 10-12; СПб., 2008. С. 70; Ключевский. Древнерусские жития. С. 316-317; Экземплярский А. В. Вел. и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 129; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 32-37; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 30; Корсакова В. Роман Владимирович // РБС. Т. 17. С. 56-57; Русинов Н. Д. Новые док-ты о польско-литов. интервенции нач. XVII в. в Угличском Верхневолжье // Исслед. и мат-лы по истории Угличского Верхневолжья. Углич, 1957. Вып. 1. С. 24-29; Каган М. Д. Житие Романа Угличского // СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 377-380; Солодкин Я. Г. Алферьев-Безнин Семен Романов сын // Там же. С. 75-77; он же. Сергий // Там же. 1998. Ч. 3. С. 337-338; Шиманская М., Метелица С. Мон-ри и храмы земли Ярославской. Ярославль; Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 12; 2001. Т. 3. С. 351, 381.
А. В. Кузьмин

Иконография

В позднем Житии Р. В. (по списку XVIII в.) отмечено, что после его смерти «лице его… честнейшими сединами яко светлейшими звездами крашашеся» (Ярославские ЕВ. 1889. № 48. Ч. неофиц. С. 764). О древних изображениях Р. В. сведений не сохранилось - очевидно, его образ находился на гробнице святого еще в XVI в. (Там же. С. 766). Судя по упоминанию в Повести о чудесах Р. В., в 1605 г. существовал образ возле его раки в Преображенском соборе Углича (Там же. 1873. № 47. Ч. неофиц. С. 377). В 1659 г. иконы Р. В. использовались при создании первых изображений прп. Кассиана Учемского, облик к-рого сравнивали с внешностью блгв. князя (подробнее см. в ст. Кассиан Грек, прп.). При этом иконописцу свящ. Симеону явился образ Р. В. «и мерою и величеством во всей полности», после чего «по тому показанному образу... такова сотворенна Божиею благодатию» (Там же. № 42. Ч. неофиц. С. 343).

Наиболее ранние изображения Р. В. известны в составе миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. В Лаптевском томе содержится иллюстрация к рассказу о преставлении во Владимире угличского блгв. кн. Владимира Константиновича и о перенесении его тела в ц. «Святого Спаса» (Преображенский собор) в Угличе (РНБ. F.IV.233. Л. 992 об.). У его одра и гроба предстоят сыновья, скорбящие князья Андрей и юный Р. В. (опознаются по княжеским одеждам, шапкам). В 1-м Остермановском томе показано преставление и погребение кн. Андрея Владимировича в Угличе, Р. В. изображен у его одра молодым, безбородым (БАН. 31.7.30-1. Л. 26). Во время преставления матери, кнг. Евдокии Ингваревны, блгв. князь представлен уже средовеком (в княжеской шубе и шапке) с жестом скорби (Там же. Л. 107). Ранний единоличный образ Р. В. сохранился на шитом золотными, серебряными и шелковыми нитями покрове (по учетной документации музея, на подкладке была надпись о вкладе покрова в «соборную церковь» Преображения боярыней М. С. Урпеневой, супругой Я. А. Полчанинова, в 1619, УИХМ). Коренастая фигура плотно вписана в поле изображения, он показан фронтально, в платье и шубе с темным воротником, правая рука лежит на груди, в левой - свиток. Он не стар, с короткими светлыми волосами и более узкой на конце окладистой бородой средней величины. Подобные внешность, возраст и жест рук характерны для изображения Р. В. на предназначавшейся для раки ростовой прямоличной иконе 2-й четв.- сер. XVII в. (УИХМ; по датировке Н. В. Чвановой, 20-30-е гг. XVII в.). У Р. В. мелкие утонченные черты лица, высокий морщинистый лоб с проплешинами, короткие вьющиеся волосы и небольшая узкая борода, разделенная надвое под подбородком; светлое платье с золотыми оплечьем, поясом и каймой и красным исподом расшито золотистым растительным орнаментом, узорчатая шуба оставляет открытой правую руку и почти закрывает левую, на ногах зеленоватые сапоги. Фигура удлиненных пропорций окружена облаками, на верхнем поле в небесном сегменте - погрудный образ Господа Вседержителя; именующая надпись сохранилась фрагментарно.

На иконах Р. В., появившихся вскоре после его прославления, он изображен вместе с блгв. царевичем Димитрием Угличским. Этот извод, очевидно, был разработан в среде царских и строгановских мастеров: наиболее ранняя известная икона-пядница (датируется 20-ми гг., 1-й или 2-й четв. XVII в.), авторство к-рой приписывается П. И. Чирину, происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске (ГРМ). Святые представлены в молении образу Божией Матери «Знамение»; Р. В.- справа, средовек с недлинными волнистыми густыми волосами и русой бородой, на нем узорчатое красноватое платье со стоячим воротником-козырем, украшенной жемчугом каймой и препоясанием, на плечи накинута темная шуба с орнаментом. На иконе из собора угличского Воскресенского мон-ря, исполненной костромским (или ярославским) мастером в 70-х гг. XVII в. (УИХМ), святые запечатлены в молении Господу Вседержителю (в облаках; правая рука Р. В. (имеющего заостренную бороду) вознесена для крестного знамения, одеяния, включая испод шубы, декорированы крупным орнаментом).

Блгв. кн. Роман Угличский. Роспись Крестовоздвижеского собора в Тутаеве. 1675 г. Фото: З. А. ЗвереваБлгв. кн. Роман Угличский. Роспись Крестовоздвижеского собора в Тутаеве. 1675 г. Фото: З. А. Зверева

К произведениям парной иконографии относятся также шитая шелковыми и серебряными нитями хоругвь (1676, вклад угличанина М. И. Некрасова (упом.: Углич. 1887. С. 84), УИХМ; на лицевой стороне - образ Спаса Нерукотворного), неск. икон-пядниц XVII в. (святые в молении Господу Вседержителю или Спасу Нерукотворному) со сходным изображением Р. В.: в наброшенной на плечи шубе, с непокрытой головой, руки приподняты в молении, волосы почти без проседи, длина бороды варьируется; именуется святым или благоверным князем. Сформировался тип изображения блгв. царевича Димитрия и Р. В. как небесных покровителей города (образ святых находился внутри на городских воротах) - с упрощенной моделью обнесенного стеной Угличского кремля в руках (иконы сер.- кон. XVII в., НГОМЗ (над кремлем надпись: «гра(д) Угле(ч)»), ГИМ, ЦМиАР). На иконах рубежа XVII и XVIII вв. (ГИМ, УИХМ, собрание Н. С. Паниткова) композиция иногда дополнялась внизу, между фигурами, сценой убиения блгв. царевича на фоне палат. Этот сюжет встречается также на прориси с иконы XVII в., где Р. В. показан в иерархически более значимой левой части композиции (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 224-225. № 102). Подобные пядницы, близкие по иконографии и манере письма, по-видимому, создавали местные мастера. Судя по описям мон-рей Углича 1702 и 1763 гг., этот извод был широко распространен: иконостасные (в местном ряду), киотные, часто «штилистовые» иконы «моления» блгв. царевича и Р. В. («на празелени», «на вохре», в басменных окладах), со «Спасовым образом» вверху, имелись в храмах Воскресенского, Улейминского, Алексеевского, Афанасьевского на Мологе монастырей. Изредка в описях упоминаются единоличные иконы Р. В. (Углич. 1887. С. 311, 348).

Иногда фигуры блгв. царевича Димитрия и Р. В. дополнялись образами избранных святых, как на иконе, датируемой по раскрытым фрагментам живописи 1-й третью XVII в. (возможно, создана в посл. трети XVII в.- ок. 1730), из ц. Корсунской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; по сторонам - свт. Тихон Амафунтский и прп. Макарий Египетский (в память о престоле разоренной в Смутное время обители)). Образ блгв. царевича и Р. В. вместе с вмч. Феодором Стратилатом (очевидно, как патроном царя Феодора Алексеевича) указан в описи Воскресенского мон-ря 1702 г.; вместе с прп. Онуфрием Великим и свт. Димитрием Ростовским - в описи Паисиева мон-ря 1763 г. (Там же. С. 189, 308).

Описание облика Р. В. в текстах иконописных подлинников зафиксировано со 2-й четв. XVII в. (упомянут под 2 февр., 23 июня, 31 авг.). Его предписывали изображать человеком среднего возраста в княжеских одеждах, по особенностям внешности изредка он уподоблялся Иисусу Христу: «…рус, брада и власы Христовы, риза княжеска» (посл. четв. XVII в.- ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 73 об.), обычно - свт. Василию Великому или прп. Варлааму Хутынскому: «…рус, риза верх камка киноварь, испод камка ж празелень, власы с ушей не велики, брада аки Василия Кесарийскаго, на конце пораздвоилась» (2-я четв. XVII в.- РНБ. О.XIII.11. Л. 250); «…надсед, власы с ушей, брада Василия Великаго, шуба княжеска голубец, испод бакан» (кон. XVIII в.- БАН. Строг. № 66. Л. 141; 2-е описание см. на л. 117); «…подобием рус, образом средовек, аки Варлаам Хутынский, ризы на нем шуба княжеская» (XVIII в., см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 60; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 109); «…что Варлаам Хутынский, шуба княжеска» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 175 об.); иногда после подробного описания одеяний отмечалось: «…в правой руке крест, а в другой меч в ножнах» (20-е гг. XIX в.- РНБ. Погод. № 1931. Л. 173).

В XVIII-XIX вв. иконография Р. В. стала более разнообразной, получили распространение его изображения в княжеской шапке. Крупный прямоличный поколенный образ Р. В. кон. XIX - нач. XX в. (УИХМ) выполнен в академической манере: на блгв. князе расшитые драгоценностями одежды (наперсный крест-мощевик XVII в. врезан в иконную доску), княжеская шапка с крестом, правая рука на груди, в левой - оливковая ветвь (символ мира) и опущенный меч; вокруг нимба написано: «Блажени миротворцы…» На рисунке акварелью и тушью из собрания по иконографии рус. святых кн. М. А. Оболенского (серия сер. XIX в., лист № 57, Красноярский краевой краеведческий музей) Р. В. представлен вполоборота вправо, с крестом в левой руке, шапка царская, борода короткая. На небольшой иконе Р. В. и блгв. царевича Димитрия на пейзажном фоне (3-я четв. XIX в., частное собрание) первый показан слева, в красной шубе и зеленой шапке, правой рукой он сжимает копье.

На основе композиции с образами молящихся блгв. царевича Димитрия и Р. В. как главных Угличских чудотворцев сложились изводы «Собор Угличских святых» и «Избранные Угличские святые». На иконе нач. XVIII в. (УИХМ) фигуры благоверных князей окружают изображения местных преподобных Паисия (Гавренева) и Кассиана Учемского, Игнатия Прилуцкого и, возможно, Варлаама Улейминского. Иконография Р. В. ориентирована на строгановские произведения, персты его правой руки сложены для крестного знамения, русые волосы разделены на прямой пробор, узкая на конце борода слегка раздвоена. Аналогичная композиция - на иконе 1758 г. письма угличанина В. Болтунова (вместо прп. Варлаама представлен свт. Григорий Нисский). На переднем плане образа (посл. трети XVII - 1-й трети XVIII в. с поновлением 2-й пол. XIX в., УИХМ) написаны блгв. царевич и Р. В. (в правой руке крест), за ними во 2-м ряду - Угличские преподобные (слой записи). На иконе Угличских святых кон. XVIII в. (частное собрание) у Р. В. сравнительно длинные волосы и короткая борода, в его левой руке крест, фигура блгв. князя смещена в правую часть композиции и противопоставлена группе из 3 преподобных. Необычен образ Р. В. на иконе (в серебряном окладе) 5 местных святых, предстоящих Спасителю, 2-й пол. XVIII в. (Собрание рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного); его светлая верхняя одежда с цветочным орнаментом подбита горностаем, в правой руке - высокий крест. Иногда изображение основных Угличских святых со Спасом Нерукотворным дополнялось фигурой прп. Макария Калязинского (икона до 1702 из Улейминского мон-ря: Углич. 1887. С. 220, 346). Фигуры 4 местных святых были «писаны» на хоругви в ц. Рождества св. Иоанна Предтечи Кассиановой Учемской пуст. (на лицевой стороне - Спас Нерукотворный), на хоругви в ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря (на лицевой стороне - Успение Пресв. Богородицы), над северной диаконской дверью в ц. свт. Алексия Московского той же обители; в ц. Усекновения справа от царских врат стоял «образ Спасителев» с припадающими Угличскими чудотворцами, в т. ч. Р. В. (Там же. С. 233, 269-271).

В группе местных святых Р. В. (2-й после блгв. царевича Димитрия) представлен в правом картуше на иконе «Усекновенная глава св. Иоанна Предтечи» письма И. И. Буренина из угличской ц. Рождества св. Иоанна Предтечи на Волге (1762, УИХМ); на складне 1855 г., приписываемом Д. Г. Буренину (вклад М. А. Хархорина, УИХМ), фигуры Р. В., опирающегося на меч, и блгв. царевича Димитрия фланкируют в среднике образ арх. Михаила (на створках - свт. Николай Чудотворец и блгв. кн. Александр Невский). Вероятно, к сер. XIX в. относится старообрядческая икона с образами 4 Угличских святых (частное собрание): на голове Р. В. княжеская шапка, в левой руке меч. На иконе 2-й пол. XIX в. из Алексеевского мон-ря в Угличе блгв. царевич Димитрий стоит перед Р. В. и прп. Паисием Угличским (по сторонам - преподобные Игнатий Прилуцкий и Кассиан Учемский, в верхних клеймах - святители Димитрий и Иаков Ростовские). Существовали также совместные изображения Ростовских и Угличских чудотворцев (Там же. С. 202).

Блгв. кн. Роман Угличский. Пластина на Кийском кресте. 1656 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва)Блгв. кн. Роман Угличский. Пластина на Кийском кресте. 1656 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва)

В программе сложных многофигурных композиций ростовой образ Р. В. в молении (подписан как «Углицкии») встречается на 4-частной иконе (составлена из створок строгановского складня) нач. XVII в. из собрания Е. Е. Егорова (ГТГ). Своеобразным Собором Ростовских, Ярославских, Угличских и избранных святых является многорядная икона-пядница «Избранные святые, со Спасом Нерукотворным» сер.- 2-й пол. XVII в. (частное собрание). Изображение Р. В. помещено (с указанием дня памяти 3 февр.) в одном из клейм на иконах «святых благоверных князей русския земли» 1857 г. работы калужского иконописца Космы Михайлова (согласно подписи, предназначалась для ц. Благовещения Пресв. Богородицы в здании МВД, устроенной гр. С. С. Ланским, ГМИР; Р. В. держит в руке скипетр) и «всех святых российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в., созданной в мастерской В. М. Пешехонова (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге; Р. В. с крестом в руках, вместе с преподобными княгинями Вассой (Феодорой) Нижегородской и Евдокией (Евфросинией) Московской). На старообрядческой иконе «Образ святых российских чудотворцев» сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) Р. В. представлен в верхней части левой группы, в ряду благоверных князей (в т. ч. др. Угличских святых), как юный безбородый князь, с поднятыми в молении руками. На центральной иконе триптиха с рядами рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ) Р. В. изображен в 3-м регистре сверху, вполоборота влево, со свитком в руке. Во всех этих разновременных произведениях (за исключением образа мастерской Пешехоновых) на блгв. князе шуба и княжеская шапка.

Из ранних образцов монументальной живописи известен ростовой образ Р. В. в росписи алтарной преграды собора Воскресенского муж. мон-ря в Угличе (предположительно кон. 70-х гг. XVII в., артель костромского мастера Аксена Ионина Попова). Фигуры местных святых (блгв. царевича Димитрия, Р. В., преподобных Паисия Угличского и Кассиана Учемского) размещены в узких простенках между иконами (живопись сильно потерта, детали утрачены); Р. В.- с редким жестом рук, сведенных и раскрытых ладонями перед грудью. Ростовой образ святого (борода округлая, в левой руке ткань; надпись: «КН(з) РОМА(н)») помещен на вост. грани юго-зап. столпа в росписи 1675 г. Крестовоздвиженского собора в Тутаеве (вероятно, в связи с легендой об основании князем г. Романова), а также в монументальном цикле Успенского собора Троице-Сергиевой лавры на сев. грани юго-зап. столпа (1684, артель Д. Г. Плеханова, поновление - 1859, 1865-1866, палехская артель Сафоновых; необычный образ Р. В. с сединой в волосах и бороде, в руках - крест и меч) и очевидно в стенописи Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689, артель под рук. Гурия Никитина (Кинешемцева)). Впосл. образ блгв. князя включали в программы росписей храмов Углича и его окрестностей: он представлен, напр., на оконном откосе ц. блгв. царевича Димитрия «на крови» (1787-1788, мастер П. И. Хлебников). Р. В.- с густыми волнистыми волосами и длинной кудрявой темной бородой - показан в рост, в синей шубе со светлым исподом, в его руках - крест и меч. Образ Р. В. в молении Спасителю в облаках (1838-1840, «иждивением» купца В. А. Лобашкова) находится на южном (со стороны придела во имя Р. В.) фасаде Преображенского собора в Угличе. В росписи кон. 70-х гг. XIX в.- 1888 г. (поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010; см.: Хойнацкий А. Ф. Почаевская Успенская лавра: Ист. описание. Почаев, 1897. С. 201, 376, 380), осуществленной иеродиаконами Паисием и Анатолием в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, образ Р. В. включен в группу святых XIII в.

Поясной образ Р. В. (в княжеской шапке, рядом с блгв. вел. кн. Александром Невским), выгравированный на серебряной пластине над частицей его св. мощей, размещен в числе др. изображений на Кийском кресте (реликварии), созданном по благословению патриарха Никона (Минова) в 1656 г. для Кий-Островского Крестного мон-ря (в наст. время находится в московской ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках). Образ святого отмечен на живописных воспроизведениях реликвии «Поклонение Кийскому кресту» кон. XVII-XVIII в. Иконописное изображение Р. В. над частицей его св. мощей есть также на большом кресте-мощевике кон. XVIII в., происходящем из Богородице-Игрицкого мон-ря (находится в соборе Богоявленско-Анастасиина мон-ря в Костроме).

Миниатюры к Житию Р. В. сохранились в рукописном сб. «Ростовский патерик» 60-х гг. XVIII в., принадлежавшем И. С. Рахманову (РНБ. Тит. № 43. Л. 512 об., 515 об.). На одной иллюстрации он представлен в рост, с образом Божией Матери «Венецкия» и 5-главым храмом, на другой показано исцеление у его гроба женщины, страдавшей болезнью живота (Описание славяно-рус. рукописей, находящихся в собр. А. А. Титова. М., 1903. Т. 3. С. 375-376).

В XX в. образ Р. В. был включен в состав Угличских чудотворцев в произведениях мон. Иулиании (Соколовой), в частности на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (из келейных икон священноисп. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского), 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; средовек с короткой бородой, стоит впереди преподобных), а также на их повторениях. Оригинальная композиция с Угличскими чудотворцами создана в 1951 г. по заказу иером. Никодима (Ротова) к 150-летию ц. блгв. царевича Димитрия на Поле (храм изображен в верхнем регистре на облаках, слева - Пресв. Богородица с покровом в руках, справа - блгв. царевич Димитрий в коленопреклоненном молении); Р. В.- в правой части основной группы святых, между преподобными Паисием Угличским и Кассианом Учемским. На рисунке для Миней МП (кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в.) работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной Р. В. представлен как храмоздатель, вполоборота влево, в молении перед Божественной десницей в сегменте неба, в его руке - одноглавая церковь. В 80-х гг. XX в. худож. С. Б. Симаков (ныне игум. Рафаил) выполнил картины и рисунки с образом Р. В., напр. «Год 1610. Угличское разорение» (1986), «Благоверные князья Роман и Фома Угличские», «Блгв. кн. Роман получает благословение», «Блгв. кн. Роман над гробом супруги» (УИХМ; экспонируются в галерее совр. правосл. искусства «Под благодатным покровом») и др.

В кон. XX - нач. XXI в. появились поясные иконописные изображения Р. В.- средовека в княжеском плаще, скрепленном фибулой, в шапке с меховой оторочкой, с моделью храма в правой или левой руке (очевидно, древний Преображенский собор), иногда с мечом. Совр. икона святого с мощевиком, а также образ Р. В. и блгв. кн. Фомы (на фоне церкви, с Владимирской иконой Божией Матери в небесах) находится в ц. арх. Михаила «в Бору» под Угличем. В качестве образцов иконописцы часто используют прорись из Миней МП и ранние иконы из собрания УИХМ. Своеобразный иконографический вариант с фигурой Р. В. и панорамой древнего строящегося Углича разработан в ярославской иконописной мастерской «София». Оплечный образ святого в молении исполнен в мастерской Е. Д. Шеко в ПСТГУ. Образ Р. В. входит также в состав совр. композиций «Собор Угличских святых» (икона из местного ряда иконостаса собора угличского Воскресенского мон-ря).

Ист.: Госкаталог РФ. № 1993017, 3217724, 3217745, 3217754, 3224663, 3224896, 3719884, 3720257, 4210375, 5353751, 9077948, 9077990, 9078001, 9078010, 9078012, 10378435, 10570756, 10584372, 14245821, 21500255.
Лит.: Углич: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887. С. 150-151, 189, 202, 220-222, 225, 233, 269, 271-272, 293, 296, 308, 311, 321, 345-348; Тр. ЯГУАК. 1892. Кн. 2. Вып. 2; Горстка А. Н. К истории строительства угличского Воскресенского мон-ря // ПКНО, 1989. М., 1990. С. 405-408; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 50, 114, 116, 118, 152, 169, 177, 187, 188, 194, 198. Кат. 17, 57, 58, 60, 85, 100. Ил. 27, 94, 96, 98, 133, 150; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 224-225. № 102; Т. 2. С. 205-206; Icônes russes: Les saints / fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 144-147. Cat. 53; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви: 324 рис., выполненные свящ. Вяч. Савиных и Н. Шелягиной. М., 2001. С. 155; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 74, 374. Кат. 40; Искусство Церкви: Фак-т церк. художеств ПСТГУ: 1992-2007. М., 2007. С. 133; Кочетков. Словарь иконописцев. 2009. С. 594, 760; Сокровища древнего Углича XV-XX вв.: Декоративно-прикладное искусство музейного собр. [М.,] 2009; С. 60, 62. Ил. 65, 68, 69; Святые земли Русской / ГРМ. СПб., 2010. С. 200. Ил. 122; Храм Арх. Михаила «что в Бору»: Сельцо Архангельское Угличского р-на Ярославской обл. М., 2010; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины / Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 97, 100; Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33. (Худож. сокровища Татарстана); Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 6. С. 142-143, 213-214, 375; Никитина Т. Л. Рус. церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 266, 347, 393, 431; Образы рус. святых в собр. Ист. музея / ГИМ. М., 2015. С. 64-65. № 13; Иванова Н. В. Икона с изобр. кн. Романа из собр. Угличского музея: (К вопр. об иконогр. св. кн. Романа Угличского // Музей в культ. пространстве ист. города: Мат-лы науч. конф. 24-25 мая 2012. Углич, 2015. С. 77-86; «Сияше светильник учения его…»: Прп. Иосиф Волоцкий в рус. духовной культуре / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2019. С. 128, 147, 333. Кат. 44, 55, 175; Дорогами Св. Руси: Иконы рус. святых из собр. Н. Паниткова: Кат. выст. / ЦМиАР. М., 2020. С. 264-267. Кат. 77; Церковь Небесная: Изображение Соборов святых в рус. иконописи XVI - нач. XX в. / ЦМиАР; сост.: Я. Э. Зеленина, Л. П. Тарасенко. М., 2020. С. 143, 219. Кат. 99.
Я. Э. Зеленина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)
  • ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий
  • АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)
  • АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых)
  • ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ Храбрый (Донской) (1353 - 1410), кн. боровско-серпуховской
  • ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
  • ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
  • КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо
  • МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176)