АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД
Том I , С. 198-199
опубликовано: 30 октября 2007г.

АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД

Воскресная стихира на «Господи воззвах» 2-й (автентический) глас: византийская монодия и знаменный распевВоскресная стихира на «Господи воззвах» 2-й (автентический) глас: византийская монодия и знаменный распев [лат. authenticus (authentus) tonus (modus) - господствующий лад от греч. αὐθεντικός - главный, αὐθεντέω - управляю], термин, применяемый в совр. музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христ. певч. культур Востока и Запада. Заимствован из лат. музыкально-теоретических текстов, наиболее ранние из к-рых (тонарии из Сен-Рикье и Меца, трактаты Алкуина и Аврелиана из Реоме) относятся к эпохе Каролингского возрождения (посл. четв. VIII - нач. IX в.).

В визант. трактате «Агиополит» 4 основных гласа (греч. ἦχοι Α, Β, Γ, Δ) названы господствующими (κύριοι) в отличие от производных от них плагальных (см. Плагальный лад), а в древнейших азбучных текстах - просто «ихосами» без к.-л. уточняющих определений: «Σύν Θεῷ ἀρχαὶ τῶν μελοδημάτων φωναὶ μὲν εἰσίν. Ζ´. ἦχοι δὲ τέσσαρες. μέσοι τρεῖς. φθοραί. Β´. πλάγιοι. Δ´.» (С Богом начала «мелодем» звуков - 7, ихосов же [господствующих.- И. Л.] - 4, медиальных - 3, фтор[альных] - 2, плагальных - 4 - Триодь кон. X в. Ath. Laur. Γ. 67. Fol. 159). В визант. монодии А. л. соответствовал лад, заключительный тон (финалис) к-рого лежал квинтой выше совпадающего с ним по номеру плагального и располагался в середине ладового звукоряда.

В древнерус. церковно-певч. традиции автентическим соответствовали первые 4 из 8 гласов; их ладово-звукорядное строение в основных чертах отражало визант. прототип.

В григорианском пении автентическими называли 4 нечетных лада (1, 3, 5, 7-й, в сквозной восьмиладовой номенклатуре). Первоначально восьмиладовая схема выстраивалась вокруг 4 парных ладов с их внутренним подразделением на автентические и плагальные (VIII-X вв.: анонимные тонарии из Меца и Монпелье, тонарии Регинона Прюмского и Бернона из Райхенау, трактаты Аврелиана и Хукбальда). Этимологию названий ладов каролингские авторы формулировали в русле благочестивых толкований Свящ. Писания: название 1-го лада (лат. protus) ассоциировалось с первомучениками (protomartyr) ВЗ и НЗ - святыми прав. Авелем и архидиак. Стефаном, 2-го (deuterus) - с библ. кн. Второзакония (Deuteronomium), 3-го (tritus) - с троичностью ипостасей Бога (см. Св. Троица), а 4-го (tetrardus) - получало объяснение через тетраграмму (евр.  ), к-рой было записано Имя Божие (Aurelianus. Cap. 8. P. 79). Справедливость такой этимологии обосновывалась следующим образом: ««Автентический» означает власть или завет» (Authentus dicitur auctoritas sive testamentum - Ркп. ок. X в. Argent. N 5175 // Huglo. P. 48). По аналогии с античной ладовой теорией лат. авторы присвоили своим А. л. греч. наименования: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, однако звукорядные характеристики этих ладов не совпадали с одноименными схемами греков. Амбитус А. л. (теоретически октавный) располагался непосредственно над финалисом и квартой выше амбитуса парного ему плагального, о чем свидетельствует Хукбальд в трактате «De Musica» (ок. 880): «Каждый автентический лад восходит от своего финалиса вплоть до ноны, а нисходит на [целый тон], иногда - на полутон или терцию» (Gerbert. Scriptores. P. 116); впосл. нижней границей амбитуса А. л. стал служить субфиналис, лежащий тоном ниже финалиса в тех ладах, где это возможно (1, 3, 7-й) (Powers. P. 740). Позднее принцип деления на автентическую и плагальную формы лада был воспроизведен в 2 новых ладах - ионийском и эолийском, добавленных к системе григорианских ладов (Глареан. Dodecachordon. 1547) (см. также Modus).

Лит.: Strunk O. The tonal system of Byzantine music // Musical Quarterly. 1942. Vol. 28. P. 190-204; idem. Intonations and signatures of the Byzantine modes // Musical Quarterly. 1945. Vol. 31. P. 339-355; Apel W. Gregorian Chant. Bloomington, 1958 [сокр. пер.: Григорианский хорал: Сб. С. 16-17]; Lipphardt W. Der karolingische Tonar von Metz. Münster, 1965; Raasted J. Intonation formulas and modal signatures in Byzantine musical manuscripts. Copenhagen, 1966. (MMB. Subsidia; Vol. 7); Thodberg Chr. Der byzantinische Alleluiarionzyklus. Copenhagen, 1966. (MMB. Subsidia; Vol. 8); Huglo M. Les Tonaires. P., 1971; idem. Comparaison de la terminologie modale en orient et en occident // Intern. Musicological Society Congr. Report. XI. Copenhagen, 1972. vol. 2. P. 758-761; Aureliani Reomensis Musica disciplina / Еd. and comment. by L. Gushee // Corpus scriptorum de musica / American Inst. of Musicology. [N. Y.], 1975. Vol. 21; Traub A. Hucbald von Saint-Amand: De harmonica institutione // Beitr. z. Gregorianik. 1989. Bd. 7. S. 5-101 (англ. пер.: Palisca C. V. Hucbald, Guido, and John on Music. New Haven; L., 1978); Powers H. S. Authentic mode // NGDMM. Vol. 1. P. 740-741.
И. Е. Лозовая, Н. И. Ефимова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БАС самый низкий муж. певч. голос
  • ГАРМОНИЗАЦИЯ многоголосная обработка мелодии, выполненная по определенным правилам гармонии
  • ОСМОГЛАСИЕ система организации церковных напевов на 8 гласов, имеющих индивидуальные мелодико-формульные ладовые характеристики
  • A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения
  • АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах
  • АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин
  • АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
  • АМБИТУС категория григорианского лада