САХА (ЯКУТИЯ)
Том LXI, С. 708-716
опубликовано: 3 сентября 2025г.

САХА (ЯКУТИЯ)

Содержание

Республика Саха (Якутия)Республика Саха (Якутия) Республика, субъект РФ, входит в состав Дальневосточного федерального окр. Расположена на северо-востоке азиат. части России, включает Новосибирские, Б. и М. Бегичевы, Медвежьи и др. острова. Граничит на востоке с Чукотским автономным округом, Магаданской областью, на юго-востоке с Хабаровским краем, на юге с Амурской областью и Забайкальским краем, на юго-западе с Иркутской областью. на западе с Красноярским краем, на севере омывается морями Лаптевых и Восточно-Сибирским Северного Ледовитого океана. Площадь 3083,5 тыс. кв. км (самый крупный субъект РФ). Население 981 971 чел. (2021; 949,3 тыс. чел. в 2002; 1081,4 тыс. чел. в 1989; 487,3 тыс. чел. в 1959). Национальный состав: якуты - 49,9%, русские - 37,8, эвенки - 2,3, эвены - 1,6, юкагиры - 0,1%; на северо-западе (Анабарский р-н) живут долганы (0,2%), на северо-востоке (Нижнеколымский р-н) - чукчи (0,1%). Проживают также украинцы (2,18%), татары (0,9%), буряты (0,75%) и др. (2010). Столица - Якутск. С. разделена на 34 района (улуса; в т. ч. 4 национальных), включает 2 городских округа, город республиканского значения, 12 городов, 42 поселка городского типа, 361 сельское поселение, 582 сельских населенных пункта.

Исторический очерк

К древнейшим археологическим памятникам региона (ок. 300 тыс. лет назад) относится стоянка Диринг-Юрях на р. Лене (Хангаласский р-н). Поздний палеолит представлен янской (47-27 тыс. лет назад; Яно-Индигирская и Колымская низменности), чиркуоской (50-35 тыс. лет назад; верхнее течение Вилюя) культурами, дюктайской культурой; мезолит - сумнагинской культурой (IX-V тыс. до Р. Х.; бассейны рек Анабар, Оленёк, средняя и нижняя Лена, Яна, Индигирка, Колыма, до о-ва Жохова в Восточно-Сибирском м.). В неолите развиваются сыалахская, белькачинская, ымыяхтахская культуры. Эпоха раннего металла представлена в регионе улахан-сегеленняхской (II тыс. до Р. Х.; Юж. и Зап. Якутия), усть-мильской (сер. II-I тыс. до Р. Х.; к югу от Полярного круга, единично в низовьях Лены, Индигирки, Колымы, верховьях Яны), сугуннахской (I тыс. до Р. Х.- сер. I тыс. по Р. Х.; север Якутии) культурами.

В XIV-XVI вв. на землях Центр. Якутии и в бассейне Вилюя на основе традиций выходцев из Юж. Сибири и Центр. Азии при участии местного населения сложились основы для формирования якут. этноса. Проникновение русских на территорию С. началось в XVII в. В 1623 г. отряд промысловика П. Д. Пянды (Пенды) впервые встретился с якутами и «якутским царем» Тыгыном (Дыгыном) Дарханом. В 1630 г. отряд А. Добрынского и М. Васильева добрался до Вилюя и спустился по нему до устья, летом 1631 г. в Якутии побывал отряд енисейского атамана И. А. Галкина. В 1632 г. отряд казаков под командованием П. И. Бекетова основал острог «на Лене реке» (буд. Якутск; в 1634 перенесен атаманом Галкиным выше по течению реки, в 1642-1643 воеводой П. П. Головиным перенесен на совр. место). В 30-40-х гг. XVII в. установлена система сбора ясака, складывались ясачные волости, которые с 20-х гг. XVIII в. объединялись в улусы. В 1638 г. был образован Якутский у., воеводам которого подчинялись все территории, исследованные рус. землепроходцами в регионе. Во 2-й четв. XVII в. якуты неоднократно поднимали вооруженные восстания против рус. отрядов (1633, 1634, 1636-1637, 1639, 1642). С 50-х гг. XVII в. рус. крестьяне развивали земледелие. С сер. XVII в. Якутия являлась местом ссылки (гл. обр. политических преступников). В 1677-1678 гг., после представления якутской знати царю Руины Якутского острога. 1632–1634 гг. Фотография. Нач. XX в.Руины Якутского острога. 1632–1634 гг. Фотография. Нач. XX в.Феодору Алексеевичу, были приняты указы, допускавшие тойонов к участию в рассмотрении споров между ясачными людьми (1677) и к участию в сборе ясака (1678). В 1680 г. ряд представителей якут. знати (Мазары Бозеков, Чука Капчиков и Чугун Бодоев) были официально признаны князцами (в дальнейшем их состав пополнялся).

Территория С. входила в состав Сибирской губ. (1708-1764, с 1724 ее Иркутской пров.) и Иркутской губ. (1764-1805, в 1783-1796 Иркутское наместничество). С 1715 г. осуществлялась миссионерская деятельность РПЦ в регионе, приведшая к массовой христианизации населения Якутии во 2-й пол. XVIII - 20-х гг. XIX в. Депутат от якут. улусов С. Сыранов участвовал в работе Уложенной комиссии 1767-1768/69 гг. В 1775-1783 гг. в составе Иркутской губ. существовала Якутская пров., в состав которой входили Алданское воеводство, Верхневилюйское, Олёкминское, Жиганское, Верхоянское, Среднеколымское комиссарства. Указом имп. Екатерины II от 6 марта 1783 г. на базе Якутской пров. образована Якутская обл. как единица внутреннего административно-территориального деления Иркутского наместничества. Область делилась на 5 уездов: Жиганский, Зашиверский, Олёкминский, Оленский и Якутский. Указом имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. Якутская обл. была упразднена, ее территория составила Якутский у. Иркутской губ. В 1803 г. в Якутском у. были образованы 7 комиссарств: Амгинское, Верхневилюйское, Жиганское, Зашиверское, Олёкминское, Среднеколымское, Удское.

Церковь Рождества Пресв. Богородицы в с. Бютейдях Мегино-Кангаласского улуса. 1820–1823 гг. Фотография. 2015 г.Церковь Рождества Пресв. Богородицы в с. Бютейдях Мегино-Кангаласского улуса. 1820–1823 гг. Фотография. 2015 г.Указом имп. Александра I от 22 апр. 1805 г. Якутская обл. была восстановлена, уже как самостоятельная административно-территориальная единица. Первоначально делилась на 5 комиссарств: Верхневилюйское, Верхоянское, Олёкминское, Среднеколымское, Якутское. Входила в состав Сибирского генерал-губернаторства (1805-1822), Восточносибирского (с 1887 Иркутское) генерал-губернаторства (1822-1917). Согласно высочайше утвержденному 22 июля 1822 г. «Учреждению для управления сибирских губерний», Якутская обл. была разделена на 5 округов: Верхоянский, Вилюйский, Олёкминский, Среднеколымский, Якутский. В 1827-1838 гг. в Якутской обл. действовала Степная дума. Указом имп. Николая I от 2 дек. 1849 г. в состав Якутской обл. включен Охотский окр., который указом имп. Александра II от 8 дек. 1858 г. был передан в Приморскую обл.

Основные занятия населения - скотоводство (гл. обр. разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей), оленеводство, рыболовство (ловят в т. ч. стерлядь, осетра, тайменя, омуля) и охота (в т. ч. пушная - на соболя, лисицу, песца, колонка, горностая, белку). С XVIII в., первоначально гл. обр. русскими, развивалось земледелие (акклиматизированные зерновые культуры и картофель). Промыслы были представлены добычей и обработкой мамонтовой кости и моржового зуба. С 40-х гг. XIX в. действовали Ленские золотые промыслы. В 10-х гг. XIX в. стали проводиться Олёкминская, Кыллахская, Майская и Учурская ярмарки. В 1894 г. открыто регулярное пароходное пассажирское сообщение по р. Лене.

Якутская обл. широко использовалась как место ссылки, среди ссыльных - декабристы, скопцы, участники Польского восстания 1863-1864 гг., народники, народовольцы, социал-демократы и эсеры. Неоднократно (в т. ч. в 1889 («Монастырёвская трагедия») и в 1904 («Романовка»)) проходили выступления ссыльных.

С нач. XX в. формировалась национальная якут. интеллигенция. В янв. 1906 г. действовал Союз якутов во главе с В. В. Никифоровым (Кюлюмнюром). В 1907-1912 гг. появились периодические издания. В окт. 1907 г. в доме Никифорова создан Инородческий клуб, в 1910 г. возник Кружок любителей якут. литературы. 25-31 авг. 1912 г. в Якутске прошел Инородческий съезд.

Якутск. Фотография. Нач. XX в.Якутск. Фотография. Нач. XX в.1 июля 1918 г., после взятия Якутска отрядом А. С. Рыдзинского (30 июня), началось установление советской власти на территории Якутской обл., однако уже в нач. авг. 1918 г. контроль над регионом перешел к белым войскам (Временному Сибирскому правительству) и Комитету по охране порядка в Якутске. Восстановление советской власти в Якутске в дек. 1919 г. привело к обострению противостояния в ходе гражданской войны на территории области.

Постановлением Сибревкома от 21 авг. 1920 г. Якутская обл. была переименована в Якутскую губ. Губерния стала делиться на 5 уездов: Верхоянский, Вилюйский, Колымский, Олёкминский и Якутский. В дек. 1920 г. делегаты VIII Всероссийского съезда советов С. М. Аржаков, Г. С. Ефимов, В. Д. Виленский в Наркомате по делам национальностей впервые выдвинули вопрос о создании якут. автономии. Постановлением Сибревкома от 19 марта 1921 г. Якутской губ. был временно передан Охотский у. Камчатской обл. 29 сент. того же года Якутский губревком принял постановление об изоляции кулаков, тойонов и др. контрреволюционных элементов; 15 нояб. в Якутске был создан штаб частей особого назначения для борьбы с контрреволюцией. В 1921-1922 гг. в Якутской губ. неоднократно вспыхивали антисоветские выступления, действовали многочисленные отряды белых войск и др. формирования, которым удалось овладеть рядом населенных пунктов.

14 окт. 1921 г. Якутский губревком создал Комиссию по разработке конституции, декларации прав и обязанностей трудящихся и определению границ буд. республики под председательством П. А. Ойунского; 23 окт. комиссия приняла проекты, Якутское губ. бюро РКП(б) утвердило их в окт.-нояб. 1921 г. 17 янв. 1922 г. коллегия Наркомата по делам национальностей внесла во ВЦИК проект решения об образовании Якутской АССР. В соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от 27 апр. 1922 г. территориальную основу Якутской АССР составила Якутская губ., район Н. Тунгуски отошел Киренскому у. Иркутской губ. Уезды были переименованы в округа, в 1922 г. образован Ленский окр. (14 дек. 1925 включен в Олёкминский окр.). Постановлением Президиума ВЦИК от 4 апр. 1923 г. Охотский у. был возвращен из Якутской АССР в Камчатскую губ.

В 1922-1923 гг. основной задачей руководства республики было завершение борьбы с отрядами белых войск на ее территории. Летом 1923 г. вся Якутия перешла под контроль советских органов власти. Были образованы новые округа: Булунский (16 июня 1924) и Алданский (6 авг. 1925). С 20-х гг. XX в. получила развитие промышленность, гл. обр. угольная, горнорудная, лесная, золоторудная. Статус городов получили Томмот (1925), Алдан (1939), Мирный (1959), Ленск (1963), Нерюнгри (1975), Удачный (1987), Нюрба и Покровск (оба в 1997).

К кон. 1930 г. в составе Якутской АССР было 12 районов (Абыйский, Алданский, Западнокангаласский, Ленский, Мегежекский, Намский, Олёкминский, Среднеколымский, Сунтарский, Тимптонский, Усть-Алданский, Чурапчинский) и 5 национальных эвенских районов (Анабарский, Булунский, Вилюйско-Мархинский, Жиганский и Тукуланский). Постановлением Президиума ВЦИК «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера» от 10 дек. 1930 г. отдельные территории Якутской АССР были переданы новообразованным национальным единицам: т. н. Тупиковский туземный р-н в бассейне рек Нюкжа и Олёкма - Витимо-Олёкминскому национальному окр.; часть тунгусской полосы по левому берегу р. Аллах-Юнь, районы р. Нера, притоков Колымы по Коркодон включительно, верховья рек Омолон и Индигирка с притоками и система р. Мая - Охотскому национальному (Эвенскому) окр.; Хатанго-Анабарский р-н - Таймырскому национальному (Долгано-Ненецкому) окр.; Восточная тундра с границей по правому берегу р. Алазея (возвращена Якутской АССР постановлением Президиума ВЦИК от 20 мая 1931) и Западная тундра, районы среднего и нижнего течения р. Омолон - Чукотскому национальному окр. Кроме того, районы в верхнем течении рек Тимптон (Тымптон) и Алдан, а также по течению р. Гыным, верховьям рек Сутам и Учур отошли Дальневосточному краю; земли в бассейне рек Н. Тунгуска и Чуна - Восточно-Сибирскому краю. Постановлением Президиума ВЦИК «О национальных районах и внешних границах Якутской АССР» от 20 мая 1931 г. было образовано еще 10 районов: Аллаиховский, Момский, Нижнеколымский, Оймяконский, Саккырырский, Тимптонский, Томпонский, Усть-Майский, Усть-Янский, Учурский. В 30-50-х гг. XX в. важную роль в экономическом развитии Якутии сыграл Дальстрой.

Согласно постановлению Президиума ВЦИК от 31 янв. 1935 г., в составе Якутской АССР была утверждена новая районная сеть в 34 района (Абыйский, Алданский промышленный, Аллаиховский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Верхоянский, Вилюйский, Горный, Жиганский, Западнокангаласский, Ленский, Мегежекский, Мегино-Кангаласский, Момский, Намский, Нижнеколымский, Оймяконский, Олёкминский, Садынский, Саккырырский, Среднеколымский, Сунтарский, Таттинский, Тимптонский, Томмотский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Усть-Янский, Учурский, Чурапчинский и Якутский). Согласно постановлению Президиума ВЦИК от 1 окт. того же года, был образован Оленёвский р-н, в 1936 г. образован Токкинский эвенкский национальный р-н, в 1937 г. Западнокангаласский р-н переименован в Орджоникидзевский, образован Кобяйский р-н, в 1938 г. Мегежекский р-н был переименован в Нюрбинский. 3 апр. 1939 г. образован Алданский окр., включивший Алданский, Тимптонский, Томмотский и Учурский районы. В том же году был образован Аллах-Юньский р-н. Указом Президиума Верховного Совета (ВС) РСФСР от 11 июля 1947 г. Алданский окр. был ликвидирован, его районы перешли в прямое подчинение Якутской АССР. В 1947-1959 гг. число районов в Якутской АССР сокращалось. Были упразднены Садынский (1947), Аллах-Юньский, Токкинский, Томмотский (1953) районы. В 1954 г. образован Верхнеколымский р-н, Таттинский р-н переименован в Алексеевский. Указом Президиума ВС РСФСР от 18 июля 1959 г. упразднены Учурский и Усть-Янский районы.

Указом Президиума ВС РСФСР от 1 февр. 1963 г. в Якутской АССР были образованы 5 промышленных (Алданский, Бабушкинский, Ленский, Оймяконский и Усть-Майский) и 20 сельских (Абыйский, Алексеевский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Вилюйский, Заречный, Индигирский, Кобяйский, Колымский, Ленинский, Момский, Нижнеколымский, Оленёкский, Олёкминский, Орджоникидзевский, Приморский, Среднеколымский, Cреднеленский и Янский) районов; наряду с ними существовали 2 города республиканского подчинения (Мирный и Якутск). Указом Президиума ВС РСФСР от 4 марта 1964 г. Бабушкинский промышленный р-н был упразднен, Индигирский сельский р-н переименован в Томпонский, Приморский сельский р-н - в Жиганский. Указом Президиума ВС РСФСР от 12 янв. 1965 г. все сельские и промышленные районы были преобразованы в обычные, Заречный и Среднеленский районы упразднены, Колымский р-н переименован в Верхнеколымский, дополнительно образованы 9 районов (Амгинский, Верхневилюйский, Горный, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Сунтарский, Усть-Алданский и Чурапчинский). Указом Президиума ВС РСФСР от 30 дек. 1966 г. упразднен Янский р-н, созданы Верхоянский и Усть-Янский районы. В 1975 г. Нерюнгри стал городом республиканского подчинения. Постановлением Президиума ВС РСФСР от 13 авг. 1989 г. образован Эвено-Бытантайский национальный р-н. 6 авг. 1990 г. Алексеевский р-н был переименован в Таттинский. Во 2-й пол. XX в. Якутия стала центром добычи алмазов. Открыто движение по железнодорожным линиям Тында - Беркакит (1979), Беркакит - Нерюнгри (1984).

27 сент. 1990 г. ВС Якутской АССР принял декларацию «О государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики», в соответствии с ней утвердилось новое название республики. Постановлением ВС Якутской-Саха ССР от 16 окт. 1991 г. учрежден пост президента (8 июня 2012 заменен должностью главы республики). Постановлением ВС Якутской-Саха ССР от 27 дек. 1991 г. название республики изменено на Республика Саха (Якутия). 4 апр. 1992 г. принята Конституция Республики Саха (Якутия). Постановлениями ВС Республики Саха (Якутия) Ленинский р-н переименован в Нюрбинский (5 февр. 1992), Орджоникидзевский - в Хангаласский (16 окт. 1992). Постановлением ВС Республики Саха (Якутия) от 12 окт. 1993 г. термин «район» заменялся традиционным для Якутии равнозначным понятием «улус», законом Республики Саха (Якутия) от 6 июля 1995 г. восстановлено традиц. название низшей административно-территориальной единицы - «наслег». С мая 2000 г. С. входит в состав Дальневосточного федерального окр. Открыто движение по железнодорожным линиям Нерюнгри-Томмот (2004), Томмот-Н. Бестях (в 2014 - рабочее, в 2019 - пассажирское).

В соответствии с Конституционным законом Республики Саха (Якутия) от 29 апр. 2002 г. были внесены изменения в ст. 45 Конституции Республики Саха (Якутия), закрепившие перечень административно-территориальных единиц республики в составе 34 улусов (районов) и 1 города республиканского подчинения. В результате все города, кроме Якутска, лишились статуса городов республиканского подчинения, одновременно был образован Нерюнгринский р-н. Постановлениями Государственного собрания С. статусы эвенкийских национальных получили Оленёкский (12 окт. 2005) и Жиганский (26 нояб. 2008) улусы.

К нач. 2021 г. С. включала 34 улуса (района), в т. ч. 4 национальных (Абыйский, Алданский, Аллаиховский, Амгинский, Анабарский долгано-эвенкийский национальный, Булунский, Верхневилюйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Вилюйский, Горный, Жиганский эвенкийский национальный, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Момский, Намский, Нерюнгринский, Нижнеколымский, Нюрбинский, Оймяконский, Олёкминский, Оленёкский эвенкийский национальный, Среднеколымский, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Усть-Янский, Хангаласский, Чурапчинский, Эвено-Бытантайский национальный), 1 город республиканского подчинения (Якутск) и 12 городов (Алдан, Верхоянск, Вилюйск, Ленск, Мирный, Нерюнгри, Нюрба, Олёкминск, Покровск, Среднеколымск, Томмот, Удачный). Согласно муниципальному делению (установлено в 2004), республика включает 34 муниципальных района и 2 городских округа (Жатай и Якутск).

Лит.: Памятная книжка Якутской обл. СПб., 1864-1902; Майнов И. И. Рус. крестьяне и оседлые инородцы Якутской обл. СПб., 1912; Соколов М. П. Якутская губ. по переписи 1917 г. Иркутск, 1922. Вып. 1; История Якутской АССР. М.; Л., 1955-1963. 3 т.; Сафронов Ф. Г. Якуты: Мирское управление в XVII - нач. XX в. Якутск, 1987; Петров П. П. Города Якутии, 1861-1917 гг. Якутск, 1990; Алексеев А. Н. Древняя Якутия: Железный век и эпоха средневековья. Новосиб., 1996; он же. Древняя Якутия: Неолит и эпоха бронзы. Новосиб., 1996; Гоголев А. И. История Якутии: (Обзор ист. событий до нач. ХХ в.). Якутск, 2000; Энциклопедия Якутии. М.; Якутск, 2000-2007. 2 т.; Якутия: Хроника, факты, события, 1632-1917. Якутск, 2002; То же, 1917-1953 гг. Якутск, 2004; То же, 1954-1990 гг. Якутск, 2006; То же, 1990-1996 гг. Якутск, 2007; То же, 1632-1990. Якутск, 20122; То же, 2002-2010. Якутск, 2013; Мочанов Ю. А., Федосеева С. А. Очерки дописьменной истории Якутии: Эпоха камня. Якутск, 2013. 2 т.
А. П. П.

Религия

К нач. 2021 г. в С. насчитывалось 165 зарегистрированных религиозных организаций, из них 88 принадлежали к Якутской и Ленской епархии РПЦ; действовали община Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) (см. также Белокриницкая иерархия), община Армянской Апостольской Церкви, 4 общины Римско-католической Церкви, 53 протестантские организации различных деноминаций (32 орг-ции евангельских христиан (см. Баптисты), 13 - христиан веры евангельской (ХВЕ, см. Пятидесятники), 5 - адвентистов, 2 - Новоапостольской церкви, 1 - неопределенного направления), 8 мусульманских общин, 3 буддистские, 4 - религии «Аар Айыы», по 1 общине иудеев (см. Иудаизм), последователей веры Бахаи и тенгриан (см. Тенгри).

Большинство верующих в С.- православные, принадлежат к РПЦ (историю Православия на территории С. см. в ст. Якутская и Ленская епархия).

Старообрядчество

В 1851-1860 гг. вдоль Якутско-Аянского тракта были поселены старообрядцы из Томской, Енисейской и Иркутской губерний, получившие на 20 лет освобождение от уплаты налогов. Прибыли 102 семейства (ок. 600 чел.), из них 52 семьи принадлежали к белокриницкому (см. Белокриницкая иерархия) и часовенному (см. Часовенные) согласиям. Одним из первых пунктов, где обосновались староверы, было урочище Нелькан (ныне Усть-Майского улуса). Крупным и впосл. одним из основных староверческих селений стало с. Павловск (ныне Мегино-Кангаласского улуса), основанное выходцами из Тарбагатая (ныне в Бурятии); в Павловске жили старообрядческие семьи Бутковских, Кушнарёвых, Китаевых, Николаевых, Голубцовых, Киселёвых, Борисовых, Спиридоновых. Жители Павловска вывели морозоустойчивые сорта овощей, стали выращивать дыни и арбузы, табак и коноплю, разводили коров, лошадей, овец и домашнюю птицу; одним из промыслов было изготовление овчинных тулупов и шапок.

В 1867 г. Аянский тракт запустел, поскольку было налажено сообщение с Камчаткой по морю. Большая часть старообрядцев уехала в Приамурский край, староверы остались в Павловске, Новопокровске и Усть-Майском. В 1883 г. в Павловске проживало 97 старообрядцев, в 1902 г.- 182, в 1909 г.- 219, в 1917 г.- 243 старообрядца. Наиболее известной старообрядческой семьей были Кушнарёвы (по семейному преданию, их предки были сосланы в Якутск в 1680 за исповедание старой веры). Глава семьи А. М. Кушнарёв (1837-1902/03), с 1881 г. купец 1-й гильдии, первоначально занимался поставкой продуктов на золотые прииски, владел магазинами в Москве, Иркутске, Томске, Охотске, Аяне, Олёкминске, Витиме. Он был ктитором старообрядческой общины, поддерживал гимназию в Якутске, оказывал помощь малоимущим, содержал ночлежный дом и организовал при нем бесплатную столовую; в Павловске Кушнарёвы построили старообрядческий храм в честь Рождества Пресв. Богородицы и кладбищенскую часовню. Его сын П. А. Кушнарёв (1877-1942), также купец, владелец торговой фирмы «П. А. Кушнарёв» (с 1903 «Наследники А. М. Кушнарёва»), поставлял на собственных пароходах продукты на золотые прииски в верховьях Лены, спонсировал выпуск частной газ. «Якутский край» («Саха дойдута»). П. А. Кушнарёв имел прекрасную б-ку, коллекцию редкостей, экспонаты которой дарил музею в Якутске. Содержал моленную, оказывал помощь бедным. 1 апр. 1919 г. Кушнарёвы уехали в Китай, после смерти П. А. Кушнарёва переселились в США.

Часовня Рождества Пресв. Богородицы в с. Павловском. 80-е гг. XIX в. Фотография. Нач. XX в.Часовня Рождества Пресв. Богородицы в с. Павловском. 80-е гг. XIX в. Фотография. Нач. XX в.Первым старообрядческим священником в Павловске стал ссыльный священноинок Виталий (Ефремов), крестьянин из дер. Богуртака Енисейской губ., он скончался 2 марта 1897 г., похоронен на Павловском старообрядческом кладбище. Затем у павловских старообрядцев служил сосланный сюда в 1900 г. из дер. Изындаевой Ачинского у. Енисейской губ. старообрядческий свящ. Ераст Захаров. Последним священником в Павловске был Никита Михайлович Сидых, приехавший сюда в ссылку в 1909 г. Якутская земля стала местом упокоения старообрядческого Пермского еп. Мефодия (Екимова), скончавшегося 11 мая 1898 г. в Вилюйске; в 1908 г. его останки были перенесены на старообрядческое кладбище в Павловске, в сент. 2003 г. еп. Мефодий был канонизирован РПСЦ как местночтимый святой в лике исповедников. В 1930 г. старообрядческая церковь в Павловске была закрыта и переоборудована под клуб, прихожане молились в Кушнарёвском склепе-часовне на старообрядческом кладбище, община существует в наст. время.

Е. А. Агеева

Римско-католическая Церковь

Первые католики появились на территории Якутии в XIX в., большинство были политическими ссыльными, гл. обр. участниками Польских восстаний 1830-1831 и 1863-1864 гг. Их окормлением занимались приезжавшие из Иркутска настоятели католич. прихода. Согласно переписи населения Российской империи 1897 г., в Якутской обл. насчитывался 451 католик, из них 84 проживали в городах Якутск, Верхоянск, Вилюйск, Среднеколымск и Олёкминск. В ХХ в. число католиков росло также за счет ссыльных: участников революции 1905-1907 гг., репрессированных в 20-30-х гг. (в т. ч. католич. священнослужителей), депортированных в 40-х - нач. 50-х гг. из Литвы и зап. областей Белоруссии и Украины, военнопленных в 1941-1945 гг. и др.

В 1992 г. в С. впервые приехали католич. священники-миссионеры из Об-ва св. Франциска Сальского (салезианцы дона Боско; см. в ст. Салезианцы) из Словакии, в том же году был зарегистрирован католич. приход св. Николая Угодника в Алдане, в 1994 г.- община в Якутске (с 1995 католич. приход Христа - Солнце Правды). С 1999 г. они входили в апостольскую администратуру для католиков лат. обряда Вост. Сибири, с 2002 г.- в католич. епархию св. Иосифа с центром в Иркутске. В 2002-2011 гг. был зарегистрирован также приход Божьего Милосердия в Нерюнгри, где служили 2 католич. священника, приехавшие из Юж. Кореи. С 1996 г. в Якутске действует благотворительная орг-ция «Каритас» (см. «Caritas Internationalis»). Как религиозные организации в республике зарегистрированы 2 общины салезианцев дона Боско - в Якутске и Алдане. Католич. храмы построены в Алдане (1993-1994) и Якутске (2009).

Э. П. К.

Протестантские движения

Первые протестанты появились в Якутии, возможно, в XVII-XVIII вв. в ходе освоения края переселенцами из западных и центральных регионов России, Польши, Прибалтики. Во время Всероссийской переписи 1897 г. в Якутской обл. лютеранами себя назвали 212 чел. По др. источникам, в кон. XIX в. в Ленском крае насчитывалось 186 протестантов разных исповеданий: как правило, это были чиновники из прибалтийских немцев, технические специалисты, незначительное число ссыльных.

В настоящее время к протестантам причисляют себя ок. 15% всех верующих в С. Своей численностью резко выделяются общины баптистов. В 2000-х - 20-х гг. XXI в. в регионе насчитывалось от 20 до 24 зарегистрированных баптист. организаций и не менее 40 неофиц. групп. Баптисты, ссыльные из Центр. России и с Украины, впервые появились в Якутии в 90-х гг. XIX в., в 1927 г. они создали общину в Якутске (основательница - М. Г. Антоненко, слушательница ленинградских Библейских курсов евангельских христиан, приехавшая с миссией в Якутию). В последующий период баптисты попадали в Якутию гл. обр. как осужденные в ходе репрессий, и после завершения сроков заключения обычно возвращались на родину. При этом существуют отрывочные сведения о небольших группах евангельских христиан в Якутской АССР, находившихся на нелегальном положении до 80-х гг. XX в.

Смягчение гос. религ. политики после празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. позволило баптистам развернуть в Якутской АССР широкомасштабную деятельность. В республику прибыло ок. 15 миссионеров, преимущественно с Зап. Украины, деятельное участие в «евангелизации» приняли амер. проповедники. В нач. 90-х гг. XX в. баптистские общины были основаны практически во всех крупных населенных пунктах республики. Успеху баптистов в немалой степени способствовала проповедь на якут. языке (большинство общин создано в поселках с преимущественно якут. населением), а также благожелательная позиция руководства республики, в период «суверенизации» заинтересованного в расширении ее международных связей. В нач. 1991 г. якут. баптисты объявили о создании Восточного отд-ния миссионерского об-ва «Свет Евангелия», в тот же год получившего регистрацию. В наст. время деятельность Ассоциации церквей евангельских христиан Республики Саха (Якутия) (АЦЕХ РС(Я)) охватывает различные сферы общественной жизни: в Якутске и Нерюнгри действуют воскресные библейские школы для детей, в Ленске и Томмоте - детские летние лагеря, для взрослых проводятся религиозно-образовательные курсы (очные и заочные). Баптисты работают с больницами, домами престарелых, интернатами, малообеспеченными семьями, в местах заключения. Регулярно проводятся конференции АЦЕХ РС(Я).

В нач. 2000-х гг. пятидесятники имели в регионе 7 зарегистрированных орг-ций и 9 неофиц. групп, действовавших преимущественно в городах и крупных населенных пунктах. Зарегистрированные общины сейчас входят в Российский объединенный союз христиан веры евангельской - пятидесятников (РОСХВЕ). Адвентисты седьмого дня насчитывали 4 орг-ции и 4 группы в городах Мирный, Якутск, Нерюнгри и Ленск. Все объединения представляли Восточносибирскую конференцию Церкви христиан - адвентистов седьмого дня (ЦХАДС). Некоторое время в Якутске активно действовали представители Новоапостольской церкви. Орг-ции этих движений немногочисленные: 100-200 чел. в городах, менее 100 чел. в других населенных пунктах. Их деятельность была не такой результативной, как деятельность баптистов, в основном из-за ориентации на русскоязычную городскую среду и отсутствия контактов с местными властями, часто воспринимавшими пятидесятников, адвентистов и новоапостольцев как сектантов и представителей «деструктивных религиозных объединений». В кон. 2000-х гг. здание храма новоапостольских христиан, построенное в предыдущем десятилетии, перестало использоваться и было продано.

В наст. время положение протестантов в С. стабильно. Избавившись от иллюзий и стереотипов 90-х гг. XX в., местные власти признают протестантов неотъемлемой частью сложившегося гражданского общества и стремятся использовать потенциал протестант. объединений в социальных целях, напр. в волонтерском движении.

А. П. Николаев

Иудаизм

В отчете комиссии по делам национальных меньшинств Якутии от 26 февр. 1926 г. дана справка о евреях в Якутии: «Евреи появились в Якутии ок. 40-х гг. XIX в., все они потомки ссыльных: первыми были кантонисты и субботники, потом пошли административные ссыльные. Они расселялись по деревням и улусам, и только впосл. им был дан доступ в города. Не будучи приспособленными к условиям сельской жизни, евреи стремились вернуться в привычную для них городскую обстановку. Занимались они обычно ремеслами, мелкой торговлей. В борьбе за существование забывали духовные и культурные запросы. Многие из них были совсем неграмотны. Дети же обучались в русских школах. Второе, тем более третье, поколение уже совершенно обрусело. Молодежь в это время уже почти поголовно не знала еврейского языка» (НАРС(Я). Ф. 50. Оп. 1. Д. 4587. Л. 4).

В «Правилах, заключающих в себе меры против переселения евреев в сибирские губернии и для уменьшения числа поселенных уже в Сибири евреев» (1837), предписывалось сосланных на поселение и окончивших срок каторги евреев водворять «в Якутской области и за Байкалом» (Казарян. 1998. С. 156-160). К сер. XIX в. в Якутии сложилась евр. община, в 1877 г. ей было выделено место под кладбище в Якутске и разрешено организовать синагогу (молитвенный дом). Синагога открылась в 1880 г. в частном доме, к 1882 г. раввина не было, обряды исполнялись членами общины. В 1882 г. в Якутске жили 292 еврея. С 1886-1887 гг. ссыльных евреев отправляли на поселение только в Вост. Сибирь, в Верхоянский и Колымский округа, предельный срок адм. ссылки для евреев был увеличен с 5 до 10 лет. По данным Всероссийской переписи 1897 г., в Якутской обл. было учтено 714 иудеев и 10 караимов. В 1897 г. еврейский язык признавали родным в Якутской обл. 539 чел., распределенных по сословиям: духовенство - 1 чел., купцы - 16, мещане - 341, крестьяне - 181 чел. Устав о частной золотопромышленности от 24 мая 1870 г. сделал возможным участие евреев в добыче золота. Братья А. С., Я. С. и Н. С. Славины, отец и сын бароны Г. О. и А. Г. Гинцбурги и другие стали владельцами золотых промыслов в Олёкминском окр. По данным переписи 1897 г., в Олёкминском окр. были зарегистрированы 232 иудея.

К 16 июля 1911 г. в Якутске постоянно жили 547 евреев, преимущественно из небогатых слоев населения,- сосланные на вечное поселение и их потомки. Евреи были торговцами, ремесленниками, им принадлежали торговые (общественные) бани в Якутске, в 1908 г. в городе был образован ассенизационный обоз, организацию к-рого взяло на себя семейство Эстеркес. Члены евр. общины участвовали в работе местных просветительских об-в. В частности, председателем кружка музыки и лит-ры в Якутске был Я. С. Нейман; в кружке читались лекции о рус. писателях, кружок также занимался издательской деятельностью. Б. Я. Гоммерштадт содержал в Якутске частную евр. школу (хедер). 17 мая 1913 г. председатель хозяйственного правления якут. евр. молитвенного дома Г. И. Кершенгольц обратился к инспектору народных уч-щ Якутской обл. В. П. Василевскому с просьбой открыть при молитвенном доме казенную евр. школу для обучения иудаизму, чтению и письму по-еврейски. Уч-ще, открывшееся в 1913 г., в 1919 г. было преобразовано в 6-е городское начальное уч-ще (русско-евр. школа), в 1925 г. реорганизованное в советскую евр. школу, в 1928 г. школа закрылась.

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в регионе жило много евреев-ссыльных. Несмотря на адм. ограничения, некоторые евреи работали врачами (Я. М. Белый, И. Д. Бик). Мн. ссыльные евреи принимали участие в научных исследованиях и экспедициях на северо-востоке Сибири. Этнографические и антропологические исследования проводил находившийся в ссылке в Якутской обл. в 1891-1895 гг. Ф. Я. Кон (впосл. крупный советский и партийный деятель). В 1915 г. Якутский городской краеведческий музей командировал для ботанической экскурсии в Олёкминский окр. М. И. Губельмана (Е. М. Ярославский, впосл. глава «Союза воинствующих безбожников»), работавшего в музее «хранителем-консерватором» в 1915-1917 гг.

4 апр. 1917 г. 43 еврея Якутска создали общину. Она поддержала Временное правительство, в выборах в городскую думу объединилась с социалистическими партиями. 23 апр. в синагоге состоялся митинг, организованный еврейской социалистической рабочей партией «Паолей Цион». В Якутске был создан сионистский комитет, выпускавший в 1917-1918 гг. газ. «Еврейские письма». Сионистский комитет организовал митинг и торжественное богослужение в синагоге после провозглашения декларации Бальфура (офиц. письмо министра иностранных дел Великобритании А. Дж. Бальфура лидеру брит. евр. общины Л. У. Ротшильду от 2 нояб. 1917 с выражением поддержки «сионистских устремлений евреев»). 14 янв. 1918 г. в Якутии проходили выборы делегатов на Всероссийский евр. съезд. В Якутске голосовали 177 чел. (163 чел.- за сионистов, 8 чел.- за Бунд, 3 чел.- за «Паолей Цион»). В Олёкминске из 11 голосовавших 9 проголосовали за сионистов, двое - за Бунд. 9 февр. 1918 г. представитель евр. общины вошел в Якутский областной совет. По инициативе Якутской евр. общины власти в 1921 г. установили 8 дней отдыха для евреев, работавших в советских учреждениях: Песах (23, 30 апр.), Шовуот (13 июня), Рош-Ха-Шано (3, 4 окт.), Йом-Кипур (12 окт.), Шмини-Ацерот (24 окт.), День Английской декларации (декларация Бальфура) (26 нояб.)). Якутская евр. община существовала до сер. 20-х гг. ХХ в.

К 1926 г. в Якутском окр. проживали 847 евреев, в Олёкминском окр.- 51 еврей, почти все являлись обрусевшими потомками ссыльных. К 1929 г. практически все церкви и молитвенные дома в Якутской АССР были ликвидированы, действовала только синагога в Якутске. Постановлением Якутского ЦИК от 17 февр. 1930 г. синагога была закрыта, здание передано под «культурно-просветительские цели» (недолго использовалось как евр. клуб, затем в нем разместился Дом пионеров). В 1930 г. А. Х. Страд, последний раввин синагоги, через газ. «Автономная Якутия» сообщил об отказе от должности раввина. Религ. община в Якутске сохранилась как погребальное братство «Хевре кадишим» при евр. кладбище. В 1930-1931 гг. в Якутской АССР проживали 1286 евреев.

После присоединения в 1940 г. к СССР прибалтийских республик большие группы евреев были депортированы из Прибалтики в Якутию. В 1942 г. на мыс Быховский в устье Лены было доставлено ок. 200 евреев из Литвы, они создали поселок, в к-ром устроили молитвенный дом, отмечали все евр. праздники. В 1941 г. в Якутске поселились ок. 2 тыс. евреев - беженцев из оккупированной немцами Польши, они организовали в городе молитвенный дом. В 1950-1980 гг. среди евреев Якутии было много ученых, сыгравших большую роль в развитии науки, в разработке природных богатств края. В 1970 г. в Якутии жили 1026 евреев, в 1979 г.- 1174, в 1989 г.- 1125 евреев. В 1990 г. студенты-евреи Якутского ун-та создали кружок по изучению евр. истории и культуры. В 1991 г. было учреждено Якутское республиканское об-во еврейской культуры, при об-ве работают б-ка евр. лит-ры, курсы по изучению иврита. С 1993 г. действует воскресная школа для евр. детей. В 1999 г. получила регистрацию религ. евр. община в Якутске (входит в ФЕОР).

А. П. Андреев

Ислам

Первыми мусульманами, появившимися в Якутии, принято считать административно-ссыльных татар и башкир. С 1872 г. (по Положению Комитета министров от 29 мая 1870 г. о высылке из мест проживания бродяг, конокрадов до рассмотрения в законодательном порядке) их выселяли семьями в основном из Оренбургской и Уфимской губерний без судебного разбирательства, по решению властей. По Всероссийской переписи 1897 г., в 3 округах Якутской обл. (Якутский, Вилюйский и Олёкминский) «магометанами» объявили себя 1909 чел., 77 чел. дополнительно указали, что являются шиитами, 32 чел. назвались суннитами.

В Якутске, Олёкминске, поселениях Вилюйской группы улусов (в местах жительства ссыльных башкир и татар) возникли отдельные мусульм. кладбища, появилось собственное духовенство (в 1896 у городской управы просил документ, подтверждающий духовное звание муллы, административно-ссыльный Х. К. Еникеев, в 1904 обращался за разрешением посещать тюрьму в Якутске для богослужений и обрядов «мулла г. Якутска» Г. Г. Янгуразов). В 1913 г. в Якутской обл. жили 1172 мусульманина (в т. ч. 516 башкир, 69 киргизов и 42 татарина), существовали 2 мусульм. молитвенных дома - в Якутске и Олёкминске. В 1911 г. Оренбургское духовное собрание мусульман назначило муллой в Олёкминск И. Х. Р. Еникеева. В 1926 г. было получено разрешение на строительство нового молитвенного дома в Олёкминске, в 1929 г. община прошла регистрацию; муллы в это время в Олёкминске не было, молитвы читал один из членов общины. В 1930 г. под давлением «Союза воинствующих безбожников» Якутии община в Олёкминске была распущена.

Во время активного освоения Сибири и Дальн. Востока после окончания Великой Отечественной войны (50-80-е гг. XX в.) в Якутскую АССР приехало значительное число специалистов и рабочих из союзных республик Ср. Азии, Азербайджана, из Татарстана, Башкирии, с Сев. Кавказа. Первая мусульм. община была зарегистрирована в 1994 г. в Якутске, позже в городе появились религиозная организация «Ислам» (1996) и мусульм. «Духовный центр» (1999). В 2005 г. в Якутске возвели соборную мечеть. В 1997 г. получила регистрацию мусульм. община в Нерюнгри, в городе издается газ. «Ислам в Якутии». Местные орг-ции входят в 3 централизованные структуры: Казыятское управление в составе ДУМ азиат. части России, ДУМ Сибири и Центральное ДУМ.

В С. ислам исповедуют от 1,2 до 1,9% населения. Большинство - сунниты (из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, с Сев. Кавказа, в меньшей степени из Казахстана, Башкирии и Татарстана), шииты представлены выходцами из Азербайджана. Гл. обр. мусульмане - это трудовые мигранты, занятые в строительстве, автодорожном деле, или мелкие предприниматели. В 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. нек-рые представители местного населения принимали ислам, однако это были единичные случаи. Сейчас новообращенных мусульман в общине Якутска насчитывается ок. 100 чел. (из них 30 якутов, остальные - этнические русские и представители др. национальностей).

Буддизм

Дацан «Даши Норбулин». 2014 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.Дацан «Даши Норбулин». 2014 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. (ламаизм) достаточно давно существует в Якутии, что определяется относительной географической близостью к одному из его традиционных центров - Бурятии и исторически сложившимися контактами с ее населением. Согласно Всероссийской переписи 1897 г., в Якутской обл. постоянно проживало 35 бурят, ламаистами себя назвали 3 чел. В советскую эпоху в Якутию приезжали трудиться представители разных этносов, в т. ч. исторически принадлежавших к буддистскому миру. В сер. 80-х гг. XX в. в Якутской АССР работало и училось значительное число бурят, калмыков, тувинцев и алтайцев. В 1991 г. оформилось общественное объединение «Бурятская община г. Якутска», по инициативе которого в 1998 г. была создана буддистская община «Лотос» во главе с дандар-ламой. Самый северный существующий дацан - «Даши Норбулин» («Обитель сокровенного счастья драгоценного учения») - открылся в Якутске в 2014 г. Помимо настоятеля - дандар-ламы - в штат духовенства входят еще 3 ламы; в дацане кроме богослужения и изучения основ дхармы ведется обучение бурят. языку, проводятся культурно-просветительские мероприятия. Бурят. землячество в Нерюнгри создало 2-ю буддистскую орг-цию с тем же названием - «Лотос» (2019). В С. буддистами себя считают ок. 7 тыс. чел. В 2002 г. состоялась поездка делегации якут. буддистов к Далай-ламе XIV. Глава буддистов подарил для дацана «Даши Норбулин» золотую статую Будды. Дацан регулярно посещают проживающие в С. калмыки, тувинцы и алтайцы, буддисты из соседних регионов. Представители титульного этноса и русскоязычного населения (как правило, из научной и творческой интеллигенции) в С. проявляют значительный интерес к буддизму. Деятели национальной культуры и искусства неоднократно подчеркивали близость идей буддизма к традиц. верованиям народов Якутии. Однако для большинства населения республики буддизм остается малознакомым.

Бахаи

Появление в Якутии последователей религии Бахаи тесно связано с попыткой расширения внешних связей республики и поиском новых векторов духовного развития в 90-х гг. XX в. Группа молодых бахаистов из США «Марион Джек» занималась прозелитизмом в городах Сибири, в 1991 г. община была создана в Якутске, в следующем году зарегистрирована. В деятельности орг-ции принимали участие в основном студенты вузов Якутска и представители интеллигенции, группа была многонациональной. Привлекательность Бахаи заключалась в широких международных связях, отрицании межконфессиональных противоречий, ориентации на молодежь. Возможности Бахаи вызвали интерес у руководства С., стремившегося в 90-х гг. XX в. найти способы преодолеть последствия духовного кризиса после распада СССР и краха коммунистической идеологии. Лидеры Бахаи были приняты М. Е. Николаевым, Президентом С., адепты религии получили разрешение на показ по национальному каналу ТВ пропагандистского фильма «Бахаулла - узник Мекки», в прессе появились статьи, знакомившие с основами вероучения. Как результат, возникла 2-я община Бахаи - в Нерюнгри, среди учащейся молодежи. Однако у большинства населения религия Бахаи не встретила понимания как из-за отсутствия исторических и этнических корней, так и по причине возрождения в 1993 г. Якутской епархии РПЦ, действовавшей активно и пользовавшейся поддержкой гос-ва. Определенную роль в свертывании пропаганды Бахаи сыграли отход руководства С. от политики «открытых дверей» (кон. 90-х гг. XX в.) и начало гос. противодействия влиянию зарубежных религ. орг-ций, нетрадиционных для России. В наст. время численность последователей Бахаи в С. незначительна.

«Аар Айыы»

Мифологические воззрения древних саха, представленные в героическом эпосе олонхо, и связанный с ними культ сохранялись до XX в. После массовой христианизации в XVIII-XIX вв. возник религ. синкретизм: соблюдая все требования правосл. Церкви, исполняя христ. обряды, местные жители продолжали оставаться политеистами, практически легально действовали и шаманы. При советской власти атеистическое воспитание на протяжении нескольких поколений и репрессии в отношении шаманов в 20-30-х гг. XX в. трансформировали духовную сферу якутского социума: уцелевшие традиции, обряды и праздники утеряли свое первоначальное религ. значение, шаманскую практику осуществляли единицы, скрываясь и выдавая ее за народное целительство.

Общественно-политические и культурные процессы 90-х гг. XX в. привели к тому, что группа якут. научной и творческой интеллигенции предприняла попытку создать «национальную религию саха» с целью этнической консолидации и духовного возрождения. Предлагалось несколько вариантов, основанных на фольклорном материале, дополненном заимствованиями из Православия, буддизма и шаманизма других тюркских народов. Возникло неск. культурно-просветительских объединений, пропагандировавших созданные ими учения: «Кут Сюр» («Жизненное начало»), «Аар Айыы итэгэлэ» («Божественное учение»), «Сырдык Аартык» («Светлый путь») и др. Благодаря их усилиям в 1991 г. якут. традиц. праздник Ысыах (проводившийся в СССР 22 июня как полуофиц. культурно-массовое мероприятие) был объявлен гос. праздником С.

На совр. этапе сторонники создания якут. национальной религии «Аар Айыы» свое вероучение позиционируют как древнюю общетюркскую религию - тенгрианство. Ведется активная пропаганда через республиканские СМИ, действуют неск. центров духовной культуры Айыы, в 2018 г. создан фонд «Аар Айыы» для строительства культовых объектов и создания обрядовых территорий. Ведется работа по установлению внутрироссийских и международных связей с объединениями тенгрианцев в республиках и странах с тюркским населением. Общую численность верующих «Аар Айыы» из-за отсутствия регистрации членства в их общинах установить невозможно, однако, по данным социологических опросов в 2000-х гг., число обозначивших себя приверженцами традиц. якут. религ. верований составляло 26-28% всех верующих в С. Активистами общин являются 30-50-летние мужчины, предприниматели и интеллигенция, что объясняется поисками этнокультурной идентичности в условиях трансформации традиц. якут. общества. Отношение правительства С. к «Аар Айыы» менялось от прямой поддержки в 90-х гг. XX в. до прохладно-сдержанного в 2000-х из-за этнорадикальных политических взглядов и действий нек-рых активистов и руководителей общин.

А. П. Николаев
Лит.: Гирченко В. П. Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев семейских. Верхнеудинск, [1922]; Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири: 2-я пол. XIX - нач. XX в. Л., 1979; Болонев Ф. Ф. Семейские: Ист.-этногр. очерки. Улан-Удэ, 1985; Данилова Л. Якутская евр. община // Илин. Якутск, 1992. [N 1.] С. 19; Гройсман А. Г. Евреи в Якутии. Якутск, 1995, 1999. 2 ч.; Казарян П. Л. Якутия в системе полит. ссылки в России, 1826-1917 гг. Якутск, 1998; Ссыльные поляки в Якутии: Итоги, задачи, исследование пребывания. Якутск, 1999; Николаев А. П., Васильев В. Е. Религ. фактор в межэтнических отношениях // Этносоциальное развитие Респ. Саха (Якутия): Потенциал, тенденции, перспективы. Новосиб., 2000. С. 239-270; Кальмина Л. В. Евр. купечество Вост. Сибири: (60-е гг. XIX в.- 1917 г.). Улан-Удэ, 2002; она же. Евр. общины Вост. Сибири: Сер. XIX в.- февр. 1917 г.: Докт. дис. Иркутск, 2003; Макаров И. Г. Уголовная, религ. и полит. ссылка в Якутии: 2-я пол. XIX в. Новосиб., 2005; Ковальчук Ю. С. Совр. тенденции распространения протестантизма в России и миссионерские практики в среде коренных народов Сибири // Гуманит. науки в Сибири. Новосиб., 2006. № 3. С. 88-92; Курчатова Т. Т. Первая всеобщая перепись населения Рос. империи 1897 г. в Якутской обл.: Ист.-демогр. аспект. Якутск, 2006; Шкурко Н. С., Балынская Н. Р., Марайкин Н. И. Проблемы трансферта новых религий в традиц. конфессиональное пространство Якутии // Альманах совр. науки и образования. Тамбов, 2008. № 6(13). Ч. 2. С. 218-220; Чирков Н. В. Инкультурация христианства в этнические традиции якутов: (На примере миссионерской деятельности Римско-католической Церкви) // Религиоведение. М.; Благовещенск, 2013. № 4. С. 41-47; Михайлова В. В., Надькин В. Б. Религиозная идентичность и этноконфес. отношения в Респ. Саха (Якутия) // Вестн. рос. нации. М., 2014. № 2(34). С. 138-148; Аверина О. Р. Протестантизм на Дальн. Востоке России: История, совр. состояние и проблемы // Власть и управление на Востоке России. Хабаровск, 2017. № 4(8). С. 142-148; Соропова А. Ж. К вопросу о распространении буддизма в Якутии // Азиатско-Тихоокеанский регион: История и современность - XI: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. Улан-Удэ, 2017. С. 60-61; Солдатова М. С. Анализ мусульм. конфес. культуры г. Якутска // Совр. экономика: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза, 2018. С. 168-170; Юрганова И. И. Старообрядцы в Якутии // Старообрядчество в истории и культуре России: Проблемы изучения: (К 400-летию со дня рожд. протопопа Аввакума). М., 2020. С. 344-359; Строгова Е. А. Старообрядцы в Якутии // yakutskhistory.net/духовная-жизнь/старообрядцы-в-якутии [Электр. ресурс].
Е. А. Агеева, А. П. Андреев,А. П. Николаев
Рубрики
Ключевые слова
См.также