АЛЬТ
Том II , С. 80
опубликовано: 14 июля 2008г.

АЛЬТ

[лат. altus - высокий, нем. Alt, итал. alto], название певч. голоса (сольного и хорового) и исполняемой им партии: 1) низкие детские голоса с диапазоном g (a) - e2 (f2) и исполняемая ими или низкими женскими голосами (меццо-сопрано, контральто) партия в хоре, вокальном ансамбле (диапазон a (b) - e2 (f2)). 2) В многоголосной музыке (вокальной или хоровой) голос (партия), расположенный ниже дисканта (сопрано), но выше тенора. В этом значении А. стал употребляться с XV в. Ранее, в традиции трехголосного пения, голос назывался контратенором. Партия А. в ранних четырехголосных сочинениях a cappella (XV в.) исполнялась мужчинами. В России термин появился в XVII в., в процессе общекультурного влияния Запада (вероятно, через Украину). Отражает принцип высотной дифференциации голосов, до этого на Руси не использовавшийся. 3) Название контральто в немецкоязычных странах.

Н. В. Гурьева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТИФОН богослужебн. песнопения
  • БАС самый низкий муж. певч. голос
  • ДИСКАНТ муз. термин
  • КОКИЗНИК вид музыкально-теоретического руководства, представляющий собой свод попевок знаменного распева - устойчивых мелодических оборотов, к-рые являются его основной структурной единицей
  • КОНДАКАРНОЕ ПЕНИЕ корпус песнопений, записанных в древнерус.
  • МОТЕТ широко распространенное в XIII-XVIII вв. жанровое обозначение вокальных или вокально-инструментальных полифонических произведений на разнообразные тексты преимущественно духовного характера
  • A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения
  • АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада