[лат. ampulla, уменьшительное от греч. ἀμφορεύς - амфора], в Др. Риме - небольшой сосуд из глины, стекла или металла с широким туловом и узким горлом (часто с 2 ручками), к-рый предназначался для хранения жидкостей; в правосл. и католич. Церквах - небольшой сосуд для хранения мира, св. воды и др. священных жидкостей. Особенно широко А. были распространены в раннехрист. эпоху, часто являясь евлогиями (благословениями), к-рые паломники увозили из святых мест. А. хранятся во многих церковных сокровищницах и музеях мира.
К самой известной группе относятся ок. 40 А. из серебра, бронзы, свинца (16 - в сокровищнице собора в Монце, Италия; 20 - в сокровищнице собора Боббио, Италия; фрагменты одной - в музее Дамбартон-Окс в Вашингтоне; неск. А.- в ин-те Дёльгера в Бонне и в Музее земли Вюртемберг в Штутгарте, Германия). Все они датируются VI-VII вв.; происходят из Палестины. Имеют округлую плоскую форму в виде фляги с горлышком; на обеих сторонах - греч. надписи и изображения, выполненные в технике гравировки и чеканки по серебру, аналогичных технике чеканки монет и имп. медальонов. На большинстве А. с каждой стороны представлено по одной композиции, как правило на евангельские сюжеты; наиболее часто - Распятие и Вознесение. Впосл. отдельные изображения складывались в циклы, один из к-рых, состоящий из 7 сюжетов, сохранился на А. из Монцы: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Крещение, Распятие, Вознесение, Жены-мироносицы у Гроба Господня; подобные циклы характерны для монументальной живописи и иллюстраций рукописей. Я. И. Смирнов, Д. В. Айналов и А. И. Грабар отмечали родственность иконографии А. программам росписей доиконоборческих церквей Палестины, Трансиордании и Египта. Состав цикла, очевидно, повторял календарную последовательность основных христ. праздников. Иконография этих евлогий отражала реальную топографию, структуру, элементы интерьеров и убранства раннехрист. церквей Палестины, к-рые известны по сообщениям паломников. Так, в композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня» на А. из Дамбартон-Окс изображен круглый барабан купола ротонды Воскресения Христова в Иерусалиме (306-337), опирающийся на 4 колонны. Под куполом ротонды - часовня Ангела, где, по сообщению паломницы Эгерии (IV в.), стоял епископ во время чтения Евангелия о Воскресении Христа (Egeriae peregrinatio. 24, 9). Кроме евангельских сюжетов на нек-рых А. изображаются крест, Богоматерь на престоле. Уникальным является изображение на А. из собора Боббио (№ 20): в композиции «Вознесение» среди предстоящих - Богоматерь Оранта, над ней Вифлеемская звезда, а вместо 12 апостолов - прор. Захария и св. Иоанн Предтеча. Палестинские А. наглядно демонстрируют тесную связь святыни и изображения на ней.
Большая группа глиняных А., преимущественно V-VII вв., происходит из святилища Абу-Мина близ Александрии. Обычно на обеих сторонах А. изображен в рост св. Мина с воздетыми в молении руками (в позе оранта) между 2 верблюдами. Иконография этих А. включала и др. элементы: убранство святилища, светильники, кадила, головы негров, кораблики (как отражение близости александрийского порта).
Не менее известна группа глиняных А. из центров М. Азии - Эфеса, Синопа, Лампсака, Смирны и Пергама. Один из типов их иконографии связан с раннехрист. погребальным культом и идеей победы Христа над смертью: на обеих сторонах изображается эдикула, внутри к-рой помещен крест на постаменте (на одной стороне) и фигура, стоящая в проеме открытой двери (на др. стороне),- традиц. метафора перехода из земной жизни в загробный мир. Такая иконография известна на погребальных стелах и в гробницах Египта, Сирии и Палестины. По-видимому, эти А. были связаны с определенным святилищем в Эфесе. На эфесских А. изображались также Иисус Христос; ап. Иоанн Богослов, диктующий Писание св. Прохору; апокалиптические всадники; эпизоды житий местных святых (сщмч. Антипы Пергамского, еп. Поликарпа Смирнского, мч. Андрея Лампсакского , прп. Герасима Иорданского). На малоазийских А. изображались и др. местные сюжеты: ап. Иоанн Богослов на фоне своей липсанотеки, еп. Эфесский Тимофей, Фока Синопский в ладье. С Эфесом связана особая группа микроампул с крестами и розетками, предназначавшихся для сбора частиц священного праха, появлявшегося на гробнице ап. Иоанна Богослова в день его поминовения.
Ряд паломнических свидетельств XII в. (coens. P. 262; Mercati. Р. 140-141) сообщает о хранившейся в алтаре Софии Святой собора в Константинополе ампуле с кровью и млеком, истекшими из тела вмч. Пантелеимона. В похвальном слове вмч. Пантелеимону, составленном в 1-й четв. XII в. Рупертом Дойцским, эта святыня названа «ampula perlucida» (лат.- блестящая ампула), в тексте упоминается также ее золотая оправа.
А. могли помещаться в поля или ковчеги икон в качестве святынь, напр., в верхнее поле мозаичной иконы вмч. Димитрия Солунского (XIV в. Музей Сассоферрато в Италии) врезана свинцовая А. с агиасмой от мощей вмч. Димитрия.
В ср. века производство металлических А.- евлогий с изображением евангельских сцен и храма Гроба Господня в Иерусалиме получило широкое развитие на Св. земле в эпоху крестовых походов, особенно в XII в.
Особую группу составляют т. н. кровавые А., найденные в захоронениях рим. катакомб (ampullae sanguinolentiae, phiolae cruentiae rubricatae). Содержимое А., составляющее красный осадок, долгое время рассматривали только как кровь раннехрист. мучеников. Однако большинство локул с подобными А. создано после эпохи гонений; среди них есть и нехрист., в нек-рых погребены новорожденные младенцы.
В средневек. Европе для А. делали ларцы (хризматории) из позолоченной меди или серебра с отделениями по числу хранимых в них сосудов. Представления об А. со священным маслом играли важную роль в католич. традиции коронования правителей (особенно во Франции) (см. Монархия, св. Ремигий Реймский).