РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Том LX, С. 69-75
опубликовано: 7 апреля 2025г.

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Содержание

[Греч. τὸ Γενέσιον τοῦ τιμίου ἐνδόξου Προφήτου Προδρόμου κα βαπτιστοῦ ᾿Ιωάννου], в правосл. богослужении великий праздник, посвященный воспоминанию рождения прор. Иоанна Крестителя от св. праведных прор. Захарии и Елисаветы (о событии см. в ст. Иоанн Предтеча). Дата празднования - 24 июня - была установлена путем вычисления от даты Рождества Христова (25 дек.), поскольку, согласно евангельскому свидетельству, между зачатием Иоанна Предтечи и Благовещением Пресвятой Богородицы прошло 6 месяцев (Лк 1. 24, 26).

Древнее иерусалимское богослужение V-IX вв.

Праздник Р. И. П. отмечается под 24 июня в расширенной версии иерусалимского Лекционария, отражающего практику VI-VIII вв. и сохранившегося в груз. переводе (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 18-19). Последование включает тропарь 8-го гласа «Предтеча, возвеститель Христа, подобно небесам», прокимен из Пс 131, чтения Притч 8. 4-11, Мал 4. 5-6, Деян 13. 16-38, Евр 11. 32-40. На умовение рук поется тропарь «Ты, Креститель».

В древнейшем иерусалимском Тропологии VII-VIII вв., также сохранившемся в груз. переводе (см. ст. Иадгари), гимнографическое последование праздника помещается под 25 июня (Метревели. Иадгари. С. 251-255) и включает: стихиры на «Господи, воззвах», тропарь 4-го гласа, канон из 9 песней (в т. ч. 2-ю), 2 цикла стихир на хвалитех, еще один тропарь (совпадающий с приведенным в Лекционарии), псаломские стихи и тропари на литургии (один совпадает с Лекционарием).

Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 318), отражающему особенности послеиконоборческого богослужения К-поля, последование Р. И. П. включает: тропарь на Пс 50 4-го гласа «Пророче и Предтече», службу чтений на литургии (2 прокимна из Пс 63 и 67, Апостол Рим 13. 11b-14. 4, аллилуиарий со стихами Лк 1. 68, 76, Евангелие Лк 1. 1-25, 57-68, 76, 80) и причастен Пс 32. 1.

По Студийскому уставу, возникшему в результате соединения элементов к-польского и палестинского богослужения в IX в., праздник Р. И. П. совершается 24 июня, но степень его торжественности в разных редакциях устава различается.

Рождество св. Иоанна Предтечи. Заставка Евангелия. Кон. XI в. (Parma. Palat. 5. Fol. 137)Рождество св. Иоанна Предтечи. Заставка Евангелия. Кон. XI в. (Parma. Palat. 5. Fol. 137)

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (наиболее ранней редакции Студийского устава, сохранившейся в слав. переводе 70-х гг. XI в.: Пентковский. Типикон. С. 348-350), праздник имеет наибольшую торжественность по сравнению с др. студийскими и даже иерусалимскими Типиконами: праздничный цикл включает день праздника, попразднство 25 июня и Неделю (воскресенье после праздника). Накануне праздника, 23 июня, совершается память освящения притвора в честь прор. Иоанна Предтечи (только по списку ГИМ. Син. 905). Накануне Р. И. П. на вечерне поются «Блажен муж» (1-я кафизма), стихиры на «Господи, воззвах» на 9, бывает вход и 3 чтения (комплексные паремии из книг Быт, Суд и Ис). Если 24 июня приходится на среду или пятницу, из Октоиха поется одна стихира, остальное - стихиры праздника, в др. будние дни Октоих не поется. На вечерне, утрене (на «Бог Господь» и в конце) и литургии - тропарь 4-го гласа «Пророче и Предтече». На утрене после кафизмы, седальна и чтения поются степенна, 1-й антифон 4-го гласа, прокимен из Пс 54 (стихи 8, 2); Евангелие Лк 1. 24-25, 57-68, 76, 80 (2-я часть литургийного Евангелия). Поется только один канон 4-го гласа, тропари к-рого повторяются по 4 раза. По 9-й песни - светилен «Небо звездами» (стандартный светилен для средних праздников). Утреня заканчивается по обычному чину, с пением стихир на стиховне (окончание без стихир на стиховне бывает по Студийско-Алексиевскому Типикону только в Великую субботу), в среду или пятницу из Октоиха берется одна стихира, как и на вечерней стиховне. На литургии - изобразительны, на блаженнах поются тропари 3-й и 6-й песни канона утрени, прокимен из Пс 67, Апостол Рим 13. 11b-14. 4, аллилуиарий со стихами из Пс 91, Евангелие Лк 1. 1-25, 57-68, 76, 80, причастен Пс 111. 6. 25 июня, в попразднство Р. И. П., его последование соединяется с последованиями Октоиха и прмц. Февронии: утреня с пением «Бог Господь» и тропарем Р. И. П., поются 2 канона Р. И. П. и 1 - прмц. Февронии. На литургии повторяется служба 24 июня. Воскресенье после 24 июня называется «Не(д) по праздьнице пр(д)течя», воскресная служба Октоиха соединяется со службой Р. И. П., даже если эта неделя совпадает с памятью мучеников Кира и Иоанна 28 июня или апостолов Петра и Павла 29 июня (в случае совпадения отменяются Апостол и Евангелие Р. И. П. на литургии).

Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 462-463), устав службы 24 июня не предполагает входа, паремий и Евангелия на утрене; на вечерне не стихословится кафизма, на стиховне поются 2 стихиры из Октоиха и самогласен Предтечи, на паннихис - канон Иоанна Предтечи из Октоиха плагального 2-го гласа. На утрене - канон Октоиха на 4 (кроме четверга, когда Октоих оставляется) и канон праздника на 8, по 9-й песни - ексапостиларий «Небо звездами». На хвалитех - стихиры на 6, на утренней стиховне, если день Креста (среда или пятница),- 2 стихиры Октоиха и самогласен Р. И. П., если др. день - самогласны Р. И. П. На литургии - изобразительны, на блаженнах - 3-я песнь канона праздника, служба чтений совпадает с приведенной в Студийско-Алексиевском Типиконе, но аллилуиарий - со стихами из песни прор. Захарии (Лк 1. 68, 76), Апостол по ошибке обозначен как Послание ап. Павла к евреям. Никаких указаний о попразднстве или Неделе после праздника нет. При совпадении 24 июня с воскресным днем соединяются последования Октоиха и праздника, с субботой - отменяется поминовение усопших.

В афонской редакции Студийского устава (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 265) накануне Р. И. П. на вечерне поется «Блажен муж», бывает вход и 3 паремии. При совпадении с днем Креста (средой или пятницей) поется одна стихира из Октоиха. На утрене назначается кафизма 19, причем указано, что греки поют только 1-й псалом (Пс 134) с «Аллилуия» (что соответствует полиелею, обычному для более поздних редакций устава), назначаются прокимен из Пс 54 (стихи 7б, 2, прокимен не совпадают с приведенным в Студийско-Алексиевском Типиконе), Евангелие праздника, каноны Пресв. Богородицы и праздника. По 6-й песни - ипакои Р. И. П. Утреня заканчивается по праздничному чину пением великого славословия. На литургии - вседневные антифоны (из Пс 91, 92, 94, 3-й антифон с тропарем праздника), после входа поется неск. дополнительных тропарей праздника.

В южноиталийских (Arranz. Typicon. P. 159-161; Douramani K. Il Typikon del monastero di S. Bartolomeo di Trigona. R., 2003. P. 183-185) редакциях Студийского устава нет стихословия кафизмы на вечерне, стихиры на «Господи воззвах» поются на 6, не указан вход, хотя есть 3 паремии, на стиховне - стихиры Р. И. П. В Мессинском Типиконе указывается 2 тропаря («Пророче и Предтече» и «Иоанн происходит от матери»). На утрене вместо кафизм - 3 антифона из Пс 91, 96, 111, после седальна и чтения - степенны, прокимен из песни Захарии (Лк 1. 76, 68) и Евангелие Р. И. П. Два канона празднику, по 9-й песни - специальный ексапостиларий праздника. Утреня заканчивается пением великого славословия. На литургии - антифоны из Пс 91, 92 и 94, служба чтений, как в Евергетидском Типиконе. После службы есть указание об отмене поминовения усопших, совпадающее с приведенным в Евергетидском Типиконе. 25 июня - попразднство Р. И. П., на вечерне соединяются последования праздника, прмц. Февронии и Октоиха, поются тропари преподобномученице и прор. Иоанну Предтече, насчет утрени указаний нет. Описание службы в Николо-Казолянском Типиконе, отражающем отрантскую редакцию южноиталийских Типиконов (Apostolidis A. Il Typikon di S. Nicola di Casole secondo il codice Taur. gr. C III 17: Diss. Bari, 1984. P. 134-136), отличается чуть большей подробностью и торжественностью: стихиры на «Господи воззвах» на 8, вход, на повечерии - канон Иоанна Предтечи из Октоиха плагального 2-го гласа (тот же, что и в Евергетидском Типиконе на паннихис), канон из Октоиха и праздника; если в день Креста (видимо, в среду или пятницу), иначе - канон Богородице и праздника. На литургии аллилуиарий со стихом из Пс 91 (как в Студийско-Алексиевском Типиконе). 25 июня на утрене указан тропарь Предтечи, стихословие кафизм отменяется, 2 канона - Р. И. П. и преподобномученице, утреня оканчивается пением великого славословия.

Рождество св. Иоанна Предтечи. Роспись ц. Апостолов в Фессалонике. 1328–1334 гг. Фото Е. А. ВиноградовойРождество св. Иоанна Предтечи. Роспись ц. Апостолов в Фессалонике. 1328–1334 гг. Фото Е. А. Виноградовой

В архаичных редакциях Иерусалимского устава на праздник Р. И. П. не назначается всенощное бдение, на вечерне нет кафизмы, стихиры на «Господи воззвах» на 8; есть вход и чтения, но нет литии. На утрене - полиелей, степенны, прокимен (из Лк 1) и Евангелие. Два канона: 1-й из Октоиха Предтечи (текущего гласа, из последования вторника), 2-й - праздника по Минее. Утреня заканчивается по праздничному чину пением великого славословия. На литургии та же служба чтений, что и в Евергетидском Типиконе. 25 июня отмечен только тропарь прмц. Февронии (Lossky. Typicon. P. 219-220; Sinait. gr. 1097. Fol. 130v - 131r, 1214 г.; Sinait. gr. 1101. Fol. 212v - 213v, 1312 г.- однако указания насчет канона меняются: полагаются по одному канону Октоиха и Минеи). В большинстве других редакций на праздник назначается всенощное бдение, на вечерне - «Блажен муж», лития и благословение хлебов (иногда указание не стихословить кафизму сочетается с указаниями на всенощное бдение, как в РГБ. Ф. 173. II. № 148. Л. 71-71 об., XIII в.). Мн. Типиконы указывают на утрене один канон Октоиха и один праздника, но добавляют, что при наличии 2 канонов Р. И. П. в Минее Октоих оставляется (напр., Paris. gr. 385, 386, 387 и др.); то же указание фигурирует в серб. переводах Типикона (Типикон 1319 г., перевод архиеп. св. Никодима - Миркович. Типикон. С. 110б - 111а; Романов Типик - РГБ. Ф. 270. II. № 27. Л. 105). В греч. печатных Типиконах и в рус. редакциях (см. в ст. «Око церковное»; БАН. Арханг. Д. 3. Л. 124; ГИМ. Усп. 5 и вплоть до печатных дониконовских изданий XVII в.) назначается канон Пресв. Богородицы и один канон Предтечи, но, если есть 2 канона Р. И. П., канон Пресв. Богородицы отсутствует. В подавляющем большинстве рукописей Миней представлены 2 канона праздника (пример рукописи с каноном Пресв. Богородицы и каноном праздника - Минея РГАДА. Ф. 381. № 115, 1-й четв. XV в., из комплекта «переславских» Миней (см.: Л. 153 об.- 154)). В наиболее архаичном переводе ГИМ. Син. 329 (Л. 116-116 об.) приводится особый устав канона: Пресв. Богородицы на 6, Предтечи из Октоиха 6-го гласа на 4 (упоминаемый в Евергетидском и Николо-Казолянском Типиконах на паннихис и повечерии) и из Минеи на 4. В рус. рукописях Иерусалимского устава при 24 июня появляется праздничный знак креста в круге (ГИМ. Усп. 5 и др.; см. в ст. Знаки праздников месяцеслова). В некоторых Типиконах описываются необычные соединения с др. святыми (местные традиции), напр. с памятью рождества вмч. Евгения Трапезундского (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 128; см. в ст. Евгений, Кандид, Валериан и Акила).

На вечерне и утрене 25 июня соединяются последования Р. И. П. и прмц. Февронии, на литургии - только служба святой. Указания об этом появляются уже в ранних редакциях Иерусалимского устава, кроме самых архаичных. В Минеях по Иерусалимскому уставу встречаются каноны на предпразднство Р. И. П. 23 июня (Ταμεῖον. Σ. 223-224).

Гимнография

Последование Р. И. П. в совр. богослужебных книгах включает: тропарь 4-го гласа, кондак с икосом, 2 канона 24 июня и один 25 июня, неск. циклов стихир-подобнов и ряд стихир-самогласнов, седальны, светилен (ексапостиларий). В рукописях содержится ряд канонов, не вошедших в совр. издания (AHG. T. 10. P. 177-243; Ταμεῖον. Σ. 223-226; частичный слав. перевод канона свт. Андрея Критского 4-го гласа - в слав. студийских Минеях, напр. ГИМ. Син. 167. Л. 172-176). Комплексные паремии на вечерне включают чтения: Быт 17. 15-17, 19; 18. 11-14; 21. 1-2, 4-8; Суд 13. 2-8, 13-14, 17-18, 21 и Ис 40. 1-5, 9; 41. 17-18; 45. 8; 48. 20-21; 54. 1. Последняя из них также читается как 1-я паремия 24 февр.; в слав. Минеях читается без стихов Ис 40. 4-5 (эти стихи есть только в Паремийниках XII-XV вв.), они отсутствуют и в греч. печатных Минеях XVI-XVIII вв., но были возвращены в текст в нач. XIX в. (напр., в издании 1812 г.).

А. А. Лукашевич

Иконография

Рождество св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Четвероевангелия. 1057–1095 гг. (Paris. gr. 74. Fol. 106v)Рождество св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Четвероевангелия. 1057–1095 гг. (Paris. gr. 74. Fol. 106v) В искусстве позднеантичного периода начинает складываться цикл детства прор. Иоанна Предтечи. Эпизод с наречением имени прав. Захарией представлен на Латеранском саркофаге IV в. (Ватикан), Благовестие арх. Гавриила прав. Захарии о Р. И. П. изображено на резных вратах ц. Санта-Сабина в Риме (430-432); помимо этого эпизода в росписях VI-VII вв., напр. в монастыре св. Марии в Дейр-Абу-Хиннис в Египте, некогда в Красной ц. в болг. Перуштице, детский цикл включает сцены «Избиение младенцев», «Бегство Елисаветы в пустыню» и «Убиение прав. Захарии». Наиболее раннее в монументальной живописи изображение собственно сцены «Р. И. П.» известно во фресках ц. Св. Софии в Охриде (1037-1056), широко распространяется в визант. миниатюре 2-й пол. XI-XII в.: в греч. Минологии 1063 г. (ГИМ. Син. гр. 9. Л. 210 об.; Лазарев. 1986. Табл. 210), в Евангелии царя Гагика Карсского ок. 1064 г. (собр. арм. мон-ря св. Иакова в Иерусалиме - Jerus. S. Jacob. № 2556. Fol. 229v), в Лекционарии мон-ря Дионисиат кон. XI в. (Ath. Dionys. 587. Fol. 154v), в Четвероевангелиях из Национальной б-ки Франции (Paris. gr. 74. Fol. 106v, 1057-1059), Бодлианской б-ки в Оксфорде (Bodl. Clark 10. Fol. 78r, ок. 1100), афонского мон-ря Ватопед (Ath. Vatop. 975. Fol. 120v, кон. XI в.), б-ки Ватикана (Vat. Palat. gr. 189. Fol. 152r, кон. XI - нач. XII в.), в Евангелии из мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне (Ath. Pantel. № 2. Fol. 243v, рубеж XI и XII вв.).

Рождество св. Иоанна Предтечи. Роспись в Похвальском приделе Успенского собора Московского Кремля. Кон. XV — нач. XVI в. Фотограф И. И. Омельченко. Фото: © Музеи Московского КремляРождество св. Иоанна Предтечи. Роспись в Похвальском приделе Успенского собора Московского Кремля. Кон. XV — нач. XVI в. Фотограф И. И. Омельченко. Фото: © Музеи Московского Кремля

Композиционное ядро сцены - ложе с прав. Елисаветой, приближающиеся с поздравлениями жены и девы, омовение новорожденного - восходит к универсальной иконографической схеме рождения, заимствованной из античных типологических циклов. На миниатюрах XI-ХII вв. могло появиться изображение пустой кроватки, приготовленной под ложем прав. Елисаветы (Ath. Dionys. 587. Fol. 154v; Patm. 274. Fol. 149v), и жаровни, согревающей комнату (Vat. Urb. gr. 2. Fol. 167v). В процессе приспособления этой схемы к предтеченскому циклу был присоединен эпизод с наречением имени Иоанна: прав. Захария пишет на свитке или дощечке имя новорожденного сына - деталь, отличающая «Р. И. П.» от др. композиций с рождением святых. Слияние сцен «Р. И. П.» и «Наречение имени» в одну произошло не сразу, что видно на примере миниатюры в заставке Евангелия из б-ки Палатина в Парме (Parma. Palat. 5. Fol. 137, ок. 1100), где эти сцены соединены рамкой в форме квадрифолия, в левый выступ вписан прав. Захария со стилусом и свитком - он сидит лицом к сцене рождения. В дальнейшем сцена «Наречение имени» была включена непосредственно в извод «Р. И. П.»: прав. Захария сидит на стуле или ступенчатом возвышении напротив ложа прав. Елисаветы, но этот эпизод нередко бытовал и отдельно, особенно в пространных житийных циклах. С палеологовской эпохи в сцену «Наречение имени» иногда включался дополнительный эпизод «Поднесение младенца Иоанна прав. Захарии», когда служанка, держа на руках запеленатого младенца Иоанна, показывала его отцу,- во фресках церквей: свт. Климента в Охриде (1295), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) и св. Апостолов в Фессалониках (1328-1334). В росписях кафоликона мон-ря Продром близ г. Серес (XIV в.) прав. Захария пишет имя, глядя на лежащего перед ним в кроватке Иоанна.

Композиция была достаточно устойчивой, только в XV в. под итал. влиянием в критской живописи появляется изображение приставного стола с яствами рядом с ложем прав. Елисаветы и сцены «Укачивание младенца», заменившей «Омовение»: на критских иконах XV в. (Византийский музей, Афины; ГЭ) и нач. XVI в. (Музей Бенаки, Афины), а также в настенных росписях храма св. Фанурия в Валсамонеру (1407-1428) и Склаверохори (1481), где тот же иконографический извод с небольшими вариациями использовался как для «Р. И. П.», так и для «Рождества Пресв. Богородицы». В XVI в. критские мастера использовали этот извод в настенных росписях в Греции и на Афоне: в кафоликоне и трапезной Великой Лавры (1535-1536, мастер Феофан Критский), в Ксенофонте (1544), в кафоликоне и трапезной мон-ря Дионисиат (1546-1547, мастер Дзордзис Фукас), в мон-рях Ставроникита (1547) и Дохиар (1568); в соборе мон-ря Большие Метеоры (1552, мастер Феофан Критский). Своеобразное развитие извод получил в поствизант. живописи Болгарии: в клейме иконы «Св. Иоанн Предтеча, Ангел пустыни» из с. Желёво (ныне Андартико, Греция; 1595, ГИМ) эта схема использована в упрощенном виде (без прав. Захарии). На фреске в приделе прор. Иоанна Предтечи в ц. Рождества Христова в Арбанаси (1639) стол с яствами протянулся между прав. Елисаветой, расположенной почти вертикально на ложе, слева и пишущим имя сына прав. Захарией справа, так что родители св. Иоанна Предтечи и 5 их гостей (среди которых двое мужчин) изображены сидящими за длинным столом и сцена «Р. И. П.» переходит в праздничную трапезу. Пир по случаю Р. И. П. не описан в житийных источниках, на его появление и схему повлияла сцена «Пир священников в доме Иоакима» из протоевангельского цикла. Уникальный эпизод «Пир в доме прав. Захарии» есть в росписях Спасо-Преображенского Мирожского мон-ря в Пскове (ок. 1140), к-рый В. Д. Сарабьянов идентифицировал как «Наречение имени» (Сарабьянов. 2003. С. 75. Ил. 3), но схема здесь иная: за круглым столом трое мужей; сидящий в центре облачен в одеяния ветхозаветного священника, те, что по сторонам,- в хитоны и гиматии.

В средне- и поздневизант. эпоху изображение «Р. И. П.» становится центральной сценой в цикле детства пророка (перечень памятников см.: Κατσιώτη. 1998. Σ. 48-54). Его житийные циклы размещали в боковых алтарных апсидах: сцены «Рождество Иоанна» и «Наречение имени» - в жертвеннике Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря, а также на северном и южном склонах свода в диаконнике ц. Спаса в Нередице (1199). Краткий вариант «Р. И. П.» (прав. Елисавета на ложе и омовение младенца) представлен на иконе «Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития» (кон. XII в.) в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, на др. иконе, с 15 клеймами (нач. XIII в.), из того же собрания «Р. И. П.» и «Наречение имени» разделены на 2 эпизода. В росписях нач. XIII в. палеохрист. баптистерия прор. Иоанна Предтечи на о-ве Кос от изображения «Р. И. П.» сохранилось только «Наречение имени» (Ibid. Σ. 153. Εικ. 110). «Р. И. П.» есть во фресках жертвенника в соборе Св. Софии в Трапезунде (ок. 1250), в росписи парекклисиона прор. Иоанна Предтечи (1347-1350) при храме Св. Софии в Охриде (Миjoвић. Менолог. № 20. Сл. 126), в мон-ре Пантократора в Дечанах (1350), на фресках мон-ря Хоби в Грузии (сер. XIV в.) - также с выделенным в отдельную сцену эпизодом «Наречение имени», в церквах прор. Иоанна Предтечи в Крице на Крите (1370) и на о-ве Икария (ок. 1400), в клейме его житийной иконы из мон-ря св. Мучеников на о-ве Китира (ок. 1400).

Изображение «Р. И. П.» в качестве великого праздника входило в минейные циклы: на правой створке годовой иконы-минеи XI в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, в Метафрастовском Минологии из Национальной б-ки Франции (Paris gr. 1528. Fol. 197r, кон. XI в.), во фресковых циклах в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, в Благовещенской ц. мон-ря Грачаница (1321-1322), в Минологии деспота Димитрия Палеолога в Бодлианской б-ке Оксфорда (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v, 1322-1340 гг.), в кафоликоне монастыря Козия в Румынии (1386), в древнерусских иконах-минеях на июнь: XVI в. из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ), кон. XVI в. из Костромы (КГОИАХМЗ).

На Руси в составе росписи боковых апсид «Р. И. П.» известно: в Успенской ц. на Городке в Звенигороде (ок. 1400), в Успенском соборе во Владимире (1408), а также в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Городня Конаковского р-на Тверской обл. (1-я четв. XV в.), в Похвальском приделе Успенского собора Московского Кремля (кон. XV - нач. XVI в.); в иконописи: икона-таблетка из новгородской Св. Софии (кон. XV - нач. XVI в., ГТГ), икона нач. XVI в. из Троицкой ц. с. Ракомо под Новгородом (с многочисленными поздравляющими девами и Св. Троицей в полукруглом навершии; НГОМЗ); также новгородская икона нач.- 1-й четв. XVI в. из Клопского мон-ря, аналойная икона «Моление Богдана Семенова сына Кореленина» (XVI в.) из Благовещенской ц. с. Турчасова (ныне дер. Посад Онежского р-на Архангельской обл.; ГЭ), 2 иконы-таблетки (2-я пол. XVI в.) (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 99, 100. Кат. 480, 481). На иконе «Р. И. П.» письма Семена Бороздина (кон. XVI - нач. XVII в.; ГРМ) введены дополнительные персонажи: служанка, помогающая прав. Елисавете приподняться, женщина, вопрошающая прав. Захарию об имени сына. На иконе XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ) над традиц. сценой возвышается поясной фронтальный крылатый образ прор. Иоанна Предтечи Ангела пустыни. Сходным образом написаны иконы 2-й пол. XVII в.; напр.: из Каргополя (АМИИ); из праздничного чина Воскресенской ц. дер. Кушереки Онежского р-на Архангельской обл.- поясной образ прор. Иоанна украшает дальнюю стену в доме, где происходит его рождение (АМИИ). По-видимому, введение в композицию дополнительного образа пророка должно было усилить моленную функцию, подчеркнуть неизвестную ныне патрональную тему (Иконы Рус. Севера. 2007. Т. 2. С. 136-138. Кат. 129).

В рус. искусстве композиция включалась в иконы с изображением Господских и Богородичных праздников: «Преображение, с праздниками в 24 клеймах» из Покровского мон-ря в Суздале (1-й пол. XVI в.), фрагмент складня (сер. XVI в.; ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 135. Кат. 523). В 1-й пол. XVI в. «Р. И. П.» является сюжетом, связанным с молением о чадородии: вместе с Зачатием и Рождеством Пресв. Богородицы, Зачатием прор. Иоанна Предтечи «Р. И. П.» изображено на шитой пелене «Явление Богоматери Сергию Радонежскому, с праздниками» (1525, СПГИАХМЗ), которая была вложена в Троице-Сергиеву лавру вел. кн. Василием III Иоанновичем и его первой женой, вел. кнг. Соломонией Сабуровой.

В XVI-XVII вв. «Р. И. П.» - необходимый сюжет во всех кратких и развитых житийных циклах святого. Эта сцена известна во фресках жертвенника в соборе Рождества Пресв. Богородицы на Возмище в Волоколамске (ок. 1540); в клеймах: ростовской иконы «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» (1-я треть XVI в.) (Вахрина. 2012), псковской иконы «Усекновение главы Иоанна Предтечи, с житием» (1538; ГРМ), поясной иконы «Иоанн Предтеча с 16 клеймами жития» из с. Нёнокса (1-я пол. XVI в.), северной иконы «Иоанн Предтеча Ангел пустыни с 20 житийными эпизодами» (1-й пол. XVI в.; обе в АМИИ; Иконы Рус. Севера. 2007. Т. 1. С. 132-139, 190-197. Кат. 26, 39). Чаще всего «Наречение имени» является частью «Р. И. П.», к-рое представлено с большим числом поздравляющих женщин и дев, с 2 омывающими младенца повитухами на 2 ярославских иконах с полностью аналогичными циклами в 20 клеймах (икона 1551, с вкладной надписью: «Иоанн сын Дементьева Богомолова», не реставрирована и не опубл.; икона ок. сер. XVI в.; обе происходят из ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина), обе в ЯИАМЗ, см.: Иконы Ярославля 13-16 вв. М., 2002. С. 74-79. Кат. 27), на иконе «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с житием» (2-я пол. XVI в.) из г. Балахны (НГХМ), на иконе с 6 клеймами жития 2-й пол. XVI в. из Покровского собора на Красной пл. в Москве (ГИМ). В композиции «Р. И. П.» на иконах с дублирующими друг друга циклами сер. XVI в.- из Ярославля (ЯХМ; Иконы Ярославля. М., 2002. С. 70-72. Кат. 26) и с. Павлова близ ростовского Борисоглебского монастыря (ныне Борисоглебского р-на Ярославской обл.; ГТГ) ложе прав. Елисаветы развернуто вправо, она беседует с пишущим прав. Захарией, к-рый сидит на ступенчатом седалище рядом с изголовьем, слева от ложа служанка обмахивает ее опахалом-солнечником; поздравляющих дев и жен нет. На строгановской иконе «Ангел пустыни» с житием (2-я пол. XVI в.) из Сольвычегодска использована та же схема, но без служанки с опахалом, внизу повитуха омывает младенца Иоанна.

Достаточно редко «Р. И. П.» становилось средником житийной иконы, как на иконе (1-я треть XVI в.) из Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве (не опубл.; упом. см.: Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублёва в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 9; датировка была устно высказана В. М. Сорокатым).

В миниатюрах 2-й пол. XVI в. композиция «Р. И. П.» усложняется: в Лицевом летописном своде (Хронографический сборник: БАН. Л. 346 об.) в левой части миниатюры праведные Елисавета и Захария сидят рядом на фоне палат, в правой части - рождение Иоанна по стандартной схеме: слева - ложе с лежащей прав. Елисаветой, справа - омовение младенца Иоанна 2 повитухами; служанка подает прав. Елисавете кубок с приставленного справа к ложу квадратного стола. Выше, в правой части сцены, в отдельном архитектурном компартименте прав. Захария, сидя за столом, на к-ром лежат перья для письма, держит в руках свиток. В сопутствующем тексте подчеркивается связь между семьей пророка и Св. семейством: «И поя Захарья Елисавеф леля Марьину и живяху в Вифлеоме родих Иоанна Крестителя».

Наиболее подробно тема рождества прор. Иоанна Предтечи разработана в миниатюрах «Слова на Зачатие Иоанна Предтечи» из лицевого сборника Чудова мон-ря 60-70-х гг. XVI в., позднее - в собрании Е. Е. Егорова (РГБ. Егор. Ф. 98. № 1844; Лицевой сборник Чудова мон-ря: Факс. изд. М., 2008). Разворот листов 152 об.- 153 включает неск. сцен: «Р. И. П.» в доме прав. Захарии в традиц. иконографии, ниже - омовение младенца. В композиции много фигур беседующих родных и знакомых. Справа помещена сцена «Обрезание младенца Иоанна», действие которой происходит в одном из служебных помещений храма, с «требным столиком» и лежащей на нем книгой. У стола прав. Елисавета держит на пеленке обнаженного младенца Иоанна перед прав. Захарией; как священник он левой рукой раскрывает ножницы, а правую подносит к голове сына. Далее следует «Наречение имени»: сидя под киворием справа от храма, прав. Захария пишет на свитке «Иоанн имя», слева стоит группа вопрошающих иудеев. Сцены «Захария благословляет Бога» и «Захария пророчествует об Иоанне» продолжают миниатюру на л. 153: возвышаясь посреди толпы, прав. Захария поднимает руки, из его уст исходят 3 луча. Левее он подносит благословляющую десницу к голове младенца Иоанна, лежащего на руках прав. Елисаветы. Справа из небесного сегмента на прав. Захарию нисходят 3 луча и слетает Св. Дух в виде голубя в 8-конечной (софийной) славе в виде ромба. В композиции «Пророчество Захарии» (Л. 153 об.) священник возлагает руку на главу сына, лежащего на руках прав. Елисаветы; в небесном сегменте над ними - благословляющий Господь Саваоф со Св. Духом на лоне; нижняя часть сегмента, сужаясь, касается головы младенца Иоанна. Прямо под ним - разверстая черная пещера с фигурками людей «во тьме и сени сидящими». Все детали подчеркивают особое значение пророка среди великих людей Израиля как предшественника Спасителя, об этом же упомянуто и в тексте: «...и ты, отрочя, пророк Вышняго наречешися, пред лицем Господним уготовати пути Его, дати разум спасения людем Его во оставление грех наших».

В клеймах житийных икон 1-й пол.- сер. XVII в. чаще всего использовалась классическая иконографическая схема: на костромской иконе (1-я треть XVII в.) «Усекновение главы Иоанна Предтечи» в среднике (бывш. собрание В. А. Бондаренко), на иконе «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» с избранными святыми (1-я пол. XVII в.) из собрания П. М. Третьякова (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. № 717), на аналогичной иконе (сер. XVII в.) из костромской ц. Воскресения на Дебре (Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 520. Кат. 97. Ил. 145-153). На иконе «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» с житием в 24 клеймах (1-я четв. XVII в.) из московской Никольской ц. в Мясниках (МГОМЗ) служанка показывает прав. Захарии младенца, вопрошая об имени.

Во 2-й пол. XVII в. в творчестве художников круга Оружейной палаты происходят изменения, вызванные привлечением западноевроп. образцов. Основные композиционные элементы остаются прежними: лежащая на ложе прав. Елисавета, омовение или укачивание младенца, пишущий имя прав. Захария. В сцену мастера вводят изображение ордерных элементов, драпировок; персонажей и предметы мебели начинают изображать в не иконном ракурсе. Такова фреска «Р. И. П.» на вост. стене в подкупольном пространстве юго-вост. купола Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666), где колонки и антаблементы разделяют сцену на компактные ячейки для разных эпизодов: прав. Елисавета со служанкой, «Омовение младенца», пишущий прав. Захария, которому подносят младенца Иоанна. Сходным образом сцена представлена артелью Гурия Никитина в диаконниках Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском (1662) и Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (1689). В диаконнике Софийского собора в Вологде, расписанном артелью ярославца Дмитрия Григорьева Плеханова (1686-1688), помимо ордерного оформления композиции произвольно меняется хронологическая последовательность событий: «Р. И. П.» находится между эпизодами «Зачатие Иоанна Предтечи» и «Омовение младенца», под «Целованием Захарии и Елисаветы»; «Поднесение младенца Иоанна Захарии для наречения» следует после «Бегства Елисаветы в пустыню». По тому же принципу плехановская артель исполнила роспись в церквах во имя прор. Иоанна Предтечи: в Толчково в Ярославле (1694-1695) и в Рощенье в Вологде (1717). К данной традиции примыкают житийные иконы: круга Гурия Никитина - с «Усекновением главы св. Иоанна Предтечи» в среднике (ок. 1680, ЯХМ), со «Св. Иоанном Предтечей Ангелом пустыни» в среднике из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе в Костроме (ок. 1687, КГОИАХМЗ; Костромская икона. XIII-XIX вв. М., 2004. С. 536. Кат. 118. Ил. 196), со «Св. Иоанном Предтечей в пустыне» в среднике мастера Т. И. Филатьева из московской ц. св. бессребреников Космы и Дамиана в Кадашах (1689, ГТГ; Иконопись из собр. Третьяковской галереи. М., 2006. С. 390-391); икона письма Михаила и Дмитрия Белозерцев (1691-1692, Белозерский обл. краевед. музей) со «Св. Иоанном Предтечей Ангелом пустыни» в среднике из угличской ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (нач. XVIII в., в УИХМ; Углич: Памятники архитектуры и искусства. М., 1988. С. 185. Ил. 90). В композиции иконы «Р. И. П.» письма Б. Г. Кузнецова (1716, ВХМ; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 253, 334. Кат. 218) ложе с прав. Елисаветой стоит в центре, святая показана в ракурсе: она протягивает руки к повитухе, подающей ей новорожденного; к ней склоняется прав. Захария, пишущий на листе бумаги; детально изображены яства, к-рые предлагают прав. Елисавете служанки, столик с кувшинами на подносе. Комната оформлена пышными драпировками, ее глубину подчеркивают плитки пола. Яркий пример сюжета в поздней традиции - житийная икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» в среднике из Солигалича (ок. 1817, Церк. Ист.-археол. музей Костромской епархии; Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 616-617. Кат. 273): композиции ее клейм основаны на западноевроп. гравюрах, в составе «Р. И. П.» - редкий эпизод с «Обрезанием св. Иоанна Предтечи».

Лит.: Лихачёва В. Д. К вопросу об иконографии Рождества Иоанна Предтечи: (Иконы Рождество Иоанна Предтечи из ГЭ и Рождество Богоматери из Баварского музея в Мюнхене и Синайского мон-ря св. Екатерины) // Изв. на Ин-та за изкуствознание. София, 1970. Вып. 13. С. 191-198; Χατζηδακη Ν. Γέννηση Παναγίασ - Γέννηση Προδρόμου, παραλλαγές και αποκρυστάλλωση ενός θέματος στην κρητική εικονιγραφία του 15ου-16ου αιώνα // ΔΧΑΕ. Περ. 4. Αθηνα, 1983. Τ. 11: Στη μνήμη του Α. Κ. Ορλάνδου (1887-1979). Σ. 127-180; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Κατσιώτη Α. Οι Σκηνεσ τησ Ζωησ και ο εικονογραφικοσ κυκλοσ του Αγιου Ιωαννη Προδρομου στη Βυζαντινη Τεχνη. Αθηνα, 1998; Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского мон-ря и истоки их иконогр. программы // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 75-84; Устинова Ю. В. «Зачатьевский цикл» в составе жития св. Иоанна Крестителя в древнерус. искусстве XVI - 1-й пол. XVII вв. // Там же. 2005. Вып. 9. С. 197-212; Иконы Рус. Севера: Шедевры древнерус. живописи АМИИ: Кат. М., 2007. 2 т.; Вахрина В. И. Новооткрытая ростовская икона «Пророк Иоанн Предтеча с житием» 1-й трети XVI в. из собр. музея-заповедника «Ростовский Кремль» // ИХМ. 2012. Вып. 12. С. 231-241; Ростовская икона «Иоанн Предтеча, с праздниками»: Шедевр живописи XVI ст. М., 2017.
Ю. В. Устинова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО рождение по плоти Иисуса Христа от Пресв. Богородицы; один из главных праздников года церковного
  • ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ один из главных христ. праздников в правосл. Церкви, входящий в число двунадесятых
  • ГОД ЦЕРКОВНЫЙ система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви
  • ИОАНН ПРЕДТЕЧА [Иоанн Креститель], пророк
  • ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ 1) евангельское событие, чудесное изменение облика Иисуса Христа и явление Его Божественной природы перед избранными учениками; 2) в правосл. богослужении Господский праздник (6 (19 н. с.) авг.)
  • РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в правосл. богослужении двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию рождения Девы Марии от святых праведных Иоакима и Анны
  • АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
  • АВДИЙ 4-й в ряду 12 малых пророков (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста)
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец)
  • АМОС ветхозаветный пророк VIII в. до Р. Х. (пам. 15 июня)
  • АРТОС в византийском обряде особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы
  • ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК в православном церковном календаре праздник, имеющий более высокий статус по сравнению с др.
  • ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение
  • ВОЛХВЫ в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом (Мф 2. 1-12)
  • ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю
  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих
  • ЕЛИСЕЙ ветхозаветный пророк (пам. 14 июня и в Соборе Синайских преподобных)
  • ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого
  • ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая)