НЕВО
Том XLVIII, С. 499-500
опубликовано: 22 июня 2022г.

НЕВО

«Жезл Моисея». Скульптура Дж. Фантони на вершине г. Нево. 2005 г.«Жезл Моисея». Скульптура Дж. Фантони на вершине г. Нево. 2005 г. [Небо, Навав], гора хребта Аварим в Заиорданье, в 7 км к западу от Мадабы (Иордания), высота 817 м над уровнем моря; на ней находится паломнический центр «Мемориал Моисея» Св. земли. Горный массив Н. ограничен долинами с востока - Вади-Африт, с севера -Айун-Муса, с юга - Вади-Джудейде и Вади-аль-Каниса. Вершина горы с пиком Сияга почитается как св. место иудеями, самаритянами, мусульманами и христианами. Второй пик, аль-Мухайят, идентифицируется с древним поселением Нево. В Вади-Айун-Муса находятся «источники Моисея», из которых, по местному преданию, древние израильтяне пили воду на пути к Иордану.

Фрагмент напольной мозаики в диаконнике старой базилики на г. Нево. 1-я треть VI в.Фрагмент напольной мозаики в диаконнике старой базилики на г. Нево. 1-я треть VI в.Многовековое почитание Н. основано на Втор 34. 1-6, где сказано, что перед смертью прор. Моисей взошел на гору, чтобы увидеть с нее землю обетованную. Здесь же он умер и был похоронен в долине Моава, напротив Бет-Пеора, но место его могилы неизвестно.

Н. в иудейской традиции первых веков по Р. Х. отождествлялась с горой Аварим, к-рая находилась напротив Иерихона, у вост. берега Иордана. Здесь могила Моисея почиталась как иудеями, так и самаритянами (Ios. Flav. Antiq. IV 8. 48; Euseb. Onomast. 2. 728). Во 2-й пол. IV в. это место стали почитать и христиане. Так, паломница Эгерия, посетившая Св. землю в 80-х гг. IV в., писала, что на вершине горы построена небольшая церковь, где «Моисей был погребен ангелами». Надгробие находилось на месте ее амвона. Эгерия также первая свидетельствует о присутствии монахов на Н., к-рые в то время жили в пещерах и кельях в районе Вади-Айун-Муса (Eger. Itiner. 12).

Во 2-й пол. V в. Н. посещал Петр Ивер, один из лидеров монофизитства. Паломник из Пьяченцы (2-я пол. VI в.) упоминает, что от Иордана до места, где умер Моисей, 8 миль (Anon. Placent. Itinerarium. 10. 5). Сведений о пребывании позднейших паломников на Н. нет. Археологи установили, что во 2-й пол. IV в. на Сияге был построен храм в виде триконха, перед к-рым с зап. стороны располагался небольшой атриум. С севера и юга к триконху примыкали приделы с почитаемыми погребениями. Храм вскоре был разрушен землетрясением, но восстановлен по прежнему плану. В эпоху имп. Юстиниана I сев. придел вместе с частью атриума был перестроен в диаконник и украшен напольной мозаикой; освящен в авг. 530 г. Сохранившаяся мозаика высокого качества и представляет собой одно из лучших произведений Мадабской мастерской. Также во 2-й пол. VI в. на месте атриума была построена 3-нефная базилика, закрывшая собой прежнюю центральную часть атриума. На рубеже VI и VII вв. юж. часть комплекса перестроили в баптистерий и придел Пресв. Богородицы. О монашеском присутствии на Н. в мон-ре известно до IX-X вв.

Поселение Нево на вершине аль-Мухайят упоминается в надписи на стеле моавитского царя Меши (IX в. до Р. Х.) и в ВЗ (Ис 15. 2; Иер 48. 22). Археологами установлено, что оно существовало непрерывно с позднего бронзового века (II тыс. до Р. Х.) до конца визант. правления в этом регионе (VII в. по Р. Х.). Погребения вокруг поселения датируют между XVII в. до Р. Х. и VII в. по Р. Х. В V-VI вв. в аль-Мухайят были построены 3 христианских храма и небольшой монастырь; здания украшались напольными мозаиками. Все храмы представляли собой базилики сир. типа: как правило, 3-нефные, с коротким основным наосом, с полукруглой алтарной апсидой, которая была вписана в вост. стену и не была видна снаружи. Высшую точку горы занимала самая большая по сравнению с др. постройками ц. св. Георгия; в 536 г. она была украшена мозаикой. В юж. части поселения находилась ц. мучеников Лота и Прокопия с мозаикой, созданной в сер. VI в. при еп. Мадабском Иоанне. Юго-вост. край поселения занимала церковь ктиторов Амоса и Касисея, построенная при епископах Фиде и Иоанне Мадабских.

Небольшой христ. мон-рь Пресв. Богородицы в Вади-аль-Каниса находился на горе к востоку от аль-Мухайят. В его храме сохранилась мозаичная надпись 762 г., украшенная изображениями 4 райских рек. В ней сказано, что мон-рь перестраивался в то время, при еп. Иове Мадабском.

С 1894 г. в иерархии католич. Церкви существует титулярная епископская кафедра Н. В 1932 г. вершина Н. с 2 пиками была выкуплена католич. об-вом «Кустодия Святой земли». С этого времени на горе Библейское об-во ордена францисканцев активно проводит археологические исследования. В 1963 г. над раскрытыми фундаментами и мозаиками храма Моисея была построена металлическая кровля от ветра и дождей. В 2007-2016 гг. проведены масштабные работы по реконструкции и укреплению кровли.

На вершине Н., рядом со смотровой площадкой, находится совр. скульптурная композиция Дж. Фантони, которая символизирует Моисеев жезл, обвитый «медным змием» (ср.: Числ 21. 8: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив»). Надпись на скульптуре гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин 3. 14).

Лит.: Bagatti B. Edifici cristiani nella regione del Nebo // RACr. 1936. Vol. 13. P. 101-142; Saller S. The Memorial of Moses on Mount Nebo. Jerus., 1941-1950. 3 vol.; idem. Iron Age Tombs at Nebo, Jordan // LA. 1966. Vol. 16. P. 165-198; idem. Hellenistic to Arabic Remains at Nebo, Jordan // Ibid. 1967. Vol. 17. P. 5-64; Saller S., Bagatti B. The Town of Nebo. Jerus., 1949; Milik J. T. Notes d‘épigraphie et de topographie Jordaniennes // LA. 1960. Vol. 10. P. 145-184; Corbo V. Nuovi scavi archeologici nella cappella del battistero della basilica del Nebo (Siyagha) // Ibid. 1967. Vol. 17. P. 241-258; idem. Scavi archeologici sotto i mosaici della basilica del monte Nebo (Siyagha) // Ibid. 1970. Vol. 20. P. 273-298; Yonick S. The Samaritan Inscription from Siyagha // Ibid. 1967. Vol. 17. P. 162-221; Piccirillo M. Campagna archeologica a Khirbet el Mukhayyet (Città di Nebo) agosto-septembre 1973 // Ibid. 1973. Vol. 23. P. 322-358; idem. Campagna archeologica nella basilica di Mosé Profeta sul monte Nebo-Siyagha // Ibid. 1976. Vol. 26. P. 281-318; idem. Campagne archéologique dans la basilique du mont Nébo-Siyâgha // RB. 1977. Vol. 84. P. 246-253; idem. Una chiesa nell‘wadi Ayoun Mousa ai piedi del monte Nebo // LA. 1984. Vol. 34. P. 307-318; Puech É. L'inscription christo-palestinienne d'Ayoun Mousa (Mont Nebo) // Ibid. 1984. Vol. 34. P. 319-328; Piccirillo М., Alliata E. Mount Nebo: New Archaeological Excavations, 1967-1997. Jerus., 1998.
И. Н. Попов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима)
  • АВАНА река, берущая начало в горах Антиливана и протекающая в окрестностях Дамаска
  • АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана
  • АВЕЛ составной элемент некоторых библейских географических названий