АВАЛОКИТЕШВАРА
Том I , С. 74
опубликовано: 22 октября 2007г.

АВАЛОКИТЕШВАРА

Авалокитéшвара [санскр.   - владыка, взирающий на существа милостиво, в др. прочтении - владыка, внимающий мольбам страдающих существ], в буддизме махаяны (Великой колесницы) просветленное существо, давшее обет, достигнув просветления, не уходить в нирвану и не становиться буддой, чтобы здесь из сострадания (каруна) к живущим оказывать помощь в пути освобождения от страданий. В сутрах А.- олицетворение идеала сострадания и Делатель будд (буддха-кара), ибо он способствует обретению этого высшего духовного состояния, ему иногда приписываются и функции творения мира, что нехарактерно для буддизма. Будды Великой колесницы пребывают в нерушимом покое, представляя объекты созерцания, бодхисаттвы являются деятельной стороной горних сил, «сыновьями будд».

А. относится к семье Будды Амитабхи и известен был в Индии своими 32 формами воплощения, в т. ч. в виде главных божеств индуизма - Брахмы, Вишну, Шивы, Ганеши. Культ А. складывался с I в., когда ему стали воздвигать храмы, ваять его образ то в человеческом облике с лотосом в руке (обязательный атрибут), то 4-, 6- и 1000-руким, 11-ликим (или 11-главым). Руки символизируют готовность содействовать каждому просящему, для чего нужно произнести должным образом мантру: «Ом мани падме хум» (Ом, жемчужина в лотосе, славься). Голова же его раскололась на 11 частей, с лицом на каждой из них, затем сросшихся.

Огромна популярность этого образа в странах т. н. сев. буддизма. Китайцы зовут его Гуань-ши-инь, корейцы - Кваным, японцы - Каннон. Мифология А. дополнилась функциями местных божеств. Поскольку они чаще были женскими, отвечая за чадолюбие, помощь роженицам и т. п., постольку и бодхисаттва изображается женщиной. В гималайских странах и Тибете А. именуют Ченрези (spyan ras gzigs), его культ был первым в этих местах, он стал их покровителем, а Тибет - святой страной А. Здесь он получил многие новые формы воплощения, особенно важны его живые «перерожденцы» - духовные главы буддийских школ, возрождающиеся уже неск. веков. Далай-ламы гелугпы и кармапы школы кагью - вот самые известные лики А. современности.

Прославляется этот образ в Монголии и у народов России, придерживающихся буддизма, к-рые называют его Арья-Боло (-Бала, -Була) или Хоншим. Почитание его среди тибетцев и монголов не уступает почитанию Будды. Ибо в ваджраяне (Алмазной колеснице), к-рой следуют эти народы, сказано, что этот бодхисаттва является главным на земле в период между нирваной Шакьямуни Будды и рождением Будды Майтреи в будущем. Ему приписывается здесь 108 форм воплощения.

Лит.: Encyclopaedia of Buddhism / Ed. by G. P. Malasekera. Ceylon, 1967. Vol. 2. Fasc. 3; Joshi L. M. Studies in the Buddhistic Culture of India. Delhi, 1987; Snellgrove D. L. Indo-Tibetan Buddhism. L., 1987; Williams P. Mahayana Buddhism. L., 1989; Далай-лама XIV-й. Доброта, чистота помыслов и проникновение в сущность / Пер. В. П. Андросова. М., 1993; Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма: Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993; Андросов В. П. Индийский буддизм и тибетская цивилизация // Азия - диалог цивилизаций. СПб., 1996.
В. П. Андросов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БУДДИЗМ одна из мировых религий
  • АБХИДХАРМА философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы
  • АМИДАИЗМ самое распростр. религ. напр. в дальневост. буддизме махаяны
  • АМИТАБХА один из главных будд в махаяне и ваджраяне
  • АСАНГА будд. философ - см. Йогачара
  • АХИМСА отказ от причинения вреда живым существам, добродетель систем инд. "практич. философии"