(Скворцов Александр Яковлевич; 17.02.1885, с. Норваши Цивильского у. Казанской губ.- 1.10.1937, Кемеровская обл.), сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Красноярский и Енисейский. Род. в семье псаломщика, был младшим из 11 детей. Первоначальное образование получил в Чебоксарском ДУ, по окончании к-рого поступил в Казанскую ДС. С юных лет ощутил призвание к иноческой жизни и, учась в семинарии, решил принять постриг в одном из отдаленных мон-рей. Однако духовник посоветовал ему отложить на время это намерение и поступить в ДА. А. Скворцов поступил в КазДА и 22 марта 1907 г., учась на 1-м курсе, был пострижен в мантию с именем А.
В 1909 г., на 3-м курсе, А. был командирован в Астраханскую степь для изучения калм. языка и деятельности правосл. миссии среди калмыков. В совершенстве изучив калм. язык, а также лит-ру (в большей своей части рукописную, находившуюся в архивах), посвященную переводам библейских и богослужебных текстов на этот язык, А. защитил канд. дис. «Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия». В 1910 г. А. был рукоположен во иеромонаха, в том же году окончил КазДА со степенью канд. богословия и был оставлен при академии на 1911/12 учебный год профессорским стипендиатом на кафедре истории и обличения ламаизма и монг. языка. Был одним из активных участников миссионерских съездов, на к-рых обсуждались вопросы перевода Свящ. Писания и богослужебных текстов на калм. язык. Отсутствие организованной Калмыцкой миссии приводило к тому, что все переводы осуществлялись отдельными миссионерами, зачастую не имевшими связи друг с другом; их опыт оставался невостребованным, а тексты забывались после кончины переводчиков. А. предложил организовать постоянно действующие Калмыцкую миссию и переводческую комиссию. Комиссия должна была заниматься распределением текстов среди переводчиков, анализом и окончательным редактированием переводов, а также рецензированием переводов, появлявшихся помимо комиссии. Тексты переводов предполагалось передавать в школы, где проверялась бы их понятность для инородцев, и только после этого публиковать. Для оперативности публикаций переводов комиссия нуждалась в праве выпускать их без предварительной цензуры.
16 авг. 1911 г. А. был назначен исполняющим должность доцента при кафедре истории и обличения ламаизма и монг. языка. 13 апр. 1912 г. указом Святейшего Синода он был командирован на год в Монголию для изучения тибет. языка и лит-ры, касающейся ламаизма. В 1913 г. за кандидатскую работу ему была присуждена премия митр. Иосифа (Семашко). 23 марта 1913 г. по ходатайству Совета КазДА и по прошению А. ему была продлена командировка в Монголию еще на год с обязательством по возвращении прослужить в профессорской должности в академии не менее 5 лет. По возвращении из командировки А. одновременно с преподавательской и научной деятельностью активно участвовал в работе историко-этнографического музея в Казани, став помощником директора. В 1913 г. музей стал учебно-вспомогательным учреждением для студентов миссионерского отд-ния, а с 1915 г.- и для слушателей миссионерских курсов. А. передал в дар музею большую коллекцию из более чем 100 предметов, включавшую изображения буддистских богов и богинь на полотне, из терракоты, бронзы, дерева и папье-маше, ксилографические доски для печатания молитв, принадлежности шаманского культа, четки, кит. монеты и мн. др. 3 нояб. 1914 г. в храме КазДА состоялось Крещение 3 китайцев, к-рые своим просвещением были целиком обязаны А. В 1915 г. за отличную и усердную службу А. был награжден наперсным крестом.
После Октябрьской революции, в 1918 г., поняв невозможность продолжения научной деятельности, А. уехал в Успенский муж. мон-рь, находившийся в 6 верстах от Красноярска, где пробыл до февр. 1919 г., затем вместе с 5 монахами удалился на оз. Тиберкуль в Минусинском окр. Здесь они основали скит, в к-ром подвизались 2 года. С 1921 г. А. служил в приходском храме с. Белый Яр в Хакасии. В 1922 г. еп. Енисейским и Красноярским Зосимой (Сидоровским) А. был уволен от служения на приходе. В сент. 1922 г. еп. Зосима перешел в обновленчество, продолжая управлять Енисейской епархией. Еп. Зосима вызвал А. в Красноярск и предложил присоединиться к обновленцам. Отказавшись, в нояб. 1922 г. А. удалился в жен. мон-рь на р. Матур, где находился около полугода. Обновленцам стало известно место проживания А., пользовавшегося большим авторитетом среди православных, и, чтобы избежать преследований, А. уехал вместе с неск. монахами и монахинями в тайгу, где организовал скит. В окт. 1923 г. насельники скита были арестованы ОГПУ, но, поскольку никаких обвинительных материалов против них не оказалось, вскоре были освобождены. В июне 1924 г. А. стал настоятелем минусинской кладбищенской церкви, где открыто выступил против обновленцев, обличая их в отступлении от Православия. Обновленцы попытались завладеть церковью и обратились за помощью в ОГПУ, А. был арестован, но вскоре освобожден за отсутствием обвинительного материала.
В февр. 1925 г. А. был вызван в Москву для хиротонии во епископа. 8 марта 1925 г. свт. Тихон, Патриарх Московский и всея России, во время литургии в сослужении с митр. сщмч. Петром (Полянским), архиепископами Гурием (Степановым) и сщмч. Прокопием (Титовым) рукоположил А. во епископа Красноярского. В апр. того же года А. прибыл в Красноярск, где продолжил борьбу с обновленчеством. 13 июля 1926 г. он был арестован, помещен в тюрьму в Красноярске и приговорен к 3 годам заключения в СЛОН, освобожден досрочно в апр. 1928 г. с запретом въезда в Красноярск. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) назначил А. на Донскую кафедру, однако ОГПУ области отказало А. во въезде в Новочеркасск, и он уехал в Ростов-на-Дону. Митр. Сергий назначил его епископом Мелекесским, викарием Самарской епархии. В это время среди епископов РПЦ возникли разногласия в связи с изданием «Декларации» митр. Сергия и распоряжением о поминовении властей во всех храмах России. Считая, что формула поминания властей является лицемерием по отношению к гонителям Церкви, А. при встрече с митр. Сергием предложил иной возглас: «Еще молимся о стране нашей и о властех ея, да обратит Господь их к истинному познанию святыя веры и обратит их на путь покаяния». Митр. Сергий настаивал на общепринятой формулировке, с к-рой А. не согласился. В качестве выхода из сложившегося положения митр. Сергий предложил А. подать прошение об увольнении за штат по состоянию здоровья (без упоминания настоящей причины разногласий, т. к. это для епископа было бы небезопасно). И хотя А. в тот момент был совершенно здоров, он принял предложение и с этой формулировкой был уволен на покой.
В июле 1928 г. А. прибыл в с. Анчул Таштыпского р-на Хакасии, где в то время проживали многие насельницы Матурского жен. мон-ря, закрытого в 1926 г. Хорошо знавший монахинь еще по служению в Сибири, А. организовал и возглавил в с. Анчул мон-рь из 10 чел. В селе был храм, где служил 70-летний иером. Серафим (Берестов). Сам А. служил в домашней церкви, к-рую устроил из собственной кельи, монахини пели на клиросе в храме и в домашней церкви. Жизнь сестер была устроена по строгому монастырскому уставу, ежедневно монахини открывали помыслы духовнику, устраивали духовные беседы, в т. ч. и о положении Церкви. Вскоре власти стали посылать крестьян, а также монахинь на принудительные лесозаготовки. Задания давались заведомо невыполнимые, и сестры отказывались выезжать на работу, вслед за ними отказались ехать в лес и крестьяне. ОГПУ провело расследование, на допросы были вызваны крестьяне, и хотя ничего предосудительного они об А. и сестрах не показали, власти составили заключение о существовании нелегального мон-ря и о том, что крестьяне не вступают в колхозы из-за общения с монахинями. В апр. 1931 г. А. был арестован и заключен в тюрьму при Минусинской колонии, вместе с ним были арестованы и все члены монашеской общины.
Власти интересовала не столько политическая позиция А., сколько церковная. Следователь спрашивал А. о его отношении к «Завещанию» Патриарха Тихона, григорианскому расколу, Димитрию (Беликову) - Томскому архиерею, уклонившемуся в григорианство. А. ответил, что сомневался в подлинности «Завещания» свт. Тихона, о григорианстве, а также об объявлении архиеп. Димитрием автокефалии Томской епархии высказался отрицательно. 29 июня состоялся последний допрос. А. заявил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Объясняю, что агитации не проводил, но не отрицаю, что я выражаю несочувствие к советской власти».
16 нояб. 1931 г. А. был приговорен к 5 годам заключения в концлагерь, 15 дек. прибыл этапом в Мариинск в распоряжение Управления сибирских ИТЛ. В нач. июня 1932 г. перевезен в Новокузнецк и помещен в Осиновское отд-ние Сиблага, 12 дек. отправлен на Шушталепскую штрафную командировку, затем переведен в Елбанскую штрафную группу, где заключенные трудились в шахтах на добыче угля. В лагере процветало воровство. А. поместили среди заключенных по бытовым статьям и уголовников, но владыка, несмотря на тяжелые условия заключения, не унывал, часто беседовал с заключенными. Беседы А. привели к тому, что воровство в бараке прекратилось, многие из заключенных обратились к Богу, стали усердно молиться. Когда один из заключенных обратил внимание А. на благие плоды, к к-рым привела его пастырская деятельность в лагере, владыка ответил, что, как бы ни был тяжел крест нынешней жизни, он должен исполнить пастырский долг.
В нач. 1933 г. лагерная администрация выдвинула против заключенных священнослужителей обвинение в создании контрреволюционной орг-ции. 28 апр. 1933 г. А. был заключен в штрафной изолятор Осиновского лагеря. На допросах А. виновным себя не признал. 28 янв. 1934 г. коллегия ОГПУ постановила продлить срок наказания А. на год, владыка был отправлен в ИТЛ пос. Яя Кемеровской обл. 30 апр. 1937 г. закончился срок заключения А., была выписана справка о его освобождении, но освобожден он не был. 4 июня 1937 г. против А. было открыто новое «дело». На допросах А. виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю от 20 сент. 1937 г., погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.