АЛЕКСАНДР
Том I , С. 473-474
опубликовано: 27 декабря 2007г.

АЛЕКСАНДР

Содержание

Сщмч. Александр, еп. Иерусалимский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)Сщмч. Александр, еп. Иерусалимский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) († 250/251), сщмч. (пам. 12 дек.; 16 мая), еп. Иерусалимский (на кафедре с 213). Учился в Александрии у Пантена и Климента Александрийского, посвятившего ему свое соч. «Канон церковный, или Против иудействующих» (не сохранилось). Когда в 202 г. гонение имп. Септимия Севера вынудило Климента покинуть Египет, он направился к А., к-рый был в то время епископом одного из городов Каппадокии (Евсевий. Церк. ист. VI 11; авторы более позднего времени помещают его кафедру во Флавиаде, Киликия). А. претерпел от гонителей мучения, став исповедником Христовым, и провел долгое время в тюрьме. Оттуда он направил послание к Антиохийской Церкви по случаю избрания епископом Антиохийским Асклепиада. Письмо доставил Климент, управлявший кафедрой А. во время его заточения. Через нек-рое время (вероятно, с кончиной Септимия Севера) А. был выпущен из тюрьмы и предпринял паломничество в Иерусалим «для молитвы и ради истории тех мест»; престарелый еп. Иерусалимский Наркисс и жители Св. града были чудесным образом предуведомлены об этом. Наркисс и др. палестинские епископы стали упрашивать А. принять на себя предстоятельство в Иерусалиме. А. согласился и остался в городе в качестве помощника и преемника Наркисса. В одном из писем к жителям г. Антинои А. писал: «Наркисс, который прежде меня занимал епископскую кафедру в этой Церкви и ныне вместе со мною управляет ею своими молитвами, имея от роду почти 116 лет, приветствует вас и вместе со мною умоляет вас, чтобы вы пребывали в единомыслии». Взойдя на Иерусалимскую кафедру, А. много занимался делами просвещения, устроил в Иерусалиме б-ку, где впосл. историк Евсевий Кесарийский находил сочинения, отсутствовавшие в богатой церковной б-ке Кесарии Палестинской. Еще в Александрии А. стал почитателем трудов Оригена; когда в 215 или 216 г., во время егип. похода имп. Каракаллы, ученый был вынужден бежать в Палестину, епископы А. и Феоктист Кесарийский привлекли его к просветительской деятельности и Ориген, не имея священного сана, начал проповедовать в церквах Кесарии и Иерусалима. Это вызвало резкий протест еп. Димитрия Александрийского, отвечая на упреки к-рого А. писал, что любой христианин, способный принести пользу братьям, м. б. приглашен епископом для проповеди, и ссылался на известные ему прецеденты. Конфликт был улажен, и Ориген, повинуясь своему епископу, вернулся в Александрию. Но когда в 231 г., находясь проездом в Кесарии Палестинской, Ориген был при участии А. рукоположен во пресвитера, конфликт стал неразрешимым. В Александрии один за другим были созваны 2 Собора (231, 232), на к-рых Ориген был отлучен и лишен сана. В Палестине, однако, не придали значения этим постановлениям, и Ориген, окруженный почетом, продолжал свою ученую деятельность в Кесарии. По сообщению Евсевия, «и Александр, еп. Иерусалимский, и Феоктист Кесарийский все время прислушивались к нему и как учителю единственному ему уступали толкование Священного Писания и то, что касалось церковного обучения»; в гонение при имп. Деции А. «за Христа предстал в Кесарии вновь перед судом игемона и, во втором своем славном исповедничестве, испытал темницу, будучи увенчан старостью маститой и честными сединами. Он почил в заключении после своего прекрасного и славного свидетельства перед судом игемона» (Евсевий. Церк. ист. VI 27; 39. 2-3). Свт. Дионисий Александрийский также с благоговением говорит о кончине А.: конфликт двух Церквей нисколько не повлиял на отношение к личности святителя. Из произведений А. известны лишь отрывки, приводимые у Евсевия и у блж. Иеронима (De viris illustribus). Это в основном письма, адресованные христианам Антиохии, Антинои Египетской, Оригену и Димитрию Александрийскому.

Иконография

Изображается как святитель, в саккосе и омофоре, с Евангелием в руках, седовласым с недлинной раздвоенной бородой: в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 114) - в рост; в настенном минологии нартекса архиеп. Даниила II, Печская Патриархия ( Косово и Метохия), ок. 1565 г.,- поясное изображение. Мученичество святителя, усечение мечом, представлено в настенных минологиях: в нартексе ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.; в нартексе ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.

Соч.: PG. 10. Col. 204-207 [отрывки из посланий].
Ист.: Евсевий. Церк. ист. VI 11-39; Иероним. О знаменитых мужах. Гл. 62; ActaSS. Martii. T. 2. P. 614 sq.
Лит.: Pétridès S. Alexandre (16) // DHGE. T. 2. Col. 178-179; Bardenhewer. Geschichte. 1903. Bd. 2. S. 223-230; Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος). Πεντηκονταετηρὶς τῆς Θεολογικῆς Σχολῆς τοῦ Τιμίου Σταυροῦ. ῾Ιεροσόλυμα, 1913. Σ. 113-124; ЖСв. Дек. С. 351-352.
Иконогр.: Ξυγγόπουλος ̓Α. Οἱ τοιχογραφίες τοῦ ῾Αγίου Νικολάου ̓Ορφανοῦ Θεσσαλονίκης. ̓Αθῆναι, 1964. 20. Табл. VIII, 1. Илл. 146; Евсеева. Афонская книга. С. 303; Миjовић. Менолог. С. 259, 279, 372.
Прот. Валентин Асмус, Е. А. Луковникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая)
  • АВРААМ [Авраамий] († между 344 и 352), еп. Арбельский [Арвильский], сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.)
  • АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
  • АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
  • АНТИПА (I в.), еп. Пергамский, сщмч. (пам.11 апр.)
  • АНФИМ еп. Никомидийский, сщмч. (пам. 3 cент., зап. 27 апр., сир. 24 апр.)
  • АРИСТИОН еп. Александрийский, сщмч. (пам. 3 сент.)
  • ВЛАСИЙ († ок. 316), еп. Севастийский, сщмч. (пам. 11 февр., пам. зап. 3 февр.)
  • ЕВСЕВИЙ († 379 или 380), еп. Самосаты, сщмч. (пам. 22 июня)
  • ЕЛЕВФЕРИЙ еп. Иллирийский (?), сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.)
  • ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ (I - нач. II в.), еп. Антиохийский, сщмч. (пам. 29 янв., 20 дек.; пам. зап. 1 февр., 17 окт.)
  • ИЕРОФЕЙ ученик ап. Павла и 1-й еп. Афинский (I в.), сщмч. (пам. 4 окт.)