КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА
Том XXXII , С. 557-564
опубликовано: 17 апреля 2018г.

КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА

Содержание

Живописная реконструкция храма Пана в Кесарии Филипповой: храм Августа, грот Пана, двор Пана с нимфами и т. д.Живописная реконструкция храма Пана в Кесарии Филипповой: храм Августа, грот Пана, двор Пана с нимфами и т. д. [Панеада, Паниас, Баниас, ныне Банияс; греч. Πανειάς, Καισάρεια τοῦ Θιλίππου; лат. Paneias, Caesarea Philippi], древний город в Сев. Галилее (совр. Голанские высоты, оккупированные Израилем), на юго-вост. склоне горы Ермон (Хермон, Эш-Шейх). Первоначальное название - Панеада; происходит от имени греческого бога Пана, к-рому здесь был посвящен грот (Plin. Sen. Natur. hist. V 71. 74). Во 2 г. до Р. Х. тетрархом Иудеи Иродом Филиппом, сыном Ирода Великого, Панеада была перестроена в полис греч. образца, названный К. Ф. в честь Филиппа и его покровителя рим. имп. Августа (кесаря) (Ios. Flav. De bell. II 9. 1; Idem. Antiq. XVIII 2. 1). Под этим названием город неоднократно упоминается в НЗ. В первые века по Р. Х. город стал местом напряженной конкуренции между религиозными общинами язычников, иудеев и христиан.

К. Ф. расположена на сев. краю треугольного плато из базальта и травертина (ширина ок. 1,5 км, длина 2 км, высота над уровнем моря ок. 300 м). Город разделен 2 ущельями: Нахаль-Саар (Вади-Зааре) направлено с юго-востока на северо-запад; река на дне ущелья служит источником воды для всей местности; Нахаль-Хермон (Вади-Банияс, Вади-Хашабе) образует овраг, разрезающий город с северо-востока на юго-запад. В верхней части ущелья сохранились остатки рим. крепости. Ее стены располагались по краям ущелья и должны были предохранять город от разрушений в периоды зимней непогоды. Вода из ущелий скорее всего скапливалась в искусственном озере, которое отделяло К. Ф. от грота Пана и дворца; оттуда она по трубам текла в город. В К. Ф. располагались римский городской центр (к югу от источников), святилище Пана и царский дворец, позднее также священный участок друзов (Вади-Шейх-Хадер, Мар-Джирджис). Римская дорога из Тира в Дамаск, проходившая через центр города, была основной транспортной магистралью; за пределами города сохранились ее фрагменты, а также милевой столб сер. III в. За городом сохранились также следы 2 кладбищ и акведуков. В позднеантичный период территория К. Ф. разрослась за пределы стен, но в ислам. эпоху вновь сократилась до древних размеров.

История

Грот Пана впервые упоминается Полибием в рассказе о победе царя Антиоха III Селевкида над егип. полководцем Скопасом в 200 г. до Р. Х. (Polyb. Hist. XVI 18. 2; XXVIII 1. 3). Культ Пана здесь был установлен в III в. до Р. Х., когда регионом правила егип. династия Птолемеев, заботившаяся о развитии греч. поселений на подконтрольных им землях. Почитание Пана было частью династического культа Птолемеев Диониса. В 4 км к западу от Панеады находилось место древнего библейского г. Дан, которое почиталось евреями эпохи эллинизма и Рима. Евреи также иногда отождествляли Панеаду с Даном. В кон. II в. до Р. Х. Панеада входила в состав Итурейского царства (столица Халкида, ныне Анджар, Ливан). В 104-103 гг. до Р. Х. Панеада с частью Сев. Галилеи отошла во владения евр. царя Аристобула I, а затем его наследника Александра Янная. Часть итуреев была обращена в иудаизм. Однако рядом с Панеадой (4 км к северу) продолжал действовать древний итурейский религ. центр в Сенаиме, что свидетельствует о сохранении местных племенных итурейских обычаев. Т. о., к началу рим. эпохи население региона Панеады состояло из греч., итурейских и иудейских общин, каждая из них имела свой религ. центр.

После завоевания Палестины рим. полководцем Помпеем в 63 г. до Р. Х. территория Панеады была сокращена. Город вместе с горой Ермон, Сев. Голанами и сев. долиной Хула был передан в управление Лисания, сына Птолемея (40-36 гг. до Р. Х.). Затем Клеопатра VII отдала его во владение некоему Зенодору, вероятно сыну Лисания. После его смерти в 20 г. до Р. Х. владения были подарены царю Иудеи Ироду Великому (Strabo. Geogr. XVI 2. 10; Ios. Flav. Antiq. XV 10. 1, 3). Рядом с гротом в Панеаде в 19 г. до Р. Х. Ирод построил красивый храм в честь своего покровителя Августа.

Ниша для статуи Пана в Кесарии ФилипповойНиша для статуи Пана в Кесарии Филипповой

После смерти Ирода (4 г. до Р. Х.) Панеада вошла в состав владений его сына Филиппа. Вскоре (2-1 гг. до Р. Х.) Филипп основал здесь столицу и дал городу название Кесария Филиппова (Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4; XVIII 2. 1; Idem. De bell. II 9. 1). С этого времени небольшое поселение близ святилищ превращается в город, строившийся по греч. градостроительным канонам. В 37-44 гг., после смерти Филиппа (33/34), К. Ф. принадлежала Агриппе I, а затем была подарена римлянами Агриппе II (53-92). Он возобновил строительство и дал полису новое название - Нерониада в честь рим. имп. Нерона (Idem. Antiq. XX 9. 4), к-рое, однако, не прижилось. Во II-III вв. использовалось название Кесария Панеада (CIG, N 4750, 4921; Waddington. 1870. N 1650b). На монетах 2-й пол. II - нач. III в. (от Марка Аврелия до Элагабала) упоминается полное офиц. название города - Καισ(άρεια) Σεβ(αστή) ἱερ(ά) κα ἄτν(λος) ὑπό Πανείου (Кесария высокая священная и неприкосновенная под горой Пана). В древних евр. источниках город назван Кесарион или Кисрин. С IV в. название Кесария исчезает и вновь город именуется Панеадой или Баниасом.

В I в. К. Ф. в основном языческий город, где проживали многочисленные группы итуреев и выходцев из Финикии. Однако в источниках этого времени более всего сведений об иудеях. Недалеко от К. Ф. и в ее юрисдикции существовала влиятельная евр. община. Для защиты границ своего царства от бедуинов и обеспечения путей паломничества для евреев Ирод Великий создал поселение Батира в Батанее и освободил его от налогов, что привлекло большое число евреев из Месопотамии, которых называли «вавилонские евреи». Регион оставался лояльным к Риму, а также к династии Ирода. Лидеры общины Батиры поддерживали очень близкие связи с этой семьей. Иоаким, сын основателя Батиры, тренировал всадников личной охраны Ирода, его сын Филипп стал другом и полководцем Агриппы II. Филипп поддерживал прорим. политику царя. В начале Иудейской войны (66-70) Вар, наместник Агриппы в К. Ф. и член аристократической итурейской семьи, объединил «сирийцев Кесарии» (т. е. неевр. население) и поднял восстание против Агриппы, как мятежника против римлян. Вар захватил контроль над К. Ф., организовал давление на евр. общину города, добиваясь от нее поддержки, стремился также к объединению с евреями-трахонитами в Батанее и выдворению «вавилонских евреев». Им были убиты неск. евр. лидеров в К. Ф. и Батанее, но развитие этого восстания было пресечено войсками Филиппа, поддерживавшего Агриппу. Вар был сменен наместником Модием.

В ходе Иудейской войны К. Ф. в основном оставалась в стороне от боевых действий. Имп. Веспасиан, войдя в К. Ф., принес жертвы в храме Августа (Ios. Flav. De bell. III 9. 7). После окончательного подавления восстания имп. Тит провел в К. Ф. некоторое время, устраивая гладиаторские бои, в к-рых погибло немало евреев.

В 93 г. К. Ф. перешла под прямое управление Рима в составе пров. Сирия Палестинская. Территория полиса была расширена на запад до В. Галилеи и границ Тира, на юг до оз. Хула, на восток до границ Дамаска. На севере она включала долину Мардж-Аюн до Бургуза, а также Сев. Голаны до Хадера и Эль-Кунейтры. Среди надписей I-III вв. из района К. Ф. наибольшее число составляют греческие. Лишь малая часть населения говорила на латыни. Встречается и неск. евр. имен. История города во II-III вв. известна плохо. Евреи К. Ф. не принимали участия в восстании Бар-Кохбы и не пострадали от него. С кон. I в. на монетах К. Ф. помимо Пана появилось изображение богини Тюхе на фоне храма с тетрастильным фасадом и т. н. сир. фронтоном. На монетах 2-й пол. II - нач. III в. внутри храма изображался также Зевс (Юпитер Гелиопольский). Выпускались монеты и с изображением Немесиды. Надписи из святилища Пана указывают на перестройку в 148-149 гг., выполненную жрецом Валерием Титианом, сыном Лисимаха (Inscriptiones Graecae ad res Romanas pertinentes / Ed. R. Cagnat. P., 1906. Vol. 3. N 1109; Brünow, Domaszewski. 1905. S. 249). Существовал также финик. культ бога Хадера («Вечно зеленый», «Вечно живущий»), который, видимо, отождествлялся с Паном. В христ. эпоху нек-рые черты этого культа сохранены местными друзами, почитавшими св. Георгия или прор. Илию (Wilson. 2004. P. 105). Поздняя однонефная часовня близ К. Ф., известная с XIX в., посвящена Хадеру. Возможно, она возведена на месте ранневизант. постройки. Христиане также почитали это место как могилу вмч. Георгия. У местных крестьян «нусарийе» до XX в. Хадер был главным божеством: «Христос, Мухаммед и все пророки». Исследователь Сирии и Ливана P. Дюссо отмечает, что в искусстве христ. Европы Хадер неоднократно появлялся в виде «зеленого человека» в росписях церквей (в т. ч. в Кентербери). В Англии в образе полурастения и получеловека он представал в весенних праздниках в сельской местности (Dussaud. 1900. P. 128-135).

Раввинистический иудаизм в К. Ф.

В Иерусалимском Талмуде, тесно связанном с Палестиной, различаются Кесария Приморская и К. Ф. Последняя находится на границе Израиля и в иудейской традиции называется удаленным поселением. Территория ниже ее считалась Израилем, выше - Итуреей или Финикией. Рабби Иона от имени рабби Симеона бен Захарии перечисляет 4 вида продукции, к-рую иудеям запрещено выращивать в К. Ф.: грецкий орех, рис, кунжут и особый вид зерна (cowpea) (Иерусалимский Талмуд. Демаи. 2. 1 [22c]).

В Вавилонском Талмуде, менее точном в географии Палестины, существовала проблема объединения территории К. Ф. и Дана (Берешит Рабба. 94. 9). Под влияние этой традиции попал блж. Иероним (кон. IV - V в.), к-рый никогда не посещал К. Ф., пользовался евр. книгами и в своих сочинениях то объединял Дан и К. Ф., то различал их (cр.: Hieron. Onomast. 77; Idem. In Ezech. 27. 19 // PL. 25. Col. 258).

Евр. община К. Ф. по сравнению с др. общинами Сев. Палестины была небольшой, т. к. город находился за галахическими границами Палестины. Однако, хотя алтарь с золотым тельцом, некогда воздвигнутый в Дане, был т. н. еретическим, территория горы Ермон считалась священной.

В К. Ф., часто упоминаемой в раввинистической лит-ре рим. эпохи, находились дома мн. великих раввинов. В Вавилонском Талмуде есть рассказы о рабби Иосии бен Кисме из К. Ф., одном из основных раввинов-апологетов прорим. ориентации евреев. Возможно, рабби выбрал для жительства К. Ф. из-за особой репутации города, который был центром изучения Торы и одновременно сохранял лояльность к рим. власти. На смертном одре рабби Иосию посетил рабби Ханина бен Терадион, ставший одним из 10 иудейских мучеников. Рабби Иосия пытался его уговорить относиться к римлянам лояльно, поскольку «Бог вручил власть римлянам». По др. раввинистической традиции рабби Иосия основал в К. Ф. иудейскую школу. Он также предсказал, что римляне отдадут Палестину персам. Он завещал своим ученикам похоронить его в глубокой пещере, т. к. придет время, когда «не будет ни единого пальмового дерева в Израиле, но персидский конь будет привязан к нему» (Bader. 1988. P. 290). Представители рим. власти были на его похоронах и оплакивали его кончину. Рабби Абаху из 3-го поколения таннаев (130-160) также жил в К. Ф. В мидрашах сохранился рассказ о нем: «Рабби Абаху сидел однажды и учил в синагоге в Кесарии. Он заметил человека, преследовавшего другого с веревкой в руке, которого он хотел избить. Рабби увидел, что демон также следовал за человеком и в его руках был стальной прут. Рабби сказал тому человеку, который преследовал: «Не бей его, иначе он умрет!» - «Разве он может умереть таким образом?» - «За тобой следует демон, в его руке стальной прут. Если ты ударишь его веревкой, демон забьет его до смерти» (Бамидбар Рабба. 12. 3). Возможно, в К. Ф. жил и рабби Иехуда бар Илай, чье имя появляется в Мишне (Вавилонский Талмуд. Сукка. 27b). Иудейские раввины считали, что исток Иордана находился в пещере в Панеаде. Как утверждал рабби Кахана, «если человек говорит, что не будет пить воду из пещеры в Панеаде, то вода из всего Иордана запрещена для него» (Вавилонский Талмуд. Берахот. 55a). Эти воды считались очистительными в том случае, если человек осквернился прикосновением к мертвецу (Мишна. Пара. 8. 11). Раввины, толковавшие стих Быт 8. 2 (33. 4: «И закрылись источники бездны и окна небесные…»), полагали, что исключением были великий колодец Барама, морской зал. Гаддора и источник пещеры в Панеаде (Берешит Рабба. 33. 4). Источник Пана почитался так, как будто он связан с именем Яхве, но при этом факт языческого культа в К. Ф. иудейской лит-рой игнорируется. В раввинистической среде также сформировалась легенда о том, что Моисей, разговаривая с Богом, надеялся смягчить Его запрет на вхождение в землю обетованную и просил разрешить ему войти в нее хотя бы через Кесарийскую пещеру, но Господь запретил и это (на основе Втор 3. 27; 34. 4).

Христианство

К. Ф. упоминается и в НЗ (Мф 16. 13; Мк 8. 27). Христос с учениками путешествовал здесь и спрашивал у учеников, кем Его почитают люди; здесь Он начал открывать ученикам предстоящие страдания. При этом дальнейший рассказ Евангелий посвящен описанию Преображения Господня (Мф 17; Мк 9. 2). Сразу же после Преображения Христос спустился с горы и исцелил в округе К. Ф. мальчика, одержимого демонами, вероятно эпилептика (Мф 17. 14-23; Мк 9. 14-30; Лк 9. 37-45). В древности эту болезнь связывали с воздействием Пана. В связи с этим есть основание предполагать, что Преображение Господне (Мф 17; Мк 9. 2) могло произойти на горе Ермон близ К. Ф., а не на Фаворе. Евангелисты нигде не называют конкретное место Преображения, но логика их повествования указывает на события в регионе К. Ф. Предположение об особой роли горы Ермон соотносится и с ветхозаветным преданием о том, что на ней была «лестница на небо» (1 Енох. 12-16). Моисей, явившийся апостолам во время Преображения, также на Ермоне просил у Бога разрешения войти в землю обетованную. При этом причины почитания горы Фавор как места Преображения остаются не вполне ясны. Впервые Фавор как место Преображения упомянул блж. Иероним в нач. V в. в описании паломничества св. Павлы (Hieron. Peregrinatio S. Paulae. 17 // Itinera Hierosolymitana et discriptiones Terrae Sanctae / Ed. T. Tobler, A. Moliner. Osnabrück, 1966r. P. 38). Но еще в 333 г. анонимный паломник из Бурдигалы считал, что Преображение произошло на Елеонской горе в Иерусалиме (Ibid. P. 18).

Старые ворота Кесарии Филипповой у подножия горы Ермон. Фотография. 1900 г. (Б-ка редких книг Томаса Фишера в ун-те Торонто, Канада)Старые ворота Кесарии Филипповой у подножия горы Ермон. Фотография. 1900 г. (Б-ка редких книг Томаса Фишера в ун-те Торонто, Канада)

В связи с присутствием в К. Ф. больших общин язычников и иудеев положение христиан здесь скорее всего было очень сложным. Тем не менее источники позволяют представить несколько важных событий в ранней истории христианства в К. Ф. По традиции 1-м епископом К. Ф. считается св. Ераст из Коринфа, ученик св. ап. Павла (Рим 16. 24), к-рый переехал в Палестину после ряда лет, проведенных в Греции, где он проповедовал. Свт. Епифаний Кипрский (кон. IV в.) писал также о присутствии здесь секты эвионитов, к-рые покинули Иерусалим после его разрушения римлянами в 70 г. и поселились в Пелле. Основатель секты Эвион проповедовал в Азии и Риме, но, по Епифанию, «корни его тлетворных зерен происходили в основном из Набатеи и Панеады…» (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 30. 18. 1). Епифаний также косвенно упоминает о присутствии здесь секты елкесаитов (Ibid. 53. 1). Достоверность этих сведений оценить трудно.

Воды источника в пещере Пана служили язычникам для предсказаний. Из рассказа еп. Евсевия Кесарийского (нач. IV в.) известно, как в III в., во время языческого праздника, некая жертва (возможно, козел) была брошена в озеро, исчезла в знак принятия ее богами, но затем, после молитвы христианина Астерия, чудесным образом снова появилась, посрамив языческих жрецов (Euseb. Hist. eccl. VII 17). Астерий, почетный гражданин Кесарии Палестинской, был знаменит среди христиан Палестины в III в. Он совершил это чудо во время поездки в К. Ф. Озеро скорее всего находилось в пещере Пана. Иосиф Флавий описывал его как «безмерно глубокое». Жрецы Пана поклялись ему, что не создали его искусственно, а также уверяли его, что не устраивали чудес обманом. В наст. время озеро исчезло. Вероятно, источники переместились на др. участок.

В IV в. укрепилась христ. община. Еп. Филокал присутствовал на I Вселенском Соборе в Никее в 325 г. Во II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г. участвовал еп. Барах. На IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. присутствовал еп. Олимпий. После адм. реформы имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. К. Ф. вошла в состав пров. Финикия Первая и в церковной иерархии подчинялась митрополии Берита в составе Антиохийской Православной Церкви.

С К. Ф. связано чудо исцеления Христом кровоточивой женщины, которое произошло в Капернауме (Мф 9. 20-22; Мк 5. 25-35; Лк 8. 43-48). В позднейшей христ. традиции она названа св. Вероникой (Береникой) или Марусой (Маруфой?). Она была родом из К. Ф. и здесь установила статую Христа. О статуе впервые упоминает еп. Евсевий, видевший ее в нач. IV в. (Euseb. Hist. eccl. VII 18). По его описанию, скульптура из бронзы находилась у дверей дома исцеленной женщины (Евсевий не знает ее имени) и представляла собой изображение коленопреклоненной женщины, которая протягивает руки ко Христу. У подножия статуи росла целебная трава. Еп. Евсевий считал, что женщина поступила согласно языческой традиции, поставив статую своему Спасителю. Вероятно, и почитание целебной травы он также связывал с местными обычаями язычников. Совр. исследователи предполагают, что так могла выглядеть переделанная и переосвященная статуя языческих божеств Исиды и Сераписа (Ма'оz. 1993. P. 138) либо Асклепия и его дочери Панакеи. На возможную связь с культом Асклепия указывает целебная трава, которая помогала от всех болезней (Euseb. Hist. eccl. VII 18; Philost. Hist. eccl. VII 3). Подобный атрибут был характерен для бога-врачевателя Асклепия, одно из крупнейших святилищ к-рого находилось неподалеку от К. Ф., в Сидоне. По сообщению церковного историка Филосторгия (нач. V в.), во время раскопок было выявлено, что трава вокруг статуи была вырвана с корнем (Philost. Hist. eccl. VII 3-4). Возможно также, что статуя изначально изображала имп. Адриана с аллегорическим образом провинции в виде коленопреклоненной женщины. В поздних рассказах о чуде особое внимание уделялось личности исцеленной женщины, которая обрела имя Вероника или Береника (впервые указано в «Актах Пилата», III-IV вв.), вероятно в честь сестры Ирода Агриппы II Береники, правительницы ряда земель Сев. Палестины в I в. Может быть, имя Береника было указано на статуе. Так, визант. хронист Иоанн Малала (VI в.) писал, что некая богатая женщина Вероника обратилась к Ироду II, сыну Филиппа, за разрешением поставить статую Христа в честь чуда, которое с ней произошло. Царь одобрил ее намерение и даже пожелал, чтобы статуя была как можно более роскошной (Ioan. Malal. Chron. P. 237-239).

В Музеях Ватикана сохранился саркофаг IV-V вв. из базилики св. Петра в Риме (обнаружен в 1591) с несколькими евангельскими сценами, в т. ч. со сценой исцеления женщины Христом. Позы и жесты персонажей полностью соответствуют тексту Евангелий: Христос стоит к женщине спиной, она прикасается к Его одежде и получает исцеление. Предположительно иконография сцены связана с этим чудом и восходит к статуе в К. Ф. Фигуры изображены на фоне архитектурных строений, исследователи различали 3 базилики и дом исцеленной женщины. Если архитектурный фон не был условным и соответствовал реальности, то среди изображенных строений могли быть и христ., и языческие храмы, по-прежнему находившиеся в К. Ф. в IV-V вв.

По сообщению Филосторгия и Созомена, в 362 г., во время антихрист. погромов при имп. Юлиане Отступнике, статуя была разрушена, но затем восстановлена (Philost. Hist. eccl. VII 3-4; Sozom. Hist. eccl. V 21). Филосторгий писал, что язычники обвязали статую веревками и протащили по улицам, а потом раскололи на куски. Филосторгий на рубеже IV и V вв. видел осколок головы статуи, к-рый христиане тайно сохранили. Созомен считал, что скульптура была разрушена по приказу имп. Юлиана: он повелел поставить свое изображение на ее место. Но вскоре статую императора опалил «огонь из ада» - она раскололась на куски и упала лицом на землю. Возможно, что это описание содержит историческое зерно, т. к. 19 мая 363 г. в Палестине произошло сильное землетрясение. Астерий Амасийский (кон. IV в.) упоминал, что статуя Христа, хотя и стояла в К. Ф., была уничтожена еще в нач. IV в. имп. Максимианом (Phot. Bibl. Cod. 271 // PG. 104. Col. 224). Описание Филосторгия не совпадает с рассказом Евсевия, еп. Кесарийского.

Филосторгий отметил, что статуя стояла рядом с фонтаном среди древних городских скульптур, значения к-рых уже никто не знал. Из-за долгого нахождения под открытым небом большая часть статуи Христа оказалась под землей, нанесенной во время дождей. Филосторгий упоминал о раскопках, раскрывших пьедестал статуи, и о надписи на нем, содержащей пересказ истории исцеления кровоточивой, но описания фигуры женщины нет. Вполне вероятно, что в это время она уже была утрачена.

Скорее всего статуя была расчищена в нач. IV в., когда и стала объектом поклонения. Еп. Евсевий Кесарийский видел куст целебной травы, к-рый поднимался по статуе к бронзовым часам. Филосторгий же отмечал, что в одном из христ. храмов К. Ф. (о чем упоминает и Созомен) статуя находилась в «той части церкви, которая предназначалась для диаконов», т. е. скорее всего в диаконнике. В базилике, раскопанной в К. Ф. и идентифицируемой как христ. храм, есть диаконник, но в нем нет неск. входов или пьедестала для скульптуры, к-рая привлекала множество паломников и делала город одним из св. мест Палестины. Возможно, статуя находилась в другой, пока не установленной постройке.

В соч. Patria Constantinopolitana, написанном в средневизант. эпоху, сохранился легендарный рассказ о том, как имп. Юлиан посещал К. Ф. Он видел статуи Христа и Вероники и целебную траву. Узнав, что чудесные исцеления людей, в т. ч. слепорожденного, были приписаны Христу, он приказал уничтожить траву огнем, а на месте статуй поставить изваяния Зевса и Афродиты. Согласно этому источнику, еп. К. Ф. Мартирий пытался сопротивляться воле императора, но был сожжен рядом с храмом в качестве жертвы богам (Patria CP. T. 1. P. 53-54). История о Мартирии неизвестна более ранним источникам и вряд ли может быть достоверной. Она напоминает Житие св. Маркелла Апамейского, пострадавшего от язычников в кон. IV в. Тем не менее факт посещения К. Ф. Юлианом может быть исторически верным. В 8 км от К. Ф., близ совр. кибуца Мааян-Барух, найдена колонна с латинской надписью, где Юлиан упоминается как победитель варваров и реставратор храма Зевса в К. Ф. (Negev. 1969. P. 173; Bowersock. 1978. P. 123-124).

Восстановленная после гибели имп. Юлиана скульптура продолжала привлекать внимание паломников на протяжении всей позднеантичной эпохи. По сообщениям Феодосия и Малалы, статуя была сделана из электра. Видимо, этот драгоценный сплав был использован христианами для воссоздания статуи. Ок. 530 г. паломник Феодосий видел статуи и Христа, и женщины, которую он назвал Марусой (Маруфой?; Theodosius. De Terra Sancta. 28 // Itinera Hierosolymitana et descriptiones Terrae Sanctae. 1966r. P. 72). Малала описал свое посещение города и беседу с обращенным в христианство иудеем Бассусом, который нашел в К. Ф. книгу царей иудейских с историей о статуе Христа и женщины (Ioan. Malal. Chron. P. 239).

В визант. Житии Константина Великого (IX-X вв.; Guidi. 1908) есть упоминание о камне, который был помечен крестом в память о том, что на его месте Христос исцелил кровоточивую женщину. Епифаний Монах (1-я пол. IX в.) сообщил, что он был найден между Капернаумом и Беэр-Шевой Галилейской («Семь колодцев»). Утверждение автора Жития Константина о том, что царица Елена построила на месте найденного камня храм, кажется легендарным преувеличением внимания императоров к Сев. Палестине.

Нек-рые паломники, побывавшие в Галилее и К. Ф. и хорошо знакомые с этим регионом (блж. Иероним (рубеж IV и V вв.; PL. 25. Col. 258), Антонин из Плаценции (ок. 570), Кирилл Скифопольский), не упоминают статуи. В жизнеописании св. Саввы Освященного также нет сведений о ней.

Средние века

В VII в. регион Панеады был завоеван сначала персами, а затем арабами-мусульманами. В составе Исламского халифата Панеада была столицей области Эль-Джаулан в пров. Дамаск. Население Паниаса возросло, когда мусульмане из Тарса поселились здесь после захвата их города византийцами в 965 г. Существование евр. общин в Панеаде, раввинистической и караимской, подтверждается неск. документами из собрания Каирской генизы. Средневек. укрепления Панеады возведены при Фатимидах. В XII в., в эпоху крестоносцев, Панеада неоднократно становилась ареной боевых действий и неск. раз переходила от христ. правителей к мусульманам и обратно, что постепенно привело к упадку города. В 1126 г. Панеада была отдана дамасским эмиром в управление исмаилитам (ассасинам). Предводитель исмаилитов Бахрам отреставрировал стены города. Исмаил аль-Аджами, наследник Бахрама, в 1129 г. предложил город крестоносцам в обмен на больницу-приют для исмаилитов. Кор. Балдуин II согласился и назначил правителем Панеады Ренье Бруса. В дек. 1132 г., когда в городе отсутствовали основные силы гарнизона, Шамс аль-Мулук захватил его. В 1130 г. правитель Панеады Ибрагим ибн Тургут восстал против Дамаска и объявил себя вассалом эмира Мосула. Эмир Дамаска предложил вернуть Панеаду крестоносцам и заключил с ними союз. В мае 1140 г. совместные войска крестоносцев и мусульман подошли к Панеаде и после месячной осады взяли ее. Город выдержал нападение Нур ад-Дина в 1153 г. Хамфри Торонский, женившись на дочери Ренье Бруса, получил Панеаду в удел в 1157 г., затем отдал половину своих владений госпитальерам. В мае-июне 1157 г. Нур ад-Дин захватил город и взял в осаду остатки гарнизона крестоносцев во дворце. Вскоре, однако, из Иерусалима подошло войско крестоносцев и мусульмане отступили. Кор. Балдуин III выслал каменщиков и плотников для реконструкции города. 18 окт. 1164 г. Панеада была окончательно захвачена Нур ад-Дином, когда часть городского гарнизона участвовала в экспедиции против Египта. В 1174, 1179 и 1219 гг. крестоносцы безуспешно пытались отвоевать Панеаду. В 1201 г. произошло сильное землетрясение, после чего город был восстановлен эмиром Фахром ад-Дином Ияс Яхаркасом. Недавно открытая арабская надпись упоминает о возведении башни в 1204-1205 гг. В марте 1219 г. последовало разрушение всех крепостей крестоносцев в Зап. Палестине по приказу аль-Муаззама Исы. Согласно надписи местного правителя аль-Азиза Утмана, стены были восстановлены в 1227 г. После 1260 г. Панеада вошла в состав гос-ва мамлюков. К этому времени город пришел в упадок и в дальнейшем стал небольшой деревней, которую населяли туркмены, арабы, друзы и христиане.

Известные епископы К. Ф.

Ераст (сер. I в.), Филокал (упом. в 325), Мартирий (?; 360), Барах (упом. в 381), Афанасий (впосл. митрополит Тирский), Олимпий (упом. в 451).

Археология

В 1806 г. У. Я. Зeeтцен описал исток Иордана, грот и скалу с нишами, скопировал некоторые греч. надписи и идентифицировал поселение как К. Ф. В 1810 г. И. Л. Буркхард составил детальное описание места с зарисовкой пещеры и копиями греч. надписей. Он добавил, что руины, а также остатки древних стен и колонн (в т. ч. из серого гранита) с пьедесталами были найдены далеко на западе. В 1843 г. У. М. Томсон отметил, что вход в грот был заблокирован камнями, а некоторые архитектурные остатки лежали рядом. Потолок в гроте обрушился 1 янв. 1837 г., во время сильного землетрясения. Э. Робинсон посетил К. Ф. в 1838 и 1852 гг. и оставил подробное описание города и окрестностей. Он упомянул 2 моста над Нахаль-Хермоном, фортификации, юж. ворота с араб. надписью и стену древнего города на юге от Нахаль-Саара. Ф. де Сольси опубликовал рисунок с 2 декоративными нишами и тексты надписей из святилища. В 1866 г. К. Уилсон отметил мост над Нахаль-Хермоном, который вел к маленьким воротам в крепости (утрачены). Он же оставил очень ценные зарисовки рим. стен, выложенных в технике opus reticulatum (утрачены). В. Герен не добавил ничего принципиально нового, кроме заметки о гроте, к-рый был заполнен огромными камнями и навозом. Араб. надпись на воротах 1227 г. была опубликована И. Гильдемейстером и М. ван Берхемом в 1887-1888 гг. В 1877 г. Г. Г. Китченер описал разрушенный грот, сделал обмеры искусственной пещеры и ниш, упомянул стены с кладкой opus reticulatum, полы с мозаиками и мраморной облицовкой («дворцовая» терраса, позже раскопанная Э. Нетцером). В самом городе Китченер отметил серию рим. арок. Он также опубликовал рисунок дорического фриза с розеттами. Средневек. укрепления, которые, как ему казалось, относились ко времени крестоносцев, были асимметричными в плане, включали 3 башни и ворота; по внешнему периметру крепость была окружена оврагами.

В ходе арабо-израильской войны 1967 г. район К. Ф. был оккупирован Израилем. Здесь были начаты систематические археологические исследования К. Ф. под рук. Я. Олами. Были идентифицированы римские термы рядом с западным берегом Нахаль-Хермона. Термы были построены из крупных каменных квадров, опирались на арки, их стены были расписаны фресками (в наст. время целиком засыпаны). В зап. части города были раскрыты мозаичные полы и фрагмент базальтовой скульптуры рим. орла. Из средневек. сооружений были обнаружены 9 башен, мечеть в помещении юж. ворот, керамика, монеты, надписи. В 1968 г. овраг вдоль вост. стены был вычищен, локализованы еще 3 башни; были обнаружены остатки глиняных сосудов для «греческого огня». В 1970 г. А. Грабуа опубликовал детальное описание укреплений XII в. с зарисовками планов башен. В 1973 г., во время строительных работ, в соседнем кибуце Снир были открыты римские могилы (исследованы Д. Амиром). В 1974 г. Амир изучал также остатки сельскохозяйственных устройств и сооружений III в. по Р. Х. В 1977-1978 гг. Нетцер при содействии Еврейского ун-та в Иерусалиме сделал неск. археологических проб в кладке стен opus reticulatum. В 1982 г. М. Бен-Дов также брал пробы из стен фортификационных сооружений. В 1983-1985 гг. М. Харталь проводил систематическое исследование всей территории; он открыл еще один городской квартал, акведук, кладбище. По его наблюдениям, до рим. периода в К. Ф. не было поселений. В 1984 г. Харталь и Ц. Маоз открыли часть рим. виллы. В 1985 г. В. Цаферис при содействии Мин-ва древностей и музеев Израиля вел раскопки на территории к северу от сев.-вост. башни. Были открыты дополнительные сельскохозяйственные сооружения мамлюкского периода. С 1988 г. в К. Ф. проводились систематические раскопки в районах святилища Пана (Маоз) и городского центра (Цаферис). В 1988-1990 гг. были открыты дополнительные захоронения рядом со школой кибуца Снир (Маоз).

Эти исследования позволяют в общих чертах реконструировать комплекс античных святилищ при гроте Пана, а также другие важнейшие городские постройки. Гора Ермон спускается в сторону К. Ф. крутым склоном, с к-рого стекают неск. источников, снабжавших город водой и служивших религ. целям. На высоте ок. 10 м над источниками естественным уступом горы образована терраса (длина 80 м, ширина ок. 20 м), составлявшая основу обширного храмового участка площадью ок. 1600 кв. м. Для подъема на террасу была построена лестница. Считается, что весь храмовый участок был посвящен Пану, хотя на нем располагались также храмы Августа, нимф, Зевса, Немесиды, священных танцующих козлов.

Западный источник находился в гроте (ширина 26-30 м, высота 17 м), в нижнем вост. углу склона. Вероятно, в древности эта пещера была заполнена грунтовыми водами, оставившими следы на стенах. Иосиф Флавий упоминал, наверное, эту пещеру на высокой скале, с трещиной, заполненной водой (Ios. Flav. De bell. I 405). В этой же пещере с озером могло происходить чудо с погружением жертвы, описанное еп. Евсевием Кесарийским (Euseb. Hist. eccl. VII 17). Остатки храма Августа, построенного Иродом из белого мрамора, локализованы под упавшими камнями, заблокировавшими вход в пещеру. От храма остались 2 параллельные стены на расстоянии 10,5 м друг от друга перпендикулярно скале. Фундамент из крупных булыжников опирался на небольшую подземную камеру, перекрытую аркой. Зап. стена (длина 18 м, толщина 2 м), построенная из булыжника с бетонной забутовкой в технике opus quadratum, сохранилась до высоты 4 м. Судя по обнаруженным на внутренних сторонах стен следам, они состояли из прямоугольных квадров известняка с мраморной облицовкой. Полукруглые и квадратные ниши чередовались в шахматном порядке по всей длине стены. Наиболее близкая ко входу ниша крупнее остальных. Вероятно, они предназначались для статуй богов. Вост. стена сохранилась хуже, но и на ней заметны следы прямоугольных ниш. Ниши часто встречались в восточно-эллинистической архитектуре Иордании, Сирии и Ливана. Они украшали, напр., внешние стены храма Зевса в Герасе (ныне Джараш, Иордания), фасады южносир. святилищ I-II вв. (Слем, Мисмия). Чередование прямоугольных и полукруглых ниш характерно для рим. архитектуры Баальбека (святилище Вакха, театр). Техники opus quadratum и opus reticulatum редко использовались в Палестине и прослеживаются в основном лишь в архитектуре Ирода Великого.

Фасад святилища еще не раскрыт; известен по рим. монетам. Он представлял собой тетрастиль с классическим треугольным фронтоном, поднятым на высокий подиум и украшенный ионическими капителями. При входе в грот были обнаружены 3 скульптурных фрагмента карниза. Их стиль близок к стилевым решениям храмов Баальбека; возможно, храмы К. Ф. во II-III вв. перестраивались. Скорее всего задней стенки в храме не было и адитоном являлся сам грот. По археологическим данным, Августеум был разрушен только в нач. VI в.

Во II в. было построено святилище Пана. Оно представляло собой небольшой открытый двор с востока от Августеума, где находился алтарь. Двор был огорожен 3 стенами, поставленными П-образно, и окружен колоннадой. Такой тип постройки напоминал различные рим. святилища богов водных источников. Двор примыкал к скале, в к-рой сохранилась искусственная пещера прямоугольной формы со сводчатым потолком и с нишей наподобие апсиды. На монетах 222 г. изображалась эта ниша со статуей Пана. У пещеры были найдены вотивные греческие надписи 148 или 149 г. некоего жреца Виктора, который передал в храм статуи богини Эхо и бога Гермеса. На одном из пьедесталов вотивных статуй есть латинская надпись Марка Аврелия Антонина, сына Марка Аврелия Антонина Августа, вероятно относящаяся ко времени правления имп. Коммода (180-192) или Элагабала (218-222).

В центре святилища находилось священное дерево, что было характерной чертой культа Пана. На одной из монет К. Ф. III в. изображена женщина, появляющаяся из ствола дерева. У. Томсон, посетивший город в кон. XIX в., писал, что рядом с К. Ф. местные жители почитали старые дубы; по поверьям, они были населены духами «дочерей Иакова» (Thompson. 1883. P. 596). В 1930 г. культ «Неби Йехуда», связанный с поклонением священному дереву, еще существовал в К. Ф.

Храм Зевса находился к востоку от храма Пана. Его задняя стена также опиралась на скалу, а фасад был обращен на юг и возвышался над источником. Храм состоял из входного портика и однонефного зала прямоугольной формы (10,7×16,7 м). Архитектурные детали, найденные здесь, датируются нач. II в. По изображениям на монетах известно, что фасад представлял собой тетрастильный портик сирийского типа. Святилище опиралось на небольшой подиум, к к-рому вели ступени. Тип сооружения во многом близок к сохранившемуся храму II в. в Калъат-Факре (Ливан). В надписи эпохи имп. Траяна (нач. II в.), обнаруженной в храме, упоминается о посвящении его Зевсу Гелиопольскому (Баальбекскому) и Пану Победоносному. Скорее всего храм был построен в 100-летний юбилей К. Ф., ок. 98-99 гг.

С вост. стороны храма находился открытый двор с алтарем и нишей, вырезанной в горной породе. Из сохранившейся надписи известно, что это сооружение было посвящено Немесиде (возможно, идентична Тюхе). Далее к востоку располагался гробничный храм из 3 продолговатых однонефных залов. В аркосолиях внутри здания были обнаружены многочисленные кости животных, в т. ч. священных козлов и коз. Этот культ отчасти напоминает традицию мумификации и захоронения различных видов священных животных в Египте. Сохранились монеты со странным изображением 3 козлов с одной головой перед нишей Пана. Известны также 3 греч. надписи, где упоминаются посвящение Зевсу Гелиопольскому и Асклепию и имена ктиторов. В развалинах были также найдены фрагменты скульптур Зевса, Афродиты, Асклепия, Диониса, Геры, нимф, вотивных изображений Геракла и Пана. По качеству скульптуры не уступали малоазийским произведениям и были привезены в К. Ф. скорее всего в готовом виде (Friedland. 1999). По находкам монет и керамики постройка здания датируется нач. III в., разрушение - нач. VII в. Ниже по склону располагалось еще одно открытое святилище, по-видимому посвященное Пану и священным козлам. Это небольшое строение с апсидой с вост. стороны. По мнению А. Овадии, это здание использовалось для представлений с дрессированными козлами, которые танцевали под звуки флейты; их изображения сохранились на монетах (Ma'oz. 1998. P. 23-25).

Культы и архитектура К. Ф. представляют собой эклектичный набор стилей и традиций: Августеум был построен в сиро-финик. стиле (Баальбек) и объединял культ Пана и культ Августа, к-рый сам построил в Риме святилище, посвященное пастушеским празднествам; храм Зевса больше соотносился с южносир. архитектурой; захоронения священных козлов были сделаны подобно егип. захоронениям священных животных (павианов, ибисов, крокодилов). Архитектура открытых алтарей-теменосов соотносится с малоазийскими и италийскими прототипами. Все постройки возводили с восточной стороны последовательно с I в. до Р. Х. и до нач. III в. по Р. Х. рядом с предшествовавшими. В течение этих веков культ Пана развивался и усложнялся. Он продолжал существовать до нач. VII в., когда после персидского нашествия были разрушены не только святилища, но и мн. храмы и синагоги в Палестине.

К западу от святилища Пана на террасе было возведено крупное здание, идентифицированное как дворец Ирода. В кладке стен дворца была применена италийская строительная техника opus reticulatum. В Палестине подобная кладка известна только во дворце Ирода в Иерихоне и в гробнице в Иерусалиме. По предположению Нетцера, основные дворцовые помещения были перекрыты параллельными арками разной высоты, поддерживавшими лестничный подъем. Аналогичные постройки есть в Пренесте (Палестрине) в Италии, в Иродионе, на Храмовой горе в Иерусалиме (арка Робинсона). Часть дворцовой террасы была занята большим залом (16×12 м), который был облицован мрамором. С запада к залу примыкал небольшой бассейн, типичный для построек времени правления Ирода. По мнению Маоза, в К. Ф., так же как в Иерихоне и Иерусалиме, работали римские мастера, предоставленные Ироду Марком Агриппой.

В жилой части К. Ф. Цаферис открыл 2 центра: площадь В (восточнее совр. мечети) и площадь C (внутри средневек. форта). На 1-й находилась 3-нефная христ. базилика с мозаичными полами и апсидой, ориентированной на восток. Она была построена на месте зданий рим. эпохи с использованием сполий, среди к-рых есть крупные известняковые блоки, характерные для эпохи Ирода. Рядом с базиликой обнаружены коринфские и дорические капители с аттическими базами, но они могли принадлежать и др. постройкам. Уилсон предположил, что почитаемая статуя Христа находилась именно в этом храме (Wilson. 2004).

На площади С сохранились остатки здания, вытянутого с севера на юг (длина 75 м, ширина 9 м). Его конструкция состояла из 12 параллельных арок, которые образовывали интерьер из 12 компартиментов. С запада к нему вплотную примыкало помещение, состоявшее из комнаток и апсид, под к-рыми были устроены подземные коридоры и система передачи проточной воды. По мнению Цафериса, это склад рим. периода (horreum); с т. зр. Овадии, здание могло быть криптопортиком, частью комплекса храма Асклепия. Здесь, как во мн. др. храмах этого культа, больные могли получать исцеление во время сна. Религ. традиция К. Ф. в целом вполне соотносима с культом Асклепия, не случайны указания историков и на целебную траву, которая росла вокруг статуи Христа, и на исцеления больных.

Сохранились также следы большого числа городских и хозяйственных сооружений, гробницы, а также постройки крестоносцев, в т. ч. крепость Нимрод.

Лит.: Leclercq H. Paneas // DACL. T. 13. Pt. 1. Col. 1014-1015; Beausobre M., de. Dissertation sur la Statue du Paneade // Bibliothèque Germanique. Amst., 1727. T. 13. P. 1-91; Waddington W. H. Inscriptions greques et latines de la Syria. P., 1870; Guerin V. Description géographique, historique et archéologique de la Palestine. P., 1880. [T. 6. Pt. 3]: Galilée. Vol. 1. P. 308-327; Conder C. R., Kitchener H. H. The Survey of Western Palestine: Memoirs of the Topography, Hydrography, and Archaeology. L., 1881. Vol. 1. P. 109-114; Thompson W. M. The Land and the Book. L. etc., 1883. Vol. 2: Central Palestine and Phoenicia; Dussaud R. Histoire et réligion des Nosairis. P., 1900; Brünow R. E., Domaszewski A., von. Die Provincia Arabia. Strassburg, 1905. Bd. 2; Guidi M. Un Bίος di Constantino. R., 1908; Devreesse R. Le Patriarcat d'Antioche depuis la Paix de l'Église jusqu'а la Conquête Arabe. P., 1945; Liebermann S. Palestine in the III and IV Cent. // JQR. N. S. 1946. Vol. 36. N 4. P. 329-370; Negev A. The Inscription of the Emperor Julian at Ma'ayan Barukh // IEJ. 1969. Vol. 19. N 3. P. 170-173; Benvenisti M. The Crusaders in the Holy Land. Jerusalem, 1970. P. 147-154; Bernand A. Le Paneion d'El-Kanaïs: Les Inscriptions Grecques. Leiden, 1972; Bowersock G. W. Julian the Apostate. Camb., 1978; Russell K. W. The Earthquake of May 19, AD. 363 // BASOR. 1980. N 238. P. 47-64; Nickelsburg G. W. E. Enoch, Levi, and Peter: Recipients of Revelation in Upper Galilee // JBL. 1981. Vol. 100. N 4. P. 575-600; idem. I Enoch: A Comment. on the Book of I Enoch: Chap. 1-36, 81-108. Minneapolis, 2001; Hartal M. Banias Survey // Excavations and Surveys in Israel. Jerusalem, 1985. Vol. 4. P. 7-9, 26; idem. Namrud Fortress // Ibid. 1997. Vol. 16. P. 1-5; Lackenbacher S. Une nouvelle attestation d'Istar Hurri dans un contrat trouvé à Baniyas (Syrie) // Miscellanea Babylonica: Mélanges offerts à M. Birot / Ed. J.-M. Durand, J.-R. Kupper. P., 1985. P. 153-160; Fleischer R. Die Tychegruppe von Balanea-Leukas in Syrien // ArchAnz. 1986. S. 707-709; Bader G. The Encyclopedia of Talmudic Sages. L. etc., 1988; Tzaferis V., Peleg M. Banias Excavation Project, 1988 // Excavations and Surveys in Israel. 1988/1989. Vol. 7/8; Tzaferis V., Avner R. Banias, 1990 // Ibid. 1991. Vol. 10. P. 1-2; Tzaferis V. Cults and Deities Worshiped at Caesarea Philippi-Banias // Priests, Prophets and Scribes: Essays on the Formation of Heritage of Second Temple Judaism in Honour of J. Blenkinsopp / Ed. E. Ulrict e. a. Sheffield, 1992. P. 190-201; Ma'oz Z. U. Banias // NEAEHL. 1993. Vol. 1. P. 136-143; eadem. The Sanctuary of Pan at Baniyas // Qadmoniot. 1998. Vol. 31. Pt. 115. P. 18-25 (на иврите); Tzaferis V., Israeli S. Banias, 1993-1994 // Excavations and Surveys in Israel. 1997. Vol. 16. P. 9-14; Berlin А. M. The Archaeology of Ritual: The Sanctuary of Pan at Banias-Caesarea Philippi // BASOR. 1999. N 315. P. 27-45; Friedland E. A. Graeco-Roman Sculpture in the Levant: The Marbles from the Sanctuary of Pan at Caesarea Philippi (Banias) // The Roman and Byzantine Near East: Some Recent Archaeological Research / Ed. J. H. Humphrey. Portsmouth (R. I.), 1999. Vol. 2. P. 7-22; Wilson J. F. Caesarea Philippi: Banias, the Lost City of Pan. L.; N. Y., 2004; Netzer E. The Architecture of Herod, the Great Builder. Tüb., 2006. P. 218-222; Bar D. Continuity and Change in the Cultic Topography of Late Antique Palestine // From Temple to Church: Destruction and Renewal of Local Cultic Topography in Late Antiquity / Ed. J. Hahn, S. Emmel, U. Gotter. Leiden; Boston, 2008. P. 275-299.
С. В. Тарханова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КЕСАРИЯ ПРИМОРСКАЯ (Кесария Палестинская), город-порт на берегу Средиземного м.
  • АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
  • ИЕРУСАЛИМ город в исторической Палестине, место проповеди, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа
  • МАСАДА крепость-дворец на вершине одноименной горы
  • АНТОНИЕВА БАШНЯ название крепости в Иерусалиме (ок. 36 г. до Р. Х.)
  • АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
  • БЕТ-АЛЬФА город в вост.части долины Йизреэль
  • БЕТ-ЙЕРАХ древн. город в Палестине
  • ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства
  • ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви