КАЛИ-ПАНАГИЯ
Том XXIX , С. 491-492
опубликовано: 16 марта 2017г.

КАЛИ-ПАНАГИЯ

[Панагия Довра; греч. Καλὴ Παναγία, Παναγία Δοβρᾶ], муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий; принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви, находится примерно в 4 км от г. Верия (визант. Веррия) на склоне горного массива Вермио.

Древнее название мон-ря Панагии Довра произошло от ранее существовавшего рядом с ним сел. Довра. Этот топоним связывают либо с военачальником Добромиром, которого в 985 г. болг. царь Самуил назначил правителем Веррии, либо с упоминаемым в 1149 г. сел. Доврохувиста (Χιονίδης Γ. Χ. ῾Ιστορία τῆς Βέροιας. Θεσσαλονίκη, 1970. Τ. 2. Σ. 22, 81). В любом случае этимология этого названия восходит к славянскому корню «добр-». После присоединения в 1912 г. Сев. Греции к Греческому королевству и переселению в 1924-1927 гг. части слав. населения в Болгарию мон-рь стал именоваться К.-П. или Панагопула.

Кафоликон Успения Пресв. Богородицы мон-ря Кали-Панагия. 1844 г.Кафоликон Успения Пресв. Богородицы мон-ря Кали-Панагия. 1844 г.Мон-рь впервые упоминается во владельческой записи 1635 г., сделанной в рукописи Athen. 2759, XII в. В надписи на Евангелии 1643 г. из ц. Преображения Господня в Верии, где говорится о покупке этой книги старцем Нектарием, обитель именуется Кукумитриотисса (Παπαζῶτος Θ. Μονὴ τῆς Παναγίας τῆς Κουκουμητριώτισσας τῆς λεγομένης Δοβρᾶ // ῾Ιστορικογεωγραφικά. 1991. Τ. 3. Σ. 281-283). Проигуменом мон-ря в это время был Евангел (Кампаниас). Известны также имена 2 игуменов, живших в XVIII в.- Каллиник (1740) и Хадзи Анатолий (1770). В нач. XIX в. мон-рь приобрел известность и обладал значительными владениями: в кодике Веррийской митрополии 1813 г. перечислены принадлежащие обители поля площадью ок. 380 тур. стремм, мельница и животные.

Во время греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. руководители антитур. восстания в Наусе (19 февр. 1822) Лазос Рамаданис, Димитриос Сиунгарас и Цамис Каратасос устроили штаб в К.-П., за что впосл. турки разрушили мон-рь. Игум. Герасим, помогавший повстанцам, был повешен на площади Оролойиу в Верии. После подавления восстания в Наусе турки конфисковали имущество мн. греков, в т. ч. игум. Герасима, из чего следует, что обитель была идиоритмической (братии позволялось иметь частную собственность). Сохранившиеся реликвии К.-П. были переданы в собор прп. Антония Веррийского в Верии (частицы мощей св. бессребреников Космы и Дамиана, сщмч. Харалампия, свт. Иоанна Златоуста, икона Божией Матери «Одигитрия» XVI в.). В 1832 г. игум. Косме удалось вернуть мон-рю часть владений (2 водяные мельницы, 12 виноградников, здание в Верии и поля у сел. Ликовица). Ставший игуменом в 1833 г. Виссарион возродил в обители монашескую жизнь. В 1844 г. был заложен новый кафоликон (монастырский собор). Однако мон-рь не достиг прежнего процветания, его братия оставалась немногочисленной. В 1931 г. земельные владения К.-П. были переданы гос-вом греч. беженцам из М. Азии. После 1932 г. оставшимся без насельников мон-рем управляли миряне (гл. обр. из семьи Котуласов). В 1947 г. монастырский комплекс был передан швейц. благотворительной организации для устройства приюта «Кали-Панагия» для сирот и детей из бедных семей. В 1950 г. приют перешел в ведение Королевского учреждения социального обеспечения, были открыты начальная и техническая школы. В 1986 г. приют был закрыт. В 1995 г. по инициативе митр. Пантелеимона (Калпакидиса) в К.-П. был учрежден муж. киновиальный мон-рь. Отреставрированы кафоликон (3-нефная базилика с хорами в зап. части храма), построены кельи, архондарик, трапезная, поварня и хозяйственные помещения. К северу от кафоликона возведено многоэтажное здание с залом заседаний, музеем, иконописной и швейной мастерскими; на верхнем этаже устроен парекклисион равноап. Космы Этолийского. Здания приюта были приспособлены для проживания паломников и размещения детских лагерей. В 2000 г. архиеп. Афинский Христодул освятил монастырский комплекс.

Кафоликон был расписан заново Т. Богданосом, только в алтарной части сохранились фрагменты фресок, выполненных в сер. XIX в. Иконы иконостаса выполнены мон. Арсением Святогорцем из келлии Белозёрка Хиландарского мон-ря. В обители особо чтятся иконы Божией Матери «Довра» и мироточивая «Казанская» (XVIII и XIX вв.).

В 2005 г. из Симферополя в К.-П. была перенесена частица мощей свт. Луки (Войно-Ясенецкого), и вскоре после этого началось строительство большого храма во имя этого святого к югу от мон-ря.

В К.-П. открыты миссионерский центр и школа церковных искусств, летом работает детский лагерь, в т. ч. для детей из Польши, Румынии и Албании.

Престольным праздником помимо Успения Пресв. Богородицы (15 авг.) является празднование в пятницу на Светлой седмице иконы Божией Матери «Живоносный Источник», поскольку в мон-ре имеется чудотворный источник.

В наст. время в мон-ре подвизаются 34 монаха, игумен - Пантелеимон (Корфиотакис) (Δίπτυχα. 2012. Σ. 462). В К.-П. находится резиденция митр. Пантелеимона Веррийского.

Лит.: Παπάζης Δ. ᾿Α. ῾Η ῾Ιερὰ Μονὴ Παναγίας τῆς Κουκουμητριώτισσας ἡ ἐπονομαζομένη Δοβρᾶ. Βέροια, 1999; Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικὰ Μοναστήρια. ᾿Αθήνα, 2002 3. Σ. 184; Παντελεήμονος (Καλπακίδης), μητρ. Τὸ μοναστήρι τῆς Παναγίας Δοβρᾶ: ῾Ιστορία κα θαύματα. Βέροια, 2002, 2012 2; Μοναστήρια της Ηπειρωτικής Ελλάδας. Αθήνα, 2008. Σ. 92-93; Ιορδάνογλου Α. Παναγία Σουμελά, Μονές και βυζαντινά μνημεία της Βέροιας. Αθήνα, 2009. Σ. 96-123.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также