АМИДАИЗМ
Том II , С. 165
опубликовано: 18 августа 2008г.

АМИДАИЗМ

[от япон. Амида, инд. Амитабха], установившееся в европ. культуре, в т. ч. в России, название самого распространенного религ. направления в дальневост. буддизме махаяны. Название произошло от япон. транслитерации имени главного Будды для всех национальных форм и ответвлений А.- Будды Амиды. Он является центральной фигурой и главным персонажем 3 канонических текстов (сутр), созданных в Индии на санскрите (на к-ром его имя читается как Амитабха) в I-IV вв. Они повествуют о небесной Стране Счастья (Сукхавати - аналог рая монотеистических религий), в к-рой родятся после смерти ревностные поклонники Амиды, навсегда избавленные от круговорота рождений в мирах страдания. Согласно мифической космологии инд. буддизма, Амитабха - светоч зап. стороны вселенной. Там располагается его Чистая земля (япон. дзёдо) - место обетованное для высоконравственных почитателей Будды Запада, для получивших помощь от его безмерной силы милосердия и сострадания.

Переведенные на кит. язык, эти сутры стали догматической основой школы Чистой земли (кит. Цзинту-цзун), формирование к-рой началось с деятельности Хуэй-юаня (334-416). В трудах последнего инд. идеи и принципы религ. жизни были не только опосредствованы реалиями кит. культуры, но и необычайно возвеличены заслуги и достоинства монахов-адептов культа Амитабхи (кит. Амитафо). Этих монахов предлагалось почитать так же, как императора Китая. Росту своей популярности ранний А. особенно обязан образу бодхисаттвы (просветленного существа) Авалокитешвары - идеала деятельного сострадания, отвечающего самым разнообразным чаяниям верующих, к-рого китайцы стали называть Гуань-инь и отождествлять с местной богиней чадолюбия и родовспоможения.

Культ Будды Запада проник в Японию из Китая в VIII в. С IX в. он получил развитие в школе Тэндай. В ней учили постоянно твердить мантру «Слава Будде Амиде», призванную помочь следовать самым легким Путем освобождения, открыть в верующем природу Будды (абсолютное единство сущего). Обещается, что этим Путем уже в следующем рождении можно достичь Страны Счастья при помощи спасительной силы Амиды, в роли к-рой часто выступает Авалокитешвара (япон. Каннон). Японцы считают, что первым учителем А. был основоположник махаяны индиец Нагарджуна (II-III вв.), одна из глав его комментария на сутру «Десяти стадий духовного роста» (Даша-бхумика-вибхаша) называется «Легкая практика» и содержит этические, теоретические, вероисповедные и проч. постулаты этого религ. направления. Простота культа и догматики, отказ от целибата монашества и активная мифологизация образа Амиды сделали А. самым популярным среди сельского населения Японии. В XII-XIII вв. появились 4 уже собственно амидаистские школы (Юдзу нэмбуцу-сю, Дзёдо-сю, Дзёдо-синсю и Дзи-сю), действующие до наст. времени. Ныне в Японии насчитывается ок. 20 млн. приверженцев этих школ и 27 тыс. храмов. Самая многочисленная (9 млн.) - Дзёдо-синсю.

Лит.: Buddhist Mahayana Texts. Delhi, 1978; Комиссарова Т. Г. Монах не должен быть почтителен к императору // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987; Буддизм в Японии. М., 1993; Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998; Nagarjuna's Discourse on the Ten Stages (Dashabhumika-vibhasha) / Transl. from Chinese by H. Inagaki. Ryukoku Gakkai, 1998.
В. П. Андросов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВАЛОКИТЕШВАРА в буддизме махаяны (Великой колесницы) просветленное существо
  • АМИТАБХА один из главных будд в махаяне и ваджраяне
  • АХИМСА отказ от причинения вреда живым существам, добродетель систем инд. "практич. философии"
  • БУДДА в буддизме высшее состояние духовного совершенства, а также имя древнеинд. мудреца Шакьямуни