(Дорофей) (XV в.), прп. (пам. 8 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Верхнеостровский, Псковский, ученик прп. Евфросина Псковского († 1481), основатель и игумен Петропавловского Верхнеостровского мон-ря на о-ве Верхнем (совр. Белов, один из Талабских о-вов на Псковском оз.); по преданию, остров в пору основания там обители был покрыт непроходимыми лесами и служил пристанищем разбойникам.
Житие или проложная память Д. неизвестны. Д. назван в Житии прп. Евфросина, составленном ок. 1547 г. псковским свящ. Василием (Варлаамом), наряду с др. учениками прп. Евфросина - основателями мон-рей преподобными Саввой Крыпецким и Иларионом Гдовским: «Учеником его разшедшимся по местом проразсужением духовнаго их настоятеля… и тамо честныа обители въздвигшим в славу Христову съжительствовати иноческому чину… глаголю чюднаго отца Досифиа, създавшаго обитель честну святых апостол Петра и Павла на сожительство иночествующим о Христе братии в пустыни над Великим езером, на острове, зовом Верхнем» (Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 2: Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского. С. 164). В дореволюционной лит-ре встречается мнение, что Петропавловский мон-рь был основан Д. ок. 1470 г., однако Житием прп. Евфросина эта дата не подтверждается. По предположению Н. И. Серебрянского, данный мон-рь, как и др. обители, созданные учениками прп. Евфросина, был устроен «на началах строго общежительных правил», что и обусловливает, несмотря на небольшие размеры этих мон-рей, их известность, о к-рой писал автор Жития прп. Евфросина: «И доныне суть тые честные обители всеми видими, благодатию Христовою, яко светила, сияют во Псковской стране и молитвами преподобных отец» (Там же).
Согласно «Описанию о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.), Д., названный Верхнеостровским-Богословским, преставился 8 окт. (в одном из списков - 28 окт.) 6990 (1482 или 1481) г. (С. 53. № 154). Однако возможно, что круглая дата от Сотворения мира является условной (не дописанной в отношении единиц). Митр. Евгений (Болховитинов) именует святого Дорофеем. По его же сведениям, в синодике Псково-Печерского мон-ря святой назван иеромонахом.
Петропавловский мон-рь впервые упоминается в жалованной грамоте вел. кн. Василия III Иоанновича игум. Конону, датированной 16 февр. 1510 г. (Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 87-88). В 1584 г. (по др. сведениям, в 1616) Верхнеостровская обитель была приписана к Псково-Печерскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю, в 1703 г. сожжена шведами, ц. во имя св. апостолов Петра и Павла (время построения неизвестно) уничтожена. К 1710 г. мон-рь был восстановлен, вновь возведенный каменный Петропавловский храм обители был освящен 6 окт. 1710 г. До 1764 г. Петропавловский мон-рь был приписан к архиерейскому дому, в 1764 г. упразднен, Петропавловская ц. обращена в приходскую. В 1862 г. к храму был пристроен притвор и колокольня, в 1901-1906 гг. к сев. стороне храма пристроен придел во имя Д. (освящен 30 янв. 1906). После 1945 г. Петропавловский храм был закрыт.
В нач. 90-х гг. XX в., во время работ по очистке от мусора сохранившегося здания Петропавловского храма, под ним была найдена маленькая пещерная церковь, в к-рой под спудом предположительно покоятся мощи Д. Храм возвращен Церкви в 1999 г. при участии прот. Николая Гурьянова, настоятеля ц. во имя свт. Николая на соседнем о-ве Залит. Канонизация Д. совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, учрежденный 10 апр. 1987 г. по инициативе митр. Псковского и Порховского Иоанна (Разумова). Имеется краткая служба святому (тропарь и кондак) (Минея (МП). Окт. М., 2002. С. 229), а также акафист (без указания места и года изд.), изданный по благословению архиеп. Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина).
О существовании изображений Д. свидетельствует тропарь преподобному («Темже и мы, притекающе ко святей иконе твоей, умильно глаголем...»). В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 27 нояб. о святом сказано: «Рус, аки Козма, риза преподобническая, в руке свиток сжат» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 70 об.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 101).
В Петропавловской ц. на о-ве Белов сохранились 2 единоличные иконы Д. 2-й пол. XIX в. одного извода, к-рый, возможно, восходит к надгробному образу. Святой изображен средовеком с русыми волнистыми волосами на прямой пробор и небольшой раздвоенной бородой, в рост, вполоборота влево, в рясе, мантии и схиме (на одной иконе параман не виден, на плечах, вероятно, куколь), с большим крестом в деснице (у плеча) и длинными четками в левой руке. Более ранняя икона, с нек-рой индивидуализацией образа (глубоко посаженные глаза, острый нос, морщины), написанная на светло-зеленом фоне в академической манере, происходит из иконостаса придела Смоленской иконы Божией Матери (в наст. время в главном иконостасе церкви). Образ посл. трети XIX в. (находится в интерьере храма) с надписью на золотом фоне: «Стый пре: оцъ нашъ Досифей», тоже исполнен с приемами светотеневой моделировки формы.
Д. представлен в рост, в монашеской мантии и куколе в числе подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В группе Псковских святых (во 2-м ряду, волосы и борода с проседью) он изображен на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на совр. повторениях этой композиции: 1997 г. работы Н. Е. Алдошиной из иконостаса соименного придела московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках; 2002 г. работы М. В. Пыжова из храма Воскресения Христова в Сокольниках в Москве и др. Фигура преподобного в рясе, парамане и мантии, с куколем на плечах, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке включена под 8 окт. в лицевые святцы рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собр.). Образ Д. встречается в совр. композициях Собора Псковских чудотворцев (напр., в правой группе на 2 иконах в Троицком соборе Псковского кремля).