ВЕНИАМИН
Том VII , С. 633-634
опубликовано: 4 декабря 2009г.

ВЕНИАМИН

(Глебов Василий Алексеевич; 31.12.1885, Смоленск - 6.03.1938, Ленинград), еп. Рославльский, вик. Смоленской епархии. Из семьи священника, секретаря Смоленского архиерея. В 1906 г. окончил Смоленскую ДС, в 1911 г.- юридический фак-т Харьковского ун-та. В окт. 1913 г. поступил в Пафнутиев боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь, в 1915 г. принял монашеский постриг. С 1916 г. состоял в братии смоленского Троицкого мон-ря (архиерейского дома), был рукоположен во иеромонаха. В 1918 г. мобилизован в Красную Армию, служил в тыловом ополчении в Смоленске.

26 сент. 1920 г. в московском храме во имя прп. Сергия в Рогожской слободе В. был хиротонисан во епископа Рославльского, викария Смоленской епархии, хиротонию возглавил св. Патриарх Тихон. Во время кампании по изъятию церковных ценностей, пытаясь предотвратить столкновения, 29 марта 1922 г. обратился к приходам Рославльского у. с воззванием, в к-ром призывал «выполнить все требования комиссии по изъятию; при изъятии попросить лишь оставить священные сосуды, но если бы и их потребовали, то отдать со спокойным сердцем, испросить лишь самое необходимое для богослужения».

В период острого кризиса высшей церковной власти, когда Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923) и власть узурпировало обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) (см. Обновленчество), В. склонялся к признанию полномочий последнего и, как свидетельствует письмо В. архиеп. Антонину (Грановскому) от 23 апр. 1923 г., не отрицал возможности церковных реформ, к-рые должны были осуществляться по программе «Союза церковного возрождения», возглавляемого архиеп. Антонином, а не по программе «Живой церкви», руководимой В. Д. Красницким (Антонин выступал против требований «Живой церкви» о введении второбрачия духовенства, закрытии всех мон-рей, упразднении епископата и др.). В Рославле к кон. 1922 г. существовала небольшая группа сторонников «Живой церкви» во главе с прот. В. Ширяевым, значительное количество общин во главе с настоятелем Преображенского мон-ря архим. Рафаилом (Баутиным) разделяло программу «Союза церковного возрождения». В. пытался примирить общины вик-ства, однако все его усилия закончились тем, что 31 окт. ВЦУ уволило В. «на покой... с назначением местожительства в г. Задонске Воронежской губ.» (20 сент. «был уволен на покой» архим. Рафаил). (Увольнение В., возможно, имело одной из причин конфликт между руководителями «Живой церкви» и «Союза церковного возрождения», в результате к-рого 22 сент. 1922 г. архиеп. Антонин заявил о своем разрыве с живоцерковниками и выходе из ВЦУ, 23 сент. постановлением ВЦУ он был освобожден от всех должностей.)

Осенью 1922 г. В., по-видимому, предполагал уехать из Рославля. 13-24 нояб. 1922 г. совет правосл. общины, принявшей в пользование рославльский Преображенский мон-рь, постановил: «Никакого В.Ц.У. как духовного руководителя над собой не признавать и в молитвенное общение с ним не входить. Оставаясь строго православными, признавать своим духовным руководителем и главою еп. Вениамина Рославльского, просить его оставаться в г. Рославле». 5 февр. 1923 г. совет полоцкого Софийского правосл. братства направил В. письмо с просьбой в случае, если слухи о его намерении оставить Рославль («из-за своих строго православных взглядов на обновленческое движение») и уйти на покой правдивы, возглавить православных в Полоцке в их противостоянии обновленцам.

Постановление об «увольнении на покой» В. и архим. Рафаила и сообщение о том, что они не подчинились этому постановлению и остаются в Рославле, ВЦУ направило в Смоленский губполитотдел (поступило 23 дек. 1922). 27 февр. губотдел ГПУ предложил уполномоченному по Рославльскому у. арестовать В. и архим. Рафаила. 8 марта 1923 г. В. был арестован, заключен в смоленский исправдом, 27 марта переведен в дом предварительного заключения № 2. На вопрос следователя об отношении к проблеме церковного управления в новых исторических условиях В. сказал: «Высшая церковная власть в православной Церкви должна принадлежать поместному российскому Собору православной Церкви и тем органам, к-рые он создаст, и до созыва Собора право созвать cобор принадлежит Высшему церковному управлению... Реформы в Церкви необходимы, и я им сочувствую». Вскоре в ГПУ поступило ходатайство верующих (с многочисленными подписями) об освобождении В. и архим. Рафаила. В ходатайстве, в частности, говорилось, что В. и архим. Рафаил «никогда не были против советской власти… оба они истинные христиане, учили нас и словом, и примером любви и нравственности в духе христ. веры, чем способствовали уменьшению хулиганства и разного рода проступков и пороков (пьянство и проч.)… Оба никогда не были корыстными, всегда довольствовались тем весьма немногим, что мы могли дать им (еп. Вениамин заявлял, что ему нужно только иметь 1 ф. хлеба в день), чем и учили нас довольствоваться тем же, в настоящее тяжелое время и не искать богатства и прочих благ мира».

10 апр. 1923 г. в Смоленском губотделе ГПУ было составлено обвинительное заключение, в к-ром говорилось, что главная вина В. и архим. Рафаила состоит в противостоянии «Живой церкви»: «Глебов… являлся главой реакционного духовенства и в целях активного противостояния обновленческому движению церкви бросил лозунг автокефальной церкви... Еп. Вениамин достиг того, что подчиненные ему в церковном отношении попы один за другим стали подавать заявления о непричастности их к т. н. Живой церкви, и вообще гр-н Глебов как епископ своим авторитетом, отмежевавшись под давлением архим. Рафаила от всех обновленческих групп... хотел создать в Рославле крепкую автокефальную церковь с тихоновской окраской... Этим фактом они объявили беспощадную и успешную борьбу с обновленцами и тем самым создали бы невозможность обновленческому движению иметь желательное развитие». Предлагалось выслать В. и архим. Рафаила «в места отдаленные Сибири и Севера».

22 мая 1923 г. В. направил в ГПУ прошение, в к-ром заявлял, что «никогда не занимался измышлением и распространением ложных слухов или непроверенных сведений, могущих... возбудить недоверие к власти или дискредитировать ее», и просил поскорее рассмотреть дело и освободить его из заключения ввиду слабости здоровья. 7 июня 1923 г. он был переведен в Москву в Бутырскую тюрьму. Здесь обвинение было переформулировано в стандартное - «антисоветская деятельность и контрреволюционная агитация». По постановлению Коллегии ОГПУ от 8 авг. 1923 г. архиерей был освобожден, дело следствием прекращено. После освобождения жил в Москве, служил в церквах свт. Митрофана и свт. Николая Явленного на Арбате. 12 апр. 1925 г. подписал акт о вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского). 28 апр. В. был вновь арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации и распространении злостных непроверенных слухов с целью дискредитирования сов. власти», заключен в Бутырскую тюрьму. Обвинение не подтвердилось, 22 мая епископ был освобожден, дело следствием прекращено.

С 1926 г. жил на хуторе Крутяки Бологовского р-на на иждивении сестер. В 1928 г. поселился в Ригодищинской сельскохозяйственной монашеской артели в Ленинградской обл. С 1930 г. жил в г. Валдае, вел замкнутый образ жизни, в 1932 г. ездил в Москву для лечения. Арестован 17 февр. 1938 г., заключен в тюрьму в г. Ст. Русса. Обвинялся в том, что, «будучи непримиримым врагом сов. власти, среди населения систематически проводил контрреволюционную агитацию, распространял провокационные контрреволюционные слухи о скорой гибели советской власти. Проводил контрреволюционные сборища, устраивая их под видом религиозных обрядов». На допросах В. признал, что «враждебно настроен к политике ВКП(б) и советского правительства». Расстрелян по постановлению особой тройки УНКВД по Ленинградской обл. от 4 марта 1938 г. Реабилитирован заключением прокуратуры Ленинградской обл. 26 апр. 1989 г.

Арх.: Архив УФСБ России по Смоленской обл. Д. 10912-с; ЦА ФСБ России. Д. Р-25248; Архив УФСБ России по Новгородской обл. Д. 1а/10909; Урбанович Г., свящ. Гонения на РПЦ в Смоленске в 20-е годы XX в. (по мат-лам смоленских архивов): Курс. соч. / СПбДА. СПб., 1999. С. 100-102. Ркп.; Богослужебный дневник Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, 1917-1925 / Сост. Е. С. СПбДА, б-ка. Ркп. С. 58, рукоп. вставка.
Ист.: Тур. Мощи // Ленингр. правда. 1928. № 144. С. 3; Книга памяти жертв полит. репрессий Новгородской обл. Новгород, 1994. Т. 2. С. 89; Акты свт. Тихона. С. 415-416; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 385, 415.
Лит.: Петров М. Н. Крест под молотом. Новгород, 2000. С. 275-276, 335.
Ж. Р. Багдасарова, Н. Ю. Васильева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДАНИИЛ († 1397), еп. Смоленский
  • ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский