КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXIX , С. 273-278
опубликовано: 18 января 2017г.

КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Казани на месте обретения 8 июля 1579 г. Казанской иконы Божией Матери. Основан ок. 1579-1584 гг., первоначально женский.

XVI в.- 1918 г.

Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. В. Турина. 1-я пол. XIX в. (ГИМ)Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. В. Турина. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Сведения об устроении К. м. приводятся в «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него», составленной ок. 1594 г. сщмч. Ермогеном, митр. Казанским (ГИМ. Син. № 982), и известной в многочисленных списках XVII-XIX вв. Согласно Повести митр. Ермогена, после обретения образ крестным ходом перенесли в казанскую ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен 1-й молебен, а затем - в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от иконы происходили исцеления. С обретенного чудотворного образа выполнили копию, описание явления и чудес от иконы и послали в Москву царю Иоанну IV Васильевичу и его сыновьям Иоанну и Феодору, к-рые дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь повелел поставить на месте обретения иконы девичий мон-рь и «дать довольную милостыню священному собору и игуменье из своей царской казны и 40 сестрам [установить] годовое содержание». В К. м. были построены деревянные храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», зимняя ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с трапезной, кельи, ограда. Казанскую икону «честным крестным ходом и с молебным пением» перенесли в новоустроенный мон-рь (Повесть. 2006. С. 39).

Обитель была основана в период с 8 июля 1579 г. (день обретения Казанской иконы) до 18 марта 1584 г. (дата кончины царя). Первый документ, в к-ром упоминаются мон-рь и, очевидно, его 1-я игумения Петронилла («Петранила»), датирован 25 июля 1584 г. Это грамота казанскому воеводе Г. А. Булгакову, в которой царь Феодор Иоаннович повелел «отмежевать» обители дер. Кузьмино-Займище (М. Дербышки; ныне в черте Казани) (РГАДА. Ф. 281. ГКЭ (Казань). № 13/6421).

Настоятельницы, насельницы и священнослужители

Приводимое иногда в лит-ре XIX-XX вв. утверждение о том, что 1-й игуменией К. м. стала девочка Матрона, к-рая нашла икону Божией Матери на пепелище (Малов. 1879. С. 89), не имеет подтверждения в источниках и не могло соответствовать действительности. В Повести митр. Ермогена сказано лишь о пострижении Матроны с именем Мавра вскоре после устроения монастыря (Повесть. 2006. С. 39). В расходной книге ладана Казенного приказа упомянуто, что 29 апр. 1632 г. инокиня (а не игумения) Богородицкого монастыря Мавра, «которой являлась Пречистая Богородица Казанская», приезжала в Москву и по приказу царя Михаила Феодоровича получала для своей обители 3 фунта ладана (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 410. Л. 79-79 об.). В Повести упомянута и 2-я игумения Мария (1-я пол. 90-х гг. XVI в.), к-рая во сне услышала «голос», назвавший средство исцеления жены священника г. Свияжска - во время приступов болезни к женщине прикладывали чудотворную икону (Повесть. 2006. С. 47). В XVII-XVIII вв. настоятельницами К. м. были: Феодосия (1631), Анфиса (Левашова; март 1643 - апр. 1646), Ольга (сент. 1652), Марфа (Кирпевская (Киреевская); 1654-1656), Иулия (1680-1681), Марфа (Воронцова (Воронова); 1699-1704), Марфа (Соловцова; 1735-1764), Евдокия (1764-1778), Александра (1779-1780), Павла. В XIX - нач. XX в. К. м. возглавляли игумении София (Болховская; 1801-1807), Назарета (Шванвичева; 1807-1822), Евфрасия (1822-1827), Евпраксия (1827-1846), Маргарита (1846 - 5 окт. 1847), Аркадия (1847-1849), Досифея (Верёвкина; 1849-1865), Каллиста (1865-1867), Анфия (Тюлькина; 1868-1880), Дорофея (1881-1889), Серафима (Воскресенская; 1890-1903), Маргарита (Максорова; 1904-1910), Варвара (Клесова; 1910-1917). Дважды К. м. возглавляли бывш. насельницы московского во имя прп. Алексия, человека Божия, жен. мон-ря игум. Назарета и игум. Евфрасия, дважды - насельницы симбирского Спасского мон-ря игум. Александра и игум. Аркадия, а также игум. Евпраксия и игум. Каллиста из Свияжского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря. Краткие биографии настоятельниц К. м. представлены в описаниях обители, подготовленных Е. А. Маловым и А. Ф. Зеленецким (Малов. 1879. С. 89-93; Зеленецкий. 1910. С. 88-109).

Царским повелением первоначально К. м. полагалось иметь 40 насельниц, но в 1594 г. в обители проживали уже 64 сестры (Повесть. 2006. С. 53). В 1654-1656 гг. Казань сильно пострадала от эпидемий чумы, в К. м. погибли почти все сестры. В кон. XVII в. в К. м. проживало ок. 100 насельниц, ок. 1741-1745 гг.- игумения, 4 соборные монахини и ок. 95 монахинь, а также стряпчий и водовоз. По указу 1809 г. штат мон-ря должен был состоять из игумении, казначеи, 50 монахинь и 50 послушниц. В нач. XIX в. в К. м. проживало ок. 20 монахинь (число послушниц неизв.), в 1827 г.- 32 монахини и 86 послушниц, в 1855 г.- 51 монахиня и 73 послушницы, в 1873 г.- 52 монахини, 61 рясофорная послушница, 186 белиц, в 1899 г.- игумения, казначея, благочинная, ризничая, 50 штатных, заштатная, 4 сверхштатные монахини, 175 рясофорных послушниц, 130 белиц, в 1910 г.- 61 монахиня, 234 рясофорные послушницы, 127 белиц.

В XVII - 1-й пол. XIX в. причт К. м. составляли 3-4 священника, во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в обители служили протоиерей, 3 священника, 2 диакона, 4-6 псаломщиков, к-рым полагалось ежегодное жалованье: протоиерею - 28 р. 56 к., священникам по 17 р. 15 к., диаконам - по 11 р. 47 к., псаломщикам - по 8 р. 97 к. Причт пользовался 26 дес. сенокосной земли и получал с «вечных вкладов» 758 р. в год (Богословский. 1900. С. 518). В кон. 80-х гг. XIX в. К. м. выкупил для причта 2-этажный кирпичный дом (снесен в 2000) напротив мон-ря, на ул. Б. Казанская (ныне Б. Красная, 14). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в монастыре служили заслуженные протоиереи с академическим образованием: в 1854-1869 гг.- Флегонт Талантов (профессор церковной истории Казанского ун-та), с 1886 (1887?) г.- прот. Василий Братолюбов (магистр СПбДА), в 1905-1912 гг.- прот. Александр Зеленецкий (бывш. ректор КазДС). В 1913-1916 гг. 2-м священником К. м. был сщмч. Феодор (Гидаспов). В 1920-1928 гг. последним настоятелем монастырского собора был прот. А. В. Лебедев.

Святыни

Явленная Казанская икона Божией Матери в кон. XVI в. на средства царского казначея Дементия Ивановича Черемисинова (сына воеводы И. Черемисинова, принимавшего участие во взятии Казани) была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом («златом, камением драгим и жемчюгом великим»). К кон. XIX в. икону украшало неск. драгоценных риз, в т. ч. золотая праздничная (дар царя Феодора Иоанновича), на к-рую надевалась др. риза, украшенная крупным жемчугом с бриллиантами и драгоценными камнями. Будничная риза также была украшена жемчугом, имела золотые венцы и множество бриллиантовых украшений и драгоценных камней. В 1767 г. имп. Екатерина II приложила к иконе бриллиантовую корону.

Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ)Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ)Казанская икона в киоте помещалась в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме имелось 12 клейм. Оклад внутренней рамы (1806) был выполнен на средства игум. Софии (Болховской) к возведению в 1808 г. нового Казанского собора. Внешнюю раму с клеймами чудес украшал оклад 1-й пол. XVIII в. с фигурными обрамлениями клейм, выполненный на средства полковника А. И. Змеева и его супруги. Внутренняя рама изымалась из внешней и имела ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В теплое время года чудотворный образ пребывал в летнем Казанском соборе, в холодное - в зимнем храме свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского). В Казанском соборе (1808) чудотворный образ находился в иконостасе слева от царских врат в большом деревянном киоте (Малов. 1879. С. 29-34; Загоскин. 1895. С. 160).

Сохранившаяся монастырская пелена кон. XVI в. (27,5×24,5 см) с изображением Казанского образа (НМРТ) создана, вероятно, в местной мастерской. Возможно, именно эта пелена в XIX в. висела под явленной иконой (Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. Гос. объединенного музея Респ. Татарстан // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 76-78. Ил. 4).

8 июля и 22 окт.- в дни празднования Казанской иконе - совершались крестные ходы из Благовещенского собора в монастырский собор, в обители богослужения возглавляли епархиальные архиереи. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. архиерейские службы в мон-ре проходили 15-20 раз в год. Чудотворную икону ежегодно носили еще в 14 крестных ходах в храмы города. По просьбам горожан монастырские священники приносили Казанскую икону в частные дома.

Обитель посещало множество паломников, в т. ч. 28 мая 1722 г.- имп. Петр I Алексеевич, 28 мая 1767 г.- имп. Екатерина II Алексеевна, затем имп. Павел I Петрович, 18 авг. 1836 г.- имп. Николай I Павлович, 20 июля 1837 г. и 27 авг. 1871 г.- имп. Александр II Николаевич, в 1871 г.- буд. имп. Александр III Александрович. 5 июля 1894 г. и 16 июля 1897 г. в мон-ре был прав. Иоанн Кронштадтский. После святотатственного похищения явленной Казанской иконы (в ночь на 29 июля 1904) на ее место в соборе была поставлена икона Божией Матери «Паммакаристос», написанная по заказу К-польского патриарха Иоакима III и присланная в дар мон-рю (к 2012 - в фондах Национального музея Республики Татарстан).

В Никольской ц. находилась древняя икона свт. Николая Чудотворца, по преданию привезенная из Тулы, а также 2 списка Казанской иконы: 1-й - «с чудесы», 2-й - список явленной Казанской иконы, он ставился на место чудотворного образа, когда тот был на аналое или участвовал в крестном ходе (Малов. 1879. С. 24). Вероятно, именно 2-й список хранится в храме во имя св. благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище. Др. чтимая Казанская икона в кон. XIX - нач. XX в. хранилась в монастырской Софийской ц.

К нач. XX в. Никольскую ц. украшали также чтимые иконы Спасителя с предстоящими Московскими святителями и Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», присланные царем Феодором Иоанновичем. В главном соборе находилась икона прп. Исаакия Далматского, подаренная имп. Павлом I, который закладывал новый собор 30 мая, в день памяти этого святого. В XX в. иконы были утрачены. В ризнице К. м. хранились крест (1648), Евангелие (1677), Евангелие (1689), украшенное жемчугом и драгоценными камнями, серебряное блюдо (1678) с надписью в позолоченных клеймах («Блюдо церковное Богородицы Казанской»), 2 старинных чеканных стакана, на одном из которых в 3 «круглых щитках изображены фигуры человека со стрелами, льва и козла» (Загоскин. 1895. С. 160-161).

Материальное положение

Основные доходы в К. м. поступали от пожертвований, в т. ч. после молебнов перед Казанской иконой. Собственные владения мон-ря были невелики. В 1584 г. К. м. были пожалованы дер. Кузьмино-Займище и рыбная ловля на р. Волге. В 1742 г. игум. Марфа писала в Сенат, что ранее - по жалованным грамотам царей Иоанна IV Васильевича, Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича - К. м. разрешалось ловить рыбу по Волге «десятью связками безоброчно и безпошлинно», а до Астрахани «посылать в год одинова в одном судне с запасы, и в Астрахани в то судно нагребать из озер с собою по десяти тысяч пудов соли, також и с людей пошлин не имать же». Но позже по указу Петра I мон-рю было назначено лишь ружное денежное и хлебное жалованье (игумении - 5 р., соборным старицам - 1 р. 25 к. и т. д.), к-рое выплачивалось нерегулярно и не в полном объеме, «отчего монахини, а особливо престарелыя и дряхлыя, кои от трудов пропитаться не могут, принуждены кормиться милостынею» (ОДДС. Т. 16. Стб. 75-76). По ревизии 1763 г., мон-рю принадлежало 100 «ревизских душ крестьян», в т. ч. 91 - в М. Дербышках.

В 1764 г. при введении штатов земли К. м. были конфискованы и обитель причислена ко 2-му классу. Указом имп. Александра I Павловича от 1 окт. 1809 г. мон-рь был возведен в 1-й класс.

В XIX в. при К. м. работал свечной завод, остававшийся самым крупным в городе. Свечи продавались в монастырской лавке около Петропавловского собора Казани, а доходы от продажи составляли важную часть бюджета обители. С 1883 г., после открытия епархиального свечного завода, сестрам К. м. разрешалось продавать свечи собственного производства только в мон-ре. К 1900 г. К. м. принадлежали 73 дес. 960 кв. саж. пахотной земли близ дер. Ст. Мрясовые Челны Спасского у., 31 дес. 1982 кв. саж. луговой земли при дер. Кузьмино-Займище Казанского у., 4 дес. 500 кв. саж. огородной и луговой земли со скотным двором и службами на берегу оз. Кабан в Казани, 244 дес. 1536 кв. саж. земли с хозяйственными постройками при деревнях Водолеевке и Куницыной Чебоксарского у., Матюшинская дача (48 дес. 1600 кв. саж.) в Свияжском у., а также рыбные ловли Б. Затон с лугами при устье р. Свияги. В Казани К. м. владел 2 каменными 2-этажными домами, расположенными рядом с юж. стеной ограды (Богословский. 1900. С. 517-518). В пригороде - Архангельской слободе - К. м. имел подворье, на к-ром проживали сестры и наемные работники, занимавшиеся животноводством, молочная ферма была и в самом мон-ре. К 1900 г. К. м. ежегодно получал из казны содержание 1437 р. 66 к.

Школы и приют

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. при К. м. действовал официально не зарегистрированный приют для сирот, в котором воспитывались до 50 девочек из крестьянского и духовного сословий. Среди воспитанниц приюта - буд. настоятельницы мон-ря игумении Анфия (Тюлькина; 1868-1880), Серафима (Воскресенская; 1890-1903), Маргарита (Максорова; 1904-1910), Варвара (Клесова; 1910-1917). Обучением сирот и неграмотных послушниц в монастыре занимались издавна, но официально церковноприходскую школу открыли 13 февр. 1867 г. и лишь в 1889 г. поставили под контроль церковно-учебного ведомства. До 1893 г. в школе обучались только насельницы, а занятия проводили монахини и послушницы. С 1893/94 уч. г. в школу принимали и девочек, в основном из семей бедных горожан, появились 2 (позже 3) штатные учительницы. В 1896 г. за счет К. м. для школы был выстроен большой 2-этажный корпус с классами, квартирами учителей и общежитием для учениц (несирот). В нач. XX в. в школе обучалось 80-100 чел., все расходы, кроме жалованья учительницам, оплачивал мон-рь.

По инициативе игум. Каллисты указом Синода от 13 февр. 1867 г. в К. м. была открыта рукодельная школа. Поступающие в школу девушки в течение 2 лет проживали в мон-ре за его счет и обучались золотошвейному мастерству, вышиванию по канве, живописи, украшению икон фольговыми ризами. Обучением занимались мастерицы-монахини и послушницы, на живописном отд-нии преподавали также учителя рисования из средних учебных заведений Казани, выпускники АХ. Ежегодно школу оканчивали 20-25 девушек, вместе с ними учились и послушницы. К. м. стал важным центром производства священнических облачений, икон, окладов. Часть икон и окладов бесплатно передавалась в бедные храмы, часть - продавалась паломникам. Мн. выпускницы школы, не остававшиеся в мон-ре, получали соответствующие дипломы и открывали частные школы рукоделия, преподавали рукоделие в земских и городских школах. В 1915 г., когда у обители был изъят Крестовоздвиженский корпус, прием в школу был прекращен.

Е. В. Липаков, Э. П. Р.

Архитектурный ансамбль монастыря в XVI-XIX вв.

Первые постройки К. м. были деревянными. Спустя 20 лет после основания К. м. во многом благодаря деятельности митр. Ермогена началось каменное строительство. Каменный храм с престолом, посвященным явлению чудотворной Казанской иконы, и 2 приделами, Успения Пресв. Богородицы и св. кн. Александра Невского, был возведен за 1 строительный сезон - заложен в апр. и освящен 27 окт. 1595 г. О его облике можно судить по гравюре XVIII в. (Фролов Г. В. Путев. по храмам и монастырям г. Казани. Каз., 2005. С. 99) и косвенно - по архитектурному облику соборного храма в казанском в честь Преображения Господня мон-ре, к-рый возводился в тот же период и, очевидно, теми же московскими мастерами. На гравюре виден больших размеров кубический храм с 5 главами, центральная расположена чуть выше боковых. Барабаны были световыми, их высокие грушевидные купола должны быть отнесены ко 2-й четв.- сер. XVIII в. Вероятно, в тот же период была изменена кровля собора с 4-скатным перекрытием вместо сводчатого. Фасады были разделены лопатками-пилястрами, несущими арки-закомары. На местных жителей новый собор произвел большое впечатление, как «предивный». Очевидно, тогда появились надвратные церкви, престолы которых составили храмовый ансамбль обители.

Казанский собор казанского Богородицкого мон-ря. 1798–1807 гг. Архит. И. Е. Старов. Фотография. Нач. ХХ в.Казанский собор казанского Богородицкого мон-ря. 1798–1807 гг. Архит. И. Е. Старов. Фотография. Нач. ХХ в.В 1694 г. К. м. пострадал от пожара, а к 1739 г. в нем кроме соборного храма и теплой Богородице-Рождественской ц. с приделом вмч. Никиты была каменная ограда с надвратными храмами: над св. воротами - ц. во имя ап. Иоанна Богослова, над др. воротами - ц. во имя св. царевича Димитрия Московского (Малов. 1879. С. 4). Колокольня с зап. стороны холодного храма также была возведена в XVII в.: 2 нижних яруса колокольни были в виде четвериков, отделанных неск. оконными проемами с наличниками, пилястрами на углах и фризами в верхней части, выше - 4 яруса восьмериков с арочными проемами, завершающиеся 2-ярусной горкой кокошников с маленькой главкой. В 1742 г. мон-рь пострадал во время городского пожара, еще раз его собор был сожжен пугачёвцами в 1774 г. Здание находилось в крайней степени разрушения и представляло опасность. К 1791 г. по инициативе архиеп. Казанского Амвросия (Подобедова) архит. И. Е. Старов создал план и разработал вид фасада нового здания собора, утвержденные имп. Екатериной II. В 1796 г. старый собор был разобран, а 30 мая 1798 г. в присутствии имп. Павла I и цесаревичей Александра и Константина Павловичей заложено новое здание. Средства на строительство были отпущены из имп. кабинета и духовного департамента (Рыбушкин. 1848. Ч. 1. С. 96; Малов. 1879. С. 5, 6). Новый собор был возведен к 1807 г., освящен 30 мая 1808 г. и стал самым большим церковным сооружением в Казанской епархии. Строительство собора велось почти в то же время, что и работы по возведению собора в честь Казанской иконы Божией Матери в С.-Петербурге (1801-1811).

Облик собора К. м. (руководил работами архит. Е. М. Емельянов) по стилю воплощал идеалы зрелого классицизма в русской архитектуре: грандиозный кубический объем с гладкими стенами, украшением к-рых служили окна в 2 этажа, по центру установлен высокий световой барабан с огромным куполом; по углам здания располагались 4 купольные главы меньшего размера; по центру каждого фасада (кроме восточного) возвышался 6-колонный, далеко выступавший от стены портик, увенчанный треугольным фронтоном с полуциркульным окном; отсутствие лепнины и скульптурного декора компенсировалось использованием украшенных ордерных элементов - ионических колонн в портиках, коринфских - в центральном куполе. Простота и масштабность композиционного решения, единообразие фасадов собора (совпадение уровней фриза и карниза каждого фронтона со стенами), лапидарность декора должны были напоминать римские храмы эпохи Возрождения, прежде всего собор ап. Петра в Ватикане. Собор К. м. можно рассматривать как «предтечу» основных церковных сооружений рус. архитектуры XIX в., воплотившихся в проектах храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве (архит. А. Л. Витберг, 10-е гг. XIX в.), ц. во имя св. Исаакия Далматского в С.-Петербурге (проект - 1825, архит. О. Монферран) и храма Христа Спасителя в Москве (1837-1883, архит. К. А. Тон). Сразу после возведения собора ансамбль мон-ря привлек внимание художников и был запечатлен на рисунках, а позднее - на гравюрах (по рисунку В. С. Турина, НМРТ). Работы в храме после 1808 г. не прекращались. В 1869 г. он был расписан внутри, в 1870 г. наружные стены оштукатурены и выбелены, в 1872 г. позолочена центральная глава (Малов. 1879. С. 9).

Крестовоздвиженская ц. казанского Богородицкого мон-ря. 1882–1884 гг. Фотография. 2011 г.Крестовоздвиженская ц. казанского Богородицкого мон-ря. 1882–1884 гг. Фотография. 2011 г.Помимо собора на территории К. м. издавна существовала ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского) (1686; перестроена в камне в 1742 или 1803). К сер. XIX в. это был однокупольный храм с колонным портиком, замыкавший архитектурную перспективу монастырского ансамбля. В каменную ограду мон-ря вошла и Софийская надвратная ц. (ок. 1700) - одноглавая, с небольшим бесстолпным интерьером, пластичными наличниками окон в стиле московского барокко сер. XVII в. В XIX в. с юж. стороны собора был возведен новый каменный 2-этажный Крестовоздвиженский корпус, в котором разместились мастерские и больница. Большой корпус с отдельной домовой церковью был освящен ок. 1882-1887 гг., при Казанском архиеп. Палладии (Раеве) (Обозрение высокопреосв. Арсением [Брянцевым] Казанской епархии в 1897 и 1898 гг. Каз., 1898. С. 53). Домовая церковь выделялась низким обширным куполом (ныне ц. во имя св. Софии), центр фасада с входом обозначен колоннами, образующими портик. Его скромный декор и достаточно грузный облик должны были уравновешивать ц. Николая Чудотворца (Николы Тульского) на сев. стороне ансамбля и собор. К 2012 г. это единственное сохранившееся здание на территории мон-ря.

Келейные и хозяйственные помещения К. м. неоднократно перестраивались. В нач. XIX в. архит. Я. М. Шелковников разработал проект расположения новых жилых и хозяйственных построек монастыря. Корпуса полукругом охватывали собор, но они окружали т. о. и место чудесного обретения иконы. Проект предусматривал строительство еще 2 таких же корпусов, и тогда получился бы разомкнутый в неск. местах круг, но половина проекта не была осуществлена. В 1803-1807 гг. в К. м. был выстроен 2-этажный корпус (выходил фасадом на ул. Б. Красная), в 1816 г.- корпус, примыкавший к Софийской ц. В соответствии с проектом Шелковникова 1808 г. были построены 2 корпуса, полукругом охватывавшие собор: 2-этажный настоятельский (1810-1832) и Никольский (1832-1843), но руководивший строительством архит. Ф. И. Петонди внес в проект существенные изменения. Корпус церковноприходской школы и золотошвейной мастерской (1895-1896) построен по проекту Ф. Н. Малиновского во дворе, справа от Никольского корпуса. В К. м. существовало еще 4 небольших корпуса (кон. XVIII - кон. XIX в.) - просфорная, баня, гостиница, сестринские кельи. За колокольней, в зап. части К. м., находился хозяйственный двор с конюшнями, коровником и др., отделенный от парадной части обители высоким забором.

Последнее крупное строительство в К. м. происходило по инициативе вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны. 13 июля 1910 г. она пожелала увидеть место чудесного обретения иконы - подвальное помещение собора, недоступное паломникам. Вел. княгиня предложила устроить здесь подземный (пещерный) храм и, получив согласие архиеп. Казанского и Свияжского Никанора (Каменского), выделила значительную сумму на его устроение. Проект интерьера и иконостаса составил архит. П. И. Абрамычев. В 1913 г. церковь была освящена в присутствии вел. кнг. Елисаветы Феодоровны.

До 70-х гг. XVIII в. на территории К. м., в районе собора, производились захоронения, останки обнаружены во время раскопок в 2004 г. Позже кладбища в мон-ре не было, у алтаря собора хоронили только настоятельниц, остальных насельниц хоронили на кладбище казанского Кизического в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, где для Богородицкой обители был выделен отдельный участок.

1918-2012 гг.

После закрытия 22 сент. 1918 г. кафедрального Благовещенского собора в Казани монастырский собор стал кафедральным. Здесь служили Казанские архиереи, в т. ч. сщмч. Кирилл (Смирнов) и сщмч. Иоасаф (Удалов). В это время в К. м. находились мощи Казанских святителей Гурия и Варсонофия и др. святыни. В 1921 г. сестры обители зарегистрировались как религ. община. Несмотря на тяжелое экономическое и правовое положение, количество насельниц не уменьшалось. В 1927 г., незадолго до закрытия, в К. м. проживали 67 монахинь, 240 рясофорных послушниц и 44 белицы.

Корпус с Крестовоздвиженской ц. был временно занят властями для военных нужд еще с 1915 г. В советское время в нем располагались учебные заведения, но лишь в 1928 г. он официально был передан государству. В 1929 г. Богородицкий собор был закрыт и стал использоваться для хранения зерна. Точное время упразднения обители не установлено, т. к. с 1926 г. вновь зарегистрированная община официально считалась не мон-рем, а приходом, к-рый ликвидировали в янв.-февр. 1931 г., одновременно с закрытием Никольской ц.

Часовня на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. 2008 г. Фотография. 2011 г.Часовня на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. 2008 г. Фотография. 2011 г.В 30-х гг. XX в. 9 сестер были приговорены к заключению в лагеря, 41 насельница - к ссылке. Мон. Вероника (Бусыгина) расстреляна 10 авг. 1930 г., а Стефанида Васильевна Макарова (монашеское имя неизв.) - 2 янв. 1942 г. Мон. Евдокия (Двинских) скончалась в 1942 г. в Казани после освобождения из лагеря. В 30-х гг. XX в. нек-рые монахини и послушницы проживали в сторожке и др. помещениях мон-ря. Позже многие сестры жили в Казани небольшими неофиц. общинами, работая в основном на швейных предприятиях. При этом сестры, не оставлявшие монашеских обетов, тайно окормлялись у священников и архиереев. Последняя настоятельница (с мая 1917) игум. Рахиль (Ершова) скончалась в кон. 1929 или нач. 1930 г. в квартире на ул. Свердлова (ныне Петербургская), где жила с 4 сестрами. Неск. сестер много лет проживали в квартире в Профессорском пер. Такие общины просуществовали до 60-х гг. XX в., им оказывали помощь Казанские архиереи Сергий (Королёв), Иов (Кресович). Мн. монахини похоронены на Арском кладбище Казани, в т. ч. Магдалина (Филиппова; Ɨ 1965), Ангелина (Трофимова; Ɨ 1967).

В 1940 г. были снесены Богородицкий собор и колокольня. В 1941-1942 гг. на месте обретения Казанской иконы, снесенного собора и некрополя, а также в помещении Никольской ц. была размещена табачная фабрика. К 2008 г. строения фабрики, действовавшей до 2004 г., были снесены, а на месте обретения иконы возведена символическая часовня (2008). Настоятельский и Никольский корпуса были заняты коммунальными квартирами, во 2-й пол. 90-х гг. XX в. жители выселены в соответствии с республиканской программой ликвидации трущоб. В перестроенном здании церковноприходской школы находятся гос. учреждения. На месте бывш. хозяйственного двора в 60-х гг. XX в. было построено 2 жилых 5-этажных дома. С нач. 30-х гг. корпуса с Крестовоздвиженской ц. и Софийский храм были переоборудованы под общежитие студентов педагогического техникума (с кон. 30-х гг.- Казанского педагогического ин-та; впосл. педагогического ун-та), в 1986 г. в корпусе разместился фак-т рус. филологии ин-та. В 1993 г. Софийская ц. была возвращена верующим и с 1994 г. действовала как приходская. Частично сохранились ограда, юго-зап. башня, юж. ворота. С 2000 г. возобновились крестные ходы на место обретения иконы 21 июля и 4 нояб.

Возрождение К. м. связано с передачей в Казань чтимого Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери. В 2004-2005 гг. за счет гос. бюджета были отреставрированы Крестовоздвиженская ц. и часть монастырского корпуса. Корпус представляет собой симметричное прямоугольное в плане здание, церковь находится в подкупольной части верхнего этажа. 21 июля 2005 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Крестовоздвиженском храме торжественно передал епархии т. н. Ватиканский список Казанской иконы. Уже с 2005 г. при Крестовоздвиженском храме действовала муж. монашеская община, решением Свящ. Синода от 27 дек. 2007 г. К. м. был официально возобновлен как мужской. К 2012 г. в обители проживало 8 чел., наместник игум. Питирим (Рыбанин). Мон-рю переданы настоятельский и Никольский корпуса, здания гостиницы и просфорной, а также территория бывш. табачной фабрики.

Арх.: НАРТ. Ф. 4 (Казанская духовная консистория); Ф. 484 (Казанский Богородицкий мон-рь); РГАДА. Ф. 281. ГКЭ (Казань). № 13/6421; Ф. 396. Оп. 2. Д. 410. Л. 79-79 об.
Ист.: Покровский И. М. К истории казанских мон-рей до 1764 г. // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. 1902. Т. 18. Вып. 1/3. С. 1-80 (отд. паг.); Ермолаев И. П. Казанский край во 2-й пол. XVI-XVII вв.: (Хронол. перечень док-тов). Каз., 1980. С. 30; Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв. М., 1995. С. 237; Повесть о явлениях и чудесах Казанской иконы Богородицы // БЛДР. 2006. Т. 14. С. 24 -52.
Лит.: Рыбушкин М. С. Краткая история г. Казани. Каз., 1848. 2 ч.; Платон (Любарский), архим. Сб. древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868; Малов Е. А., прот. Казанский Богородицкий девичь мон-рь. Каз., 1879; Сергий (Василевский), архим. Высокопреосв. Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий, и его время. Каз., 1888. Т. 2. С. 171-190; Загоскин Н. П., ред. Спутник по Казани. Каз., 1895; Богословский Г. К., свящ. Справочная книга для Казанской епархии. Каз., 1900. С. 515-519; Сосунцов Е. Ф. Краткое ист.-стат. описание школ церковно-приходских и грамоты г. Казани и Казанского у. Каз., 1900. С. 194-206; Зеленецкий А. Ф., прот. Казанский первоклассный Богородицкий жен. мон-рь. Каз., 1910; он же. Освящение храма во имя Рождества Пресв. Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотв. иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых. Каз., 1914; Руфимский П. М., свящ. На месте явления чудотв. Казанской иконы Божьей Матери // Изв. по Казанской епархии. 1913. № 18. С. 576-579; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в.: Проблемы худож. мышления эпохи. М., 1996; Айнутдинов Р., Чудинова Т. Ансамбль Богородицкого мон-ря // Дизайн и новая архитектура. Каз., 2004. № 15/16. С. 100-103; Елдашев А. М. Казанско-Богородицкий жен. мон-рь: Вехи истории // ПС. 2004. Вып. 1(6). С. 70-135; он же. Утраченные монастырские некрополи Казани: (ХVI - нач. ХХ вв.). Каз., 2008. С. 132-136; Мухин В., свящ. История закрытия храмов и мон-рей в Казани в 20-30-е гг. ХХ ст. // ПС. 2008. Вып. 1(16). С. 91-94; Ключевская Е. П. Рукодельная школа Казанского Богородицкого жен. мон-ря // Там же. 2010. Вып. 2(20). С. 154-158; Мон-ри Казанской епархии / Сост.: А. Г. Петрикин, В. А. Павлов. Каз., 2010. С. 76-97.
Е. В. Липаков, Л. М. Муртазина, М. А. М.
Рубрики
Ключевые слова
См.также