КАНАКАРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ
Том XXX , С. 153-156
опубликовано: 31 мая 2017г.

КАНАКАРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ

Содержание

[греч. Παναγία τῆς Κανακαρίας], расположена близ дер. Литрангоми на п-ове Карпасия (Кипр).

История

Построенная в кон. V в. К. ц. могла принадлежать раннехрист. поселению, располагавшемуся севернее на горном склоне. Она уцелела во время первых араб. нашествий VII в. и в эпоху иконоборчества. После возвращения Кипра под власть Византийской империи (965) церковь была перестроена. Вероятно, это произошло в XII в., в период расцвета Кипра при династии Комнинов. Однако первые письменные свидетельства о К. ц. появляются значительно позже установления на острове лат. владычества (1191).

Церковь Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в.Церковь Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в.К XV в. местность уже имела наст. название. Дер. Канакария упоминается в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и в заметке о тур. набеге 1451 г. в рукописи Paris. gr. 1626. Деревни Канакария и Литрангоми были частью королевского домена Лузиньянов, о чем свидетельствует «Описание Кипрского королевства» (Relatione del Regno di Cipro), составленное вскоре после перехода острова под власть Венецианской республики (1489). Источники эпохи Лузиньянов ничего не говорят о статусе храма. Согласно местному преданию, одно время он использовался совместно православными и католиками, что не было на Кипре редкостью. Совр. облик церковь приобрела, вероятно, в кон. XV - нач. XVI в., в период активного восстановления и обновления греч. храмов. В это время в люнете над юж. входом была создана фреска Божией Матери с Младенцем с надписью: «Богоматерь Канакария».

Есть основания полагать, что незадолго до тур. завоевания 1570-1571 гг. храм перешел в юрисдикцию Фамагустской епископии и был превращен в мон-рь. Когда в нач. XVII в. вместо этой епархии была учреждена Киринийская, монастырь был подчинен архиепископу. Он продолжал существовать до кон. XVIII в., что подтверждается неск. свидетельствами. В надписи 1779 г. над зап. порталом упоминается игум. Хрисанф, отремонтировавший храм. Из имущественных документов архиепископии известно, что в 1780 г. были отпущены средства на ремонт церкви и келий. В «Хронологической истории острова Кипр», изданной архим. Киприаном в 1788 г., Канакария значилась как мон-рь. Этот статус сохранялся за ней вплоть до XX в., хотя с сер. XIX в. монастырские земли стали сдаваться в аренду сначала монахам, потом мирянам. Когда в 1895 г. К. ц. посетил рус. ученый Я. И. Смирнов, впервые обследовавший этот памятник, насельники в мон-ре отсутствовали. Дер. Канакария перестала существовать, а жители Литрангоми, несмотря на то что там была церковь, стали использовать К. ц. как приходский храм.

Название «Канакария», вероятнее всего, происходит от греческого слова κανάκι (ласка). В существующей форме оно могло бы быть эпитетом Богородичного образа «Ласкающая», т. е. синонимом более распространенного эпитета γλυκοφιλούσα. В 1895 г. Смирнов записал предание, согласно к-рому название обители происходит от тур. слов kan (кровь) и akar (текущая). По одной из версий предания, кровь источал мозаичный образ Богоматери, пронзенный арабом. Подобное чудо с неким кипрским образом известно по средневек. источникам, однако его связь с К. ц. не может быть доказана и скорее всего является предположением собеседника Смирнова. Тур. этимология названия церкви также не выдерживает критики, поскольку название закрепилось за храмом задолго до османского завоевания.

Архитектурный ансамбль и фрески

Перед храмом имеется двор, в который с запада ведут ворота. С юж. стороны двор замыкает 2-этажное здание в традиц. кипрском стиле (его зап. часть в наст. время находится в руинированном состоянии). Ниже расположены каменные стойла и складские помещения, выходящие в крытый портик с аркадой из низких стрельчатых арок, над ними - кельи, к к-рым ведет внешняя лестница. С сев. стороны двора находятся развалины одноэтажных зданий. Остатки более ранних построек видны также в др. местах двора. Юж. корпус, вероятно, построен на основании более древнего, а с зап. стороны, возможно, был еще ряд келий. С вост. стороны двора стоит церковь, вокруг к-рой есть неск. захоронений. Вход в комплекс, очевидно, долгое время был с юж. стороны церкви, поскольку там сооружен притвор и с этой же стороны есть проем в ограде, выходящий на дорогу.

Здание церкви представляет собой 3-нефную 3-апсидную базилику с добавленными позднее нартексом с запада и купольным притвором на колонках со стороны юж. фасада. Над средней частью центрального нефа расположен купол на высоком барабане с 4 окнами. Вима и центральная ячейка нартекса перекрыты низкими куполами без барабанов, зап. и вост. части центрального нефа и боковые нефы - цилиндрическими сводами. Боковые части нартекса имеют поперечные (относительно оси базилики) цилиндрические своды. На вост. стене сохранились остатки фресок. Из нартекса в наос вели 3 двери, северная заложена. Центральный неф отделен от боковых столбами, несущими узкие аркады; некогда к столбам примыкали плоские пилястры, поднимавшиеся до сводов. На столбах, в софитах арок и на стенах над аркадами остались фрагменты росписей. От первоначального убранства храма сохранились мозаики в апсиде.

Полное систематическое изучение памятника стало возможным после реставрационных работ, проведенных по инициативе архиепископии и Департамента древностей Кипра. После землетрясения 1941 г. нек-рые участки кладки в вост. части церкви и в куполе были укреплены бетоном. В 1949 г. то же было сделано в зап. части здания. В 1950 г. реставрационные работы возглавил А. Х. С. Миго. В 1950 г. он раскрыл большую часть мозаик, в 1952 и 1954 гг. расчистил и укрепил их. Работы были завершены в 1970 г. Исследования, проведенные во время реставрации, позволили воссоздать сложную историю строительства К. ц.

Согласно реконструкции Миго, первоначальная церковь была возведена в кон. V в. и представляла собою 3-нефную базилику со стропильным перекрытием, с 1 или 3 апсидами, с колоннадами, разделявшими нефы, и, возможно, с атриумом. В апсиде базилики находились епископский престол и синтрон (их убрали между 1914 и 1920, но их изображения были опубл. Смирновым - Смирнов. 1897. С. 68, 71). Синтрон не был полукруглым: к трону вели 3 широкие прямые ступени. Формы неск. капителей, оставшихся от колонн первоначальной базилики, также соответствуют датировке кон. V в. В начале правления имп. Юстиниана I (возможно, ок. 526-530, после сильного землетрясения, разрушившего мн. здания на Кипре) базилика была отремонтирована (неф отделен от вимы триумфальной аркой) и украшена мозаиками.

Вероятно, после первых араб. набегов (не ранее 700) колоннады были заменены аркадами на столбах с приставными пилястрами; скорее всего в это время был устроен 3-частный алтарь с проходами в диаконник и жертвенник, сделанными в стенах вимы. Возможно, тогда же над вимой было возведено высокое перекрытие, либо стропильное, либо купольное. Аналогичная реставрация базилики св. Епифания в Саламине косвенно подтверждает дату 1-й перестройки К. ц. в нач. VIII в.

В результате 2-й перестройки, которую на основании стилистического анализа можно отнести к XII в., храм получил сводчатые перекрытия над вимой (низкий купол неправильной формы на парусах) и нефами (цилиндрические своды). Над центральной частью главного нефа был возведен купол на парусах (ныне существующий купол относится к одной из следующих перестроек). Тогда же добавлен нартекс. Сохранились некоторые фрески этого периода: вмц. Варвара в одной из арок и арх. Гавриил в юж. нефе. Эти росписи были выполнены в XII в., на завершающей стадии работ по обновлению храма. Именно в этот период на Кипре наибольшее распространение получили купольные церкви.

Юж. неф еще раз перестраивался, вероятно в XIII в. В результате его свод стал значительно выше свода сев. нефа, а юж. стена была полностью переделана. На ней имеется 2 изображения вмч. Георгия Победоносца, одно поверх другого. Нижнее по стилю может быть отнесено к XIII в., верхнее - к кон. XV или нач. XVI в. На верхнем изображении сохранились граффити 1598 г. В сев. части центральной купольной ячейки главного нефа видны фрагменты сцены «Страшный Суд», сделанные до 3-й перестройки, возможно в XIV в.

Третья реставрация (кон. XV - нач. XVI в.), видимо, была связана с переделкой главного купола, барабана и подпружных арок, после чего церковь снова была расписана. Фрески сохранились в виме и в др. местах. К этому же слою относятся «Благовещение» на триумфальной арке, образ Божией Матери «Канакария» в люнете юж. вестибюля и изображение вмч. Георгия с граффити 1598 г. на юж. стене. Вероятно, эта реставрация прошла в первые годы венецианского правления, возможно после сильного землетрясения 1491 г. Датировка кон. XV - нач. XVI в. соответствует стилю фресок.

К 1750 г. купол был разрушен и возведен заново, очевидно в 1779 г. игум. Хрисанфом. Тогда же, вероятно, были заштукатурены части стен и отремонтирована зап. стена с главным порталом, над к-рым находится надпись с упоминанием игум. Хрисанфа. В 1888 г. достроена отдельно стоящая колокольня.

Последний ремонт храма в 1920 г. был связан с появлением трещины в конхе апсиды. Возможно, тогда убрали синтрон и епископский престол и заложили ниши, оставшиеся от боковых окон апсиды.

Мозаики

В апсиде церкви до недавнего времени сохранялось мозаичное убранство VI в., занимавшее всю внутреннюю поверхность конхи. Мозаика представляла собой единое поле, ограниченное бордюром и разделенное орнаментальной лентой на 2 части. В софитах апсидной арки шла полоса с погрудными образами апостолов в медальонах. Очевидно, мозаики были также на триумфальной арке над апсидой, но сейчас эти участки стен закрыты позднейшими конструкциями, видны только фрагменты еще одной орнаментальной ленты.

Иисус Христос. Фрагмент композиции «Богоматерь с Младенцем на троне». Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.Иисус Христос. Фрагмент композиции «Богоматерь с Младенцем на троне». Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.Центральную часть конхи занимало изображение Богоматери с Младенцем на троне, в мандорле славы, с 2 архангелами по сторонам, на фоне райского пейзажа. Изображение правого архангела почти полностью утрачено, левая часть фигуры Богородицы и голова тоже не сохранились. Трон имеет спинку в виде лиры. Младенец с крещатым нимбом, одетый в синий хитон и кремовый гиматий, восседает на коленях Богоматери строго фронтально и держит в руках свиток.

Архангел. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.Архангел. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.Изображение Богоматери с Младенцем как символ Боговоплощения было излюбленной темой визант. храмовой декорации в доиконоборческое время и часто помещалось в конхе апсиды. Оно фигурирует во всех 3 кипрских мозаичных ансамблях этого периода - в Ангелоктисты Панагии церкви, в ц. Панагии Киры в сел. Ливади и в К. ц. Иконография Богоматери с Младенцем на троне и с архангелами, вероятно, имела к-польское происхождение и к VI в. получила повсеместное распространение (напр., энкаустическая икона из Екатерины великомученицы монастыря на Синае, мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово (см. Аполлинария священномученика базилики в Равенне), мозаика базилики Евфрасия в Порече и др.).

Евангелист Матфей. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.Евангелист Матфей. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.Особенностью мозаики К. ц. является мандорла, окружающая не только Младенца, но и Богородицу. Мандорла является знаком Божественной сущности Христа. Как полагает М. Сакопуло, появление в мозаике К. ц. мандорлы, включающей фигуру Богоматери, является отражением борьбы с монофизитством, распространенным на близких к Кипру территориях Сирии и Египта. Еще один элемент композиции, обычно сопровождавший изображения Христа во славе в апсидах раннехрист. церквей,- райский пейзаж (фигуры архангелов фланкируют деревья, напоминающие пальмы).

Медальоны с образами апостолов соединены лентой растительного орнамента в виде побегов аканфа. С сев. стороны арки сверху вниз располагались изображения апостолов Павла (поврежденное), Андрея, Матфея, Фаддея, Марка, Фомы, с юж. стороны в 2 верхних несохранившихся медальонах - вероятно, Петра и Иоанна и затем Филиппа (образ сохр. наполовину), Луки (плохой сохранности), Иакова и Варфоломея. В зените арки должен был быть 13-й медальон, в к-ром могла размещаться хризма. Каждое изображение сопровождает разделенная на 2 столбца надпись с именем. Все апостолы представлены на синем фоне, облачены в разноцветные хитоны и гиматии; евангелисты держат в руках Евангелия.

Иконография образов апостолов в К. ц. соответствует сложившейся к VI в. традиции (ср. мозаики ц. Сан-Витале в Равенне, базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае и др.). Сочетание изображений апостолов с центральной композицией, вероятно, восходит к переработанной раннехристианской иконографии «Вознесения» - «Второго пришествия». О том, что такие алтарные композиции были, свидетельствуют ампулы Монцы 1, 10, 11 и Боббио 13 (согласно нумерации А. Грабара - Grabar A. Les ampoules de Terre Sainte: Monza, Bobbio. P., 1958), римские мозаики (ц. Сан-Венанцио, VII в.), фрески Бауита (VI в.), коптская ткань из Музея искусств в Кливленде (VI в.). Последняя особенно близка по смыслу к мозаике К. ц.: верхнее поле занимают фигуры ангелов, возносящих мандорлу с Христом, ниже помещен образ Богородицы с Младенцем на троне и с архангелами, на нижнем и на боковых полях представлены апостолы (Megaw, Hawkins. 1977. Р. 73, 76). Если эта ткань действительно воспроизводит некую алтарную композицию, то понятно, почему на ее верхнем поле нет медальонов с апостолами. Верхняя часть композиции (с возносящимся Христом) очень подходит для оформления триумфальной арки над апсидой, и, вероятно, именно такой сюжет украшал триумфальную арку в К. ц. Т. о., апостолы на мозаике К. ц. присутствуют и как свидетели Боговоплощения, и, возможно, как свидетели Вознесения и пророчества о Втором пришествии.

Притом что характер центральной композиции торжественный и иератичный, в движении архангелов, в трактовке драпировок и особенно ликов много живости и натуральности. Все образы выполнены в одной технике и единой цветовой гамме. При сравнительно небольшом масштабе изображений они набраны довольно крупными тессерами, что ведет к нек-рой живописной небрежности и «импрессионистической» неровности поверхности. Черты лиц некрупные и простые по формам, в них отсутствуют характерные для зрелого VI в. симметрия, жесткость линейной проработки, преувеличенный размер глаз. Все это сближает мозаики К. ц. с мозаиками церкви монастыря Осиос Давид (посл. четв. V в.), нек-рыми мозаиками Димитрия Солунского великомученика бализики в Фессалонике (2-я пол. V в.) и отличает их от мозаик 1-й пол. VI в. в Равенне, Риме, Порече. Из памятников VI в. в качестве аналогии может быть предложен фрагмент мозаики из ц. Санта-Мария-Формоза в Пуле. В ранневизантийский период классическое направление продолжало существовать параллельно с более строгим, условным стилем, поэтому отмеченные различия могли быть связаны не столько с хронологической дистанцией, сколько со спецификой местной традиции, тяготевшей к классическим, эллинистическим в своей основе началам. Производство мозаики на Кипре было хорошо развито еще в античности. Как свидетельствуют сохранившиеся памятники и археологические находки, в ранневизант. период здесь создавались десятки мозаичных ансамблей. Нет оснований предполагать, что в К. ц. работали приезжие, и наиболее вероятным представляется авторство местных мастеров, а временем создания мозаик - начало правления имп. Юстиниана I.

В 1979 г., после тур. оккупации Сев. Кипра (1974), К. ц. была разграблена, мозаики частично разрушены, частично сняты со стены и вывезены.

В 1985 г. были обнаружены и возвращены на Кипр медальоны с изображениями апостолов Луки и Варфоломея, в 1989-1991 гг.- фрагменты образа Богоматери с Младенцем, изображения головы арх. Михаила, апостолов Матфея и Иакова, в 1997 г.- апостолов Фаддея, Фомы, правой руки арх. Гавриила и левой руки Богородицы. В наст. время они хранятся в Византийском музее архиеп. Макария III в Никосии.

Лит.: Смирнов Я. И. Христианские мозаики Кипра // ВВ. 1897. Т. 4. С. 1-93; Sacopoulo M. A. Mosaïque de Kanakaria (Chypre): Essai d'exégèse de la «Mandorla» // Actas del VIII Congreso intern. de arqueología Cristiana. Barcelona, 1972. P. 445-446; eadem. La Theotokos à la mandorle de Lythrankomi. P., 1975; Megaw A. H. S., Hawkins E. J. W. The Church of the Panagia Kanakariá at Lythrankomi in Cyprus: Its Mosaics and Frescoes. Wash., 1977. (DOS; 14); Megaw A. H. S. Mosaici parietali paleobizantini di Cipro // XXXII corso di cultura sull'arte ravennate e bizantina: Seminario intern. di studi su «Cipro ed Mediterraneo orientale». Ravenna, 1985. P. 173-198; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. L., 1985. P. 43-48; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 48, 207. Примеч. 42; Kyrres K. P. The Kanakaria Documents, 1666-1850: Sale and Donation Deeds. Nicosia, 1987; Chatzidakis N. Greek Art: Byzantine Mosaics. Athens, 1994. P. 231. Figs. 19-20; Sophokleous S. Icons of Cyprus: 7th-20th Cent. Nicosia, 1994. P. 12-14.
А. В. Захарова
Рубрики
Ключевые слова
См.также