Находится в Москве на ул. Б. Лубянка (до XVII в. ул. Усретенка, до сер. XIX в. часть ул. Сретенки), рядом с одноименным бульваром, к-рый был разбит в нач. XIX в. на месте стены Белого города (1586-1593). На возвышенной местности, где расположен М. С. м., в средние века было Кучково поле, принадлежавшее, по преданию, боярину С. И. Кучке. По полю пролегала дорога во Владимир, в Ростов Великий, Ярославль и др. сев. города. Широкое Кучково поле было местом сбора горожан, где читали великокняжеские указы, выбирали тысяцких, проводили суды и подвергали наказаниям. При вел. кн. св. Димитрии Иоанновиче Донском после кончины тысяцкого В. В. Вельяминова были назначены новые выборы, на которых известный купец Некомат выдвинул кандидатуру сына Вельяминова, Ивана. Но вел. князь эти выборы объявил мятежом. Некомату и Ивану удалось скрыться, но на следующий год Иван был арестован и в авг. 1379 г. на Кучковом поле казнен (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 137). В 1383 г. был захвачен и, вероятно, там же убит Некомат (Там же. Стб. 149). Возможной причиной опалы и последующей казни этих лиц был их побег из Москвы в Тверь к вел. кн. Тверскому св. Михаилу Александровичу весной 1375 г. (Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Л., 1978. С. 32-38, 102-103). На месте их казни была поставлена каменная (по др. сведениям, деревянная) ц. во имя прп. Марии Египетской вместо одноименного деревянного храма (Токмаков. 1885. С. 2; Иосиф, иером. 1911. С. 7-8). Считается, что церковь возвел в 1385 г. боровско-серпуховской кн. Владимир Андреевич (Кучково поле отошло его отцу после смерти вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты) в честь покровительницы своей матери, основавшей в 1386 г. на окраине Кучкова поля, над р. Неглинной, московский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь.
Л. А. Беляев констатировал отсутствие сведений о времени появления каменной Мариинской ц., но определил, что кладки, находившиеся в его основании, «не моложе середины XVI века» (Беляев. 1995. С. 192; Он же. Чудотворная икона в сакральной топографии средневек. города: Первый престол иконы Владимирской Богоматери в Москве // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 312, 318). Я. З. Рачинский усматривает в датировке храма 1385 г. историографическое недоразумение кон. XVIII - 1-й трети XIX в. (Рачинский Я. З. «Во имя Пречистыя Богородицы честнаго Стретения»: К вопр. о первонач. местонахождении моск. Сретенского мон-ря // Моск. журнал. 2011. № 11. С. 81-82). Письменные источники прямо указывают, что престол прп. Марии существовал в обители в XVII в. и получал ругу отдельно от обители (Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1891. Вып. 2. Стб. 409, 470-472). Относительная независимость этой церкви давала повод нек-рым исследователям считать, что «приходской храм существовал еще до организации монастыря», а это, по их мнению, свидетельствовало о постройке здесь в 1385 г. именно каменного храма прп. Марии Египетской (Романов. 1992. С. 36-38).
Когда в 1395 г. войско эмира Тамерлана вторглось на рязанские земли, разорило Елец и направлялось к Москве, вел. кн. Московский Василий I Димитриевич предполагал дать ему отпор на берегу Оки под Коломной. Согласно «Повести на Сретение чудотворного образа Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии… и о составлении монастыря, идеже сретоша той пречестный Богоматери образ» (ПСРЛ. Т. 11. Прил. С. 243-254) и «Повести о чудесном спасении Москвы заступничеством Богоматери чудотворныя ради Ея иконы Владимирской» (Повести о Темир-Аксаке // ПЛДР: XIV - сер. XV в. М., 1981. С. 230-243, 563-565; Гребенюк. 1997. С. 162-179; Клосс. 2001. С. 78-90, 128-132; Жучкова И. Л. Повесть о Темир-Аксаке // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 283-287), кн. Василий, уповая на заступничество Пресв. Богородицы, попросил митр. Киевского и всея Руси свт. Киприана принести из Владимира в Москву Владимирскую икону Божией Матери - главную святыню Руси. 15 авг. 1395 г. чудотворный образ вынесли из Владимира и до Москвы несли на руках под охраной княжеских ратников. 26 авг. митр. Киприан со «всем клиросом и причтом церковным», князьями и народом встретил икону на Кучковом поле у ц. прп. Марии Египетской. В тот же день Тамерлан внезапно повернул войска и ушел на свои земли. По преданию, Пресв. Богородица явилась ему с повелением оставить пределы Руси. После благодарственного богослужения, совершённого митр. Киприаном, Владимирскую икону перенесли в Успенский собор Московского Кремля..
В списках «Повести на Сретение чудотворного образа...» имеется рассказ о повелении вел. кн. Василия установить празднование иконе 26 авг., а на месте встречи иконы построить церковь и основать мон-рь. Однако первые свидетельства об этом праздновании относятся к 80-м гг. XV в., а время основания обители, получившей название от слав. слова «сретение» (встреча), неизвестно, хотя в лит-ре часто сообщается, что в 1395 г. была заложена деревянная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери, при к-рой в 1397 г. была основана муж. обитель (ПСРЛ. Т. 11. С. 160, 263). Самые ранние сохранившиеся в источниках сведения о М. С. м. относятся к 1482-1485 гг., когда артель мастеров возвела в монастыре каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (впосл. был расписан). Львовская летопись прямо указывает, что от вел. князя в 1485 г. поступило повеление «подписывати церковь Сретение святыа Богородицы на Посаде», названо и имя создателя росписей - «Долмат иконник» (Там же. Т. 20. Ч. 1. С. 348, 352). Мон-рь упоминается в связи с пожарами в 1488, 1493, 1508 гг. (Там же. Т. 6. С. 238). К этому периоду исследователь истории обители сретенский иером. Иосиф относит и перестройку в камне ц. прп. Марии Египетской (Иосиф, иером. 1911. С. 9).
В память об изгнании войск Тамерлана был учрежден крестный ход 26 авг. из Кремля в новый мон-рь. Второй крестный ход из Кремля в эту обитель, 23 июня, был установлен в 1480 г., при вел. кн. Иоанне III Васильевиче. Первоначально это празднование было связано с окончательным перенесением Владимирской иконы в Москву, но позднее - также с чудесным избавлением Русской земли от нашествия ордынского хана Ахмата (Стояние на Угре).
Третий ежегодный крестный ход, 21 мая, первоначально был связан с памятью о реставрации и об украшении Владимирской иконы в 1514 г. (Софийский временник. Ч. 2. С. 294-295; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 254). Позднее, при вел. кн. Василии III Иоанновиче, его соотнесли с памятью о чудесном избавлении Москвы от нашествия крымского хана Мухаммед-Гирея в 1521 г.
В июле 1518 г. митр. Московский и всея Руси Варлаам с крестным ходом, в к-ром участвовал прибывший в Москву с Афонской горы митрополит, встречал у мон-ря принесенные из Владимира в Москву «для исправления живописи» древние иконы Спасителя и Божией Матери и соборно служил им молебен в монастыре. В 1552 г. жители Москвы с крестным ходом вместе с митр. Московским и всея Руси свт. Макарием и духовенством встречали «у Пречистые у Сретениа» войска, с победой возвращавшиеся из Казани. У стен обители царь снял с себя воинские доспехи, надел царскую одежду (шапку Мономаха, бармы и крест) и пошел с крестным ходом в кремлевский Успенский собор (ПСРЛ. Т. 13. С. 223-227). В XVI в. была перестроена Мариинская ц., о чем свидетельствовала датировка большемерных кирпичей, исследованных при ее разборке в 30-х гг. ХХ в.
В Смутное время, когда Московский Кремль захватили интервенты, в М. С. м., по некоторым сведениям, располагался штаб русских ополченцев во главе с К. М. Мининым и Д. М. Пожарским. Последнему в обители оказали 1-ю помощь после тяжелого ранения, полученного в марте 1611 г. 2 мая 1613 г. в монастыре встречали избранного царя Михаила Феодоровича Романова и его мать инокиню Марфу (Романову). Во главе духовенства был митр. Ростовский и Ярославский Кирилл IV (Завидов). Вскоре игумен Сретенского мон-ря Ефрем был послан царем «в польское сидение» за отцом царя митр. Филаретом (Романовым) и оставался с ним до возвращения в Московию в 1619 г. Впосл. патриарх Московский и всея Руси Филарет часто служил в обители. При царе Михаиле Феодоровиче в М. С. м. были возведены келейный и настоятельский корпуса. М. С. м. упоминается в 20-х гг. XVII в. в связи с задонским в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырем, возможными основателями которого считаются сретенские старцы Кирилл и Герасим (Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание первоклассного Задонского Богородицкого мон-ря. СПб., 1893. С. 21).
Почитанию обители царской семьей Романовых способствовало то обстоятельство, что монастырская ц. прп. Марии Египетской единственная из московских была освящена во имя св. покровительницы супруги царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской. Накануне их свадьбы (16 янв. 1648) храм был отремонтирован. В 1651-1652 гг. царь Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в мон-рь для местного ряда иконостаса Сретенского собора общую икону своих небесных святых - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Марии Египетской (ныне в Музее им. А. Рублёва; Чугреева. 1997). По инициативе царицы для этой церкви в 1668 г. был изготовлен т. н. Мариинский колокол (в наст. время он висит на среднем ярусе колокольни ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в Московском Кремле). С 1648 г. торжества 1 апр., в день памяти прп. Марии, в М. С. м. приобрело характер гос. праздника, на к-рый торжественно приходили из Кремля царь и патриарх с митрополитами, собирались бояре и знать. Во время Большого Московского Собора 1666-1667 гг., в день памяти прп. Марии в 1667 г., в обители служили патриархи Макарий III Антиохийский, Паисий Александрийский и новоизбранный патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II. 31 марта 1668 г. патриарх Иоасаф II поздравлял здесь царицу. Торжественное почитание прп. Марии продолжалось в мон-ре и после кончины в 1669 г. Марии Ильиничны. Сведения Записных книг приказа Тайных дел о выдаче рыбы от 22 февр. 1674 г. предписывают выдать «в Стретенской игумену пол осетра, 16 человеком белуга, осетр» (РИБ. Т. 21. Стб. 1713), что позволяет судить о численности братии в этот период.
По заказу царя Феодора Алексеевича вместо обветшавшего Сретенского собора был возведен каменный, его торжественное освящение состоялось 24 авг. 1679 г. В 1680 г., подобно родителям, Феодор Алексеевич поставил в иконостас Сретенского собора иконы св. покровителей своей семьи - прп. Феодора Стратилата и мц. Агафии (небесной покровительницы его жены А. С. Грушецкой).
В 1688 г. боярин А. П. Прозоровский построил в монастырской стене рядом со св. воротами каменную часовню на месте существовавшей «из древлих лет» и теплую 2-этажную ц. во имя свт. Николая Чудотворца. На 1-м этаже церкви, вероятно, предполагалось устроить усыпальницу семьи Прозоровских (здесь была похоронена И. М. Прозоровская, супруга Б. И. Прозоровского, также позднее погребенного в Сретенском соборе), кн. Прозоровский жил в келье при часовне.
21 мая 1695 г. крестный ход из Кремля в М. С. м. изменил шествие и направился к храму в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, заложенному у Никольских ворот Китай-города в 1692 г. по обету царицей Наталией Кирилловной Нарышкиной, 2-й супругой царя Алексея Михайловича.
В 1706 г., при настоятеле (1693-1719) игум. Моисее (Великосельском), по благословению митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) к Сретенскому собору был пристроен придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, в 1707 г. собор расписан по обету стольника С. Ф. Грибоедова.
18 февр. 1707 г. в мон-рь под колокольный звон окрестных церквей из дома думного дьяка Е. И. Украинцева пришел крестный ход, растянувшийся от Покровских до Сретенских ворот Белого города, который доставил в обитель серебряный ковчег с частицей мощей (фрагмент правой ступни) прп. Марии Египетской. Думный дьяк, посетивший по поручению царя Петра I К-поль, получил этот ковчег от Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары в 1700 г. Ковчег с мощами был поставлен в соборе перед почитаемой Владимирской иконой, находившейся в местном ряду иконостаса слева от царских врат.
В 1722 г., следуя царскому указу 1707 г. о закрытии всех часовен в новой столице - С.-Петербурге, Синод принял решение в городах, селах и деревнях часовни не строить, имевшиеся деревянные разобрать, а каменные употребить на другие «потребы». В связи с этим каменную часовню в монастырской стене при игум. Исаакии (1721-1731) пытались переделать в келью. Указом Синодального казенного приказа от 13 марта 1723 г. был закрыт как самостоятельный приход храм прп. Марии Египетской (статус храма до этого времени неизвестен). Его клирики входили в состав братии обители, но вели самостоятельное хозяйство со своей утварью. У Мариинской церкви были свои прихожане, клир этой приходской церкви платил налоги независимо от монастыря. В 1728 г. игум. Исаакий участвовал в коронации имп. Петра II Алексеевича. К концу его игуменства, в 1730 г., в обители проживали 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и монах.
В 1734 г., при настоятеле (1732-1736) игум. Евсевии (Левонове), в монастыре числилось 7 монахов. 13 мая 1736 г. ок. 10 неизвестных ворвались в игуменскую келью и, связав о. Евсевия и келейника, ограбили их. 16 июля игум. Евсевий скончался. В это время в мон-ре проживали всего 6 монахов, в основном преклонного возраста, а также 4 солдата, выделенные для охраны монастырского имущества.
В 1737 г. во время сильного пожара в Москве обгорели кровли Мариинской и Никольской церквей, в последней пострадал иконостас, сгорели игуменская и 15 братских келий, выгорели каменные конюшня и теплая трапезная. При отсутствии в то время в монастыре игумена с доношением о тяжелом положении в контору Сената 26 сент. 1737 г. обратился старейший насельник обители - иером. Иаков. Архит. И. Ф. Мичурин, которому было поручено осмотреть постройки, пострадавшие от пожара, составил опись утрат и подсчитал, что на восстановление требуется ок. 1305 р., но таких средств у обители не было (Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Вып. 1. Стб. 555-559).
В 1739 г., при настоятеле (1738-1742) игум. Петре (Котляревском), в М. С. м. было 4 престола, проживали 3 иеромонаха. Утром 11 марта 1739 г. воры проникли в собор и сорвали драгоценные украшения с трех Владимирских икон Божией Матери. В ответ на обращение игумена о назначении караула 6 июня были выделены 2 отставных солдата для охраны сретенской ризницы. Восстановление после пожара 1737 г. началось только в 1740 г. В 1742 г. игумен самовольно продал 2 пострадавшие от пожара монастырские палаты на кирпич, за что 28 июня того же года был отстранен от настоятельства. Его сменил игум. Софроний (Зиминский; 1742-1744), после которого управлять монастырем был назначен игум. Лаврентий (Уваров; 1744-1757), бывш. член Пекинской духовной миссии. При последнем положение М. С. м. улучшилось. К 1745 г. были заново отстроены Никольская ц. с трапезной, настоятельский двор, вместо прежнего шатра колокольня приобрела барочный вид, в 1745 г. заново отлит большой колокол весом 195 пудов. В 1751 г. по инициативе игум. Лаврентия была подтверждена сохранность мощей прп. Марии Египетской. С игум. Лаврентием связано и начало установки в монастыре деревянного резного т. н. Шумаевского креста, выполненного Г. С. Шумаевым, плавильщиком монетного двора. Кроме игум. Лаврентия в М. С. м. проживали 9 монахов и причетников.
После управлявшего обителью в 1757-1759 гг. архим. Иоасафа наместником (1759-1760) стал игум. Аарон, при к-ром были построены придел Сретения Господня в ц. прп. Марии Египетской и придел свт. Димитрия Ростовского в храме свт. Николая Чудотворца. Строительство Димитриевского придела на средства бригадирши П. Г. Кориной завершилось в 1761 г. (упразднен в 1832). Позднее иждивением 1-го московского городского головы Д. Д. Мещанинова в Никольском храме был устроен придел во имя Всех святых. После непродолжительного настоятельства игум. Максима (1760-1761) М. С. м. в 1761-1765 гг., в период проведения правительством церковно-имущественной реформы, управлял игум. Маркелл (Тросницкий). Особая комиссия должна была выяснить истинные доходы от церковных имений и соответственно этому подготовить учреждение «штатов», т. е. определить размеры жалованья, выдаваемого из казны. Описи производили посылаемые комиссией обер-офицеры из дворян, служившие в армейских полках. Согласно описи, составленной в апр. 1763 г. поручиком Семёновского полка Л. И. Талызиным, в М. С. м. проживали 6 монашествующих, 3 бельца (пономари), служили 4 священника и диакон из белого духовенства; все они содержались на ежегодное жалованье из Штатс-конторы (за вотчину, переданную с. Коломенскому) в размере 11 р. 50 к. и «малого хлебного».
В 1764 г., при учреждении монастырских штатов, М. С. м. был отнесен к заштатным и оставлен на содержании из собственных доходов. В обители полагалось проживать 7 монахам. Постановлением от 15 марта 1764 г. монастырь планировалось упразднить, т. к. он не имел приносящих доход вотчин, и передать Военной коллегии, а на его территории разместить учеников Московской гарнизонной школы близ Варварских ворот.
Во время эпидемии чумы, в 1771 г., согласно сообщению сретенского игум. Амвросия, служившего экономом Московского архиерейского дома и проживавшего в основном в Чудовом монастыре, умерли все насельники: 2 иеромонаха, иеродиакон и 2 монаха.
В 1776 г. наместник (1772-1778) архим. Никон составил подробную опись М. С. м., отметив, что кроме него в обители живут иеромонах, иеродиакон, 3 «бельца-священника» и послушник; на территории обители расположены Владимирская ц. с приделом Рождества св. Иоанна Предтечи, Мариинская ц. с приделом Сретения Господня, Никольская ц. с приделом свт. Димитрия Ростовского.
Новый игум. Арсений (1778-1786) в 1779 г. получил дозволение починить ветхую деревянную кровлю Сретенского придела (1760) Мариинского храма. Но потребовался более основательный ремонт, который был проведен в 1782-1784 гг. на средства фабриканта А. А. Гончарова. В 1784 г. ц. прп. Марии Египетской была возобновлена. В память об этом событии при входе в храм была установлена доска с надписью: «Возобновлен бысть храм сей в лето от воплощения Бога Слова 1784 в царство великия государыни императрицы Екатерины Алексеевны всея России по благословению Московского архиепископа Платона; иждивением г. коллежского асессора Афанасия Абрамовича Гончарова, а освящена бысть онагож года месяца Ноембрия в 18 день; а освящал сея обители игумен Арсений с освященным собором» (Иванов. 1872. С. 174-175). В 1780 г. в мон-ре жили игумен, казначей, иеромонах, вдовый поп и послушник.
Монастырский штат предполагал наличие в М. С. м. особой должности строителя. В 1806 г. строителем был определен иеромонах Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Феофилакт. В начале Отечественной войны 1812 г., в июле, строитель Феофилакт с братией пожертвовали на военные нужды 50 р. 6 авг. горел и был оставлен Смоленск. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля. 26 авг., в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери, произошло Бородинское сражение. В тот же день, когда из Кремля, по древнему обычаю, совершался крестный ход в М. С. м., викарий Московской епархии еп. Дмитровский Августин (Виноградский) с 2 груз. архиереями «обносил из Сретенского монастыря в крестном ходе икону Смоленской Богоматери вместе с Иверской и Владимирской вокруг Белого города, Китая и стен Кремлевских». От Сретенских до Арбатских ворот крестный ход шел между обозами с ранеными и умирающими, которых духовенство кропило св. водой.
По распоряжению еп. Августина, общему для всех мон-рей и соборов, в обители были собраны драгоценная церковная утварь и др. вещи, хранившиеся в ризнице. Имущество мон-ря для сохранения было отправлено с купцами Капустиными в Казань, а строитель Феофилакт с др. вещами переехал в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня монастырь. Московский главнокомандующий гр. Ф. В. Ростопчин запретил увозить из обители мощи прп. Марии Египетской, чтобы «не вызвать ропота и уныния у москвичей». Ковчег с мощами преподобной остался в соборе на аналое. При кратковременной оккупации М. С. м. был разграблен; требуя выдать имущество, французские солдаты избили казначея Алексия. Сначала французы жили в 2 храмах, но потом в соборе был устроен лазарет. Но богослужения продолжали совершаться в Никольской ц.; несмотря на распоряжение Наполеона поминать только его, священник молился об имп. Александре I.
Постройки мон-ря не пострадали от пожара, и, вернувшись в обитель 24 окт. того же года, строитель Феофилакт обнаружил, что храмы осквернены. 7 нояб. того же года еп. Августин возвратился в Москву и поселился в М. С. м., т. к. архиерейские дома были разграблены, нек-рые из них сгорели. 8 нояб., в день праздника арх. Михаила, перед литургией еп. Августин внес Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери в теплую церковь мон-ря и совершил молебен Божией Матери, а затем отслужил литургию и молебен по случаю тезоименитства вел. кн. Михаила Павловича. 12 дек., в день рождения имп. Александра I, еп. Августин с сонмом духовенства освятил территорию Белого города, во время крестного хода несли ковчег с мощами прп. Марии Египетской, а после литургии в мон-ре гр. Ростопчин зачитал донесения о победах рус. воинства. В янв. 1813 г. еп. Августин переехал в московский в честь Богоявления монастырь. Праздник Входа Господня во Иерусалим был ознаменован перенесением Владимирской иконы Божией Матери из М. С. м. в Успенский собор. 26 авг. 1813 г. Владимирскую икону принесли с крестным ходом в обитель, где после литургии в присутствии гр. Ростопчина еп. Августин произнес слово «на случай годичного поминовения» убиенных воинов во время Бородинского сражения. На территории мон-ря находилось кладбище, на котором были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. За труды, понесенные в 1812-1813 гг., еп. Августин наградил строителя Феофилакта набедренником и наперсным крестом. В 1816 г. о. Феофилакт был награжден орденом св. Анны 2-й степени.
Среди братии при игум. Феофилакте, в 1813 г., упоминаются 4 иеромонаха (среди них - иером. Иона, к-рый по старости и болезни «священнослужение не исправляет»), белый священник, 2 иеродиакона, 7 послушников. Иером. Арсением (1815-1819) в 1816 г. была сделана опись церковного имущества монастыря. В ней имеется описание придела Всех святых в Никольской ц., который не упоминался в предыдущих монастырских описях. При игум. Израиле (1819-1822) были окончательно отремонтированы и освящены пострадавшие во время войны 1812 г. придел Рождества св. Иоанна Предтечи и ц. прп. Марии Египетской. По установленным штатам в монастыре должны были числиться строитель и 6 монашествующих. В 1821 г. в обители проживали 19 чел., в т. ч. строитель, 5 иеромонахов. Т. о., в обители сверх штата находилось 12 чел.
В 1843 г., при игум. Константине (1843-1848), частица мощей блгв. кн. Тверского Михаила Ярославича, переданная в монастырь, была вложена в ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. В 1843 г. перед ковчегом с мощами был поставлен медный посеребренный подсвечник. 15 нояб. 1844 г. на средства купеческой дочери М. Д. Лухмановой выполнен новый серебряный ковчег весом «9 фунтов 95 золотников»; на наружной крышке ковчега вычеканены образы прп. Марии Египетской и блгв. кн. Михаила Тверского. В нач. XX в. этот ковчег находился на специальном аналое, стоявшем в соборе у юж. столба.
В 1859 г. настоятелем М. С. м. стал архим. Вениамин (Петухов), ближайший помощник митр. Московского свт. Филарета (Дроздова). В обители при архим. Вениамине проводились реставрация и ремонт зданий, в монашество были пострижены 8 чел. К 1871 г. в мон-ре проживали 17 чел., всего с 1859 по 1872 г. в братии состояло 46 чел. В 1870-1872 гг. в М. С. м. проживал архим. Филарет (Петухов), бывш. настоятель енисейского в честь Преображения Господня монастыря, родной отец архим. Вениамина. 31 марта и 17 июня 1880 г. архим. Виктор (Саврасов; 1853-1859, 1872-1880) подавал в Московскую духовную консисторию донесения о необходимости исследования и восстановления в первозданном виде храма прп. Марии. В том же году церковь осмотрела комиссия Московского археологического об-ва, к-рая сочла строение древним, предположительно относящимся к кон. XIV в., и рекомендовала его отреставрировать, но была выполнена лишь консервация храма. При архим. Викторе, в 1875 г., в обители принял постриг Николай Воскресенский, буд. наместник Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря.
После настоятельства архим. Мелетия (1880-1883) недолго во главе М. С. м. был архим. Антонин (Державин), 27 нояб. 1883 г. хиротонисанный во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. Архим. Антонин получил благословение на начало ремонтных работ в храме свт. Николая Чудотворца.
При архим. Серафиме (Богоявленском), 7 окт. 1884 г., по благословению митр. Московского Иоанникия (Руднева) в М. С. м. открылись публичные собеседования с народом, «направленные к улучшению его жизни». Считая, что «общенародное пение может иметь весьма важное влияние на пробуждение и укрепление в православном народе религиозно-церковной жизни», архим. Серафим ввел в монастыре такое пение. С сент. 1886 г. в одно воскресенье стали проводить собеседование с прихожанами, в другое - всенародное пение поздней Божественной литургии (Токмаков. 1885. С. 32-33). В настоятельство архим. Серафима был издан краткий исторический очерк об обители, подготовленный И. Ф. Токмаковым.
В 1885 г. в соборном храме было устроено калориферное отопление, но оно действовало только год, и в зимнее время службы совершались в Никольской ц. В 1886 г. архим. Серафим поднял вопрос о реставрации настенной живописи и иконостаса собора, к реставрации был привлечен иконописец палешанин Н. М. Сафонов. Решением Синода от 17 марта 1887 г. пришедший в ветхость храм прп. Марии Египетской был укреплен 5 железными обручами, внутри здания установили подпорки.
При настоятеле (1891-1904) архим. Димитрии (Ключарёве) завершилась реставрация обители, было торжественно отмечено 500-летие Сретения Владимирской иконы Божией Матери (1895), в 1897 г.- 500-летие основания мон-ря. К празднику был возобновлен Никольский храм (стены были покрыты живописью, переделаны печи и пол) с приделом во имя Всех святых (освящен 30 сент. 1894), отделана соборная церковь, возведен новый корпус для братии.
В нач. XX в. в мон-ре кроме Сретенского собора, церквей Никольской и недействовавшей Мариинской, а также 8-гранной колокольни около ворот находилась Владимирская часовня с отдельным выходом на Б. Лубянку, где совершались чередным иеромонахом молебны, панихиды и водоосвящение (Иосиф, иером. 1911. С. 17-18). Она также была возобновлена на средства неизвестного благотворителя к празднованию 500-летия обители в 1897 г. К 1 июля 1895 г. в мон-ре проживали 2 архимандрита, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 11 послушников и 13 рабочих (ЦГИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 26).
В 1911 г., при настоятеле (1908-1918) Афанасии (Самбикине), во Владимирском соборе были переложены печи и он стал отапливаться. На территории М. С. м. располагались настоятельские покои, 2-этажный каменный братский корпус, «в глубине усадьбы в недавнее время устроен особый корпус для церковноприходской школы и для временного проживания почетных иноков и гостей» (Иосиф, иером. 1911. С. 18). До 1812 г. при мон-ре было кладбище, но к 1911 г. памятников от него на монастырском погосте не сохранилось. Однако к нач. ХХ в. уцелело несколько вделанных в юж. и зап. стены собора надмогильных досок с надписями, напр. о захоронении думного дворянина В. Я. Голохвастова († 1678) и ген.-майора кн. А. А. Прозоровского († 1769). Др. надписи свидетельствовали, что здесь были погребены князья Вадбольские и Прозоровские, дворяне Лихаревы, Балк-Полевы, Черновы, Павловы, Бахметьевы, Мещериновы, Голохвастовы, Корины, Марковы, Милютины и др.
С юж. и сев. сторон к монастырю примыкали 3 подворья с доходными домами. Монастырь занимал площадь почти 2,5 га, а его годовой доход составлял 34 тыс. р. В Московской губ. обители принадлежали мельница на р. Сестре и 1095 кв. саж. земли в Дмитровском у., 6 дес. 160 кв. саж. при с. Никольском (Озерецкое) в Московском у. и дача Румянцевская Пустошь с 31 дес. 1561 кв. саж. в Подольском у. В нач. XX в. в обители проживали ок. 30 чел. (по данным на 1907, архимандрит, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 14 послушников).
В авг. 1918 г. архим. Афанасий (Самбикин) выехал из М. С. м. и более не возвращался в обитель. С 1918 г. властями предпринимались попытки закрыть мон-рь. Так, 19 июля 1918 г. было объявлено, что по декрету в мон-ре должно быть оставлено только 10 чел. братии и им вместе с настоятелем «должно быть предоставлено лишь 6 комнат» (ГАРФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 159. Л. 2), остальные помещения братии по указанию советской власти передали жильцам, учинявшим в обители беспорядки.
С февр. 1919 г. распоряжением Московского епархиального управления М. С. м. возглавил архим. Леонид (Скобеев; впосл. один из деятелей обновленческого раскола). С июля-авг. 1919 г. управляющим обителью, а впосл. и настоятелем стал архим. Гурий (Степанов), но уже в окт. он был арестован. Вскоре его освободили, 8 февр. 1920 г. хиротонисали во епископа Алатырского. Патриарх Московский и всея России Тихон дважды в 1919 г. служил в мон-ре: 6 июля и 8 сент. он возглавлял крестный ход из Казанского собора в мон-рь, где отслужил литургию. В июле 1919 г. в М. С. м. был проведен учет художественно-исторических ценностей, Главмузей взял на учет Сретенский собор как имеющий историческую ценность. К нач. 1919 г. в мон-ре оставалось не более 7 насельников.
В мае (апр.?) 1920 г. настоятелем М. С. м. стал еп. Верейский сщмч. Иларион (Троицкий), запомнившийся прихожанам «не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха» (Окунев Н. П. Дневник москвича, 1917-1924 гг. М., 1997. Т. 2. С. 135-136). В июне 1920 г. по ходатайству настоятеля еп. Илариона наместником мон-ря был назначен с возведением в сан архимандрита ризничий Сергий (Плаксин). Традиционные крестные ходы в обитель в 1920 г. продолжались. Совершался колокольный звон; звонарем был юродивый П. Ф. Гедике, в 1922 г. постриженный в монашество. До 1920 г. в М. С. м. проживал ярославский историк И. Н. Ельчанинов, он работал с документами об истории обители, переписывался с прот. Павлом Флоренским.
В 1921 г. богослужения в мон-ре совершал патриарх Тихон, в т. ч. литургию в день праздника Владимирской иконы Божией Матери (23 июня (6 июля)). К празднику в мон-рь была привезена древняя икона Владимирской Божией Матери (уже без богатого оклада).
19 июля 1921 г. Главмузей требовал починить двери Мариинской ц. и снабдить надлежащими запорами с целью сохранения в храме признанных «художественными» иконостасов. О сбережении построек М. С. м. хлопотал архит.-реставратор Д. П. Сухов. В том же году из М. С. м. был изъят уникальный ансамбль колоколов, эвакуированных из Западного края во время первой мировой войны.
24 апр. 1922 г. началось изъятие из мон-ря святынь и др. церковных ценностей. Вероятно, часть реликвий попала в Центральный антирелигиозный музей искусств в Москве: напр., икона «Воздвижение Креста» (нач. XVIII в.) из этого музея в 1934 г. была передана в ГТГ, икона «Алексия, человека Божия, и Марии Египетской» - в 1935 г. в ленинградский Музей истории религии, в 1965 г.- в Музей им. Андрея Рублёва (Лики русской иконы: Кат. выставки. М., 1993. С. 96-97). В иконостасе собора до изъятия церковных ценностей находились чтимый список Владимирской иконы Божией Матери и старинный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (у левого столба). Известно, что в М. С. м. хранились 3 напрестольных креста-мощевика - 1638, 1652 и 1664 гг., печатные Евангелия 1681, 1698 и 1759 гг., серебряный потир 1653 г., 2 священнические ризы из позолоченной парчи, серебряное блюдо с позолотой 1665 г., лицевой Синодик 1691 г. и др. ценности, местонахождение к-рых неизвестно.
В результате действий властей храмы и территория М. С. м. были доведены до такого состояния, что 26 июля 1922 г. Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Главнауки НКП обратил внимание главного управления домами ГПУ (Б. Лубянка, д. 18) «на сильную загрязненность территории Сретенского монастыря, главным образом около церкви Марии Египетской, представляющей значительный художественно-исторический интерес» (ЦАГМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 130. Л. 4). В документе указывалось, что должны быть приняты меры по удалению нечистот и предотвращению разрушения древнего здания.
Такое бедственное состояние М. С. м. во многом оказалось связано с тем, что еп. Иларион 22 марта 1922 г. был арестован. В то же время игум. Сергий (Плаксин) стал свидетелем не только изъятия церковных ценностей, но и захвата обители обновленцами в 1922 г.; здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и «по-старому», обновленческий еп. Антонин (Грановский). Однако уже в 1923 г. обитель стала первой вернувшейся под омофор патриарха Тихона. В кон. июня 1923 г. еп. Иларион вернулся в Москву и 5 июля заново освятил Сретенский собор, накануне празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери. В тот день храм не смог вместить всех пришедших, был заполнен даже монастырский двор. Еп. Иларион произнес проповедь, в которой обратился к священству, вступившему в обновленческие группы, чтобы они покаялись всенародно. Присутствующее духовенство публично покаялось, и владыка Иларион освятил церковь. На следующий день, как и ожидалось, Божественную литургию в мон-ре совершил патриарх Тихон. Перед Причастием еп. Иларион произнес яркую проповедь. После литургии патриарх объявил о возведении еп. Илариона в сан архиепископа. 15 нояб. 1923 г. владыка был вновь арестован, 7 дек. приговорен к 3 годам заключения за «распространение ложных слухов и агитацию против советской власти под религиозным флагом»; 28 дек. 1929 г. архиеп. Иларион скончался.
В 1924 г. властями неоднократно прилагались усилия к закрытию М. С. м. В сент. того же года Никольский храм был передан группе евангельских христиан для проведения молитвенных собраний, но Владимирский собор по-прежнему принадлежал братии. Весной-летом 1924 г. усилиями совета общины обители, в к-рой проживали 7 насельников, а обязанности наместника исполнял игум. Виталий, были проведены ремонтные работы во Владимирском соборе. 8 сент. 1924 г. патриарх Тихон совершил в М. С. м. Божественную литургию. 4 дек. 1925 г. в обители состоялся постриг в рясофор с именем Платон С. М. Извекова (впосл. патриарх Московский и всея Руси Пимен).
В 1925 г. М. С. м. возглавил еп. Борис (Рукин). После его перехода в григорианский раскол братия ушла из обители. Архим. Сергий (Плаксин) уехал к себе на родину - в с. Милюково Смоленской обл., он был арестован и 11 нояб. 1937 г. по постановлению Тройки УГБ УНКВД расстрелян.
28 апр. 1925 г. Административным отделом Моссовета был рассмотрен вопрос о ликвидации часовни мон-ря. В июне 1925 г. было принято решение «часовню закрыть, помещение ее передать Жилищному Товариществу через МУНИ, а предметы культа передать по описи ближайшей группе верующих» (ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 352. Л. 519). Среди братии обители к дек. 1925 г. упоминаются наместник архим. Виталий, архим. Сергий, архим. Димитриан (Витохин), 2 игумена, иеромонах, иеродиакон, звонарь Гедике, диакон В. Шаронов.
В 1926 г. обитель была закрыта. Сретенский собор нек-рое время оставался приходским. 11 янв. 1928 г. заседание Президиума Московского совета РК и КД постановило «признать необходимым снести» в текущем году наряду с прочими «колокольню и помещение бывшей трапезной бывшего Сретенского монастыря по ул. Дзержинского (быв. Большая Лубянка)» (Там же. Оп. 14. Д. 124. Л. 9). В том же году была разобрана с целью «расширения уличного движения» Никольская ц. В 1929 г. на заседании Президиума Московского областного исполнительного комитета и Московского совета РК и КД обсуждался вопрос о «сносе церкви Марии Египетской бывшего Сретенского монастыря»; было решено, что «хотя церковь Марии Египетской, постройки 14 века, и является первоклассным памятником старины, однако вследствие ветхого и полуразрушенного состояния дальнейшее сохранение ее невозможно» (Там же. Ф. 2157. Оп. 1. Д. 39. Л. 11). В 1930 г. Президиум Московского областного исполнительного комитета и Московского совета РК и КД постановил: «1. Передать ОГПУ для постройки школы земельный участок владений № 19 и 17 по ул. Дзержинского… 2. Разрешить ОГПУ снести на передаваемом участке все строения с возмещением их стоимости и с предоставлением проживающим в них гражданам (имеющим право на площадь) годной жилой площади в натуре и транспортных средств на переселение… 3. Существующую на передаваемом участке церковь - собор бывш. Сретенского монастыря - ликвидировать и здание ее снести, возбудив ходатайство перед ВЦИКом об утверждении настоящего постановления» (Там же. Оп. Д. 4. Л. 70 об.(2)).
Монастырская территория отошла органам госбезопасности. Сохранились документальные свидетельства о проводившихся на территории обители многочисленных расстрелах. На месте монастырского кладбища в 1952 г. построили здание школы. В сохранившихся монастырских зданиях и в Сретенском соборе разместилось общежитие НКВД. В соборе было устроено неск. этажей, фрески закрашены и, по некоторым сведениям, устроен гараж. В 1958-1962 гг. был отреставрирован фасад собора, убраны пристройки, и с 1965 г. в нем разместилась Государственная центральная художественно-научно-реставрационная мастерская, а с 1974 г.- Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря.
В янв. 1991 г. здание собора было передано РПЦ. В 1993 г. в мон-ре было открыто подворье Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Первое богослужение на подворье состоялось 14 февр. 1994 г. В июле 1995 г. решением Синода РПЦ подворье было преобразовано в ставропигиальный мон-рь, его наместником назначен игум. Тихон (Шевкунов; ныне епископ Егорьевский).
8 сент. 1995 г. в М. С. м. праздновалось 600-летие Сретения Владимирской иконы Божией Матери. 7 сент. из Успенского собора Кремля в мон-рь отправился торжественный крестный ход со списком Владимирской иконы. Его возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором епископов и др. духовенства. В тот же день из ГТГ в собор на 2 дня была доставлена Владимирская икона Божией Матери. В 1995-2000 гг. прошла капитальная реставрация собора. В 1997 г. в мон-ре был создан Российский центр по изучению Туринской плащаницы. 9-10 мая 1999 г. в М. С. м. состоялось прославление сщмч. Илариона (Троицкого).
С 1994 г. при мон-ре действует изд-во, выпускающее святоотеческие творения, жития святых и подвижников благочестия, богослужебные книги, историческую, просветительскую и художественную лит-ру. В янв. 2000 г. при изд-ве была создана редакция интернет-сайта «Православие.ru», ставшего одним из ведущих среди правосл. интернет-изданий.
У мон-ря имеется скит во имя прп. Серафима Саровского, расположенный в Рязанской обл., на месте восстановленной обителью усадьбы Красное, принадлежавшей некогда ген. А. П. Ермолову. В скиту находится монастырское кладбище. Недалеко от скита, в дер. Слободка, находится сельскохозяйственный кооператив «Воскресение», к-рый создан на месте разрушенного колхоза.
Осенью 1999 г. начались занятия в Сретенском высшем православном уч-ще, к-рое решением Синода от 17 июля 2001 г. переименовано в Сретенскую ДС. В 2010 г. здание располагавшейся на исторической территории обители школы было передано монастырю, в 2013 г. оно было перестроено и в нем разместилась Сретенская ДС - высшее учебное заведение Московского Патриархата, готовившее священнослужителей РПЦ. С 2011 г. в семинарии был открыт набор на обучение по программе бакалавриата, а в 2012 г.- магистратуры. К 2017 г. Сретенская ДС подготовила ок. 320 выпускников, обучавшихся по программам бакалавриата и магистратуры.
Большое внимание в обители уделяется служению милосердия. Так, в 1999 г. ее усилиями было собрано 40 т гуманитарной помощи для военнослужащих и жителей Чечни. С 2003 г. мон-рь взял на попечение школу-интернат г. Михайлова Рязанской обл., где воспитываются ок. 100 детей-сирот и детей из неполных и неблагополучных семей. Студенты семинарии по традиции организовывают регулярные поездки к воспитанникам школы-интерната, занимаются подготовкой к церковным праздникам, проводят просветительские мероприятия. При М. С. м. существует воскресная школа, а также проводится работа с молодежью. Группа «Сретенская молодежь», объединяющая более 60 чел., при поддержке обители посещает учащихся Михайловского экономического колледжа-интерната (МЭКИ), участвует в проекте «Общее дело: возрождение деревянных храмов Севера».
С 2000 г. в обители действует хор (художественный руководитель в 2000-2005 - иером. Амвросий (Ермаков; ныне архиепископ Петергофский, викарий С.-Петербургской епархии), с 2005 - заслуженный артист России Н. С. Жила), к-рый помимо участия в богослужениях ведет концертную деятельность в России и за рубежом. В 2007-2008 гг. хор вместе с архим. Тихоном совершил кругосветное путешествие для поддержки российских соотечественников за рубежом.
17 мая 2007 г., в день подписания Акта о каноническом общении с РПЦЗ, в мон-ре было совершено совместное богослужение российских и зарубежных иерархов, в котором участвовал митр. Нью-Йоркский и Восточноамериканский Лавр (Шкурла).
8 сент. 2010 г. в М. С. м. состоялось 1-е, учредительное заседание Московского отд-ния Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, образованного по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решению Синода от 31 марта 2009 г.
Просветительское служение наместника и братии связано также с деятельностью Патриаршего совета по культуре под председательством Патриарха Московского и всея Руси, образованного решением Синода от 5 марта 2010 г. (ныне религ. орг-ция «Патриарший совет по культуре» (со статусом синодального отдела)); председателем cовета назначен еп. Егорьевский Тихон. В 2013-2016 гг. Патриаршим советом по культуре при участии братии мон-ря, профессорско-преподавательского состава и учащихся Сретенской семинарии в ЦВЗ «Манеж» были организованы Церковно-общественные выставки-форумы «Православная Русь - ко Дню народного единства: Моя история», посвященные времени правления династии Романовых, началу рус. истории - правителям из рода Рюриковичей, событиям 1914-1945 гг., а также совр. истории - 1945-2016 гг. Экспозиции прошлых лет были представлены в открывшемся в дек. 2015 г. в здании 57-го павильона на ВВЦ историческом парке «Россия - моя история». Подобные исторические парки Патриарший совет по культуре готовит к открытию и в др. 24 регионах России. 9 марта 2016 г. под председательством Патриарха Кирилла состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре, посвященное учреждению Об-ва русской словесности, ответственным секретарем к-рого стал наместник М. С. м. еп. Тихон. В заседании, проходившем в историческом парке «Россия - моя история» на ВВЦ, приняли участие представители РПЦ, видные деятели культуры и искусства, филологи, лингвисты, специалисты в области преподавания рус. языка и лит-ры.
Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен к 1679 г. в московско-ярославском стиле с характерными чертами церковного зодчества эпохи патриарха Московского Никона. Трехнефный 2-столпный храм имеет квадратную форму и 3-частную апсиду. Верхние части внешних стен украшены 3 арками, в просветах центральных арок помещены большие иконы. Собор увенчан 5 куполами - центральным золоченым и малыми зелеными (до 1917 г. луковицы были синими, крыша - зеленой), барабан центрального купола световой, остальные имеют декоративные окна. К храму примыкают 2 придела: южный - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1706), северный - во имя прп. Марии Египетской (2000; освящен 15 апр. 2008), звонница (1995) и с 2 сторон галерея (2007). В крипте собора, напоминающей древнехрист. катакомбные храмы, устроен придел в честь Воскресения Христова (2007). Совр. иконостас собора 5-ярусный, тябловый, с местным, деисусным, праздничным, пророческим и праотеческим рядами, иконы в стиле XV-XVI вв. были написаны в 1995 г.
В сент. 1995 г. в память о жертвах расстрелов, которые проводились в 30-х гг. ХХ в. близ Сретенского собора, был установлен поклонный крест, выполненный по проекту В. М. Клыкова. В братском корпусе освящена ц. прав. Иоанна Кронштадтского, в корпусе наместника - ц. Живоначальной Троицы. В 2013 г. в М. С. м. было начато строительство собора в честь Воскресения Христова и во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской (по проекту Д. Смирнова и Ю. Купера). 25 мая 2017 г., в день празднования Вознесения Господня, Патриарх Кирилл совершил торжественное освящение этого храма.
Древняя Владимирская икона Божией Матери, в честь встречи к-рой был основан мон-рь, находилась в обители весьма краткие периоды. С момента основания М. С. м. храмовым его образом был, вероятно, специально выполненный список чудотворной иконы (не сохр.). В мон-ре почитается список Владимирской иконы Божией Матери (кон. XX в.), которым при основании подворья Псково-Печерского мон-ря благословил архим. Тихона (Шевкунова) архим. Иоанн (Крестьянкин). Икона находится в Сретенском соборе на сев. столпе; также здесь располагается образ прп. Серафима Саровского с частицей его мощей. В крипте собора помещены фотокопии (негатив и позитив) Туринской плащаницы в натуральную величину, освященные в 1997 г. патриархом Алексием II как Нерукотворные образы Иисуса Христа.
17 июля 2008 г. группой паломников из Греции обители была подарена икона прп. Арсения Каппадокийского с частицей мощей, написанная в мастерской скита св. Анны на Афоне; рядом с преподобным на иконе коленопреклоненно изображен прп. Паисий Святогорец.
В М. С. м. особенно почитаются сщмч. Иларион (Троицкий), мощи к-рого в мае 1999 г. поставлены на солее собора у юж. стены (25 мая 2017 торжественно перенесены на солею храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской); прп. Мария Египетская (частица мощей принесена 25 марта 2004 из монастыря свт. Николая Чудотворца на греческом о-ве Андрос, находится в Мариинском приделе); Царственные страстотерпцы имп. Николай II Александрович с супругой и детьми, к-рые изображены на редкой иконе «Снятие пятой печати» (1997), помещенной в иконостасе собора. Сюжетом образа послужили слова ап. Иоанна Богослова: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр 6. 9-11). Поскольку образ был написан до канонизации семьи Романовых, то имена членов царской семьи на иконе дописаны в 2000 г.
В музейных собраниях сохранилось неск. реликвий, ранее принадлежавших М. С. м. Ковчег, в к-ром с нач. XVIII до сер. XIX в. хранились частицы мощей прп. Марии Египетской и блгв. кн. Михаила Ярославича, представляет собой серебряную шкатулку прямоугольной формы на 4 ножках-шариках (весом «4 фунта 38 золотников») с гравюрами на внешней и внутренней крышках. Первоначально ковчег имел единственное позолоченное изображение прп. Марии Египетской на внешней крышке, подпись на греч. языке (не позже 1700); впосл. были нанесены пространный текст о роли Е. И. Украинцева в получении этой святыни и др. надписи. В 1920 г. этот ковчег был изъят из монастырской ризницы и передан в губ. музей, потом оказался в фондах Центрального антирелигиозного музея, с 1935 г. находится в фондах ГИМ.
Со Сретенским собором связана история и т. н. Шумаевского креста, уникального пластического ансамбля в виде распятия в киоте со стеклянными дверцами (высота ок. 8 м, ширина ок. 4,2 м, глубина ок. 1,1 м), включавшего ок. тысячи расписанных разномасштабных фигур и рельефов, выполненных из дерева, олова, стекла и иных материалов. По предложению игум. Лаврентия он был принесен в мон-рь в 1755 г. из дома своего создателя (зарисовкой деталей ансамбля занимались ученики архитектурной школы Ухтомского - Василий Иванов (впосл. архит. Баженов) и Александр Полозов); до 1760 г. ансамбль собирали и дополняли, а потом передали в Сретенский собор. В центре киота находилось семиконечное распятие в «меру тела Христова», вокруг которого в многочисленных сценах были представлены события из Свящ. Писания. Во время пребывания в монастыре французских солдат, в 1812 г., было утрачено большинство драгоценностей, украшавших киот. В нач. 40-х гг. XIX в. была проведена реставрация. После революции крест был изъят и к 2017 г. в разобранном виде хранится в запасниках Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева.