АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
Том II , С. 49-50
опубликовано: 17 февраля 2009г.

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Содержание

субъект Российской Федерации. Территория: 169,1 тыс. кв. км. Центр: г. Барнаул. География: край расположен в пределах Западно-Сибирской равнины, входит в Западно-Сибирский экономический р-н. А. к. граничит на севере с Новосибирской обл., на северо-востоке с Кемеровской обл., на юго-востоке с Республикой Алтай, на юго-западе с Республикой Казахстан. Территорию А. к. делит на 2 части р. Обь. Крупные озера - Кулундинское и Кучукское. Население: 2664,8 тыс. чел. (1999). В крае проживает 90,3% русских, 4,78% немцев, 2,38% украинцев, 2,54% представителей др. национальностей (1994). Адм. устройство: А. к. образован 28 сент. 1937 г., до 1991 г. включал в себя Горно-Алтайскую АО (с 1991 Республика Алтай). Край делится на 60 адм. районов.

Религия

В А. к. зарегистрированы 218 религ. объединений (2000). Благодаря деятельности Алтайской духовной миссии (XIX - нач. XX в.) в А. к. сильны правосл. традиции. Существует значительное число старообрядческих общин разных толков. Католичество исповедуют поляки, немцы и русские (ок. 2,3 тыс. чел.). Лютеранство распространено преимущественно среди немцев. Ислам исповедуют татары, казахи, афганцы и выходцы из Кавказского региона. В 90-х гг. XX в. в А. к., как и в др. регионах Сибири, активизировались новые религ. движения - неоязычники, оккультисты, последователи учения Рерихов, различные псевдорелиг. учения.

Русская Православная Церковь. Территория А. к. (вместе с территорией Республики Алтай) входит в Барнаульскую и Алтайскую епархию РПЦ, образованную 24 февр. 1994 г. Епархиальный центр - Барнаул. В 2000 г. в А. к. было 17 благочиннических округов, 172 прихода, 6 мон-рей и 1 скит.

Первые деревянные церкви Алтая, появившиеся в 1-й пол. XVIII в., после вхождения Алтая в состав Российской империи, подчинялись Кузнецкому заказу Тобольской епархии: ц. Петра и Павла в Белоярской крепости, ц. Воскресения Христова в поселке Колыванского завода (1735), ц. Петра и Павла в Барнауле (1750). Первый каменный храм - Петропавловский собор в Барнауле - построен в 1774 г. В 1750 г. учреждено Барнаульское духовное правление, в ведомстве к-рого в 1752 г. состояло 12 церквей, в 1763-м - 16, в 1798-м - 29, в 1844-м - 189, в 1886-м - 118, в 1910 г.- 379 церквей. В 1834 г. территория Алтая вошла в состав новообразованной Томской епархии. В 1908 г. учреждено Барнаульское вик-ство Томской епархии, но еп. Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи находились в Томске. В 1924-1929 гг. викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии, в 1930 г. было преобразовано в самостоятельную Барнаульскую епархию с назначением на кафедру еп. Александра (Бялозора). В 1938 г. в связи с гонениями на Церковь и недостатком архиереев Барнаульская епархия была упразднена, а ее территория до 1994 г. входила в состав Новосибирской епархии.

Русская Православная Церковь за границей. В А. к. существуют 2 прихода Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ: в Барнауле - Крестовоздвиженская община, в с. Потеряевка Рубцовского р-на - община сщмч. Анфима Никомидийского.

Прот. Борис Пивоваров

Старообрядчество. Преобладающее старообрядческое согласие на Алтае - часовенное (к 1999 общины не зарегистрированы). Общины старообрядцев Белокриницкой иерархии (в Барнауле, Бийске, пос. Благовещенка, селах Залесово и Ая) входят в восстановленную в 1992 г. Новосибирскую епархию старообрядческой Церкви. В Барнауле существует община поморского согласия. В сельских районах сохранились отдельные семьи потомственных староверов, наиболее многочисленные сообщества концентрируются в крупных городах. Алтайское старообрядчество отличается богатой историей, развитой устной традицией и материальной культурой. Старообрядцы, появившиеся на Алтае в нач. XVIII в., внесли значительный вклад в заселение и освоение бассейнов рек Чарыш и Алей, окрестностей Колывано-Воскресенского завода. Часть переселенцев пришла самостоятельно, а часть была прислана заводчиком А. Н. Демидовым, прятавшим своих рабочих, в большинстве староверов, от развернувшихся на Урале преследований. Позднее, в 60-х гг. XVIII в., близ Колывано-Кузнецкой военной линии поселили ок. 1,5 тыс. староверов, вывезенных из Польши. В XVIII-XIX вв. старообрядцы освоили практически все пространство Алтая. В 1-й пол. XVIII в. имели место неск. крупных самосожжений старообрядцев как ответ на правительственные противораскольничьи меры - 24 марта 1723 г. в Елунинской пуст. (сгорело от 600 до 1100 чел.), в нояб. 1739 г. в дер. Шадрино на р. Лосихе (погибли 300 чел.), весной 1742 г. в дер. Лепёхино Белоярской слободы сгорели 18 чел., самосожжения происходили также в 1746-1747 гг. В XVIII - нач. XX в. внутри алтайского старообрядчества продолжался процесс образования новых толков и согласий: в поморском согласии появились «поликарпова вера», «токаревцы», идеологически и организационно консолидировались беглопоповские общины, часовенное согласие эволюционировало от беглопоповства к беспоповству. После издания указов «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905) и «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (17 окт. 1906) началась массовая регистрация старообрядческих общин, строительство церквей и моленных, открытие школ, создание общественных орг-ций старообрядцев. В 1912 г. в Барнаульском, Бийском и Змеиногорском округах было зарегистрировано ок. 65 старообрядческих общин различных согласий, из них ок. 45 принадлежали к Белокриницкому (входили в состав Томско-Алтайской старообрядческой епархии). В нач. XX в. регулярно собирались съезды (см. Съезды старообрядцев) и соборы (см. Соборы старообрядческие) алтайского старообрядчества: после 1905 г. неск. съездов провели поморцы, часовенные, неокружники, в 1906-1928 гг. регулярно проводились съезды старообрядцев Томско-Алтайской епархии, в июле 1917 г. прошел краевой съезд старообрядцев всех согласий (поповцев, беглопоповцев, поморцев и часовенных), в к-ром участвовало ок. 100 чел. В 1918-1919 гг. старообрядцами Томско-Алтайской епархии издавался ж. «Сибирский старообрядец». В 20-30-х гг. XX в. на Алтае были закрыты все старообрядческие церкви, молитвенные дома и мон-ри. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. началась регистрация сохранившихся общин (прежде всего поморского и Белокриницкого согласий).

Н. А. Старухин

Католичество. Католич. приходы существуют в Барнауле, Славгороде, поселках Волчиха, Тальменка, Гальбштадт, селах Дружба, Шумановка, Романовка, Анисимово, Курочкино, Загайново и Луговое. Католики появились на территории А. к. в 1908 г., когда в окрестностях Славгорода поселились переселенцы с юга Украины, исповедовавшие католичество, тогда были открыты костелы в селах Новороманово, Отрадное и Константиновка, в Славгороде. В советское время католич. общины были ликвидированы. В 1983 г. был зарегистрирован католич. приход в районном центре Волчиха. 18 июня 1996 г. новый костел в Славгороде освятил кард. Георг Стацинский.

Протестантизм. К 2000 г. лютеран. общины в А. к. действовали без регистрации в органах юстиции, в 28 населенных пунктах края существовали группы лютеран, нек-рые из них насчитывали до 65 чел. (в 1989 действовали 9 зарегистрированных и 11 незарегистрированных общин лютеран). Лютеранство в крае появилось в XVIII в. с приездом немцев, работавших инженерами и чиновниками в горнодобывающей промышленности, до 1917 г. в Барнауле была 1 лютеран. церковь. В советское время существовали незарегистрированные лютеран. общины в Барнауле и Алейске, селах Маралиха и Самарка, пос. Малиновое Озеро.

Объединения евангельских христиан-баптистов (см. Баптисты общие) существуют в Барнауле - 3, в Бийске, Камне-на-Оби, Новоалтайске, пос. Тальменка, в селах Шелаболиха, Мамонтово и Среднесибирский. В Барнауле действуют общины пятидесятников под названиями «Церковь христиан веры евангельской Святой Троицы» и «Алтайская христ. благотворительная миссия «Благая весть»». Адвентисты седьмого дня имеют общины в Барнауле, Бийске и Новоалтайске.

Новые религ. движения в А. к., как и в др. регионах Сибири, очень активны. Под общим названием «Церковь полного Евангелия» действуют секты «Свет пробуждения», «Свет мира», «Слово истины», «Благословение», «Благая весть». Таких общин в Барнауле - 2 и по одной в Бийске, Белокурихе, с. Троицкое. Общины секты «Церковь Христа» (см. Международные церкви Христа) действуют в Барнауле и Бийске, секта «Христианский центр «Новая жизнь»» - в Барнауле, секта «Христианский центр «Свет мира»» - в Рубцовске. Общины Иеговы свидетелей есть в Барнауле, Бийске, Алейске, Рубцовске, Славгороде, Заринске и пос. Алтайский. В 2000 г. в Барнауле образован филиал церкви Христа святых последних дней (мормонов).

Ислам. В А. к. нет зарегистрированных мусульм. общин, но существует общественное мусульм. движение, насчитывающее ок. 20 тыс. чел. (в основном татар). В 2000 г. в Барнауле велось строительство мечети. С нач. 80-х гг. XX в. религ. жизнь мусульм. общины в А. к. объединяет об-во «Магди». Ислам исповедуют члены афган. общины Алтая, увеличившейся после гос. переворота в Кабуле в 1992 г. и к кон. XX в. составлявшей ок. 200 чел., наиболее активная часть афганцев на Алтае - пуштуны.

Лит.: Беликов Д. Н. Старинный раскол в пределах Томского края. Томск, 1905; Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян старообрядцев XVIII в. Новосиб., 1974; Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало XX вв.). Барнаул, 1997; Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998; Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.). Барнаул, 1999; Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: Опыт сравнительной характеристики. Барнаул, 2000.
прот. Борис Пивоваров
Рубрики
Ключевые слова
См.также