ЕВФРОСИН
Том XVII , С. 472-473
опубликовано: 26 августа 2009г.

ЕВФРОСИН

Содержание

[греч. Εὐφρόσυνος], прп. (пам. 11 сент., пам. визант. 7 июня). Согласно Житию, неграмотный и смиренный юноша Е. был поваром в мон-ре, проводя дни в тяжелой работе, так что его лицо всегда было покрыто копотью. Он не роптал на помыкавшую им братию, смиренно терпел оскорбления и даже побои. Однажды во время ночной молитвы игумен мон-ря был вознесен в райский сад. Там среди деревьев с чудесными фруктами, к-рые он хотел, но не мог сорвать, игумен увидел Е. Он спросил повара, как тот оказался в раю. Е. ответил, что по Божией воле он пребывает здесь и наслаждается всеми райскими благами. Игумен попросил у него 3 яблока, желая узнать, во власти ли Е. раздавать райские плоды. Очнувшись, игумен увидел у себя в руках эти яблоки, от к-рых исходило необыкновенное благоухание. После утренней службы игумен подозвал Е. и перед всей братией стал расспрашивать, где тот был ночью. Е. хотел уклониться от ответа, но игумен настаивал. Тогда Е. пересказал их встречу в райском саду. Игумен пал перед ним на колени и возблагодарил Бога за то, что Тот послал ему духовного наставника. Не желая человеческой славы, Е. тайно покинул мон-рь. От райских яблок происходили мн. исцеления.

Прп. Ефросин. Фрагмент росписи ц. вмч. Федора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде. 80-90-е гг. XIV в.Прп. Ефросин. Фрагмент росписи ц. вмч. Федора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде. 80-90-е гг. XIV в.

Житие Е. сохранилось в неск. версиях (с незначительными различиями в деталях), в некоторых случаях оно включено в состав др. произведений (напр., рассказ о Е. содержится в Житии прп. Власия Аморийского († 910/1 или 912), в сб. «Евергетинос»). А. Грегуар указал, что сходный мотив встречается в соч. «Рай отцов» (PG. 65. Col. 453), где вместо яблок речь идет о смоквах.

В греч. стишных синаксарях Житие Е. помещено под 11 сент. (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.), в некоторых визант. рукописях - под 7 июня, в нестишном древнерус. Прологе и ВМЧ - под 23 февр. В Пролог рассказ о Е. был включен из болг. перевода пространного Жития прп. Власия Аморийского. В совр. календарях РПЦ и греч. Церквей память Е. отмечается 11 сент.

Точное время жизни Е. неизвестно. Предположение, что он подвизался в IX в., основано на том, что в древнерус. Прологе, заимствовавшем сведения из Жития прп. Власия Аморийского, игумен ошибочно отождествлен с прп. Власием. Древнейшая рукопись, содержащая сведения о Е., датируется X в. (Paris. gr. 1491). Более вероятно предположение, что Е. был земляком прп. Власия.

Проложный рассказ о Е. был использован Новгородским архиеп. Василием Каликой († 1352) при написании послания о рае к свт. Феодору II Доброму, еп. Тверскому, к-рое помещено под 1347 г. в ряде летописей, в т. ч. в Софийской I и Воскресенской (ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. Стб. 424). В южнослав. традиции XIII-XIV вв. вне Пролога известно краткое («вскоре» или «вкратце», но не проложное) Житие Е. (нач.: «Сей во святых отец наш Ефросин в веси некоторой родився от верну родителю...») - напр., в серб. сборнике XIII в. (РНБ. Синай. Слав. 14/N. Л. 29-34), в серб. сборнике посл. трети XIV в. (Сербия. Б-ка Дечанского мон-ря. № 103. Л. 195-199).

В наст. время Е. почитается в Греции и на Кипре как покровитель поваров.

Ист.: BHG, N 628-628d; ActaSS. Sept. T. 3. P. 744; SynCP. Col. 34-36; Леонид (Кавелин), архим. Житие прп. Власия Мниха: Памятник словено-болгарской письменности IX в. СПб., 1887. C. 3-6. (ПДПИ; 65); Vita S. Blasii / Ed. H. Delehaye // ActaSS. Nov. T. 4. App. P. 658-659; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 121-124; ЖСв. Сент. С. 257-260.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 54, 279; Т. 3. С. 368; Grégoire H. La vie de St. Blaise d'Amorium // Byz. 1929/1930. Vol. 5. P. 412; Εὐφρόσυνος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 117; Lucchesi G. Eufrosino, cuoco // BiblSS. Vol. 5. Col. 176; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 158.
Э. П. А.

Иконография

В визант. и древнерус. искусстве Е. изображается как аскет со впалыми щеками, в монашеской рясе, его темные волосы обычно взлохмачены, борода редкая, в правой руке - ветвь с райскими плодами, к-рые он в соответствии с текстом Жития вручил игумену. Одно из первых изображений находится в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 67. К-поль, 976-1025) на 25 сент. С покрытой головой, в синей шапочке и синем мафории, святой представлен на фреске ц. вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Такой тип характерен только для ранних изображений. Полагают, что образ Е. присутствовал в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Сохранились его изображения в ц. Богородицы Eвергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208/09 или 1235), и в ц. прор. Илии в Фессалонике (XIV в.).

Изображения Е. широко распространены в храмовых декорациях поствизант. времени. Нередко образ Е. размещался отдельно от др. преподобных. Известны его изображения в росписи собора свт. Николая мон-ря Анапавса, Метеоры (1527, мастер Феодор Критский); в кафоликоне мон-ря Преображения в Метеорах (1552, мастер Джорджи); в соборе мон-ря Варлаама в Метеорах (1548, мастер Франгос Кателанос); в церкви в Каламбаке (XVI в.); в ц. св. Марии мон-ря Хумор, Румыния (1530-1535).

В древнерус. искусстве изображения Е. присутствуют в росписи ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде (80-90-е гг. XIV в.) и на подпружной арке ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502). Как и в греч. памятниках, Е. изображен в образе аскета, с цветущей ветвью в руке. Известны рус. иллюстрированные списки повести о Е. 2-й пол. XVII-XIX в., напр. в старообрядческом лицевом сборнике 70-х гг. XIX в. (ГИМ. Музейское собр. № 121 (9 миниатюр)). Иконография цикла не исследована.

Лит.: Грозданов Ц., Хадерман-Мисгвиш Л. Курбиново. Скопjе, 1992. Ил. 30; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в. М., 2004. С. 508. Ил. 294-295.
Н. В. Герасименко
Рубрики
Ключевые слова
См.также