[Юст, Иуда; греч. ᾿Ιούστος, ᾿Ιούδας], еп. Иерусалимский (106/8-110/3). Евсевий, еп. Кесарии Палестинской, перечисляя в «Церковной истории» первых Иерусалимских епископов, к-рые были из обрезанных, 3-м назвал И. Он наследовал пострадавшему при имп. Траяне апостолу от 70 сщмч. Симеону (Симону), сроднику Господню (Euseb. Hist. eccl. III 35; IV 5). И. упомянут и в «Хронике» Евсевия Кесарийского, однако в переводах этого произведения имеются расхождения в отношении дат его епископского правления. Согласно переводу блж. Иеронима, И. сменил на кафедре сщмч. Симеона в 108 г. и скончался в 113 г., т. о., он занимал кафедру 5 лет. В арм. «Хронике» в переводе Самуила Анийского начало епископства И. датируется 106 г., а конец - 110 г., т. е. продолжительность епископства - 4 года. Позднейшие визант. хронисты: автор «Пасхальной хроники» (30-е гг. VII в.), Георгий Синкелл (IX в.) - указывают 7 лет епископства И., включая неполные годы управления кафедрой.
Один из апостольских списков, приписываемый свт. Епифанию Кипрскому (т. н. список Псевдо-Епифания, V-VI вв.), называет 3-м епископом Иерусалимским, занимавшим кафедру в течение 7 лет, ап. Иуду, брата Господня (Vitae prophetarum. 1907. P. 113; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Р. 474). Тем не менее, если бы Иуда принадлежал к числу родственников Спасителя, это было бы отмечено Евсевием, к-рый уделил особое внимание первым 2 епископам - Иакову, брату Господню, и Симеону, сроднику Господню, тогда как их преемника он назвал просто «иудей по имени Иуст» (Euseb. Hist. eccl. III 35).
Автор «Пасхальной хроники» считает 3-м епископом Иерусалимским Иосифа Варсаву Иуста, избранного 12-м апостолом вместо Иуды Искариота (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 472). Против отождествления И. с Иосифом Варсавой Иустом высказывались болландисты (ActaSS. Iul. T. 5. P. 23), тем не менее нек-рые совр. исследователи не исключают полностью такой возможности (Bauckham. 2004. Р. 76).
П. Дево предположил, что И. является одним лицом с Иисусом Иустом, упоминаемым в Послании к Колоссянам (Кол 4. 11), к-рый вместе с апостолами Марком и Аристархом посылал через ап. Павла приветствия членам христ. общины Колосс (см. подробнее в ст. Иуст, ап.). Эту гипотезу он аргументировал сходством формулировок Послания к Колоссянам и «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Devos. 1973. P. 287). В Послании к Колоссянам Аристарх, Марк и Иисус Иуст названы «сущими от обрезания» (οἱ ὄντες ἐκ περιτομῆς; в синодальном переводе неточно - «оба из обрезанных»). Евсевий Кесарийский говорит об И.: «...в то время было уже много обрезанных, которые уверовали во Христа; он был одним из них» (μυρίων ὅσων ἐκ περιτομῆς εἰς τὸν Χριστὸν τηνικαῦτα πεπιστευκότων εἷς κα αὐτὸς ὤν - Euseb. Hist. eccl. III 35). Однако эта гипотеза не получила широкого распространения.