ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК
Том VII , С. 463-464
опубликовано: 20 ноября 2009г.

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК

в православном церковном календаре праздник, имеющий более высокий статус по сравнению с др. В широком смысле этот термин употребляется, чтобы подчеркнуть большую значимость события, отмечаемого в этот день, определить разряд праздника и наличие соответственных богослужебных обрядов.

В Тактиконе Никона Черногорца приведены сравнительные таблицы праздников по уставам Студийскому, Иерусалимскому и «Святогорскому» (в XI в. под «Святой горой» подразумевали неск. монашеских центров). Праздники подразделяются на великие, средние и малые, каждый разряд имеет особый знак; в частности, В. п.- (крест в круге; об этом см. ст. Знаки праздников месяцеслова). К этому разряду отнесены все праздники, входящие в наст. время в состав двунадесятых, а также дни памяти Иоанна Крестителя (2 праздника: Рождество - 24 июня и Усекновение главы - 29 авг.). Студийский устав не содержит правил четкого разграничения праздников по разрядам. Статья Тактикона о делении праздников на разряды попала и в дисциплинарные части нек-рых редакций Иерусалимского устава (Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 481).

В рус. рукописных и печатных Типиконах (в т. ч. и в совр.) В. п. имеют знак  (крест в круге). Состав набора В. п. в разных редакциях Иерусалимского устава неск. различается; кроме того, знак креста в круге может встречаться и в дни, не названные великими в главе о разрядах праздников.

Статья о делении праздников на разряды присутствует в совр. рус. Типиконе, в гл. 48; к В. п. отнесены все неподвижные двунадесятые праздники, а также праздники в честь Обрезания Господня и свт. Василия Великого (1 янв.), Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.), во имя Иоанна Крестителя (Рождество и Усекновение) и память апостолов Петра и Павла (29 июня). В рус. старопечатных (дониконовских) Уставах к В. п. также относились дни памяти ап. Иоанна Богослова (26 сент., 8 мая). Знак креста в круге имели день памяти прп. Сергия Радонежского (25 сент.) и все подвижные двунадесятые праздники.

В дни В. п. по Иерусалимскому уставу предписывается совершение всенощного бдения. Поются только песнопения праздника (т. е. Минеи), песнопения Октоиха отменяются (кроме совпадения В. п. с воскресным днем; при В. п. в воскресенье Октоих отменяется только на Господские праздники). В то время как двунадесятые В. п. имеют целый ряд особенностей, присущих им как двунадесятым (пред- или попразднство и др.), В. п. в честь святых отличаются от бденных, обозначаемых знаком (крест в полукруге), тем, что в этот день на утрене к канонам святых не прибавляется канон Божией Матери.

А. А. Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРТОС в византийском обряде особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы
  • ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение
  • ПАСХА в правосл. Церкви, а также в атолич. Церкви, нехалкидонских вост. Церквах и большинстве протестант. конфессий - главный праздник года церковного, посвященный торжественному воспоминанию Воскресения Иисуса Христа
  • ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ праздник в честь явления Пресв. Богородицы, описанного в Житии Андрея Юродивого (IX-X вв.)
  • АВФОНИЯ ИУДЕЙ см. Успение Пресвятой Богородицы
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии