АНГЕЛОКТИСТЫ ПАНАГИИ
Том II , С. 299-300
опубликовано: 6 апреля 2009г.

АНГЕЛОКТИСТЫ ПАНАГИИ

Ц. Панагии Ангелоктисты в Кити. XII в. (?)Ц. Панагии Ангелоктисты в Кити. XII в. (?) [греч. Παναγία ̓Αγγελοκτίστη - Всесвятая [Богородица] Ангелозданная] це́рковь (окрестности Ларнаки, Кипр), крестово-купольная базилика XII в. (?), построена в Кити на развалинах церкви V в. (?), разрушенной арабами; имеет лат. пристройку XIII в.; обновлена в XVI в. В конхе алтарной апсиды сохранилась уникальная мозаика (открыл и издал Я. И. Смирнов), относящаяся к первоначальной декорации доиконоборческой церкви. На золотофонной мозаике изображена Богоматерь Одигитрия с Младенцем на левой руке и архангелы Михаил и Гавриил по сторонам. Все фигуры представлены в рост. Младенец Христос держит в левой руке свиток и благословляет правой, архангелы представлены со сферами и жезлами в руках. Над изображением Богородицы сохранилась греч. надпись: «+ΗΑΓΙΑ+ΜΑΡΙΑ+» вместо более распространенных титлов ΜΡ ΘΥ. По мнению А. Стилиану, эта надпись могла отражать споры о наименовании Богородицы, кульминацией к-рых явился Эфесский Собор 431 г. Однако такие надписи встречаются в более позднее время на иконах Богоматери, хранящихся в мон-ре вмц. Богоматерь Одигитрия с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Мозаика ц. Панагии Ангелоктисты в Кити. 2-я пол.-кон. VI в.Богоматерь Одигитрия с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Мозаика ц. Панагии Ангелоктисты в Кити. 2-я пол.-кон. VI в.Екатерины на Синае (550-565). Композицию в конхе обрамляют растительные орнаменты с символическими изображениями зверей, пьющих из «источников жизни», представленных в виде фонтанов. Подобные мотивы известны и по др. памятникам доиконоборческой эпохи: мозаики ц. Богоматери Ахиропиитос в Фессалонике, 3-я четв. V в.; собора Св. Софии в К-поле, VI в. По поводу датировки мозаики существовали различные т. зр. Я. И. Смирнов считал возможным отнести ее создание к V-VI вв.; к этой дате присоединились Ш. М. Диль, Г. Милле, О. Дальтон; А. Миго и А. Стилиану датировали памятник VI в. или эпохой Юстиниана. Ф. И. Шмит относил мозаику к IX в., М. Сотириу - к X в. Н. П. Кондаков датировал ее временем не позднее сер. VII в., В. Н. Лазарев также отнес ее к 1-й пол. VII в. и сопоставлял с мозаиками базилики вмч. Димитрия в Фессалонике, ок. 650 г. Принятой в наст. время датировкой является 2-я пол.- кон. VI в. (С. Софоклеос, Н. Хадзидакис). Иконографический тип Богоматери Одигитрии, представленный в мозаике, не мог быть создан ранее 2-й пол. VI в., в эту эпоху он уже известен в Евангелии Раввулы, 586 г., и в арм. рельефе из Алагеза. Стиль мозаики высочайшего качества исполнения также свидетельствует о ее принадлежности к этому периоду. Строго симметричная геральдическая композиция, бесплотные образы, геометрический рисунок, вытянутые пропорции родственны памятникам времени развития отвлеченного, мистического стиля 2-й пол. VI - 1-й пол. VII в. Этот стиль распространялся из К-поля в провинции, согласно периодизации Э. Китцингера, начиная от мозаики базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае, созданной столичными мастерами, и далее в ансамблях 2-й четв.- сер. VII в.: мозаиках базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура в Риме, 625-638 гг.; капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия, 642-649 гг.; базилики св. Димитрия в Фессалонике, ок. 650 г. Вместе с тем сохранение элементов, восходящих к классическому наследию, в трактовке фигур архангелов не позволяет отодвигать памятник за пределы VI в.

В куполе ц. А. П. сохранились фрески раннего XIV в. В сев. части базилики имеется пристройка XII в.- часовня святых целителей Козьмы и Дамиана - с росписью XV в., включающей фигуру конного вмч. Георгия Победоносца.

Лит.: Смирнов Я. И. Христианские мозаики Кипра // ВВ. 1897. Т. 4. Вып. 1-2. С. 1-93; Шмит Ф. И. Παναγία ̓Αγγελόκτιστος // ИРАИК. 1911. Т. 15. С. 206-239; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 231-240; Σωτηρίου Μ. Τὸ πρόβλημα τῆς χρονολογίας τοῦ μοσαϊκοῦ τῆς Παναγίας ̓Αγγελοκτίστου // BNJ. 1938. Bd. 14. Σ. 293-305; Megaw A. H. S. Mosaici parietali paleobizantini di Cipro // XXXII corso di cultura sull' arte ravennate e bizantina: Seminario intern. di studi su Cipro ed Mediterraneo orientale. Ravenna, 1985. P. 173-198; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. L., 1985. P. 48-52; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 41, 205. Примеч. 18; Sophocleos S. Icons of Cyprus, 7th- 20th Century. Nicosia, 1994. P. 12; Chatzidakis N. Greek Art. Byzantine Mosaics. Athens, 1994. P. 231-232. Pl. 21-22; Parthog G. der. Byzantine and Medieval Cyprus: A Guide to the Monuments. New Barnet, 1995. C. 215.
О. Е. Этингоф, В. Д. Сарабьянов
Рубрики
Ключевые слова
См.также