[греч. Εὐνούχος Θιλανθρωπηνός], протопсалт, визант. мелург. Его имя встречается в рукописных Матиматариях XIV-XVI вв., а также в каталоге Кирилла Мармаринского, митр. Тиносского, «составленном согласно Иоанну Протопсалту» (т. е. по данным, относящимся к 1734/36-1770), к-рый приводит в своем Теоретиконе (как в рукописи, так и в издании) Хрисанф из Мадита (см.: Χατζηϒιακουμής Μ. Κ. Αὐτόϒραφο (1816) τοῦ «Μεϒάλου Θεωρετικοῦ» τοῦ Χρυσάνθου // ᾿Ερανιστής. 1974. Τ. 11. Σ. 321-322; Χρύσανθος, ἀρχιεπ. Ϫιρραχίου ὁ ἐκ Μαδύτων. Θεωρετικὸν Μέϒα τῆς Μουσικῆς. Τερϒέστη, 1832. Σ. XXXIII-XLIII; крит. изд. Г. Н. Константину: ᾿Αθήνα, 2007. Σ. 100-123. (Βατοπαιδινὴ Μουσικὴ Βίβλος - Μουσικολοϒικὰ Μελετήματα; 1)). Вероятнее всего, речь идет о каталоге «тех, кто в разные времена процветал в церковной музыке» из рукописи архидиак. Никифора Кантуниариса Хиосского (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140 sq., нач. XIX в.), где упоминается и Е. Ф. Наст. имя его неизвестно, засвидетельствована лишь его принадлежность к группе евнухов, в визант. период активно занимавшихся музыкой (см.: Moran N. Byzantine Casrtati // Plainsong and Medieval Music. 2002. N 11/2. P. 99-112; Σπυράκου Ε. ῾Η Βυζαντινὴ ἐκκλησιαστικὴ μουσικὴ στὸ 20ὸ διεθνὲς συνέδριο βυζαντινῶν σπουδῶν̇ Παρίσι, 2001 // Παρνασσός. 2002. Τ. 44. Σ. 506-507). Прозвище этого протопсалта: Филантропинский, присутствующее во всех известных в наст. время источниках, возможно, указывает на его принадлежность к одному из визант. родов (см., напр.: ᾿Αθηναϒόρας, μητρ. Παραμυθίας κα Θιλιατῶν. Συμβολα εἰς τὴν ἱστορίαν τοῦ βυζαντινοῦ οἴκου τῶν Θιλαντρωπινῶν // ϪΙΕΕΕ. Νέα σειρά. ᾿Αθήναι, 1929. Τ. 1. Τευχος 4. Σ. 61-74 (см. также рец. В. Лорена в изд.: EO. 1930. Vol. 29. P. 495-497); ῾Ιστορία τοῦ ῾Ελληνικοῦ ῎Εθνους. ᾿Αθῆναι, 1980. Τ. 9. Σ. 218, 242, 285, 290) или к братии одноименного мон-ря.
Е. Ф.- автор матимы (калофонической версии стихиры) в последовании 1-го часа на Рождество Христово «Ныне пророческое проречение» 3-го гласа μέσος. Она встречается в различных Матиматариях XIV-XVI вв. (наиболее показательные кодексы: Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v - 103, сер. XIV в.; 2411. Fol. 116v - 119v, 2-я пол. XIV - нач. XV в.; 885. Fol. 61-66, 401-402, XV в.; РНБ. Греч. № 126. Л. 239 об.- 241, 2-я пол. XV в.; Ath. Pantel. 938. Fol. 125v - 129v, кон. XV - нач. XVI в., ркп. свящ. Алексия Вулевта).
Мелос этой матимы был также изложен в аналитической нотации нового метода хартофилаксом Хурмузием (что свидетельствует о достоинствах произведения Е. Ф.) в 3-м т. его Матиматария (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 729. Fol. 254v - 264, 1-я пол. XIX в.). Структура этой матимы (по совокупности вышеперечисленных источников) представляет особый интерес, т. к. впосл. она стала прототипом для произведений визант. мелургов маистора Иоанна Кукузеля и протопсалта Ксена Корониса (оба - 1-я пол. XIV в.). Е. Ф. принадлежит «введение» (εἰσαϒωϒή) указанной матимы - калофоническая обработка 1-й фразы стихиры (см.: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 729. Fol. 254v - 255). Далее в рукописи Хурмузия следуют произведения Корониса - обработка начала 1-й фразы и 2-й фразы стихиры на 1-й плагальный глас τριφωνῶν (см.: Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v - 101) - и Кукузеля - 2 обработки всей матимы в более пространном стиле: 1) 2-частное песнопение (анаподизм; см.: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 729. Fol. 255v - 261); 2) анаграмматизм «Из Девы отроковицы» (᾿Εκ παρθένου κόρης) на 1-й плагальный глас (в ркп. РНБ. Греч. № 126. Л. 240-241 данное песнопение названо анаподизмом; см.: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 729. Fol. 261-264). Это «вмешательство» Кукузеля (охарактеризованное в кодексе Ath. Pantel. 938 как украшение (καλλωπιστική)) в исходное произведение Е. Ф. помогает датировать деятельность последнего приблизительно 2-й пол. XIII в. Кроме того, распространение этого муз. произведения Е. Ф. в районе К-поля (где работали Кукузель и Коронис, а позднее и Хурмузий) является, возможно, еще одним указанием, способствующим более точной локализации деятельности Е. Ф. В этом случае можно предположить, что Е. Ф. был насельником к-польского мон-ря Филантропос (см.: Σιδερίδης Ξ. Περ τῆς Κωνσταντινουπόλει μονῆς τοῦ Σωτῆρος τοῦ Θιλανθρώπου κα τῶν ἐν αὐτῇ ἁϒιάσματος κα ἁϒίων λειψάνων // ᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια Κωνσταντινουπόλεως. 1897. Τ. 17. Σ. 234-236, 250-251, 257-259, 267-268, 276-279, 291-293, 309-310, 316-319, 323-325, 341-343; 1898. Τ. 18. Σ. 4-6, 10-11; Janin R. Les Monastères du Christ Philanthrope à Constantinople // REB. 1946. P. 135-162; idem. Le siège de Constantinople et le Patriarcat Ecuménique. P., 1953. T. 3: Les églises et les monastères. P. 539-544. (Géographie ecclésiastique de l'empire Byzantin; 1); Μανάφη Κ. Α. Μοναστηριακὰ Τυπικὰ-Ϫιαθῆκαι // Μελέτη Θιλολοϒική. ᾿Αθῆναι, 1970. Σ. 29, 86, 99, 100, 110), а не к.-л. др. мон-ря, напр. мон-ря Филантропинон в Янине (Эпир) (см.: ᾿Αχειμάστου-Ποταμιάνου Μ. ῾Η μονὴ τῶν Θιλαντροπινῶν κα ἡ πρώτη φάση τῆς μεταβυζαντινῆς ζωϒραφικῆς. ᾿Αθῆναι, 1983. Σ. 21-34).