АНДРОНИК И АФАНАСИЯ
Том II , С. 420-421
опубликовано: 3 марта 2009г.

АНДРОНИК И АФАНАСИЯ

Содержание

(IV-V вв.), преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах. Согласно древнему житию, происходили из Антиохии, жили в царствование имп. Феодосия I (379-395). Ан. был золотых дел мастером, его жена была дочерью ювелира. После рождения двоих детей супруги стали вести целомудренную жизнь, занимаясь благотворительностью. Когда их дети умерли в один день, супруги оставили свой дом, завещали раздать имущество бедным и отправились странствовать по святым местам. Побывав в Иерусалиме и Александрии, они пришли в Скит. Старец Даниил Скитский определил Аф. в Тавеннисийский мон-рь, а Ан. постриг в иноки и оставил в Ските, где тот подвизался в безмолвии. После 12 лет иноческой жизни супруги не сговариваясь отправились в Иерусалим и по божественному усмотрению встретились в дороге. Аф. осталась неузнанной мужем, т. к. подвижническая жизнь сильно изменила ее внешность, и назвалась аввой Афанасием. Дав обет безмолвия, они вместе совершили паломничество. Возвратившись в Египет, Аф. прожила с Ан. в одной келии в мон-ре Октокайдекатон еще 12 лет под духовным руководством аввы Даниила. После смерти Аф. ее тайна открылась. Ан. скончался через 7 дней после супруги. Скитские отцы с честью похоронили их вместе. Житие Ан. и Аф. находится в составе Скитского Патерика.

Преподобные Андроник и Афанасия. Миниатюра из Минология. Нач. XI в. (ГИМ)Преподобные Андроник и Афанасия. Миниатюра из Минология. Нач. XI в. (ГИМ)

В календарях к-польского происхождения память Ан. и Аф. отмечается 2 марта: в Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 242-243), в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 335-336), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 510). В памятниках иерусалимской традиции память преподобных относится к 9 окт. (Устав ГИМ. Син. греч. 272, 1297 г.). Эта дата празднования утвердилась в совр. календарях греч. Церквей и РПЦ.

В рус. календарях память Ан. и Аф. 9 окт. появляется в кон. XIV - нач. XV в. с распространением Иерусалимского устава: в Уставе (РГАДА. Тип. 45. Л. 159об., кон. XIV в.); в Минее служебной (ЯМЗ. № 15466. Л. 36об., кон. XIV - нач. XV в.); в Апостоле (РГБ. Фадеев. 56. Л. 236, ок. 1417 г.). В нестишном и Стишном Прологах житие преподобных отсутствует. В ВМЧ под 9 окт. помещено Слово отца Даниила об Андронике и жене его Афанасии (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Ч. 1. Стб. 90 (1-я паг.)).

Прп. Афанасия. Роспись в ц. Св. Креста в Киперунте. 1521 г.Прп. Афанасия. Роспись в ц. Св. Креста в Киперунте. 1521 г.

Гимнография

Последование святых, помещенное в совр. греч. служебной Минее, полностью совпадает с напечатанным в совр. слав., причем в греч. Минее служба святых соединена со службой ап. Иакова Алфеева, празднуемого в этот день, а в слав. Минее помещены тексты службы святых с указанием их пения на повечерии, что предписывает Типикон, принятый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 205), а также первопечатный рус. Типикон 1610 г., где святым выписан кондак и указано чтение на утрени «Повести об Андронике и жене его Афанасии». В богородичны канона 8-го гласа из указанного последования вписано имя некоего Димитрия (Δημητρίου). В греч. печатных Минеях по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь святым (Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 86).

Ист.: BHG, N 120-123i; ActaSS. Oct. Т. 4. Р. 998-1000; PG. 115. Col. 1049-1054; ЖСв. Окт. С. 202-211.

Лит.: Clugnet L. Vie et récits de l'abbé Daniel le Scétiote // ROC. T. 5. Col. 370-387; Византийские легенды. М., 1994. С. 188-192; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 41.
О. В. Лосева, Е. П. Беспахотная

Иконография

Святые изображаются вдвоем как преподобные, облачены в хитон и гиматий, голова Аф. покрыта платом, подобным вост. головному убору, или мафорием. Представлены: в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 183. Fol. 59), в росписи целого ряда кипрских церквей: ц. св. Антония в Келлии, XI в. (?); ц. Панагии Мутулла в Мутулласе, 1280 г.; ц. св. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе, XIII в.; ц. арх. Михаила в Педуласе, 1474 г.; ц. св. Мамаса в Луварасе, 1495 г.; ц. Панагии Хризелеусы в Эмпе, XV в.; ц. св. Созомена, 1513 г., и ц. арх. Михаила (Пресв. Богородицы), 1514 г., в Галате; ц. Св. Креста в Киперунте, 1521 г.; ц. св. Феодосия в Ахелье, XVI в. (?), и др.; в рус. памятниках: на 2-сторонней иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ), в гравированных святцах на октябрь, кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА), и др. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) память святых и указания об их изображении содержатся под 9 окт. и 6 мая (согласно греч. печатной Минее - Сергий (Спасский).Месяцеслов. Т. 2. С. 134)). Обликом Ан. уподобляется прп. Сергию Радонежскому: «Сед, аки Сергий, риза преподобническая, у мантии испод связан, испод вохра с белилом», а Аф.- прмц. Евдокии Илиопольской (?).

Лит.: Большаковский подлинник. С. 37, 95; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus // Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1985. P. 88, 96, 219, 254, 298, 328, 337, 407, 413.
Э. В. Ш.
Рубрики
Ключевые слова
См.также