1) в Свящ. Писании и богословии - имевшие место в истории явления Бога человечеству (см. ст. Теофания); 2) в литургической жизни Церкви - один из древнейших праздников христ. календаря (греч.- ̓Επιφάνεια, Θεοφάνια).
Возникновение праздника Б. следует датировать не позднее III в. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым (это отражено, напр., в проповедях святителей Григория Неокесарийского, Григория Богослова, в древних Лекционариях и проч.); датой праздника было 6 янв. В IV в. сначала на Западе, а к кон. века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника Б. остается Крещение Господне. В наст. время повсеместно Рождество и Крещение (под названием Б.) празднуются раздельно (в правосл. Церкви службы на эти праздники имеют много общего); лишь в Армянской Церкви с VIII в. в содержание праздника Б. включается также и Рождество. Дни между праздниками Рождества и Крещения считаются святыми и радостными и отмечаются отсутствием поста (см. ст. Святки).