ЛЕБЯЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XL, С. 199-202
опубликовано: 17 апреля 2020г.

ЛЕБЯЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Лебяжская Черноморская Екатерино-Николаевская пуст.) (Ейской и Тимашевской епархии), находится в пос. Лебяжий Остров Брюховецкого р-на Краснодарского края.

1794-1918 гг.

Основан в 1794 г. как общежительная Черноморская Екатерино-Лебяжская Николаевская пуст. 24 апр. 1794 г. руководство Черноморского казачьего войска отправило еп. Феодосийскому и Мариупольскому Иову (Потёмкину) письмо для предоставления в Синод, в к-ром просило поддержать их намерение устроить небольшую пустынь «на войсковой земле ради престарелых и раненых и изувеченных сего войска старшин и казаков». Уже 24 июля 1794 г. именным указом имп. Екатерина II разрешила казакам «в избранном ими месте устроить монашескую пустынь» по подобию «состоящей на своем содержании» Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (Дмитренко. 1898. Т. 2. С. 774). Новую обитель решили построить на 2 небольших полуостровках Лебяжьего лимана, куда впадали реки Бейсуг и Бейсужек.

Лебяжский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Литография. Нач. XX в.Лебяжский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Литография. Нач. XX в.7 авг. 1794 г. Синод, отправляя указ императрицы, предписал еп. Феодосийскому Иову (Потёмкину) возвести в Л. м. храм с колокольней, трапезную, кельи на 30 монашествующих и 10 «больничных». Первым настоятелем казачья рада избрала иером. Феофана, бывш. начальника Самарского Пустынного во имя свт. Николая Чудотворца монастыря Екатеринославской епархии. 24 нояб. 1795 г. он был возведен в сан архимандрита и в нач. 1796 г. вместе с самарскими иером. Иосифом и иеродиак. Галактионом прибыл в обитель. Вскоре в Л. м. поселились и 20 послушников, направленных из Черноморского казачьего войска. 17 сент. 1798 г. войсковой атаман Т. Т. Котляревский обратился в Синод с ходатайством о разрешении принимать постриг престарелым и находящимся при смерти послушникам-казакам. В др. ходатайстве атаман просил передать Л. м. ризницу и б-ку упраздненного Межигорского в честь Преображения Господня (свт. Николая Чудотворца) мон-ря, поскольку новая обитель нуждалась в церковной утвари и богослужебных книгах. Обе просьбы были удовлетворены. В 1801 г., когда архим. Феофан «по старости» вернулся в Самарско-Николаевскую пуст., настоятелем Л. м. был назначен, но не признан войсковым начальством архим. Дионисий (Деляграммати). С 1802 г. Л. м. возглавлял бывш. игумен Клопского Михайловского во имя Св. Троицы монастыря архим. Товия (Трубачевский), выходец из казачьей семьи, при котором в обители началось каменное строительство.

Братия

В 1801 г. в Л. м. проживали 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 2 монаха и 10 послушников, в 1812 г.- 10 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 14 монахов, в 1840 г.- 9 иеромонахов, иеродиакон, 13 монахов и 26 послушников. В 1842 г. штат Л. м. должен был включать настоятеля, казначея, 10 иеромонахов, 24 послушника, а также 16 казаков, помогавших по хозяйству. В 1870 г. в Л. м. проживали 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 7 монахов, 10 послушников, в 1908 г.- ок. 40 монашествующих и ок. 70 послушников.

12 мая 1805 г. Л. м. посетил игум. прп. Назарий (Кондратьев). В 20-х гг. XIX в., с началом Греческого национально-освободительного восстания (1821-1829), в мон-ре проживал настоятель афонского Илии Пророка муж. скита иером. Парфений с братией, тайно вывезший в Россию частицу Древа Креста Господня, частицы мощей, книги и церковное имущество.

В 1874 г. Кавказский еп. Герман (Осецкий) направил в Л. м. «для изучения монашеских правил» крестьянина И. Трубина и мещанина И. Безверхова, к-рые собирались устроить в долине р. Фарс, на горе Физиабго, небольшую обитель (см. Закубанская Афонская во имя арх. Михаила муж. пустынь). Во 2-й пол. XIX в. в Л. м. подвизался старец Кирилл (Балюк; † 1881), бывш. хорунжий Черноморского войска. 4 нояб. 1872 г. он был пострижен в мантию, 2 июня 1874 г. рукоположен во диакона, нес послушание на монастырской пасеке, пел на клиросе, запомнился братии «редким терпением в житейских невзгодах и лишениях, младенческим незлобием и непоколебимою твердостию веры» (Кавказские ЕВ. 1882. № 4. С. 127-131). Среди др. подвижников известны схим. Иезекииль и духовник братии иером. Иона, которого Синод наградил золотым наперсным крестом.

По свидетельству архим. Самуила, «пустынь долго отличалась хорошими монахами, пока не было в их числе изгоняемых из разных великороссийских монастырей. От таких пришельцев немало развивалось слабостей нравственных, а иногда и самых жалких поступков. В 1840 году начали было изгонять таких, но уже было нелегко исправить и своих». 22 июня 1859 г. из Тамани свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: «Во многих обителях совершенно потеряна нравственность. Говорю так, имея под глазами самое печальное зрелище - Черноморскую пустыню, монастырь с весьма значительными средствами, расположенный на весьма уединенном месте» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо еп. Леониду (Краснопевкову) // Он же. Полн. собр. творений. М., 2007. Т. 7. С. 124).

По причине внутренних нестроений Л. м. иногда оставался без настоятеля. Так, в 1860 г. из-за интриг архим. Никон (Конобеевский) был переведен настоятелем Балаклавского во имя вмч. Георгия Победоносца мон-ря, и Л. м. оставался под временным управлением прот. Д. И. Гремяченского. В окт. 1860 - апр. 1861 г. Кавказский и Черноморский еп. Игнатий (Брянчанинов) настойчиво просил своих духовных учеников череменецкого игум. Антония (Бочкова) и архим. Иннокентия (Немирова) возглавить Л. м., чтобы «доставить обители такого настоятеля, в каком она нуждалась». Но и тот и другой отказались (см. подробнее: Письма преосв. Игнатия (Брянчанинова), еп. Черноморскаго, и Антония (Бочкова), игум. Череменецкаго // ЧОИДР. 1875. Кн. 2. Смесь. С. 63-102).

Указом Синода от 25 дек. 1907 г. в Ставропольской епархии было учреждено Ейское вик-ство; еп. Ейскому Иоанну (Левицкому) поручалось управление пустынью на правах настоятеля (без права получения части от доходов пустыни). Но в апр. 1912 г. преосв. Иоанн был освобожден от обязанностей настоятеля. С 1912 г. Л. м. возглавлял игум. Дорофей (Анищенко), вероятно последний перед закрытием настоятель обители. Одновременно он являлся благочинным епархиальных мон-рей.

Благотворительная, просветительская и хозяйственная деятельность

Уже в 1795 г. при Л. м. была открыта 1-я на Кубани школа для мальчиков из казачьих семей, проживавших в ближайших хуторах. Кроме обычных для того времени школьных предметов преподавали и специальные науки. В 1809 г. ген.-губернатор Новороссии герц. Э. О. де Ришельё с согласия Мин-ва внутренних дел командировал в школу «специалиста крымских виноградных садов» Андрея Шелимова для обучения искусству виноградарского дела. Особую заботу о монастырской школе проявлял Кавказский и Черноморский еп. Иеремия (Соловьёв). 9 окт. 1898 г. в обители был открыт приют для 20 сирот, которые содержались за монастырский счет. Кроме того, имелись 12 монастырских стипендиатов при Кубанском исправительном приюте, за к-рых пустынь выплачивала в год 480 р.

В 1842 г. в Л. м. была устроена богадельня на 30 чел. «для призрения отягощенных старостью убогих, бесприютных и лишенных сил к пропитанию». Согласно правилам, «на поступление в богадельни имели преимущественное право раненые, калеки из чиновников и казаков, не имеющие ни собственных средств к пропитанию, ни родственников... Призреваемые в богоугодных заведениях довольствуются пищею и снабжаются одеждою, обувью и прочими потребностями на счет войсковых сумм» (Из положения. 2001. С. 45). По инициативе архим. Самуила на средства старшины Кубанского войска Д. Ф. Герко в Л. м. был построен больничный корпус на 20 чел. с теплой ц. во имя вмц. Екатерины (освящена 12 сент. 1876 настоятелем). В храме ежедневно совершалась ранняя заупокойная литургия, а затем в течение дня читалась неусыпаемая Псалтирь. Лекарства приобретали на средства обители; имелась особая кружка для пожертвований, опечатываемая уполномоченным лицом от пустыни; пациенты без документов могли находиться в больнице не более 2 суток; монастырь брал на себя все расходы по погребению скончавшихся. В больницу не принимали женщин, «бесноватых и умалишенных», а также «сбившихся с рассудка от пьянства», однако при острой необходимости страждущим выдавали лекарства.

Л. м. содержался исключительно на средства Черноморского казачьего войска, к-рое предоставило в распоряжение братии земли для скотоводства, а также участок в 10 тыс. дес. рядом с мон-рем. Насельникам были пожалованы права на рыбную ловлю на косе Азовского м., переданы 2 лимана в ст-це Бриньковской и около обители. Братия пользовалась водяными мельницами, подаренными благотворителями: ген. Котляревским - в ст-це Переясловской, на р. Бейсуг; атаманом войска ген.-майором З. А. Чепигой - на р. Бейсужек; войсковым атаманом ген.-майором Ф. Я. Бурсаком - в ст-це Староминской, на р. Сосыке.

Хозяйство пустыни пополнялось и за счет имущества казаков, принимавших монашество. Их скот и недвижимость поступали в распоряжение монастырской казны. Часто и после пострига казаки продолжали заниматься пчеловодством, овцеводством, коневодством, селекционной работой, выводили новые породы скота, что давало немалый доход казне пустыни. Войсковое начальство ежегодно назначало 16 казаков для помощи в ведении монастырского хозяйства. К сер. XIX в. во владении пустыни находилось более 10 тыс. дес. удобной и неудобной земли, в т. ч. огороды, пашни, 11 фруктовых садов, 5 виноградников, 3 мельницы, 2 рыбных завода и мастерские.

В июне 1857 г. войсковое правительство согласно статье «Положения о межевании» (1847) отвело мон-рю 30 дес. земли, хотя статья допускала выделение обителям земель от 100 до 150 дес. Архим. Никон (Конобеевский), ссылаясь на указ имп. Екатерины II, к-рая предписала содержать Л. м. за счет Черноморского войска, сетовал, что войсковое правительство, не выделявшее ежегодных сумм на содержание обители, лишало ее и земель, необходимых для существования братии: из 150 дес. земли за обителью оставили лишь 30 дес. Настоятель писал, что мон-рь, лишенный сенокосных, скотоводческих и хлебопашных угодий, не сможет прокормить положенные по штату 42 чел.

В 1799 г. войсковое начальство приняло решение о назначении в Л. м. эконома - представителя от казачества, к-рый контролировал бы монастырскую хозяйственную деятельность. Первым экономом 23 сент. того же года был назначен капитан Ерко. В февр. 1832 г. наказной атаман Н. С. Заводовский, обнаружив постройки Л. м. в обветшавшем состоянии, решил учредить в пустыни комитет по управлению хозяйством и строительством, в к-рый вошли как представители обители, так и войсковые чиновники. 1 сент. того же года по благословению архиеп. Новочеркасского и Георгиевского Афанасия (Телятева) комитет при пустыни был открыт. Т. о., архимандрит Л. м. оказался в двойном подчинении - войскового правительства и консистории, что приводило к конфликтам и частой смене настоятелей. В 1849 г. Кавказский и Черноморский еп. Иеремия (Соловьёв) обнаружил, что подобное «двойное подчинение» не соответствует общему положению по управлению монастырями Российской империи и «стесняет» права настоятеля. Архиерей безуспешно предлагал упразднить комитет по управлению хозяйством. Однако войсковой атаман Рашпиль воспрепятствовал его намерению. Кавказскому еп. Иоанникию (Образцову) также не удалось пресечь деятельность комитета. В 1856 г. архим. Никон (Конобеевский) и в 1863 г. архим. Доримедонт (Сичкарёв) жаловались на чрезмерное вмешательство войскового начальства в управление экономикой пустыни. В ответ на жалобы по поручению атамана Ф. Н. Сумарокова-Эльстона войсковой старшина Зозулевский проинспектировал Л. м. и сообщил: комитет, «существуя в том составе и при тех условиях, в каком он ныне находится, не только бесполезен, но неминуемо приведет монастырское хозяйство к окончательному разорению» (Кияшко. 1910. С. 227). Дело, однако, кончилось тем, что архим. Доримедонт был обвинен и комитетом, и Кавказским еп. Феофилактом (Губиным) в хищении церковного имущества.

5 февр. 1872 г. на основании именного указа имп. Александра II нештатная общежительная обитель была переведена из войсковой «в полное исключительное ведение» архиерея Кавказской епархии с предоставлением в собственность 522 дес. войсковой земли, всего движимого и недвижимого имущества, в т. ч. 2 мукомольных мельниц - на реках Бейсуге и Сосыке, 2 рыболовных заводов - на Бриньковском лимане и на берегу Азовского м. Компенсация за землю, отторгнутую от Л. м., была положена в Московский опекунский совет на счет монастыря. Л. м. стал третьеклассным с игуменским управлением. К 1879 г. обитель владела банковскими билетами на сумму 99 285 р., к 1908 г.- 1810 дес. земли, 2 турбинными мельницами - в станицах Переясловской и Староминской, 2 рыболовными заводами, подворьями в ст-це Каневской и Екатеринодаре, а также виноградниками и пасекой. На берегу Лебяжьего лимана имелись мастерские по ремонту инвентаря и монастырской утвари. К нач. XX в. Л. м. находился в составе Ставропольской и Екатеринодарской епархии.

Постройки

Первоначально братия проживала в соломенных шалашах. В 1796 г. для начала строительных работ Черноморское войско отчислило из своих доходов 30 тыс. р. и 10 тыс. р. пожертвований. Кроме того, средства для обители жертвовали атаманы ген.-майор Чепига (1 тыс. р.), ген. Котляревский. Согласно донесению архим. Феофана Феодосийскому еп. Иову, к осени 1799 г. по плану, одобренному войсковым правительством, в Л. м. был возведен деревянный трапезный храм во имя вмц. Екатерины (высота 35,5 аршина), построены деревянные настоятельские, братские и больничные кельи, ограда с 2 воротами, хозяйственные службы (ГАКК. Ф. 250. Оп. 1. Д. 37. Л. 15-15 об.; Дмитренко. 1898. Т. 2. С. 390-391).

В 1803-1816 гг. на средства войсковой казны и пожертвования частных лиц был возведен по подобию собора Киево-Печерской лавры каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца с правым приделом в честь Рождества Пресв. Богородицы, левым - во имя св. блгв. кн. Александра Невского, а также с приделом на хорах в честь Преображения Господня. Храм венчали 9 больших и 4 малых купола. В 1816 г. собор был освящен настоятелем архим. Товией (Трубачевским). В обители находились также домовая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1853; отремонтирована в 1870) с приделом мч. Саввы Стратилата (1872) при настоятельских покоях, каменная колокольня с 12 колоколами, 3 келейных корпуса, братская трапезная, кухня, просфорня с подвалом, гостиница. Св. врата украшали иконы «Воздвижение Креста Господня» и свт. Николая Чудотворца, написанные одним из послушников. На берегу лимана, в вост. части мон-ря, был устроен пещерный храм во имя мч. Самуила.

В 3 верстах от Л. м., на острове, находилась Всехсвятская киновия для престарелых и увечных казаков, основанная в 1809 г. На ее территории имелись храмы во имя Всех святых (освящен 1 авг. 1808) и в честь Казанской иконы Божией Матери (1872), каменный флигель на 10 чел., кухня с трапезной.

Святыни и реликвии

Большая часть святынь, ценных предметов ризницы и книги поступили в Л. м. из упраздненной Межигорской обители. В Л. м. хранились напрестольный крест с рубинами и бриллиантами (1744), 2 кипарисовых креста (1769), украшенные серебряными «подставками», несколько серебряных крестов и богослужебных сосудов. В обители имелось «Евангелие Большое, опайное, в переплете оранжевого бархата с ажурными сребровызолоченными досками», в 1654 г. пожертвованное в Межигорский монастырь игум. Агафией (Гуменецкой), а также Евангелия (М., 1644, 1687, 1763; К., 1697), Библия (М., 1663), Апостол (К., 1630), неск. богослужебных книг 1663-1716 гг.

В храмах обители почитались иконы Рождества Христова, Спасителя и свт. Николая Чудотворца, украшенные серебряными ризами с вызолоченными венцами, а также список Толгской иконы Божией Матери в сребропозлащенной ризе с жемчугом и драгоценными камнями. 15 янв. 1910 г. наместник иером. Анатолий обратился к начальнику Кубанской обл. М. П. Бабычу с прошением о разрешении хождения по области с войсковыми святынями. Иером. Анатолий указал, что в пустыни хранятся особо чтимые казаками иконы свт. Николая Чудотворца и Толгский образ Божией Матери, переданные из Межигорского мон-ря. «С течением времени память об этих святынях среди молодого поколения постепенно теряется, особенно после 1905 и 1906 гг., когда были потрясены все основы нашего государства». В итоге разрешение было получено, крестные ходы совершались во мн. кубанские станицы.

1918-2015 гг.

После 1918 г. постройки Л. м. занимала коммуна «Набат». В 1921 г. Л. м. был закрыт, на территории обители действовала детская трудовая школа. Большинство ее учащихся были беспризорниками. В нач. 30-х гг. XX в. в поселке организовали птицесовхоз «Лебяжий Остров». Из монастырских построек сохранились лишь гостиница и водонапорная башня (1909) над артезианским колодцем. 29 апр. 2011 г. в помещении Дома культуры пос. Лебяжий Остров архим. Никоном (Пипинеевым) была отслужена Божественная литургия. 4 июля здание было передано в ведение Екатеринодарской и Кубанской епархии для переустройства под кельи и церковь.

19 марта 2014 г. решением Синода Л. м. был открыт с назначением настоятелем иером. Григория (Хоркина). С 13 июля 2015 г. наместник Л. м. иером. Никон (Примаков).

Ист.: Дмитренко И. И. Сб. мат-лов по истории Кубанского казачьего войска. СПб., 1898. Т. 2, 4.
Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 699; Филарет (Гумилевский), архим. Черноморская Николаевская пуст. при Лебяжьем лимане. Х., 1856; Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по Духовному ведомству: 1764-1869 гг. СПб., 1869. С. 10-14; Самуил (Сардовский), архим. Екатерино-Лебяжская Николаевская общежит. пуст. Кубанской обл. // Кавказские ЕВ. 1878. № 11. С. 382-390; № 12. С. 413-423; № 13. С. 440-464 (отд. изд.: М., 1890); Зверинский. Т. 1. № 567; Короленко П. П. Церковные древности кубанских казаков. М., 1905; Денисов. С. 340-341; Воскресенский А. Черноморская Екатерино-Лебяжеская Николаевская общежит. пуст. Кубанской обл.: (Из путевых заметок паломника). Н. Новг., 1909; Описание Екатерино-Лебяжской Николаевской войска Черноморских казаков пуст. // Ставропольские ЕВ. 1909. № 1. С. 16-25; Кияшко И. И. Екатерино-Лебяжская св. Николая пуст. // Кубанский сб. Екатеринодар, 1910. Т. 15. С. 209-230; Памяти прп. Сергия Радонежского: Сб. / Сост.: А. И. Слуцкий. Краснодар, 1992; Раздольский С. А. Черноморская Екатерино-Лебяжская Николаевская пуст. // Сб. работ преподавателей гуманит. наук. Краснодар, 1994. С. 145-150; он же. Монастырские обители юга России, их роль в религ. и культурном развитии края в XIX - нач. XX вв. Майкоп, 2003. С. 7-18; Матвеев О. В. Слово о Кубанском казачестве. Краснодар, 1995; Шептун С. В. Из истории правосл. Церкви на Кубани. Краснодар, 1995; Бороденко В. Е. Землевладение и доходы мон-рей Предкавказья: (кон. XVIII - нач. XX вв.) // Проблемы истории Сев. Кавказа. Краснодар, 2000. С. 68-73; она же. Мон-ри и монашество // Дело мира и любви: Очерки истории культуры и православия на Кубани / Ред.: О. В. Матвеев. Краснодар, 2009. С. 218-229; Из положения о Черноморском казачьем войске о духовенстве, церквах и богоугодных заведениях // Правосл. Церковь на Кубани: Сб. док-тов. Краснодар, 2001. С. 45-46; Указ имп. Екатерины II об учреждении Екатерино-Лебяжской Николаевской пуст. // Там же. С. 333; Бондаренко В., свящ. По страницам летописи Екатерино-Лебяжской Св.-Николаевской пуст. // Отрадненские ист.-краевед. чт.: Мат-лы регион. науч. конф. Армавир; Отрадная, 2013. Вып. 1. С. 184-189; Терещенко К. Возвращение к св. обители // Кубанские новости: Газ. Краснодар, 2014. № 129.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также