ПОПРАЗДНСТВО
Том LVII, С. 475-477
опубликовано: 30 августа 2024г.

ПОПРАЗДНСТВО

Содержание

[Греч. μεθέορτα, μεθεόρτια, μεθέορτον], в правосл. богослужении дни, в к-рые продолжается чествование великих праздников годового круга. Большая часть двунадесятых праздников имеет П. Предпразднство и П. вместе составляют многодневный цикл праздника. Последний день П. называется отдание праздника. При указании порядкового счета дней в П. за 1-й день принимается сам праздник, соответственно 1-й день П. называется «2-й день праздника» и т. д. В дни П. исполняются гимнографические песнопения и библейские тексты, связанные с праздником; устав службы, как правило, будничный, но с некоторыми праздничными особенностями, отличающими эти дни от др. будничных дней.

В правосл. гимнографии   и   праздником называется Пятидесятница (седален по 3-й песни); слово   относится ко 2-й седмице после празднования 1-го воскресенья Великого поста (1-й тропарь 1-й песни трипеснца кир Феодора в понедельник 2-й седмицы).

История П.

В древнем иерусалимском богослужении специальные тексты на дни после великих праздников фиксируются для 8 дней после Богоявления (6 янв.) и Обновления (20 сент.). В более позднее время аналогичные процессы касаются нек-рых др. праздников и дней памятей святых. В Студийском и Иерусалимском уставах П. появляется у большинства двунадесятых праздников, а продолжительность П. зависит от статуса праздника и его близости к следующему празднику. Кроме того, длина П. менялась от Типикона к Типикону: как правило, П. увеличивается в более поздних редакциях уставов (подробнее см. в ст. Отдание).

В Студийском и Иерусалимском уставах разных редакций в дни П. песнопения праздника занимают главное место в богослужении. На «Господи, воззвах» поются стихиры праздника и святого (по 3), на стиховне - праздника (или Октоиха - по ранним студийским Типиконам, см. ниже). На утрене поются «Бог Господь» и тропарь праздника; в П. не поется «Аллилуия» на утрене, что делает период П. более праздничным по сравнению с обычными будними днями. После кафизм - седальны праздника, канон праздника и святого, на утренней стиховне - стихиры праздника (в ранних Типиконах - Октоих). Часть песнопений берется с 1-го дня (т. е. с самого дня) праздника, а часть принадлежит тому или иному дню П., хотя в разных редакциях богослужебных книг песнопения праздника и П. могли меняться местами, т. е. в П. могли перемещаться те песнопения праздника, к-рые не уместились в богослужении самого праздника. С 1-го дня, как правило, берутся: тропарь, кондак и икос, каноны (если праздник имеет 2 канона, в дни П. они поются по очереди), могут также браться ексапостиларий (светилен), седальны. Стихиры-самогласны из службы праздника пропеваются в дни П. по очереди. Характерными именно для дней П. могут быть стихиры-подобны, иногда самогласны, седальны, ексапостиларии. В нек-рых древних Минеях в дни П. приводятся разные каноны в честь прошедшего праздника (см.: Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии. М., 2012. С. 142; см. также под 7-14 янв. в Минее 1049 г.- Sinait. gr. 595. Fol. 18-38; 16-23 авг. в Минее XI в.- Sinait. gr. 631. Fol. 52-98), что является следом практики, отраженной в иерусалимском Тропологии (см. в ст. Отдание).

В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем южноиталийскую редакцию Студийского устава, встречается указание на разделение «Слава, и ныне» при пении стихир, так что на «Славу» поется стихира-самогласен в честь святого (если она есть), а на «И ныне» - праздника (Arranz. Typicon. Р. 26, но не очень последовательно: Ibid. Р. 88; в более ранних редакциях Студийского устава самогласны святых присоединялись к стихирам на стиховне). Эта система полностью оформилась в Иерусалимском уставе и стала нормой вплоть до нынешнего времени. Богородичны в период П. не употребляются.

Пение Октоиха в П.

Согласно ранним редакциям Студийского устава, в период П. по стиховне поются стихиры не праздника, а Октоиха: по Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 270, 280, 327, 359, 364), Евергетидскому Типикону XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 267, 409-410, 482, 489, 588, 597). В некоторых случаях все равно исполняются стихиры праздника: в П. Рождества Христова и Богоявления (Пентковский. Типикон. С. 319; по Евергетидскому Типикону также в П. Введения: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 324, 362, 386), в Евергетидском Типиконе стихиры праздника назначаются в 1-й день многодневного П. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 266, 407, 587 и др.; в Студийско-Алексиевском Типиконе - только после Пятидесятницы: Пентковский. Типикон. С. 273). Южноиталийские редакции Студийского устава не предусматривают пения стихир Октоиха в П. (Arranz. Typicon. P. 20, 178; Il Typikon del monastero di S. Bartolomeo di Trigona. P. 201). По всей видимости, седальны тоже могли браться из Октоиха, напр., 4 февр. Евергетидский Типикон назначает седален Октоиха, если он Кресту или воскресный (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 409).

В иерусалимских Типиконах разных редакций Октоих в П. не используется, но из этого правила есть исключения. Напр., на 18-19 сент. в серб. Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. (Миркович. Типикон. 43б - 44а) указывается служба с «Аллилуия» и Октоихом, песнопений праздника нет вообще, при этом отдание праздника Воздвижения назначено на 21 сент.- возможно, эти указания являются архаизмом или ошибкой.

Использование Октоиха в П. Пасхи является особенностью только этого периода (см. ниже).

П. с 2 последованиями святых

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, в П. Пятидесятницы количество праздничных песнопений сильно уменьшалось при соединении 2 служб в честь святых из Минеи. В этом случае на вечерне пелись стихиры 2 святым, на утрене - каноны им, а из последования праздника брались только тропарь, седален, кондак с икосом и стихиры-самогласны (Пентковский. Типикон. С. 274). В П. Преображения в аналогичных случаях канон праздника все равно поется (Там же. С. 359). В П. Богоявления, как имеющее более высокий статус, стихиры праздника на «Господи, воззвах» не отменялись, а стихиры 2-му святому переносились на хвалитех (Там же. С. 319; возможно, эти указания можно отнести и к П. Рождества Христова). Согласно Евергетидскому Типикону, при 2 святых в П. на «Господи, воззвах» поются 2 стихиры праздника, 2 стихиры 1-му святому и 2 стихиры 2-му святому (напр., 12 янв., см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 389).

На литургии

В дни П. на блаженнах поется одна из песней канона праздника. Сложная система последовательного выпевания всех песней канона праздника за П. окончательно формируется в Иерусалимском уставе (см. ст. Блаженны). Более-менее последовательно указания на разные песни праздничного канона встречаются в Евергетидском Типиконе (Там же. С. 268, 363-364, 387, 482-484), но они могут заменяться на особые праздничные блаженны (Там же. С. 276, 408, 482) или на праздничные антифоны (во 2-й день праздника Рождества, Богоявления, Вознесения и Пятидесятницы: Там же. С. 360, 385, 587, 596; то же в Мессинском Типиконе: Arranz. Typicon. P. 178, 283). В Мессинском Типиконе преимущественно указывается 6-я песнь канона праздника на блаженнах (Ibid. P. 26, 103, 105, 119-120).

Указания студийских Типиконов позволяют заключить, что в будние дни П. исполнялись прокимен, аллилуиарий и причастен праздника, чтения Апостола и Евангелия дня (Пентковский. Типикон. С. 359, 360; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 268, 364, 387, 482, 491; Arranz. Typicon. P. 26, 178); согласно Евергетидскому Типикону, при совпадении с субботой или воскресеньем - прокимен и аллилуия дня (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 269). В случае совпадения со службой святого, которому есть чтения на литургии, праздничные прокимен и аллилуиарий отменялись, но причастна было 2, праздника и святого (Там же. С. 363, 388, 389; Arranz. Typicon. P. 89, 104, 105). В нек-рые дни П. назначались особые прокимны и аллилуиарии по смыслу праздника или посвященные Пресв. Богородице, но отличающиеся от прокимна и аллилуиария 1-го дня праздника (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 268 (10 сент.), 323 (22 нояб.), 368 (30 дек.), 409 (4 февр.), 410 (5 февр.), 483 (8 авг.).; Arranz. Typicon. P. 21 (10 сент.), 119-120 (4-5 февр.)).

В Иерусалимском уставе (в греческом до наст. времени, в русском - до сер. XVII в. и до сих пор в старообрядческих изданиях) в дни П. не поются прокимен, аллилуиарий и причастен праздника (Ρήγας. 1994. Σ. 227). Напротив, в той редакции Типикона, которая принята сейчас в Русской Церкви, прокимен, аллилуиарий и причастен праздника повторяются каждый день в период П.; то же - в униат. богослужении (Типикон, сиречь Устав церковного пения. Перемышль, 1852. С. 99).

В дни П. Богоявления могут назначаться особые чтения из Апостола и Евангелия. Напр., Евергетидский Типикон 8 янв. указывает чтения Еф. 4. 7 и Евангелие (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 387). В месяцесловах при греч. богослужебном Евангелии чтения в дни П. Богоявления (9-13 янв.) указываются вплоть до совр. изданий (напр., афинское издание Евангелия 1995 г. С. 518-521).

В Иерусалимском уставе появляется практика заменять на литургии в дни праздников и их П. песнопение «Достойно есть» на ирмос 9-й песни праздничного канона (см. ст. Задостойник). Если у праздника 2 канона, задостойник, как правило, выбирается из 2-го, поскольку именно его ирмос поется в конце утреннего канона «за Достойно», однако в разных богослужебных книгах в качестве задостойника могут указываться ирмосы и 1-го, и 2-го канонов, в некоторых практиках они могут меняться в течение П.

Особенности современного устава П.

(см.: Розанов. Устав. С. 86 (главы 7-8), 124-149, 166-211; Кашкин. 2010. С. 224-225, 233, 245-246, 248 и проч.). Устав П. предполагает соединение последования праздника (тропаря, канона, стихир и др. песнопений) с последованием святого Минеи. Примеры таких соединений - 10, 17, 19 сент. в совр. книгах. Соединение с последованием шестеричного святого (святого, поемого «на 6», имеющего праздничный знак - см. ст. Знаки праздников месяцеслова) влечет нек-рые изменения в уставе: везде поются самогласны святого на «Славу», канон святому поется на 6, кондак и икос святому поется по 6-й песни канона. Примеры - 15, 16, 20 сент. Если П. соединяется с 2 последованиями в честь святых, на «Господи, воззвах» поются стихиры этих святых по 3, на утрене - канон праздника на 6 и святых по 4. Примеры - 11 сент., 24 нояб. (с шестеричным знаком), 7 февр. Соединения последования славословного святого (праздничный знак ) с П. в совр. Типиконе нет, но оно существовало в изданиях Типикона кон. XVII - сер. XVIII в.: напр., 9 авг. является практически точным повтором устава «шестеричного» святого, за исключением праздничной катавасии в каноне и стихир на хвалитех на 6 (3 праздника и 3 святого); утреня оканчивается по праздничному чину. Устав соединения последования полиелейного или бденного святого (знаки и ) с П. отражен в указаниях 11 янв. и 9 авг. в уставной главе в начале Общей Минеи, в 15-й гл. Типикона о полиелейном святом в субботу. Указания 11 янв. (прп. Феодосия Великого) являются нестандартными для совр. Типикона (напр., указания на «Господи, воззвах» стихир святого на 6 вместо обычных 3 праздника и 5 святого), возможно, заимствованными из архаичной редакции Типикона с более низким уровнем празднования прп. Феодосию.

П. Рождества Христова и Богоявления

В совр. богослужебных книгах особенности П. этих праздников заключаются в отмене воскресного богородична настоящего гласа (догматика) при совпадении П. с субботой (в др. П. догматик гласа накануне субботы поется).

Особые дни П.

В ряде случаев 1-й день П. имеет специальную память, связанную с праздником, и особый устав богослужения. Это относится к дням: 26 дек. (Собор Пресв. Богородицы), 7 янв. (Собор Иоанна Предтечи), понедельнику Св. Духа после Пятидесятницы. В эти дни количество песнопений праздника больше, чем в рядовые дни П., исполняются оба канона праздника, поются циклы стихир с 1-го дня праздника. Несмотря на знак славословного праздника () в современном рус. Типиконе 26 дек. и 7 янв., эти дни нельзя рассматривать как пример славословного святого в П.

Особые памяти, связанные с праздником, есть и в др. П.: 9 сент. (прав. Захарии и Елисаветы), 3 февр. (прав. Симеона Богоприимца), но устав богослужения почти не отличается от обычного устава П.

Субботние и воскресные дни до и после нек-рых Господских праздников имеют особые прокимны и чтения, посвященные празднику: до и после Воздвижения, Рождества Христова и Богоявления (названия: «   », «   », «   »). Такие дни являются одной из форм предпразднства и П. Неделя по Рождестве носит название «Неделя святых богоотец» (см. ст. Богоотец святых неделя) и имеет не только прокимен и чтения, но и специальное гимнографическое последование (тропарь, кондак с икосом, канон, стихиры и проч.), помещаемое в Минее после 26 дек.

Вечерня после Господских праздников (Воздвижения, Рождества, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницы, Преображения) имеет черты праздничной великой вечерни: совершается вход с кадилом, возглашается великий прокимен, после к-рого сразу следует сугубая ектения. Это также указывает на особое значение 1-го дня П. в богослужении.

Кафизмы в период П.

Согласно правилу чтения кафизм в Иерусалимском уставе, с 20 дек. по 14 янв. (т. е. в предпразднства и П. Рождества и Богоявления) на утрене читается по 2 кафизмы, а не по 3, как в будние дни зимнего периода. Правило о чтении 2 кафизм можно распространить и на др. П. зимнего периода (Введения 22-24 нояб. и Сретения 3-8 февр.), поскольку в Минеях приводятся седальны праздника только по 1-м и 2-м стихословиях Псалтири.

Соединение П. с другими днями

Уставные сложности, к-рые возникают при совпадении П. с воскресным днем, с днями подготовительного периода к Великому посту или самого Великого поста, решаются в особых уставных указаниях в иерусалимских Типиконах - марковых главах, в к-рых описываются особенности таких соединений. Указания этого рода появляются уже в студийских Типиконах (см., напр.: Пентковский. Типикон. С. 280; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 266-267). В Иерусалимском уставе наиболее регулярный случай (совпадение П. с воскресным днем) описывается специальной марковой главой, которая была представлена в единственном числе в тех редакциях устава, в которых марковы главы были собраны в одном месте. В других иерусалимских Типиконах, включая современные издания, марковы главы распределены по месяцеслову, что привело к дублированию данной марковой главы почти для каждого П. и возникновению небольших расхождений между копиями ее текста.

При совпадении дня П., в который поются последования 2 святым, с воскресным днем, одно из последований святым должно быть перенесено на др. день или на повечерие.

Указания о соединении службы престольного праздника с П. приводятся в храмовых главах Типикона (гл. 23 в современных изданиях - о престольном празднике с П. в воскресный день). Особенностью соединения служб, приведенного в 23-й храмовой главе, является отмена последования праздника - соединяются только последования воскресного дня и храма (хотя полная отмена последования праздника не предполагается, сохраняются тропарь, самогласны стихиры на «И ныне» и нек-рые др. песнопения). Этим данное соединение отличается от совпадения храмового праздника с предпразднством в воскресный день (гл. 24), последование предпразднства не отменяется, оно имеет более высокий литургический статус.

П. Пасхи и воскресных дней Цветной Триоди

П. Пасхи - самое длинное в правосл. богослужении: отдание Пасхи назначается на среду 6-й седмицы, перед Вознесением, т. е. это П. длится почти 40 дней. Однако устав П. Пасхи необычен. Канон и стихиры из последования Пасхи (что является основным содержанием службы с П.) поются только в дни Светлой седмицы, в воскресенья 3, 4, 5 и 6-е по Пасхе и на отдание Пасхи. В остальные дни поется только тропарь Пасхи и «   », но при этом в будние дни поются не только будничные, но и воскресные песнопения Октоиха, что, видимо, является особой формой П., характерной для праздника Пасхи.

Воскресные дни от Пасхи до Вознесения, а также праздник Преполовения в среду 4-й седмицы равным образом имеют свои дни П., обычно от понедельника до субботы, у недели 4-й (о расслабленном) - до вторника, у недели 5-й (о самаряныне) - от четверга до субботы; от среды 4-й до среды 5-й седмицы празднуется Преполовение. Ярко выраженного отдания, как правило, нет. Песнопения воскресных дней Триоди Цветной и Преполовения соединяются с воскресными и будничными песнопениями Октоиха и последованием святому из Минеи.

П. в других христианских Церквах

В обрядах др. христ. Церквей можно наблюдать аналогичные П. явления. Напр., в Армянской Апостольской Церкви после Рождества и Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы, Преображения, Успения и нек-рых др. праздников бывает продолжение празднования, дни которого называются «2-й день Рождества», «3-й день Рождества» и т. д., на службах поются песнопения праздника и соответствующие празднику стихи псалмов.

Лит.: Розанов. Устав; Ρήγας Γ. Τυπικόν. Θεσ., 1994; Кашкин А. С. Устав правосл. богослужения. Саратов, 2010; Olkinuora J. H. Byzantine Hymnography for the Feast of the Entrance of the Theotokos: Diss. Helsinki, 2015.
А. А. Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение