КЛАРИССЫ
Том XXXV , С. 296-301
опубликовано: 11 марта 2019г.

КЛАРИССЫ

[клариссинки; итал. clarisse; также - бедные женщины, миноритки; офиц. название - орден св. Клары; лат. Ordo sanctae Clarae, O.S.Cl.], католич. жен. монашеский орден, основанный католич. св. Кларой Ассизской как «второй орден» францисканцев. Орден К. состоит из автономных мон-рей; духовно и юрисдикционно связан с орденом францисканцев. К. ведут созерцательный образ жизни в подражание Христу, руководствуясь примерами католич. святых Франциска Ассизского и Клары Ассизской. Во мн. мон-рях К. соблюдается строгий затвор, общение монахинь с мирянами происходит только через решетку. Нек-рые реформированные жен. конгрегации К. сохранили свое название и посвящение св. Кларе Ассизской. Традиционное одеяние К.- черная туника крестообразной формы, подпоясанная белой веревкой с 3 узлами, которые обозначают 3 монашеских обета, скапуляр с прямоугольным вырезом и белый головной убор с черной накидкой. В нек-рых ветвях ордена принято облачение коричневого цвета.

Католич. св. Клара Ассизская. Ок. 1467 г. Худож. Антонио Виварини. (Художественно-исторический музей, Вена)Католич. св. Клара Ассизская. Ок. 1467 г. Худож. Антонио Виварини. (Художественно-исторический музей, Вена)

История ордена связана с принесением монашеских обетов и монашеским постригом католич. св. Клары Ассизской в Вербное воскресенье 1211 г. (или 1212). Девушка провела неск. недель в бенедиктинском аббатстве Сан-Паоло-делле-Аббадессе, потом Франциск Ассизский отправил ее в монастырь Сант-Анджело-ди-Панцо у подножия горы Субазио. Несмотря на попытки родственников забрать ее из мон-ря силой, Клара не отказалась от своего намерения вести монашеский образ жизни. Вскоре к ней присоединилась ее сестра Агнесса и др. подвижницы. Поскольку образ жизни монахинь-бенедиктинок не соответствовал францисканскому идеалу бедности, Клара Ассизская и ее соратницы с согласия Гвидо, еп. Ассизи, и св. Франциска Ассизского переселились в ц. Сан-Дамиано близ Ассизи (ныне в черте города). Членов общины называли «бедные женщины», «затворницы Сан-Дамиано» или «бедные женщины долины Сполето»; название «клариссы» утвердилось уже после смерти Клары Ассизской.

Сначала жен. общиной Сан-Дамиано руководили св. Франциск Ассизский и еп. Гвидо. Франциск составил для общины краткие предписания об образе жизни монахинь (forma vivendi; позднее в 1-м уставе К. кард. Уголино деи Конти ди Сеньи (впосл. папа Римский Григорий IX) назвал эти предписания formula vitae). Оригинальный текст не сохранился, но в сокращенном виде указания Франциска Ассизского были изложены Кларой в 6-й гл. составленного ею устава: жить по Евангелию, следовать жизни Христовой, подражать Его бедности, не имея и не принимая никакого имущества; члены муж. ордена францисканцев должны были помогать монахиням и опекать их (Правило св. Клары. 1996. С. 951-952). Наставления святого описаны также в завещании Клары (Завещание св. Клары. 1996. С. 963-969). В отличие от муж. ордена, члены к-рого вели нищенствующую и бродячую жизнь проповедников, насельницы Сан-Дамиано придерживались созерцательного образа жизни, практиковали затворничество. Одним из первых свидетельств о К. стал рассказ еп. Акры Жака де Витри, к-рый проездом находился в тех местах ок. 1216 г. Хронист называет женщин, проживающих общинами за городом и не принимающих никаких даров, а живущих трудом своих рук, «меньшими сестрами» (sorores minores) и четко связывает их с «меньшими братьями», т. е. с муж. орденом францисканцев (Lettres de Jacques de Vitry (1160/1170-1240), évêque de St.-Jean-d'Acre / Éd. R. B. C. Huygens. Leiden, 1960. P. 71-78).

Несмотря на близость жен. общины Сан-Дамиано к ордену францисканцев и стремление монахинь во всем следовать примеру Франциска Ассизского, Клара более 40 лет добивалась того, чтобы приблизить образ жизни К. к францисканскому и сделать его менее похожим на образ жизни бенедиктинских монахов. По решению Латеранского IV Собора (1215) было запрещено основывать новые религ. ордены. Известно, что в том же году Клара Ассизская приняла сан аббатисы; вероятно, потому, что община Сан-Дамиано не имела собственного устава и вынуждена была сообразовать свою жизнь с бенедиктинскими правилами (возможно также, что Клара приняла титул аббатисы по настоянию Франциска Ассизского, к-рый в это время планировал отправиться в Марокко с проповедью христианства). Вероятно, в июле 1216 г. папа Иннокентий III (1198-1216) даровал общине Сан-Дамиано «привилегию бедности»: членам общины дозволялось жить «без всякого имущества» и не принимать никакой собственности даже в общее пользование.

Католические святые Франциск Ассизский и Клара Ассизская. Фрагменты политиха «Мадонна со святыми». Худож. Джованни да Римини. (Городская пинакотека, Фаэнца)Католические святые Франциск Ассизский и Клара Ассизская. Фрагменты политиха «Мадонна со святыми». Худож. Джованни да Римини. (Городская пинакотека, Фаэнца)

Первый устав для жен. общины Сан-Дамиано составил папский легат в Тоскане и Ломбардии кард. У. деи Конти ди Сеньи. В переписке с Папским престолом он упоминал о жен. общине Сан-Дамиано и др. похожих, просил разрешения оказывать монахиням поддержку от имени папы и составить для жен. общин, имеющих сходный образ жизни, общий устав. Буллой «Litterae tuae» от 27 авг. 1218 г. папа Гонорий III разрешил составление такого устава. В его основу легло Правило прп. Венедикта Нурсийского, и в нем ничего не говорилось о главном принципе жизни францисканских монахинь - следовать за Христом в бедности, не владея никаким имуществом. Община Сан-Дамиано и женские обители, возникавшие по ее примеру, должны были соблюдать этот устав, хотя он не соответствовал идеалам евангельской жизни, к-рые проповедовал Франциск Ассизский и к к-рым стремились Клара Ассизская и ее сподвижницы. По указанию кардинала были основаны мон-ри К.: в 1217 г.- во Флоренции, в 1218 г.- в Лукке, в 1219 г.- в Перудже и Сиене. Несмотря на новый устав, положение К. было двойственным: они пользовались «привилегией бедности» (эту привилегию подтвердили папы Григорий IX (1228) и Иннокентий IV (1253)), но внутренний распорядок их жизни оставался бенедиктинским. Дочь чеш. кор. Пржемысла I Отакара Агнесса Богемская, по примеру Клары Ассизской основавшая в Праге жен. мон-рь К. и состоявшая в переписке с католич. святой, на основе предписаний Франциска Ассизского составила свой вариант устава и между 1237 и 1238 гг. отослала его папе Римскому Григорию IX. В ответном письме («Angelis gaudium», 11 мая 1238), ссылаясь на то, что указания, данные св. Франциском Ассизским монахиням Сан-Дамиано, были «всего лишь молоком, а не твердой пищей», понтифик запретил К. следовать к.-л. др. уставу, кроме составленного им в 1218 г.

Клариссы перед ц. Сан-Дамиано оплакивают Франциска Ассизского. Роспись верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1296-1304 гг. Мастерская ДжоттоКлариссы перед ц. Сан-Дамиано оплакивают Франциска Ассизского. Роспись верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1296-1304 гг. Мастерская Джотто

В дек. 1227 г. папа Григорий IX буллой «Quoties cordis» поручил опеку над К. генералу ордена францисканцев, однако в тексте буллы не упоминалось о роли Франциска Ассизского в основании общины Сан-Дамиано и, следов., о принципиальной связи К. с орденом францисканцев. Стремясь, вероятно, к унификации мон-рей К. и установлению контроля над ними, летом 1228 г. папа изъял общины К. из юрисдикции местных епископов и подчинил напрямую Папскому престолу. В официальной переписке общины именовались «орденом св. Дамиана». Дальнейшие действия понтифика привели к конфликту с Кларой Ассизской. В 1230 г. папа буллой «Quo elongati» запретил монахам-францисканцам проповедовать в обителях «ордена св. Дамиана» без папского дозволения. Клара Ассизская, протестуя против этого, отослала из своего мон-ря всех мирян, занимавшихся сбором милостыни для соблюдавших затвор монахинь. Папе пришлось отменить свое решение для общины Сан-Дамиано.

После смерти Григория IX (22 авг. 1241) Агнесса Богемская обратилась к его преемнику, папе Иннокентию IV, с просьбой изменить сложившуюся у К. ситуацию, когда монахини должны были соблюдать предписания Франциска Ассизского наряду с уставом 1218 г. (quod impossibile reputetur quod in ordine tuo duae regulae debeant observari - Bullarium franciscanum. 1759. T. 1. P. 316). Сначала папа настаивал на соблюдении устава (папское послание «Divini timore» от 13 нояб. 1243), но позднее буллой «Cum omnis» от 6 авг. 1247 г. утвердил для К. новый устав, к-рый назывался уставом св. Франциска (хотя в основе лежал прежний устав, 1218 г.). Этим шагом папа намеревался продемонстрировать духовную и юрисдикционную связь между К. и орденом францисканцев, тем более что мон-ри К. были окончательно подчинены генералу ордена францисканцев. Однако общинам К. было разрешено владеть рентами и общим имуществом, что противоречило францисканскому принципу абсолютной бедности и полученной К. «привилегии бедности».

Католич. св. Франциск Ассизский дарует св. Кларе предписания об образе жизни монахинь. Роспись «Прославление Франциска Ассизского» в ц. Сан-Франческо в Ареццо. 1386 г. Мастерская Спинелло АретиноКатолич. св. Франциск Ассизский дарует св. Кларе предписания об образе жизни монахинь. Роспись «Прославление Франциска Ассизского» в ц. Сан-Франческо в Ареццо. 1386 г. Мастерская Спинелло Аретино

Вероятно стремясь решить это противоречие, в 1247 г. Клара Ассизская составила новый устав для К. В качестве основы она использовала устав ордена францисканцев, к-рый получил устное папское утверждение до IV Латеранского Собора (официально апробирован Папским престолом в 1223), что позволяло избежать канонических препятствий и сообразовать жизнь К. в соответствии с монашескими принципами, к-рые проповедовал Франциск Ассизский. Устав францисканцев был приведен в соответствие с нуждами жен. общины, живущей в затворе. В 1252 г., уже будучи тяжелобольной, Клара Ассизская обратилась к папе за утверждением этого устава. 16 апр. 1253 г. устав был одобрен кард. Ринальдо (впосл. папа Александр IV), а 9 авг., за 2 дня до смерти Клары Ассизской, его утвердил Иннокентий IV (булла «Solet annuere»). Устав (полное название - «Образ жизни ордена нищих сестер, который установил блаженный Франциск» (Forma vitae ordinis sororum pauperum quam beatus Franciscus instituit; рус. пер.: Правило св. Клары. 1996. С. 941-960)) состоял из 12 глав и предписывал К. нести покаяние, следовать Евангелию, «жить в высочайшей нищете» и в «христианском братстве», сохранять верность католич. Церкви и быть послушными папе Римскому, вести молитвенную жизнь в затворе, заниматься физическим трудом. К. подчинялись генералу ордена францисканцев; министры орденских провинций назначали для управления местными общинами К. визитаторов. Папа также еще раз подтвердил дарованную К. «привилегию бедности». Хотя составленный Кларой Ассизской устав был одобрен только для общины Сан-Дамиано, впосл. его приняли мон-ри К. в Праге, Неаполе, Фолиньо и др.

Во 2-й пол. XIII в. сестра франц. кор. Людовика IX Святого католич. св. Изабелла Французская, желая учредить во Франции еще один мон-рь К. (1-й мон-рь К. был основан в Реймсе в 1220), обратилась к папе Римскому Александру IV с просьбой составить для него устав. Мон-рь был построен в местности Лоншан у ворот Парижа. Папа утвердил устав 10 февр. 1259 г., после его изучения 5 католич. богословами, среди к-рых был и св. Бонавентура, в то время генерал ордена францисканцев. В общих чертах он воспроизводил устав Клары Ассизской; монахини в нем именовались «меньшими сестрами-затворницами» (sorores minores inclusae).

Двор мон-ря св. Клары в Неаполе. Нач. XIV — 1-я пол. XVIII в.Двор мон-ря св. Клары в Неаполе. Нач. XIV — 1-я пол. XVIII в.

Преемник Александра IV, папа Урбан IV, стремясь объединить все мон-ри К. под общим названием, буллой «Beatae Clarae» от 18 окт. 1263 г. утвердил устав, составленный кард. Джованни Гаэтано Орсини (впосл. папа Николай III). Это был модифицированный устав св. Клары Ассизской (расширенный до 26 глав), который, однако, разрешал владение совместной собственностью, а также подробно определял роль настоятельницы мон-ря, утверждал правило постоянного местонахождения монахинь (stabilitas loci) и передавал управление орденом кардиналу-протектору (через 5 лет управление К. было возвращено генералу ордена францисканцев, но впосл. мн. общины К. вновь были подчинены местным епископам). В уставе Урбана IV орден К. был впервые официально назван орденом св. Клары (Ordo Sanctae Clarae), а святая признана его основательницей. Однако мн. общины К. отказались признать новый устав даже после того, как по распоряжению папы в текст были внесены нек-рые изменения (новая редакция утверждена 7 мая 1264). В результате одни монастыри придерживались устава, составленного кард. У. деи Конти ди Сеньи, другие - устава Клары Ассизской, утвержденного Иннокентием IV, или устава, полученного св. Изабеллой Французской, третьи жили по уставу Урбана IV (их называли К.-урбанианками, а также «богатыми» К.). Во 2-й пол. XIII в. в ордене К. насчитывалось 76 обителей в Италии, во Франции, в Испании, на землях Свящ. Римской империи, а также в Сирии.

Несмотря на разнообразие уставов, открывались новые мон-ри К. Нередко они не были изначально францисканскими: монахини (чаще всего бенедиктинки) присоединялись к ордену К. и принимали один из 5 действующих уставов. Обители К., как правило, находились в больших городах. К кон. XIII в. действовали мон-ри К. в Стокгольме, Роскилле, Кракове, Базеле, Никосии и Задаре. На генеральном капитуле ордена францисканцев в Неаполе в 1316 г. упоминалось о 372 мон-рях К.: 198 - в Италии, 37 - на Пиренейском п-ове, 47 - во Франции и в Нидерландах, 67 - в Центр. Европе, 18 - в Англии, 5 - на Балканах и в Греции. В XIV в. был основан мон-рь К. в Каффе (ныне Феодосия).

Монастырь Санта-Клара-а-Вилья в Коимбре (Португалия). 1286–1677 гг.Монастырь Санта-Клара-а-Вилья в Коимбре (Португалия). 1286–1677 гг.

Отсутствие единства и приток множества желающих вступить в орден привели к ослаблению монашеской дисциплины, что вместе с проблемами, касавшимися управления собственностью, привело к реформированию в XIV-XV вв. мн. обителей. Важные требования в таких реформах - возвращение к изначальному уставу св. Клары Ассизской и соблюдение строгой монашеской дисциплины. Один из примеров - реформа монастырей К. во Франции, к-рую предприняла католич. св. Колетта Буале (1381-1447) из Корби. Происходившая из семьи столяра Колетта после смерти родителей вступила сначала в общину бегинок, а затем К.-урбанианок. Считая себя недостойной быть монахиней, она долгое время была служанкой в принадлежавшем ордену К. мон-ре Сен-Жан-Батист-дю-Монсель на юге Пикардии. Затем, сочтя дисциплину ордена недостаточно строгой, девушка вернулась в Корби, где познакомилась с Жаном Пине, монахом-францисканцем из Артуа, стремившимся вернуть К. к строгости изначального устава. Он предложил Колетте жить в затворе в соответствии с уставом св. Клары Ассизской (в 1402 она получила согласие на это аббата мон-ря Корби). В 1406 г. авиньонский антипапа Бенедикт XIII дозволил Колетте основать реформированную обитель в еп-стве Амьен, Нуайон или Париж. В том же году при помощи францисканца Анри де Бома и графини Бланки Женевской Колетта встретилась недалеко от Ниццы с Бенедиктом XIII, к-рый поставил ее аббатисой нового мон-ря. Подвижница желала основать реформированную обитель у себя на родине - в Корби или в Нуайоне, но не встретила там поддержки и была вынуждена покинуть Пикардию в сопровождении 3 поддержавших ее монахинь из Корби. Колетта нашла убежище во владениях Алара де Бома, брата Анри де Бома. В 1410 г. с дозволения антипапы Александра V она основала 1-й монастырь реформированных К. в Безансоне, для к-рого восстановила устав Клары Ассизской. Позднее неск. постановлениями она сильно ужесточила дисциплину монашеской жизни. В составленных Колеттой монашеских конституциях предусматривалось неукоснительное соблюдение обета бедности (существование исключительно на пожертвования), установление частых постов и пребывание в строгом затворе (Seraphicae legislationis textus originales. 1897. P. 99-171). К сер. XV в. более 20 мон-рей К. (в основном на территории Франции) поддержали реформу св. Колетты. Буллой «Etsi ex suscepti» от 18 окт. 1458 г. папа Пий II одобрил деятельность реформированных общин К. и утвердил добавления к уставу Клары Ассизской.

Реформирование монастырей К. провели в 1420 г. Франческина из Джуссано, в 1424 г. Маргарита из Сульмоны. Особняком стоит реформа концепционисток, женской монашеской конгрегации, основанной в 1484 г. католич. св. Беатрисой да Силва Менезиш, знатной дамой при дворе кор. Изабеллы Португальской. В 1447 г. Изабелла вышла замуж за Хуана II, кор. Кастилии и Леона, и Беатриса да Силва Менезиш отправилась с ней к кастильскому двору. Однако королева вскоре стала ревновать к ней мужа. Чтобы избежать подозрений, Беатриса удалилась в доминиканский мон-рь, где прожила 40 лет, не принося монашеских обетов. В 1484 г. она основала обитель, посвященную Непорочному Зачатию Девы Марии. 30 апр. 1489 г. папа Иннокентий VIII буллой «Inter universa» позволил ей создать новую монашескую конгрегацию, посвященную Непорочному Зачатию; члены этой конгрегации должны были жить по уставу цистерцианцев. В 1501 г. папа Александр VI объединил конгрегацию концепционисток с жен. бенедиктинской общиной из Сан-Педро-де-лас-Дуэньяс. Объединенная конгрегация жила по уставу св. Клары Ассизской, но в 1511 г. папа Юлий II разрешил монахиням разработать собственный.

Колетта из Корби и Клара Ассизская с Житием. Икона. Худож. П. Орландо. Нач. XXI в.Колетта из Корби и Клара Ассизская с Житием. Икона. Худож. П. Орландо. Нач. XXI в.

В сер. XV - нач. XVI в. важную роль в истории К. сыграла реформа ордена францисканцев. Споры между обсервантами, отстаивавшими строгое соблюдение устава св. Франциска Ассизского в том, что касалось абсолютной бедности, и конвентуалами, стоявшими за организацию мон-рей по подобию др. католич. орденов, привели к появлению в ордене параллельной иерархии: обсервантам была предоставлена автономия. Разделение ордена на 2 ветви окончательно закрепил папа Лев X в 1517 г. Эта реформа спровоцировала разделение и в ордене К.: в зависимости от того, к какой ветви францисканского ордена принадлежали провинциальные министры и визитаторы, управлявшие той или иной общиной, мон-ри К. также разделились на 2 обсервации.

В XVI в. серьезные последствия для ордена К. имела Реформация. Однако во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. возобновился бурный рост мон-рей К., к-рые основывались не только в Европе, но и в Нов. Свете. В 80-х гг. XVI в. действовали ок. 600 мон-рей К. Тридентский Собор предписал К. строгое соблюдение затворнической жизни. После появления в 1525 г. капуцинов (официально орден утвержден в 1560) по инициативе испанки Марии Лоренсы Лонго (1463-1542) в ордене К. была проведена похожая реформа (подробнее см. ст. Капуцины). В 1540 г. католич. св. Петр Алькантарский основал алькантарскую ветвь францисканцев-обсервантов, отличавшуюся самым строгим соблюдением устава и отказом от ношения обуви. Жен. ветвь алькантарских К. была утверждена в 1676 г. папой Римским Климентом X. Монахини этой обсервации давали обет молчания, практиковали непрерывную молитву (материальными нуждами таких мон-рей занимались терциарии). В 1618 г. Франческа Фарнезе основала в мон-ре св. Лаврентия в Риме конгрегацию К. строгого соблюдения устава (фарнезианки). К 1680 г. в ордене К. насчитывалось ок. 70 тыс. монахинь, подвизавшихся в 934 мон-рях.

Клариссы. Фрагмент росписи зала капитула в ц. Сан-Франческо в Сиене. Худож. А. Лоренцетти. 1324–1329 гг.Клариссы. Фрагмент росписи зала капитула в ц. Сан-Франческо в Сиене. Худож. А. Лоренцетти. 1324–1329 гг.

С сер. XVIII в. из-за антиклерикальной политики в нек-рых европ. странах численность мон-рей К. и количество их насельниц сокращалось. В Свящ. Римской империи герм. нации в 1782 г. имп. Иосиф II в рамках проводимой им церковной политики (см. Иозефинизм) издал рескрипт о закрытии мон-рей, монахи к-рых не занимались благотворительной и социальной работой, затронувший К. и др. созерцательные монашеские ордены. Во время Французской революции 1789-1799 гг. Национальное собрание декретом от 13 февр. 1790 г. запретило деятельность всех созерцательных монашеских орденов, в т. ч. К. Мн. К. были арестованы, нек-рые казнены (напр., в 1794 католич. блж. Жозефина Леру). Однако и в этот период возникали конгрегации К. В 1806 г. в Венеции была основана конгрегация К.-сакраментинок, уделявших особое внимание поклонению Св. Дарам. Деятельность К.-сакраментинок была утверждена папой Григорием XVI в 1845 г. В 1839 г. основана конгрегация К. Божественного Провидения; утверждена в 1891 г. В 1854 г. учреждена монашеская конгрегация К. постоянного поклонения Св. Дарам; с 1912 г. ее члены соблюдают строгий затвор.

В XIX-XX вв. в ордене К. по-прежнему не существовало единой иерархии: он объединял автономные монастыри, находившиеся под управлением глав провинций францисканского ордена. В сер. XIX в. мн. обители К. обращались к Папскому престолу за разрешением снять обет строгого затворничества ради благотворительной или преподавательской деятельности, попечения о больных и обездоленных. Нек-рые монашеские группы стали заниматься миссионерской практикой. В 1857 г. в Индии появились миссионерские группы К.-францисканок. В 1970 г. их автономные группы были объединены в независимую конгрегацию (Franciscan Clarist Congregation; утверждена Папским престолом в 1973). Монахини руководят школами, детскими приютами, а также занимаются катехизацией. В 2002 г. эта конгрегация насчитывала 6831 чел. в 653 мон-рях.

В XX в. также создавались мон-ри К. (прежде всего в Италии и Испании). Мн. общины К. возвратились к уставу св. Клары Ассизской; этот устав приняли и нек-рые мон-ри К.-урбанианок. После второй мировой войны структура ордена изменилась. Согласно апостольской конституции «Sponsa Christi» (1950) папы Пия XII, были созданы региональные и национальные федерации автономных мон-рей К. В 1968 г. ордену принадлежало 590 обителей с 13 тыс. насельниц. В наст. время насчитывается 7171 монахиня-К. (Clarisse) - они соблюдают устав Клары Ассизской и подвизаются в 549 мон-рях; 970 К.-урбанианок (Clarisse Urbaniste) - насельниц 80 мон-рей; 2064 монахини в 151 мон-ре К.-капуцинок (Clarisse Cappuccine); 530 монахинь, проживающих в 44 мон-рях К. постоянного поклонения Св. Дарам (Clarisse Sacramentarie dell'Adorazione Perpetua); 281 монахиня в 21 монастыре К. капуцинок-сакраментинок (Clarisse Cappuccine Sacramentarie) (An. Pont. 2011. P. 1490).

Ист.: Bullarium Franciscanum: Romanorum pontificum constitutiones, epistulas ac diplomata / Ed. G. G. Sbaraglia. R., 1759-1904. 7 vol.; Seraphicae Legislationis textus originales. Quaracchi, 1897; Robinson P. Inventarium omnium documentorum quae in Archivo protomonasterii S. Clarae Assisiensis nunc asservatur // AFH. 1908. Vol. 1. P. 413-432; Bihl M. Documenta inedita archivi Protomonasterii S. Clarae Assisii // AFH. 1912. Vol. 5. P. 291-298, 663-697; 1913. Vol. 6. P. 144-155; Regula et constitutiones generales pro monialibus Ordinis S. Clarae. R., 1930; Clare of Assisi: Early Documents / Ed. R. J. Armstrong. N. Y., 1988; Правило св. Клары // Истоки францисканства / Ред.: Э. Кароли; Общ. ред.: А. Вичини, Я. Ан. [Ассизи], 1996. С. 941-960; Завещание св. Клары // Там же. С. 961-969; Fontes Francescani / Ed. S. Brufani, G. Cremascoli et al. Assisi, 1997; Santa Chiara di Assisi: I primi documenti ufficiali. Lettera di annunzio della sua morte. Processo e Bolla di canonizzazione / Ed. G. Boccali. [Assisi], 2002; Chiara di Assisi e le sue fonti legislative: Sinossi cromatica. Padova, 2003; Fonti Clariane: Documentazione antica su S. Chiara di Assisi: Scritti, biografie, testimonianze, testi liturgici e sermoni / Ed. G. Boccali. Assisi, 2013.
Лит.: St. Clare and Her Order: A Story of Seven Centuries. L., 1912; Daval G. Les clarisses. P., 1924; Ancelet Hustache J. Les clarisses. P., 1929; Casoloni F. Frères mineurs: VI. St. Claire et les clarisses // DSAMDH. Vol. 5. Col. 1401-1422; Moorman J. A History of the Franciscan Order: From Its Origins to the Year 1517. Oxf., 1968. P. 32-39, 205-215, 406-416, 548-559; Temi spirituali dagli scritti del Secondo Ordine francescano / A cura di C. A. Lainati. Assisi, 1970. 2 vol.; Boccali I. M. Concordantiae verbales opusculorum S. Francisci et S. Clarae Assisiensium. Assisi, 1976; Roggen H. François (Ordre de Saint): IV. Les Clarisses // DHGE. T. 18. Col. 958-965; Lombardi T. Storia del francescanesimo. Padova, 1980; Iriarte L. Storia del francescanesimo. Napoli, 1982; Carney M. The Rule of St. Clare and the Feminine Incarnation of the Franciscan Evangelical Life. R., 1988; eadem. The First Franciscan Woman: Clare of Assisi and Her Form of Life. N. Y., 1993; Bartoli M. Chiara d'Assisi. R., 1989; Godet-Calogeras J.-F. Out of the Shadows: Clare and Franciscan Women. Chicago, 1994; Alberzoni M. P. Chiara e il papato. Mil., 1995; idem. La nascità di un'istituzione: L'ordine di S. Damiano nel XIII sec. Mil., 1996; Chiara e la diffusione delle clarisse nel sec. XIII: Atti del Convegno di Studi in occasione dell'VIII Centenario della Nascità di S. Chiara (Manduria, 14-15 dic. 1994) / Ed. G. Andenna, B. Vetere. Galatina (Lecce), 1998; Pasztor E. Donne e sante: Studi sulla religiosità femminile nel Medio Evo. R., 2000; Andenna G. Urbano IV e l'istituzione dell'ordine delle clarisse // Regulae, Consuetudines, Statuta: Studi sulle fonti normative degli ordini religiosi nei secoli centrali del Medioevo (Bari, Noci, Lecce, 26-27 ott. 2002 - Castiglione delle Stiviere, 23-24 maggio 2003) / Ed. C. Andenna, G. Melville. Münster, 2005. P. 539-568.
И. И. Аникьев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КЛАРА АССИЗСКАЯ (1193 или 1194 - 1253, мон-рь Сан-Дамиано, близ Ассизи), св. католической Церкви (пам. 11 авг.), сподвижница католического св. Франциска Ассизского, основательница женского ордена кларисс
  • АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
  • АВГУСТИНА УСТАВ один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников
  • АВГУСТИНКИ-КАНОНИССЫ - см. Канониссы
  • АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина
  • АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ историческое название католического монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV