[Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской). Святая была супругой прп. Ионы (в миру свящ. Иоанна), основателя и строителя Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Краткие сведения о преподобной сообщает «Повесть о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции: начальная (создана в 1525-1526), 2-я, т. н. Корнилиевская (1531), 3-я (1582-1583) и 4-я (1584-1586), «Повесть» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692).
Муж Марии происходил «из московския земли», за что псковичи прозвали его Шестником (пришельцем), служил в храме в Русском конце г. Юрьева (ливонский Дерпт, ныне г. Тарту в Эстонии). В 1470 или 1471 г. Иоанн вместе с семьей перебрался в Псков из-за начавшихся преследований немногочисленных правосл. юрьевских жителей со стороны местного католич. епископа (8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Омовжи (совр. Эмайыги) юрьевского правосл. сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами). Узнав об открытии неподалеку от ливонской границы, около ручья Каменца, «Богом зданной» пещеры, Иоанн решил посмотреть на нее как на возможное место своих буд. покаянных монашеских трудов и отправился туда вместе с женой и 2 сыновьями. Семья поселилась близ пещеры в деревне на р. Пачковке.
Вскоре Мария заболела и была пострижена в иноческий образ с именем Василисса. Именно такое монашеское имя указано в начальной и 2-й редакции «Повести о Псково-Печерском монастыре», а также в главе «О п(е)реложении (в новые гробы) начальных старцев печерских», появившейся в составе «Повести» в нач. XVII в. Однако в совр. святцах указано др. монашеское имя святой - В., так она в наст. время поминается в мон-ре.
Новопостриженной инокине не суждено было выздороветь. Ее положили в могилу, выкопанную в богозданной пещере, но наутро обрели гроб поверх земли. Иоанн, посоветовавшись с духовником В., решил, что последний допустил какие-то нарушения в заупокойной службе. Духовник вновь прочитал разрешительную молитву, после чего святая была вторично погребена. Однако утром, как и в предыдущий день, ее гроб нашли на поверхности земли. Тогда Иоанн, недоумевая о происходящем, выкопал в стене пещеры, на левой стороне, нишу и поставил там гроб с телом жены. 15 авг. 1473 г. в пещере была освящена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, рядом с ней оказалась могила В., к-рая стала 1-й на монастырском пещерном кладбище. Незадолго до этого Иоанн принял постриг.
О том, что В. почиталась в мон-ре издавна, свидетельствует упоминание в «Повести» о состоявшемся 7 марта 1600 г. переложении мощей преподобной (вместе со старым обветшавшим гробом) в новый гроб наряду с мощами первых псково-печерских иноков - преподобных Марка (кон. XIV - нач. XV в.) и Ионы. Совр. память преподобной под 19 марта, вероятнее всего, приходится на день ее кончины, раньше В. поминали в обители 29 марта - вместе с преподобными Марком и Ионой. Имя В. включено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Акафист преподобным Марку, Ионе, Корнилию и В., а также отдельный акафист в честь святой, тропарь, кондак и молитва к ней составлены буд. Патриархом Московским и всея Руси Пименом во время пребывания его наместником Печерской обители (в 1949-1953). Местная канонизация В. подтверждена включением ее имени в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено по благословению Патриарха Пимена в 1987 г. (тогда же Ю. Г. Малков составил службу Собору), и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, установленный по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 г. (служба Собору была составлена в 1990-1991 Малковым при участии печерских иноков архим. Елеазара (Иванова) и архим. Нафанаила (Поспелова), опубл. в «Летописи Псково-Печерского мон-ря»).
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 фев. 2016 г. имя В. включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания