Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРИАНЕ
Т. 43, С. 461-465 опубликовано: 4 марта 2021г.


МАРИАНЕ

Герб «Конгрегации клириков Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии»
Герб «Конгрегации клириков Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии»

Герб «Конгрегации клириков Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии»

(Офиц. название - Конгрегация клириков Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии; лат. Congregatio Clericorum Marianorum sub titulo Immaculatae Conceptionis Beatissimae Virginis Mariae (M. I. C.)), католич. монашеский орден (Ordo Immaculatae Conceptionis Beatissimae Mariae Clericorum Regularium Marianorum), основанный в 1673 г. католич. святым польск. пресв. Станиславом Папчинским и утвержденный папой Римским Иннокентием XII в 1699 г.; стараниями католич. блж. пресв. (впосл. архиепископ) Юргиса Матулайтиса возрожден 28 нояб. 1910 г. в качестве конгрегации регулярных клириков. Девиз М.- «Pro Christo et Ecclesia» (За Христа и Церковь), гербом является изображение Пресв. Девы Марии в бело-голубом облачении с цветком лилии в правой руке, с 12 звездами вокруг головы, а также с лунным серпом и со змеем, находящимися под ногами; золотое сияние имеется вокруг всего образа Девы Марии, расположенного на голубом фоне гербового щита, имеющего внизу девиз конгрегации. Гимн М.- «Mater Dei Immaculata». Изначально орденским облачением являлся белый хабит, после преобразования М. в конгрегацию члены ордена носят одежды приходских клириков той местности, где совершают служение.

Согласно конституции, М. являются институтом понтификального права, т. е. конгрегация подчинена непосредственно Папскому престолу, ее возглавляет генеральный настоятель, избираемый на 6 лет генеральным капитулом. Допускается переизбрание генерального и провинциального настоятелей на 2-й срок, однако нельзя занимать эти посты более 2 сроков подряд. Генеральным и провинциальным настоятелями могут быть только пресвитеры, принесшие вечные монашеские обеты. Генеральный капитул созывается генеральным настоятелем на ординарную (раз в 6 лет) или экстраординарную сессию. На генеральный капитул собираются региональные делегаты, представляющие всю полноту конгрегации. Перед Папским престолом представителем от конгрегации является генеральный прокуратор, назначаемый генеральным настоятелем сроком на 6 лет. В руководстве конгрегацией генеральному настоятелю помогает совет, состоящий из заместителя и 3 генеральных советников.

Основатель ордена Ян Папчинский, происходивший из семьи кузнеца, получив образование в коллегиях иезуитов в Ярославе, во Львове и в Рава-Мазовецке, а также в коллегии ордена пиаристов в Подолинце (ныне Словакия), в июле 1654 г. вступил в новициат этого ордена из-за его особого посвящения Пресв. Деве Марии. При вступлении в новициат при Подолинецком мон-ре Папчинский получил монашеское имя Станислав (Станислав Иисуса и Марии) и 22 июля 1656 г., после прохождения новициата, принес монашеские обеты, став 1-м в истории поляком в ордене пиаристов. 12 марта 1661 г. Папчинский был рукоположен во пресвитера, после чего преподавал в Варшавской коллегии, получив известность как проповедник и духовник, став личным исповедником нунция в Речи Посполитой архиеп. Антонио Марии Пиньятелли дель Растрелло (впосл. папа Иннокентий XII). Однако из-за разногласий с местным руководством пиаристов по поводу соблюдения положений устава ордена 11 дек. 1670 г. пресв. С. Папчинский был освобожден от монашеских обетов и покинул орден.

Устроившись капелланом в усадьбу Я. Карского в Любоче (близ г. Нове-Място-над-Пилицон), пресв. С. Папчинский задумал создать новый посвященный Пресв. Деве Марии монашеский орден со строгим уставом, получив одобрение этого проекта у Познанского еп. Стефана Вежбовского. Составив первые правила для буд. ордена (Norma vitae), в сент. 1671 г. пресв. С. Папчинский впервые облачился в белый монашеский хабит, напоминавший о Непорочном зачатии Пресв. Девы Марии. Вскоре к пресв. С. Папчинскому присоединился отставной военный Станислав Краевский, до этого пытавшийся вести отшельнический образ жизни в Пуще-Корабевицке (совр. Пуща-Маряньска), и на принадлежавшей Краевскому земле был построен 1-й мон-рь буд. ордена. Датой основания ордена считается 24 окт. 1673 г., когда этот дом-монастырь посетил коадъютор Жямайтийского диоцеза еп. Станислав Яцек Свенцицкий, который временно утвердил написанный пресв. С. Папчинским устав, а также благословил первых насельников.

В 1677 г. Познанский еп. С. Вежбовский передал М. храм в честь Сионской горницы с помещениями в Гура-Кальварье (близ Варшавы), где с 1670 г. создавался религ. центр из мон-рей различных монашеских орденов. 21 апр. 1679 г. М. получили от еп. С. Вежбовского каноническое утверждение. Задачами ордена провозглашались распространение почитания Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии (догмат провозглашен в 1854 папой Римским Пием IX), особое молитвенное попечение о душах в чистилище, а также помощь приходскому духовенству в делах проповедничества, катехизации и пастырского окормления. М. стали 1-м монашеским орденом, основанным в Речи Посполитой, и пользовались покровительством польск. кор. Яна III Собеского. 20 марта 1681 г. существование М. получило одобрение со стороны папы Римского Иннокентия XI, однако папа не предоставил ордену утвержденный устав, сохранив его во власти правящего епископа, и члены ордена не могли принести вечные (торжественные) монашеские обеты. В 1690 г. пресв. С. Папчинский отправился в пешее паломничество в Рим, чтобы просить об утверждении устава М., но прибыл туда в момент вакации Папского престола после смерти папы Римского Александра VIII.

Летом 1698 г. в Гура-Кальварье состоялся 1-й генеральный капитул ордена, на к-ром генеральным прокуратором был избран пресв. Й. Козловский, направленный в Рим для получения папского утверждения устава М. Однако Конгрегация по делам епископов и монашествующих отказалась рассматривать устав нового ордена, сославшись на канон Латеранского IV Собора об ограничении создания монашеских орденов с новыми уставами, поэтому пресв. Й. Козловский ходатайствовал перед Папским престолом об утверждении ордена М. на основе «Правила следования десяти добродетелям Пресвятой Богородицы» (Regula Decem Beneplacitorum Beatissimae Virginis Mariae) ордена францисканцев. 21 сент. 1699 г. генеральный министр францисканцев пресв. Маттео де Санто Стефано признал М. как структуру внутри своего ордена, и 24 нояб. того же года папа Иннокентий XII бреве «Exponi nobis nuper» разрешил М. приносить торжественные обеты на основе «Правила...». 14 апр. 1701 г. на 2-м генеральном капитуле М., состоявшемся в Гура-Кальварье под рук. пресв. С. Папчинского, члены ордена приняли «Правило...» в качестве устава, и 6 июня того же года пресв. С. Папчинский первым принес торжественные монашеские обеты перед нунцием в Речи Посполитой архиеп. Франческо Пиньятелли, племянником папы Иннокентия XII, а 5 июля в орденском храме в честь Сионской горницы в Гура-Кальварье пресв. С. Папчинский принял торжественные монашеские обеты у остальных М.

После смерти пресв. С. Папчинского (17 сент. 1701) генеральным настоятелем М. до 1715 г. (с небольшими перерывами) был пресв. Й. Козловский, возглавлявший орден также с 1725 по 1728 г., при котором начались внутренние разногласия относительно деятельности М.: часть братьев выступала за затворнический «созерцательный» (контемплативный) образ жизни, другие настаивали на необходимости активной деятельности по миссионерству и катехизации в миру. В 1716 г. викарий Луцкого еп-ства еп. Адам Францишек Ксаверий Ростковский, к-рому было поручено разрешение споров в ордене, распорядился прекратить прием в новициат новых послушников, закрыть дома-монастыри М. и направил почти всех членов ордена на пастырское служение по приходам (т. н. Ростковское рассеяние). Однако в 1722 г. Познанский еп. Ян Йоахим Тарло разрешил М. вернуться в мон-ри и провести генеральный капитул ордена, на котором пресв. Й. Козловскому было поручено вновь выступить в качестве генерального прокуратора в переговорах с Папским престолом об утверждении статута ордена и о его выведении из юрисдикции местного епископата. 3 сент. 1723 г. папа Римский Иннокентий XIII бреве «In supremo militantis Ecclesiae» утвердил конституцию М., но оставил орден в ведении францисканцев, представителя к-рых направляли на капитулы М. в качестве председателя, утверждавшего принимаемые решения. Кардиналом-протектором (см. в ст. Кардинал) М. в Риме становился кардинал-протектор ордена францисканцев. Нахождение М. под опекой францисканцев часто приводило к конфликтным ситуациям, но она была отменена лишь 10 марта 1786 г. декретом Конгрегации по делам епископов и монашествующих. 17 нояб. того же года папа Римский Пий VI утвердил новый статут ордена, пожаловав ему 27 марта 1787 г. все привилегии монашеского ордена католич. Церкви.

Расцвет ордена, начавшийся во 2-й пол. XVIII в., был связан с деятельностью генеральных настоятелей М. пресв. К. Вышинского (1737-1741, 1747-1750) и пресв. Р. Новицкого (1776-1788). Деятельность ордена вышла за пределы Польши: были основаны мон-ри М. в Рясне под Брестом (1749) и в Мариамполе (ныне Мариямполе, Литва) (1750). Всего на территории Речи Посполитой во 2-й пол. XVIII в. имелось 12 мон-рей М. В 1753 г. пресв. К. Вышинский посетил Португалию, где по желанию кор. Жозе I в 1754 г. был основан первый из 4 монастырей ордена в этой стране. Бреве от 23 февр. 1779 г. папа Пий VI разрешил цистерцианцам продать М. здание бывшего цистерцианского монастыря в Риме с прилегающим к нему храмом святых Вита и Модеста, где 14 июля была открыта резиденция генерального прокуратора ордена. Однако в 1798 г. монастырь в Риме был закрыт после захвата Папского гос-ва французской армией и провозглашения Римской республики. В 1834 г. в результате антиклерикальной политики правительства вместе с др. католич. мон-рями были закрыты и мон-ри М. в Португалии. После разделов Польши между Россией, Австрией и Пруссией в XVIII в. большинство мон-рей М. оказалось в Российской империи, где власти рассматривали орден, исторически связанный с Польшей, как оплот польского национализма. В 1844 г. по требованию властей генеральный настоятель ордена пресв. С. Пужицкий сложил с себя полномочия, после чего он был отправлен в ссылку в Сибирь на 9 лет. В 1846 г. на поселение в Иркутск был выслан пресв. Кшиштоф Шверницкий, где в 1856 г. он стал настоятелем местного католич. прихода в честь Успения Пресв. Девы Марии; в 1888 г. в связи с 50-летием его священства папой Римским Львом XIII ему был пожалован почетный титул «Апостол Сибири». 25-26 сент. 1859 г. в Скужеце (ныне Польша) состоялся 38-й генеральный капитул, ставший для ордена последним. После подавления Польского восстания 1863-1864 гг. генеральный настоятель ордена пресв. А. Р. Вильчинский был отправлен для проживания в мон-рь Мариамполя, где 9 февр. 1865 г. его принудили к отречению от должности генерального настоятеля. К 1865 г. были закрыты все мон-ри М., кроме мон-ря в Мариамполе, куда был запрещен прием новых членов. Мн. члены ордена были сосланы, часть М. отправилась вслед за польск. и литов. эмигрантами в США, где занималась пастырским окормлением этих диаспор. К нач. ХХ в. в живых оставалось всего неск. членов ордена.

Возрождение М. в качестве конгрегации связано с деятельностью архиеп. Ю. Матулайтиса, происходившего из семьи крестьян дер. Люгине Мариампольского у. Сувалкской губ. и получившего начальное образование в школе в Мариамполе. Уже будучи профессором кафедры христ. социологии в католич. ДА в С.-Петербурге, пресв. Ю. Матулайтис обратил внимание на мон-рь М. в его родном Мариамполе в тот момент, когда орден находился на грани исчезновения, т. к. в живых оставалось всего 2 его члена: живший в Мариамполе генеральный настоятель ордена пресв. В. Сенковский и 78-летний пресв. Б. Пелясинский, живший в Гура-Кальварье (An. Pont. Cath. 1913. Р. 499). Получив поддержку пресв. В. Сенковского, в 1909 г. пресв. Ю. Матулайтис отправился в Рим, где добился от Конгрегации по делам монашествующих разрешения на вступление в орден М. без прохождения положенных этапов послушания, а также получил одобрение плана возрождения ордена. 29 авг. того же года втайне от российских властей пресв. Ю. Матулайтис принес монашеские обеты перед суффраганом Варшавского архиепископства еп. Станиславом Казимежом Рушкевичем в присутствии пресв. В. Сенковского.

15 сент. 1910 г. папа Римский Пий Х одобрил разработанный пресв. Ю. Матулайтисом устав новой конгрегации, в котором М. отказывались от строгого образа жизни и становились конгрегацией пресвитеров, также упразднялось ношение белого хабита, к-рый заменялся черной сутаной секулярного (приходского) клирика. 28 нояб. того же года конгрегация М. была учреждена декретом Конгрегации по делам монашествующих. Оставаясь профессором католич. ДА, Ю. Матулайтис открыл в С.-Петербурге тайный новициат, где 1-м послушником стал литовец Пранцишкус Петрас (Франтишек Петр) Бучис (1872-1951). После смерти пресв. В. Сенковского (10 апр. 1911) 14 июля 1911 г. в Гелгаудишкисе (близ Мариамполя) состоялся 1-й генеральный капитул новой конгрегации, на к-ром присутствовали всего 3 члена, избравшие генеральным настоятелем конгрегации пресв. Ю. Матулайтиса. В том же году он выехал в Швейцарию, куда перевел новициат М., открытый там уже легально. В 1913 г. пресв. Ю. Матулайтис направил неск. М. для окормления литов. диаспоры в США.

После оставления во время первой мировой войны российской армией Варшавы пресв. Ю. Матулайтис открыл там мон-рь М., а в марте 1918 г. основал мон-рь и новициат в Мариамполе, где организовал новый центр конгрегации. 23 окт. 1918 г. папа Римский Бенедикт XV назначил пресв. Ю. Матулайтиса епископом Виленским, разрешив сохранить также руководство конгрегацией. В 1922 г. в США были направлены неск. М. для окормления польск. диаспоры. В 1925 г. генеральная курия М. была переведена из Мариамполя в Рим на Виа-Корсика, где был открыт международный учебный центр конгрегации, куда со всего мира направлялись ее члены для получения высшего образования в папских ун-тах и ин-тах. 1 сент. того же года еп. Ю. Матулайтис был возведен папой Римским Пием XI в достоинство титулярного архиепископа Адулисского и 7 дек. того же года назначен апостольским визитатором Литвы, где М. стали одной из наиболее динамично развивающихся конгрегаций. К 1927 г. в конгрегации состояло ок. 300 членов. После смерти архиеп. Ю. Матулайтиса (27 янв. 1927; причислен к лику блаженных католической Церкви папой Римским Иоанном Павлом II 28 июня 1987) генеральным настоятелем конгрегации стал пресв. (впосл. епископ) П. П. Бучис. 27 янв. 1930 г. папа Пий XI утвердил конституцию конгрегации (Constitutiones Congregationis Clericorum Regularium Marianorum), в основном подготовленную архиеп. Ю. Матулайтисом. В том же году пресв. П. П. Бучис учредил польскую провинцию конгрегации в честь Божественного Провидения и амер. провинцию во имя св. Казимира с центром в Чикаго (шт. Иллинойс). Перед второй мировой войной конгрегация насчитывала ок. 450 чел. в более чем 20 домах-монастырях, объединенных в польск., литов. и амер. провинции.

Нек-рые М. придерживались визант. обряда, осуществляли униональную пропаганду среди русских эмигрантов и были тесно связаны с деятельностью русских католиков восточного обряда, напр. с еп. Андреем Катковым (1916-1995), занимавшим должность «рукополагающего прелата византийского обряда в Риме», и еп. П. П. Бучисом. В 1963-1969 гг. конгрегацию возглавлял белорусский греко-католич. еп. Чеслав Сипович, занимавший пост апостольского визитатора для белорусских греко-католиков в эмиграции. Члены конгрегации способствовали учреждению Папским престолом 20 мая 1928 г. апостольского экзархата в Харбине для окормления перешедших в унию русских эмигрантов, оказавшихся в Китае; 31 мая того же года экзархат возглавил марианин пресв. Фабиан Абрантович. В 1937 г. в Харбине был открыт новициат конгрегации. В сент. 1939 г. пресв. Ф. Абрантович, будучи с визитом в Польше, оказался на территории, оккупированной Красной Армией, в окт. был арестован и впоследствии скончался в Бутырской тюрьме в Москве. Его преемником на посту апостольского экзарха в Харбине стал также марианин пресв. Андрей Цикото, являвшийся в 1933-1939 гг. генеральным настоятелем конгрегации.

Вторая мировая война, а также присоединение Прибалтийских государств к СССР крайне ограничили деятельность М. на исторически родных для них землях. В февр. 1943 г. пресвитеры-мариане Антоний Лещевич и Ежи Кашира были убиты нем. карателями в Росице (ныне Витебская обл., Белоруссия), поскольку отказались покинуть своих прихожан, обвиненных в сотрудничестве с партизанами. 13 июня 1999 г. в Варшаве папа Римский Иоанн Павел II провозгласил их мучениками за веру и причислил к лику блаженных католической Церкви. 30 июня 1941 г. в г. Друя (ныне Белоруссия) советскими солдатами был похищен и убит пресв. Эугеньюш Кулеша. Многие прибалтийские М. были репрессированы в СССР, в т. ч. лат. пресв. В. Пентюшс (в 1948 приговорен к 10 годам заключения; впоследствии был преподавателем Рижской католич. ДС), литовский пресв. П. Рачюнас (в 1949 приговорен к 25 годам заключения), латвийский пресв. Я. Мендрикс (в 1950 приговорен к 10 годам заключения, погиб в лагере в Воркуте в авг. 1953), литов. пресв. В. Шауклис (приговорен к 10 годам заключения), литов. пресв. П. Адомайтис (провел в лагере и в ссылке более 20 лет). В Польше в 1949 г. к 6 годам заключения был приговорен пресв. З. Трушинский, служивший во время Варшавского восстания 1944 г. дивизионным капелланом и много сделавший в годы нем. оккупации для спасения евреев. В 1948 г. апостольский экзарх в Харбине архим. А. Цикото был арестован кит. коммунистами и выдан советским властям, приговорен к 25 годам заключения, в 1952 г. году погиб в лагере. С нач. 60-х гг. по 1982 г. в Литовской ССР фактически под домашним арестом находился еп. Винцентас Сладкявичюс, возведенный в 1988 г. папой Иоанном Павлом II в достоинство кардинала и в 1989 г. назначенный архиепископом Каунасским. Неск. М. были видными деятелями католич. Церкви в СССР, в т. ч. архиеп. Людас Повилонис, бывший апостольским администратором Каунаса в 1979-1988 гг., а также назначенный в 1967 г. настоятелем католич. храма св. Людовика в Москве пресв. Станислав Мажейка, к-рый до 1992 г. окормлял католиков лат. обряда. 31 мая 2003 г. в С.-Петербурге архиеп. Тадеуш Кондрусевич начал беатификационный процесс прославления мучеников за веру, в т. ч. пресвитеров-мариан Я. Мендрикса, Э. Кулеши, Ф. Абрантовича и А. Цикото.

В послевоенные годы получила широкое развитие деятельность М. в деле пастырского окормления прежде всего польской и литовской диаспоры в США и странах Зап. Европы. В 1948 г. в США была создана 2-я амер. провинция конгрегации - во имя св. Станислава Костки с центром в г. Стокбридж (шт. Массачусетс); с 24 окт. 2006 г. обе амер. провинции объединены в провинцию во имя Пресв. Девы Марии - Матери Милосердия, насчитывающую ныне 10 домов-монастырей (в т. ч. в Вашингтоне) с более чем 80 членами, среди к-рых более 50 пресвитеров. После второй мировой войны члены конгрегации стали совершать служение среди польск. диаспоры в Великобритании, где в наст. время действует 2 духовных центра М. на территории Б. Лондона, относящиеся к польск. провинции конгрегации. В 1954 г. М. был возвращен мон-рь Балсаман к югу от Брагансы (Португалия); ныне на территории Португалии действует викариат конгрегации, объединяющий 3 дома-монастыря, в т. ч. в Фатиме - месте явлений Пресв. Девы Марии в 1917 г., одном из мировых паломнических центров католической Церкви. С кон. 60-х гг. М. служат в ФРГ, где действует мон-рь в г. Медлинген (Бавария), ныне относящийся к польск. провинции.

Амер. М. развивали миссию конгрегации в странах Лат. Америки, уже в 1939 г. амер. провинция во имя св. Казимира отправила первых М. для работы в Аргентину; в 1964 г. 5 М. приступили к миссионерскому служению в Бразилии, где в 1998 г. была создана провинция в честь Божественного Милосердия, ныне насчитывающая ок. 50 членов, более 30 из которых пресвитеры. В Австралии М. окормляют общину рус. католиков вост. обряда и общину литовских католиков в Аделаиде. На Филиппинах расположен азиатский викариат конгрегации, имеющий 3 центра (в Кесон-Сити, Давао и Эль-Сальвадоре). В 1984 г. М. начали служение в Руанде, где позже был образован викариат конгрегации. В 1999 г. началась деятельность М. в Камеруне, где был создан викариат с 3 центрами.

Летом 1984 г., после введения в 1983 г. нового Кодекса канонического права, на чрезвычайном генеральном капитуле в Риме была принята новая конституция М., утвержденная 25 марта 1986 г. декретом Конгрегации по делам монашествующих и светских ин-тов и 27 янв. 1988 г. обнародованная генеральным настоятелем пресв. Дональдом Петрайтисом (в день памяти блж. Ю. Матулайтиса); ряд изменений, получивших одобрение Конгрегации по делам ин-тов посвященной жизни и об-в апостольской жизни, были внесены в конституцию в 2005 и 2011 гг. В новой конституции М. в офиц. названии конгрегации как анахронизм было удалено слово «регулярные» в отношении клириков.

В наст. время конгрегация разделена на 3 провинции (Божественного Провидения в Польше, Пресв. Девы Марии - Матери Милосердия в США и Божественного Милосердия в Бразилии) и 7 викариатов (азиатский, камерунский, латинский, литовский, португальский, руандийский и украинский), располагающих 79 домами и резиденциями. Наиболее крупной является польск. провинция в честь Божественного Провидения: к ней относятся 19 домов-монастырей в Польше, Белоруссии (в Минске, Борисове, Орше, Росице и Жодино), Чехии (в Праге, Градеке и Брумов-Бильнице), Словакии (в Крупине), а также в Казахстане (миссии в Караганде и в Тайынше). В 1991-2011 гг. католич. Церковь в Казахстане возглавлял марианин архиеп. Ян Павел Ленга. Литов. викариат состоит из домов-монастырей в Вильнюсе и Каунасе, а также в Мариямполе - одном из главных духовных центров М., где в их ведении находится малая базилика во имя арх. Михаила, под к-рой погребен блж. Ю. Матулайтис. Лат. приорат включает дома-монастыри в Даугавпилсе, Резекне и Вилянах; укр. викариат включает дома-монастыри в Хмельницком, Городке (Хмельницкая обл.), Могилёве-Подольском, Харькове и Черновцах. После распада СССР в Белоруссии вышедшие из подполья греко-католич. общины возглавил марианин пресв. Ян Сергей Гаек, назначенный папой Иоанном Павлом II в 1994 г. апостольским визитатором для греко-католиков Белоруссии и получивший в 1996 г. сан архимандрита.

На 2016 г. в конгрегации состоит примерно 500 чел., среди к-рых ок. 350 пресвитеров, 50 братьев (с постоянными и временными обетами) и 100 семинаристов, новициев и постулантов. С 10 февр. 2011 г. конгрегацию возглавляет 39-й генеральный настоятель польск. пресв. Анджей Пакула.

16 сент. 2007 г. в санктуарии во имя Пресв. Богородицы Скорбящей - Королевы Польши в Лихень-Стары (Польша) специальный представитель папы Римского Бенедикта XVI, гос. секретарь Папского престола кард. Тарчизио Бертоне совершил церемонию беатификации основателя М. пресв. С. Папчинского, закончив беатификационный процесс, продолжавшийся с большими перерывами с 1767 г. 21 янв. 2016 г. папа Римский Франциск официально подтвердил произошедшее по заступничеству блж. Станислава чудо и 5 июня 2016 г. совершил его канонизацию.

Ист.: An. Pont. Cath. 1913. Р. 499; Матулайтис-Матулевич Г. Духовный дневник. Варшава, 1998; Papczyński S. Pisma zebrane. Warsz., 2007; Constitutions and Directory of the Congregation of Marian Fathers of the Immaculate Conception of the Most Blessed Virgin Mary. R.; Stockbridge, 2011; Album of the Deceased Members of The Congregation of Marian Fathers of the Immaculate Conception of the Most Blessed Virgin Mary, 1700-2013. Stockbridge, 2013; Kataliku˛ žinynas, 2014. [Vilnius], 2013. P. 181-182.
Лит.:Vaišnora J. Dievo tarnas Arkivyskupas Jurgis Matulaitis (Matulevičius). Putnam, 1953; Yla S. Vyskupas Pranas Brazys. N. Y., 1969; Kučas A. Arkivyskupas Jurgis Matulaitis-Matulevičius: Gyvosios krikščionybës apaštalas. Chicago, 1979; Rogalewski T. Teologiczne podstawy życia chrześcijańskiego w nauczaniu Założyciela i Odnowiciela Zgromadzenia Księży Marianów. Warsz.; Lublin, 1996; idem. Theological Foundations of the Christian Life in the Teaching of the Founder and the Renovator of the Congregation of Marians. Stockbridge, 1999; idem. Stanisław Papczyński (1631-1701): Założyciel Zgromadzenia Księży Marianów, inspirator mariańskiej szkoły duchowości. Lublin, 2001; idem. W służbie Maryi: Stanisław Papczyński (1631-1701): założyciel Zgromadzenia Księży Marianów. Warsz., 2002; idem. Żywot Stanisława Papczyńskiego. Warsz., 2007; Mączyński A. R., Talar M. P. Three Centuries with Mary Immaculate as Patroness: A Brief History of the Marians of the Immaculate Conception. Stockbridge, 1997; Proczek Z., Jeau E. S. The Servant of Mary Immaculate. Stockbridge, 1997; Bukowicz J. The Marian Martyrs of Rosica: Accounts of the Heroic Witness of Blessed George Kaszyra and Blessed Anthony Leszczewicz. Stockbridge, 2000; idem. Świadkowie wiary: Marianie prześladowani przez hitleryzm i komunizm. Warsz., 2001; Totoraitis J., Jakimowicz B., Bukowicz J. Zakon Marianów od kasaty do odnowienia. Warsz., 2002; Пономарёв В. П. Архиепископ Матулайтис // Покров: Альм. рос. католиков. М., 2003. Вып. 16. С. 55-102; Sydry S., Totoraitis J., Jakimowicz B. Zgromadzenie Księży Marianów od założenia do odnowienia. Puszcza Mariańska, 2004; Kosmowski J. Marianie w latach 1787-1864. Lublin; Warsz., 2004; Górski T. Błogosławiony Jerzy Matulewicz. Warsz., 2005; Zalewski R. Blessed Stanislaus Papczyński: A Holy Man for Our Time. Stockbridge, 2007; Matulis S., Piętka R. Marianie za błogosławionego Jerzego Matulaitisa-Matulewicza. Warsz.; Lublin, 2008; Pakuła А. Duchowość zakonna według Stanisława Papczyńskiego i wczesnej tradycji Zgromadzenia Księży Marianów. Warsz.; Lublin, 2010; Kosmowski J., Pakuła A. Charism of the Marian Fathers Throughout the Centuries. Stockbridge, 2011; Mączyński A. Geneza habitu mariańskiego: Krótkie studium historyczne // Ephemerides Marianorum. Licheń Stary, 2013. T. 2. S. 515-546.
А. Г. Крысов
Ключевые слова:
Монашеские ордена и конгрегации Римско-католической Церкви Мариане (офиц. название - Конгрегация клириков Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии), католический монашеский орден
См.также:
АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
АВГУСТИНА УСТАВ один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников
АВГУСТИНКИ-КАНОНИССЫ - см. Канониссы
АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина