«ПОЛОЦКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
Том LVII, С. 219-221
опубликовано: 7 августа 2024г.

«ПОЛОЦКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

Офиц. издание Полоцкой епархии, основанное по инициативе еп. Саввы (Тихомирова; впосл. архиепископ Тверской и Старицкий) с разрешения Синода (указ от 30 июля 1873 № 2527). «П. е. в.» выпускались в г. Витебске с янв. 1874 по март 1918 г.: с 1874 по июнь 1906 г. и в 1918 г.- 2 раза в месяц, с июля 1906 по 1917 г.- еженедельно; в 1918 г. издано 5 номеров.

Офиц. и неофиц. отделы имели в 1874-1902 и 1917-1918 гг. общую годовую пагинацию, а в 1903-1916 гг.- раздельную. С № 3 за 1903 г. в неофиц. отделе появились 2 дополнительные рубрики с подзаголовками: «Миссионерский отдел» и «Летопись ведомостей», к-рые велись до 1913 г. Редакторами «П. е. в.» были прот. М. И. Красавицкий (1874. № 1 - 1884. № 16; неофиц. часть № 1-16 за 1874 совместно с прот. Димитрием Преображенским), ректор ДС архим. Паисий (Виноградов; впосл. епископ Туркестанский и Ташкентский; 1884. № 17 - 1886. № 16), преподаватель ДС Н. М. Миловзоров (1886. № 17-24; 1888. № 4-24 как временно заведующий), ректоры Витебской ДС прот. И. А. Новицкий (1887. № 1 - 1888. № 3) и прот. И. Х. Пичета (1889. № 1 - 1890. № 18/19), инспектор ДС В. А. Демидовский (1890. № 20 - 1903. № 2), в его отсутствие № 14-15 за 1895 г. подписал помощник инспектора ДС Д. И. Довгялло, преподаватель ДС В. В. Беляев (1903. № 3-19 совместно с Довгялло; 1903. № 20 - 1904. № 21 совместно с преподавателем ДС Д. Т. Никифоровским).

С № 22 за 1904 г. офиц. и неофиц. отделы редактировали раздельно. Редактором офиц. отдела стал Никифоровский (1904. № 22 - 1905. № 16), его сменили секретарь консистории М. Г. Попов (1905. № 20 - 1909. № 50), свящ. Д. А. Александров (1910. № 1-18), секретарь консистории Л. А. Яновский (1910. № 22 - 1914. № 51) и Н. К. Беренский (1915. № 9 - 1917. № 11). Отдельные номера за редактора офиц. части подписали прот. А. М. Матюшенский (1909, 1910, 1912, 1913), И. Н. Суходольский (1913, 1914), В. Н. Петров (1914), Н. Н. Богородский (1914, 1915). Неофиц. отдел редактировали Беляев (1904. № 22 - 1905. № 19; также был редактором офиц. части № 17-19 за 1905), прот. А. Матюшенский (1905. № 20 - 1913), протоиерей (с 1914 ректор ДС) Д. С. Богоявленский (1913; 1914. № 26-32 за редактора), преподаватель ДС Н. Н. Богородский (1914. № 1 - 1917. № 11; 1914. № 1-3 за редактора). С № 12/13 за 1917 г. до конца издания оба отдела подписывал прот. Д. Богородский.

Согласно утвержденной Синодом программе, в офиц. отделе помещались «распоряжения правительства, потребные к сведению и руководству всего духовенства, распоряжения местного епархиального начальства по всем частям управления, преимущественно касающиеся всей епархии и те из частных, о коих сведения могут быть интересны и полезны для духовенства» (1874. Ч. офиц. № 1. С. 1); публиковались новости об определении на вакантные места, перемещения и увольнения членов причта и церковных старост, сведения о повышениях, об отличиях, о наградах, сообщения о вакансиях, пожертвованиях, ремонте и постройках церквей, а также о разных происшествиях, данные по духовно-учебному ведомству, о действиях епархиального попечительства, документы епархиальных и окружных духовно-училищных съездов, Витебского комитета Миссионерского об-ва и губернского присутствия по обеспечению духовенства, справочные материалы по епархии (напр., «Расписание приходов и причтов Полоцкой епархии» (1876. Ч. офиц. № 12-22)). Регулярно печатали также разрядные списки воспитанников Витебской ДС, Витебского и Полоцкого ДУ, списки присоединенных к Православию.

В неофиц. отделе в соответствии с программой предполагалось помещать «толкования отрывков и мест из Свящ. Писания, преимущественно воскресных и праздничных евангельских чтений, объяснения молитв... статьи религиозно-нравственного содержания... поучения и беседы, статьи по православному богослужению, описания местных праздников и обычаев религиозного характера, характеристика местного населения в религиозно-нравственном отношении, не исключая иноверцев, особенно римско-католиков, раскольников и евреев, описания замечательных церковных памятников, документов и проч., местных монастырей и храмов, монографии по истории Церкви, преимущественно местной, жизнеописания лиц, трудившихся на пользу Церкви, заметки и рассказы о разных случаях текущей жизни, о делах благочестия и любви к Богу и ближнему. По временам - известия и выдержки из периодической печати по предметам русской церковно-религиозной жизни и быта духовенства...» (1874. Ч. офиц. № 1. С. 2-3). В первое десятилетие издания неофиц. отдел наполнялся почти исключительно речами, проповедями и поучениями правящих архиереев, ректоров и преподавателей ДС и неск. клириков епархии, некрологами, юбилейными статьями и объявлениями. Позже публиковали и др. материалы, соответствующие программе издания, в т. ч.: оригинальные исследования Свящ. Писания, напр. анонимная ст. «Учение о Мессии и Его царстве по пророчествам Исаии в первой части его книги» (1888. № 18. С. 441-445), «Историческая достоверность книги Есфирь» Д. С. Леонардова (1899. № 20. С. 990-1009); хроникальные свидетельства о местных литургических обычаях («Первое архиерейское служение Божественной литургии на латышском языке в г. Витебске» (1893. № 21. С. 956-961)), о преодолении унии («Пятидесятилетие воссоединения белорусских униатов (1839-1889): (Исторический очерк)» И. Х. Стрельбицкого (1889. № 7. С. 273-281; № 8. С. 330-349; № 9. С. 369-381; № 11. С. 422-442)), о миссионерской работе среди старообрядцев («Архипастырское послание к режицким старообрядцам» еп. Викторина (Любимова) (1876. № 8. С. 293-303), «О лживости и вредности учения раскольников феодосиян» архим. Паисия (Виноградова) (1886. № 14. С. 465-480; № 15. С. 486-512), «О существенных свойствах русского старообрядчества» И. Т. Никифоровского (1893. № 13. С. 575-589; № 14. С. 622-628), а также ежегодные отчеты епархиальных миссионеров) и сектантов («Штундизм в Полоцкой епархии» П. П. Зубовского (1890. № 22. С. 952-962; № 23. С. 1023-1031; № 24. С. 1079-1099)).

Несомненный интерес представляют публикации исторических документов, обнаруженных в церковных архивах: напр., «Два документа, относящиеся к истории Тадулинского монастыря» (1894. № 3. С. 132-135), документированные описания мон-рей («Древности Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке» А. П. Сапунова (1885. № 8. С. 252-259; № 9. С. 290-298; № 10. С. 327-333), «Витебский Марков Свято-Троицкий мужской монастырь» иером. Сергия (Василевского; впосл. архимандрит) (1887. № 5-16), «Полоцкий Свято-Евфросиниевский монастырь» свящ. Владимира Альбицкого (1897. № 6. С. 252-262) и др.), храмов («Из записки о Ветринской православной церкви Лепельского уезда» свящ. И. В. Копецкого (1875. № 4. С. 149-155), «В память столетия Велижской Крестовоздвиженской церкви» О. М. Киселёва (1884. № 23, 24; 1885. № 1-4), «Краткий очерк истории Параскево-Пятницкой церкви в с. Поречье Невельского уезда» свящ. Михаила Бобровского (1885. № 19. С. 614-620), «Витебский Успенский собор в 1799 г.» Д. И. Довгялло (1893. № 1. С. 18-34; № 2. С. 76-90), «Витебский Успенский собор в связи с событиями из религиозной жизни витеблян» Сапунова (1894. № 4. С. 171-184; № 5. С. 230-236) и мн. др.), местных святынь («Чудотворная икона Цесарской Божией Матери» Сапунова (1890. № 10. С. 442-447), «Крест прп. Евфросинии, княжны Полоцкой» Довгялло (1895. № 11. С. 463-479; № 12. С. 499-505)), духовных учебных заведений («Материал для истории Витебской ДС» (1884. № 21. С. 692-697), «Краткий исторический очерк прошлой жизни Витебского ДУ» Н. М. (1893. № 3/4-8)). Наряду с краеведческими исследованиями, напр.: «Восстановление православной епископской кафедры в г. Полоцке» (1874. № 3. С. 99-110; № 4. С. 134-143), «Соборные «крылосы» в западной Русской Церкви в XV и XVI вв.» А. Лиховицкого (1896. № 4. С. 141-150; № 5. С. 180-188), публиковали статьи по истории древней Церкви («Император Марк Аврелий Антонин и его отношение к христианству» П. Г. Якушевича (1895. № 17. С. 799-808; № 18. С. 860-871; № 19. С. 922-937)) и по рус. церковной истории («Сильвестр» В. Н. Тычинина (1899. № 10. С. 495-503; № 11. С. 538-547)), а также многочисленные биографии, некрологи, юбилейные статьи духовных лиц, потрудившихся в Полоцком крае, в т. ч. описание похорон и некролог Василия (Лужинского), архиеп. Полоцкого и Витебского (1879. № 3. С. 84-99), и статья о нем М. О. Кояловича, перепечатанная из «Церковного вестника» (1879. № 4. С. 122-130), статья памяти Александра (Кульчицкого), еп. Костромского и Галичского (1889. № 3. С. 97-104), статья, посвященная 100-летию кончины Георгия (Конисского), архиеп. Могилёвского, Мстиславского и Оршанского (1895. № 4. С. 148-151; № 5. С. 190-202), и статья памяти игум. Евгении (Говорович; † 24 марта 1900), настоятельницы полоцкого Евфросиниева в честь Преображения Господня женского монастыря (1900. № 10. С. 506-528). Начиная с введенного диак. Петром Орловым «Журнала по обозрению Его Преосвященством церквей Динабургского, Режицкого и Люцинского уездов» (1875. № 18-22), в «П. е. в.» регулярно помещались журналы обзоров правящими архиереями церквей и мон-рей епархии, представляющие непреходящее историческое и краеведческое значение.

В качестве приложений к «П. е. в.» публиковались «Материалы для истории Полоцкой епархии» (1887-1888); книги и брошюры «Католическая легенда о Параскеве, княжне Полоцкой» (1888), «Житие прп. Евфросинии, княжны Полоцкой (из «Степенной книги» и «Сборника XVI в. Троицкой лавры»)» (1888) и «Судьба православия в Полоцкой епархии» (1889) Сапунова, «Описание предметов древности, поступивших в Витебское епархиальное церковно-археологическое древлехранилище по ноябрь 1897 г.» Довгялло и Н. Я. Никифоровского (1897-1899), «Римско-католическая литургия и ее отличия от православной и сравнительные преимущества последней» В. В. Перепечина (1902-1903), «Вся епархия Полоцкая» Довгялло (1903), «Ильинская церковь в Витебске» Сапунова (1904); отчеты Витебского православного братства св. равноап. вел. кн. Владимира (1893-1894, 1897-1909, 1911), «Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях» (1901-1906), уставы Витебского Свято-Владимирского братства (1908) и Братского союза пресвитеров Полоцкой епархии (1917), журналы и протоколы съездов духовенства, отчеты о состоянии церковных школ, братств, свечного завода и др.

После закрытия «П. е. в.» в Витебске выходили газеты «Витебская церковно-общественная жизнь» (апр.-май 1918, не менее 8 номеров; закрыта ЧК) и «Витебское церковно-общественное слово» (12 июня - 19 авг. 1918, № 1-11, редакторы прот. С. А. Артоболевский, Н. Н. Богородский и Н. К. Махаев). Издание «П. е. в.» возобновлено в 1995 г. с подзаголовком «Православная газета Полоцко-Глубокской епархии».

Лит.: Указатель содержания «Полоцких ЕВ» за 1874, 1875, 1876 и 1877 гг. // Полоцкие ЕВ. 1877. № 24. Прил.; Довгялло Д. И. Мат-лы для истории местной Витебской прессы: Духовный орган. Витебск, 1899; Андреев. Христианская периодика. № 501; Римко О. Г. «Витебское церковно-общественное слово» как источник по истории религ. и церк.-обществ. жизни (12.06 - 19.09.1918 г.) // Беларускае падзвiнне. Наваполацк, 2011. Ч. 2. С. 89-93.
Прот. Александр Троицкий
Рубрики
Ключевые слова
См.также