ДОГМАТИК
Том XV , С. 532-534
опубликовано: 27 июля 2012г.

ДОГМАТИК

Содержание

[греч. δογματικὸν (Θεοτοκίον)], один из видов богородичнов Октоиха. Д. называются стихиры на    воскресных малой (богородичны на «Господи, воззвах» и на стиховне) и великой (богородичен на «Господи, воззвах») вечерен (в рукописях Д. иногда обозначается и богородичен стихир на стиховне; кроме того, в нек-рых рукописных Стихарях и Октоихах для каждого гласа приведен цикл из неск. богородичных стихир, названных Д.), совершаемых вечером в субботу. Поскольку в каждом гласе, т. о., имеется 3 Д., всего в полном Октоихе содержится 24 Д.

Д. великой вечерни значительно более широко употребляются, чем Д. малой вечерни, поэтому в совр. практике этот термин обычно используют для обозначения только Д. великой вечерни, тогда как богородичны на    - малой вечерни или обозначают как «малые догматики», или никак не обозначают, несмотря на то что в совр. печатных изданиях Октоиха, напротив, только богородичны малой вечерни надписаны как Д. В Октоихе содержится 8 Д. великой вечерни; нач. Д. 1-го гласа: Τὴν παγκόσμιον δόξαν τὴν ἐξ ἀνθρώπων σπαρεῖσαν, κα τὸν Δεσπότην τεκοῦσαν (        ); 2-го: Παρῆλθεν ἡ σκιὰ τοῦ νόμου, τῆς χάριτος ἐλθούσης (     ); 3-го: Πῶς μὴ θαυμάσωμεν, τὸν θεανδρικόν σου τόκον Πανσεβάσμιε; (       ); 4-го: ῾Ο διὰ σὲ Θεοπάτωρ προφήτης Δαυΐδ, μελῳδικῶς περ σοῦ προανεφώνησε (          ); 1-го плагального (т. е. 5-го): ᾿Εν τῇ ᾿Ερυθρᾷ θαλάσσῃ τῆς ἀπειραγάμου Νύμφης εἰκὼν διεγράφη ποτέ (        ); 2-го плагального (т. е. 6-го): Τίς μὴ μακαρίσει σε, Παναγία Παρθένε; τίς μὴ ἀνυμνήσει σου τὸν ἀλόχευτον τόκον; (             ); βαρύς (т. е. 7-го): Μήτηρ μὲν ἐγνώσθης, ὑπὲρ φύσιν Θεοτόκε (       ); 4-го плагального (т. е. 8-го): ῾Ο Βασιλεὺς τῶν οὐρανῶν, διὰ φιλανθρωπίαν, ἐπ τῆς γῆς ὤφθη, κα τος ἀνθρώποις συνανεστράφη (           ).

Традиция приписывает создание Д. прп. Иоанну Дамаскину (VIII в.). Действительно, в древнейших сохранившихся (преимущественно в груз. переводе) редакциях иерусалимских сборников воскресных песнопений, восходящих к IV-V вв., Д. отсутствуют, тогда как в рукописях IX в. (напр., Sinait. gr. 1593) большинство из них уже есть; поэтический стиль и особенности построения мн. Д. также сопоставимы с др. творениями прп. Иоанна, напр. стихирами в чине отпевания. Впрочем, корпус Д. (включая Д. малой вечерни) в рукописях не вполне стабилен (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1932; Tillyard. 1949) и окончательно сложился не сразу.

По содержанию Д.- достаточно пространные гимны Божией Матери, наполненные глубоким богословским содержанием; заметный объем этих песнопений и присутствие в них размышлений о Воплощении предвечного Сына Божия от Пресв. Девы (напр.:  ...                                - из Д. великой вечерни 3-го гласа) и о тайнах Христова домостроительства спасения (напр.:                - из Д. малой вечерни 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа;                            - из Д. малой вечерни тяжкого (т. е. 7-го) гласа) составляют главное отличие Д. от др. богородичнов. На Д. великой вечерни был написан ряд толкований (см., напр.: Борзецовский. 1879; Θεοδώρου. 1992); толкователи подчеркивали не только глубину и поэтичность Д., но и их взаимосвязь. Так, Д. великой вечерни, взятые все вместе, составляют подробный рассказ о Боговоплощении и его причинах (см.: Модест (Стрельбицкий). 1878).

Малые Д. должны, согласно 1-й гл. Типикона, петься на малой вечерне под воскресенье; однако, поскольку эта служба чаще всего опускается, а др. случаев использования малых Д. совр. устав не предусматривает (хотя в рус. дониконовской традиции, отраженной и в старообрядческих изданиях, малые Д. могли в случае отсутствия малой вечерни петься вместе с литийными стихирами), малые Д. в храме практически никогда не звучат.

Д. великой вечерни, или просто Д. (в богослужебном уставе они обычно обозначаются как «1-й богородичен гласа»), должны обязательно петься на    на «Господи, воззвах» на воскресной великой вечерне (совершаемой как в составе всенощного бдения (согласно 2-й гл. Типикона), так и самостоятельно (согласно 7-й гл. Типикона)), причем строго на текущий глас Октоиха; Д. отменяется только при совпадении воскресного дня с двунадесятым праздником. Кроме воскресной службы Д. текущего гласа должен петься на    на «Господи, воззвах» на вечерне в пятницу вечером (т. е. под субботу); этот Д. вытесняется только стихирой на    двунадесятого или особого праздника, если он попал на субботу, а также стихирой попразднств Рождества Христова, Богоявления и Вознесения Господня, но не др. праздников. Наконец, Д., но уже не текущего гласа, а по гласу славника, поются на    на «Господи, воззвах» и при совершении вечерни на памяти святых славословных, полиелейных и бденных (т. е. с красными знаками - см. Знаки праздников месяцеслова) вне периодов пред- и попразднств (см.: Никольский. Устав. Т. 2. С. 100-101).

Лит.: Модест (Стрельбицкий), еп. О церковном Октоихе. Екатеринбург, 18782. С. 82-88; Борзецовский С., диак. [впосл. иером. Серафим]. Объяснение догматиков восьми гласов. М., 18792; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. ῾Ο ἅγιος ᾿Ιωάννης Δαμασκινὸς κα τὰ ποιητικὰ αὐτοῦ ἔργα // Νέα Σιών. ῾Ιεροσόλυμα, 1932. Τ. 27. Σ. 28-44, 111-123, 165-177, 216-224, 329-353, 415-472, 704-711; Tillyard H. J. W. The Hymns of the Octoechus. Copenhagen, 1949. Pt. 2. P. XIV, 105-162. (MMB; 5); Θεοδώρου ᾿Α. Τα δογματικά Θεοτοκία της Παρακλητικής. ᾿Αθῆναι, 1992.
Диак. Михаил Желтов

В певческой традиции

Напевы Д. сохранились в нотированных Октоихах с XV в., в посл. трети к-рого была зафиксирована относительно устойчивая традиция невменной записи песнопений столпового знаменного распева на 8 гласов (см.: РГБ. Ф. 304. № 408. Л. 138 об.- 148, 2-я пол. XV в., и др.). Все последующие варианты Д. знаменного распева (ТСЛ. П И-82. Л. 164-240, XVII в.; РГБ. Ф. 379. № 36, 3-я четв. XVII в.; РНБ. Ф. 550. Q.I.504, XVIII в.; Октоих нотного пения. СПб., 1900; Обиход нотного пения Соловецкого мон-ря. СПб., 1912. Ч. 1 и др.) сохраняли связь с этой основной традицией вплоть до варианта, используемого в совр. практике старообрядцев (Октай поморский. М., 1911; Октай. М.[: Калашников], 1909) (с небольшими эволюционными изменениями в нотации). В совр. старообрядческой богослужебной практике Д. всегда исполняются «в розвод», т. е. столповым знаменным распевом.

С XVII в. распространяются Д. большого распева, имеющего мелизматическую стилистику (РГБ. Ф. 379. № 4. Л. 92 об.- 122 об., посл. четв. XVII в. (Феодора Христианина); РНБ. Q. I. 537, 1-я четв. XVIII в. (Д. 2-го гласа с указанием: «...в святую неделю вечера и ныне, болшой роспев за еже кадити иерею множество народа и того ради поем косно и с протяжением»); РНБ. Кир.-Бел. № 772/1029, кон. XVII - нач. XVIII в.; ГИМ. Син. певч. № 105, кон. XVII в.). Как было установлено, Д. распевались также по модели евангельских стихир большого распева (см.: Тюрина О. В. Большой роспев: проблема происхождения и стилистика: Дипл. работа / МГК. М., 2006. С. 105-118. Ркп.).

Д. киевского распева, по-видимому, стали распространяться с кон. XVI - нач. XVII в. (ЛНБ. Ирмолой кон. XVI - нач. XVII в.; см.: Yasinovsky Y. The Oldest Copy of the Ukranian Choral Manuscript of the Staff Notation // Гимнология. 2003. Вып. 4. С. 252-269), хотя название «киевское» для Д. не использовалось. Наименование «киевское» для одного из Д. (7-го гласа) отметила Д. Петрович (cм.: Petrovič D. A Liturgical Anthology Manuscript with the Russian «hammer-headed» Notation from A. D. 1674 // MAAS. 1972. T. 3. P. 307); вероятно, термин был дан для того, чтобы отличить общеупотребительный киевский от нового местного варианта (см.: Шевчук Е. Ю. Об атрибуции песнопений киевского роспева в многораспевном контексте укр. певч. культуры XVII-XVIII вв. // Гимнология. 2003. Вып. 3. С. 367-375).

В синодальном Обиходе всенощного бдения зафиксированы Д. киевского распева, к-рые, возможно, являются его центральнорус. редакцией (Обиход нотного пения. М., 1902. Л. 14 об.- 21). Д. в этом виде представляют собой гласовые напевы силлабической структуры.

В многоголосной традиции с кон. XVII в. появляются Д. в гармонизации греческого распева (РНБ. Ф. 1260. Q. 16, 1-я четв. XVIII в.; Солов. № 1194/1321, XVIII в. (Д. 5-го гласа в 8-голосном изложении)). Известен сложный по многоголосной фактуре напев Д. Киево-Печерской лавры (см.: Обиход нотный Киево-Печерской лавры. М., 2001), по мелодике восходящий к знаменному распеву. В наст. время в певч. практике центральных епархий РПЦ распространен вариант гармонизации сокращенного киевского распева (Обиход церковного пения. М., 1997. С. 17-42), повторяющий гласовый напев стихир. На протяжении XIX-XX вв. создавались гармонизации различных распевов, преимущественно знаменного: Н. И. Компанейского (Духовно-муз. сочинения. М.[: Юргенсон], б. г.), А. Д. Кастальского (2- и 4-голосные; см.: Кастальский А. Д. Октоих. Серг. П., 1997. С. 72-82, 93-114), А. В. Никольского (с надписанием: «догматики-запричастны», «большого знаменного распева» (в совр. понимании традиционного знам. распева); Духовно-муз. сочинения. М.[: Юргенсон], б. г.), К. Н. Шведова (Духовно-муз. сочинения. М.[: Юргенсон], 1911), свящ. Димитрия Аллеманова (ркп. из частного собр. О. А. Бычкова), П. Г. Чеснокова (см. Д. 5-го гласа «большого знаменного распева» (Духовно-муз. сочинения. М. [: Юргенсон], б. г.)), прот. Петра Турчанинова (киевского распева, ркп. из частного собр. О. А. Бычкова), А. В. Никольского, Н. Н. Черепнина (Сб. церк. песнопений. П., б. г.), А. С. Фатеева (гармонизация киевского распева из Обихода игум. Филарета, кон. XVIII в.; Духовно-муз. сочинения. М.[: Юргенсон], б. г.), Б. М. Ледковского (гармонизация киевского распева по изд.: Обиход. М., 1772; см.: Обиход церк. пения. Ч. 1: Всенощное бдение. Джорд., 1959) и др. авторов.

В греч. певч. рукописях Д. встречаются по крайней мере с XIII в. (Ath. Pantel. 49. Fol. 187-213, XIII в.; Lesb. Leim. 289. Fol. 11-23, 1500-1550 гг., и др.). В серии MMB опубликованы нотолинейные расшифровки Д., записанных в средневизант. нотации, представляющие напевы в невматическом стиле (ркп.: Cardiff. Tillyard. Cod. Peribleptos, 1280 г., Athen. Bibl. Nat. 974, 1300 г., и 884, 1341 г.; см.: The Hymns of the Oktoechus / Transl. H. J. W. Tillyard. Copenhague, 1949. Pt. 2. (MMB. Transcr.; 5)). Среди Д. присутствуют как известные по ныне принятому уставу тексты Д., так и не вошедшие в совр. Октоих.

Существуют «авторские» редакции распевов Д.: Мануила Хрисафа (Ath. Pantel. 919. Fol. 1-32r, 1687 г.), Германа, митр. Нов. Патр (Ath. Xeropot. 360, 2-я пол. XVIII в.), Кириакоса Кулидаса Нафплиотиса (Ath. Pantel. 942, нач. XVIII в.), протопсалта Даниила (Ath. Xeropot. 374, 2-я пол. XVIII в.), Кирилла Ивирита (Lesb. Leim. 351. Fol. 345v - 351v, 1700-1750 гг.), Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 255, 1790-1800 гг.), протопсалта Иакова (Lesb. Leim. 234. Fol. 121-131, 1803 г.) (см. также: Χατζηγιακουμής. Μουσικὰ χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 425). В современной греч. традиции обычно поется кратким стихирарическим распевом, хотя в Анастасиматарии зафиксирован и краткий ирмологический распев (в нотации нового метода см.: ᾿Αναστασιματάριον τοῦ ᾿Ιωάννου Προτοψάλτου. ᾿Αθῆναι, 2002).

Лит.: Στάθης. Χειρόγραφα; Χατζηγιακουμής. Μουσικά χειρόγραφα Τουρκοκρατίας; Захарьина Н. Б. Рус. богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв.: Синод. традиция. СПб., 2003.
И. В. Старикова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • «БОГОРОДИЦЕ ДЕВО» богородич. песнопение
  • БОГОРОДИЧЕН гимнографическое произведение, посвященное Пресв. Богородице
  • ВЕЧЕРНЯ одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви
  • ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха
  • ВОСТОЧНЫ наименование нек-рых стихир из воскресных последований Октоиха
  • ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь
  • ЕКТЕНИЯ один из видов молитвословий во время церковного богослужения
  • ОКТОИХ литургическая книга православной Церкви, содержащая песнопения седмичного богослужебного круга
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода