ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Том XXVIII , С. 8-16
опубликовано: 29 августа 2016г.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Содержание

(Москва, Красная пл., 1), первый и крупнейший в России музей исторического профиля, располагающий богатейшим собранием различных источников по истории и культуре страны и РПЦ.

История строительства

Основан в 1872 г. как Музей им. Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в Москве в честь вел. кн. Александра Александровича (впосл. имп. Александр III). С 1881 г. назывался Императорский Российский Исторический музей, с мая 1895 г.- Императорский Российский Исторический музей им. имп. Александра III в Москве, с нояб. 1917 г.- Государственный Российский Исторический музей, с февр. 1921 г.- Государственный Исторический музей (ГИМ).

Организован по инициативе создателей Севастопольского отдела Политехнической выставки, проходившей в Москве с 30 мая по 3 сент. 1872 г.: земского деятеля полковника Н. И. Чепелевского (1834-1886); министра гос. имуществ, участника обороны Севастополя ген.-адъютанта А. А. Зелёного (1820-1880) и председателя Московского археологического об-ва гр. А. С. Уварова. 9 февр. 1872 г. последовало Высочайшее соизволение на устройство музея. Экспонаты Севастопольского отдела стали первыми поступлениями в фонд музея. Др. московский музей, к-рый также обязан своим рождением данной выставке,- Политехнический. 3 янв. 1873 г. были высочайше одобрены «Общие основания Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» (проект этого программного документа был составлен Уваровым). Почетными президентами музея были вел. кн. Александр Александрович, с 1881 г.- вел. кн. Сергей Александрович, с 1905 г.- вел. кн. Михаил Александрович. Непосредственное руководство музеем осуществляли товарищи председателя, с мая 1881 г.- А. С. Уваров, с апр. 1885 г.- И. Е. Забелин, с февр. 1909 г.- кн. Н. С. Щербатов.

Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ)Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ)В 1873 г. по проекту Уварова был составлен и 2 авг. 1874 г. высочайше утвержден устав (опубл.: М., 1874), в к-ром названа цель музея - «служить наглядною историею главных эпох русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории». Ст. 2 гласила: «В Музее собираются все памятники знаменательных событий отечественной истории. Эти памятники - в подлинниках, копиях или слепках,- расположенные в хронологической последовательности, должны представлять, по возможности, полную картину каждой эпохи, с ее памятниками религии, законодательства, науки и литературы, с предметами искусств, ремесел, промыслов и, вообще, со всеми памятниками бытовой стороны русской жизни, а равно и с предметами военных и морских сил». Для научной обработки памятников каждой эпохи и «удобств пополнения собраний» музей подразделялся на отделы. В просветительских целях в музее предполагалось проводить публичные чтения и лекции «по предметам отечественной истории и древностей». Наряду со штатными сотрудниками в И. м. были и почетные члены (члены имп. фамилии и лица, имевшие перед музеем особые заслуги), члены-учредители, действительные члены, члены-соревнователи и члены-корреспонденты (отнесение к 3 последним группам основывалось на степени денежного или научного участия в делах музея). Положения 1-го устава определили основы деятельности нового музея и впосл. сохранились с некоторыми коррективами.

Здание музея построено в 1875-1883 гг. в сев. части Красной пл., на месте старого здания присутственных мест (ранее здесь находились Аптекарский дом и в 1755-1793 основанный М. В. Ломоносовым Московский ун-т). Согласно архитектурному проекту, представленному В. О. Шервудом и инженером А. А. Семёновым (1841-1917), здание И. м., возведенное в рус. стиле, главным подъездом обращено на Красную пл. и включало подвальный этаж, 2 цокольных этажа, 2 этажа экспозиционных залов, большой зал б-ки (над главными сенями) и аудиторию на 500 слушателей (над средней частью музея). 20 авг. 1875 г. состоялась церемония, во время к-рой имп. Александр II собственноручно заложил кирпич в фундамент здания. Первоначально строительство шло с большим трудом как из-за разногласий между членами управления музеем, так и из-за нехватки финансов. 29 мая 1881 г. последовало высочайшее повеление «принять здание музея в казну», в ведение Министерства финансов. Для окончания строительства была образована комиссия, которую возглавил Уваров, пригласивший к сотрудничеству Забелина, В. Е. Румянцева, И. Д. Мансветова, археолога Д. Н. Анучина и др. 10 дек. 1882 г. на основании высочайшего повеления музей был переведен в ведение Министерства народного просвещения. Музей предполагалось открыть к коронационным торжествам 1883 г. 22 авг. 1881 г. Строительная комиссия заключила договор с Семёновым и архит. А. П. Поповым на продолжение строительства и составление проектов внутренней отделки здания. По замыслу Уварова, каждый зал музея должен был иметь оформление в стиле той эпохи, памятники которой будут в нем представлены, музейные залы должны стать «наглядной и художественной летописью архитектурных и художественных вкусов во все время исторической жизни русского народа» (Сизов. 1997. С. 11).

Гр. А. С. Уваров. Портрет. 1885 г. Худож. Н. Е. Рачков. (ГИМ)Гр. А. С. Уваров. Портрет. 1885 г. Худож. Н. Е. Рачков. (ГИМ)Глубокие знания Уварова позволили ему верно выбрать те «вехи», к-рые наиболее полно характеризовали бы тот или иной исторический период. Для залов, где представлены экспонаты «доисторической» эпохи, основные мотивы орнамента брали с конкретных археологических предметов: в залах т. н. каменного века (№ 2, 3) широкий лепной карниз и мозаика повторяют орнаменты гончарных изделий неолитической стоянки близ дер. Волосово на Оке; в декоративном решении залов бронзы и железа (№ 4, 5) использованы орнаменты бронзовых топоров, кинжалов и украшений, найденных у с. Кобан в Осетии; в Скифском зале (№ 6) был воспроизведен ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба в Крыму и помещены композиция «Укрощение коня» со знаменитой вазы Чертомлыкского кургана и копии росписей керченского склепа Анфестерия Гегесиппова и склепа на склоне горы Митридат. Византийский зал (А) являет собой уменьшенную копию центральной части храма Св. Софии в К-поле, мозаика пола воспроизводит мозаику из катакомбы св. Елены в Риме. Стены зала поздней бронзы (№ 7), в к-ром начинался рассказ о возникновении Киевского гос-ва, украшали копии шиферных плит из древнейших киевских храмов; в этом же зале находилась выполненная на холсте худож. А. В. Праховым копия мозаичного изображения Евхаристии из алтаря Софии Св. собора в Киеве. На стенах Киевского зала (№ 8) были помещены орнаменты заставок из древнейших рукописных книг - Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. и Изборника 1073 г. и изображения древнерус. музыкантов, сохранившиеся в киевском Софийском соборе. Программной для музея - имп. учреждения - стала роспись Парадных сеней: 68 портретов российских государей, начиная от св. кн. Владимира и св. кнг. Ольги и до имп. Александра III и Марии Феодоровны, были представлены в композиции «Родословное древо государей российских». Подобная композиция лежит в основе распространенного в иконописи сюжета Родословие Иисуса Христа, иконы «Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова 1668 г. и росписей свода паперти Преображенского собора Новоспасского московского мон-ря, где находилась родовая усыпальница Романовых. Зал № 9 украшен копиями фресок церкви Спаса на Нередице 1199 г. и иконы «Битва новгородцев с суздальцами», а также увеличенным изображением Новгорода с иконы XVII в. В оформление Владимирского зала (№ 10) включены реплики слепков с белокаменной резьбы Дмитриевского собора и орнаментальные росписи, повторяющие росписи Успенского собора. Стены Суздальского зала (№ 11) украшают слепки архитектурных деталей Георгиевского собора в Юрьеве-Польском 30-х гг. XIII в.; в Московском зале (№ 13) воспроизведены орнаментальные мотивы с шапки Мономаха.

К оформлению интерьеров И. м. привлекались художники В. М. Васнецов (см. ст. Васнецовы), И. Е. Репин, И. К. Айвазовский, Г. И. Семирадский, а также мастера артели иконописца Н. М. Сафонова. Палешане выполняли росписи стен и сводов кабинетов председателя и товарища председателя совета музея, Новгородского, Владимирского, Суздальского и др. залов. Сохранилось свидетельство, выданное Управлением музея 24 окт. 1889 г. мастеру иконописной артели Сафонова И. А. Дадыкину «для исполнения порученных ему работ в Новгороде по изготовлению снимков с древней стенописи в новгородской Спасо-Нередицкой церкви и в других храмах с различных памятников древности по указаниям Управления музея» (ОПИ ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. Ед. хр. 276. Л. 128).

2 июня 1883 г. состоялось офиц. открытие музея, освящение совершал митр. Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев). На торжествах присутствовали вел. кн. Сергей Александрович, городские власти, высшее чиновничество, научная общественность. 12 нояб. 1889 г. в стенах И. м. была открыта аудитория на 500 мест для чтений, лекций и заседаний ученых об-в Москвы - 1-я публичная аудитория, имевшая общегородское значение. 4 авг. 1887 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов утвердил «Правила для руководства Управления Императорского Российского Исторического музея». 11 апр. 1888 г. было высочайше утверждено «Положение об Императорском Российском Историческом музее» - новый устав. Согласно этому документу, цель музея - «собирать и хранить (в подлинниках, моделях, слепках, снимках, рисунках, фотографиях и проч.) разнородные памятники древности и старины, которые в своей совокупности представляли бы наглядную и по возможности во всех частностях полную картину прошлой жизни как русского народа, так и народов, когда-либо обитавших в пределах Российской Империи» (Положение об Имп. Рос. Ист. музее. 1916. С. 202). Музей получал право печатать описания и каталоги собраний и научные труды, а также устраивать публичные чтения по предметам археологии и истории.

Коллекции

Важнейшей задачей формирования национального исторического музея стало собирание коллекций. Согласно концепции Уварова, экспозиция И. м. должна была включать самые характерные памятники каждой эпохи. Собирание подлинников, копий, моделей или слепков тех или иных памятников как одно из направлений деятельности музея было записано в Уставе 1874 г. и в Положении 1888 г. Были сделаны точные копии с ряда важнейших памятников, в т. ч. весьма внушительных размеров: Тмутараканского камня (см.: Таматарха), Збручского идола X в., Корсунских и Магдебургских врат новгородского Софийского собора XII в., большого и малого сионов московского Успенского собора 1486 г., Царского места 1551 г. из того же собора.

Проект здания Исторического музея. Архитекторы В. О. Шервуд, А. А. Семенов. 1875 г. (ГИМ)Проект здания Исторического музея. Архитекторы В. О. Шервуд, А. А. Семенов. 1875 г. (ГИМ)Вместе с тем по настоянию Забелина И. м. стал собранием подлинных вещей, а не копий. Уже летом 1881 г. были целенаправленно проведены раскопки в Воронежской, Екатеринославской, Ярославской, Киевской, Черниговской и Смоленской губерниях, на земле Войска Донского. Среди уникальных находок этих лет - стеклянный кубок в золотой оправе с гранатовыми вставками II - 1-й пол. I в. до Р. Х. из раскопок Северского кургана на Кубани 1881 г.

Существенным источником пополнения собрания стали дары. Первым жертвователем выступил основатель музея Уваров, который передал в фонды 2 коллекции каменных орудий из Волосова и Карачарова и большую коллекцию бронзовых предметов из Осетии, с к-рой начался учет фондов И. м. Первыми дарами, сделанными музею имп. фамилией, стали пожалованные наследником цесаревичем вел. кн. Александром Александровичем в дек. 1880 г. кольчуга, поднесенная ему землевладельцем Кременчугского у. Полтавской губ. отставным поручиком Н. Потомкиным, и в февр. 1881 г. 5 картин нач. XVII в. (зал № 21). С 1885 г. в музее была заведена особая книга для записи даров (общая инвентарная книга велась с 1881).

Архитекторы и строители Исторического музея. В центре — В. О. Шервуд, Р. И. Клейн, А. А. Семенов. Фотография 1875–1879 ггАрхитекторы и строители Исторического музея. В центре — В. О. Шервуд, Р. И. Клейн, А. А. Семенов. Фотография 1875–1879 ггВ 1881-1883 гг. наметился еще один путь пополнения фондов музея - передача коллекций др. учреждений. По ходатайству Уварова в окт. 1881 г. Московское археологическое об-во принесло в дар музею лучшие собрания; в апр. 1883 г. постановлением совета Московского ун-та в И. м. были переданы антропологические и археологические коллекции. Однако по настоянию Забелина И. м. отказался от этого легкого способа пополнения фондов и, начав комплектование фондов собственными усилиями, сохранил для будущих поколений многие памятники материальной и духовной культуры. Музей собрал свою уникальную коллекцию. Забелин сформулировал принципы, которые отличают собрание И. м. от др. музеев России. «Исторический музей не есть музей (редкостей), невиданных вещей. Он есть собрание памятников, т. е. разных вещей, систематически вводящих зрителя в бытовой порядок миновавшей жизни, почему для него дороги не редкости, а всякие рядовые предметы быта, лишь бы они пополняли общий круг бытовых нужд и потребностей» (Забелин. 2001. С. 130). В беседе с вел. кн. Николаем Николаевичем старшим, посетившим музей 29 нояб. 1887 г., Забелин высказался кратко: «С Эрмитажем мы не можем равняться, да и цели наши иные, не искусство, не драгоценности, но собственно культурные предметы» (Там же. С. 135). Так, с сер. 80-х гг. XIX в. музей проводил целенаправленную политику комплектования фондов памятниками, отражающими жизнь разных социальных слоев, их быт и культуру.

Византийский зал. Фотография. 90-е гг. XIX в.Византийский зал. Фотография. 90-е гг. XIX в.В 1887 г. Забелину удалось добиться ежегодных ассигнований из казны в размере 10 тыс. р. на закупку коллекционного материала. Приобретались вещи как у продавцов, так и непосредственно «на торгу», т. е. у старинщиков и старьевщиков (в Москве - у Сухаревой башни, Никольских и Ильинских ворот). В течение десятков лет каждое воскресенье Забелин ходил на Сухаревку в поисках экспонатов для музея. А. И. Станкевич писал, что «среди даже образованных людей многие чуть не открыто смеялись тому, что он собирал пряничные доски и донца с гребнями, но те же лица с изумлением увидали потом, какой богатый материал для истории русского быта и искусства дало это собрание старых, ни на что не пригодных, на первый взгляд, досок. Подобно муравью, тащил Забелин в музей всякую крупную и мелкую старину, и благодаря ему музей обладает ценнейшими, громадными коллекциями старинных бытовых предметов - замков, ключей, чернильниц, указок, ножей, вилок, ложек, гребней, пуговиц, светцов, щипцов для снятия нагара с сальных свечей, стеклянных фляг и штофов, стаканов, кружек, чарок, ларцов, укладок и т. д. Есть и крупные вещи, например, сани, паникадила, колокола, дуги, шкафы и т. п.» (Станкевич. 1997. С. 66). Большими знатоками своего дела, преданно любившими музей, были не только А. В. Орешников (1855-1933), нумизмат, хранитель музея в 1887-1918 гг., заведующий отделом (1918-1933), но и В. И. Сизов (1840-1904), археолог, 1-й ученый секретарь И. м. (1885-1904), А. И. Станкевич (1859-1922), зав. б-кой И. м. (1887-1914), В. Н. Щепкин (1863-1920), помощник хранителя (1887-1912), 1-й зав. отделом рукописей (1912-1920).

Коллекции И. м. быстро росли, и уже в нач. XX в. музей испытывал недостаток мест хранения и экспозиционных площадей: в залах, посвященных отдельным царствованиям и, согласно общему замыслу, оформленных в духе ведущих архитектурных веяний соответствующей эпохи, не находилось места для показа богатейшего собрания бытовых предметов, особенно с перемещением в 1912 г. в здание музея коллекций П. И. Щукина. Щербатов ходатайствовал о передаче музею нового, дополнительного здания, чему помешала начавшаяся первая мировая война, а затем революция.

И. м. в кон. XIX - нач. XX в.

продолжал занимать важное место в общественной и культурной жизни страны. Помимо того что гос-во взяло И. м. на казенное содержание, соответственно финансировало строительство, комплектование фондов и хранение экспонатов, оказывало новому учреждению и др. поддержку. По уставу 1874 г. разрешалась беспошлинная доставка из-за границы необходимых музею книг, картин, фотографий, гравюр, инструментов и аппаратов. В Положении 1888 г. оговаривалось, что музей получает для б-ки заграничные книги, эстампы, рисунки и др. без цензурного просмотра. В 1895 г. при И. м. был создан по желанию министра финансов правительственный минц-кабинет, «с сосредоточением в нем коллекций вновь изготовляемых монет и медалей». С 1906 г. по высочайшему соизволению из запасов Гос. типографии музею стали передавать тома 2-го издания свода законов Российской империи и 2-го Полного издания свода законов Российской империи, а в 1907 г. музей включили в число учреждений, пользующихся правом бесплатного получения экземпляра этого издания. С 5 февр. 1907 г., согласно распоряжению министра внутренних дел, музей получал по экземпляру имеющихся в Департаменте полиции нелегальных изданий (с 1904).

Парадные сени. Фотография. 1997 г.Парадные сени. Фотография. 1997 г.Музей не обходили вниманием представители царствующей династии. Помимо торжеств закладки здания в 1875 г. и открытия в 1883 г. музей удостоился высочайшего посещения трижды: 19 мая 1891 г. на открытие Среднеазиатской выставки, 19 авг. 1898 г., 29 авг. 1912 г. на открытие юбилейной выставки в память Отечественной войны 1812 г. В музее часто бывали великие князья Сергей и Михаил Александровичи, вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Посещали его и великие князья Николай Николаевич старший (29 нояб. 1887), Владимир Александрович (1887, 1891), Алексей Александрович (1892), Павел Александрович (1887, 1892, 1895), Константин Константинович (1892), а также буд. имп. Александра Феодоровна (1890).

Чудо св. Георгия о змие. Рельефная икона. Россия. XVIII в. Дар. И. М. Зайцевского в 1891 г. (ГИМ)Чудо св. Георгия о змие. Рельефная икона. Россия. XVIII в. Дар. И. М. Зайцевского в 1891 г. (ГИМ)По мере открытия экспозиционных залов, участия в культурной жизни города И. м. становится тем собранием, в к-рое коллекционеры передавали реликвии на вечное хранение с пользой для общества. Крупные дары поступали от знатных семейств - Голицыных, Уваровых, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Олсуфьевых, Щербатовых. Коллекцию оружия музею преподнес предводитель нижегородского дворянства А. Катуар де Бионкур (1863-1913). Особо отмечали музей меценаты из купеческих фамилий - Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. В списках дарителей до 1917 г. более 900 чел. из всех социальных слоев Российской империи, в т. ч. А. Н. Бенуа (см. ст. Бенуа), А. М. и В. М. Васнецовы, В. В. Верещагин, В. Д. Поленов, Ф. Г. Солнцев, В. И. Суриков, А. Н. Майков, московский городской голова Н. А. Алексеев, обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, купцы, многие из которых были также коллекционерами: М. П. Боткин, А. А. Брокар, И. А. Вахрамеев, Н. П. Востряков, А. А. Карзинкин, Н. А. Найдёнов, Ф. И. Прове, В. Н. Рогожин, И. Л. Силин, Н. П. Сырейщиков, В. А. Хлудова, П. В. Щапов, А. А. Титов, иконописец В. П. Гурьянов, фотограф А. О. Карелин, ученые Д. Н. Анучин, Е. В. Барсов, А. Ф. Бычков (см. ст. Бычковы), С. А. Белокуров, А. Н. Веселовский, Г. Н. Геннади, П. В. Зубов, Н. П. Кондаков, Н. П. Лихачёв, Д. А. Ровинский, Д. И. Иловайский, Л. М. Савёлов, А. И. Соболевский, А. А. Шахматов.

Софья Премудрость Божия. Шитая икона. Москва. Нач. XVI в. Дар. гр. А. В. Олсуфьева в 1891 г. (ГИМ)Софья Премудрость Божия. Шитая икона. Москва. Нач. XVI в. Дар. гр. А. В. Олсуфьева в 1891 г. (ГИМ)Уже в 80-х гг. XIX в. идея создания национального музея нашла отклик у представителей РПЦ. Фонды музея пополнили дары архиеп. Владимирского и Суздальского Феогноста (Лебедева), Сергия (Спасского), епископов Вологодского и Тотемского Израиля (Никулицкого), Великоустюжского Иоанникия (Казанского), Пермского и Соликамского Никанора (Надеждина), епископа Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева), настоятелей Димитриева Прилуцкого мон-ря архим. Анатолия (Смирнова), Тихвинского Большого мон-ря архим. Евгения (Эпштейна), настоятельницы Новодевичьего московского мон-ря игум. Антонии (Каблуковой), протоиереев Д. Ф. Певницкого и К. А. Богоявленского.

Среди дарителей И. м.- МДА, СПбДА, КДА и КазДА, архивы, б-ки, правосл. братства, Государственная дума, книгоиздательства, комитеты различных выставок, министерства, Пантелеимонов на Афоне, Пафнутиев Боровский, путивльский Молченский в честь Рождества Пресв. Богородицы, Антониев Сийский, Тупический, великоустюжский во имя арх. Михаила мон-ри , Флорищева в честь Успения Пресв. Богородицы пустынь, церкви, редакции газет, в т. ч. «Епархиальных ведомостей» по всей России, научные об-ва, военные штабы, Национальная академия в Реймсе, Сербская королевская академия в Белграде, Б-ка Конгресса в Вашингтоне, Музей искусств в Нью-Йорке, Французский национальный клуб, Парижский муниципалитет, Королевские музеи в Берлине, правительства Аргентины и Японии. Богатейшее собрание Музея древностей, насчитывавшее ок. 300 тыс. предметов (произведения ювелирного искусства, иконописи, живописи, лицевого шитья, рукописи), целиком передал в дар И. м. в 1905 г. Щукин. Совет И. м. избрал Щукина в почетные члены. В том же году в фонды И. м. было принято полностью собрание А. П. Бахрушина, переданное по его духовному завещанию 1904 г. Оно было не столь обширным (ок. 2 тыс. предметов и 25 тыс. книг), но весьма ценным.

Ивановская площадь в Московском Кремле в XVII в. Худож. А. М. Васнецов. 1903 г. (ГИМ)Ивановская площадь в Московском Кремле в XVII в. Худож. А. М. Васнецов. 1903 г. (ГИМ)В 1906-1932 гг. в составе И. м. находился Музей памяти Ф. М. Достоевского, собрание к-рого (более 4 тыс. единиц хранения), переданное вдовой писателя А. Г. Достоевской, включало фамильные бумаги рода Достоевских, подлинные рукописи сочинений, переписку, издания сочинений, рецензии и переводы, портреты, а также вещи, принадлежавшие писателю и его родным. В 1904-1915 гг. по инициативе С. А. Толстой в музее хранился архив Л. Н. Толстого (переписка, копии дневников за 1851-1910 гг., изобразительные и архивные материалы) и личные вещи писателя. При б-ке И. м. находился отдел им. А. С. Грибоедова, для которого приобретались рукописи писателя на капитал А. К. Медведниковой, завещанный ею в 1902 г. музею специально на эти цели, и отдел имени Н. В. Гоголя, организованный в 1908 г. по инициативе проф. М. Н. Сперанского.

Члены Совета Исторического музея. Слева направо сидят: А. И. Станкевич, А. В. Орешников, И. Е. Забелин, Н. С. Щербаков; стоят: В. И. Сизов, Н. В. Щепкин. Фотография. Нач. 1900-х гг.Члены Совета Исторического музея. Слева направо сидят: А. И. Станкевич, А. В. Орешников, И. Е. Забелин, Н. С. Щербаков; стоят: В. И. Сизов, Н. В. Щепкин. Фотография. Нач. 1900-х гг.С увеличением коллекций рос и авторитет музея в научных и творческих кругах художников, скульпторов, артистов, писателей. С фондами И. м. работали художники Суриков, А. М. и В. М. Васнецовы, В. А. Серов, Н. А. Андреев, Н. С. Гончарова, А. А. Экстер, К. Ф. Юон, архитекторы И. Е. Бондаренко, А. В. Щусев, В. М. Борин, В. М. Маят, Н. П. Омелюстый, представители ведущих ювелирных фирм, в т. ч. Овчинникова и Фаберже, мастера, возрождавшие народные промыслы, в частности фарфор и керамику (А. В. Филиппов, С. В. Чехонин), елецкие кружева (Н. П. Надеждин), деревянную расписную игрушку (Н. Д. Бартрам). К коллекции памятников церковной старины неоднократно обращались художники знаменитой фирмы П. И. Оловянишникова. Прориси из музейной коллекции изучали известные иконописцы: владелец мастерской В. П. Гурьянов, коллекционер Ф. А. Каликин. Фондами И. м. пользовался талантливый стилизатор древнерусских рукописей художник-самоучка И. Г. Блинов: в 1909 г. он изучал рукописные тексты Жития св. Анны Кашинской и копировал миниатюры из рукописей Апокалипсиса и Синодика для изданий Московской старообрядческой книгопечатни, в 1911 г. изучал рукописные хронографы и исследовал жития по рукописям музея, в 1912 г. копировал миниатюры из лицевых рукописей, в 1913 г. изучал и зарисовывал миниатюры Лицевого летописного свода. Хранящаяся в музее рукопись легла в основу старообрядческого издания Трехтолкового Апокалипсиса (М., 1913); при подготовке издания в 1913 г. заведующий типографией Г. К. Горбунова Р. И. Кистанов сличал текст издаваемого типографией Толкового Апокалипсиса с текстами Апокалипсиса по рукописям музея.

В нач. XX в. в И. м. проходили ежегодные художественные выставки: Товарищества передвижных художественных выставок (1906-1912), С.-Петербургского об-ва художников (1898, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1912), Московского товарищества художников (1899, 1905, 1906), Московского об-ва любителей художеств (1895, 1897, 1899, 1905, 1906), С.-Петербургского товарищества художников (1908, 1912), Имп. об-ва русских акварелистов и товарищества художников (1909, 1910); монографические художественные выставки: Репина (1892), религиозно-художественных работ В. Васнецова (1904, 1910, 1912, 1913), франц. худож. Луи Дюмулена (1893), дат. худож. О. Маттисена (1910); историческая выставка архитектуры (1914) и др. Состоялись исторические, этнографические, лит. выставки: к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина (1899), VIII археологического съезда (1890), Среднеазиатская (1891), Палестинская (1892), Благотворительная выставка картин, скульптуры, мебели и проч. из частных дворянских собраний (1892), археологическая и географическая в рамках международного конгресса доисторической археологии и антропологии (1892), живописи, рисунка, декораций к спектаклям на исторические темы (1896), из собрания Н. П. Шабельской (1896), к 50-летию кончины Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского (1902), юбилейные выставки памяти Гоголя (1907), в честь 200-летия Полтавской битвы (1907), 50-летия со дня кончины С. Т. Аксакова (1907), 100-летия со дня рождения А. В. Кольцова (1907), старинного рус. платья кнг. В. П. Сидамон-Эристовой и Шабельской (1911), посвященная Отечественной войне 1812 г. (1912-1913); выставки конкурсных проектов новых торговых рядов (1889), памятников Александру III (1898), патриарху сщмч. Ермогену и архим. Дионисию (1912).

Неотделанные залы предоставлялись художникам под мастерские. Так, несколько лет в зале № 33 работал Суриков, здесь были написаны картины «Покорение Сибири Ермаком» (1894-1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1901-1906, 1909-1910). В 1892-1893 гг. В. Серов писал картину «Государево семейство во время спасения на железной дороге» по заказу харьковского дворянства: царское семейство входит в зал харьковского дворянского собрания после крушения поезда у ст. Борки 17 окт. 1888 г. В 1905 г. в одном из залов музея работал С. А. Коровин над картиной «Куликовская битва» для Московского зала. Музей предоставлял помещения для временного хранения коллекций и картин. Так, в 1906-1909 гг. здесь находились неск. картин и коллекция япон. вещей В. В. Верещагина, в 1906 г.- полотна М. В. Нестерова, нек-рое время - «запертые ящики и вещи Л. Н. Толстого, сданные в музей на хранение С. А. Толстой» и др.

В аудитории музея проходили заседания съездов и об-в, в частности VIII археологический съезд (1890), Международный конгресс доисторической археологии и антропологии (1892), I съезд художников и любителей художеств (1894), предварительный съезд музейных работников (1912) и др., устраивались лекции, концерты и собрания, от 80 до 120 ежегодно, в т. ч. собрания об-ва Alliance Française, занимавшегося обучением франц. языка. В помещении канцелярии музея проходили заседания Московского нумизматического об-ва (с 1888), Диалектологической комиссии при Отделении рус. языка и словесности имп. Академии наук, Об-ва попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях, Об-ва истории лит-ры (с 1911), Об-ва любителей старины (с 1914).

1917-2011 гг.

В. А. Городцов в дневнике писал, что 28 апр. 1917 г. «в открытые залы музея вошел солдат-малоросс и начал кричать: «Вот куда наши трудовые гроши тратят: строят миллионные домы для хранения поганых черепков и никуда не годных бумаг! Товарищи! - обратился солдат к сбежавшейся публике,- весь этот навоз нужно выбросить вон, а в доме устроить фабрику!» Произошло движение. В музее оказалось много солдат и чернорабочих, и они, видимо, разделяли взгляды оратора» (Городцов. 1997. С. 126). 27-28 нояб. 1917 г. под стенами музея развернулось сражение, в музейных помещениях перевязывали раненых.

В 1917 г. на хранение в музей поступали коллекции частных лиц и учреждений: 28 ящиков собрания гравюр П. Я. Дашкова, 6 ящиков, в к-рых были помещены уникальные художественные ценности из Петрограда, включая картины Леонардо да Винчи и Боттичелли, 4 ящика коллекций гр. Строганова (Сергея Александровича или Григория Сергеевича), 5 ящиков из АН с ценностями, в т. ч. подлинными рукописями Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В 1918-1920 гг. фонды музея существенно пополнились; составители отчета за 1916-1920 гг. характеризовали этот период как «исключительный в жизни Музея как по количеству, так и по значительности его приращений». В фонды музея вошли собрание древностей, рукописей, архив и б-ка Уваровых, собрание серебра А. А. Бобринского, серебра, фарфора и стекла Н. М. Миронова, огромный архив Куракиных, нумизматическое собрание и б-ка П. В. Зубова, б-ки со специальным подбором книг библиофила и издателя Л. Э. Бухгейма, историка Г. Ф. Карпова и генеалога Л. М. Савёлова. В эти же годы к музею были присоединены как особый отдел Патриаршая б-ка и как филиалы дом Археологического об-ва на Берсеневской набережной с б-кой общества, дом московской Епархиальной б-ки и б-ки бывш. Певческого уч-ща в Лиховом пер. с их фондами. В 20-30-х гг. ХХ в. в музей поступали многочисленные собрания реорганизованных и ликвидированных музеев (в частности, из собрания Румянцевского музея, Военно-исторического музея, музея «Старая Москва», Музея 40-х гг. XIX в., 1812 г.), монастырей, церквей, национализированных поместий (подмосковных Марфино, Дубровицы, Богучарово Тульской губ., Надеждино Саратовской губ.) и особняков.

Выставка «Крестьянское искусство». Отдел дерева. 1921–1923 гг.Выставка «Крестьянское искусство». Отдел дерева. 1921–1923 гг.В первые послереволюционные годы произошли многочисленные преобразования в структуре и внутренней жизни музея, связанные с необходимостью решения как давно назревших проблем, так и новых. К 1920 г. вместо 8 отд-ний музей насчитывал 26. В нач. 1919 г. при музее были оборудованы специальные мастерские: реставрационная (первоначально для фарфоровых и фаянсовых изделий), переплетная и починочная (для предметов из дерева). В 1918-1920 гг. было устроено 5 больших выставок в рамках прежней, дореволюционной тематики: юбилейная, посвященная 100-летию со дня рождения И. С. Тургенева, 2 выставки русской миниатюры из лицевых рукописей (с разделением по хронологии и с группировкой по школам), выставки древнерус. шитья и лит-ры по музееведению.

Для выработки новой концепции и реорганизации И. м. в 1919 и 1921 гг. были созданы специальные комиссии, которые представили новую структуру музея, благодаря которой все музейные коллекции были подчинены единой культурно-хронологической концепции. Для этого в 1921/22 г. 27 научных отделов преобразовали в 6 основных разрядов (археологический, исторический общий, исторический специальный, исторических источников, исторических пособий, функциональный). Изменившиеся масштабы работы потребовали увеличения штата музея: в 1917 г. работали 30 сотрудников, в 1924 г.- 223 чел. Музей стал отправлять сотрудников в ежегодные экспедиции, с 1926 г. выходят Труды ГИМ.

Социально-бытовой уклон в деятельности музея особенно проявился в тематике выставок: «Крестьянское искусство» (1921-1923), «Из истории эпохи крепостного хозяйства XVIII-XIX вв.» (1926-1927), «Быт Московской Руси XVI-XVII вв.» (1927), «Диалектическая история посуды» (1930) и др. Заметным событием в музейной жизни стала Пушкинская выставка 1937-1939 гг. к 100-летию со дня гибели поэта (все представленные на ней экспонаты, включая принадлежавшие И. м., были переданы во вновь образованный Всесоюзный музей А. С. Пушкина). В кон. 30-х гг. XX в. была создана постоянная экспозиция в 23 залах, объединившая экспонаты до сер. XVIII в. Проводились тематические выставки юбилейного и историко-этнографического характера: «К 125-летию Отечественной войны 1812 г.», «К 175-летию Великой французской революции», «375 лет первой печатной книги в России», «Украина и Белоруссия в ХVII- ХIХ вв.», «Народы Сев. Кавказа в 1-й пол. ХIХ в.».

Выставка «800-летие Москвы». Раздел «Купеческая Москва середины XIX в.». 1948 г.Выставка «800-летие Москвы». Раздел «Купеческая Москва середины XIX в.». 1948 г.Во время Великой Отечественной войны наиболее ценная часть фондов была упакована в 680 ящиков и отправлена в Хвалынск на Волге. С приближением фронта экспонаты перебазировали в Кустанай. И в Москве, и в эвакуации музейные сотрудники вели патриотическую работу. Уже в кон. окт. 1941 г. была создана выставка «Оборона Москвы», основанная на материалах фотохроники ТАСС, но вскоре музей пришлось закрыть: из-за бомбежек были разбиты окна. В день парада на Красной пл. 7 нояб. 1941 г. музей вновь принял посетителей и уже не закрывался. В мае 1942 г. в 3 залах открылась выставка, посвященная разгрому немецкой армии под Москвой. В 1944 г. из эвакуации вернулись все фонды. В годы войны велось активное комплектование фондов современными экспонатами, собрано свыше 12 тыс. памятников и документов. К кон. 50-х гг. XX в. была восстановлена постоянная экспозиция музея, фонды пополнялись за счет дарений, закупок и экспедиционных сборов. Экспедиции были отправлены в Архангельскую обл. и Донбасс, на Кавказ и в Поволжье, Якутию и на Дальн. Восток; при этом часто сотрудники музея буквально спасали вещи от гибели. В советское время в структуру И. м. входили филиалы: Покровский собор (храм Василия Блаженного), Новодевичий монастырь, палаты бояр Романовых, Крутицкое подворье, Измайлово, Коломенское, музей В. И. Ленина.

К 2011 г. фонды И. м. насчитывают 4,7 млн предметов и 15 млн листов документов. Основу структуры музея составляют 14 фондовых отделов, хранящих коллекции археологических экспонатов, нумизматику, собрания рукописей и старопечатных книг, древнерус. живописи, письменных источников, карт и атласов, изобразительных источников, оружия, драгоценных металлов, керамики и стекла, металла и синтетических материалов, тканей, дерева и мебели, книжный фонд. В 1986-2002 гг. прошла реставрация основного здания музея, в ходе которой были восстановлены исторические интерьеры здания. В 1997-2006 гг. работала постоянная экспозиция от каменного века до кон. XIX в. В нач. XXI в. И. м. провел 572 выставки, из к-рых 321 прошла в регионах России и 41 за рубежом, в т. ч. большие выставки историко-церковной тематики: «Россия. Православие. Культура» (2000), «Патриарх Никон и его время» (2002), «Апостолы Нового времени. Миссионерская деятельность РПЦ в XVII - нач. XX в.» (М., 2004: Ханты-Мансийск, 2006), «Тайна старой веры. К 100-летию высочайшего указа о веротерпимости» (2005), «Патриархи Московские и всея Руси: век XX и XXI. К 45-летию архиерейского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II» (2006), «Тысяча лет русского паломничества» (2009).

Миниатюра из «Жития свв. Зосимы и Савватия Соловецких». Москва. Кон. XVI — нач. XVII вв. Дар. И. А. Вахромеева в 1909 г. (ОРГИМ)Миниатюра из «Жития свв. Зосимы и Савватия Соловецких». Москва. Кон. XVI — нач. XVII вв. Дар. И. А. Вахромеева в 1909 г. (ОРГИМ)И. м.- признанный научно-исследовательский многопрофильный центр российской истории. В его стенах работали ученые различных поколений и научных школ: В. А. Городцов, А. В. Арциховский, Б. А. Рыбаков, В. Л. Янин, М. Н. Тихомиров, С. В. Бахрушин, Щепкин, Сперанский и др. К маю 2011 г. в коллективе И. м. насчитывалось 274 научных сотрудника, в т. ч. 81 кандидат и 6 докторов наук.

И. м. является крупнейшим хранилищем источников по истории Русской Церкви и памятников церковной старины. Рассматривая церковную сферу как неотъемлемую часть народной жизни, основатели музея заботились о приобретении предметов, характеризующих все периоды развития русской религиозности. В числе таковых приобретений, пополнявших отдел церковных древностей и домашних святынь, согласно ежегодно публиковавшимся отчетам о покупках,- кресты, мощевики, панагии, образки, литургические предметы, лампады, иконы, хоругви, паникадила, предметы церковной обстановки, облачения, рукописи, вериги и мн. др. Среди этих предметов были, в частности, серебряная дароносица, принадлежавшая боярину И. В. Бутурлину (XVII в.), редкая икона «Прп. Иаков Боровичский на фоне Иверского мон-ря» (1-я пол. XVII в.), богато иллюстрированное Житие св. Нифонта Констанцкого (30-40-е гг. XVI в.), ставротека с изображением Спасителя на престоле (кон. XV - нач. XVI в.), «Псалтирь Томича» (ок. 1360), панагия из рога носорога, привезенная со Св. земли и заключенная в фигурную оправу рус. работы (1-я треть XIX в.). Приобретались и предметы, отражающие события церковной истории рубежа XIX и XX вв. Так, в 1912 г. в Успенском соборе был приобретен эмалевый образок «Св. Гермоген, Патриарх Московский», изготовленный к канонизации святителя. Подробная характеристика коллекции церковных древностей была опубликована в: Отчет Имп. Рос. Ист. музея за XXV лет. 1916. С. 81-107.

Значительное число уникальных памятников попало в музей как в качестве даров отдельных лиц, так и в составе частных коллекций, поступивших в музей: Щукина (иконы, пелены, рукописи, предметы мелкой пластики, церковная утварь, архивы церковных деятелей, в т. ч. епископов Дмитровского Леонида (Краснопевкова) и Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева)), Уварова (христ. археология, иконы, документы, рукописи), Барсова (материалы по истории сев. церквей и мон-рей), И. А. Вахрамеева (рукописи, в т. ч. знаменитое лицевое Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких кон. XVI - нач. XVII в.), А. В. Морозова (иконы), С. П. Рябушинского (иконы).

В И. м. хранятся ценные документы по истории Русской Церкви (Деяние К-польского Собора 1593 г., Деяния Московских Соборов 1654, 1657, 1666-1667 гг., подготовительные материалы к Собору 1666-1667 гг., грамоты жалованные, благословенные, настольные, ставленные, вкладные, грамоты К-польских патриархов, материалы о связях с К-польским Патриархатом и Западнорусской митрополией); сочинения и автографы церковных иерархов и глав Русской Церкви. Широко представлены памятники церковной письменности (жития, сказания, гимнография, певч. книги), в т. ч. такие раритеты, как Изборник Святослава 1073 г., Мстиславово Евангелие XII в., новгородские служебные Минеи XII в., Юрьевское Евангелие (1119-1128), Галицкое Евангелие (1144), Псковский Апостол с цитатой из «Слова о полку Игореве» (1307), Геннадиевская Библия (1499), Великие Минеи-Четьи митр. св. Макария (сер. XVI в.), Чудовские (1600) и Милютинские Минеи-Четьи (1646-1654).

Арх.: ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1 (архив А. С. и П. С. Уваровых); Ф. 440 (архив И. Е. Забелина); Ф. 136 (архив А. В. Орешникова).
Ист.: [Бестужев-Рюмин К. Н.] Смысл и значение «Музея им. Государя Наследника Цесаревича» // Голос: Газ. 1873. № 31; Устав Музея им. Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. М., 1874; Музей памяти Ф. М. Достоевского в Имп. Рос. Ист. музее им. имп. Александра III в Москве, 1846-1903 гг. / Сост.: А. Г. Достоевская. СПб., 1906; Отчет Имп. Рос. Ист. Музея за 1905 г. М., 1906; То же за 1906 г. М., 1907; То же за 1907 г. М., 1908; То же за 1908 г. М., 1909; То же за 1909 г. М., 1910; То же за 1913 г. М., 1914; То же за 1914 г. М., 1915; То же за 1915 г. М., 1916; То же за XXV лет (1883-1908 гг.). М., 1916; То же за 1916-1925 гг. М., 1926; Щербатов Н. С. Возникновение отделов Музея и мысли о дальнейшем размещении разнородных его собраний и окончательном его устройстве // Отчет Имп. Рос. Ист. Музея за 1914 г. М., 1915. С. 95-115; Устав Музея им. Его Имп. Высочества Государя Наследника Цесаревича // Отчет Имп. Рос. Ист. Музея им. Имп. Александра III в Москве за XXV лет (1883-1908). М., 1916. С. 187-192; Положение об Имп. Рос. Ист. музее // Там же. С. 200-202; Летопись Исторического музея // Там же. С. 1-10; Городцов В. А. Музей, события, люди // «И за строкой воспоминаний большая жизнь...»: Мемуары, дневники, письма: К 125-летию ГИМ. М., 1997. С. 117-128; Станкевич А. И. Музей: Из восп. первого библиотекаря // Там же. С. 50-72; Закс А. Б. Эта долгая, долгая, долгая жизнь: Восп. М., 2000. 2 т.; Левыкин К. Г. О жизни музея в эпоху перемен: Восп. шестнадцатого директора ГИМ. М., 2000; Забелин И. Е. Дневники. Записные книжки. М., 2001; Уварова П. С. Былое: Давно прошедшие счастливые дни / Подгот. текста и писем, коммент.: Н. Б. Стрижова. М., 2005; Орешников А. В. Дневник, 1915-1933 / Отв. ред.: П. Г. Гайдуков; сост. и авторы коммент.: П. Г. Гайдуков и др. М., 2010-2011. 2 т.
Лит.: Щербатов Н. С. Памяти гр. А. С. Уварова // Отчет Имп. Рос. Ист. Музея... за XXV лет (1883-1908). 1916. С. 11-16; Письменные источники в собрании ГИМ. М., 1958. Ч. 1; Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати: Обзор рукописей русских, славянских, греческих, а также книг старой печати ГИМ. М., 1958, 1995; Закс А. Б. Из истории ГИМ (1917-1941 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2. С. 300-379; она же. Из истории ГИМ (1941-1957 гг.) // Там же. 1961. Вып. 3. С. 5-54; Справ.-указатель печатных описаний славяно-рус. рукописей / Сост.: Н. Ф. Бельчиков, Ю. К. Бегунов, Н. П. Рождественский. М., Л., 1963. С. 143-161; Путеводитель по фондам личного происхождения Отдела письменных источников ГИМа / Сост.: Е. И. Бакст и др. М., 1967; Кириченко Е. И. Ист. музей. М., 1984; ГИМ в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. М., 1988; Лебединская О. М. Ист. музей в культурной жизни России (1872-1917): Дис. М., 1993. Ркп.; Сизов В. И. О гр. Уварове как организаторе Имп. Рос. Ист. Музея / Публ. и подгот.: Н. Б. Стрижова // «И за строкой воспоминаний большая жизнь...». 1997. С. 9-18; Датиева Н. С. О строительстве здания Ист. музея // Ист. музею - 125 лет. М., 1998. С. 323-343; она же. Строитель здания Ист. музея А. А. Семёнов // Ист. музей - энциклопедия отеч. истории и культуры. М., 2002. С. 248-258. (Тр. ГИМ; 134); Ист. музею - 125 лет: Мат-лы юбил. науч. конф. М., 1998. (Тр. ГИМ; 100); Издания ГИМ, 1873-1998: Библиогр. указ. М., 1999. (Тр. ГИМ; 101); Антология науч. трудов ГИМ. М., 2002. 2 т.; Войди в историю: К 130-летию Гос. Ист. музея: Путев. по выставке. М., 2002; ГИМ, 1998-2001: Библиогр. указ. М., 2002. (Тр. ГИМ; 130); Полунина Н. М. «Оказавшие особые заслуги музею»: (Мат-лы к биогр. словарю почетных членов, действительных членов, членов-соревнователей Имп. Российского Ист. музея) // Ист. музей - энциклопедия отеч. истории и культуры. М., 2002. С. 6-12. (Тр. ГИМ; 134); Петров Ф. А., Стрижова Н. Б. У истоков создания Ист. музея: Н. И. Чепелевский // Ист. музей - энциклопедия отечественной истории и культуры. М., 2003. С. 6-15. (Тр. ГИМ; 136); Стрижова Н. Б. А. С. Уваров и уставы Ист. музея // Там же. С. 17-274; ГИМ: [Альбом] / Сост. и отв. ред.: Е. М. Юхименко. М., 2006, 2007; ГИМ: Выставочная деятельность, 2002-2006: Кат. / Сост.: Т. Г. Игумнова. М., 2007; Издания ГИМ, 2002-2007: Библиогр. указ. М., 2008. (Тр. ГИМ; 176); Юхименко Е. М. Первый, Российский, Исторический...: К 125-летию открытия Гос. Ист. музея. М., 2008.
Е. М. Юхименко
Рубрики
Ключевые слова
См.также