ОТДАНИЕ
Том LIII, С. 486-489
опубликовано: 10 августа 2023г.

ОТДАНИЕ

Содержание

[Греч. ἡ ἀπόδοσις], последний день праздника, который отмечается в течение неск. дней; день, когда праздник «отдается», т. е. завершается; последний день попразднства. Термин «отдание» или аналогичное выражение «отдается праздник» (ἀποδίδοται ἡ ορτὴ) употребляется в Студийском и Иерусалимском уставах вплоть до совр. печатных изданий Типикона.

История

Выделение последнего (а именно 8-го) дня праздника фиксируется в ВЗ, где богослужебное собрание в такие дни обозначается словом   (Лев 23. 36; Числ 29. 35; Втор 16. 8; Неем 8. 18; 2 Пар 7. 9; от глагола   - «удерживать, прекращать»). В синодальном переводе Библии это слово передается как «отдание» или «попразднество».

В христ. богослужении выделение 8-го дня праздника имеет разное выражение в богослужебных традициях Востока и Запада. В зап. богослужении окончание праздничного цикла получило название «октава» и совершается на 8-й день после праздника (или в воскресный день в течение 8 дней после праздника), после ряда праздников в честь Господа и Пресв. Богородицы, а также после памятей нек-рых святых (апостолов Петра и Павла, мч. Лаврентия и др.). На Востоке 8-дневное празднество фиксируется в памятниках, связанных с древним иерусалимским богослужением V-IX вв. (в основном в праздники Богоявления 6 янв. и Обновления храма Воскресения в Иерусалиме 13 сент.). В Студийском и Иерусалимском уставах длина праздничного цикла может быть различной, от 2 до 9 дней, последний день празднования получает название О.

В иерусалимском богослужении IV-IX вв

В тексте паломничества Эгерии в Иерусалим кон. IV в. упоминается празднование в течение 8 дней праздников Богоявления, Пасхи и Обновления (Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой: Письма паломницы IV в. М., 1994. С. 200-201, 213-214, 220-221).

В иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в арм. переводе, отмечены особые собрания и чтения на протяжении 8 дней праздника Богоявления, от 6 до 13 янв. (Renoux. Lectionnaire arménien. P. 223). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, относящемся к VI-VIII вв., особо выделено богослужение 8-го дня после Богоявления и Обновления (соответственно 13 янв. и 20 сент.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. Pt. P. 26; Pt. 2. P. 27 (N 136); T. 2. Pt. 1. P. 47; Pt. 2. P. 39 (N 1254)). В древнейшем Иадгари (Тропологии) VII-VIII вв. (гимнографическом приложении к иерусалимскому Лекционарию, сохранившемся только в груз. переводе) помещены песнопения на 8 дней после праздника Богоявления и перечень прокимнов на тот же период после Обновления (Метревели. Иадгари. С. 67-73, 314). В новой редакции Тропология IX-X вв. (новом Иадгари) последний день празднования Богоявления и Обновления обозначается термином მსგეფსი/მზგეფსი (мсгепси/мзгепси - груз. «седмица») и ставится на 13 янв. и 19 сент. соответственно. Кроме того, в этих груз. сборниках отмечается празднование в честь прп. Саввы Освященного 8 и 12 дек., т. е. на 4-й и 8-й день после 5 дек., основного дня его памяти (см.: Sinait. iber. 1, 65 и др.; Описание груз. рукописей: Синайская колл. Тб., 1978. Т. 1. С. 17, 214, 223 и др. (на груз. яз.)). В греч. Тропологии 8-й день Богоявления обозначается как «день восьмой св. Богоявлений. Исполнение (πλήρομα) праздника» (Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии. М., 2012. С. 201). Согласно указаниям Тропология, на каждый день празднования Богоявления, включая 8-й день, полагался особый канон праздника, глас которого обычно совпадал с номером дня (Sinait. gr. ΝΕ. ΜΓ. 5, VIII-IX вв.; Никифорова А. Ю. Из истории Минеи. М., 2012. С. 198-201). Такая практика иногда проявляется и в более поздний период господства Студийского и Иерусалимского уставов: в нек-рых Минеях расширенного состава помещаются особые каноны на каждый день попразднства (Там же. С. 142; см. также: под 7-14 янв. в Минее 1049 г.- Sinait. gr. 595. Fol. 18-38; под 16-23 авг. в Минее XI в.- Sinait. gr. 631. Fol. 52-98).

В груз. календаре X в. Sinait. iber. 34, также отражающем довизант. литургическую традицию Палестины, выделен целый ряд дней, к-рые могут быть охарактеризованы как О. или «октава»,- 1, 13 янв., 1 апр., 22 авг., 15 и 20 сент., 12 дек., они обозначаются термином მსგეფსი/მზგეფსი, как и в новом Иадгари. Такие указания для 1 янв., 1 апр., 22 авг., 15 сент. для вост. традиции не характерны и встречаются только в этом памятнике, а дата 20 сент. не совпадает с датой «седмицы» Обновления в новом Иадгари.

Празднование Антипасхи на 8-й день после Пасхи фактически является «октавой» Пасхи и ее О.

В Студийском уставе

В Студийском уставе складываются терминология и устав богослужения О., к-рые переходят впосл. в Иерусалимский устав и используются до наст. времени. В частности, начинает употребляться термин «отдание» (точнее глагол ἀποδίδοται - греч. «отдается»), однако в слав. переводах этот термин появляется не сразу. В слав. переводе Студийско-Алексиевского Типикона XI в. указание на завершение празднования передается терминами «коньчяваеться» или «оставляеться» (12 сент. по ГИМ. Син. 330, Устав Студийский XI в.: Пентковский. Типикон. С. 280, 281; см. также: ГИМ. Син. 360, 365), «престает» (15 сент.: Пентковский. Типикон. С. 283), «проважяеться» или «провожение» (31 дек., 13 янв., 2 февр.: Там же. С. 319, 320, 328). В сербских литургических рукописях XIV в., организованных в соответствии с Евергетидским Типиконом, употребляется термин «отдваем» (НБС. Археогр. отд. Рс. 5. Л. 31 об.).

В Студийско-Алексиевском Типиконе О. назначается после большей части великих праздников: Вознесения в пятницу 7-й недели по Пасхе (Пентковский. Типикон. С. 247), Пятидесятницы в субботу 1-й седмицы (Там же. С. 274), Рождества Богородицы 12 сент. (Там же. С. 281), Воздвижения 15 сент. (Там же. С. 283), Введения 22 нояб. (Там же. С. 297-298), Рождества Христова 31 дек. (Там же. С. 313), Богоявления 13 янв. (Там же. С. 319), Сретения 4 февр. (Там же. С. 328), Благовещения 26 марта (Там же. С. 334), Преображения 9 авг. (Там же. С. 360), Успения 18 авг. (Там же. С. 365). У праздника Входа Господня в Иерусалим нет О.

Устав службы на О. предполагает повторение последования 1-го дня праздника, но без паремий на вечерне, без степенн и чтения Евангелия на утрене (т. е. без праздничных особенностей). На литургии повторяется вся служба праздника (т. е. прокимен, Апостол и проч. чтения; на О. Богоявления говорится о блаженнах из канона праздника). Служба Минеи должна переноситься на др. день, кроме случаев «нарочитого» святого. Однако в дни О. Воздвижения, Введения, Сретения, Преображения и Успения соединяются последования праздника и святого из Минеи. О. Воздвижения, Введения и Благовещения назначены сразу после дня праздника, не имеют терминологии О. («провожения» или др. терминов) и могут быть сопоставлены с попразднствами дней памяти нек-рых святых - в Студийско-Алексиевском Типиконе к ним относятся дни после памяти прп. Феодора Студита (12 нояб.), свт. Николая (7 дек.), апостолов Петра и Павла (30 июня), 2 праздников в честь Иоанна Предтечи (25 июня и 30 авг.; см.: Там же. С. 294-295, 301, 349, 351, 367).

Фактически О. Пасхи имеет место уже в субботу Светлой седмицы (Там же. С. 261), после этого дня песнопения Пасхи не поются, хотя воскресные песнопения Октоиха употребляются в будние дни вплоть до среды 6-й седмицы по Пасхе. Песнопения воскресных дней Пятидесятницы (от Антипасхи до Недели о слепом) поются в течение всех или неск. дней следующей седмицы, а песнопения Преполовения - до субботы перед Неделей о самаряныне (5-я неделя по Пасхе; Там же. С. 267), что также имеет аналогию с системой попразднств и О.

В др. редакциях Студийского устава сохраняется тот же порядок О., уменьшается количество О. в случаях соединения последований праздника и святого, меняются даты О. нек-рых праздников (Рождества Богородицы, Воздвижения, Введения, Сретения, Преображения и Успения). По-прежнему сохраняется особенность повторения чтений праздника на литургии.

В Евергетидском Типиконе XI в., ставшем основным регулятором богослужения Византии с XII в., О. Введения переносится на 23 нояб., Сретения - на 6 февр., Преображения - на 13 авг., Успения - на 23 авг. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 323-324, 410-411, 485-486, 493-494). Соединение последования праздника и святого в день О. фиксируется только 15 сент. (Там же. С. 275) и 23 нояб. (Там же. С. 323-324). На паннихис О. поется канон праздника, на литургии - блаженны из канона праздника или особые праздничные тропари (на Успение: Там же. С. 494). Указания о праздновании Пасхи, Недель Пятидесятницы и Преполовения в целом те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе (Там же. С. 565, 577-578, 584).

В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем одну из южноиталийских редакций Студийского устава, даты О. слегка отличаются от др. редакций. О. Рождества Богородицы приходится на 13 сент. (Arranz. Typicon. P. 21-22), Воздвижения - на 21 сент. (Ibid. P. 28-29), Введения - на 22 нояб. (Ibid. P. 61), Сретения - на 9 февр. (Ibid. P. 120-121), Преображения - на 13 авг. (Ibid. P. 179), Успения - на 23 авг. (Ibid. P. 182). Устав О. предполагает совершение только последования праздника, кроме О. Рождества Богородицы, когда соединяются последования Богородичного праздника и Обновления. В описании О. Сретения употребляется термин «восьмидневие» (ὀκταήμερον τῆς ορτῆς - Ibid. P. 121; cр. с «октавой»). Преполовение празднуется до субботы (Ibid. P. 265-267), пение воскресных песнопений Октоиха в будни продолжается до среды перед Вознесением (Ibid. P. 270-271).

Как и в Студийско-Алексиевском, в Мессинском Типиконе есть дни своеобразного «попразднства» после памятей великих святых, к-рые можно сравнивать с О.: 7 дек. (Ibid. P. 69), 25 июня (Ibid. P. 161), 30 июня (Ibid. P. 163), 30 авг. (Ibid. P. 184).

Согласно Георгия Мтацминдели Типикону сер. XI в., отражающему афонскую редакцию Студийского устава, даты О. в целом те же, что и в Мессинском Типиконе, кроме О. Введения 23 нояб. (как в Евергетидском Типиконе; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 241), Сретения 8 февр. (Там же. С. 253), Успения 22 авг. (Там же. С. 271; об этом празднике в Типиконе говорится: «Успение празднуем восемь дней»).

В Иерусалимском уставе

В Иерусалимском уставе, сформировавшемся в XI в. в мон-рях Палестины, система О. действует в целом так же, как и в Студийском уставе. За небольшим исключением даты О. в разных редакциях Иерусалимского устава не меняются вплоть до совр. печатных изданий. О. Рождества Богородицы полагается 12 сент., Воздвижения - 21 сент., Введения - 25 нояб., Богоявления - 14 янв., Преображения - 13 авг. и Успения - 23 авг. О. Сретения имеет место от 3 до 9 февр., в зависимости от близости Великого поста, в некоторых случаях оно вообще отсутствует. У праздника Входа Господня в Иерусалим О. нет, но на вечерне следующего дня поется неск. стихир этого праздника (ср. с пением стихир и тропаря в службе храмовому святому - т. н. О. храма). Остальные О. совпадают с теми же днями, к-рые указаны в студийских Типиконах. Устав О. предполагает совершение вседневной вечерни (без входа и паремий), утрени со славословным окончанием. На службе поется только последование праздника, кроме случаев совпадения со службами полиелейному святому, а также О. Введения, когда соединяются последования праздника свт. Климента Римского и свт. Петра Александрийского. В отличие от Студийского Иерусалимский устав предписывает совершать на литургии только чтения дня, если празднуется О. Господского праздника, или дня и праздника, если О. Богородичного праздника (25 нояб.- праздника и святых).

Песнопения воскресных дней по Пасхе (вплоть до Недели о слепом) совершаются в течение седмицы или чуть меньше, последний день может называться О. (в совр. печатном Типиконе - в отношении Недели 4-й по Пасхе - о расслабленном), хотя с этим О. соединяется неск. последований. Празднование Преполовения удлиняется в Иерусалимском уставе до среды следующей седмицы (т. о., О. становится «октавой» этого праздника). Вплоть до среды 6-й седмицы (перед Вознесением) поются пасхальные песнопения, сама среда получает название «Отдание Пасхи», в службе этого дня соединяются последования Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения. В совр. практике эти указания игнорируются, служба совершается по уставу одного из будних дней Светлой седмицы, но с нек-рыми особенностями; данный устав сложился в греч. богослужебной практике к XIX в. (Κωνσταντίνος. Τυπικόν. Σ. 202-203; Βιολάκης. Τυπικόν. 1888. Σ. 400-401).

Если О. совпадает с воскресным днем, устав службы определяется Марковыми главами, помещенными в месяцеслове после О. На случай совпадения подвижных О. Вознесения и Пятидесятницы с днем полиелейного или бденного святого имеется указание в Марковой главе под 25 мая. Отдание Богоявления 14 янв. совпадает с днем памяти свт. Саввы Сербского, из-за чего его последование переносится на 12 янв., однако в дониконовском издании 1641 г. приводится вариант соединения его последования с О., если храм носит имя этого святого (Устав. М., 1641. Л. 424). В совр. практике РПЦ О. Богоявления может соединяться с полиелейной службой равноап. Нине, а 21 сент.- со службой свт. Димитрию Ростовскому. Уставные указания на этот счет помещены в совр. изданиях Минеи расширенного состава (Минея. Сент. М., 2003. С. 579-595; Минея. Янв. Ч. 1. М., 2002. С. 573-586) и частично отражают рубрики в издании Минеи дополнительной (М., 1909. Л. 19 об.- 31, 83 об.- 89 об.). Номера перечисленных глав и указаний слегка расходятся в отношении стихир на «Господи, воззвах», устава канона и положения кондака и икоса праздника по 3-й или 6-й песни.

В серб. Типиконах О. Богоявления может передвинуться на 13 янв. по причине празднования дня свт. Саввы Сербского (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 469-470).

Как и в нек-рых студийских Типиконах, согласно Иерусалимскому уставу, в службе следующего дня после дней памяти Иоанна Предтечи (Рождества и Усекновения - 25 июня и 30 авг.) и апостолов Петра и Павла (30 июня) соединяются последования этих святых и святых следующего дня - такие случаи можно сопоставить с О. Термин «отдание» применяется также к моменту окончания исполнения песнопений полиелейному святому при будничном великопостном богослужении (9 марта: «отдается праздник на часех»), к пению стихир св. отцов 1-го Вселенского Собора на вечерне 7-й Недели по Пасхе («отдается последование святых отцев»).

В храмовых главах иерусалимских Типиконов рус. редакций термин «отдание» применяется к пению стихир и тропаря храмовому святому на вечерне следующего дня, к-рое называется «отдание храма». В этом случае песнопения храмовому святому соединяются с песнопениями рядовому святому Минеи. Если на следующий день совершается праздничная служба (полиелейный святой, воскресный день), О. храма отменяется (храмовые главы 1, 4, 13, 18, 24 в Типиконе, принятом ныне в РПЦ).

А. А. Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение