[греч. Κανα, от евр. ], согласно Евангелию от Иоанна, небольшая деревня в Галилее к западу от Галилейского моря, место, где Иисус Христос совершил чудо претворения воды в вино (Ин 2. 1-11) (см. Брак в Кане).
К. Г. упоминается только в Евангелии от Иоанна. В евангельском тексте нет топографических деталей, сообщается только, что дом, где была свадьба, принадлежал некой иудейской семье (ст. 6). Однако из повествования об исцелении в Кане сына «царедворца» в Ин 4. 46-54 можно сделать вывод, что в Кане мог быть правитель, назначенный царем (Avi-Yonah. 1977. P. 94). Один из 12 апостолов, Нафанаил (или Варфоломей), был родом из К. Г. (Ин 21. 2).
Уже ранние источники упоминают 4 места с наименованием Кана. Город с таким названием есть в окрестностях Тира. В Книге Иисуса Навина (Нав 19. 28) упоминается Кана в предгорьях хребта Ливан, в уделе колена Асира. В Галилее есть 3 места, которые предлагались для идентификации с евангельской К. Г.: Айн-Кана, к-рая находится в 1,5 км севернее Назарета, рядом с дер. Рейна (Thomsen. 1907. P. 77); Кафр-Кана - большое поселение, расположенное на расстоянии ок. 5 км на северо-восток от Назарета (Bagatti. 2001. P. 42-47), и Хирбет-Кана - ныне руины на вершине холма, примерно в 14 км на север от Назарета (Robinson. 1841. P. 204; Dalman. 1924). После публикации работы Г. Дальмана (Dalman. 1924) в научной лит-ре утвердилось мнение, что евангельскую К. Г. нужно отождествлять с Хирбет-Каной.
Кана в Галилее упоминается уже в ранних иудейских источниках. Иосиф Флавий (Ios. Flav. Vita. 16, 86) писал, что во время антирим. восстания он останавливался в дер. Кана. (Согласно Tabula Imperii Romani, около Каны произошла битва между отрядом Иосифа и римлянами (TIR: Iudaea-Palaestina. 206).) После разрушения в 70 г. римлянами Иерусалимского храма священническая семья Элиашиба (одна из 24 семей) поселилась в «Кане» (Klein. 1909; Мишмарот. 11). Это свидетельство подтверждается найденным в Кесарии Палестинской списком мест расселения священнических семей после разрушения храма (Avi-Yonah M. A List of Priestly Courses from Caesarea // IEJ. 1962. Vol. 12. P. 137-139; Edwards. 2002. P. 102).
Кана упоминается в Иерусалимском Талмуде (Терумот. 46b) как деревня, откуда был родом разбойник Эли (Klein. 1928. S. 49).
Евсевий Кесарийский говорит о городах с названием Кана: один - «до Сидона великого, жребия Асирова», другой - там, где Господь совершил Свои чудеса (Euseb. Onomast. 589). Евсевий при этом допускает неточность и помещает 2-ю Кану также на территории колена Асира, тогда как в действительности она была в пределах колена Завулона. Блж. Иероним (Hieron. Ep. 46; Idem. Ep. 108) говорил о К. Г. как о деревне недалеко от Назарета (Wilkinson. 1977. P. 153). Свт. Епифаний Кипрский сообщал о чуде в Герасе (Иордания), которое каждый год происходило в христ. храме, построенном на месте святилища Диониса: в день памяти чуда в К. Г. вода в фонтане атриума превращалась в вино (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LI 30. 1-2). Паломник Феодосий (нач. VI в.) указывает, что расстояние от Диокесарии (т. е. Сепфориса) до К. Г. 5 рим. миль (ок. 8 км). Такое же расстояние, по его подсчетам, отделяет К. Г. от Назарета. Сообщения паломника из Пьяченцы (ок. 570) несколько отличаются, хотя он двигался по Галилее тем же маршрутом, что и Феодосий (со стороны Кесарии Приморской). По его наблюдениям, от Диокесарии до К. Г. было 3 рим. мили (ок. 5 км), что соответствует расстоянию до Кафр-Каны. В К. Г. он вместе с группой паломников поклонился св. сосудам. Из 6 сосудов на тот момент сохранилось только 2. Один из них паломник наполнил вином и возложил на алтарь в качестве приношения. На каменном ложе он написал имена своих родителей и совершил омовение в источнике, водой из которого, как считалось, были наполнены когда-то сосуды, упомянутые евангелистом (Wilkinson. 1977. P. 79).
Св. Виллибальд приблизительно в 724 г. посетил К. Г., где, по его описанию, находилась большая церковь, а в ее алтаре был один из сосудов. Из него паломники пили вино (Vita Willibaldi episcopi Eichstetensis // ActaSS. Iul. Vol. 2. P. 505). Согласно датированной 808 г. «Памятной записке о домах Божиих, или монастырях» (Commemoratorium de casis Die vel monasteriis), в К. Г. был мон-рь (число монахов неизв., т. к. запись повреждена). Англ. паломник Зевульф, совершивший в 1102-1103 гг. путешествие на Св. землю, писал, что К. Г. расположена на горе, приблизительно в 6 рим. милях (ок. 9 км) к северо-востоку от Назарета. Кроме мон-ря Архитриклиний к тому времени, по словам паломника, там ничего не сохранилось (Путешествие Зевульфа в Святую Землю / Пер.: П. В. Безобразов // ППС. 1885. Т. 3. Вып. 3. С. 287).
Доминиканский паломник Бурхард с Сионской горы в «Описании Святой Земли» (Descriptio Terrae Sanctae exactissima, 1283) сообщает, что в К. Г. он побывал в трапезной со столами, где совершалось свадебное торжество и Христос претворил воду в вино, видел все 6 сосудов, упоминаемых в Евангелии от Иоанна. На севере от К. Г., по его сведениям, находилась «круглая гора». От подножия горы до Сепфориса простиралась плодородная равнина, которую Иосиф Флавий называл Кармелион (Descriptio terrae sanctae // Laurent J. C. M. Peregrinatores medii aevi quatuor. Lipsiae, 1864, 1873 2. P. 19-94).
Позднее локализация евангельской Каны в Кафр-Кане стала устойчивой. Так, в нач. XVII в. Ф. Кварезмий, посол папы Римского в Палестине, отмечал, что в Галилее было 2 Каны. Первая (Хирбет-Кана) находилась на северо-западе от Назарета, на холме Завулонской равнины. Эта небольшая деревня, в которой, по описанию автора, было лишь неск. домов и отсутствовали к.-л. следы церковных сооружений, располагалась в 6 рим. милях (ок. 9 км) от Сепфориса и в 10 рим. милях (ок. 15 км) от Назарета. Вторая К. Г. (автор приводит название - Кафр-Кана) находилась на холме в красивой долине, в 4 рим. милях (ок. 6 км) от Назарета. В ней была церковь (Ibid. P. 102).
Англ. ученый Г. Мондрелл, судя по всему, идентифицировал К. Г. с Хирбет-Каной (запись в дневнике путешествия от 20 апр. 1697 - Ibidem). Э. Робинсон также считал, что Кафр-Кана не может быть местом евангельского чуда, и указывал на руины в Кенет-эль-Джалиль (др. название Хирбет-Каны) как на остатки евангельской К. Г. (Robinson. 1841. P. 204-206).
В наст. время и Кафр-Кана, и Хирбет-Кана рассматриваются в качестве претендентов на идентификацию древней К. Г. Совр. Кафр-Кана - большой поселок с населением ок. 15 тыс. чел. Несмотря на плотную застройку, не только сохранились остатки древних, но и построено неск. новых христ. церквей различных конфессий. Поселок остается одним из главных центров паломничества на Св. земле. Его расцвет, судя по всему, был обусловлен выгодным расположением на пути между 2 главными центрами Галилеи - Тивериадой (Тиверией) и Сепфорисом. Хирбет-Кана - заброшенное поселение вдали от главных магистралей региона. Именно потому, что поселение было оставлено жителями, его территория и окрестности изучены археологами гораздо лучше, чем территория Кафр-Каны.
Идентификация К. Г. с Айн-Каной в Галилее, рядом с Назаретом, и с Каной в Ливане, недалеко от Тира, не имеет широкой поддержки ученых.
Некоторые археологические находки, хранящиеся в Музее францисканцев в Назарете, свидетельствуют о существовании поселения в Кафр-Кане уже в бронзовом веке (см. также: Alexandre. 2009; Idem. 2011; Feig. 2009). Но наиболее активное строительство здесь начинается в римскую эпоху.
На север от совр. Кафр-Каны по дороге Назарет-Тиверия, в районе Карм-эр-Раса, обнаружены древние руины (о том, что в Карм-эр-Расе сохр. базы 5 колонн древней синагоги, сообщал уже Б. Мейстерман (Meistermann B. Guide to the Holy Land. L., 1923. P. 518; ср.: Bagatti. 2001. P. 41)). В 1955 г. Б. Багатти исследовал это место (Bagatti. 2001. P. 41) и обнаружил там следы построек, архитектурные элементы, которые, по его мнению, принадлежали синагоге т. н. галилейского типа (с 3 рядами колонн - 2 параллельными рядами и поперечным с ориентацией главного фасада на юг).
Фрагменты мозаичного пола с декоративным мотивом плетенки были раскрыты еще в 1901 г. к северу от алтаря францисканского храма (остатки древней синагоги). На мозаике сохранилась надпись на арам. языке, в к-рой упоминаются Иосиф, сын Танхума, сын Ботаха и его сыновья (ктитор мозаики). Характер надписи и стилистика мозаичного декора позволяют предположить, что мозаика принадлежала синагоге т. н. византийского либо промежуточного типов, появившихся под влиянием церковного зодчества IV-VI вв. К. Дофен датирует постройку III-IV вв. (Dauphin. 1998. P. 726), однако в мозаиках есть элементы, характерные только для V в. (напр., гирлянды из повторяющегося мотива бутона, образующие на поверхности сеть из ромбов; ср. антиохийскую мозаику V в. со львом, к-рая хранится в Музее искусств в Балтиморе (Dunbabin K. M. D. Mosaics of the Greek and Roman World. Camb., 2006 4. P. 179)), что позволяет отнести комплекс к нач. V в.
Упоминания о христ. храме и мон-ре в К. Г. VIII и IX вв. скорее всего относятся именно к Кафр-Кане. В 1641 г. францисканцы купили в Кафр-Кане участок земли с домом, но только в 1881 г. здесь удалось завершить строительство и освятить храм. В 1889 г. была построена церковь на месте, где, как считают, стоял дом ап. Варфоломея. Обстоятельства не позволили Э. Гейслеру, назначенному руководителем раскопок, провести их в полной мере, однако ему удалось обнаружить остатки мозаичного декора христ. часовни, мраморные фрагменты, в т. ч. часть блюда из пурпурного порфира, добывавшегося под Асуаном, а также цистерну (Ibid. P. 45).
Рядом с францисканским храмом, там же, где находились фрагменты мозаики с арам. надписью, в 1893 г. К. Р. Кондером и Г. Г. Китченером были открыты двор V-VI вв. со вторично использованными квадрами рим. эпохи, фрагменты мозаик того же периода и под ними - более ранние, относящиеся к IV в. (Hoade. 1996. P. 719). В 1901 г. раскопки были продолжены францисканцами. Ш. С. Клермон-Ганно предложил предварительную реконструкцию христианской базилики (ср.: Ovadiah. 1970. P. 100): это было крупное прямоугольное здание (приблизительно 25×17×50 м) с 3 нефами (3,75×10×3,75 м), с внешней апсидой с сев. стороны. В 1969 г. группа францисканских археологов под рук. С. Лоффреды проводила исследование базилики. Лоффреда предположил (Loffreda. 1969), что апсида являлась частью архитектурной композиции триконха. Храмы подобного типа в Сиро-Палестинском регионе известны, напр., на горе Нево, в Вифлееме (юстиниановская базилика). Оба они имели мемориальный характер и могли повлиять на менее значимые постройки Палестины, в частности в Кафр-Кане. Поэтому теория Лоффреды заслуживает доверия. Две параллельные колоннады в храме, поднятые на стилобат, имели по 6 колонн в каждой, возможно, дополнялись 3-м поперечным рядом вдоль вост. стены. Если реконструкция верна, то это единственный в Палестине пример влияния архитектуры синагог «галилейского типа» на архитектуру базилики (Капернаум, Хоразин, Кафр-Кана и др.). Подобные же образцы плана церквей часто встречаются в Египте (ц. святых Сергия и Вакха и ц. св. Варвары в Каире, базилика на о-ве Филе, V-VII вв.), с той лишь разницей, что поперечная колоннада располагалась вдоль зап. стены.
В 1997 г. в связи с ремонтом францисканцы провели небольшие раскопки в церкви и проверили прежние реконструкции. Единственная апсида церкви обнаружена с сев. стороны. В апсиде найдено христ. захоронение (могила основателя?), расположенное по оси «запад-восток». Находка этой апсиды позволила предположить существование апсидного «трилистника». По этому реконструированному плану построена совр. церковь (Alliata E. Archaeological Excavations at Cana of Galilee // Holy Land. 2004 Summer).
По преданию, этот храм построен на месте дома ап. Симона Кананита. Впервые его упоминает в 1347 г. Никколо из Поджибонси (Poggibonsi N., da. A Voyage beyond the Seas, 1346-1350 / Ed. T. Bellorini, E. Hoade. Jerusalem, 1993r. P. 66). Видимо, к этой постройке относятся находящиеся на территории храма 2 небольшие капители с рядом крупных листьев аканфа и небольшими условными волютами. Время сооружения меньшей по размеру церкви на месте прежней - 2-я пол. XVI в.- археологи определили благодаря найденным в ее основании 17 талерам 1556 г. (Bagatti. 2001. P. 43). От постройки XVI в. сохранилась лишь капитель, украшенная с обеих сторон декоративными вазонами с канеллированной поверхностью.
Состояние этой церкви, обветшавшей к сер. XIX в., вызвало обеспокоенность у рус. церковных деятелей. Архим. Порфирий (Успенский), посетивший К. Г. в 1844 г., писал в дневнике: «Православная церковь, построенная в пределах древней огромной разрушенной церкви, мала, низка, убога и крайне нечиста. Четыре или шесть малых икон, коих лики почти изгладились от времени, стояли на полке, выделанной в каменном иконостасе или, лучше, в перегородке. Сор, воск, пролитое масло, пыль… Душа моя плакала при виде такого убогого и грязного святилища» (Порфирий (Успенский). 1894. С. 500-501). Бедность правосл. церкви объяснялась тем, что «русские паломники, посещающие палестинские святыни, весьма немногие бывают в Кане Галилейской, а от туземных полунагих жителей священнику нечего ожидать на украшение храма» (Логвинович. 1873. С. 36). Тем не менее архим. Антонин (Капустин) 6 нояб. 1880 г. отметил в дневнике наличие в этой церкви русских икон и колокола: «В убогой церкви есть и русские иконы, а над входными дверями висит пудовый колокол» (Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1880 г. // Б-ка ГМИР. ИППО. Б. IV. 853/22. С. 203). Писатель Е. Л. Марков, побывавший на Св. земле в 1885 г., отметил состояние правосл. церкви («Бедность, грязь, неприглядность обстановки этого православного и притом исторического храма превосходят всякое описание. Изумительно, как в соседстве богатого Назарета, сплошь населенного христианами, можно сказать, под самым крылом греческого митрополита и на обычном паломническом пути из Назарета в Тивериаду и на Фавор - может существовать такое возмутительное пренебрежение одной из прославленных евангельских святынь, положившей начало чудесам Христовым» (Марков. 1891. С. 407)) и указал, что в приходе тогда состояло 300 верующих (Там же. С. 409). «Прежде было много больше,- рассказывал священник (церкви вмч. Георгия.- Авт.),- но католики отнимают ежегодно. Недавно еще совратили в свою веру 70 человек православных» (Там же. С. 409-410). По данным 1912 г., из 1008 жителей Каны «православных числилось 226 душ, латинян - 83, протестантов - 16, греко-униатов - 186, а остальные - магометане» (Стасевич. 1912. С. 176).
Новый правосл. храм на месте старого был построен на средства Императорского Палестинского православного общества (ИППО) в 80-х гг. XIX в. (освящен в 1889). Основатель и секретарь ИППО В. Н. Хитрово писал из С.-Петербурга А. Г. Кезме в Назарет: «Прошу Вас немедленно послать кого-нибудь в Кефр Кенна и узнать там, получен ли во вновь строящейся там церкви иконостас и образа для него и поставлены ли на место. Как иконостас, так и образа были доставлены еще в первых числах сентября, по желанию Патриарха, в Акру тамошнему митрополиту Патрикию. Если иконостас и образа доставлены в Кефр Кенна, но не поставлены на место, нужно немедленно принять меры» (Письмо В. Н. Хитрово к А. Г. Кезме от 9 сент. 1889 г. // Архив Сергиевского подворья в Иерусалиме: Письма В. Н. Хитрово к начальнику Назаретской муж. учительской семинарии А. Г. Кезме. Авг. 1888 - сент. 1890, листы в деле не нумерованы). 20 окт. 1889 г. Хитрово по поручению председателя ИППО вел. кн. Сергея Александровича присутствовал на церемонии освящения ц. вмч. Георгия. После этого Нифонт, митр. Назаретский, получил от патриарха Иерусалимского, как писал Хитрово, «страшный нагоняй» «за освящение церкви, за оказанные мне почести, за русское пение и т. п.» (Письмо В. Н. Хитрово к А. Г. Кезме от 2 дек. 1889 г. // Там же). Образа прп. Сергия Радонежского и прав. Елисаветы, небесных покровителей Сергея Александровича и его супруги Елисаветы Феодоровны, украшали юж. и сев. врата иконостаса до реставрации 2007 г., когда они были убраны греч. духовенством. Храм вмч. Георгия имеет статус мон-ря (῾Αγιοταφίτικον ἡμερολόγιον: 2012. ῾Ιερουσαλήμ, 2011. Σ. 120). В 1991-1996 гг. настоятелем его был игум. Феофил (с 22 авг. 2005 Иерусалимский патриарх Феофил III).
Главной святыней храма являются 2 каменных водоноса: один сильно поврежденный, другой совсем целый, стоящие слева и справа от алтаря. Судя по описанию Гейслера, они первоначально использовались для крещения, а после были перенесены в церковь (Bagatti. 2001. P. 44). В кон. XIX в. местные жители говорили, что в прежние времена их было больше (Марков. 1891. С. 410).
В 80-х гг. XIX в. архим. Антонин (Капустин) предпринял попытку приобрести участок в К. Г. В 1881 г. он взял на свое содержание местную правосл. школу (Расписка С. Хури от 17 апр. 1881 г. в получении от архим. Антонина денег за первое полугодие // Архив РДМ. П. 56. Д. 1074, листы в деле не нумерованы). Затем он купил участок земли площадью ок. 1 денюма (900 кв. м) рядом с католич. участком и близ правосл. церкви. Из дневника архим. Антонина (Капустина) от 26 июня 1883 г. известно, что был получен от российского консульского агента в Хайфе Селима Хури кушан (временная купчая.- Авт.) на этот участок. Несмотря на «угрозу франков отнять купленное... место», архимандрит продолжил приобретения: 8 окт. Хури сообщил, что им куплен для архим. Антонина дом ап. Симона Кананита (Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1883 г. // Б-ка ГМИР. ИППО. Б. IV. № 853/25. С. 97, 106, 153; последнее сведение др. источниками не подтверждается).
Однако приобретенный архим. Антонином участок удалось отсудить францисканцам. По словам управляющего консульством в Иерусалиме А. Г. Яковлева, «когда... Хури купил этот участок на свое имя (по поручению о. Антонина), то католики, владевшие смежным участком, обождали законный срок, предъявили на участок свое «право соседа», и вследствие неявления Селима Хури в суд, получили заочное решение в свою пользу с обязательством уплатить г-ну Хури истраченные им 500 франков» (Донесение А. Г. Яковлева послу в К-поле А. И. Нелидову от 12 июня 1895 г. // АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/7. Д. 24. Л. 57-75). Тяжба продолжалась до самой кончины архим. Антонина (Донесение архим. Антонина в Св. Синод от 28 окт. 1885 г. // Там же. Оп. 873/11. Д. 2. Л. 16-17; Отношение его же к консулу в Иерусалиме Д. Н. Бухарову от 18 нояб. 1886 г. // Там же. Ф. Греч. стол. Оп. 497. Д. 2579. Л. 97-100 об.; Декларация драгомана РДМ Я. Е. Халеби о земельной собственности архим. Антонина. Иерусалим, 2 апр. 1894 г. // Там же. Ф. РИППО. Оп. 873/11. Д. 5. Л. 15-18 об.) и обошлась ему в 4-5 тыс. франков. Католики окружили захваченное место стеной и выстроили на нем небольшой приют и ц. ап. Варфоломея. В 1893-1894 гг. они предлагали архим. Антонину 8 тыс. франков за прекращение тяжбы по мировому соглашению. 25 нояб. 1895 г. Яковлев констатировал, что участок «надо признать потерянным, как захваченный латинянами по судебному решению, своевременно не опротестованному» (АВПРИ. Ф. Греч. стол. Оп. 497. 1895 г. Д. 2421 (Ч. 1). Л. 234-236).
23 апр. 1895 г. ИППО открыло в Кане русскую школу смешанного типа - для мальчиков и девочек (Отчет секретаря ИППО В. Н. Хитрово по учебным и врачебным учреждениям Общества за сент. 1899 г. // АВПРИ. Ф. Посольство в К-поле. Оп. 517/2. Д. 3347. Л. 352). Она размещалась в специально арендованном здании, принадлежавшем семейству Гиреев (ныне собственность наследников Д. Фарида). Конкуренция в сфере образования на фоне напряженного, возраставшего с сер. XIX в. конфессионального противостояния в К. Г. была особенно острой. В небольшом селении перед первой мировой войной кроме рус. школы действовало 7 школ: 4 мужские (православная греческая, католическая, униатская и протестантская) и 3 женские (греческая, латинская и протестантская) (Стасевич. 1912. С. 177-179). В авг. 1914 г. школа ИППО в Кане, как и все российские учреждения на Св. земле, была закрыта тур. властями, а рус. преподаватели высланы или интернированы.
ИППО в 1896 г. приобрело в К. Г. участок земли в сев. части поселка, к-рый был огорожен каменной стеной (Доклад управляющего рус. подворьями в Палестине П. И. Ряжского. 1915 г. // АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 733. Л. 1-12 об.). В 1913 г. у южного въезда в К. Г. архим. Леонид (Сенцов) приобрел участок, получивший название «русский сад». В 1922 г. он был перерегистрирован на имя РДМ (в юрисдикции РПЦЗ).
(Кенет-эль-Джалиль), поселение в долине Бейт-Нетофа, в 9 км севернее Кафр-Каны. Систематические археологические исследования, проведенные в 1997-2001 гг. под рук. Д. Р. Эдуардса, показали, что поселение на этом месте непрерывно существовало с каменного века. Высокого уровня развития оно достигло в эллинистический, рим. и визант. периоды (Richardson. 2000. P. 73) и пришло в упадок после араб. завоевания. По анализу керамики ученые установили, что в 363-640 гг. в Хирбет-Кане был экономический расцвет.
Исследователи выделяют в археологическом памятнике верхнюю область (акрополь), нижнюю на юж. склоне и окружающий весь холм с 3 сторон некрополь (Edwards. 2002. P. 106). Эдуардс по-разному описывал размеры памятника. В 1-й статье площадь акрополя оценивалась им приблизительно в 5 га (более 12,5 акра), нижней области - в 4 га (10 акров), а всей области, включая некрополь,- в 47 га (115 акров) (Idem. 2001. P. 109). Позднее площадь нижней области он определил в 2 га (4,8 акра), общий размер деревни, за исключением некрополя,- до 5-7 га (12-16,8 акров) (Idem. 2002. P. 106).
Поселение Хирбет-Кана расположено на холме; основная дорога к нему вела с востока. Со всех сторон от него, кроме западной, обнаружены гробницы некрополя рим. периода. Всего исследованы 13 могил, 18 камер и ок. 100 мест для захоронения, т. н. локулы, или кохим. На основании количества могил общая численность населения деревни определяется в 750-1200 чел. По строгости планировки и простым интерьерам без декоративных украшений это типичные для периода Второго храма гробницы, к-рые распространены повсюду в древнем Израиле (напр., в Иерусалиме). Особенностью ряда гробниц в Хирбет-Кане является устройство их входа, которое отражает влияние финик. культуры. Так, в одном из захоронений был сделан не коридор со ступеньками (т. н. dromos), а канал глубиной неск. метров без к.-л. средств для спуска (можно предположить использование деревянной лестницы). Основная масса гробниц имеет традиц. оформление, указывающее на то, что в рим. период евреи здесь составляли большинство населения. Финикийцы также могли селиться в городе, если учесть активные торговые связи Хирбет-Каны с Тиром и Акко (Птолемаидой) в эллинистический и рим. периоды, что подтверждается находками финик. монет.
Как и в др. небольших поселениях Галилеи раннерим. периода, в Хирбет-Кане помимо характерных иудейских погребений обнаружены и др. «этнические маркеры» иудейского присутствия. Поселение заметно расширяется в поздний эллинистический и раннерим. периоды. Получили распространение также хасмонейские монеты (Idem. 2001. P. 110; Syon, Yavor. 2002; Richardson. 2002. P. 329), каменная посуда (Richardson. 2000. P. 73), устроены ступенчатые бассейны, идентифицируемые с миквами (бассейнами для культовых омовений) (Ibidem; Edwards. 2001. P. 110). То, что Хирбет-Кана в раннерим. время была иудейской деревней (Richardson. 2002. P. 328), подтверждается и находкой остракона с евр. абецедарной надписью (Edwards. 2002. P. 116).
В зап. части холма были устроены сельскохозяйственные террасы; здесь выращивали ячмень, пшеницу, кунжут, фрукты и овощи. На террасах обнаружено ок. 60 частных и общественных цистерн для сбора дождевой воды. Часть из них имеет традиционную для Палестины колоколообразную форму, снаружи у цистерн было небольшое круглое отверстие с каменным уступом (как в Назарете, Йодфате, Гамле, Сусите и др.). Др. цистерны, более крупные, имели ступенчатый спуск. На вост. склоне холма найдены колумбарии для разведения голубей.
На территории, ограниченной со всех сторон гробницами и террасированными полями, жилая застройка была сконцентрирована в основном в 2 местах: на акрополе и в нижней деревне на юж. склоне холма. Дома иногда располагались на востоке и западе холма. Они аналогичны постройкам в Гамле и Йодфате, насколько можно судить по сохранившимся после военных действий 67 г. по Р. Х. руинам. Поселение Хирбет-Кана в отличие от соседних городов во время войны не пострадало и может быть реконструировано с большей надежностью.
Ландшафт местности определил особенности планировки домов. Всего археологи выделяют 3 ее типа. Первый применялся при застройке зап. и вост. крутых склонов. Дома были 2-этажные, стояли очень тесно друг к другу, часто имели одну общую стену. Открытых дворов не было. Постройки, расположенные выше, опирались на крыши нижестоящих для увеличения жилого пространства (подобные конструкции в Гамле описывает Иосиф Флавий - Richardson. 2004. P. 328).
Второй тип планировки домов - с боковыми дворами - использовался при застройке более ровной местности, в основном на севере Хирбет-Каны. Здесь нет сложной многоярусной системы зданий, зато к основному помещению пристраивается большой открытый двор с цистерной. В одном из домов, датируемом византийским периодом, была устроена миква, что может свидетельствовать о присутствии иудеев.
Дома с планировкой 3-го типа - с центральными дворами - расположены прежде всего на вершине холма и частично на сев. склоне. Наиболее крупное и хорошо сохранившееся здание этого типа найдено в сев.-вост. части акрополя, оно состоит из большой комнаты (12×8 м) и пристроек. С сев. стороны к жилому помещению примыкает просторный двор, а с западной - коридор, ведущий в соседнюю постройку. В центральной комнате обнаружена пилястра, расширяющаяся кверху. Скорее всего она поддерживала пол 2-го яруса. Большая часть здания датируется раннерим. периодом, в визант. эпоху просторные помещения были поделены перегородками. Среди исследователей нет согласия по вопросу функции этой постройки: в ней видят либо общественное здание (Edwards. 2002. P. 111), либо дом богатого человека (Richardson. 2002. P. 328; Idem. 2004. P. 67).
Хотя в целом в Хирбет-Кане никогда не было оборонительных сооружений, небольшая территория (ок. 45×75 м) на вершине холма была огорожена стенами. Ранее считалось, что это остатки визант. монастыря, однако позднее было доказано, что это визант. укрепление VII в., откуда можно было контролировать передвижение на дорогах.
Внутри стен, в юго-зап. части, обнаружены фрагменты прямоугольного здания с пристройкой. Главное помещение (10×15 м по: Idem. 2004. P. 66; но 20×15 м по: Edwards. 2002. P. 111) делилось колоннами на центральный неф (5×5 м) и на боковые (2,5×5 м), а вдоль одной из стен снаружи были устроены сиденья. От колоннад частично сохранились базы и монументальная капитель псевдоионического ордера (in situ, хотя использована вторично). С сев.-вост. стороны обнаружена также пристроенная комната меньшего размера (3×4 м) со скамьями вдоль 3 стен. Данные исследования керамики и результаты радиоуглеродного анализа органических остатков позволяют отнести весь комплекс к раннерим. времени (Ibid. 2002. P. 113). Робинсон и Эдуардс предложили идентифицировать найденное здание с синагогой, к которой пристроен «Бет мидраш» (в переводе с иврита - «дом учения»); в пользу этого, по их мнению, свидетельствуют найденные куски изящной черепицы, покрытые штукатуркой скамьи, базы колонн и капители в псевдоионическом стиле (Ibid. P. 114). По архитектурным особенностям синагога напоминает аналогичные постройки в Гамле, Хоразине, Капернауме и Хирбет-Шеме.
В 50-х гг. ХХ в. на юж. склоне, рядом с нижней деревней, обнаружена паломническая пещера. В ней было 4 отдельных помещения, расположенных по оси «восток-запад» и связанных друг с другом небольшими коридорами. В пещеру вели 2 входа (заложены при мамлюках), чтобы обеспечить доступ паломникам (аналогично была устроена пещера в Вифлеемском храме, со входом и с выходом в сев. и юж. сторонах). В основном помещении обнаружено 4 слоя штукатурки на стенах, 3 из к-рых покрыты многочисленными граффити и надписями, преимущественно христианскими (в 3 пещерах граффити не обнаружены). Последний слой, относящийся ко времени мамлюков, был самым тонким и представлял собой простую побелку. Пол во всех помещениях также имел неск. слоев штукатурной обмазки с включением отдельных слоев из мелкого гравия. По периметру пещеры устроены скамейки вдоль юж. и зап. сторон. С востока примыкает небольшая апсида, а в сев. части располагается каменный престол, сделанный из крышки саркофага. На ней выгравировано 3 креста (изначально они украшали нижнюю часть плиты, но в пещере она использовалась как лицевая). Поверхность престола сохранила следы штукатурки, к-рая единым слоем покрывает еще потолок и стену, поэтому не вызывает сомнения, что престол до сих пор находится на первоначальном месте (in situ). Штукатурка очень гладкая, отполированная, вероятно, в результате частых возлияний или возложения рук на нее. Также на обмазке видны остатки оснований 2 каменных сосудов, 3-й помещался на полу, а вся комната предназначалась для 6 сосудов. В пещере кроме этого найдены осколки сероватого мрамора с частично сохранившимися изображениями креста и аканфа. Эти фрагменты легко реконструируются как часть престола, алтарной преграды или нижней облицовки стен на основе многочисленных параллелей в византийском мире, в т. ч. в Галилейском регионе (храмы в Курси, Иппосе (Сусите)). Рельефы были покрыты золотыми листами. Также сохранился фрагмент позолоченного деревянного грифона с всадником. Обнаружен фрагмент стекла, скорее всего от окна в зап. части пещеры. Через него паломники могли наблюдать за происходящим внутри.
Устройство этой пещеры напоминает описание паломника из Пьяченцы, к-рый еще видел мон-рь. Хотя на вершине холма следов христ. сооружений не обнаружено, вполне вероятно, что небольшой мон-рь был в нижней деревне, недалеко от паломнической пещеры. При раскопках в пещере найдены следы хозяйственной деятельности, относящиеся ко времени мамлюков. Они использовали ее как хранилище для продуктов или как стойло для скота, после чего место было навсегда заброшено.
М. Авиам отметил, что в визант. период христ. население в этом районе жило в основном на севере и северо-западе, в долине Бейт-ха-Керем (Aviam M. Remains of Churches and Monasteries in Western Galilee in the Byzantine Period // Qadmoniot. 1995. Vol. 28. N 109. P. 47-59 (на иврите); Edwards. 2002. P. 119). Евреи же жили в Вост. Галилее и на Голанах. Т. о., Хирбет-Кана находился на границе между 2 различными в конфессиональном отношении регионами. Население здесь было смешанным.
В наст. время это деревня, расположенная в Юж. Ливане, в 10 км от Тира и в 12 км от границы с Израилем. Почитается как священная пещера, рядом с которой сохранился камень с древними рельефными изображениями человеческих фигур (апостолов?). Большинство населения (общее число 10 тыс. чел.) - мусульмане-шииты, но есть и христ. община. В 1994 г. Набих Бери, спикер ливан. парламента, для привлечения туристов хотел основать здесь христ. храм. Проект так и не был осуществлен.